Posted on

Ирина Муравьёва — биография, личная жизнь — Рамблер/кино

Отечественный кинематограф невозможно представить без Ирины Муравьевой. На счету творческой биографии советской и российской актрисы порядка 44 киноролей. Зритель каждый раз ждет с нетерпением новых работ с ее участием и с удовольствием пересматривает ранние, ставшие классикой кинематографа. Поклонники, а их у «Самой обаятельной и привлекательной» немало, стараются не упустить из вида ни одну деталь и быть курсе всего, в том числе и личной жизни любимицы.

В 1994 году Ирину Муравьеву удостоили звания Народной артистки РФ. Умение вживаться в судьбы своих героинь покорило не одно поколение граждан советского и постсоветского пространства.

Биография Ирины Муравьевой

Коренная Москвичка Ирина Муравьева родилась 8 февраля 1949 года. В тяжелое для страны время ее отец сразу по окончании школы ушел добровольцем на фронт. Дошел до Германии, где и встретил свою любовь. Он освободил девушку, угнанную немцами из Белоруссии и взятую в плен, вскоре влюбленные поженились, у них родились дочери. Девочек воспитывали в строгости, следя за тем, чтобы они вовремя приходили домой и не позволяли себе ничего лишнего с противоположным полом.

yandex_ad_1 Благодаря умению мамы хорошо шить, сестры всегда выглядели безупречно.

Школьным успехам Ирины можно было позавидовать, она отлично училась, зная, что даже четверка в дневнике сильно огорчит родителей. Местный кружок актерской самодеятельности, в котором участвовала будущая знаменитость, помог раскрыться с творческой стороны. Она уже тогда твердо решила, кем хочет стать.

Интересно! Сергей Захаров — интересные факты из биографии

Окончив десятилетку, Ирина подала документы сразу во все столичные театральные ВУЗы. Но везде получила отказ. Несмотря ни на что, Муравьева не опустила руки решив совместить работу и подготовку к экзаменам.

Практически один в один история повторилась и на следующий год. Студия при детском театре, была единственным местом, куда ее приняли. По окончании учебного заведения, девушка осталась там работать. Целеустремленная Муравьева не собиралась расставаться с мечтой и все-таки поступила в ГИТИС имени А. В. Луначарского, выбрав заочное отделение.

С 1973 года Ирина Муравьева снимается в кино. В картине детективного жанра «Чисто английское убийство» ей довелось сыграть Сюзанну. Это была одна из первых значимых ролей восходящей актрисы.

Затем последовало предложение от Владимира Меньшова поучаствовать в фильме «Москва слезам не верит», в последствие ставшим легендарным. Сценарий авантюристки, поначалу Ирине не понравился, но она ответила на предложение согласием и ни разу в будущем, об этом не пожалела.

Интересно! Арашуков Рауф — новые скандальные подробности

По мнению актрисы, ее героиня была грубая, неотесанная, а местами даже пошлая. Все это Муравьева терпеть не могла в жизни. Но именно роль Людмилы принесла артистке Государственную премию СССР, всенародную славу и любовь. Затем от предложений не было отбоя. С 1993 года Муравьева совмещала работу на съемочной площадке со службой в Малом театре.

Личная жизнь и семья Ирины Муравьевой

Биография обаятельной актрисы заслуживает внимания. Общаясь с журналистами, Ирина Муравьева не раз признавалась, что на первом месте для нее всегда была карьера. О личной жизни, и тем более рождении детей, всерьез не задумывалась.

yandex_ad_2 Встреча Леонида Эйдлина и актрисы произошла во времена ее работы в театре. Вскоре, режиссер сделал предложение девушке. В 1973 году они поженились. Молодожены умело скрывали свои отношения, коллеги по работе узнали о свадьбе лишь спустя полгода. После двух лет брака у супругов родился первенец — Даниил.

А спустя еще восемь лет второй сын — Евгений. Глядя на фото из личного архива, на котором они втроем, не остается и капли сомнения, счастье великой женщины в материнстве и семье. Она сама вела хозяйство, по выходным и праздникам пекла фирменные пирожки с капустой.

Ирина оказалась очень хорошей женой и мамой, настоящей хранительницей очага. В отличие от других отпрысков, родившихся в актерских семьях, ее дети росли дома. А не в пыльных театральных закулисьях, чем она очень гордится.

Ирина не раз без колебаний отказывалась от интересных ролей, потому что не с кем было оставить детей. Пока они были маленькими, никогда не позволяла себе покинуть пределы Москвы. О многомесячных экспедициях не могло быть и речи.

В многосерийном сериале «С новым счастьем» мама и сыновья снялись вместе. Мальчикам достались эпизодические роли. Старший Даниил окончил юридический вуз, и параллельно прошел курс актерского мастерства. Евгений тоже пошел по стопам родителей, окончив ГИТИС.

Но вскоре решил сменить сферу деятельности и с головой окунулся в ресторанный бизнес. Но его постигла неудача, дело прогорело в 2017 году.

include_poll2327

Сыновья подарили родителям, Ирине Муравьевой и Леониду Даниловичу Эйдлину внуков. Двух замечательных мальчиков — Ивана и Леонида. В 2005 году появился ребенок у старшего Даниила, а в 2017 у Евгения.

К сожалению, расставание старшего сына с матерью его ребенка, негативно отразились на артистке. Сейчас у нее нет возможности видеться и общаться с внуком.

В 2014 году в биографии известной актрисы Ирины Муравьевой случилась трагедия. Любимый супруг, которому она посвятила себя целиком и полностью, попал в больницу с инсультом. Это случилось в конце января, а в феврале его не стало. Артистка долго не могла прийти в себя и вернуться к обычному образу жизни.

Женщина перестала посещать светские мероприятия и наотрез отказывается общаться с журналистами. Ее редко можно увидеть в кино. Хотя, создатели популярных телевизионных проектов до сих пор хотят видеть ее в сериалах. Поговаривают, будто она с головой ушла в религию.

Сейчас личная жизнь актрисы — это дети и внуки. В 2003 году в СМИ появилась информация, будто самая обаятельная и привлекательная уходит в монастырь. На такие предположения представителей журналистской братии натолкнула роль прихожанки-свечницы, которую Муравьева сыграла в мелодраме «Спас под березами» 2003 года выпуска.

Длительное отсутствие народной артистки всерьез обеспокоила поклонников, породив разговоры о том, жива ли их любимица сейчас. А между тем, коллеги по цеху отмечают, что после смерти супруга, здоровье Ирины Муравьевой пошатнулось.

В день своего рождения, артистка сделала исключение для первого канала и приняла приглашение заглянуть в гости к Родиону Газманову и Ирине Пудовой — ведущим программы «Утро начинается». Это был настоящий подарок для почитателей ее таланта.

Самые известные фильмы

За плечами актрисы театра и кино множество ролей, каждая из них достойна аплодисментов публики. Среди самых популярных такие картины, как:

«Москва слезам не верит» — 1979 (Люда, жена спортсмена подающего большие надежды в хоккее). Повествует о жизненных перипетиях трех подруг.

«Карнавал» — 1981 (Нина Соломатина). Судьба героини Муравьевой очень похожа на ее собственную жизнь. Ей точно так же пришлось упорно доказывать, что она творческая личность, но в отличие от провинциальной девушки Нины, Ирине повезло больше, ее мечта стать актрисой осуществилась.

«Самая обаятельная и привлекательная» — 1985 (Надежда Клюева). После выхода на экраны, женщины стали повторять ключевые слова словно мантру, приобретая уверенность в себе.

«Артистка из Грибова» — 1988 (Галина Владимировна Кадетова). Фильм повествует о неудавшейся карьере и личной жизни артистки. Ей приходится довольствоваться радиопостановками в детском театре.

«С Новым счастьем» и « С новым счастьем — 2» — 2001 (Вера). История о женщине, которую бросил супруг после 20-ти лет совместной жизни. Все бы ничего, если бы не одно «но». Он променял ее на девушку их сына.

«Спас под березами» — 2003 (Анна Тимофеевна, хозяйка церковной лавки). Двенадцати серийный фильм рассказывает о жизни прихода и людей, регулярно посещающих его стены.

«Не родись красивой — 2005-2006 (мать главной героини Екатерины Пушкаревой). Сериал о судьбе образованной девушке абсолютно не привлекательной внешности, которой выпадает счастливый билет.

Каждое появление Ирины Вадимовны Муравьевой на экране, настоящий праздник для зрителя. Она одна из немногих, кому удается даже эпизодическую роль сделать яркой и запоминающейся. К сожалению, в последнее время Ирина не часто снимается в кино.

Творчество народной артистки не ограничивается работой на съемочной площадке. Она отличная театральная актриса. Кроме того, у нее большой опыт по озвучиванию мультфильмов. В 80 годы прошлого столетия вела передачу «Будильник», собирая у экранов детскую аудиторию.

Благодаря хорошим вокальным данным, преуспела в записи детских песен. А еще, выступила в роли радио ведущей программы «Театральный кружок» на «Детском Радио» в 2010 году.

Ирина Муравьева сейчас — новости 2019 года

Многие бы хотели как можно больше узнать о биографии и личной жизни Ирины Муравьевой. 8 февраля 2019 года, в день ее 70-ти летнего юбилея, она согласилась на небольшое интервью. Женщина охотно говорила о рабочих моментах, но тему семьи попросила не затрагивать.

Ирина Вадимовна всегда старалась уберечь родных от чрезмерного внимания, считая, что публичный человек тоже имеет право на личное пространство.

В настоящем, профессиональная деятельность Ирины Вадимовны Муравьевой связана с Малым театром, служению которого она отдала двадцать шесть лет. Сейчас полным ходом идет работа над новым спектаклем «Всегда зовите Долли» где актрисе отведена главная роль. По предварительным данным, премьера назначена на апрель.

В настоящий момент в афише Малого театра лишь две постановки с участием Муравьевой. Это:

«Женитьба» — Фекла Ивановна;

«Восемь любящих женщин» — Бабушка.

А еще, любимая несколькими поколениями артистка отправляется на гастроли в Израиль с антрепризной постановкой «На струнах дождя». Таковы последние новости 2019 года о самой обаятельной и привлекательной Ирине Муравьевой.

Личная жизнь и карьерные успехи Ирины Муравьевой

Ирина Вадимовна по сей день остается в списке кинозвезд первого эшелона. В свои 71 она продолжает активно продвигаться на театральной сцене, радуя зрителей яркими перевоплощениями. А сегодня, 8 февраля, народная артистка отмечает день рождения.

Если попросить старшее поколение назвать самые известные киноработы Муравьевой, сразу вспоминаются «Карнавал» и классика жанра – «Москва слезам не верит». Поколение молодежи тут же припомнит актрису в долгоиграющем сериале «Не родись красивой». Там она сыграла жену бывшего военного, и по совместительству маму главной героини.

Широко известна Ирина Вадимовна и театральным завсегдатаям. Она все еще является частью труппы Малого театра. Поклонники специально приходят посмотреть на игру любимицы, заваливая ее по окончании спектакля цветочными букетами в знак признательности.

Необычное признание

Свой творческий путь актриса начинала на подмостках Центрального детского театра. Там ей чаще всего доставались роли мальчиков или каких-то мифических персонажей. Из-за озорного характера и примечательной внешности публика полюбила героев Ирины.

После того, как в театре сменился режиссер, здесь приняли решение поставить новый спектакль. Новичком оказался Леонид Эйдлин, с которым потом красавица-хохотушка свяжет себя узами брака. В свою новую работу «Сказка о четырех близнецах» он позвал Муравьеву.

А в финальной сцене постановки по плану два их героя должны были вместе уйти со сцены, крепко держась за руки. Эйдлин решил устроить творческое дополнение в прописанном сценарии. И в финале надел на голову приглянувшейся барышни свадебную фату.

Оказывается, к тому моменту мужчина уже понял, что испытывает чувства к милой партнерше по сцене. Причем довольно долго парочке удавалось скрывать отношения от других коллег. А когда будущая ячейка общества огласила о своих планах остальных работникам театра, народ был крайне удивлен. Никто и не подозревал, что всегда выглядящий солидно и по-взрослому режиссер захочет жениться на немного наивной Ирине.

Вообще история любви этой творческой пары очень трогательная. Леонид представлялся юной деве настоящим рыцарем. Он мог защитить ее от жестокостей внешнего мира, проявить заботу. Но несмотря на то, что мужчина казался человеком надежным, Муравьева все равно постоянно испытывала тоску по дому.

В самый первый день после официального замужества актриса расплакалась. Все дело в том, что она быстро заскучала по дому. Ведь там ее любили, всегда старались поддержать. Мама обычно по вечерам грела для любимой доченьки молоко. А в качестве маленького подарка подкладывала шоколадку под подушку. В новом же доме девочка должна была превратиться в женщину. Ирине предстояло занять пост настоящей хозяйки и преданной супруги для своего уважаемого в театральной среде супруга.

Но совсем скоро мысли о доме и родительской опеке стали отходить в сторону. Артистка узнала, что находится в интересном положении. После заявления о том, что ей хотелось бы уйти в декрет, коллеги отнеслись к подобному решению неоднозначно. Из-за того, что карьера Ирины Вадимовны резко пошла вверх, никто не мог понять, зачем ей сейчас было возиться с детьми. Ведь забеременеть можно было и попозже, когда уже за актрисой закрепился бы статус кинозведы советского масштаба. Но желающая стать матерью Муравьева советы посторонних слушать не стала, а решила рожать.

Как выяснилось позже, для женщины семья навсегда осталась в приоритете. Она запросто могла отказаться от интересного предложения в кино только ради того, чтобы провести больше времени с детьми.

В 1975 году у нее родился первенец. Назвали мальчика Даниилом. А на второго пара решилась только в 1983 году. Сына назвали Евгением. Оба наследника всегда купались в материнской любви. Она не отказывала им, если требовалось уделить внимание. Даже могла не поехать на гастроли, если что-то случалось с малышами.

Не практиковала знаменитость и таскания детей по закулисью театра. Часто случалось так, что театральные актрисы водили детей на репетиции с собой, а малыши засыпали прямо за сценой. Муравьева себе подобного не позволяла. Внимательно она следила и за тем, чем питались ее мужчины. Никаких бутербродиков на скорую руку. Все всегда было готово вовремя, а кормили в семье вкусно и сытно.

Образцовая семейная жизнь с печальным концом

В отличие от многих сегодняшних селебрити актриса предпочитала не распространяться о личной жизни. Вполне вероятно, что такое поведение смогло уберечь уютное семейное гнездышко от сплетен и едких колкостей недоброжелателей.

Коллеги звезды «Москва слезам не верит» в своих интервью всегда подчеркивали, что Муравьева сохраняла нежность к мужу на протяжении всей жизни. Если им приходилось расставаться из-за гастрольной деятельности, то парочка быстро начинала скучать друг по другу. Леонид Данилович часто баловал любимую женщину цветами по поводу и без. А в разлуке они постоянно держали связь, перезванивались.

Звал именитый режиссер опытную супругу и в несколько своих проектов. Так им удавалось совмещать творческую и личную жизнь, не расставаясь надолго.

Семейное счастье оборвалось поле того, как режиссер покинул этот мир шесть лет назад. Тогда он стал жертвой инсульта, а врачи помочь не смогли. Чтобы перенести навалившуюся тяжесть потери, Муравьева отказалась давать интервью и заперлась в квартире.

Со временем ситуация стала немного сглаживаться. Главным образом благодаря положительному влиянию сыновей и внуков. Ирина Вадимовна вернулась к рабочему графику в Малом театре, где трудится и сегодня.

В день рождения народной артистки поклонники звезды желают ей внутренних сил и вдохновения, чтобы любимица еще долгие годы могла радовать их новыми ролями. А они обязательно ответят ей горячими аплодисментами и букетами цветов.

Подпишись на канал FTimes в Яндекс.Дзен

Ирина Муравьева: путь к узнаванию себя

У Ирины Муравьевой есть любимая фраза: «свой возраст не скрываю, потому что за студента замуж не собираюсь». «Самой обаятельной и привлекательной» исполняется семьдесят лет и на самом деле это даже странно, потому что Муравьева — человек молодого амплуа. Так писали про нее в газетах, так написано было на роду. Двадцатилетней она играла в Центральном детском театре (теперешний РАМТ) мальчишек, а шестнадцатилетнюю Нину Соломатину из «Карнавала» — когда ей было изрядно за тридцать. И при этом не была Муравьева такой миниатюрной Золушкой вроде Янины Жеймо и сильно моложе своих лет никогда не выглядела. Вечные сорок. Молодость — имелось в виду как характеристическая деталь. Искренняя, открыто реагирующая на все, не умеющая скрывать эмоции.

Наряду с блестящими фильмами вспоминается еще и передача «Квартирный вопрос» десятилетней давности. Помните, когда актрисе сделали кухню, а она, как ни старалась — не смогла скрыть, что получилась ерунда. «Не хватает рогов и будет домик лесника!» — говорила чуть не плача.

Как правильно отмечали редкие журналисты, со своими многословными, суетливыми героинями Муравьева имеет мало общего. Никакая не авантюристка. Ни на кладбищах, ни в библиотеке с мужчинами не знакомилась, всю жизнь прожила с одним человеком, предпочитая патриархальный уклад жизни. Очень ранимая, осторожная.

Муравьева - человек молодого амплуа. Так писали про нее в газетах, так написано было на роду Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Муравьева — человек молодого амплуа. Так писали про нее в газетах, так написано было на родуФото: GLOBAL LOOK PRESS

С юных лет выбрала для себя один образ. Это свое удлиненное каре и ободок на все случаи жизни. Вечноузнаваемая Нина Соломатиной из «Карнавала». В общественных местах ее встречают фразой:

— Вы же Ирина Муравьева? Как время летит. Как вы постарели.

— Может, я потому перестала ездить в троллейбусах. Неудобно же сказать человеку: сам дурак. Вы у нас молодеете, а я одна старею, — возмущалась она. Впрочем, не то чтобы возмущалась, а скорее, удивлялась.

На одной из встреч со зрителями ее попросили назвать самый яркий эпизод в жизни. А она вдруг задумалась надолго и сказала невпопад, что не ожидала, как стремительно летит жизнь. В одно мгновение.

Двадцать лет назад, когда журналистка «КП» Галина Сапожникова спросила Муравьеву, чем та будет заниматься лет через двадцать, та ответила, что театр — не главное в ее жизни, поэтому она будет подметать где-нибудь или сторожить. К счастью, Ирина Вадимовна продолжает работать в «Малом». Вообще, в том, что говорила Муравьева о себе журналистам — мало правды.

«Я не даю интервью»

Есть куча артисток, которые не жалуют журналистов. Но Муравьева в этой череде занимает особое место. Про то КАК она не любит интервью — легенды складывают. Обычно с предложения «Ирина Муравьева» никогда не дает интервью» — начинаются все материалы о ней.

Если проявить власть -Муравьева подчиняется. Это еще Меньшов заметил. Как-то Муравьева стала протестовать против прически в «Москва слезам не верит». Помните эпизод, где с одинаковыми вавилонами «сестры» встречают гостей. Режиссер на Муравьеву прикрикнул. И сам удивился сам тому, что все прошло как по маслу.

Как правильно со своими многословными, суетливыми героинями Муравьева имеет мало общего

Как правильно со своими многословными, суетливыми героинями Муравьева имеет мало общего

Если журналисту не спасовать перед отказом народной артистки России и строго сказать: «Ирина Вадимовна, надо», то Ирина Вадимовна неожиданно сдается.

Были случаи, приходила к ней журналистка аж в гримерку перед спектаклем и потом с удивлением рассказывала, как Муравьева надевала при ней колготки и еще советовалась, какого цвета предпочесть. Другую актриса позвала домой, угостила вареньем и пирожками, а на вопросы так и не ответила.

Если разговор все-таки случается, то Ирина Вадимовна ведет себя как ребенок у зубного врача и через каждый вопрос интересуется: «ну что, все?» «Мы закончили?» «Можно идти?»

Или начинает троллить, давая странные ответы, лишь бы отстали: «Что это вы такие сложные вопросы задаете. Давайте лучше о цветочках поговорим».

— Вы хотели бы, чтобы вас называли Ермоловой своего времени?

— Нет, скорее, Львом Толстым.

Но в этом ее поведении нет актерской вредности, нет кокетливого «не лезьте мне в душу». Там совсем другое. Как признавалась сама, ей просто неприятно не узнавать себя в этих интервью. Журналисты конечно же заявляют, хахаха, у нас есть диктофонная запись, еще как узнаете. Но запись не спасает.

В архивах библиотеки киноискусства хранится смешная публикация из девяностых, где корреспондент на полстатьи описывает, как ходил к Муравьевой, как поговорили, как ждали правок, а их несколько месяцев все не было и не было. Журналист звонил каждый день, а Муравьева все правила и правила. Наконец терпение редакции лопнуло. Позвонил редактор, сказал строго: «Высылайте как есть, очень надо». Выслала. В переделанной статье все осталось как было.

Обидевшийся корреспондент написал. Мы все равно благодарны Муравьевой, она подала хорошую идею. Давайте, актеры сами себе будут задавать вопросы, сами себе будут отвечать и никакие журналисты их отвлекать не будут.

Впрочем, даже эта мера не помогла бы. Если ты не знаешь, какой ты на самом деле — ты не сможешь себя узнать нигде. Ни в интервью, ни в фильмах, ни в интерьерах…

Вспоминается пресловутый «Квартирный вопрос», когда актрисе испортили кухню. Многие тогда встали на сторону Муравьевой, но более внимательные люди заметили: на вопрос, какой вы хотите видеть свой интерьер, героиня растерянно ответила, что не знает. А в прошлом году ситуация повторилась. Уже другая передача опять взялась переделывать Муравьевой кухню. Актриса расчистила пространство в доме и опять призналась, что не знает, чего хочет.

«Почему вы так мало снимались».

Когда на экраны вышел фильм «Москва слезам не верит», кинокритики аж подскочили. Где была такая замечательная артистка столько времени. «Неужели столь профессионально и уверенно выступила дебютантка? Увы — нет. Увы — потому что стаж актрисы Муравьевой насчитывает десять лет. Десять лет потерянных для кинематографа», — писала кинокритик Татьяна Савицкая.

Сколько лет потеряно для кинематографа после девяностых — вообще страшно сказать. А зрители все удивляются, что такая хорошая, такая запоминающаяся артистка так рано ушла с экранов.

Ситуация та же, что и с интервью. Муравьева не любит сниматься, потому что себя не узнает. Ее считают великолепной артисткой кино. А она твердит «Я — артистка театра». Ну да, театральные роли ведь гораздо сложнее пересмотреть, чтобы не узнать.

Вообще нет ни одной роли, где бы она себе нравилась. Про фильм «Москва слезам не верит», сделавший ее знаменитой, сказала так: «Все, что мне противно, все, что я ненавижу — вылезло на экране. Такая моя героиня получилась противная…»

Известна история, что от «Самой обаятельной и привлекательной» она настойчиво отказывалась. И благо что режиссер Геральд Бежанов — восточный человек, не привыкший встречать отказы, особенно от женщин. Он проявил настойчивость. Осаждал. Уговаривал. Муравьева покорилась. Долго ненавидела фильм, когда про него спрашивали — краснела и извинялась. И только относительно недавно призналась, что пересмотрела и с удивлением поняла, надо же, кино-то неплохое.

Ирина Вадимовна продолжает работать в «Малом» Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Ирина Вадимовна продолжает работать в «Малом»Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Что на самом деле

Какую роль вы бы хотели сыграть? — интересуются журналисты.

— Никакую! — отвечает Муравьева.

— Вы мечтали быть артисткой?

— Нет, я хотела быть учительницей!

Кто она? Муравьева — коренная москвичка выросшая в самых заповедных районах города. Жила на Большой Пироговской, неподалеку от Новодевичьего монастыря, в двухэтажном домике, во дворе которого росли яблони и гуляли курочки. Она никогда не задерживалась допоздна, не играла с подружками и опрометью бежала домой после школы, чтобы мама не заругала.

На месте теперешнего пруда жил цыганский табор и родители Ирины то ли в шутку, то ли всерьез говорили, что отдадут их с сестрой к цыганам, если те будут плохо себя вести.

Но они вели себя хорошо.

А еще с детства Ирина считала себя некрасивой. «Я же на себя в зеркало смотрела. Нисколько на артистку не похожа. Брови белые, ресниц нет. Вся в веснушках. Смотрела и думала: «просто девочка-урод». Когда во время поступления в Щукинское встретила Наталью Гундареву, расстроилась, вдруг поняв, что Гундаревой всего-то надо, что похудеть, чтобы все было хорошо. А ей — сколько всего…

В «Карнавале есть эпизод», когда Нина Соломатина, набрав в рот камушков, повторяет «Кукушка кукушонку купила капюшон». Подобный эпизод был и в жизни Муравьевой. Она не поступила ни в Щукинское, ни в Щепкинское, Может быть, виной тому «фифект фикции»: она «дзякала», вместо «дя» говорила «дзя».

Известна история, что от «Самой обаятельной и привлекательной» Муравьева настойчиво отказывалась

Известна история, что от «Самой обаятельной и привлекательной» Муравьева настойчиво отказывалась

Господин хороший

«Господин хороший, Волька Ибн Алеша», — наверное, все советские дети помнят пластинку с мюзиклом «Хоттабыч», заслушанную до дыр. «В дверях появилось странное существо в парандже с опахалом в руках и в школьном белом переднике», — объявлял диктор. Это существо немножко противным голосом пело арию про «господина хорошего». Роль была одним из первых появлений Муравьевой на пластинке и чуть ли не единственной, которая взыскательному художнику Ирине Вадимовне нравилась.

Она играла «Женьку», девочку, превращенную в рабыню: «Отныне, отныне я ваша рабыня».

Муравьева поступила в студию при ЦДТ заочно закончила ГИТИС и блестяще играла в детском театре. Здесь раскрылся комедийный талант Муравьевой. Недоброжелатели, конечно, долго еще упрекали Муравьеву, что и во взрослых ролях у нее сохранился «ТЮЗовский» налет. Что в этом плохого, правда, не совсем понятно. Но факт в том, что даже во взрослых ролях ее обожают смотреть дети.

В этом и заключается феномен «молодости» Муравьевой. Когда ты неусыпно находишься под чьим-то всевидящим оком, когда считаешь себя некрасивым, самое простое и безопасное — все время оставаться ребенком и комиковать.

Какая она на самом деле? Актеры, друзья и коллеги в один голос говорят, что очень классная, веселая, светлая. Евгений Стеблов рассказывал, как на репетиции спектакля «Братья Карамазовы», где Муравьева играла Грушеньку она бросалась ему в ноги, вся в слезах, а сама тем временем выдирала волосы из ноги актера.

Но такие смешные эпизоды и для нее самой — редкость. Муравьева живет очень осторожно.

На празднование пятидесятилетия артистки коллеги из Малого театра устроили капустник. И впали в ступор.

«Мы в поздравлениях едки и суровы,

Мы юбиляров не щадим,

Но что нам петь про Иру Муравьеву —

Никак мы не сообразим, — пели они.

В тексте песни актеры долго перебирают все, в чем Муравьева не была замешана: «Хотя бы мужу изменяла, подолгу дома не жила… Она ж не курит и не пьет, причин для сплетен не дает, жена прекрасная и мать и на тусовках не видать»… И, наконец, решают ее скомпрометировать сами: расцеловать, кто куда успеет и заснять на камеру.

Как поздравят Муравьеву в этом году — вопрос. Может быть она ответит на него 14 февраля на творческом вечере.

Но понятно, что семьдесят — не ее возраст. Ее душевное развитие отстает от физического, как она сама и признавалась. По факту ей не семьдесят, а, может быть, двадцать пять или тридцать. И она до сих пор находится в развитии. И театр ей — наставник, который дает ей возможность расти и взрослеть.Муравьева чуть ли не единственная актриса, которая не отделяет роли от себя. Например, признается, что играет только хорошие роли в театре, потому что «все они откладывают отпечаток на жизнь». Как признавалась в редкую минуту откровения, больше всего ей нравится играть чеховские роли, потому что, «если играешь Чехова — становишься лучше». Потому и выбрала театр, а не кино. В служении театру — желание подчиниться, найти опору. Как Фома шел по камням, так она идет по своим ролям, чувствуя в них опору по жизни.

Кто она — Ирина Муравьева и куда придет — еще предстоит узнать. Лишь бы времени хватило.

Ирина Муравьева: путь к узнаванию себя

У Ирины Муравьевой есть любимая фраза: «свой возраст не скрываю, потому что за студента замуж не собираюсь». «Самой обаятельной и привлекательной» исполняется семьдесят лет и на самом деле это даже странно, потому что Муравьева — человек молодого амплуа. Так писали про нее в газетах, так написано было на роду. Двадцатилетней она играла в Центральном детском театре (теперешний РАМТ) мальчишек, а шестнадцатилетнюю Нину Соломатину из «Карнавала» — когда ей было изрядно за тридцать. И при этом не была Муравьева такой миниатюрной Золушкой вроде Янины Жеймо и сильно моложе своих лет никогда не выглядела. Вечные сорок. Молодость — имелось в виду как характеристическая деталь. Искренняя, открыто реагирующая на все, не умеющая скрывать эмоции.

Наряду с блестящими фильмами вспоминается еще и передача «Квартирный вопрос» десятилетней давности. Помните, когда актрисе сделали кухню, а она, как ни старалась — не смогла скрыть, что получилась ерунда. «Не хватает рогов и будет домик лесника!» — говорила чуть не плача.

Как правильно отмечали редкие журналисты, со своими многословными, суетливыми героинями Муравьева имеет мало общего. Никакая не авантюристка. Ни на кладбищах, ни в библиотеке с мужчинами не знакомилась, всю жизнь прожила с одним человеком, предпочитая патриархальный уклад жизни. Очень ранимая, осторожная.

Муравьева - человек молодого амплуа. Так писали про нее в газетах, так написано было на роду Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Муравьева — человек молодого амплуа. Так писали про нее в газетах, так написано было на родуФото: GLOBAL LOOK PRESS

С юных лет выбрала для себя один образ. Это свое удлиненное каре и ободок на все случаи жизни. Вечноузнаваемая Нина Соломатиной из «Карнавала». В общественных местах ее встречают фразой:

— Вы же Ирина Муравьева? Как время летит. Как вы постарели.

— Может, я потому перестала ездить в троллейбусах. Неудобно же сказать человеку: сам дурак. Вы у нас молодеете, а я одна старею, — возмущалась она. Впрочем, не то чтобы возмущалась, а скорее, удивлялась.

На одной из встреч со зрителями ее попросили назвать самый яркий эпизод в жизни. А она вдруг задумалась надолго и сказала невпопад, что не ожидала, как стремительно летит жизнь. В одно мгновение.

Двадцать лет назад, когда журналистка «КП» Галина Сапожникова спросила Муравьеву, чем та будет заниматься лет через двадцать, та ответила, что театр — не главное в ее жизни, поэтому она будет подметать где-нибудь или сторожить. К счастью, Ирина Вадимовна продолжает работать в «Малом». Вообще, в том, что говорила Муравьева о себе журналистам — мало правды.

«Я не даю интервью»

Есть куча артисток, которые не жалуют журналистов. Но Муравьева в этой череде занимает особое место. Про то КАК она не любит интервью — легенды складывают. Обычно с предложения «Ирина Муравьева» никогда не дает интервью» — начинаются все материалы о ней.

Если проявить власть -Муравьева подчиняется. Это еще Меньшов заметил. Как-то Муравьева стала протестовать против прически в «Москва слезам не верит». Помните эпизод, где с одинаковыми вавилонами «сестры» встречают гостей. Режиссер на Муравьеву прикрикнул. И сам удивился сам тому, что все прошло как по маслу.

Как правильно со своими многословными, суетливыми героинями Муравьева имеет мало общего

Как правильно со своими многословными, суетливыми героинями Муравьева имеет мало общего

Если журналисту не спасовать перед отказом народной артистки России и строго сказать: «Ирина Вадимовна, надо», то Ирина Вадимовна неожиданно сдается.

Были случаи, приходила к ней журналистка аж в гримерку перед спектаклем и потом с удивлением рассказывала, как Муравьева надевала при ней колготки и еще советовалась, какого цвета предпочесть. Другую актриса позвала домой, угостила вареньем и пирожками, а на вопросы так и не ответила.

Если разговор все-таки случается, то Ирина Вадимовна ведет себя как ребенок у зубного врача и через каждый вопрос интересуется: «ну что, все?» «Мы закончили?» «Можно идти?»

Или начинает троллить, давая странные ответы, лишь бы отстали: «Что это вы такие сложные вопросы задаете. Давайте лучше о цветочках поговорим».

— Вы хотели бы, чтобы вас называли Ермоловой своего времени?

— Нет, скорее, Львом Толстым.

Но в этом ее поведении нет актерской вредности, нет кокетливого «не лезьте мне в душу». Там совсем другое. Как признавалась сама, ей просто неприятно не узнавать себя в этих интервью. Журналисты конечно же заявляют, хахаха, у нас есть диктофонная запись, еще как узнаете. Но запись не спасает.

В архивах библиотеки киноискусства хранится смешная публикация из девяностых, где корреспондент на полстатьи описывает, как ходил к Муравьевой, как поговорили, как ждали правок, а их несколько месяцев все не было и не было. Журналист звонил каждый день, а Муравьева все правила и правила. Наконец терпение редакции лопнуло. Позвонил редактор, сказал строго: «Высылайте как есть, очень надо». Выслала. В переделанной статье все осталось как было.

Обидевшийся корреспондент написал. Мы все равно благодарны Муравьевой, она подала хорошую идею. Давайте, актеры сами себе будут задавать вопросы, сами себе будут отвечать и никакие журналисты их отвлекать не будут.

Впрочем, даже эта мера не помогла бы. Если ты не знаешь, какой ты на самом деле — ты не сможешь себя узнать нигде. Ни в интервью, ни в фильмах, ни в интерьерах…

Вспоминается пресловутый «Квартирный вопрос», когда актрисе испортили кухню. Многие тогда встали на сторону Муравьевой, но более внимательные люди заметили: на вопрос, какой вы хотите видеть свой интерьер, героиня растерянно ответила, что не знает. А в прошлом году ситуация повторилась. Уже другая передача опять взялась переделывать Муравьевой кухню. Актриса расчистила пространство в доме и опять призналась, что не знает, чего хочет.

«Почему вы так мало снимались».

Когда на экраны вышел фильм «Москва слезам не верит», кинокритики аж подскочили. Где была такая замечательная артистка столько времени. «Неужели столь профессионально и уверенно выступила дебютантка? Увы — нет. Увы — потому что стаж актрисы Муравьевой насчитывает десять лет. Десять лет потерянных для кинематографа», — писала кинокритик Татьяна Савицкая.

Сколько лет потеряно для кинематографа после девяностых — вообще страшно сказать. А зрители все удивляются, что такая хорошая, такая запоминающаяся артистка так рано ушла с экранов.

Ситуация та же, что и с интервью. Муравьева не любит сниматься, потому что себя не узнает. Ее считают великолепной артисткой кино. А она твердит «Я — артистка театра». Ну да, театральные роли ведь гораздо сложнее пересмотреть, чтобы не узнать.

Вообще нет ни одной роли, где бы она себе нравилась. Про фильм «Москва слезам не верит», сделавший ее знаменитой, сказала так: «Все, что мне противно, все, что я ненавижу — вылезло на экране. Такая моя героиня получилась противная…»

Известна история, что от «Самой обаятельной и привлекательной» она настойчиво отказывалась. И благо что режиссер Геральд Бежанов — восточный человек, не привыкший встречать отказы, особенно от женщин. Он проявил настойчивость. Осаждал. Уговаривал. Муравьева покорилась. Долго ненавидела фильм, когда про него спрашивали — краснела и извинялась. И только относительно недавно призналась, что пересмотрела и с удивлением поняла, надо же, кино-то неплохое.

Ирина Вадимовна продолжает работать в «Малом» Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Ирина Вадимовна продолжает работать в «Малом»Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Что на самом деле

Какую роль вы бы хотели сыграть? — интересуются журналисты.

— Никакую! — отвечает Муравьева.

— Вы мечтали быть артисткой?

— Нет, я хотела быть учительницей!

Кто она? Муравьева — коренная москвичка выросшая в самых заповедных районах города. Жила на Большой Пироговской, неподалеку от Новодевичьего монастыря, в двухэтажном домике, во дворе которого росли яблони и гуляли курочки. Она никогда не задерживалась допоздна, не играла с подружками и опрометью бежала домой после школы, чтобы мама не заругала.

На месте теперешнего пруда жил цыганский табор и родители Ирины то ли в шутку, то ли всерьез говорили, что отдадут их с сестрой к цыганам, если те будут плохо себя вести.

Но они вели себя хорошо.

А еще с детства Ирина считала себя некрасивой. «Я же на себя в зеркало смотрела. Нисколько на артистку не похожа. Брови белые, ресниц нет. Вся в веснушках. Смотрела и думала: «просто девочка-урод». Когда во время поступления в Щукинское встретила Наталью Гундареву, расстроилась, вдруг поняв, что Гундаревой всего-то надо, что похудеть, чтобы все было хорошо. А ей — сколько всего…

В «Карнавале есть эпизод», когда Нина Соломатина, набрав в рот камушков, повторяет «Кукушка кукушонку купила капюшон». Подобный эпизод был и в жизни Муравьевой. Она не поступила ни в Щукинское, ни в Щепкинское, Может быть, виной тому «фифект фикции»: она «дзякала», вместо «дя» говорила «дзя».

Известна история, что от «Самой обаятельной и привлекательной» Муравьева настойчиво отказывалась

Известна история, что от «Самой обаятельной и привлекательной» Муравьева настойчиво отказывалась

Господин хороший

«Господин хороший, Волька Ибн Алеша», — наверное, все советские дети помнят пластинку с мюзиклом «Хоттабыч», заслушанную до дыр. «В дверях появилось странное существо в парандже с опахалом в руках и в школьном белом переднике», — объявлял диктор. Это существо немножко противным голосом пело арию про «господина хорошего». Роль была одним из первых появлений Муравьевой на пластинке и чуть ли не единственной, которая взыскательному художнику Ирине Вадимовне нравилась.

Она играла «Женьку», девочку, превращенную в рабыню: «Отныне, отныне я ваша рабыня».

Муравьева поступила в студию при ЦДТ заочно закончила ГИТИС и блестяще играла в детском театре. Здесь раскрылся комедийный талант Муравьевой. Недоброжелатели, конечно, долго еще упрекали Муравьеву, что и во взрослых ролях у нее сохранился «ТЮЗовский» налет. Что в этом плохого, правда, не совсем понятно. Но факт в том, что даже во взрослых ролях ее обожают смотреть дети.

В этом и заключается феномен «молодости» Муравьевой. Когда ты неусыпно находишься под чьим-то всевидящим оком, когда считаешь себя некрасивым, самое простое и безопасное — все время оставаться ребенком и комиковать.

Какая она на самом деле? Актеры, друзья и коллеги в один голос говорят, что очень классная, веселая, светлая. Евгений Стеблов рассказывал, как на репетиции спектакля «Братья Карамазовы», где Муравьева играла Грушеньку она бросалась ему в ноги, вся в слезах, а сама тем временем выдирала волосы из ноги актера.

Но такие смешные эпизоды и для нее самой — редкость. Муравьева живет очень осторожно.

На празднование пятидесятилетия артистки коллеги из Малого театра устроили капустник. И впали в ступор.

«Мы в поздравлениях едки и суровы,

Мы юбиляров не щадим,

Но что нам петь про Иру Муравьеву —

Никак мы не сообразим, — пели они.

В тексте песни актеры долго перебирают все, в чем Муравьева не была замешана: «Хотя бы мужу изменяла, подолгу дома не жила… Она ж не курит и не пьет, причин для сплетен не дает, жена прекрасная и мать и на тусовках не видать»… И, наконец, решают ее скомпрометировать сами: расцеловать, кто куда успеет и заснять на камеру.

Как поздравят Муравьеву в этом году — вопрос. Может быть она ответит на него 14 февраля на творческом вечере.

Но понятно, что семьдесят — не ее возраст. Ее душевное развитие отстает от физического, как она сама и признавалась. По факту ей не семьдесят, а, может быть, двадцать пять или тридцать. И она до сих пор находится в развитии. И театр ей — наставник, который дает ей возможность расти и взрослеть.Муравьева чуть ли не единственная актриса, которая не отделяет роли от себя. Например, признается, что играет только хорошие роли в театре, потому что «все они откладывают отпечаток на жизнь». Как признавалась в редкую минуту откровения, больше всего ей нравится играть чеховские роли, потому что, «если играешь Чехова — становишься лучше». Потому и выбрала театр, а не кино. В служении театру — желание подчиниться, найти опору. Как Фома шел по камням, так она идет по своим ролям, чувствуя в них опору по жизни.

Кто она — Ирина Муравьева и куда придет — еще предстоит узнать. Лишь бы времени хватило.

Как изменилась Ирина Муравьева за 40 лет / Все для женщины

Если бы исполнилась детская мечта Ирины Муравьевой стать учительницей — страна никогда бы не узнала ни Нади Клюевой, ни Нины Соломатиной, ни Люды Свиридовой из «Москва слезам не верит».
В детстве Ирина Муравьева прекрасно училась и окончила московскую школу с отличием. О кино и театре даже не задумывалась, мечтала стать учительницей. Но в 15 лет вдруг внезапно поняла, что больше всего на свете хочет стать актрисой.


Точно так же, как в фильме «Карнавал» главная героиня Нина Соломатина с треском провалилась на экзамене в театральное училище, в знаменитой «Щуке» завалили абитуриентку Муравьёву. «Актрисы из вас не получится!» — заявил один из педагогов. Но тем не менее, она подала документы еще в три театральных училища. Хотя и там точно так же не прошла по конкурсу.

И всё же Ирина не сдалась, на следующий год поступила в театральную студию при Центральном детском театре, а после учёбы поступила туда на службу. Конечно, хотелось играть серьёзные роли, а ей выдавали костюмы зайчиков и гномиков.

Кинематограф тоже поначалу никак не хотел принимать актрису Муравьёву. На нее не обращали внимания режиссеры. Дебютировала она в большом кино в картине «Чисто английское убийство» в 1974-м.

Но настоящим звездным часом Ирины Муравьёвой стало участие в картине «Москва слезам не верит». Роль авантюристки Людмилы Свиридовой сначала предлагали Анастасии Вертинской и Жанне Болотовой. Но обеим актрисам не понравился сценарий. Режиссёр Владимир Меньшов совершенно случайно в одной из театральных постановок заметил Ирину Муравьёву и пригласил на пробы. Хотя свою хваткую провинциалку Людмилу актриса недолюбливала, называла грубой, неотёсанной, пошлой грубиянкой, именно эта роль принесла ей всенародную любовь.


Сценарий фильма Татьяны Лиозновой «Карнавал» был написан специально для Муравьёвой. Тем не менее роль Нины Соломатиной давалась Ирине непросто. В помощь актрисе наняли тренера и массажиста. Каждый день по несколько часов она тренировалась кататься на роликовых коньках. А затем массажист разминал ей ноги. В конце концов кататься она таки научилась. В 1982 году Ирина Муравьева была признана лучшей актрисой года по опросу журнала «Советский экран», а песня «Позвони мне, позвони» в ее исполнении была популярной еще многие годы.


Еще одна роль, написанная «под Мурвьёву» — Надя Клюева в фильме «Самая обаятельная и привлекательная». Режиссер Геральд Бежанов вспоминал, что других актрис даже на пробы не приглашали. Каким же было разочарование, когда Ирина Муравьёва прочла сценарий и… отказалась. Неудивительно, что ей надоело играть роли провинциальных простушек, она хотела более серьезных, глубоких ролей. Режиссер понимал, что без неё фильма не будет, поэтому шел на всё: звонил, караулил ее у театра. Так было до тех пор, пока Ирина не выдержала и сдалась. Фильм «Самая обаятельная и привлекательная» был признан лучшей комедийной лентой: 80 миллионов зрителей пришли ради неё в кинотеатры.

В 90-е годы актриса отошла от кино и вернулась на театральные подмостки в Малый театр. На театральной сцене актрисе удалось сыграть значимые драматические роли в таких известных постановках, как «Вишневый сад», «Чайка», «Волки и овцы», «На всякого мудреца довольно простоты», «Власть тьмы».



В 2005 году Ирина Муравьева сыграла маму Кати Пушкаревой в популярном сериале «Не родись красивой». Свою работу она восприняла, как что-то новое, нечто среднее между тетом и кино.

Дома она настоящая хранительница очага. Семья Ирины Муравьевой — супруг режиссер Леонид Эйдлин и двое сыновей Даниил и Евгений. «Я никогда не мучила детей своими ролями. Я прежде всего мама, а потом уже актриса», — призналась как-то самая обаятельная и привлекательная.


как семья спасла актрису от депрессии после смерти мужа — Рамблер/кино

«Самая обаятельная и привлекательная» артистка страны отмечает 70-летие. Ирину Вадимовну сейчас можно увидеть только на сцене — в Малом театре, антрепризных спектаклях. Уже почти десять лет актриса отказывается от киносценариев — читает, но не находит ничего интересного для себя. Популярные у других артистов способы заработка она отвергает. «Ни за какие деньги ни в какой рекламе в жизни не снимусь!» — категорично заявила нам Муравьева.

На вопрос «Телепрограммы», как актриса отметит юбилей, Ирина Вадимовна отмахнулась: «Не буду ничего отмечать!». Тем временем коллеги актрисы уверяют, что за столом в ее уютной просторной квартире в центре Москвы рядом с Кутузовским проспектом 8 февраля соберутся самые близкие и родные люди. «Я — мама-тряпка!» Кадр из фильма «Карнавал» (1981 г.)

больше по теме

Как режиссер «Карнавала» сделала кинохит из собственной биографииМама пятилетнего сына Ирина Муравьева очень убедительно сыграла школьницу-абитуриентку Нину Соломатину

В советское время, несмотря на большую популярность, Муравьева, ее муж — режиссер Леонид Эйдлин, а также их двое сыновей жили весьма скромно. Актриса пользовалась общественным транспортом — в метро ее узнавали, мужчины то и дело напевали: «Позвони мне, позвони!»

«Небогато мы жили. На зарплату. Очень маленькие деньги платили…» — вспоминает теперь артистка. Служебно-театральный роман Муравьевой и Эйдлина привел к созданию крепкой семьи — их брак продлился 40 лет. Но пять лет назад Ирина Муравьева стала вдовой — ее супруг умер от инсульта.

Старший сын артистки Даниил со второй женой. Его сын Иван (фото справа) родился в первом браке. Фото: instagram

Народная артистка спасается от одиночества в театре и в заботах о внуках. У ее младшего наследника 36-летнего Евгения Эйдлина несколько месяцев назад родился сын. Ирина Вадимовна поладила с невесткой: 27-летняя Вероника — человек творческий, работает колумнистом, пишет стихи (под псевдонимом Вероника Делион) и даже была номинирована на несколько литературных премий.

Евгений окончил продюсерский факультет ГИТИСа, трудится на телевидении. А последние пару лет он увлеченно занимается ресторанным бизнесом. Правда, свой гастропаб «Рыжая борода» в центре столицы он продал, но в ближайшее время открывает новое заведение.

Ирина Муравьева с младшим сыном Евгением, который недавно впервые стал отцом. Фото: instagram

больше по теме

Новогодние блюда из любимых фильмов, которые стоит взять на заметкуЭти фильмы — наша классика, мы смотрим и пересматриваем их снова и снова. Причем не только следим за переживаниями героев, но и обращаем внимание на те вкусности, которые появляются в кадре.

Старший сын Муравьевой 43-летний Даниил Эйдлин всегда мечтал сниматься в кино: в молодости окончил курс актерского мастерства в школе искусств во Франции, потом ВГИК, а недавно отучился в Высшей школе сценических искусств Константина Райкина. Сейчас Даниил снимается сразу в двух картинах, но эти небольшие роли вряд ли принесут ему славу.

У него есть сын от первого брака — 13-летний Иван. Бабушка с гордостью рассказывает о его успехах — мальчик учится в 7-м классе физико-математического лицея. Сейчас Даниил женат второй раз на актрисе Юлии Крайновой, в этом браке у него детей нет.

После скоропостижной смерти мужа Ирина Муравьева впала в депрессию, из этого состояния ее вытащили «любимые мальчики». Ирина Вадимовна старалась воспитывать детей в строгости: «Чем больше „нельзя“ знает человек, тем больше он счастлив». Но признавалась, что педагогику всегда побеждала любовь: «По-моему, я — мама-тряпка!» «С улыбкой просыпаюсь и с улыбкой засыпаю» Фото: instagram

Ирина Муравьева не любит давать интервью: «Я — тайна. Зачем нужно, чтобы про тебя все знали?» Между тем коллеги единогласно утверждают, что у Ирины Вадимовны замечательный характер.

Это подтверждает и актер Александр Михайлов: «У нее есть своя система общения с людьми. Я спрашиваю: „Откуда столько юмора, энергии и оптимизма?“ А она мне говорит: „А я с улыбкой просыпаюсь и с улыбкой засыпаю. Стараюсь отбросить все негативное“.

больше по теме

40 лет спустя: как сегодня выглядят звезды фильма „Москва слезам не верит“Культовая картина режиссера Владимира Меньшова „Москва слезам не верит“ вышла на экраны в 1979 году, без малого сорок лет назад. Как за это время изменились главные герои фильма, расскажет Teleprogramma.pro. Евгений Стеблов вспомнил один из розыгрышей артистки на репетиции спектакля „Братья Карамазовы“, где Муравьева играла Грушеньку: „Она бросалась в ноги с этим монологом, вся в слезах. При этом могла рукой незаметно дергать меня за ногу, волосы выдирать из ноги…“

В театр Ирина Вадимовна приезжает на машине. За рулем она с 1986 года, предпочитает водить большие автомобили.

Актриса никогда не отказывает поклонникам, которые просят фото на память. На днях в юбилейном интервью на канале „Культура“ она рассказала: „Меня одна женщина на отдыхе спросила, можно ли со мной сфотографироваться. Я говорю: „Ну, давайте“. А она: „Темочка, сядь с бабой Ирой рядом!“ Я смолчала“.

Кстати, в „Самой обаятельной и привлекательной“ Ирина Вадимовна снималась в своей одежде. Она всегда со вкусом одета, никогда не делала пластику и… выглядит на 20 лет моложе. 5 лучших фильмов Ирины Муравьевой:

»Москва слезам не верит» (1979) «Мы, нижеподписавшиеся» (1980) «Карнавал» (1981) «Самая обаятельная и привлекательная» (1985) «Артистка из Грибова» (1988)

Видео дня. Полуобнаженным участницам шоу пририсовали юбки

Читайте также

Ирине Муравьевой — 70. Интересные факты о судьбе самой обаятельной и привлекательной советской актрисы

Не слишком жалующая журналистов Ирина Муравьева как-то сказала: «Я по семейным обстоятельствам решила отказаться от всяких интервью. Вот когда мне будет 70 лет, тогда я все про себя и расскажу». Правда, стоит отметить: для LADY она однажды сделала исключение.

Вчера Ирине Вадимовне исполнилось 70. Интересно, дождемся ли мы ее откровений? Надеемся, да. А пока вспоминаем, как сложился творческий и жизненный путь одной из самых ярких советских актрис.

«Вам в актрисы — нельзя!»

Юная Ира Муравьева видела себя исключительно актрисой. Вот только приемные комиссии были с ней не согласны: после окончания школы девушка подала документы во все театральные вузы Москвы — и везде провалилась.

Когда на одном из прослушиваний абитуриентка решилась спросить, почему ее не хотят брать, услышала безапелляционное: «Вам в актрисы — нельзя!». После такого многие предпочли бы сменить профессию. Но не Муравьева: она твердо решила поступить. Даже если придется ждать еще год.

Но в училища ее не хотели брать так же сильно, как Ира хотела стать актрисой. Она получала отказ за отказом, пока наконец не пришла в студию при Центральном детском театре. В студии был недобор — принимали туда только москвичей, и у Муравьевой появился шанс. Упускать его она не стала: на прослушивании выступила на ура. Позже ее педагог Геннадий Печников вспоминал:

«Рыжая девчонка с двумя хвостиками, юркая, подвижная, просто фонтан! Читает басню, а сама доверчиво смотрит на меня не отрываясь. Я смутился: что такое, может, знакомая, чья-то дочь? Да вроде нет… После экзаменов оказалось, что просто мое лицо среди серьезных и строгих лиц членов комиссии показалось ей самым добрым. Ира потом объясняла: „Вы мне одобряюще улыбались. Я подумала: этому дяденьке я могу понравиться! Он за меня скажет словечко…“ Ну, в общем-то, так и получилось…»

Цена признания

Всесоюзную славу Муравьевой принес фильм «Москва слезам не верит» — тот самый, в котором она поначалу не хотела сниматься. Ирина считала, что ее героиня грубая и неотесанная. Тем не менее, дав свое согласие на съемки, актриса не прогадала: картина не только полюбилась зрителям (и стала абсолютным лидером проката), но и получила «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм».

А после монолога «Позвони мне, позвони!» в «Карнавале» к Ирине постоянно стали подходить мужчины и просить номер телефона. Муравьеву такая назойливость ужасно раздражала: она уже была замужней дамой, да и в целом не слишком ценила внимание к своей персоне. Но такова была цена славы.

Молочная лихорадка

Ради хорошего кадра Ирина была готова на многое. Например, получать бесконечные синяки от езды на роликовых коньках. Или часами пить… молоко! Екатерина Жемчужная рассказывала о съемках в «Карнавале» так:

«В сцене, где я ночую с Ниной Соломатиной на съемной квартире, я должна была постоянно курить, а Ира — залпом пить молоко из холодильника. Я никогда в жизни не курила, а мне выдали жуткий „Казбек“, Ире же приготовили несколько литров холодного молока. И вот я, стараясь не кашлять, курила по несколько дублей эти папиросы, а Ира, пытаясь не подавиться, выпивала молоко. Она не жаловалась, хотя нам было невероятно тяжело. В конце концов я обалдела от сигарет, а Ира от молока».

Любовь на всю жизнь

Со своим супругом, режиссером Леонидом Эйдлиным, Ирина познакомилась еще в Детском театре. Леонид был старше на 12 лет, степенный и не слишком привлекательный для большинства мужчина… Знакомые Муравьевой никак не могли взять в толк: что она в нем нашла? А пара тем временем взяла, да и расписалась.

Через некоторое время Ирина объявила, что ждет ребенка, чем повергла коллег в шок. «Помню, я сам звонил Муравьевой: „Тебе надо работать! Ты яркая личность, лидер!“ — рассказывал Геннадий Печников. „Геннадий Михайлович, бросьте, какой я лидер. Я — серая мышь. Обыкновенная жена и мать“, — легко отвечала мне Ира. Но думаю, она хитрила, таких „мышей“ не бывает. Просто она не хотела жертвовать личным счастьем. Даже ради профессии».

В немногочисленных интервью Муравьева всегда подчеркивала: семья для нее — главное. И очень гордилась тем, что дети не ждали ее в гримерке. «Я прежде всего мама, а потом актриса» — говорила она. Кстати, несмотря на то, что от театральной жизни сыновья Ирины были далеки, они все же пошли по родительским стопам. Старший, Даниил, окончил французскую Школу искусств, а младший — ГИТИС по специальности «продюсер».

С Леонидом Эйдлиным Ирина прожила 40 лет. Наверное, они провели бы вместе гораздо больше времени, но жизнь распорядилась иначе: в 2014-м Леонид скоропостижно скончался.

С тех пор Муравьеву стали часто видеть в храмах. А ее редкое общение с прессой стало поводом для громких заголовков: легенда советского кинематографа уходит в монастырь…

Вот только сама Ирина о монастыре, похоже, не думает. Да, ведет затворнический образ жизни. Да, соблюдает пост. Но своей профессии верна: даже на восьмом десятке продолжает играть в Малом театре.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *