Posted on

Содержание

Красота требует жертв или один день из жизни балерины

Легкость, грация и красота – эти слова эхом звучат в сознании при взгляде на образ балерины. Кажется, что и в жизни прекрасным девушкам также легко, как и на сцене в воздушных пируэтах. Но так ли это? Как становятся балериной, и как выглядит один стандартный день из жизни танцовщицы?

Долгий и тернистый путь

Стать балериной суждено далеко не каждой стройно девушке. Чтобы поступить на обучение в школу или училище на профессиональном уровне, девушке предстоит преодолеть несколько конкурсных этапов отбора и пройти по всем параметрам, установленным приемной комиссией. Хорошие примы начинают в раннем возрасте (около пяти лет), попадают в специальные училища уже в десять. Обучение в среднем длится шесть лет, первая половина из которых – общие уроки классического танца, а вторая – специализация конкретной артистки ли артиста.

После получения диплома перед балериной открываются не каждые двери. Чтобы попасть в Национальный театр или просто стать постоянным членом трупы, нужно обладать не только образованием, но и талантом, выносливостью и здоровьем. Малейшие проблемы с суставами, давлением, вестибулярным аппаратом – дорога в большой балет закрыта.

Если удалось пробиться в основной состав – начинается самый насыщенный, но и самый сложный этап в жизни балерины. Ежедневные репетиции, выступления, работа над собой – три кита балетной рутины. Как же проходит стандартный день танцовщицы?

Как живется балерине

В 10-11 утра всех артистов балета уже ждут в репетиционном зале. Независимо от типа постановки или уровня самой танцовщицы, каждый день балерина должна учиться. Чем выше уровнем театр – тем опытнее и требовательнее преподаватели, выше конкуренции и сложнее отбор. Начинающие артисты, чтобы доказать свою готовность учиться, часто приходят за час до начала самого урока – предварительно разогревают суставы и мышцы, тренируют сложные пируэты, чтобы не упасть в глазах мэтра.

В училище девочки и мальчики тренируются отдельно, в процессе работы вся трупа занимается вместе. Танцоры парами отрабатывают поддержки, парные элементы и отрывки из классических балетных произведений. Постоянная практика – залог успешной карьеры.

Независимо от занятости артиста в спектакле, с утра ему нужно пройти «классы». Это занятия классической направленности, где танцоры отрабатывают стойки и базовые балетные элементы у станка самостоятельно. Движения у станка оттачиваются до совершенства перед зеркалом. Затем танцовщицы повторяют движения уже без опоры, стараясь сохранять устойчивость осанки, грацию движений рук и ног. После этого артисты повторяют базовые прыжки и технику. Самые опытные – все занятие остаются в пуантах, другие надевают их только для отработки непосредственно танцевальных движений.

Только после классов девушки и парни расходятся на репетиции собственных постановок, отрабатывая по 8-10 часов отрывки из произведений. Ведь балет – это красота деталей, грация на кончиках пальцев. Грубые движения недопустимы. Самые сложные пируэты должны казаться зрителям чем-то естественным и непринужденным. А за всем этим скрываются мозоли в танцевальных залах и сложные тренировки.

Молодые балерины часто ограничивают себя в посиделках с друзьями и даже в свиданиях, находя пару прямо в балетном зале. Ведь после репетиций в 10 вечера, остаются силы только на сон и отдых.

Рацион «воздушных» танцовщиц

Балерины порхают на сцене, словно пушинки. Кажется, что они питаются воздухом. При этом, в балетных залах девушки отдают столько энергии, что их рацион просто обязан быть питательным и полезным. Что говорят о своей диете сами танцовщицы?

Многие утверждают, что времени на вредную пищу просто не остается. Проводя с утра до ночи все время в тренировочном зале, девушки успевают немного перекусить, а дома вообще остаются без ужина. Танцовщицы отдают предпочтение легкой и быстроусваиваемой пище. Если это углеводы – то фрукты, если белок – то молочные продукты или рыба.

Несколько правил питания балерин – ниже:

  • В день пить очень много воды (от двух литров). Обезвоживание для танцовщицы – главный враг. Падает давление, уходят силы. У каждой балерины с собой обязательно бутылочка минералки.
  • Переедать нельзя. Лучше разбить большую порцию на несколько и съесть в течение дня. Нельзя оставаться голодной, но полный желудок мешает «порхать» на сцене.
  • Не воспринимать питание диетой. Танцы, как и образ жизни балерины – на всю жизнь. Ограничивая себя в жирах или углеводах, легко сорваться. Балерины подбирают оптимальный и сбалансированный рацион из легкой пищи.

Из первых уст

Сами балерины говорят, что несмотря на все сложности, очень любят свою профессию. Без любви и страсти к балету невозможно танцевать красиво, отдавать все силы в тренировочном зале и посвятить танцу 20-30 лет своей жизни.

Интересная особенность – даже примы-балерины часто пришивают банты к своим пуантам самостоятельно. К танцевальной обуви девушки относятся очень трепетно, выбирая только качественные и дорогие модели. Твердый носок и прочное крепление уменьшают количество мозолей и делают обувь прочнее в разы.

Самое сложное для многих танцовщиц – ежедневное повторение уже заученных наизусть па. Кажется, что за десяток лет каждое движение кисти и поворот туловища уже изучен. Но каждый раз тренер или зеркало говорят, что есть куда стремиться. Ежедневные утренние классы нужно посещать обязательно, но многие танцоры это не очень любят.

Балерины не позволяют себе экстремальных развлечений. Им нельзя кататься на лыжах, сноуборде, приходится подбирать удобную обувь и аккуратно ходить в гололед. Их тело должно быть не только грациозным, но и здоровым. Иногда запрет на горнолыжные виды спорта прописывается в контракте.

Именно эти сложности делают балет настолько прекрасным. Сложные пируэты – результат многочасовой работы в зале. Ежедневно танцовщица самосовершенствуется, в балете нет пика, после которого можно «почивать на лаврах». У изящных балерин сила воли больше, чем у олимпийских чемпионов. И этому ежедневному труду, упорству можно только позавидовать!

Молодая солистка Мариинского театра рассказала AdMe.ru о своей работе, красивой фигуре и жизни вне театра

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Жизнь танцовщиков балета всегда окутана тайнами и похожа на сказку. Но вне сцены это обычные люди, у которых в сутках тоже 24 часа. Им приходится вести постоянную борьбу с собственным телом, чтобы быть сильными, но легкими, быстро залечивать травмы и успевать еще много чего, несмотря на представления, многочасовые репетиции и гастроли.

AdMe.ru поговорил с Марией Хоревой, первой солисткой Мариинского театра, о том, почему балет — это больше, чем просто танец, и какие хитрости балерин могут пригодиться любому, даже если человек крайне далек от мира театра.

Чем питаются балерины?

В театральных столовых — обычная пища. А каждый танцор сам для себя опытным путем находит «план питания». В балете, в отличие от спорта, никто за нами пристально не следит, хотя нагрузки сравнимые со спортивными. Плюс у нас все время разное расписание, и важно выбирать правильное время для еды, например перед репетицией за час-полтора лучше съесть какие-нибудь медленные углеводы, а вот после репетиции, наоборот, что-то белковое.

Я калории не считаю. У меня другая задача. За репетицию можно вполне потерять килограмм, и надо его оперативно «добрать», иначе «топливо» может закончиться прямо посреди спектакля.

Правда ли, что блюда японской кухни — это идеальное питание для балерин?

Японцы очень любят балет. Балерины очень любят японскую кухню. Почти любовный треугольник.

Какую роль играют рост и вес, действительно ли балет уродует ноги и как следить за здоровьем?

Идеальный рост современной балерины — это 170 плюс-минус сантиметров 5. Вес просто должен точно соответствовать росту, иначе профнепригодность.

Главный тренажер для ног и рук — это резиновая лента, с которой можно сделать множество разогревающих и силовых упражнений. Какое-то время я ходила в тренажерный зал, но большой пользы для себя в нем не нашла.

Балерины не прячут ноги и не стесняются их. Это наш инструмент, мы его любим, холим и лелеем. В результате наши представления о красоте несколько расходятся со всем остальным миром. Косточки, бывает, вылезают, но не у всех и скорее в зрелом возрасте. Ноги у балерин ухоженные и аккуратные, да и какими они еще могут быть, если ежедневно несколько раз моются, мажутся кремами, мазями и физически воспитываются? Однако чрезмерные нагрузки даром не проходят. Если неправильно работать со своим скелетом (а балетная осанка, отличающаяся от естественной для человеческого тела, сильно его перестраивает), то это заканчивается острыми или хроническими травмами, которые накапливаются с возрастом. Еще мы регулярно используем тейпы.

Как выглядит обычный рабочий день балерины?

Откровенные признания о балете, после которых вы посмотрите на это искусство другими глазами

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в

Facebook и ВКонтакте

Жизнь и творчество балерин полны мифов. Действительно ли они питаются только салатами, запивая их негазированной водой? Отказываются ли от рождения детей в пользу карьеры? И наконец, сколько они весят?

AdMe.ru разобрался в закулисных тайнах прима-балерин и готов поделиться секретами.

1. Первые шаги в балете

  • Большинство детей приходят в балет в возрасте от 4 до 8 лет. Но начинать занятия можно и раньше: в подготовительные классы ребенка могут взять уже в три года. В таком юном возрасте будущие танцоры начинают приобщаться к искусству, учатся владеть телом и двигаться под музыку.
  • К занятиям на пуантах допускаются дети не младше 11 лет. В первый год таких занятий репетиции проходят 3-4 раза в неделю. Это требует выносливости и дисциплины. Танцоры уделяют много внимания актерскому мастерству, ведь они должны уметь передавать характер персонажа посредством одних только движений.

2. Требования к физической форме

  • Одна из главных «технических характеристик» балерины — выворотность стопы. Ее можно наработать, но только в том случае, если к этому есть анатомическая предрасположенность.
  • Большинство балерин имеют рост 162–177 см. Идеальная масса тела составляет 38,5–59 кг, она зависит от костной и мышечной массы. Такая хрупкость удивительно сочетается с невероятной силой и выносливостью.

секреты самых стройных звезд — www.wday.ru

Потомственная балерина, родившаяся в Перми, ведущая солистка Большого театра, которую приняли в труппу сразу после окончания Московской государственной академии хореографии — в 1998 году, то есть больше 20 лет назад! А еще Екатерина — жена пианиста Дениса Мацуева, который дает концерты по всему миру. В октябре 2016 года у них родилась дочка Анна. Помимо беременности был еще один период, когда Шипулина поправилась достаточно сильно — набрала 8 кг. Это было после травмы колена и сложной операции, которую делали в Австрии. Она признавалась, что, глядя в зеркало, стала замечать округлившиеся щечки, а когда появилась возможность снять больничную одежду, не влезла в любимые джинсы. Но затем восстановила форму достаточно быстро. Каких же правил придерживается звезда балета, чтобы оставаться стройной?

Слушать свой организм. Это, пожалуй, главное. Екатерина против всевозможных диет. Считает, что нельзя себе отказывать в том, чего хочется.  Если организм заказывает определенный продукт, значит, он ему необходим. Съешьте немного, и это пойдет вам на пользу.

Гармоничный рацион. Выстраивать его нужно так, чтобы обеспечить свой организм всем, что ему необходимо. Тогда калории будут сгорать и лишние сантиметры в талии не добавятся. Другое дело, что диеты и искусственные ограничения сбивают настройки, и человеку становится сложно определить, что и когда нужно съесть на самом деле. Но этому можно и нужно учиться, потому что никто не поймет и не почувствует наши потребности лучше, чем мы сами.

Завтрак полноценный, ужин — обязательный. По мнению Шипулиной, в идеале нужно есть в одно и то же время. Она обязательно хорошо завтракает. Это связано еще и с тем, что днем она очень загружена и не всегда может выкроить перерыв. Все же старается есть достаточно часто и придерживаться стабильного режима питания. И никогда не пропускает ужин! Даже если добраться до него удалось только к полуночи.

Еда с удовольствием. Екатерина — настоящий гурман. У нее много любимых блюд, одно из них — узбекский плов. Любит и сладкое — шоколад, мороженое. Готовит вдохновенно, осваивает новые рецепты и с удовольствием угощает гостей, собравшихся за большим столом. Тоже любит поесть, а все, что нужно для поддержания фигуры, делает в балетном зале. Ведь надо признать, ремесло невесомых нимф, порхающих по сцене, — это титанический труд.

Искусство быть худой: интервью с балериной

Весь мир восхищается грациозностью и изящностью балерин. Уже само слово “балерина” ассоциируется с чем-то очень легким, воздушным, тонким и красивым. Балерина – это всегда стройная девушка, с маленькой талией и длинными ногами. Но как балеринам удаётся поддерживать себя в форме? Расслабиться позволить себе они не могут. Может быть им просто повезло от рождения? Или быть балериной – это все время отказывать себе в еде и просто-напросто голодать? Мы пообщались с балериной театра Станиславского Юлией Котовой и выяснили, можно ли научиться быть худой и как это сделать.

Когда-то давно, в детстве, мы с тобой вместе занимались балетом. Помню, когда были маленькими балеринами, ели все подряд: чипсы, булочки, шоколадки и т.д. и т.п. Сейчас ты танцуешь в одном из лучших российских театров. Скажи, по-прежнему не отказываешь себе в еде?

Очень многие люди, а особенно девочки, взрослея, сталкиваются с такой проблемой как лишний вес. Когда лишние калории тут же оседают на боках. Раньше можно было есть все и не знать бед. У каждого человека начинается период гормонального созревания в разное время, соответственно и поправляться все начинают в разное время. Моя точка отсчета началась примерно в 16 лет. В этом возрасте очень сложно самой найти верный путь в питании. Хочется просто и быстро избавляться от ненавистных кг. Думаю, что и родители не смогут толком повлиять на ребёнка. Пока ты сам не поймёшь, что есть надо, но в меру и по чуть-чуть, тяжело будет достучаться. Хотя если посмотреть на окружающих, то многие и в зрелом возрасте это не всегда осознают.

Моя профессия настолько тесно связана с внешним видом, что всегда нужно держать себя в форме. Очень многие девочки, не справившись с такой проблемой как лишний вес, увы, заканчивали своё обучение или работу в сфере танцев. Конечно, многое зависит и от генетической предрасположенности. Например, некоторые мои коллеги знать не знают что такое диета или ограничения. Именно поэтому поступая в балетную школу, педагоги как правило смотрят на родителей, чтобы понимать, каким вырастет ребёнок.

Как ты пришла к тому, что ради фигуры стоит чем-то жертвовать? Особенность профессии или личный выбор?

Балетный мир очень жесток. Ты и сама, наверное, помнишь, как педагог мог отчитывать девочек за их внешний вид и количество лишних кг. Детской психике тяжело вынести, когда перед тобой ставят весы и указывают на перебор.

Стоя в зале в одном купальнике, ты прекрасно видишь все недостатки своей фигуры. Поэтому проще отказаться от какой-то еды, нежели выслушивать в свой адрес замечания. Но у меня долгое время не было никаких проблем, а как всем отличницам, мне хотелось, чтобы было идеально. По балетной таблице при росте 170 см, вес должен составлять 46,8 кг. Взвешивание проходит 2 раза в год. Если у ученика перебор, оценка за экзамен понижается на балл, а иногда и попросту отчисляют. Так что огромная ответственность лежит на плечах балерины с самых малых лет.

Правда, что балерины ничего не едят? Расскажи, как ты питаешься?

Мой повседневный рацион таков:

  • Завтрак: овсянка на воде 40 г, одно яйцо и фрукт;
  • Перекус: орешки 20 г;
  • Обед: рыба, овощи и иногда 40 г гарнира;
  • Перекус: творожок или фрукт;
  • Ужин: творог с мёдом или кефир с хлебцем.

Но это приблизительно. Главное – не превышать 1500 ккал и соблюдать соотношение белков, жиров, углеводов. Бывают и праздники, когда ты ни в чем себе не отказываешь. Так питаюсь я. А у многих просто интуитивное питание.

И все же должна сказать: “Балерины ничего не едят” – это миф.

Я знаю, что ты уже шесть лет не ешь мясо. Почему?

Мясо – это основной источник белка. Отказавшись от него, я столкнулась с такой проблемой как отсутствие сил. Помню, мама постоянно покупала рыбу, чтобы возместить недостаток важного вещества. Теперь я слежу за наличием белка в рационе.

В наше время стало модно вегетарианство. Но я отказалась от мяса, потому что в моем окружении оказались люди, которые также были вегетарианцами, скажем так, попала под влияние. За эти 6 лет я слышала очень многое о пользе и вреде отказа от мясных продуктов и не могу сказать, есть в этом польза или нет. Думаю, что главное – подогнать свой рацион и все недостающие витамины и минералы восполнять какими-то дополнительными способами.

Как вегетарианство повлияло на твоё здоровье и внешний вид?

Мне было всего 15, когда я убрала из рациона мясо. Организм молодой и смог перестроиться и побороть все недуги, которые, возможно, появились бы в том же случае, но в более взрослом возрасте. Единственное, что я замечаю, так это нехватку витаминов группы В. Они отвечают за очень многие сферы деятельности организма, но, как я говорила раньше, все это можно восполнить, например, принимая витамины.

А как ты относишься к знаменитой диете Майи Плисецкой “не жрать”?

Думаю, все очень буквально воспринимают это выражение. Она же говорит: “не жрать”, а это не значит, что нельзя ЕСТЬ. Дело в том, что очень многие путают понятия “жрать” и “есть”.

От одного разгрузочного дня хуже не будет, но голодать постоянно нельзя. Иначе в очень скором времени вы столкнётесь с проблемами со здоровьем. Потом есть всего единицы, которые выдержат голод и не сорвутся, а если уж люди срываются, то они именно ЖРУТ. Самое главное, вы попробуйте голодать и не работать, а пахать в балетном зале. Голод и физические нагрузки – это две несовместимые вещи.

Ежедневные репетиции наверняка сжигают немало калорий. Все равно приходится соблюдать определённый рацион питания? Как питаются твои коллеги?

Конечно, мы сжигаем дополнительные ккал во время тренировок. Но физические нагрузки – это только 30% успеха. Хотя могу сказать, что когда человек занимается спортом, то есть не хочется. Очень часто мы едим только потому, что нам скучно и нечем заняться.

Так как я работаю в большом коллективе, у нас есть свои традиции и праздники. Очень часто бывают искушения в виде “простав”. Коллеги проставляются за премьеры, дни рождения и прочие события. Иногда выбегаем прямо в балетных пачках из зала и кушаем пиццу, пончики, пироги… запивая все это газировкой и соками. Так что перекусы бывают разными.

О балеринах ходит стереотип, что все они не здоровы в плане недостаточного веса. Это миф?

Мы проходим диспансеризации и могу сказать, что таких здоровых людей ещё поискать надо. Не зря балетные люди живут очень долго. Наш организм закалён, сердце имеет ежедневные кардионагрузки. Кровь отлично циркулирует по организму, а все шлаки и токсины выходят вместе с потом. Так что обновление тканей происходит ежедневно. Конечно, профессиональных травм это не касается. У многих из-за пуант происходит деформация костей стопы. Соответственно ноги болят, а иногда очень сильно. Но в какой профессии нет недостатков? В спорте и балете очень тщательно проверяют здоровье детей и только по-настоящему крепких в здоровье людей допускают до физических нагрузок. А что касается худобы, статистика говорит, что люди с нормальным или недостаточным весом болеют реже.

Как ты справляешься с постоянным страхом поправиться?

Наверное, только полный контроль. Если видишь, что начинает расти вес, значит надо остановиться, проанализировать почему и дальше питаться по своей системе. Хотя могу сказать, что у многих проблема абсолютно иная. Некоторые девочки действительно боятся похудеть. Так что ещё неизвестно, что хуже.

А ты ходишь в кафе, рестораны?

Очень люблю сидеть с друзьями в каких-нибудь интересных кафе. Особенно часто мы обедаем там перед спектаклями. Представление начинается в 19:00, чтобы успеть все переварить, но в тоже время восполнить запасы энергии, мы обедаем примерно в 14:00-15:00. Хотя потом ещё перекусываем.

В Москве очень много кафе, которые направлены на правильное питание. Например, Prime Star. Всегда можно забежать взять полезный сендвич и побежать дальше. Если сравнить то, как люди питаются сейчас и 10 лет назад, то мне кажется, в данный момент мода диктует нам здоровый образ жизни.

Хотя честно скажу, и в Макдоналдс иногда захожу.

Есть ли среди балерин необычные способы похудения? Может быть какие-то супер экстренные, когда через неделю выходить на сцену, а цифра на весах катастрофическая для балерины.

Как все прекрасно знают, с экрана телевизора все кажутся на пару кг толще. Такая же ситуация обстоит и со сценой. Белое трико (балетные колготки), облегающие костюмы… Поэтому боюсь, что 2 кг не особо изменят что-то. Тем более это будет не что иное, как вода. Если у тебя проблема, надо подходить к вопросу похудения более глобально.

Сейчас очень популярно фитнес-направление под названием “боди-балет” – для грации, растяжки и изящной талии. Можешь поделиться с нашими читательницами несколькими простыми, но эффективными упражнениями, которые можно выполнять в домашних условиях?

Да, направление боди-балет сейчас очень популярно среди девушек и женщин. Думаю, для начала стоит заняться растяжкой, чтобы подготовить тело к дальнейшим занятиям боди-балетом. Безусловно, можно тренироваться дома, вот пару упражнений: для начала разминка, бег на месте вполне подойдёт. 1) Далее садимся на пол, вытягиваем ноги вперёд и делаем наклоны к ногам, пытаясь достать до пальцев ног, при этом не сгибая колени (складочка). 2) Разводим ноги как можно шире в стороны и наклоняемся вперёд – шпагат. 3) Выпад вперёд, сначала тянем с правой ноги, потом – с левой. 4) Заканчиваем стоя бросками ног по всем направлениям.

Искусство быть худой: интервью с балериной was last modified: 10 ноября, 2016 by Ольга Кулыгина

Один день из жизни балерины

Это воздушное и изящное слово — «балет». Когда произносишь его, кажется, будто во рту тает нежное лакомство… Трудно представить, что под яркой улыбкой и легкими с виду движениями скрывается титанический труд профессионала и боль, под руку с которой всю свою жизнь идут представители этой волшебной профессии. Мы провели один день с балериной ГАТОБ имени Абая Алией Сапуговой, и сегодня вы узнаете, каково это — танцевать балет.

Нам посчастливилось провести целый день с Алией Сапуговой. Почему посчастливилось? Потому что сегодня состоится спектакль «Жизель», где наша героиня солирует. Для Алии день выступления — это день переживаний, поэтому можно себе представить, чего стоит человеку согласиться отвечать весь день на вопросы, где-то даже позировать, а вечером танцевать перед многочисленной публикой.

Алия признается, что в день выступления она не загружает себя делами, которые не относятся к работе. Просыпается в такой день наша героиня в 10:00.

Сегодня на завтрак у Алии овсяная каша, обязательное блюдо в рационе. Балерина очень любит каши и ест их каждый день. Это и полезно, и не отнимает много времени.

Фигуру балерины можно сравнить с тонкой березкой. Интересно, какой диеты придерживается Алия?

— У каждого складывается своя диета. Конечно, много мы не едим, потому что нагрузка, репетиции — это очень тяжело. Важно грамотно питаться, чтобы все шло на пользу. То, что балерины голодают — неправда. У нас просто сил не хватит танцевать. Если нужно, то вместо ужина я иногда предпочитаю выпить кефир. Со сладостями, конечно, приходится себя порой ограничивать, но если уж сильно захотелось, можно и съесть (улыбается). Много все равно не получится.

В семье еду готовлю и я, и муж Дидар. Если складывается такая ситуация, что я не успела или очень устала, муж без проблем может приготовить. Причем делает он это очень вкусно. 

После легкого завтрака, пока сын Самир еще сладко спит, Алия решила подшить платье, в котором сегодня будет танцевать в первом акте. Девушка объясняет, что когда на костюме незначительные повреждения, она предпочитает устранить их сама. 

Пока Алия держит в изящных ручках крестьянское платье несчастной Жизель, мы говорим об этом спектакле:

— Жизель я танцую очень редко, в основном дают Марию из «Бахчисарайского фонтана» и «Сильфиду». Бывает, когда девушки начинают танцевать Жизель в 17 лет, а потом танцуют ее в 30, они чувствуют значительную разницу: по-другому переживают, воспринимают роль. Я поздно начала танцевать Жизель, но могу сказать с уверенностью, что созрела для этой роли.

Несмотря на то, что Алия родилась в семье деятелей искусства — в частности, балета, — мечтой стать балериной она загорелась только после того, как увидела вырезку из газеты, на которой была изображена известная всем Алтынай Асылмуратова, действующая тогда балерина Мариинского театра. Маленькая Алия увидела невероятно красивую фотографию, где Алтынай Абдуахимовна выступала в роли Жизель, и была поражена ее красотой. Девочка решила, что станет балериной, как и она. По сей день легендарная артистка — кумир нашей героини.

—  В начале сезона мне посчастливилось встретиться с Алтынай Абдуахимовной. Я взяла у нее автограф, мы посидели вместе на репетиции. Для меня это было очень ценно, потому что именно благодаря этому человеку я попала в балет.

Мама Алии, балерина Фаина Григорьевна, проработала в театре все положенные 20 лет. Сейчас она на заслуженном отдыхе. На фото слева Фаина Григорьевна готовится к выступлению «Спящая красавица», где она сыграет фею Карабос. Это был 1973 год. Тогда театр решил не делать фею старухой. Она была такая же красивая, как все, но олицетворяла зло.

— Моя мамочка сама наносила себе грим. Вообще, как правило, балерины сами красятся. Исключение — специфический грим с наклеиванием носов, ушей и другими изменениями в лице.


Картина Абельдена Сапугова, 2007 год

Картина Абельдена Сапугова, 2007 год


Папа, Абельден Кабдугалиевич, также работал в балете, но позже посвятил себя живописи. Сейчас Абельден Сапугов — художник, и он до сих пор трудится преподавателем Алматинского колледжа декоративно-прикладного искусства им. О. Тансыкпаева.

В 2007 году отец написал портрет дочери в балете «Щелкунчик».

Картина Абельдена Сапугова, 2007 год

На фото совсем маленькая Алия. Если верить подписи на обратной стороне, ей здесь 2,5–3 года. Тем не менее, героиня помнит эти моменты, как вчера:

— Я здесь в маминых пуантах. Тогда еще не хотела быть балериной. Просто ребенку было приятно потанцевать, как мама. Тем более, что есть пуанты и пачка.


Слева: Мариинский театр, 1993 г. Постановка «Фея кукол», репетитор Н. С. Солдун. Справа: Обучение в Ленинграде, 1994 г.

Слева: Мариинский театр, 1993 г. Постановка «Фея кукол», репетитор Н. С. Солдун. Справа: Обучение в Ленинграде, 1994 г.


Когда маленькая Алия окончательно решила стать балериной, ее никто не отговаривал. Так как родители были профессионалами, они повезли девочку в Ленинград, в Академию русского балета им. А. Вагановой.

— Это профессиональное хореографическое училище, где учатся с 10 до 18 лет. Такая система до сих пор сохранилась с советских времен.


1989 год, каникулы в Алма-Ате

1989 год, каникулы в Алма-Ате


— Когда я окончила училище, вернулась в тогда еще Алма-Ату. Два года проработала в коллективе «Молодой балет» у Булата Газизовича Аюханова. После отправилась в Словакию, в город Кошице, где еще три года танцевала в Государственном театре оперы и балета.

1989 год, каникулы в Алма-Ате

— Через три года вернулась домой. Тогда наш театр как раз открылся после ремонта. Здесь и осталась, работаю уже 15-й год. Сейчас у меня 20-й сезон.

1989 год, каникулы в Алма-Ате

Когда мы пришли домой к Алие, ее супруг Дидар был уже на работе:

— С Дидаром мы дружим с детства: жили не только в одном дворе, но и в одном доме. Официально мы расписались 9 лет назад, но бок о бок живем уже лет 14–15.

Я умелая хозяйка, хорошая жена, не избалованная (смеется), поэтому к профессии муж относится нормально, я бы даже сказала — терпимо. Сам он по образованию инженер.

1989 год, каникулы в Алма-Ате

Нам стало интересно: хочется ли героине иметь дочь, которая бы продолжила династию:

— Я бы хотела, чтобы у меня была дочка, а ее будущая профессия пока неважна. Вообще, профессия балерины интересная, но в тоже время очень сложная. В ней есть много хорошего, поэтому, если вдруг ребенок захочет, я не буду противиться. Если есть желание, есть талант, который должен быть обязательно, — то почему нет?

1989 год, каникулы в Алма-Ате

Вдруг нашу беседу побеспокоил еще один проснувшийся член семьи — кот Рыжий с огромными глазами. Героиня говорит, что это чудесное животное они подобрали на улице. Сейчас Рыжий выглядит, как породистый питомец.

1989 год, каникулы в Алма-Ате

Кстати, у Алии есть два увлечения: фотография и вышивка. Сейчас Алия заканчивает вышивать крестиком скатерть. На столе у героини лежит множество схем, по которым она работает, и пяльцы.

1989 год, каникулы в Алма-Ате

Вот и Самир проснулся. Сыну Алии сейчас уже восемь лет, мальчик учится во втором классе. Любимыми предметами Самир назвал труд, ИЗО и казахский язык.

1989 год, каникулы в Алма-Ате

— Мне нравится, как мама танцует, только я не могу смотреть балет без программки. Мне не нравится, когда я не знаю сюжет, не понимаю сути, — делится умными мыслями Самир.

— Без нее и взрослые не понимают! — смеется Алия.

1989 год, каникулы в Алма-Ате

Когда Алия покормила Самира и отправила в школу, мы начали собираться на репетицию.

1989 год, каникулы в Алма-Ате

Вместе с Алией мы приехали на репетицию. Руководитель Алии — заслуженный деятель Республики Казахстан, педагог-репетитор ГАТОБ имени Абая Алма Аскарбекова

Фотогалерея

Поделиться галереей

Теперь мы ненадолго оставим Алию. Перед выступлением балерине обязательно нужно съездить домой и отдохнуть. Встретимся мы с нею теперь уже в гримерке.

1989 год, каникулы в Алма-Ате

Время незаметно пролетело, и мы уже в гримерке, где Алия самостоятельно наносит макияж и настраивается на предстоящее выступление.

1989 год, каникулы в Алма-Ате

Главная мысль, которая крутилась в моей голове — не показывать нашей героине своего волнения. Я переживала так, будто сама через полтора часа выйду на сцену и встану на носочки.

1989 год, каникулы в Алма-Ате

Уже после выступления мы спросили у Алии, что она чувствует за час до спектакля.

— Я волнуюсь. Чувствую, что сейчас будет ответственный момент, что нужно собраться. Если я спокойна, но вижу, что рядом со мной человек переживает и беспокоится, то его страх легко передается мне. Так всегда: если партнер сильно нервничает, это передается другому.

1989 год, каникулы в Алма-Ате

— Легкое волнение, которое не мешает работе, — даже хорошо и естественно. В какой-то момент оно помогает раскрыться. Но когда эмоции зашкаливают, и это тебе мешает, — ничего хорошего в этом нет.

1989 год, каникулы в Алма-Ате

После того как Алия закончила грим, она постелила на пол каремат и начала разминку.

1989 год, каникулы в Алма-Ате

Это обязательное действие перед выступлением. К слову, это не последняя разминка. Когда балерина выйдет за кулисы, там она вновь пройдет стадию разогрева.

1989 год, каникулы в Алма-Ате

— Балет плохо сказывается на здоровье. Что касается крепатуры, мышечной боли — она постоянна. Поэтому нужно ухаживать за собой: делать легкие массажи, процедуры. Они помогают.

Получается, что ты все время живешь с этой болью. Если у балерины все слишком серьезно, то, конечно, некоторым приходится оставлять карьеру.

1989 год, каникулы в Алма-Ате

Наша героиня выходит и зовет помощницу, которая застегивает на ней платье. 

1989 год, каникулы в Алма-Ате

Одеваясь, Алия параллельно разминает ноги массажером.

1989 год, каникулы в Алма-Ате

Чтобы платье «не бегало» на балерине, его повторно подшивают.

1989 год, каникулы в Алма-Ате

Перед тем как надеть, наверное, главный атрибут балерины — пуанты, — Алия несколько раз дышит в них теплым воздухом, чтобы они стали теплее и немного растянулись.

1989 год, каникулы в Алма-Ате

После родов у Алии был перерыв в карьере. Хотя уже после года декрета, через месяц после рождения сына она солировала на сцене, будучи параллельно кормящей мамой.

— Восстанавливаться после перерыва, особенно после родов, очень сложно, потому что это сказывается на спине. Вообще, когда балерина долго не танцует, вернуться в форму невероятно тяжело.

1989 год, каникулы в Алма-Ате

Алия надела костюм, а поверх — теплое трико и жилетку. Она выбежала на сцену и сразу же начала разминаться. Вмиг на ее лице появилась беззаботная улыбка и выражение легкости.

1989 год, каникулы в Алма-Ате

Мы оставили Алию и прошли в зрительный зал, где аудитория с нетерпением ждала получения эстетического удовольствия.

В оркестровой яме музыканты настраивают инструменты и настраиваются на игру.

1989 год, каникулы в Алма-Ате

Несколько мгновений, и на сцене начинается невероятное явление — балет «Жизель» Адольфа Адана.

1989 год, каникулы в Алма-Ате

По сюжету, в первом действии крестьянская девушка Жизель взаимно и без памяти влюбляется в прекрасного юношу, который на самом деле оказывается графом Альбертом. У него есть невеста, о которой Жизель, конечно же, не подозревает. Влюбленный в Жизель лесничий Ганс узнает об обмане и делает все, чтобы Жизель узнала правду. Не пережив обмана, Жизель умирает на руках своей матери Берты.

1989 год, каникулы в Алма-Ате

 У меня нет привычки смотреть в зрительный зал во время выступления. Я занята совершенно другим. Нас так воспитывали. Дело в том, что когда танцуешь спектакль, зритель как будто подглядывает. В «Жизели», например, я не работаю на зрителя. Вот он — мир на сцене, он существует в данный момент, а зритель — он подглядывает за нами. 

1989 год, каникулы в Алма-Ате

— Я не могу назвать свою любимую роль. Однозначно мне нравятся роли, которые имеют драматизм, когда в одном спектакле нужно сыграть несколько настроений, состояний. Например, как в «Жизели»: в первом акте она простой живой человек, который переживает совершенно разные эмоции: влюбленность, счастье, а в итоге сумасшествие и смерть. Второй акт абсолютно другой: там она дух. По состоянию второй акт совсем иной, сдержанный. Это очень интересный спектакль.

«Бахчисарайский фонтан» интересен. Там тоже сюжет и настроение меняется.

«Дон Кихот» — это веселые танцы, там все беззаботно.

1989 год, каникулы в Алма-Ате

Быть балериной — это не только уметь танцевать балет, нужно быть актрисой. Мы спросили у Алии, как она вживается в роль:

— Какие-то моменты мы отрабатываем на репетициях, какие-то — сами. Очень многое зависит от партнера, потому что бывает так, что он тебя вдохновляет, и ты можешь интереснее выразить свои эмоции. 

1989 год, каникулы в Алма-Ате

Мы не раз слышали истории о том, что балерины, в надежде получить главную роль, строят всяческие козни своим коллегам:

— Что касается нашего театра, лично мне никогда и никто козни не строил. Страшные истории про иголки и стекло в пуантах — неправда. Между девочками — ведущими солистками — у нас хорошие отношения. И меня это очень радует.

А если и есть здоровая конкуренция, то это только прекрасно. Такая конкуренция, наоборот, подстегивает. Посмотришь — ой, какая она умница, и сама начинаешь подтягиваться.

1989 год, каникулы в Алма-Ате

Алия рассказала, как балерины приходят к тому, чтобы стать солисткой:

— В театре бывает по-разному: кто-то сразу становится солистом — но это, как правило, мировые звезды. Кто-то проходит через кордебалет и считает, что это очень важный этап. В театре я была и в кордебалете, и в опере стояла, но как-то не задерживалась там. Быстро проходила этапы.

1989 год, каникулы в Алма-Ате

— У нас хроническая усталость. Это касается и физики, и внутреннего состояния. У меня всегда в голове музыка, я повторяю какие-то движения, все время думаю о выступлении. Конечно, это давит немного, но это нормально. Может, есть такие люди, которые совершенно не волнуются и выходят на сцену. Это замечательно. У меня не так: я очень переживаю, прокручиваю все в голове.

1989 год, каникулы в Алма-Ате

После антракта наступает второе действие. И лесничий Ганс, и Альберт не могут найти покоя. По очереди они приходят на могилу к Жизель. Вилисы — невесты, умершие до свадьбы, — разгневанные поступком Альберта, желают умертвить его, но Жизель его спасает.

1989 год, каникулы в Алма-Ате

— В советское время карьера балерины заканчивалась после 20 лет стажа. Дальше можно было учиться на педагога или балетмейстера. В Казахстане у нас пенсионный возраст отменили для балерин. Поэтому мы, как и все, сейчас до 63 лет трудимся. Не то, чтобы мы должны были танцевать, но мы можем. Я не планирую танцевать до 63, потому что это нереально. Карьера Майи Плисецкой — это исключительный пример. 

1989 год, каникулы в Алма-Ате

— Если бы не балет — я даже не знаю, чем бы занималась. Как-то так сложилось, что я об этом даже не думала. Мне нравится моя профессия, я ее люблю.

1989 год, каникулы в Алма-Ате

— Нужно любить, быть доброжелательным, делать добро и улыбаться. Важно оберегать свой дом, — делится с нами Алия.

1989 год, каникулы в Алма-Ате

Прекрасный спектакль «Жизель» подошел к концу. На сцену несут букет за букетом. И все это — для прекрасной Алии Сапуговой. Цветов так много, что кажется, ей их не унести, но балерина, улыбаясь, говорит: «Сегодня я заберу все свои цветы домой».

1989 год, каникулы в Алма-Ате

Когда зрители покинули зал, на сцене остались самые дорогие сердцу Алии люди. Супруг Дидар увековечивает день на фото.

1989 год, каникулы в Алма-Ате

— Родители меня очень поддерживают всегда: и на спектаклях, и в жизни.

Папа Алии, Абельден Сапугов, приносит цветы на каждое выступление дочери. Для семьи Сапуговых это теперь традиция.

1989 год, каникулы в Алма-Ате

Приняв комплименты и теплые объятья, Алия отправляется в гримерку, чтобы снова перевоплотиться из балерины в прекрасную дочь, супругу и маму.

1989 год, каникулы в Алма-Ате

— После выступления наступает состояние опустошения. Чувствуешь себя, как выжатый лимон. Но, с другой стороны, понимаешь, что спектакль прошел, и это как камень с плеч, — делится с нами героиня.

1989 год, каникулы в Алма-Ате

Уже десятый час, а Алия все еще в театре. На выходе ее ждет любимая семья. Так один день из жизни балерины Алии Сапуговой подходит к концу.

Выражаем особую благодарность старшему преподавателю кафедры печати и электронных СМИ факультета журналистики КазНУ им. аль Фараби Асель Ахметовне Мусиновой и ГАТОБ имени Абая за помощь в подготовке материала! 

Фотогалерея

Один день из жизни балерины

Поделиться галереей

Автор: Ринна Ли

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Как одеваются балерины перед спектаклем, на репетициях и в жизни? Sportchic.ru

Балерины на сцене порхают в облаке тюля и сиянии камней, но это, разумеется, только на сцене. Каждый день, приходя на работу, артистки переодеваются в боди-купальник, трико или тонкие легинсы, теплые штаны для разогрева, облегающий пуловер с рукавами.

 

Держи ноги в тепле

На ноги поверх мягких балетных туфелек надеваются сапожки, их еще называют чуни, в них балерины и танцовщики передвигаются по всему театру, репетиционным залам, ходят в них в буфет. Дело в том, что стопы у артистов – это самая ценная и уязвимая часть тела.

Ноги держат в тепле, кроме того, они очень устают и надеть на себя мягкие тапочки или сапожки – это своего рода «спа» для ножек.

 

Боди и трико

Балетные боди бывают самых разных фасонов и моделей, но всегда без украшений, так как могут помешать на репетиции и поцарапать руки партнера. На тоненьких лямочках, с V-образным вырезом, круглым, овальным, со вставками и без, бархатные, хлопковые и стрейчевые.

Каждая танцовщица старается носить модели, подчеркивающие достоинства ее фигуры. Даже цвет играет роль. Многие балерины сами занялись дизайном боди и успешно продают их коллегам.

 

Также в ходу разнообразные гетры, длинные, короткие, для стоп и икр, их носят, чтобы сохранять тепло или чтобы разогреться. Есть множество балерин, которые надевают трико (розовые колготки) поверх купальников.

Для меня это неэстетично, но многим так удобнее. В балетных училищах нас учили надевать колготки под боди, а сверху боди – юбочку, делать аккуратные прически.

В театре дисциплина уже мягче: кто-то любит одежду для йоги и фитнеса, сочетая с классическими деталями для балета.

 

Топ, Nike; юбка, Dior. Прическа и макияж: Вика Вакулюк. Благодарим фитнес-клуб Encore Сити за помощь в проведении съемки

 

О прическах

Лично я люблю артисток со строгой прической даже на репетиции! Я сама чувствую себя более собранной и вдумчивой, когда у меня на голове не тайфун прошелся, а полный порядок, волосок к волоску.

 

Искусство превыше всего

У многих, кто интересуется жизнью артистов вне сцены, возникает вопрос, почему танцовщики так неинтересно одеваются в жизни, хотя понимают про красоту и тело больше, чем кто-либо еще.

Во-первых, большое влияние оказали наши предшественники, жившие во время великих ограничений и в отсутствие выбора. До сих пор ходят легенды о вытянутых, старых, драных халатах, в которых рассекали звезды золотого века Большого театра.

Во-вторых, на репетициях нас приучали думать об образе, а не о том, как всячески себя украшать во время рабочего процесса.

И, наконец, бессмысленно подбирать брюки к блузке, так как, придя на работу, мы все равно переоденемся в нашу репетиционную одежду. До театра все предпочитают добираться в максимально комфортной и теплой одежде, так как надо настроить свое тело на работу.

 

На выход

Если запланирован фуршет после спектакля, девушки заранее приносят в театр туфли и платья, чтобы переодеться в вечернее, постоять на фуршете нарядными и после облачиться опять в удобную одежду, чтобы добраться за полночь домой.

Артисты – вечные Золушки, у которых совсем немного времени, чтобы поблистать на сцене, а с закрытием занавеса мы вновь возвращаемся к своему спортивному костюму, кроссовкам. Стиль и мода становятся жертвами, принесенными искусству танца.

 

Читайте также

Как балерины ухаживают за ногами, рассказывает артистка балета Елизавета Таранда

 

В чем секрет молодости балерин? Закулисные тайны раскрывает Елизавета Таранда

 

От пачки до шопенки: азбука балетной одежды

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *