Posted on

Содержание

Рождество Христово — Википедия

Рождество́ Христо́во (в Русской православной церкви — Рождество́ по пло́ти Господа Бога и Спаси́теля нашего Иисуса Христа; др.-греч. Ή κατά σάρκα Γέννησις τού Κυρίου καί Θεού καί Σωτήρος ἡμῶν Ιησού Χριστού; церк.-слав. Є҆́же по пло́ти ржⷭ҇тво̀ гдⷭ҇а бг҃а и҆ сп҃са на́шаго і҆и҃са хрⷭ҇та̀; у старообрядцев Рожество́ Христово) — один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения во плоти Иисуса Христа от Девы Марии.

В православии входит в число господских двунадесятых праздников и предваряется 40-дневным Рождественским постом. Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Польская и Украинская православные церкви, а также Грекокатолическая церковь (в пределах Украины), старообрядцы и старостильные церкви празднуют 25 декабря (7 января)[1]. Константинопольская, Элладская, Болгарская и ряд иных поместных православных церквей празднуют 25 декабря по новоюлианскому календарю. Католическая и протестантские церкви — 25 декабря по григорианскому календарю. Армянская апостольская церковь — 6 января.

Канонические тексты[править | править код]

Подробный рассказ о рождении Иисуса Христа приводится только у евангелистов Матфея (Мф. 1:18-25) и Луки:

В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле[комм. 1]. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею[комм. 2][комм. 3]. Пошёл также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обручённою ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.

Согласно указу императора, для облегчения ведения переписи каждый житель империи должен был явиться «в свой город». Так как Иосиф был потомок Давида и Мария была обручена Иосифу, они направились в Вифлеем.

После рождения Иисуса первыми из людей ему пришли поклониться пастухи, извещённые об этом событии явлением ангела. Согласно евангелисту Матфею, на небе была явлена чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу волхвов. Они преподнесли дары — золото, ладан и смирну; не как младенцу, а как Царю (Мф. 2:1-3). К тому времени Святое семейство уже нашло приют «в доме» (Мф. 2:1-11).

Узнав о рождении Мессии и желая Его уничтожить, царь Иудеи Ирод приказал убить всех младенцев в возрасте до двух лет. Однако Христос был чудесно спасён от смерти, потому что ангел повелел Иосифу бежать в Египет вместе с семьёй, где они и жили до смерти Ирода (Мф. 2:16).

По всей видимости, сначала, в 8-й день после рождения Иисуса, произошло Его обрезание (Лк. 2:21), а в 40-й день жертвоприношение в Иерусалимском храме (Лк. 2:22—38), а только потом уже поклонение волхвов, бегство в Египет и избиение младенцев.

Апокрифические источники[править | править код]

Рассказ о подробностях рождения Иисуса Христа присутствует в двух апокрифических источниках: «Протоевангелии Иакова» и «Евангелии Псевдо-Матфея». Согласно этим источникам, из-за отсутствия места в гостинице Иосиф и Мария вынуждены были переночевать в пещере (см. Пещера Рождества), которая использовалась в качестве хлева для укрытия скота от непогоды.

Когда Мария почувствовала наступление родов, Иосиф пошёл искать повитуху, но когда возвратился с ней к пещере, то роды уже произошли, а в пещере засиял такой свет, что они не могли вынести его, а немного времени спустя свет исчез и явился младенец, вышел и взял грудь матери своей Марии. По утверждению Киприана Карфагенского, Мария «не нуждалась ни в каких услугах со стороны бабки, но Сама была и родительницей, и рождению служительницей, и поэтому воздаёт Младенцу Своему благоговейное попечение». Он писал, что рождение Христа произошло до того, как Иосиф привёл повитуху. При этом Саломея называется старицей и сродницей Марии, то есть происходящей из рода царя Давида

[3].

Упоминаемая в апокрифах Саломея-повитуха засвидетельствовала чудо сохранения девственности Богородицы, и её образ вошёл в иконографию Рождества Христова и в народные обычаи, связанные с родами.

Определение даты рождения Иисуса Христа[править | править код]

См. также статью Историчность Иисуса Христа

Попытки установить год рождения Христа по датам сопутствующих событий (годов правления императоров, царей, консулов и т. п.) не привели к какой-либо конкретной дате. Считается, что Иисус Христос родился в период с 7 года до н. э. по 4 год до н. э.

[4] Дата 25 декабря впервые указана Секстом Юлием Африканом в его летописи, написанной в 221 году[5], либо в толковании Ипполита Римского на книгу пророка Даниила, написанном до 211 года, где он пишет, что Христос родился в среду, 25 декабря, в 42-й год правления Августа[6][7][8].

Счисление, положенное в основание нашей эры, было сделано в 525 году римским монахом, папским архивариусом, Дионисием Малым. Дионисий, возможно, основывался на данных Хронографического сборника за 354 год (Chronographus anni CCCLIIII)[9]. Здесь рождение Иисуса отнесено на год консульства Гая Цезаря и Эмилия Павла, то есть на 1 г. н. э. Запись в Хронографе 354 г. имеет вид:

Hos cons. dominus Iesus Christus natus est VIII Kal. Ian. d. Ven. luna XV («При этих консулах Господь Иисус Христос родился в 8-й день до январских календ в пятницу 15-й луны»)[9], то есть 25 декабря.

В различных современных исследованиях даты рождения Иисуса находятся в интервале между 12 годом до н. э. (момент прохождения кометы Галлея, которая могла быть Вифлеемской звездой) до 5-4 года до н. э., когда, предположительно, проводилась первая перепись населения в правление Квириния Сирией (Лк. 2:2)

[4]. Даты после 4 года до н. э. маловероятны, так как по евангелическим и апокрифическим данным Иисус родился во времена Ирода Великого, а тот умер в 4 году до н. э. (по другим данным, в 1 году до н. э.[10]). Между тем, достоверно известно, что общеримских переписей в правление Августа не было, а провинциальная перепись Квириния происходила в 6 году н. э., то есть спустя почти 10 лет после смерти Ирода, и, судя по реакции иудеев, была первой. Разрешить это хронологическое противоречие невозможно[11], поэтому большинство учёных считает, что автор Евангелия от Луки допустил ошибку, увязав рождение Иисуса с переписью Квириния
[12]
. В Толковой Библии преемников Лопухина годом рождения Иисуса Христа назван 5 год до н. э. (749 год от основания Рима)[13].

Согласно Евангелию от Луки, Иисус вышел на проповедь, когда ему было «около 30 лет» (Лк. 3:23). Вместе с тем Лука даёт временные привязки, позволяющие датировать начало этой проповеди примерно 28-29 годами н. э. (Лк. 3:1). Если из 28 года вычесть тридцать, становится ясно, что Иисус не мог родиться задолго до смерти Ирода (7-5 год до н. э.)[14]. С другой стороны, ещё Ириней Лионский[15] обратил внимание на строки Евангелия от Иоанна, в которых иудеи упрекают Иисуса, что ему ещё нет и 50 лет (Ин. 8:57). В этом случае Иисус мог быть старше 30 лет и родиться задолго до смерти Ирода. Впрочем, мнение Иринея не поддерживается современными ему авторами, а число 50 в данном случае считается скорее риторическим округлением

[16].

Как отмечает исследователь Роберт Д. Майерс: «Библейское описание рождества Иисуса не содержит указания на дату события. Но сообщение Луки (Лк. 2:8), что „были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего“, указывает на то, что Иисус родился летом или ранней осенью. Так как декабрь в Иудее холодный и дождливый, пастухи, по всей вероятности, ночью искали бы убежища для своего стада»[17]. Однако, согласно Талмуду, пастухи, пасшие стада для храмовых жертв, бывали на полях даже за тридцать дней до Пасхи, т. e. в феврале, когда количество дождя в Иудее бывает весьма значительно, что опровергает мнения критиков

[18].

История появления праздника и установление даты[править | править код]

Христиане Востока до IV века не отмечали Рождество, так как унаследовали ветхозаветный взгляд на день рождения как день начала страданий[19]. В иудейской традиции весёлое празднование дня рождения считается подражанием язычникам, таким как фараон из библейской истории Иосифа Прекрасного (Быт. 40:20)[20]. Однако правитель Галилеи Ирод Антипа,

по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским.

Для ранних христиан более важным с вероучительной точки зрения было ежегодное воспоминание страданий и смерти Спасителя (Пасха) и еженедельное воспоминание Его воскресения.

Христиане считают Иисуса Христа Богом с момента его воплощения, поэтому Его крещение назвали Богоявлением. До IV века Крещение и Рождество Христово праздновались совместно 6 января и в этот день вспоминались события не только крещения Христа в Иордане и Его рождение, но и поклонение волхвов, претворение воды в вино на браке в Кане Галилейской, насыщение множества народа (в Африканской Церкви) в смысле проявления Божественной силы Спасителя[21].

Согласно профессору, епископу Феодору (Смирнову), празднование

25 декабря, как дня рождения Иисуса Христа, существовало на Западе уже во времена Климента Александрийского (конец II — начало III века) параллельно с празднованием Богоявления 6 января[22]. Согласно профессору М. Н. Скабаллановичу, впервые праздник Рождества Христова был отделен от праздника Крещения в Римской церкви в первой половине IV века[23]. 25 декабря как день «рождения Христа в Вифлееме Иудейском» впервые упоминает римский Хронограф 354 года[24], основывающийся на календаре, восходящем к 336 году. В тот же день там отмечен римский гражданский праздник с тридцатью гонками колесниц в честь Дня рождения непобедимого Солнца (Dies Natalis Solis Invicti), который не упоминается в других римских календарях. Это относительно позднее свидетельство наводит на мысль, что Рождество было пост-Никейским праздником, учреждённым в пику и как реакция на этот языческий праздник, установленный в 274 году императором Аврелианом[25]. С другой стороны, по словам археолога С. Хийманса, нет прямых свидетельств того, что этот праздник был установлен Аврелианом и что он древне́е праздника Рождества Христова, поэтому нельзя исключать обратную связь — учреждение языческого праздника в ответ на христианский[26]. По мнению О. Г. Ульянова, праздник Рождества был установлен первым христианским императором Константином Великим, временем правления которого следует датировать тропарь праздника[27].

На Востоке отдельный праздник в честь Рождества Христова, празднуемый 25 декабря, появился в последней четверти IV века, а в Палестине лишь после указа императора Юс­ти­ниа­на I (560—561 гг.)[19]. Согласно архиепископу Сергию (Спасскому), Римская церковь издревле праздновала Рождество Христово 25 декабря, а с IV века по её примеру в этот день этот праздник стали праздновать и на Востоке[28].

Согласно другой точке зрения, донатисты праздновали Рождество ещё до IV века (возможно, уже в 243 году), и дата его уже была вычислена[29].

Датой празднования Благовещения было установлено 25 марта (в амвросианском обряде воспоминанию Благовещения посвящено последнее (шестое) воскресение Адвента, в мосарабском — 18 декабря[30]). Прибавление к этой дате девяти месяцев (период беременности человека) даёт 25 декабря. Как раз на 25 декабря тогда же (при Юлии Цезаре) приходился день зимнего солнцестояния[31], после которого продолжительность светового дня в Северном полушарии Земли начинает прибывать, что послужило поводом объявить 25 декабря днём рождения непобедимого Солнца. Для христиан Солнцем Правды (Мал. 4:2) является Иисус Христос, поэтому раннехристианские апологеты активно использовали астрономическую символику зимнего солнцестояния.

Однако, уже к моменту повсеместного закрепления церковного празднования Рождества Христова на 25 декабря в IV веке, из-за неточности юлианского календаря, день зимнего солнцестояния за прошедшие четыре столетия сместился уже на три дня и стал приходиться уже не на 25 декабря, а на 22 декабря, а в високосные годы — даже на 21 декабря. Аналогичное изменение произошло и с празднованием Благовещения, когда весеннее равноденствие стало наблюдаться уже не 25 марта, как при Юлии Цезаре в 46 году до н. э., а на несколько дней раньше — 22 марта, а в високосные годы — 21 марта.

В настоящее время Римско-католическая церковь и большинство протестантских церквей празднуют Рождество 25 декабря по григорианскому календарю.

Русская, Иерусалимская, Сербская, Грузинская, Польская, Украинская православные церкви, Афон, а также восточнокатолические церкви празднуют Рождество 25 декабря по юлианскому календарю, что в XX—XXI веках соответствует 7 января по григорианскому календарю.

Константинопольская (кроме Афона), Антиохийская, Александрийская, Кипрская, Болгарская, Румынская, Элладская и все другие православные церкви празднуют 25 декабря по новоюлианскому календарю, который до 1 марта 2800 года совпадает с григорианским календарём, то есть одновременно с другими христианскими конфессиями, отмечающими Рождество по «новому стилю».

Особая ситуация с празднованием Рождества сложилась в Японской православной церкви. Хотя Японская церковь является автономной частью Русской, в которой принято праздновать Рождество Христово 25 декабря (7 января), этой традиции следует лишь часть приходов Японской православной церкви, а в большинстве приходов празднуют 25 декабря по новому стилю[32][33].

Среди Древневосточных церквей Армянская апостольская церковь празднует Рождество 6 января в один день с Крещением Господним под общим именем Богоявления (в Иерусалимском патриархате Армянской апостольской церкви Богоявление празднуется по юлианскому календарю и соответствует 19 января по новому стилю). Коптская православная церковь празднует Рождество 29 числа месяца хойяк по коптскому календарю (в XX—XXI веках соответствует 7 января по новому стилю)[34], Эритрейская православная церковь и Эфиопская православная церковь — 29 числа месяца тахсас по эфиопскому календарю (в XX—XXI веках соответствует 7 января по новому стилю)[35].

Рождество в христианском богослужении[править | править код]

Рождество в богослужении Православной церкви[править | править код]

В иерархии праздников Русской православной церкви Рождество занимает второе место после Пасхи. Ему предшествует 40-дневный рождественский пост, неделя праотцев, неделя отцев, особая суббота перед Рождеством, предпразднство и рождественский сочельник, а продолжается Рождество попразднством и святками.

В преддверии Рождества и в сам праздник, помимо описанной в Евангелии рождественской тематики, почитаются и ветхозаветные прообразы этого события. Например, спасение трёх отроков в печи вавилонской стало прообразом воплощения Сына Божия от Девы Марии[36] и славословие ими Бога, изумление царя Навуходоносора с сатрапами по случаю их спасения (Дан. 3:95-100). Также в церковных песнопениях присутствуют славословия Бога ангелами и пастырьми, поклонение волхвов, пришедших с подарками к Иисусу Христу.

Тексты богослужебных последований праздника содержатся в Минее, а порядок их совершения — в Типиконе.

В этих песнопениях (трипеснцах и канонах) отражена основная богословская мысль о том, что воплощение Слова Божия, будучи Его «истощанием» (кенозисом), Его уничижением, явилось для Него своего рода Крестом, первым Крестом, может быть, менее легким, чем Крест последний, то есть Распятие. Сын Божий, воплотившись, принимает «перстность» человеческого естества, принимает образ «раба»[37].

Богослужение Рождества Христова имеет значительные отличия от богослужения прочих двунадесятых праздников. Так, в состав всенощного бдения накануне праздника входит великое повечерие (как и в канун Богоявления) вместо Великой вечерни (как в остальные двунадесятые праздники)[38].

В праздник Рождества Христова православные приветствуют друг друга словами: «Христос родился!», отвечая на них — «Славим Его!».

Русская православная церковь с 1814 года (согласно указу Александра I) в самый день Рождества празднует также и воспоминание избавления Церкви и державы Российския от нашествия галлов и с ними двадесяти язык[39].

В 1923 году на Всеправославном Соборе в Константинополе представителями 11 автокефальных православных церквей было принято решение о переходе на «новоюлианский календарь» (в настоящее время совпадает с григорианским). В наше время по новому стилю Рождество отмечают Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская, Американская Церкви, а также Церковь Чешских земель и Словакии. 4 Поместных Патриархата — Иерусалимский, Русский, Грузинский и Сербский, а также Православная Церковь Украины следуют юлианскому календарю. Также Рождество 25 декабря (7 января) празднуют в Афонских монастырях[40]. Юлианскому календарю следуют также все «старокалендарные» деноминации греческой Церкви, а также истинно-православные синоды, отделившиеся от вышеперечисленных автокефалий и патриархатов.

Тропарь и кондак на Рождество Христово
Греческий текстЦерковнославянский текст (транслитерация)Русский текст
Тропарь, глас 4Ἡ γέννησίς σου Χριστὲ ὁ Θεὸς ἡμῶν, ἀνέτειλε τῷ κόσμῳ, τὸ φῶς τὸ τῆς γνώσεως·ἐν αὐτῇ γὰρ οἱ τοῖς ἄστροις λατρεύοντες, ὑπὸ ἀστέρος ἐδιδάσκοντο·σὲ προσκυνεῖν, τὸν Ἥλιον τῆς δικαιοσύνης, καὶ σὲ γινώσκειν ἐξ ὕψους ἀνατολήν, Κύριε δόξα σοι.Рождество Твое Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи слава ТебеРождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом знания, ибо чрез него звездам служащие звездою были научаемы Тебе поклоняться, Солнцу правды, и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. Господи, слава Тебе!
Кондак, глас 3Ἡ Παρθένος σήμερον, τὸν ὑπερούσιον τίκτει, καὶ ἡ γῆ τὸ Σπήλαιον, τῷ ἀπροσίτῳ προσάγει. Ἄγγελοι μετὰ Ποιμένων δοξολογοῦσι. Μάγοι δὲ μετὰ ἀστέρος ὁδοιποροῦσι·δι’ ἡμᾶς γὰρ ἐγεννήθη, Παιδίον νέον, ὁ πρὸ αἰώνων Θεός.Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Oтроча младо, Превечный БогДева в сей день Сверхсущественного рождает, и земля пещеру Неприступному приносит; Ангелы с пастухами славословят, волхвы же за звездою путешествуют, ибо ради нас родилось Дитя младое, предвечный Бог!

Рождество в богослужении Римско-католической церкви[править | править код]

Adventvespers.jpg

В иерархии праздников Римско-католической церкви Рождество занимает второе место после Пасхи. Празднованию Рождества Христова в католическом литургическом календаре предшествует период Адвента. Он всегда начинается за 4 воскресенья до Рождества; фактическая его длительность зависит от того, на какой день в этом году приходится Рождество. Ранее Адвент считался периодом поста. Современные правила обязательного поста не предписывают, хотя многие католики принимают на этот период постные постановления. Адвент рассматривается как время усиленного покаяния — верным рекомендуется приступить к таинству исповеди; духовенство носит облачения фиолетового, покаянного, цвета. Это период ожидания праздника Рождества и размышлений о приходе Христа на землю: как в Рождестве, так и во Втором Пришествии.

Богослужения каждого из четырёх воскресений Адвента имеют определённую тематику, отражающуюся в евангельских чтениях: первое посвящено пришествию Христа в конце времён; второе и третье отражают переход от Ветхого к Новому Завету, в третье воскресенье особо вспоминается служение Иоанна Крестителя; четвёртое посвящено евангельским событиям, непосредственно предшествовавшим Рождеству.

С периодом Адвента связано несколько традиций, таких, как рождественский венок, рождественский календарь и другие.

Adventvespers.jpg

24 декабря в Рождественский сочельник начинается вигилия (от лат. vigilia, бдение), всенощная служба. Во многих странах в этот день верующие соблюдают строгий пост. Входное песнопение этого дня — «Вот уже пришла полнота времён, когда послал Бог Сына Своего на землю» подчёркивает значение наступающего праздника.

Накануне Рождества вечером положена особая месса, называемая Месса Навечерия Рождества (Ad Missam in Vigilia). В самый же день Рождества, 25 декабря, могут быть совершены три различные мессы — Месса ночью (Ad Missam in nocte), Месса на заре (Ad Missam in aurora) и Месса днём (Ad Missam in die), имеющие несколько различные последования и разные чтения Писания. В Средневековье эти три мессы символически рассматривались как три рождения Христа — от Отца прежде всех веков, от Марии в человеческом воплощении и мистически в душах верующих. В некоторых странах Восточной и Центральной Европы эти три мессы именуются ангельской, пастырской и царской по евангельским чтениям, повествующих о поклонении Младенцу соответственно ангелов, пастухов и царей. При этом на практике, особенно в приходских храмах, первая рождественская месса часто совершается ещё накануне вечером. Литургические песнопения этой мессы отличаются большой торжественностью. По традиции в ходе этой мессы предстоятельствующий на ней священник кладёт в рождественский вертеп фигурку Младенца.

С 1978 года, после избрания Папой Иоанна Павла II, в Ватикане после большого перерыва были возобновлены всенощные рождественские мессы, также известные как Пастырские. Эти мессы были приняты в христианской церкви с V века, однако с XVIII века эта традиция в Западной Европе почти прекратилась (Польша оставалась одной из немногих католических стран, где всенощные рождественские службы продолжались повсеместно). Папа-поляк Иоанн Павел II официально вернул всенощную рождественскую службу в обиход Ватикана, эту традицию продолжил его преемник — Бенедикт XVI.

Праздник Рождества продолжается восемь дней — с 25 декабря по 1 января — образующих Октаву Рождества. На 26 декабря выпадает праздник святого мученика Стефана, 27 декабря празднуется память святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, 28 декабря — Невинных Младенцев Вифлеемских. В воскресенье, выпадающее на один из дней с 26 по 31 декабря, или 30 декабря, если в данном году на эти дни не выпадает воскресенья, отмечается праздник Святого семейства: Младенца Иисуса, Марии и Иосифа. 1 января отмечается Торжество Пресвятой Богородицы.

Рождественское время продолжается и после окончания Октавы Рождества. По древней традиции, Рождество праздновалось, по аналогии с Пасхой, 40 дней, вплоть до праздника Сретения. Крещение же Господне отмечалось 13 января, в октаву Богоявления. Эта практика до сих пор сохранилась у католиков, придерживающихся традиционного обряда. В современном же обряде Рождественское время завершается праздником Крещения, который, в свою очередь, приходится на первое воскресенье за Богоявлением, 6 января. (Следует, однако, отметить, что во многих странах, особенно в Европе, принято переносить некоторые церковные праздники на ближайшее воскресенье. Список этих праздников в каждой стране свой. В этом случае, если Богоявление попадает в число таких праздников, оно переносится на воскресенье между 2 и 8 января. Крещение же отмечается в воскресенье после 6 января. Если же это воскресенье уже «занято» праздником Богоявления, то Крещение, и, соответственно, завершение Рождественского периода, переносятся на ближайший понедельник[41]). В течение всего Рождественского времени духовенство на литургии облачается в одеяния белого, праздничного цвета.

Государства, в которых Рождество Христово — выходной день[править | править код]

Adventvespers.jpg Рождество — однодневный, двухдневный и трёхдневный выходной Adventvespers.jpg 39 стран, где Рождество отмечается неофициально и не празднуется Adventvespers.jpg К рождественским праздникам — пальмы и растения. Москва, 1906

В списке представлены страны, в которых выходными днями (государственными праздниками), являются Рождественский сочельник (день перед Рождеством), Рождество Христово, Второй день Рождества и День подарков (26 декабря)[42].

Один выходной день[править | править код]

Рождество Христово: история, приметы, традиции

История появления праздника
Из Евангельской истории известно, что Богородица накануне рождения Сына пришла в Вифлеем. Вместе с обручником своим Иосифом она участвовала в переписи граждан. Вифлеем – город маленький, в гостинице мест для всех не хватало. Поэтому Мария и Иосиф остановились на ночлег в пещерке. Таких мест в тех краях было много – туда пастухи загоняли на ночь скот. В ту же ночь и родился Христос. Младенца положили в ясли – кормушку для скота. Первыми воплотившемуся Богу поклонились пастухи. 

Также поклониться Спасителю пришли волхвы. Эти мудрецы жили далеко на востоке. Они предвидели рождение Мессии и когда увидели на небе путеводную звезду, отправились за ней. Эта звезда в христианской истории называется Вифлеемской. Волхвам пришлось пересечь границы нескольких государств, прежде чем они пришли к бедным вифлеемским яслям. Богомладенцу мудрецы принесли в дар золото, ладан и смирну. 

Эти подарки, которые получили название «Дары волхвов», имеют глубокое символическое значение:
золото – символизировало, как приношение Царю, ведь Иисус воплотился, чтобы стать царем земным;
ладан – священнический символ, ведь своим земным служением Христос стал Первосвященником;
смирна – ею помазывали тело умершего человека, в рождественской истории она стала символом и указанием на искупительную жертву Христа за все человечество.

Впервые этот праздник христиане стали отмечать только в IV веке. До этого событие появления на свет Христа упоминалось первыми христианами в день Богоявления. Под воздействием эллинской культуры и верований, эти два праздника были разделены. Рождество значительно превзошло по значению Богоявление и практически сразу стало вторым христианским праздником после Пасхи. 

На Руси Рождество ждали особенно. Сначала праздновали его, а потом встречали Новый год. Поэтому у христиан принято наряжать елки именно к Рождеству. В 1918 году Россия перешла на григорианское летоисчисление. Церковь продолжала и продолжает жить по юлианскому, старому календарю. Из-за этого сначала приходит Новый год и только потом Рождество.

Рождественский сочельник
День накануне праздника называется Рождественским сочельником. Это очень строгий постный день. Христиане стараются не вкушать пищи до самого вечера. Земля готовится встретить Божественного Младенца. Но по современной традиции поститься можно только до того момента, как после Литургии Сочельника на центр храма будет вынесена свеча и споют тропарь Рождеству.

Вечер этого дня называется Святым. Его традиционно проводят в кругу самых близких людей. За стол садятся с первой звездой. Она символизирует собой Вифлеемскую, приведшую волхвов к родившемуся Христу. Хозяйки к Святвечеру готовят двенадцать постных блюд. Скоромное разрешается есть только на следующий день. 12 число символическое – это и 12 месяцев года, и 12 апостолов, и 12 главных праздников Церкви. Главное лакомство – кутья. Под тарелку с ней кладут немного сена в напоминание о том, что Христос родился не в хоромах, а в бедных яслях.
Кутья – блюдо из проваренных зерен, чаще пшеничных, с медом и орехами. Только с XVI века в него стали добавлять мак, а еще позднее – изюм. Современные хозяйки вместо меда добавляют халву или сахар. От этого вкус кутьи улучшается, но несколько теряется ее символическое значение. Так как мед – самый чистый на земле продукт. А Богу, как известно, отдается лучшее.


За трапезой пьют узвар. Принято варить к святой вечере постный борщ, готовить салаты с постным маслом, вареники с постной начинкой, пироги, рыбные блюда.
Празднование Рождества
В Церкви, кроме Пасхи, есть 12 самых больших праздников. Их называют двунадесятыми и самый главный среди них – Рождество. Празднуют его до Крещения. То есть, от 7 по 17 января. Этот период называется Святками. Рождества ждут и взрослые, и дети. Оно приносит много радости, веселья, сладостей. В доме царит ощущение уюта и покоя, а сердце согревает надежда, что будущее обязательно будет светлым.

Верующие люди встречают праздник в храме. В ночь на Рождество во всех церквах происходят праздничные службы. Считается, что нельзя спать – ночь-то особенная, Христос рождается. Нужно помнить, что Господь благодарит человека за каждое, самое малое усилие, которое тот за Него делает. В этот праздник даже звезды на небосклоне ведут себя особенно, а утром солнце играет разными цветами. 

Традиции праздника
С Рождеством связано много народных традиций. Большинство из них Церковью признаются. Накануне, в Сочельник, наряжают елочку. Ее верхушку венчает звезда – символ Вифлеемской. Свечи на елочке напоминают о неземном свете, исходящем от пещерки, в которой родился Иисус. Под елочку кладут коробки с подарками всем членам семьи. Кроме елочки, в домах и храмах сооружают вертеп – символическую пещерку с родившимся Христом и объемными фигурками людей, которые Его окружали.

Главное действо праздника – колядование. Колядовать могут все – и взрослые, и дети. Раньше города мало напоминали нынешние мегаполисы, поэтому люди ходили от дома к дому и славили родившегося Христа, отчего их называли христославами. Тех, кто принес радостную весть в дом, принято одаривать – сладостями, фруктами, деньгами – кто чем может.

В Рождественские дни принято ходить друг к другу в гости и обмениваться подарками. Очень полезно и правильно с христианской точки зрения посещать больных и страждущих. Особенно этого праздника ждут дети. Если у вас есть возможность, подарите радость ребенку из приюта или больному мальчику или девочке. Обездоленных людей не так мало в наше время – стоит только захотеть сотворить им добро. Обязательно нужно бывать на богослужении в храме. 
Но есть традиции, которые Церковь категорически отвергает, как языческие. Например, гадания. Предугадывать будущее – грех, потому что этим человек отсекает участие Бога в своей жизни и Его заботу о себе. В любой момент Господь волен изменить ход событий. 
Подарок на Рождество

Пришедшие к новорожденному Христу волхвы с дарами положили начало традиции дарить на Рождество подарки, особенно детям. В сознании человека Рождество – это праздник осуществления мечты. Поэтому подбирать подарок нужно тщательно. Он необязательно должен быть дорогим. Для человека важно прикосновение чуда к его жизни. Узнайте, о чем мечтает или мечтал в детстве тот, кого вы хотите одарить. Подарок не всегда может вызвать восторг. Намного важнее – тронуть сердце человека, заставить его поверить в чудо. Традиционно к Рождеству дарят сладости. И не только детям. 
Рождество празднуют долго. Самое важное, что должен вынести из этих дней любой человек – это саму суть рождения Святого Младенца, который отдал свою жизнь заплатив за наши грехи. Тем самым дал нам возможность исправить свои ошибки и помириться с Богом!

Приметы на Рождество Христово

Ясная погода на праздник Рождества сулила хороший урожай летом и осенью.

Если на Рождество была оттепель, то это к плохому урожаю.

Снежная метель на Рождество Христово было знаком к хорошему урожаю пшеницы и хороший знак для пчеловода.

Если на Рождество небо было звездное, то год будет урожайным на грибы и ягоды, а также ожидался в такой год большой приплод скота.

Ну а если праздник Рождества был теплым, то ждали холодной весны.

Если в этот день шел снег, да еще и хлопьями — это к хорошему урожаю хлеба.

А есть еще одна примета, которой доверяют и сейчас, то есть, как проведешь Рождество, таким и будет год. Поэтому Рождество Христово всегда стремились провести в любви, мире и благополучии, со щедрым рождественским столом. Обязательно на столе должно было быть 12 постных блюд, тогда весь год в доме будет достаток, да и год будет щедрым.

Нельзя ни в коем случае ссориться в день Рождества Христова, так как весь год можно провести в разногласиях.

РЕЦЕПТЫ БЛЮД ДЛЯ СОЧЕЛЬНИКА

КАК ПРИГОТОВИТЬ КУТЬЮ

Перебранный и промытый рис залить водой и довести до кипения
Слить на сито, пролить холодной водой и снова варить до готовности в большом количестве воды
Снова откинуть на сито, остудить и переложить в посуду
Выбрать стакан ягод без сиропа из варенья, добавить немного кипяченой воды
Смешать с рисом, верх загладить ложкой и слегка присыпать сахаром
КАК ПРИГОТОВИТЬ СОЧИВО

СОЧИВО ИЗ РИСА
Полтора стакана риса промыть, отварить в большом количестве воды до готовности
Слить на сито, остудить
Один стакан орехов (миндаль, грецкие) размельчить и добавить 5 – 6 ложек меда, немного кипяченой теплой воды
Один стакан изюма промыть в нескольких водах, отварить
Все смешать, если нужно добавить еще меда.
СОЧИВО ИЗ РИСА С СУХОФРУКТАМИ
В большом количестве воды отварить 1,5 стакана хорошо промытого риса, сцедить на сито, остудить
100 г сухофруктов сварить в сахарном сиропе (1,5 ст. сахара на 2 л воды), сцедить, остудить
В глубокой миске смешать рис с сухофруктами, добавить процеженного отвара (взвара)
КАК ПРИГОТОВИТЬ КОЛЯДКИ

Это маленькие пирожки, которые готовили специально к этому дню, это очень древние изделия из пресного теста.
Колядки готовились обязательно из восьми компонентов – ржаная мука, вода, простокваша, молоко, масло, сметана, соль и начинка.
Тесто для них готовилось так – 2 стакана ржаной муки (или смесь ржаной и пшеничной муки) просеять, смешать со смесью воды, молока, простокваши, сметаны в любых соотношениях, 2 столовых ложки сливочного масла, соль.
Замесить тесто, дать ему полежать 30 минут, раскатать колбасками, нарезать небольшими кусочками, слепить шарики и раскатать скалкой блинчики.
Выложить на них начинку, свернуть и защипить края.
Чтобы корочка после выпечки была мягкой, смазать маслом или смесью топленого масла со сметаной.
Начинки для колядок делались из творога, пшенной каши, моркови, сушеных грибов, картофельного пюре.

Источники: 

http://linesa.ru/leisure_hobbies/feast/2276-rozhdestvo-istor…

http://wordyou.ru/196535-rozhdestvo-xristovo-istoriya-i-trad…

http://domovouyasha.ru/7-yanvarya-svyatoe-rozhdestvo-hristov…

Доклад на тему Рождество 4, 5, 7 класс сообщение

Рождество Христово – главный праздник для христиан, который католики отмечают 25 декабря, а православные христиане в волшебную ночь с 6 на 7 января, хотя точная дата рождения Иисуса никому не известна. До конца IV века Рождество праздновали 6 января, и назывался этот праздник Богоявлением.

Основа этой даты – рождение Иисуса Христа, посланника Бога, в человеческой плоти, который пришел на Землю для спасения человечества от грехов.

Иисус – сын простого плотника Иосифа и Девы Марии. История праздника берет свое начало с того момента, когда к Марии спустился ангел и сообщил, что скоро она подарит миру Божьего посланника. Накануне родов Мария с Иосифом поехали в Вифлеем, но когда они остановились переночевать в хлеву, Мария родила Иисуса. Младенца пришлось положить прямо в ясли (ясли – это чаша, из которой животные едят сено). Все пастухи получили новость от ангелов, что родился Спаситель, и они пришли поклониться ему и принесли подарки, а на небе зажглась яркая звезда. Весть о рождении Сына Божьего быстро разлетелась, а когда об этом узнал царь Ирод, он издал указ убить всех детей до 2-х лет. Но Иосифа об этом предупредил ангел, поэтому они успели скрыть Иисуса в Египте, где они и прожили до смерти Ирода.

В России Рождество Христово всегда считался великим, но когда власть взяли советы, религии стали отвергать, закрыли все церкви, только после 1991 года празднику снова вернули его важность.

Очень важным в этот праздник является то, что накануне Рождества соблюдается длительный и строгий пост, который продолжается 40 дней. А 6 января принято ничего не есть до первой звезды, как напоминание о той звезде, которая зажглась на небе в честь рождения Иисуса. Во время поста нельзя кушать мясо, яйца, молоко и другие продукты, которые нам дают животные. В отдельные дни разрешается рыба и растительное масло. Основной смысл поста – очистить не только тело, но и душу, поэтому во время поста нельзя никого обижать и ссориться.

Последним днем Великого поста считается Сочельник, то есть ночь на 7 января, когда люди завершали приготовления к празднику. А название Сочельник произошло от постного блюда – сочиво. Его готовили из овса, пшеницы и риса, добавляли туда фрукты и орехи. Всего в Сочельник на праздничном столе должны были стоять 12 блюд – по количеству апостолов Иисуса.

Интересен тот факт, что раньше елка была символом не Нового года, а именно Рождества, а украшались елки свечами, яблоками и пряниками. Но главным атрибутом зеленой красавицы была звезда, которая и означала Вифлеемскую звезду, указавшую путь волхвам к Иисусу, и звезда была семиконечной.

Распространенной забавой среди детей были колядки, так называли веселые песенки. Ребята ходили по домам и пели песни, а взамен получали сладкие подарки. Считалось, что чем больше детей пришли к хозяину дома колядовать, тем счастливее будет его дом в наступающем году.

Рождество, наконец, вновь стал особым праздником в каждом доме, на Рождество очень распространены народные гадания и поверья, ведь этот праздник сам по себе является волшебным.

Доклад №2

Православные верующие традиционно отмечают Рождество 7 января. Это день рождения нашего Спасителя, Богочеловека, Иисуса Христа.

Христос появился на свет в очень простых условиях, в хлеву, люлькой ему служила кормушка для животных, а пеленки заменило свежее сено. Простые условия появления Бога на свет символизируют его близость к людям, христианское смирение и простоту.

Поклониться Богу пришли простые пастухи, которым поведал добрую весть явившийся им ангел. Мудрые волхвы тоже преодолели долгий путь, чтобы поприветствовать Спасителя, путь им указала Вифлеемская звезда. Волхвы преподнести в подарок Богочеловеку роскошные дары.

По традиции Рождество — это уютный и домашний праздник, который принято отмечать в кругу семьи. Издавна на рождественский стол ставили блюда из свинины, запеченную птицу и рыбу. В этот праздник принято баловать семью домашней выпечкой, но садились за стол не раньше, чем на небе загорится первая звезда. До её появления на небе верующие соблюдают строгий пост. Первая звездочка символизирует собой Вифлеемскую звезду, которая служила путеводной нитью для волхвов.

Период с 7 по 19 января называют «святками». Это единственные дни в году, когда церковью разрешены гадания. В этот период незамужние девушки гадают на «суженого». Видов рождественских гаданий существует огромное количество, одни дошли до нас с незапамятных времен, другие были введены в обиход относительно недавно.

Известной традицией Рождества является колядование, что означает «славить Христа». В сочельник ряженые ходили по домам, устраивали веселые представления и получали угощения от хозяев дома. К сожалению, сейчас эта добрая традиция почти полностью ушла в прошлое.

Издавна символом рождественских праздников была ёлка. С давних времен она дарит людям ощущение праздника и обещание светлых перемен. Существует интересная примета: чем разнообразнее и обильнее будет стол на Рождество, тем удачнее семья проведет ближайший год. Поэтому обязательно отмечайте Рождество с размахом, с Наступающим праздником!

4, 5, 7 класс

Рождество

Рождество

Популярные темы

  • Доклад-сообщение Векторная графика 7, 8, 9 класс по информатике

    Чтобы понять векторную графику, нужно разобрать два наиболее распространенных графических файла изображения графического дизайна: растровые и векторные.

  • Доклад Плещеева Алексея Николаевича 5 класс сообщение

    Плещеев Алексей Николаевич – русский писатель и поэт, родился в 1825г. в Костроме, но прожил свои детские годы в Нижнем Новгороде и был единственным ребенком. Несмотря на свое дворянское происхождение, его семья была бедной.

  • Доклад Роль бактерии в жизни человека

    Бактерии – это настолько мелкие организмы, что увидеть их можно только при помощи микроскопа. Они населяют организм человека и среду, которая его окружает. Есть множество бактерий, которые опасны для людей. Их называют патогенными.

Все о празднике: Рождество Христово!

Рождество Христово – один из главных праздников христиан, который отмечается в честь дня Рождения воплоти Иисуса Христа. Многие люди знают, что праздник отмечается 7 января, но вот почему именно в этот день вы сможете узнать в нашей статье. Также мы расскажем вам подробности праздника, как правильно его отметить и что нельзя делать к подготовке к Рождеству.

История праздника

В пророчестве святого Михея о будущем Мессии говорится, что именно в Вифлееме родится тот, кто будет Владыкой в Израиле.

Здесь четко есть название города Вифлеем, в который на тот момент пришел Иосиф со своей женой Марией для участия в переписи населения. Сами супруги жили в городе Назарет и Мария была на большом сроке беременности.

Когда они пришли в Вифлеем, там было мало место чтобы с удобством устроится на ночлег и ей и мужу пришлось ночевать в стойле для скота. Именно в ту ночь, среди соломы и родила Мария сына Иисуса.

Пророк Матфей говорит в библии о яркой и чудесной звезде, которая засияла над местом рождения Спасителя. Первыми кто пришел поклонится младенцу это были пастухи, а затем волхвы. Волхвы принесли в дар – ладан, золото и смирну. Три подарка, каждый их которых несет свой смысл – первый предназначался как Царю, второй как Богу, а третий как человеку, которого после смерти помазывали смирной.

Дата праздника

Юлиан 1 утвердил дату праздника Рождества 25 декабря, а после Григорий 13 внес в календарь реформу, и Рождество перенесли на 7 января. Многие христиане не приняли данное изменение и продолжают отмечать Рождество 25 декабря, которое теперь известно нам, как католическое Рождество.

Пост на Рождество

Обязательным пред праздником христиане соблюдают пост, чтобы очистить и тело, и душу. Пост по своей строгости похож на пост перед Пасхой. Такой пост начинается с 28 ноября по 6 января, то есть насчитывает в себе 40 дней. Такой пост многие христиане ассоциируют с постом Моисея, который постился сорок дней и сорок ночей, после чего получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих.

В Рождественский пост запрещено употреблять мясо, сыр, коровье масло, молоко. Так же пост предполагает особое питание по различным дням. Во вторник, четверг и субботу – можно принимать пищу, сдобренную растительным маслом. В понедельник и среду – стоит запрет на рыбу и вино. Еду в такие дни нужно принимать без добавления масла – сухоядение. А вот в субботу и воскресенье можно употреблять в пищу рыбу. Если выпадает праздник на среду или пятницу, то можно позволить себе вино и елей.

С января и по 6 января пост становится еще строже. Запрещается есть рыбу в субботу и воскресенье. Но постится нужно не только телом, но и душой. В такой пост стоит читать молитву, совершать покаяния и воздержатся от страстей и раздоров, а также от различных искушений. Также необходимо воздержание от супружеской жизни, прощение старых обид и недоразумений.

Работа на Рождество

В Рождество 7 января во многих странах работникам дают выходной, в число которых входит и Россия. Данный праздник признан в России на официальном уровне.

Традиции на Рождество

Колядки

Колядки происходят под Рождество 6 января вечером, а 7 января – рождествуют. По давней традиции на колядки должно было собираться как минимум три человека. Это могли быть девушки или парни, здесь нет особых правил. Всегда в колядках есть главный, который именуется звездарь. Второго человека по старшинству называли звонарь, а третьего мехоноша. У каждого из участвующих была своя роль. Иногда такие роли проигрываются среди молодежи и по сей день.

Звездарь – всегда несет звезду, символизирующую звезду, которая светилась над местом рождения Иисуса. Звонарь – звонил в звоночек, чтобы все знали, что идут колядующие. А мехоноша – нес огромный мешок, в который хозяева домов клали разные гостинцы. В современном мире колядующие носят в подарок к гостям кутью, а в ответ получают деньги или конфеты.

Молитва

Молитва обязательная традиция на Рождество, когда нужно молиться Богу и благодарить за все, что имеешь. Также можно молиться за то, что тебе нужно, а также вспоминать своих умерших близких или родственников.

Гости

Давняя традиция, которая отмечалась еще на Руси, это хождение в гости. Часто после службы многие люди оставались на ночь у своих родителей. Потому как именно с них и начинается хождение по гостям. После наступала очередь старых и больных людей, которым здоровые подносили кутью или другие угощения. А вот третий день посвящался сиротским детям.

Кутья

Кутья древняя и главная традиция на Рождество. Такое блюдо состоит из риса с добавлением изюма и меда. В современном мире кутью делают по-разному, что часто меняет ее стандартный набор. Но главным составляющим все-же является рис или пшеница, а также добавление различных цукатов или сухофруктов.

12 блюд

В сочельник 6 января в последний день Рождественского поста, на стол хозяйки ставят 12 различных постных блюд. В частности, это кутья, горох, капустник, борщ, голубы, вареники, грибы, чеснок, пирожки, пампушки, узвар, мед. Эти блюда не являются обязательными. Вы можете придумать любые другие, ведь самое главное чтобы они были постными.

Подарки

Данная традиция появилась в России не так давно, но уже прочно закрепилась в некоторых семьях. В ночь на Рождество всем членам семьи принято дарить рождественские подарки, которые могут нести лишь сладкий характер или иметь более существенную основу.

Что запрещено в Рождество

  • Нельзя ругаться, сквернословить и вздорить с домашними и другими близкими или незнакомыми людьми.
  • Нельзя закалывать домашний скот, а также выезжать на охоту.
  • Строго запрещено проводить уборку: мыть полы, шить, стирать, а также делать другие дела похожие по смыслу.
  • Нельзя купаться или мыть голову (кроме рук)
  • Нельзя расчесывать волосы и собирать волосы в косы.
  • Запрещается гадание и ворожба.
  • Воздержание от супружеской жизни.

Современное празднование Рождества в России

В настоящее время праздник Рождество отмечается в домашней обстановке со всеми членами семьи. Многие россияне соблюдают старые традиции в виде исполнения колядок, а также ношения кутьи с 6 января на 7 января. Некоторые семьи дарят друг другу подарки, но самое главное это хорошее настроение, смирение в сердце и духовное спокойствие, которое объединяет в этот день всех людей.

А вот в церкви в сочельник (в ночь с 6 на 7 января) проходит праздничная Литургия, которую транслируют по федеральным каналам России.

Приметы на Рождество

  • Если на деревьях есть иней в первые три дня Рождества, то значит будет обильный урожай.
  • А вот если погода в Рождество стоит теплая, то весна будет холодной.
  • Звездное небо в ночь Рождества знаменует приплод скота, а также богатый урожай ягод.
  • Женщины верили, что если одеться в такой праздник красиво и богато, то будущее замужество окажется удачным и плодотворным.
  • Нельзя в канун Рождества давать в займы хлеб, соль, спички и деньги, а иначе все богатство и добро пройдет мимо вас.

Поздравления на Рождество

Анимации

Открытки

Блюда на Рождество

Кутья

Состав:

  • 0,5 кг. пшеницы.
  • 200 грамм мака.
  • 1 стакан грецких орехов (арахиса)
  • Примерно 0,5 стакана меда.
  • Сахар, цукаты и изюм по вкусу.

Процесс приготовления:

  1. Пшеницу нужно хорошенько вымыть, а после потолочь в глубокой миске с помощью пестика. Когда шелуха отойдет от зерен, можно обмыть пшеницу и поставить ее варится. Варить зерна нужно в течение 1,5 часа, а если они будут твердыми, то можно проварить их еще 30 минут.
  2. Мак нужно измельчить в кофемолке. После залит его кипятком и оставить настоятся в течение 5 минут. Когда время выйдет процедите мак и добавьте к сваренному зерну. Орехи, цукаты нарезать мелкими кусочками и смешать с изюмом. Добавить их к маку и пшенице.
  3. После все хорошо смешать и залить кутью разогретым медом. Перемешайте кутью и после того, как она остынет, поставьте в холодильник.

Узвар

Состав:

  • 300 грамм сушеных груш.
  • 300 грамм сушенных яблок.
  • 250 грамм сушеного чернослива.
  • 100 грамм изюма.
  • 220 грамм меда.
  • 3 литра воды.

Процесс приготовления:

  1. Все сухофрукты нужно хорошо вымыть и пропарить кипятком. После нужно залить их холодной водой и дать настоятся в течение 10 минут. Затем в кастрюлю налейте воды и положите в нее яблоки и груши. Варить их нужно на слабом огне в течение 15 минут.
  2. После добавить к ним чернослив и изюм. Варить их нужно 15 минут. В самом конце добавляем мед, ждем пока узвар закипит и снимаем кастрюлю с огня.
  3. Плотно закройте кастрюлю крышкой и оставьте в темном месте на 3 часа, чтобы напиток настоялся. Перед тем как подавать узвар к столу, его стоит процедить.

Пирог с курицей «Рождественский»

Состав:

  • 250 грамм слоеного теста.
  • 700 грамм куриного филе.
  • 3 штуки куриных яйца.
  • 1 штука морковки.
  • 2 штуки лука.
  • 1 зубчик чеснока.
  • 1 пучок укропа.
  • 3 столовых ложки растительного масла.
  • Специи по вкусу.

Процесс приготовления:

  1. Слоенное тесто нужно разморозить, для этого просто оставьте его на столе на кухне на два часа. После очистите все овощи от кожуры и хорошо промойте под водой. Два яйца нужно сварить. Затем режем морковку и лук тонкой соломкой и прожариваем их на сковороде до мягкости. Прожарить лук и морковку нужно с добавлением растительного масла.
  2. Из куриного филе нужно сделать фарш и посолить его. Затем добавьте в него овощи со сковороды, измельченный чеснок, укроп и специи на глаз. Это может быть черный, молотый перец, прованские травы и другие. В фарш также нужно добавить сырое яйцо. Тщательно перемешайте его.
  3. После на противень выложите пергамент, в центр которого нужно поставить стакан. Вокруг стакана выложите фарш, стараясь придать будущему пирогу красивую форму. Затем половинки вареных яиц вдавите в фарш, на равном друг от друга расстоянии. Слоенное тесто нужно нарезать полосками и оформить ими пирог. Желтком можно смазать само тесто и после отправить пирог в духовку на 40 минут при температуре 190 градусов.
  4. Стоит помнить, что слоеного теста можно формировать узоры или цветочки. Это поможет украсить ваш будущий пирог, который поразит всех своим изысканным видом и вкусом.

Гусь в фольге

Состав:

  • 1 штука тушка гуся.
  • 6 штук яблок.
  • 1 штука лимона.
  • Специи, зелень, базилик, белое вино – по вкусу.

Процесс приготовления:

  1. Тушку гуся необходимо хорошо промыть, удалить все внутренности и очистить от перьев. Затем обсушить ее полотенцем. Яблоки хорошо промываем и не очищая кожуру нарезаем мелкими кубиками. Лимон нарезаем точно также, не забывая хорошо его вымыть перед использованием.
  2. Тушку гуся хорошо натереть солью и другими специями с добавлением трав. Натираем гуся только сверху. А во внутрь кладем яблоки и лимон. После место разреза нужно зашить, чтобы начинка не выпала во время готовки. Зашивайте отверстие таким способом, чтобы осталась маленькая дырочка. Именно в нее вы вливаете белое полусладкое вино.
  3. Заверните тушку гуся в фольгу и поставьте в духовку на полтора часа при 170 градусах. Когда указанное время пройдет, открываем фольгу и готовим гуся еще полчаса. Это нужно для того, чтобы корочка птицы хорошо подрумянилась.
  4. Готовое блюдо можно украсить яблоками, другими фруктами, а также зеленью.

Краткая история праздника Рождество Христово

Из этой статьи вы узнаете краткую историю праздника Рождество Христово, а также историю празднования Рождества в России.

Рождество Христово отмечается в ночь с 24 на 25 декабря у католиков (католическое Рождество) и с 6 на 7 января у православных христиан.

Но какой бы веры вы ни придерживались, это не уменьшает грандиозность и величие этого праздника, его значимость для христиан и католиков.

История праздника Рождество Христово (кратко)

Рождество Христово

Рождество Христово или Праздник Рождества — это самый известный религиозный праздник, приуроченный ко дню рождения Иисуса Христа.

Из библейских преданий известно, что Дева Мария, будучи замужем за Иосифом, зачала непорочным способом в своём чреве Сына Божьего, о чем Иосифа и Марию оповестил один из Ангелов.

Когда подходило время рождения Сына Божьего на свет, римский император Кесарь Август издал указ о проведении переписи населения. По условиям переписи, на момент её проведения, все граждане были обязаны вернуться в города и деревни, в которых они были рождены.
Поэтому Мария и Иосиф возвратились в свой родной город — Вифлеем.

Их родной дом был наполнен людьми, так как гостиницы города не могли принять всех собравшихся для проведения процедуры переписи. В тот день Мария родила Иисуса и, спеленав, положила его в ясли.

Первыми людьми пришедшими поклониться Христу были пастухи, что пасли свои стада неподалеку.
Согласно Библии, пастухам о рождения Сына Господа возвестил всё тот же ангел.

Также, с рождением Иисуса, на небе загорелась необычайно яркая звезда, впоследствии приведшая на поклон к младенцу трех Волхвов. Волхвы преподнесли в дар новорожденному Иисусу смирну, золото и ладан.

подарки Волхвов новорожденному Иисусу

История празднования Рождества в России

Для большинства христиан и католиков праздник Рождества приходится на 25 декабря, согласно Григорианскому календарю. Наша же страна в начале XX века не перешла на него с Юлианского, поэтому празднование Рождества проходит с 6 на 7 января.

Это стало одной из причин, по которым празднование Рождества в России значительно отличается от празднования в остальном христианском мире.

Еще одной причиной стал запрет советской власти в 1918 году празднования Рождества, из-за чего и забылись многие народные обычаи, связанные с ним.

Уже через 17 лет запрет был отменен и в домах стали ставить и наряжать елки. Только теперь не рождественские, а новогодние.

Изменения коснулись и знаменитой семиконечной звезды, которую заменили на символичную для советского времени пятиконечную.

До 1918 года праздник Рождества был гораздо значимее Нового года. Но после отмены изменилось все в точности наоборот. Новый год стал главным семейным праздником, а праздник Рождества отошел на второй план.

Примечательно, что Советский Союз был единственной страной, где рождественские традиции присутствовали в праздновании Нового Года. Таким образом, Новый год в Советском Союзе стал совмещать в себе элементы двух праздников, чем и отличался в подходе празднования по сравнению с остальными странами.

С распадом Советского Союза изменений в праздновании Нового года не произошло. Праздник остался главным в году. Рождество же в большинстве случаев праздновалось православными верующими.

В последние несколько лет праздник Рождества отмечает все больше и больше людей, соблюдая при этом все предпраздничные правила православной церкви. Среди них сорокадневный Рождественский пост, а также приход в церковь для присутствия на всеобщем бдении в честь праздника Рождества Христова.

Рождество Христово. Краткая история / Православие.Ru

Рождество Христово
Рождество Христово
Господь наш Иисус Христос, Спаситель мира, родился от Пресвятой Девы Марии в царствование императора Августа (Октавия) в городе Вифлееме. Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина. У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам, всякое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места, потому Преблагословенная Дева и праведный Иосиф, как происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем (город Давида), чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря.

В Вифлееме они не нашли уже ни одного свободного места в городских гостиницах. В известняковой пещере, предназначенной для стойла, среди сена и соломы, разбросанных для корма и подстилки скоту, далеко от постоянного местожительства, среди чужих людей, в холодную зимнюю ночь, в обстановке, лишенной не только земного величия, но даже обыкновенного удобства – родился Богочеловек, Спаситель мира. «Таинство странное вижду и преславное, – с удивлением воспевает Святая Церковь, – Небо – вертеп; Престол Херувимский – Деву; ясли – вместилище, в них же возлеже невместимый Христос Бог» (ирмос 9-й песни канона). Безболезненно родившая Богомладенца Пресвятая Дева, Сама, без посторонней помощи, «повит Его и положи в яслех» (Лк. 2).

Но среди полночной тишины, когда всё человечество объято было глубочайшим греховным сном, весть о Рождестве Спасителя мира услышали пастухи, бывшие на ночной страже у своего стада. Им предстал Ангел Господень и сказал: «Не бойтеся: се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спаситель, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове», и смиренные пастыри первые удостоились поклониться ради спасения людей Снисшедшему до «рабия зрака». Кроме ангельского благовестия вифлеемским пастырям, Рождество Христово чудесною звездою возвещено было волхвам «звездословцам», и в лице восточных мудрецов весь языческий мир, незримо для него самого – преклонил свои колена пред истинным Спасителем мира, Богочеловеком. Войдя в храмину, где был Младенец, волхвы – «падше поклонишася Ему, и отверзше сокровища своя, принссоша Ему дары: злато и ливан и смирну» (Мф. 2, 11).

В воспоминание Рождества во плоти Господа нашего Иисуса Христа установлен Церковью праздник. Начало его относится ко временам Апостолов. В Апостольских Постановлениях говорится: «Храните, братия, дни праздничные, и во-первых день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25 день десятаго месяца» (от марта). Там же, в другом месте сказано: «День Рождества Христова да празднуют, в оньже нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру». Во II столетии на день Рождества Христова 25 декабря указывает святитель Климент Александрийский. В III веке о празднике Рождества Христова, как о бывшем прежде, упоминает святой Ипполит Римский, назначая чтение Евангелия в этот день из 1 главы от Матфея. Известно, что во время гонения христиан Максимианом, в 302 году, никомидийские христиане в самый праздник Рождества Христова сожжены были в храме в числе 20000. В том же веке, когда Церковь после гонения получила свободу вероисповедания и сделалась господствующей в Римской империи, праздник Рождества Христова находим во всей Вселенской Церкви, как можно видеть это из поучений святого Ефрема Сирина, святителей Василия Великого, Григория Богослова, святителя Григория Нисского, святителей Амвросия, Иоанна Златоуста и других отцов Церкви IV века на праздник Рождества Христова. Святитель Иоанн Златоуст в слове своем, которое он говорил в 385 году, называет праздник Рождества Христова древним и очень древним. В том же веке на месте пещеры Вифлеемской, прославленной рождением Иисуса Христа, равноапостольная царица Елена соорудила храм, о великолепии которого много старался державный ее сын. В кодексе Феодосия, изданном в 438 году, и Юстиниана – в 535, излагается закон о всеобщем праздновании дня Рождества Христова. В этом смысле, вероятно, Никифор Каллист, писатель XIV века, в своей истории говорит, что император Юстиниан в VI веке установил праздновать Рождество Христово по всей земле. В V веке Анатолий, патриарх Константинопольский, в VII – Софроний и Андрей Иерусалимские, в VIII – святые Иоанн Дамаскин, Косма Маиумский и Герман, Патриарх Цареградский, в IX – преподобная Кассия и другие, которых имена неизвестны, написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения, употребляемые ныне Церковью для прославления светло празднуемого события.

Впрочем, в первые три века, когда гонения стесняли свободу христианского Богослужения, в некоторых местах Востока – Церквах Иерусалимской. Антиохийской, Александрийской и Кипрской – праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения 6 января, под общим именем Богоявления. Причиной этого, вероятно, было мнение, что Христос крестился в день Своего рождения, как можно заключать об этом из слов святителя Иоанна Златоуста, который в одной из бесед своих в Рождество Христово говорит: «не тот день, в который родился Христос, называется Богоявлением, но тот, в который Он крестился». К такому мнению могли подать повод слова евангелиста Луки, который, говоря о крещении Иисуса Христа, свидетельствует, что тогда «бе Иисус лет яко тридесять» ( Лк. 3, 23). Празднование Рождества Христова вместе с Богоявлением в некоторых Церквах восточных продолжалось до конца IV века, в иных – до V или даже до VI века. Памятником древнего соединения праздников Рождества Христова и Богоявления доныне в Православной Церкви служит совершенное сходство в отправлении этих праздников. Тому и другому предшествует сочельник, с одинаковым народным преданием, что в сочельники должно поститься до звезды. Чин Богослужения в навечерия обоих праздников и в самые праздники совершенно одинаков.

День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам, согласно с Божественным свидетельством Евангелия, изображающего празднуемое событие величайшим, всерадостнеишим и чудесным. «Се благовествую вам, – сказал Ангел вифлеемским пастырям, – радость велию, яже будет всем людем. Яко родися вам Спас, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове. И се вам знамение: обрящете Младенца повита, лежаща в яслех. Тогда же внезапу бысть со Ангелом множество вой небесных, хвалящих Бога и глаголющих: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Вси слышавший дивишася о глаголанных от пастырей о рождшемся Спасителе, и сами пастыри возвратишася, славяще и хваляще Бога о всех, яже слышаша и видеша» (Лк. 2, 10 – 20). Так Рождество Христово, как событие высочайшее и чрезвычайное, сопровождалось дивной вестью пастырям и волхвам о всемирной радости для всех людей, «яко родися Спас», Ангельским славословием родившемуся Спасу, поклонением Ему пастырей и волхвов,. благоговейным удивлением многих, слышавших слова пастырей о родившемся Отрочати, славою и хвалою Его от пастырей.

Согласно с Божественным свидетельством Евангелия, отцы Церкви в своих Богомудрых писаниях изображают праздник Рождества Христова величайшим, всемирным и радостнейшим, который служит началом и основанием для прочих праздников.

Рождество Христово: традиции и история праздника

7 января православные христиане всего мира празднуют рождение Иисуса Христа. Расскажем, что это за праздник, какие традиции необходимо соблюдать в этот день, что можно делать и чего делать нельзя.

История возникновения Рождества Христова

Рождество считается одним из наиболее великих праздников, главная цель которого – почтить воспоминание о рождении спасителя человечества в Христианстве – Иисуса Христа.

Начало празднику положила библейская легенда: именно в этот день в Вифлееме, находящемуся к югу от Иерусалима, на свет появился Иисус Христос. Его рождение начинают праздновать в Сочельник, вечером 6 января. Согласно легенде, в этот день на небе появилась первая звезда – та самая, что некогда привела в Вифлеем волхвов.

Источник: alter-idea.info

Самое первое празднование Рождества было отмечено 25 декабря 354 года в древнем иллюстрированном календаре «Хронографе». Однако сам праздник официально узаконили на Эфесском соборе в 431 году.

На Руси христианский праздник стал распространяться в 10 веке. Рождество совместилось с зимним древнеславянским праздником в честь духов-предков (Святками), пережитки которого сохранились в «святочных» обрядах (ряженые, гаданье), что в настоящее время церковь считает недопустимым, так как по мнению христианских священнослужителей любое гадание – страшный грех.

Почему отличаются даты католического и православного Рождества

В одних странах Рождество отмечают 25 декабря по григорианскому календарю или по новому стилю, в других – 7 января по юлианскому календарю или по старому стилю.

Долгое время Рождество Христово именовалось Богоявлением. Древние христиане праздновали и Рождество, и Крещение Христа 25 декабря по старому стилю. В 4 веке для того, чтобы придать большую значимость одному и второму празднику и не смешивать сами понятия торжеств, эти дни были разделены на 7 января и 19 января. При этом при появлении деления на григорианский и юлианский календари произошло смещение, которое в наше время неправильно называют делением на католическое и христианское Рождество, однако на самом деле это связано лишь с различными календарями.

Традиции и символы Рождества

Главной традицией Рождества Христова принято прощать всех в этот день. Согласно Новому Завету Бог простил человека, его грехи. Поэтому в церкви считают важным всех прощать, чтобы приблизиться к тайне Боговоплощения, а также очиститься душой на Таинстве исповеди.

Одной из интересных традиций празднования Рождества считаются «рождественские ясли» или вертеп, изображающие сцену рождения Иисуса Христа. Первые в мире Ясли были созданы в 1562 году в Праге. Долгое время их устанавливали только в церквях, позже обычай переняли аристократы и богатые люди. Сцена Яслей следующая: младенца в колыбели окружают родители, легендарные вол и осел, пастухи, волхвы. Важную роль играли персонажи из простого народа, теснящиеся вокруг: восторженные рыбаки, продавщица рыбы, женщина с глиняным кувшином и другие.

Эстебан Бартоломе Мурильо, «Поклонение пастухов».

Ещё одной из особенностей Рождественских празднеств является сценка о рождении младенца Иисуса. Традиции этих сценок лежит в средневековых мистериях, «живые» сцены рождения Христа. Сцены рождения разыгрывались в храмах и сопровождались церковными пениями. Так, одним из широко известных символов Рождества стала первая восходящая звезда в небе, по которой, согласно легенде, волхвы пришли в Вифлеем поклониться младенцу Христу. Но возвращаясь к религиозному символизму, первую звезду символизирует первая же свеча, которую выносят после богослужения. Так, принято не вкушать ничего до первой звезды и 6 января дозволено есть только сочиво или кутью, а 7 января, после литургии, заканчивается пост и можно есть все.

Реклама

Также одним из символов Рождества стала и ель, у древних римлян это дерево являлось символом вечной жизни. Когда-то её украшали только фруктами, чаще всего яблоками. И когда в 1858 году случился очень плохой урожай яблок, стеклодувы Лотарингии создали стеклянные шары, чтобы заменить яблоки – отсюда появилась традиция ёлочных украшений. Во Франции с экскурсией можно побывать в стекольных мастерских, где изготавливались первые ёлочные шары.

Также отмечают и колядки. В первую очередь, колядки – это песнопения. Раньше это были языческие песнопения, но сейчас они восхваляют Христа. Исполнение колядок – это своего рода народная проповедь, которая рассказывает о Христе и таким образом больше людей узнают историю Иисуса Христа.

Рождество всегда было настолько сильно вплетено в жизнь российских народов, что после Октябрьской революции, когда вера в Бога стала приравниваться к измене Родине и Советская власть пыталась отменить любые церковные празднования, людям пришлось изобрести альтернативу: считается, что так появились новогодние утренники и спектакли со сказочными персонажами, являющиеся на самом деле переделанными Рождественскими сценками.

Что нельзя делать в ночь на Рождество Христово

Как утверждают священнослужители церкви, самое главное – быть чистым сердцем и не грешить.

Ранее в домах к празднованию Рождества заготавливали дидух – символический празднично украшенный сноп зерна (ржи, пшеницы, овса), который устанавливали в углу и считалось, что с этого времени там находятся души предков-покровителей. До тех пор, пока дидух находился в доме, запрещалось выполнять любую работу, кроме ухода за скотом.

«Святым» называли не только ужин в канун Рождества, но и следующие ужины вплоть до Щедрого Вечера 13 января. При этом всю праздничную неделю запрещалось работать.

Также с Рождества до Крещения мужчинам нельзя было охотиться: убийство зверей во время святок считается большим грехом и может навлечь беду.

Принято считать, что светлый праздник Рождества нельзя встречать в темной одежде. Наряд должен быть светлым, тогда достаток на весь год обеспечен.

Источник: liveinternet.ru

В некоторых источниках утверждают, что 7 января лучше не гадать, а для святочных гаданий подходит любое время с Сочельника по Крещение, кроме самого Рождества. Однако Митрополит Запорожский и Мелитопольский в интервью с изданием «IZ Индустриалка» уточнил, что любое гадание церковь не одобряет:

«Гадание – это страшный грех, это никогда не было традицией нашего народа. Людей, которые колдовали, выгоняли из сел, они жили неизвестно где и как, с ними никто не общался. А такая традиция была придумана в советское время, чтобы отвратить людей от Бога».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *