Posted on

Содержание

Пасха: как отмечать великий праздник и что нельзя делать в этот день

Сегодня православные христиане отмечают Светлое Воскресение Христово — самый главный праздник в церковном календаре. Редакция телеканала «Санкт-Петербург» подготовила подробную справку об истории и традициях этого дня.

Все православные христиане сегодня, 28 апреля, отмечают Пасху — великий праздник Светлого Христова Воскресения и главный день в церковном календаре, когда верующие восхваляют переход от смерти к жизни, от земли — к Небу. 

История праздника

Спустя три дня после смерти и сошествия во Ад, в воскресенье ночью, Христос воскрес из мертвых. Он вышел из погребальной пещеры, не отодвигая камня и не нарушая печать синедриона. Стража не заметила Иисуса и продолжала охранять пустой гроб.

Произошло землетрясение, с небес сошел Ангел Господень. Он отвалил камень от входа в пещеру и сел на него. Воины в испуге разбежались.

Рано утром Мария Магдалина и другие женщины взяли миро — специальное ароматическое масло для помазания — и отправились к гробу Господню, чтобы помазать тело Христа, так как при погребении они этого сделать не успели. В пути женщины рассуждали, кто отодвинет тяжелый камень от входа. 

Мария пришла к пещере первой, еще до рассвета. Магдалина увидела, что гроб пуст и побежала к Петру и Иоанну со словами: «Унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его».

Позже, когда Мария, ее спутники и остальные женщины вернулись к гробу, они увидели сидящего на камне Ангела. Тот сообщил, что Иисус воскрес и велел встречать его в Галилее.

Почему на Пасху принято красить яйца

Существует несколько версий появления традиции красить яйца на Пасху.

В христианстве пасхальное яйцо символизирует гроб Христа, с сокрытой в нем вечной жизнью. Кроме того, издревле вход в погребальные пещеры закрывали камнем, напоминающим по форме яйцо. При этом красный цвет означает кровь и страдания Господи. 

Согласно преданию, Мария Магдалина пришла к римскому императору Тиберию с проповедью. Она преподнесла ему яйцо и сказала: «Христос Воскресе!». Однако правитель не поверил женщине и заявил, что это невозможно. «Как яйцо белое, а не красное, так и мертвые не воскресают», — сказал он. В эту же секунду яйцо окрасилось в красный.

Традиции Пасхи: как отмечать великий праздник

В ночь на воскресенье верующие вместо сна должны отправиться на службу или молиться дома. Говорят, бодрствование в эту ночь — залог крепкого здоровья. 

Куличи, творожную пасху с изюмом и яйца принято святить в церкви. Также освящают и другие продукты, символизирующие переход от постного питания к скоромному: сыр, сметану, мясные деликатесы. Из алкогольных напитков святят только кагор.

После богослужения можно пройти к пасхальному столу и приступить к трапезе. В этот день подходит к концу Великий пост, поэтому православные могут снова употреблять в пищу мясные, рыбные и молочные продукты. 

Традиционными блюдами являются кулич и пасха и крашенки. Правда, прежде чем есть яйца, верующие бьются ими со своими родными и близкими. Считается, что такое яичное соревнование помогает определить продукт, который принесет счастье и достаток, убережет от сглаза и болезней. Разбившееся яйцо съедают, а крепкое хранят. Впрочем, некоторые, загадав желание, съедают и целое. 

Родных и близких поздравляют фразой : «Христос воскресе!». В ответ принято говорить: «Воистину воскресе!».

Что нельзя делать в Пасху

Еду, оставшуюся после празднования, нельзя выбрасывать: объедки и крошки отдают животным или птицам. Скорлупу от яиц необходимо закопать в землю. 

На Пасху, как и в любой другой день, не стоит ругаться, обижаться и сквернословить.

В этот день запрещено жадничать и скупиться. Традиционно в Светлое Воскресение Христово люди делились угощениями и подавали милостыню. 

Не рекомендуется много есть и выпивать. Так как Пасха знаменует собой конец Великого поста, все ограничения снимаются. Еще вчера постившиеся верующие могут причинить вред здоровью, если надолго задержатся за столом. 

Нельзя святить кровянку, соль, перец, хрен, овощи, фрукты и алкогольные напитки. Исключение составляет только красное сухое вино — кагор.

Не стоит нести для освещения в церковь деньги, документы, драгоценности и кухонную утварь.

Поход на кладбище в этот день тоже лучше отложить. Не возбраняется вспомнить умерших, однако важно учитывать, что Светлое Воскресение Христово — память о победе жизни над смертью, поэтому скорбеть об усопших неуместно.

Если род вашей деятельности позволяет не работать в Пасху, все дела и заботы лучше отложить. 

Подписывайтесь на нас в «Яндекс.Новостях»

, Instagram и «ВКонтакте».

Читайте нас в «Яндекс.Дзене».

Что для нас Пасха? / Православие.Ru

– Когда у одного иеромонаха спросили, что такое Пасха, он ответил: «Это очень трудно объяснить. У меня есть друг, ему за 70. Так вот, он недавно сказал, что год за годом понемногу стал приближаться к пониманию того, что такое Пасха. Но дается это трудно». Что же такое Пасха в историческом и в духовном аспектах?

– В историческом аспекте «пасха» – это исход евреев из Египта. Однако святитель Игнатий (Брянчанинов) в своих беседах делает акцент на том, что это событие следует понимать как исход именно из Египта духовного в Землю Обетованную, то есть переход от греха – к святости, от смерти – к вечной жизни. Посему здесь исторический смысл и духовный взаимосвязаны, святые отцы никогда их не разделяли. Таким образом, Пасха – переход от состояния рабства греху к свободе и полноте жизни во Христе. Пасха – Воскресение Христа – это великое чудо из чудес, которое не поддается объяснению. Это как святое чувство любви, кое не возможно передать словами, но которое ликованием наполняет наше сердце.

– Какие ветхозаветные события являются прообразами Воскресения Христова?

– Когда иудеи просили Господа явить чудо, Он им ответил: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12: 39–40). В Писании много содержится прообразов Воскресения Христова, например спасение еврейских первенцев – это прообраз спасения всех людей кровью Христа как Агнца, закланного за грехи мира. Но самый яркий из прообразов – пророк Иона во чреве кита. Потому что Господь Сам на него ссылается. По сути дела, жестоковыйные люди просили знамение, и Христос дал им его, но погодя, после Своего Воскресения. Как видим, знамение дается в тот момент, когда его способны принять.

– Канун самой строгой последней недели Великого поста – Страстной – приходится на Вербное воскресенье, праздник Входа Господня в Иерусалим. Один из участников недавней Всероссийской олимпиады по курсу «Основы православной культуры» написал, к сожалению, следующее: «Когда Иисус ехал в Иерусалим на ишаке, Он сорвал ветку вербы, чтобы погонять ишака. Впоследствии этой веткой Он исцелял больных. С тех пор люди в Вербное воскресенье слегка бьют друг друга освященной веткой вербы для того, чтобы не болеть». Скажите, пожалуйста, что нужно делать с освященной вербой, ведь с этим символом связано множество суеверий?

– Это все церковно-обрядовая сторона, имеющая сугубо символическое значение. К ней относятся вербочки, куличи, пасхи, яйца и так далее. Вербочка для нас – символ жизни. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что зима – это прообраз нашей смерти, а весна – воскресения. Вот стоит зимний сад: какое из деревьев живое, а какое – нет? Не поймем, пока не наступит весна и на деревьях не распустятся листочки. И на Пасху веточки вербы, и на Троицу ветки березы, даже на Рождество зеленые елочки – все это символы жизни. А значит, Христа мы встречаем Его символом, символом жизни, той, что Он даровал нам. Соответственно, ко всему этому необходимо иметь благоговейное отношение, но только без примеси язычества и суеверия. Например, не следует поклоняться идолу «вербобейки», о котором шла речь в вашем вопросе. Да, к сожалению, были и нередко встречаются различные передергивания в обрядовой жизни православных христиан. Но если мы будем жить глубокой духовной жизнью, то эта опасность пройдет мимо нас.

– И все-таки, что же делать с освященной вербой, когда приносишь ее домой?

– Лучше всего – поставить в вазочку возле икон; в старину веточки вербы втыкали за образа. И так она стояла целый год, напоминая о светлых пасхальных днях. Неоднократно встречал чудеса, происходившее с освященной вербой, расскажу лишь об одном из них. Как-то весной было холодновато, и верба не успела распуститься. Поэтому освященную зеленую веточку вербы без опушек одна бабушка принесла к себе домой и воткнула ее, как водится, за иконочки. Прошло лет пять, а эта веточка так и стояла за образами. И вдруг однажды на Вербное воскресение она… распустилась! Я сам приходил посмотреть на эту веточку – удивительное чудо. Ну как сухая ветка, простоявшая пять лет без воды, смогла расцвести, распуститься?! Это свидетельствует о том, что веточка тоже имеет некую причастность к празднику, вернее, не веточка, а сама природа сопричастна Воскресению Христову. Как природа после грехопадения Адама стала сопричастна греху: «стенает и мучится доныне» (Рим. 8: 22), так она и сорадуется вечной Жизни, благодаря Воскресению Спасителя.

– В народе есть поверье: чтобы избавиться от бесплодия, нужно съесть несколько сережек освященной вербы. Вроде бы, кому-то помогло. Может быть, здесь работает принцип «по вере вашей да будет вам»?

– Давайте крайностей не будем допускать: что кушать, заваривать, прикладывать, помазывать… Все-таки это ближе к язычеству. Но не стоит забывать: пророк пророчит, а Господь как хочет. Дух Святой дышит, где хочет. Не факт, что кто-то получил просимое оттого, что сережки скушал. Может, это произошло потому, что человек поверил, что Бог воскрес: Господь увидел, что сердце просящего исцеления готово принять благодать. Есть много случаев действия благодати Божией, которые не поддаются объяснению. К примеру, апостол Петр пришел, стал проповедовать еще не крещенным язычникам, а на них сошел Дух Святый. «И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников… Тогда Петр сказал: “Кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа?”» (Деян. 10: 45–47).

Господь зрит на сердце, обращаясь к каждому из нас, Он взывает: «Даждь Ми сердце твое». Мы же смотрим на низшее – на сережки, на вербочки: дай пожевать, дай похлестать… Если человек воспринимает веточку как магический талисман, то он становится похож на козлика из мультика, которому говорят: «Слушай, сколько можно поедать хозяйскую герань?». А Господь зрит на сердце, готово ли оно принять Его.

– Как мирянин должен веселиться, отмечая праздник Пасхи вне храма, чтобы при этом не согрешать?

– Мне кажется, сейчас есть такая проблема: зачастую люди не понимают, что такое Пасха и что такое веселье. Если человек, находившийся долгое время в тюрьме, выходит на Божий свет и видит, что оковы с него спали, то он будет радоваться и мотыльку, и свежему ветерку, и лучику солнышка. Когда человек понимает, от чего спасен, зачем он живет, то соответственное отношение у него будет и к Пасхе. А если ему все равно, Пасха сегодня или День шахтера, значит, ему нужен только повод, чтобы напиться. Когда же верующий совершает осмысленное восхождение к вершине, проходящее через весь Великий пост к Пасхе, то, естественно, в конце этого пути он будет испытывать радость. Через подвиг веры православный христианин вступает в этот великий праздник, свидетельствующий нам о вечной жизни. Разумеется, за сорокадневный пост невозможно полностью освободиться от греха, какие-то страстишки в душе остаются, не все поборено, но в сердце все равно ликование – от надежды на милосердие Божие, праздник от осознания того, что стремящийся исполнять заповеди ради Христа никогда не будет забыт Богом. Это чудо! Словами такое трудно объяснить.

Только веселье должно быть светлым, небесным, одухотворенным, весельем ради Христа. Помните, как преподобный Серафим Саровский говорил: «Радость моя, нет нам дороги унывать, Христос Адама воскресил, смерть умертвил…».

Но опять-таки, когда речь идет о Пасхе, то говорить нужно о действии благодати Божией. Даже маловоцерковленные люди на Пасху переживают такие ощущения, которые трудно поддаются описанию. Как сказал святитель Иоанн Златоуст: «Приходите все – постившиеся и не постившиеся». Здесь уже действует Дух Божий. Было много таких случаев, когда люди, случайно придя в храм на пасхальную службу, оставались там навсегда. Они испытывали переживания, подобные тем, что были у посланников святого князя Владимира: мы не поняли, где были – на небе или на земле. Это переживание само по себе необъяснимо.

– Считается, что на Светлой седмице можно причащаться каждый день без предварительного поста. Нужно ли причащаться ежедневно в эти светлые дни?

– Что касается ежедневного причащения на первой неделе после Пасхи, да и вообще, то говеть – соблюдать какое-то воздержание и молитвенно готовиться ко причастию – нужно всегда. В каком объеме – каждый определяет себе сам. Если с этим есть проблемы, то лучше посоветоваться с духовником. Традиционно православные причащаются в Великий четверг или на Пасху. Поскольку на Светлой седмице люди проводят жизнь несколько рассеянную, несобранную, то ежедневно причащаться наставники не рекомендуют. А говеть в том или ином объеме, повторюсь, нужно всегда, и на Светлой неделе в том числе. Нельзя подходить к чаше, грубо говоря, натрескавшись и налопавшись так, что из ушей еда сыплется. Если же ты способен с переполненным желудком сосредотачивать внимание во время молитвы – пожалуйста, причащайся без поста. Но святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что когда мы обильно покушали, плоть утучняется, и мы не способны как следует бодрствовать. На Светлой неделе можно воздержаться или от мяса, или от молока – каждый решает сам. Общего правила не в силах никто дать, все индивидуально и зависит от усердия, веры, образа жизни каждого верующего. По этому поводу полезно почитать записи старца Иоанна Валаамского. Он перечисляет много позиций из того, на что нужно обращать внимание при подготовке ко причастию.

– Если обобщить ваши слова, получается: на Светлой седмице, несмотря на мнимую вольготность (ибо все вокруг радуются и ликуют), ко причастию необходимо относиться, как всегда, очень ответственно и сосредоточенно.

– Да. Если батюшка благословил кого-то причащаться часто, то это не означает, что этого православного благословили причащаться без внимания и благоговения, без сокрушения сердца и страха Божия. Нет! Либо старец знает твои силы, либо понуждает к тому, чтобы ты внимательно относился к своей духовной жизни. Если же проводишь жизнь рассеянную, не смей покрывать благословением духовника свою греховную жизнь. Тебя благословили жить свято, а не грешить и потом идти причащаться.

Вообще ныне в церковных кругах идет много разговоров о том, как часто нужно причащаться. Здесь надо различать духовность и душевность. Как говорил святитель Серафим (Звездинский): «Древние христиане хорошо понимали, какое счастье дано людям в таинстве причащения, они каждый день приступали к святой чаше, так чиста была их жизнь». А что происходит у нас? Например, приходит ко мне человек и говорит: «Меня старец благословил каждую неделю причащаться». Я начинаю уточнять: «Что-то здесь не так. Старец, наверное, благословил тебя не каждую неделю причащаться, а жить так свято, чтобы ты мог каждую неделю причащаться? Это значит жить внимательно по отношению к себе. Правильно?». А то живут, как поросята, и говорят: «У меня есть благословение старца на частое причащение». Вечером у них телевизор, днем работа, беготня по магазинам, бессмысленные и пустые разговоры… На скорую руку вычитали «Правило…» и идут причащаться со спокойной совестью: старец благословил. Выходит, старец, давший то благословение, берет на себя ответственность за людскую бездуховность. Так же получается?..

Значит, когда говорим о частоте причащения, надо иметь в виду, прежде всего, то, как ты к этому готовишься. Если у тебя есть благоговейное желание, уповая на бесконечное милосердие Божие, воссоединиться с Богом – пожалуйста. При этом, конечно же, ты понимаешь, что не все в твоей душе гладко и ровно. Когда, желая выздороветь, мы обращаемся к врачу, то исполняем и его предписания: лекарство пьем, воздерживаемся от чего-то. Точно так и здесь: нужно не просто стремиться к Богу, с грязными лапищами-то… Главное – душу приготовить для Великого Гостя, очищаясь от своих страстей. Ведь причастие не просто какое-то экзальтированное желание: «Ох, хочу причаститься!». А это средство, которое мне сугубо помогает побороть свои немощи, укрепить дух, сделать шаг навстречу Богу. Это надо ставить на первый план. Кто-то причащается раз в год, кто-то – раз в полгода. Есть средний путь: причащаются через два воскресенья на третье. Или, грубо говоря, один раз в месяц. Но, опять-таки, при условии внимательного отношения к себе, трезвения. Потом можно прибегать к таинству почаще. Но почаще зачастую не получается из-за нашей суетной жизни.

– Что делать человеку, если по каким-то причинам в Светлое Христово Воскресение он не имеет пасхальной радости?

– Если тот, о ком идет речь, верующий, то это немножко удивительно. Скажем так: радость за уши притягивать нет смысла, стимулировать всякими горячительными напитками тоже не стоит. Радость либо есть, либо ее нет. Если у тебя нет пасхальной радости, сходи в храм Божий, где незримо присутствует Сам Христос и люди все радуются – и тебе тоже станет радостно. Если ты хочешь быть с Богом и иметь радость, то припади к Источнику радости – к Самому Богу – и радость воцарится у тебя в душе. Бывает, что какие-то трагические обстоятельства, болезни тяготят человека. В таком случае святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: в болезни и скорбях вдвойне воздавай славословие Богу, вдвойне благодари, и постепенно радость в сердце придет под действием благодати Божией.

В трудностях и скорбях нужно заставлять себя приносить благодарение Богу, и тогда, как сказано в Писании, «мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Флп. 4: 7).

Часто меня спрашивают: за всех людей Христос принял крестную смерть или только за верующих?

Господь умер за всех людей, то есть грехи всех нас взял на Себя. А уже уверовал или не уверовал кто-то в Бога – зависит от самого человека: готов он принять Христа или нет, способен ли он к изменению своей жизни ради Христа. Люди сами делают выбор между вечной жизнью и смертью. Это вопрос не о Боге, а о человеке и о том, какой путь он сам себе избирает. Пред Богом даже намерения имеют вес. После смерти у человека уже нет возможности ни делать добро, ни молиться, ни каяться, но остаются только намерения. К примеру, появится у кого-то там намерение напиться, а сделать этого он уже физически не сможет: тела-то нет. Но выпить-то хочется! Вот и выходит для человека страдание, мука.

– Артос (освященный хлеб) в продолжение всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место и в заключение пасхальных торжеств раздается верующим как духовное врачевство от душевных и телесных болезней. Расскажите об этом подробнее, как правильно хранить и принимать артос, например, во время болезни?

– Артос – это большая просфора, большой хлеб, который освящается специальной молитвой. Дома его желательно аккуратно порезать, хорошо высушить. Потому что если большим куском засушим, то его сложно будет употреблять. Принимается, действительно, во время болезни натощак с молитвой. С пониманием: это не средство, к примеру, для того, чтобы волосы не выпадали или глазки блестели, а благодатная помощь в укрепление душевных и телесных сил в борьбе с грехом и его последствиями.

– Почему Церковь освящает пасхи и куличи?

– Пасхальный кулич – это церковно-обрядовая пища. Кулич – это род артоса на нижней степени освящения. Все, что мы кушаем, – освящаем.

Употребление освященных пасх и куличей в Светлую седмицу у православных христиан можно уподобить вкушению ветхозаветной пасхи, которую народ вкушал семейно (см.: Исх. 12: 3-4). Так же и православные христиане, придя из храмов домой и окончив подвиг поста, в знак радостного единения всей семьей начинают и телесное подкрепление: все едят благословенные куличи и пасху, употребляя их в течение всей Светлой седмицы.

Первыми воскресшего Христа увидели жены-мироносицы. Их не испугала ни темнота, ни пустынность места, ни стражники, приставленные ко гробу. Хотя апостолы, напуганные произошедшими событиями, в это время закрылись в горнице. Значит, чтобы встретить воскресшего Христа, помимо любви, необходимо стяжать еще и мужество?

– Мужество в любом случае уже присутствует у того, кто следует за Христом. Допустим, мужество сказать: я – гордый, чтобы преодолеть эту страсть. Мужество признать себя бессильным, то есть смириться, и самое главное, мужество – решимость жить по-христиански. Здесь тоже необходимо это качество характера, потому что если все вокруг веселятся и гуляют, а тебе надо поститься, то без твердости духа тут никак не обойтись. Если все тебя осуждают, а ты благодаришь Бога за все, если тебе на добро отвечают злом, а ты прощаешь и молишься за обижающих – это тоже настоящее мужество. Такого рода мужество можно назвать еще жертвенностью, без которой невозможно быть со Христом.

– Празднование Пасхи продолжается 40 дней, именно столько пребывал Христос с учениками после Своего Воскресения. В третий воскресный день после Пасхи наша Церковь прославляет подвиг святых жен-мироносиц. Как следует отмечать этот православный «женский день»? Можно ли считать, что для православных этот праздник альтернативен 8-му марта?

– Насчет альтернативы 8-му марта: думаю, параллель проводить не стоит. Мы никому это в пику не ставим. Празднику 8-го марта всего-навсего около ста лет, а так называемому православному «женскому дню», хотя все-таки это день святых жен-мироносиц, уже более двух тысяч лет. Это несоизмеримо.

Один батюшка сказал, что в этот день мы прославляем любящее женское сердце, а любовь – это жертвенность. Так ведь? Мы чествуем их, любящих жен-мироносиц, которые, несмотря на темноту и страхи, пошли ко Христу, а во время Его земной жизни служили ему своим имением и даже на Голгофе были вместе с Ним.

– А мужчине нужно делать женщине какие-то подарки в этот день, как на 8-е марта?

– Женщине необходимо всегда оказывать внимание. А уж если она стремится жить по образу жен-мироносиц, то любое ее стремление должно быть похвалено и вознаграждено.

– Почему принято дарить друг другу пасхальные яйца?

– Пасхальное яйцо символизирует жизнь. Скорлупа как бы гроб, а внутри – жизнь. Сам цвет – красный: красивый, прекрасный, вечный.

– Не секрет, что многие в пасхальные дни устраивают себе «праздник живота», были даже случаи смерти от переедания. Верно заметил один священник: «Мы любой подвиг, любую борьбу воспринимаем как что-то временное, после чего можно расслабиться и утешиться, и Пасху ожидаем как утешения, утешения именно плоти, не души». Как научиться воздерживаться за праздничным столом, ведь плоть просто криком кричит: «Пост закончился!»? И вообще, как с пользой для души и тела нужно выходить из строгих постов?

– Дорогие мои, пост закончился, а жизнь-то продолжается. Нужно же думать о последствиях наших действий. Если мы внимательно относимся к тому, что думаем, говорим, что кушаем, то какие тут могут быть последствия?

Как говорил святитель Игнатий (Брянчанинов), мы воздерживаемся от пищи не потому, что ею брезгуем, а потому, что не только количество пищи, но и качество ее может негативно воздействовать на нашу плоть и повредить нашей духовной жизни. Нужно понять, что пост – это образ жизни, а не некий отрезок времени.

Если окончился пост, то что же, теперь совсем не нужно воздерживаться? Или не нужна уже более внимательная молитва, или прекращается борьба со страстями? Понимаете, кто не вкусил «сладости» поста с его ограничениями и напряженностью молитвенного подвига, тот не вкусит в должной мере и радости от победы Христа над смертью, и утешения после окончания Великого поста. Но и в этом утешении, которое присутствует в виде разговения, нельзя допускать искажений того, что дозволено.

– Что лично у вас сейчас лежит на сердце сказать еще о Пасхе?

– Во-первых, это – чудо из чудес во всех отношениях: и по отношению ко Христу, и к человеческой истории, и по отношению лично к каждому человеку. Как и любое чудо, оно объяснению не поддается. Его можно только пережить, если мы стремимся быть с Богом. Можем ли мы описать это чудо? Да, но только ту или иную его сторону, то или иное чувство, связанное с ним. А до конца мы описать это не сможем. Поэтому пусть оно будет просто чудом, которое нужно воспринимать сердцем. «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!» – говорит Господь Луке и Клеопе. «Медлительные сердцем», то есть они не оставили места чуду в своих сердцах, а значит, не оставили места действию благодати Божией. Тому, что не поддается рассудочному объяснению. Господь не упрекает учеников в отсутствии каких-то познаний, а говорит «медлительные сердцем»: вы же знали писания пророков о Мессии, умом вы сильны, а сердцем… Поэтому чем меньше мы будем описывать словами это чудо Божиего к нам снисхождения, чем больше станем взывать к Богу сердцем, тем будет лучше для нас самих. И когда мы друг другу желаем пасхальной радости, то, прежде всего, мы подразумеваем именно забвение своей какой-то рассудочности, что ли, рационализма. А пасхальная радость… От чего возникает? Ответ простой: Христос Воскрес! Все. Чудо есть – есть, нравится – нравится, следуй за этим чудом – за Христом!

– Отец Сергий, какое ваше самое яркое воспоминание о Пасхе?

– Чувство пасхальной радости всегда пребывает со мной, когда бываю на Гробе Господнем. Каждый день заходишь – каждый день ощущение Пасхи: ни о чем другом, суетном, земном, и не вспоминаешь. Такая радость в сердце – как бы изнутри бурлит.

Тем более что Святая Земля – место необычное. Некоторым святыням – по нескольку тысяч лет: например гробнице пророка Давида. А центр для православного человека именно храм Воскресения Христова. Смотришь на все это и думаешь: сколько поколений людей жили, ждали пришествия в мир Христа, сколько людей живет уже после Воскресения Спасителя. И чувствуешь себя пылинкой во всемирной Божественной истории. Нам кажется, что мы – центр Вселенной, мироздания, все нас должны слушаться, уважать, любить, прощать. А на самом же деле это не так. Здесь наши проблемы кажутся нам важными, а там, рядом с такими святынями, суета исчезает мгновенно. Не то что ты забываешь о ней – нет: она словно отпадает. Ты помнишь о каких-то своих нерешенных проблемах, но вся эта суета не ощущается столь актуальной, проблематичной и угрожающей. Вся мирская мишура отпадает.

Человек, Бог, история… И ты перед этой историей, перед лицом Божиим. Хочешь – следуй за Господом, хочешь – не следуй. Вот такое ощущение пасхальной радости было у меня на Гробе Господнем. Честно говоря, я боялся каких-то разочарований, которые обычно бывают после частого посещения святынь. Действительно, человек привыкает ко всему, даже к чуду. А здесь всякий раз, как бы часто я туда ни приходил, всегда по-новому переживал одни и те же святые чувства.

– Скажите, а до Воскресения Христа праведники после смерти все равно попадали в ад?

– Да, все праведники до пришествия Христа сходили во ад. Потому что после первородного греха все попали под власть диавола, под власть смерти. Господь после Своей смерти сошел во ад как Богочеловек. Он умер и пострадал как Человек, но нераздельно с Божеством. «Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в Раи же с разбойником и на престоле со Отцем седяй, вся исполняяй неописанный…». А уже где пришла Жизнь, смерти быть не может. И как нельзя шарик надувать без предела – он лопнет, так же и ад не смог удержать Необъятного: разорвался. Вот оно – чудо! Господь дал чудо, оно необъяснимо. Многие праведники тогда воскресли и явились многим. Пытаться это объяснить – невозможно.

– А правда, что Иоанн Предтеча, пришед во ад прежде Христа, проповедовал Его тем, кто там находился?

– Слова об этом есть в службе Иоанну Предтече и в акафисте ему. Но надо правильно понимать: пророк не то что пришел в ад, собрал аудиторию и ну давай проповедовать. Одно его присутствие там уже было проповедью. Не стоит забывать, что это все-таки прообраз.

Беседовал Андрей Сигутин

Как правильно отмечать Пасху: ритуалы, приметы и обычаи | Новости

Какого числа Пасха в 2020 году

Пасха в 2020-м выпадает на 19 апреля. Издревле этот праздник занимал особое место в календаре верующих людей. Священным праздником Пасха в России остается и по сей день. Каждый год тысячи россиян выстраиваются в Крестный ход, храмы заполняются верующими, а в воздухе повисает ожидание пасхального чуда.

Для многих празднование торжества сводится к выпеканию куличей и приготовлению творожной пасхи. На самом деле, праздник имеет не только давнюю историю, но и глубокие традиции. О том, как правильно праздновать Пасху, о ее ритуалах и обычаях, читайте в материале 5-tv.ru.

История праздника Пасхи

Начнем не просто с истории возникновения Пасхи как центрального праздника христианской религии, но с истории появления такого дня как воскресенье. Последний день недели получил это название, потому как воскрешение Иисуса Христа произошло на седьмые сутки после начала его мученичества.

Согласно Евангелию, тело Иисуса сняли с распятия в пятницу вечером. Суббота у иудеев считается днем отдыха. На рассвете недели (Так называли воскресение до нашей эры, от слова «не делать». — Прим. ред.) к гробу пришли сочувствующие Иисусу женщины: Мария и Мария Магдалена. Однако гроб, в котором должен был лежать сын Господа, оказался пуст. Весть о воскрешении мученика быстро облетела народ. Так седьмой день недели стал днем Воскрешения Иисуса Христа и получил соответствующее название.

Паоло Веронезе «Воскрешение Христа»

День Воскресения Господня сегодня занимает центральное положение в культуре православных христиан. Пасху часто называют Праздником праздников и Торжеством торжеств. А вот дата у него плавающая.

Изначально христиане праздновали Пасху одновременно с иудеями — 14 марта. В II веке, по указу Сикстуса — тогдашнего главы Римской церкви, священное празднество перенесли. Это привело к разногласиям внутри самой церкви, поскольку епископы руководствовались разными пасхалиями (система расчета даты Пасхи. — Прим. ред.). Такая неопределенность имела влияние и на обычных верующих. Празднуя Пасху в разные дни, христиане теряли ощущение религиозного единства.

Окончательное решение о систематизации даты празднования Пасхи было принято на Никейском Соборе в 325 году. Отныне Торжество торжеств отмечали в первое воскресенье после весеннего полнолуния, но не раньше весеннего равноденствия, то есть уже после 21 марта.

Почему едят куличи и красят яйца

Согласно преданию, воскресший Иисус являлся к ученикам во время трапез. Позже его сподвижники начали оставлять кусок хлеба в центре стола на случай появления Сына Господня. Сегодня это уже не тот пресный хлеб, который ел Христос. Теперь это сдобное тесто с изюмом и творожной пасхой.

Пасхальная традиция есть яйца происходит из того, что они запрещены к употреблению в Великий пост. Поэтому верующие с особенным наслаждением добавляют это привычное для многих людей блюдо в свой рацион после долгого отказа. В древности крашеные яйца сначала дарили детям. Малышам Великий пост давался сложнее, чем взрослым. С каким удовольствием они ели пасхальное украшение!

А вот красить, по пасхальной легенде, начали после того, как Мария Магдалена преподнесла римскому императору Тиберию яйцо со словами «Христос Воскресе!». Самодержец ответил, что человек не может воскреснуть так же, как и преподносимое ему яйцо — покраснеть. Скорлупа яйца тут же приобрела красный оттенок.

Василий Верещагин «Поднесение даров Марией Магдалиной Римскому императору Тиберию»

Так возникла традиция есть и дарить друг другу на Пасху красные яйца, цвет которых символизирует гроб Господень. По пасхальной традиции, ее готовят в деревянной таре с вырезанными буквами ХВ на внутренней стороне.

А вот обычай украшать пасхальные яйца узорами и иллюстрациями появился значительно позже. С течением времени возникали новые технологии и инструменты. Если в царскую эпоху пасхальные яйца в России красили с помощью луковой шелухи, то сегодня их покрывают специальной краской, рисуют узоры, украшают наклейками.

Как правильно праздновать Пасху

Пасха не зря считается днем очищения. Воскрешение Иисуса говорит о том, что он не скован законами земной жизни и присущими ей страстями. Его помыслы чисты, а душа — бессмертна. Пасха — это день, когда нужно совершать хорошие поступки, не допуская злословия на языке и черных мыслей в голове.

Что нельзя делать на Пасху:

  • Злословить.
  • Ввязываться в ссоры.
  • Употреблять крепкие алкогольные напитки (только вино).
  • Заниматься делами, которые можно отложить.
  • Заниматься тяжелым физическим трудом.
  • Давать взаймы.
  • Проливать кровь животных (в том числе охотиться и рыбачить).
  • Предаваться плотским страстям.
  • Выбрасывать еду.

Что можно делать на Пасху:

  • Утром лучше умыться водой, в которой лежали золотые и серебряные украшения. Днем обязательно выстоять церковное богослужение.
  • За обедом можно есть все то, что было запрещено потреблять в пищу в Великий пост. Но и тут важно не переедать!
  • В Пасху нужно покаяться в прегрешениях и попросить прощения у тех, кого могли обидеть. И, главное, простить тех, кто мог чем-то задеть вас.
  • Сделать подарки самым близким.

Пасхальные приметы

Религия занимала особое место в жизни наших предков. Неудивительно, что Пасха, главный праздник православных христиан, считается днем, когда грань между божественным и мирским тоньше обычного. Научившись замечать пасхальные приметы, можно многое узнать о себе и своем будущем.

  • Издревле известно, что именно в ночь с Чистого четверга на Страстную пятницу снятся вещие сны.
  • Звуки стучащего по коре дерева дятла говорят о приходе достатка в дом и даже приобретении собственного жилья.
  • Увидеть пасхальный рассвет предвещает наступление белой полосы в жизни.

Пасхальные ритуалы

Кажется, что в Пасхальную неделю чудесами пропитан сам воздух. Не зря наши предки, в чьей жизни религия играла центральную роль, подметили, что некоторые ритуалы, если их проделать на Пасху, всегда работают.

Девушкам, чтобы сохранить красоту, нужно окунуть в воду пасхальное яйцо, а потом этой же водой умыться.

Чтобы защитить себя от воздействия злых сил, нужно освятить свое серебряное кольцо в церкви. Сделать это необходимо в Страстную пятницу.

Именно на Пасхальной неделе русские девицы загадывали желание. Считалось, что загаданное непременно исполнится. Поможет этому теплая энергетика, которой пропитана вся Пасхальная неделя. Очень важно и самому прочувствовать дух праздника. Поблагодарите за то, что у вас уже есть. Любящая семья, преданные друзья — величайшая ценность! Ни одна в мире вещь их вам не заменит.

ТАСС / Сергей Фадеичев

Празднование Пасхи не сводится исключительно к ее материальной составляющей, вроде кулича или крашеных яиц. В основе праздника лежит светлое чувство и ощущение обновления, которое способен прочувствовать каждый, если отвлечется от мирской суеты и взглянет на пробуждающуюся от зимней спячки природу.

В России Пасха традиционно ассоциируется с пробуждением природы. Вместе с ней обновляется и человек. Все реже народ прячется от морозов дома и чаще выходит на улицу, чтобы подышать свежим воздухом.

Вопрос священнику. Почему Пасха празднуется в разное время?

Вопрос священнику. Почему Пасха празднуется в разное время?

Почему праздник Пасхи каждый год празднуется в разное время?

Отвечает священник Михаил Воробьев, настоятель храма
в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня г. Вольска

Праздник Пасхи, или Светлое Христово Воскресение, является основным переходящим праздником церковного календаря. Эта особенность праздника определяется тем, что он привязан к чрезвычайно сложному солнечно-лунному календарю, принятому у евреев. Воскресение Христово произошло в дни, когда иудеи праздновали свою Пасху, которая у них являлась воспоминанием об исходе из Египта. Иудейский праздник Пасхи не является переходящим праздником в еврейском календаре: он всегда праздновался от 14-го до 21-го дня месяца авива (нисана). 14 нисана в еврейском солнечно-лунном календаре по самому смыслу этого календаря было первым полнолунием после дня весеннего равноденствия. В эпоху земной жизни Иисуса Христа день весеннего равноденствия приходился на 21 марта по юлианскому (названному так в честь Юлия Цезаря) календарю. Поэтому иудейский праздник Пасхи, уже в системе юлианского календаря, сделался переходящим: он приходился на первое полнолуние после 21 марта, а христианская Пасха праздновалась в первое воскресенье после этого дня. (Если 21 марта совпадало с полнолунием и воскресеньем, то христианская Пасха праздновалась через неделю, 28 марта.)

Первое после дня весеннего равноденствия полнолуние может приходиться на временной промежуток с 21 марта по 18 апреля. Если полнолуние 18 апреля приходится на воскресенье, то христианская Пасха празднуется через неделю в воскресенье 25 апреля, так как последовательность событий библейской истории требует, чтобы Воскресение Христово праздновалось позже первого дня иудейской Пасхи.

Таким образом, православный праздник Пасхи может праздноваться в любой день от 22 марта до 25 апреля по юлианскому календарю (старому стилю), или (в XX и XXI столетиях, когда разница между юлианским и григорианским календарем составляет 13 дней) от 4 апреля до 8 мая включительно по новому стилю.

Однако чередование дат, в которые празднуется православная Пасха, внутри промежутка от 4 апреля до 8-го мая подчиняется непростым правилам, связанным со сложностью согласования солнечного и лунного года. Минимальный период времени, в который даты праздника Пасхи занимают все возможные положения, составляет 532 года. Этот огромный временной промежуток называется Великим индиктионом. По прошествии Великого индиктиона даты Пасхи начинают чередоваться в том же порядке. Поэтому достаточно иметь одну рассчитанную Пасхалию на период в 532 года, после чего все будет повторяться.

Промежуток времени от 4 апреля до 8 мая определяет праздник Пасхи в Православной церкви. Римо-Католическая Церковь и большинство протестантских конфессий рассчитывает Пасху, ориентируясь на дату весеннего равноденствия 21 марта по григорианскому календарю (новому стилю). Эта отправная точка в пасхальных расчетах дает совершенно другие даты для праздника Пасхи. Поэтому Пасха у римо-католиков и протестантов Запада бывает в промежуток времени от 22 марта до 25 апреля по григорианскому календарю. В редких случаях она совпадает с православной Пасхой. Поскольку евреи, в отличие от западных христиан, не изменили свой исторический календарь, их 14 нисана по прежнему отсчитывается от дня весеннего равноденствия 21 марта по юлианскому (3 апреля по григорианскому) календарю. Таким образом, католическая Пасха в некоторые годы может совпадать с иудейской и даже предшествовать ей, что противоречит последовательности событий земной жизни Иисуса Христа.

 

Чувство Пасхи — Православный журнал «Фома»

Накануне Светлого Христова Воскресения мы попросили читателей журнала «Фома», а также героев наших публикаций рассказать о том, что для них значит Пасха. А участников православных групп сети «Вконтакте» (“Православие”, “Православные фото”, Страница журнала “Фома”) призвали прислать нам свои пасхальные фотографии. Несмотря на то, что с праздником у каждого связаны свои уникальные воспоминания, всех их объединяет одно чувство — чувство Пасхи.Чувство Пасхи

«Пасхальный свет». Валентин Мюкин, г. Гамбург

Чувство Пасхи

«Пасха красная!!!». Екатерина Иванова, Валаам

 

Андрей Мерзликин, актер. Граница, за которой рождаешься заново

Чувство ПасхиЯ очень хорошо помню свою самую первую Пасху. Было это на заре перестройки, году, кажется, в восемьдесят восьмом… Я тогда жил в Подмосковье. Рядом с нами была усадьба-музей Константина Сергеевича Станиславского — Любимовка. На территории усадьбы находился полуразвалившийся храм. Когда-то Станиславский в нем венчался. И вот в мою первую Пасху я попал именно в этот храм. Его в то время взяли в свои руки два молодых священника — решили восстановить. Но начали не с поиска материальных средств, а с возобновления богослужений. И вот Пасха — в полуразрушенном кирпичном церковном здании. Даже не в здании — по большому счету, люди стояли на улице, находясь внутри развалин. С одной стороны, весь этот антураж как будто подчеркивал, что от подлинного знания о Церкви в обществе за несколько советских десятилетий остались одни руины. Но с другой стороны, в том, что люди пришли ночью в эту церковь, читалось своего рода желание вырваться, вдохнуть полной грудью, стремление к чему-то высшему, позабытому в нашей стране… Это было не просто мое ощущение. Скорее, оно рождалось во мне именно потому, что я ощущал это во всех. Я чувствовал себя единым со всеми людьми — совершенно для меня незнакомыми. Мне запомнилось именно это волшебство: чувствовать себя одним целым с большим количеством людей.

Ночь — и мы держим в руках свечи. Для меня, неофита, это было колоссальное эстетическое впечатление и внутреннее потрясение. Крестный ход, и вдруг — возглас: «Христос воскресе!» — и все отвечают: «Воистину воскресе!» Я понял, что пасхальная радость возникает именно в тот момент, когда священник восклицает «Христос воскресе!» в первый раз. И до сих для меня это так. Я иду на Пасху, предчувствуя этот первый возглас. Как будто именно в эту секунду, прямо здесь и сейчас, воскресает Христос — и все мы, единые друг с другом, вместе с Ним.

Конец поста — всегда тяжело. Чувствуешь себя марафонцем на последних километрах, как будто силы вот-вот покинут. И вот идешь с Крестным ходом — и тут возглас: «Христос воскресе!» И как будто новую жизнь в тебя вдохнули!

А дальше — общая радость! Пасха для меня — та самая граница, когда от бессилия ты делаешь глубочайший вдох — и как заново рождаешься.

Конечно, сейчас, спустя много лет, пасхальные ощущения меняются. Больше концентрируешься на смысле поста и содержании самого праздника, решаешь какие-то свои внутренние духовные вопросы. Но этот момент наступления радости и первый возглас «Христос воскресе!» — все это до сих пор остается по-детски живым и ярким.

Чувство Пасхи

«Посох Владыки» Анна Орлова, г. Воткинск

 

Чувство Пасхи

“Просветимся торжеством”. Наталия Казанская, г. Балашиха, Московской обл.

  

Юлия Меньшова, актриса. Для всех-всех-всех

 

Чувство Пасхи

Для меня Пасха — это весна. Во всех возможных смыслах. Это возрождение жизни. Каким-то удивительным (или все-таки мистическим) образом природа совпадает с датой Пасхи. Ранняя Пасха — ранняя весна. Поздняя — поздняя. Накопленная усталость от зимы, как усталость от греха, который тормозит развитие, замораживая душу.

Великий пост — как невидимая глазу под слоями слежавшегося снега подготовка земли и души к новому витку, новым побегам, новому урожаю. Чтобы вздохнуть потом легко и вместе с прибавляющимися солнечными днями почувствовать радость от того, что пока ты жив, Господь подарил тебе возможность начинать сначала. И потому не отчаиваться. И никогда не унывать. Потому что, как и наступающая каждый год весна, побеждающая льды и холод, Пасха каждый раз напоминает нам о торжестве Любви и Милости. О Человеколюбии, всепрощающем и бесконечном. И это настолько утешительно, как только в детстве бывает.

Ведь Пасха — это удивительный праздник. Для всех-всех-всех. Постившихся и не постившихся. Верующих и неверующих. Даже для тех, кто и не подозревает, что это такой вот потрясающий праздник.

Чувство Пасхи

«Раннее Пасхальное утро» Нина Петрова, г. Рамонь, Воронежская область

Чувство Пасхи

«Крестный ход» Валентин Мюкин, г. Гамбург

 

Игорь Лазарев, программист, музыкант. Средство от отчаяния

 

Чувство Пасхи

К сожалению, меня нельзя назвать хорошим христианином, поэтому Пасха и предваряющий ее Великий пост каждый год — это суд и испытание для меня: смогу ли соответствовать, окажусь ли достойным? Почти никогда не получается ответить на эти вопросы так, как хотелось бы.

Однако пасхальная радость доступна и мне — с ней связан один из самых счастливых моментов в моей жизни. Это было несколько лет назад. В тот год я сам загнал себя в какую-то совершенно невыносимую жизненную ситуацию. Казалось, в течение совсем небольшого времени всё, что мне дорого, вполне заслуженно рассыплется. Но все-таки я тогда набрался сил кое-как выдержать пост, исповедоваться и причаститься. Я помню себя в церкви на Цветном бульваре прислонившимся к колонне, наполненным каким-то безудержным ликованием — непонятно откуда взявшимся, даже до конца неясно, по какому поводу. То ли я почувствовал, что не безнадежен, то ли  ощутил, что празднуемое здесь и сейчас Воскресение Христово имеет непосредственное отношение лично ко мне, но воспоминание о той ночи с тех пор помогает мне, когда я отчаиваюсь и теряю веру. А жизненная ситуация после того случая незаметно выправилась как будто сама собой.

Чувство Пасхи

«В тишине Праздника» Нина Хлудова, г. Москва

 Чувство Пасхи

«Никодим» Лера Дмитриева, с. Васильевское, Московская обл., Рузский район

           

Марина Лошак, арт-директор ЦВЗ «Манеж».Повод для оптимизма 

Чувство ПасхиСамые сильные и эмоционально чистые пасхальные ощущения для меня связаны с детством. С подготовкой к празднику. Как сейчас помню: я, еще совсем маленькая девочка, сижу в гостях у бабушки. Она учит меня, как правильно красить яйцо луковой шелухой. Она печет кулич. И в квартире стоят потрясающие запахи. А за окном — ранний прозрачный апрель, совершенно особое состояние природы. И я еще не очень понимаю, во что верит моя бабушка. Но она вводит меня в это сказочное, прекрасное, поэтическое состояние ожидания праздника. Мощное эмоциональное ощущение: красота дня, любовь к бабушке и чувство, что все в этот момент в жизни происходит так, как должно быть.

В 1990-е я уже живу в Москве. Мы на Пасхальной службе. Во главе крестного хода идут мальчишки-новобранцы в пятнистой форме десантников, с бритыми головами — и несут хоругви. За ними идет толпа, люди плотно прижаты друг к другу, потому что вокруг очень мало места. И это — чувство единения и ощущение себя внутри чего-то общего. И снова понимаешь: все происходит правильно.

Пасха — главный повод для оптимизма. Повод поразмышлять о человеческом духе: что он может и что должен. Есть в жизни высокие моменты, к которым человек стремится, — ощущение любви. В пасхальные дни мы в полной мере его проживаем. В какие-то секунды это удается ощутить с детской свежестью — так, как это было вместе с бабушкой. Никто не проживает праздник так, как дети и старики. В этом плане мы можем на них равняться.

Чувство Пасхи

«Сей день, егоже сотвори Господь» Наталия Казанская, г. Балашиха, Московской обл.

 

Чувство Пасхи

«Родное» Юлия Кузенкова, пос. Томилино, Московская обл.

 

 Арина Маракулина, актриса, звонарь храма священномученика Антипы на Колымажном дворе.Когда ты чувствуешь жизнь

 

Чувство Пасхи

В празднике Пасхи для меня соединяются трудно соединимые вещи: мое сокровенное, тайное внутреннее переживание, которое почти невозможно передать словами, — и открытая радость праздника, желание, чтобы он состоялся для всех. Поэтому я всех приветствую словами «Христос воскресе!», не думая о том, христианин или нет мой собеседник, атеист или верующий. В Пасху отменяется вся «толерантность» и «политкорректность» светского мира, в Пасху входит в свою силу, в свое право, моя вера в то, что воскрес Христос, что смерти нет, что душа вечна, что есть Спасение.

Пасха — это главное событие года. Это то, о чем интересно думать, то, что стоит постигать из года в год, то, к чему имеет смысл идти.

В Пасху особенно ощущается общность людей: то, что она существует, и то, что все мы Христовы. Нам всем нравятся тихие пустынные храмы, сосредоточенные службы, места, где «никто не мешает». А я люблю пасхальную толчею, тесноту, жар от свечек; люблю, когда все христосуются, поют; стоят, уставшие, в огромных очередях к Причастию. Люблю то, что в Пасху в храме много незнакомых лиц. Пасха щедра.

Пасха — детский праздник. Когда моему сыну еще не было года, я пожалела его и оставила дома в пасхальную ночь. Больше я никогда так не делала, потому что в храме я всё время чувствовала, что была не права, что мы обязательно должны были быть вместе! Потом первые годы он засыпал, как и многие другие наши дети, прямо в храме, и я несла его к Причастию спящего, а после службы все разговлялись, дарили подарки и развозили счастливых сонных детей. Теперь он стоит всю службу, и я вижу, как он радуется, как это важно для него.

Пасха никогда не разочаровывает. Ее предчувствие зарождается еще во время Великого поста, и когда потом впервые раздается крик: «Христос воскресе!» — будто прорывается целлофановая пленка, и ты начинаешь видеть ярче, резче, ты ощущаешь свежесть весенней ночи, по-другому слышишь, чувствуешь жизнь. Жизнь!

Чувство Пасхи

«Крестный ход на светлой!» Екатерина Иванова, Валаам

Чувство Пасхи

«Радость от колокольного звона!» Екатерина Иванова, Валаам

 

 

Филипп Якубчук, куратор культурного центра «Место действия».Я мечтаю жить Пасхой

 

Чувство Пасхи

Пасха таинственна. В голове не укладывается, как остывшая, истерзанная плоть может вдруг вновь потеплеть, восстать в ином качестве с той же душой «на борту». Спасают аналогии с машинами, которые без человека или созданных им программ — груды металла. Выключил компьютер из розетки, и им разве что гвозди забивать, включил — и, чудо, снова можно писать, моделировать, смотреть кино. Но даже такая яркая аналогия не объясняет всего, ведь одно дело машина, иное — живой человек. Жаль, что в массовой культуре живой мертвец вызывает только омерзение и ужас. Такое отношение создано фильмами ужасов. Гораздо меньше фильмов, показывающих, что восстание мертвых — это хотя и страшновато, но все же радостно. «Слово» Карла Теодора Дрейера — один из таких фильмов.

Пасха существует для меня не в прошлом, но как длящееся сейчас событие и напоминание о грядущем воскресении мертвых. К сожалению, большую часть времени Пасха для меня память, а не содержание жизни. Иногда я и вовсе о Ней забываю, и тогда жизнь становится особенно мрачной или, напротив, слишком, слепяще яркой. Я хочу, чтобы Пасха стала для меня не просто памятью, но всегдашним содержанием жизни. Я мечтаю жить Пасхой. Жизнь в Пасхе — это ежеминутное обновление сознания, ежеминутное умирание для ошибок и ежеминутное воскресение для совершенств. Мне представляется, что именно так живут святые и именно к такой всегдашней Пасхе следует стремиться.

Согласно самурайскому кодексу чести, в определенных случаях единственный способ сохранить лицо — это совершить сэппуку, то есть самоубийство. С христианской точки зрения это не только ошибочный выход из тяжелой ситуации, но и по-плохому самый простой. Смерть человека, его убийство — величайшая степень унижения и позора человеческого достоинства. Позор (или стыд) по-церковнославянски звучит как «студ», от слова студеный, холодный. Смерть тоже холодна. Перед лицом смерти дрожат поджилки у всех. Именно поэтому во многих культурах презрение к смерти и умение смотреть ей в глаза — признак достойного человека. Христианство предлагает человеку пройти через большой позор, почти такой же страшный, как позор смерти. Христианство предлагает человеку нечто более сложное, чем одно самоубийство. Это единственная религия, которая позволяет человеку совершить множество самоубийств за одну жизнь и тем самым достойно подготовиться ко встрече со своей последней смертью. Я говорю о таинстве исповеди, которого мы боимся настолько, что откладываем до старости. Исповедь — это самосокрушение, за которым следует воскресение через причастие. Эта возможность многократно пройти через смерть и воскреснуть в новом качестве через таинства исповеди и причастия и есть для меня всегда доступный опыт Пасхи, с предшествующей позорной смертью и славным воскресением.

Пасха задает подлинный пафос новизны. Новизны не на пустом месте, а той нестареющей новизны, которая нова всегда, потому что вечна. Пару раз в жизни память о Пасхе тонкой ниточкой держала меня от полного смертельного отчаяния: «Если можно выбраться из смерти, то из чего нельзя выбраться?»

Чувство Пасхи

«Ангелина» Лера Дмитриева, с. Васильевское, Московская обл., Рузский район

 

Чувство Пасхи

«Покатились…» Глеб Костин, г. Псков

Чувство Пасхи

«Пасхальный праздник в храме при городской больнице № 31» Наталья Петрова, благотворительный фонд помощи детям с онкозаболеваниями «СВЕТ», г. Санкт-Петербург

Фото Юлии Меньшовой — ИТАР-ТАСС.

В Пасхальном фотофестивале приняли участие группы ВКонтакте «Православие», страница журнала «Фома» и «Православные фото».

 

Какую Пасху отмечал Христос? — Православный журнал «Фома»

Тайная Вечеря произошла накануне празднования Песаха – важнейшего иудейского праздника. Но в чем его смысл? И почему Христос именно в это время установил главное таинство Церкви — Евхаристию? На эти вопросы отвечает богослов, миссионер, преподаватель Московской Сретенской духовной семинарии протоиерей Олег Стеняев.

Какую Пасху отмечал Христос?

 

Что такое ветхозаветная Пасха?

Это главный иудейский праздник, который совершается в память об исходе евреев из Египта. В Евангелии от Матфея читаем: В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху? (Мф 26:17). Что такое «день опресночный»? Обратимся к ветхозаветному тексту: В первый месяц, в четырнадцатый [день] месяца вечером Пасха Господня (Лев 23:5). То есть праздник опресноков — это одно из названий иудейской Пасхи — полагалось отмечать с 14 на 15 число месяца нисана семь-восемь дней. Нисан в еврейском календаре — это первый месяц библейского года. Он приблизительно соответствует нашему марту-апрелю.

 

А что это за история про евреев и Египет?

Какую Пасху отмечал Христос?

Согласно библейской истории, Иаков — внук Авраама и прародитель евреев — из-за голода переселился со всей своей семьей в Египет, где его потомки и остались, постепенно образовав еврейский народ. Численность его быстро росла, так что один из фараонов начал опасаться восстания. Чтобы ослабить евреев, он сперва приказал привлечь их к тяжелой стройке, которая постепенно превратила их в рабов: «Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой» (Исх 1:13–14), а потом повелел убить всех их новорожденных младенцев. Только будущего пророка Моисея удалось спасти. Позднее Бог призвал его идти к фараону и потребовать освободить еврейский народ от рабства и отпустить его в землю обетованную.

Фараон долго не желал этого делать. Тогда Бог наслал на его народ десять бедствий — так называемые десять казней египетских. После последней, когда Ангел умертвил всех первенцев из египетского народа (в том числе и сына правителя), фараон наконец отпустил евреев. Однако, когда они уже достигли берегов Красного моря, он отправил за ними войско, чтобы вернуть их обратно. Тогда по воле Бога море расступилось и евреи перешли по дну на другой берег, а когда египетское войско ринулось догонять их, море сомкнулось, и все воины погибли. Так совершился исход еврейского народа из Египта.

 

Что такое опресноки?

Какую Пасху отмечал Христос?

Это пресный хлеб, приготовленный без использования закваски. Вкушать хлеб, изготовленный из теста, замешанного на любых злаках и подвергавшегося брожению, на иудейскую Пасху запрещается: Семь дней ешьте пресный хлеб; с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших, ибо кто будет есть квасное с первого дня до седьмого дня, душа та истреблена будет из среды Израиля (Исх 12:15).

Накануне вечером совершается обряд поисков хамец, то есть всего квасного в доме. Иудеи зажигают свечу и, прочитав специальную молитву, начинают искать остатки квасного хлеба и выметать их из дома.

Интересно, что в христианской символике человек в духовном смысле должен стать «опресноком», то есть очиститься от всяких греховных примесей, брожений, как пишет апостол Павел: “Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины (1 Кор 5:7–8)”. Ведь пресный хлеб не портится и не плесневеет — он может только засохнуть.

 

Почему у этого праздника такое название — Пасха?

Какую Пасху отмечал Христос?

Оно связано с агнцем (ягненком), которого готовили для праздничной трапезы: пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами (Исх 12:8). Судя по тем источникам, которые дошли до наших дней, кровью этого агнца во времена Христа помазывали косяки дверей и, собственно, именно благодаря этому действию праздник и получил название Пасха.

Ведь слово Песах происходит от древнееврейского глагола пасах, то есть «прошел». А кто прошел? Ангел, который во время последней казни египетской, убивал всех первенцев, но не заходил (то есть проходил мимо) в те дома, чьи косяки были помазаны кровью агнца: И созвал Моисей всех старейшин [сынов] Израилевых и сказал им: выберите и возьмите себе агнцев по семействам вашим и заколите пасху; и возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь, которая в сосуде, и помажьте перекладину и оба косяка дверей кровью, которая в сосуде; а вы никто не выходите за двери дома своего до утра. И пойдет Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдет Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в домы ваши для поражения (Исх 12:21–23).

 

 

Как этот праздник отмечался у евреев? Что значит «приготовить пасху»?

Какую Пасху отмечал Христос?

Это был домашний, семейный праздник. В обеденной комнате обустраивали широкий стол, на который ставили чашу с соленой водой — она символизировала слезы, пролитые евреями во время египетского рабства. Интересно, что именно в эту чашу Господь обмакнул опреснок, который подал затем предателю Иуде (Ин 13:26–27).

Также на пасхальный стол ставили блюдо с горькими травами: лук, цикорий, хрен, чеснок. Во время трапезы иудеи вкушали их до тех пор, пока на глазах не появлялись слезы. Так совершалась память о страшной трагедии, когда фараон приказал утопить в водах Нила всех новорожденных еврейских младенцев (Исх 1:22). Кроме того, из фиников, орехов и граната готовилась паста. Ее цвет напоминал глину, из которой порабощенные евреи строили города для фараонов.

Опресноки раскладывали на столе в три стопки, между которыми клали салфетки. Эти три ряда пресного хлеба символизировали, что три социальных уровня иудейского общества — богачи, люди среднего достатка и бедняки — в этот торжественный вечер упразднялись: любой еврей, независимо от своего достатка, возраста и пола должен был участвовать в священной трапезе: И сказал Моисей: пойдем с малолетними нашими и стариками нашими, с сыновьями нашими и дочерями нашими, и с овцами нашими и с волами нашими пойдем, ибо у нас праздник Господу [Богу нашему] (Исх 10:9). Если семья была бедной и не могла позволить себе купить пасхального агнца, то можно было отметить праздник вскладчину с другой семьей.

В кульминационный момент пасхальной трапезы на стол ставили четыре чаши вина, разбавленного водой, которые символизировали четыре обетования, данные евреям Богом во время их исхода из Египта: Итак скажи сынам Израилевым: Я Господь, и выведу вас из-под ига Египтян, и избавлю вас от рабства их, и спасу вас мышцею простертою и судами великими; и приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, изведший вас [из земли Египетской] из-под ига Египетского (Исх 6:6–7).

Глава семейства брал первую чашу с вином и благодарил Бога, говоря: «Благословен Господь Бог наш, Царь мира, сотворивый плод лозы виноградной!» После чего сосуд передавали по кругу, и каждый отпивал немного вина. Тогда самый младший из присутствующих (во время Тайной Вечери это был апостол Иоанн Богослов) задавал старейшему за столом сакральный вопрос: «Что значит все это?», и ему рассказывали историю исхода израильтян из Египта. При этом читали или пели два псалма — 113-й и 114-й, которые относились к этим событиям, и ели горькие травы.

После того как по кругу передавалась вторая чаша, возглавляющий трапезу брал один опреснок, разламывал его напополам и произносил благодарение: «Благословен Господь наш, Царь мира, произведший от земли хлеб». После этого хлеб разделялся между всеми присутствующими. Вслед за этим наступал черед агнца, потом пили из третьей чаши, пели 114–117-й псалмы, а завершала праздник четвертая чаша вина.

После окончания трапезы все выходили на улицу. В Иерусалиме поднимались на Елеонскую гору, где продолжали праздновать уже вместе с другими семьями.

 

Вы сказали, что иудейская Пасха — это семейный праздник. Почему же тогда на Тайной Вечере не было Богородицы? Почему Христос не встречал этот праздник в кругу семьи?

Какую Пасху отмечал Христос?

Дело в том, что Христос Сам создает новую общность людей, если хотите, новую семью, которая позже назовется Церковью. Взаимоотношения между Господом и учениками были как между отцом и его чадами. Бог усыновляет нас Себе через Своего Сына — Господа Иисуса Христа. И происходит это через Святое Причастие.

Приведу очень важный пример. Помните, как однажды ко Христу подошли люди и сказали, что на улице стоит Его Матерь — Богородица — и братья (дети праведного Иосифа), которые просят Его выйти к ним, чтобы что-то обсудить. И что Христос ответил? Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь (Мф 12:48–50).

 

А почему Тайная Вечеря называлась «тайной»?

Какую Пасху отмечал Христос?

Сионская горница

Она была «тайной» для врагов Христа. Дело в том, что Иуда уже тогда — до пасхальной трапезы — вошел в сговор с первосвященниками, так как они искали удобный момент, чтобы схватить Христа. Ученик не знал, где именно будет праздничный вечер, но ему доподлинно было известно, что Учитель после пойдет в Гефсиманский сад, где под покровом ночи без лишних свидетелей можно будет Его арестовать, избежав народного возмущения. Поэтому Иуда и ушел с вечери раньше времени, чтобы привести воинов в нужное место.

 

Почему Христос, который, как мы знаем, принес Новый Завет, отменивший Ветхий, праздновал Песах? Ведь современные христиане его не отмечают.

Какую Пасху отмечал Христос?

Родословная Христа

В этом был двойной смысл. Во-первых, как пишет апостол Павел, «ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас»
(1 Кор. 5:7). И вся ветхозаветная Пасха была наполнена прообразами, которые относились к Самому Христу. Его можно назвать «Новым Моисеем». Ведь если ветхозаветный пророк вывел еврейский народ из египетского рабства, спасая его от тирании фараона, то Христос выводит всех людей уже из «Египта» греха и спасает от «рабства» дьяволу. События исхода оказались прообразами евангельской истории.

Когда евреи убегали от преследовавшего их египетского войска, они прошли через расступившееся перед ними море. А как человек убегает от греха? Через воды Крещения. То есть и здесь отцы Церкви видели прообраз христианского таинства. Так же как в помазании косяков дверей кровью агнца — прообраз креста на Голгофе. И сам агнец — символ Христа, который, как пишет апостол Иоанн, есть жертва за грехи всего человечества (1 Ин 2:2). Христос раскрыл все эти ветхозаветные образы, и в этом глубочайший смысл и Тайной Вечери, и последующих Его страданий, смерти и воскресения.

Кроме того, Господь говорил, что Он пришел не нарушить ветхозаветный закон, но исполнить его (Мф 5:17), а празднование Песаха прямо предписывалось каждому иудею, каковым был Сам Христос.

 

В чем же особенность именно Тайной Вечери?

Какую Пасху отмечал Христос?

В том, что после того, как совершена вся последовательность пасхальной трапезы, Христос совершенно неожиданно для учеников добавляет к ней нечто новое. Позволю себе процитировать святителя Иннокентия Херсонского: «Настало время беседовать уже не словами, а делами; последний час Ветхого Завета пробил, надлежало предначать Новый не агнцем от стад, а телом и кровью Своей … Он (то есть Христос. – Прим. ред.) берет лежавший перед Ним хлеб, благословляет его, преломляет на части, по числу учеников, и раздает его им. Уже из этого благословения видно было, что это делается не по обычаю вечери пасхальной (так называемый хлеб благословенный уже был потреблен), а по другой причине и для другой цели”.

“Приимите, — говорит ученикам Господь, — ядите: сие есть Тело Мое”. И после того, как апостолы в безмолвии съели этот новый Хлеб — Тело их Учителя и Бога, Христос взял в руки чашу с вином и, подав им, сказал: Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф 26:26–28).

Так в один вечер происходит окончательный переход от ветхозаветного богослужения к новозаветному. Отныне кровавые жертвоприношения древнего Израиля Самим Богом упразднены. Вместо них на каждой литургии во время Евхаристии приносится Жертва бескровная, которой и причащается каждый верующий.

Ветхозаветная пасха была прообразом новозаветной литургии, которая установлена и совершена Самим Христом в Сионской горнице (в комнате, где проходила Тайная Вечеря) за несколько часов до ареста в Гефсиманском саду. Об этом блаженный Иероним Стридонский пишет следующее: «После того, как совершена была пасха, имеющая значение прообраза, и после вкушения вместе с апостолами плоти агнца, Он взял хлеб, — который укрепляет сердце человека, — и совершает переход к истинному священнодействию Пасхи, чтобы подать истинное Свое Тело и Свою Кровь».

При этом, очень важно понимать, что святые отцы настаивают, что есть только одна Божественная литургия, совершенная Христом на Тайной Вечери. И когда верующие сегодня приходят в храм на литургию, они становятся участниками событий именно той Вечери — и не символически, а действительно.

 

Зачем нужно вкушать Плоть и Кровь Христа? Неужели одной веры недостаточно?

Какую Пасху отмечал Христос?

Дело в том, что Господь призывает ко спасению всего человека — и его тело, и его душу. Так как Христос — Бог и Человек одновременно, то христианин, вкушающий Его Кровь и Плоть, становится причастником Божества по благодати. Важнейший призыв христианства заключается в том, что спастись и обожиться должны и тело, и душа человека. Поэтому Причастие приносит всецелое исцеление и физической, и духовной жизни человека. Христианин должен не только исповедовать веру, но и совершать некоторые сакральные действия, как пишет блаженный Августин: «Когда вода крещения касается нашего тела, она очищает нашу душу». Еще раз повторю: человек должен спастись не просто на уровне каких-то абстракций — как какое-то духовное существо, но только целостно — и телом, и душой.

Любое таинство соединено с каким-то веществом. Например, таинство Крещения — с водой, таинство Миропомазания — с маслом. Вещество Исповеди — это грехи человека, которые он действительно совершил (мыслями, словами или поступками) и в которых он кается. Вещество Евхаристии — хлеб и вино, которые пресуществляются в истинное Тело и истинную Кровь Спасителя.

Таким образом, тот факт, что таинство включает в себя некоторое освященное Богом вещество, делает его не чем-то абстрактным, а наоборот — конкретным, и эта конкретность очень важна. Происходит и духовное, и физическое преображение человека.

 

Почему же первая литургия или, как Вы говорите, новозаветная Жертва, совершилась до крестных страданий, то есть до самой жертвы?

Какую Пасху отмечал Христос?

В Ветхом Завете жертва для заклания избиралась за некоторое время до самого жертвоприношения: Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца (Исх 12:5–6). Более того, Сам Сын Божий в момент Своего воплощения уже является жертвой за грехи всего мира, о чем свидетельствует апостол Павел: Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне (Евр 10:5). Вторит ему и апостол Петр: Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира (1 Пет 1:18–20).

События последних дней земной жизни Иисуса Христа имеют огромное литургическое значение. Именно о них мы должны вспоминать, когда приступаем к Чаше, как пишет об этом апостол Павел в одном из своих посланий: Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем (1 Кор 11:28–29). «Рассуждение о Теле Господнем» и есть призыв к тому, чтобы, приступая к Чаше, христианин вспоминал о Тайной Вечери, крестных страданиях, смерти и воскресении Иисуса Христа, как и Сам Господь сказал: Сие творите в Мое воспоминание (Лк 22:19).

Кроме того, «рассуждение о Теле Господнем» — это вся литургия с ее последованием, молитвами, песнопениями, ектениями. Сама она включает в себя рассказ о Жизни нашего Спасителя — от Рождения до Смерти, Воскресения и Вознесения. Порядок литургического богослужения готовит пришедшего человека к самому важному — к апогею всей жизни, а именно: к Евхаристии и Причастию. Ведь рассуждение выражается в слове или в некоторых действиях, которые порождают мысленные образы, ассоциации. И все это дает нам литургия, чтобы христианин подходил к Чаше осознанно, понимая, что он вкушает Тело и Кровь Самого Христа.

 

Читайте также:

Великий четверг. Страстная седмица день за днем
Богослужения Страстной Седмицы и Пасхи
«Жующий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную»

 

Фото отца Олега Стеняева – pravoslavie.ru

На заставке:  Тайная вечеря. Живаго Семен Афанасьевич. 1846 (фрагмент). Источник: vsdn.ru

В материале использованы: фото spbpda/flickr.com; Иван Айвазовский. Переход евреев через Красное море. 1891; Сыны Израиля мажут косяки дверей кровью агнца /фрагмент/ – Джеймс Тиссо; gwen; Андреа дель Кастаньо. Тайная вечеря. 1447 год; Сионская горница, священник Александр Тимофеев; Фра Анджелико. Фреска Тайная вечеря. Причастие апостолов. Монастырь Сан-Марко, Флоренция.

Суть Пасхи: смысл и история праздника

Пасха — главный праздник для всех христиан. Узнайте в чем суть Пасхи.
Вера в реальность Воскресения Иисуса Христа — это фундамент, на котором строится все христианское учение. «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1Кор. 15:14), — учит святой апостол Павел.
Только веруя в Воскресение Христово, человек может верить и надеяться на свое личное спасение. «Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» (Рим. 10. 9).
Слово «Пасха» происходит от еврейского слова «Песах», которое буквально означает «миновать, пройти мимо».

Песах: избавление от рабства с пророческим взглядом в будущее

О ветхозаветной Пасхе повествуется в книге Исход. Бог повелел, чтобы в ночь накануне 14 дня первого месяца лунного календаря каждая еврейская семья принесла в жертву Богу однолетнего непорочного агнца. Его мясо было необходимо приготовить на огне и съесть с горькими травами и пресным хлебом. Все остатки квасного хлеба следовало уничтожить.
В древности при выпечке хлеба в замешанное тесто добавляли старое, кислое тесто, сохраненное от предыдущего замеса, которое заквашивало новое тесто. Поэтому в Библии закваска является символом прежней жизни до обращения к Богу, а пресный хлеб — символ новой жизни в Иисусе Христе.

Бог повелел израильтянам помазать кровью ягненка косяки входных дверей, намереваясь поразить Египет страшным наказанием за ожесточение сердца фараона, который не хотел отпустить Израиль на свободу. Ангел-губитель в ту ночь обошел каждый дом в Египте, поражая смертью всех первенцев от человека до скота, но прошел мимо жилищ евреев, чьи дома были помазаны кровью пасхального агнца.
В этом суть ветхозаветной Пасхи — символ исхода еврейского народа из египетского плена.
Бог повелел израильтянам ежегодно отмечать Пасху, как воспоминание о своем освобождении из египетского рабства для обретения обетованной земли.
Но празднование Пасхи для евреев было не только памятью о прошлом, Бог через это показывал им и нам, современным верующим, образы новозаветной Пасхи.

Суть Пасхи в Новом Завете — вечная жизнь через веру в воскресение Спасителя

Жертвоприношение пасхального агнца и помазание его кровью косяков дверей имело пророческий смысл, изображающий страдания Мессии, дающего спасение через пролитие Своей святой крови.
Пророк Исайя за 700 лет до рождества Христова сравнил Мессию с кротким Агнцем: «Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен…» (Ис. 53:7-10).Образ Христа, как жертвенного Агнца проходит через всю Библию.

Ожидание новой Пасхи осуществилось с пришествием в мир Спасителя, который был одновременно истинным Богом и истинным человеком, уподобившимся нам во всем, кроме греха. За Свои 33 года земной жизни Христос дал людям непревзойденное духовное учение, совершил множество чудес и, претерпев страшные муки, умер на кресте, принеся Себя в жертву искупления за грехи всего человечества. Распятие состоялось в канун еврейской Пасхи — так исполнился древний прообраз — Агнец пролил свою кровь для спасения людей.
После смерти Спаситель сошел в ад, где проповедал находившимся там душам умерших, а после, сокрушив силы преисподней, восстал из мертвых, вместе с Собой выведя из ада души ветхозаветных праведников и всех, кто поверил Его Слову.
Христос воскрес, чтобы даровать спасение и вечную жизнь всем уверовавшим в Него. «Если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним» (1Фесс. 4:14), — дает нам надежду на воскресение из смерти Священное Писание.
Через Кровь Иисуса Христа, пролитую на Голгофе, в жизни верующих разрушаются дьявольские проклятия, дается благодать — сила для обретения новой жизни, участь вечного наказания проходит мимо.
Вы помните, что Бог заповедал евреям съесть агнца? В день Песах на тайной вечере Христос, преломляя хлеб, сказал Своим ученикам: «Сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание» (Лук. 22:19). Господь заповедал церковное причастие (евхаристию), принимая которое мы сами становимся частью «Тела Его, которое есть Церковь» (Кол. 1:24).
Бог с древних времен желает, чтобы каждый человек верил в Него, был частью Церкви Божьей на этой земле, обретая через смерть и воскресение Иисуса Христа надежду на вечную жизнь!

Источник: afmedia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *