Posted on

Паска — это… Что такое Паска?

Паска (пасха) — пасхальный хлеб в южно-русской и украинской кухне. В Центральной России и на севере основное название — «кулич», а пасхой называют блюдо из творога в виде усечённой пирамидки. У болгар, молдаван и румын обрядовый хлеб называется «козунак» и готовится как на Пасху, так и на Рождество.

Традиционно как на украинском, молдавском и цыганском языках, так и на южном диалекте русского языка, пасхальный хлебец именуется паской. Соответственно песочные формочки называются пасочками или пасками, а не куличиками как в русских диалектах. Паски обычно выпекают для каждого члена семьи, разных размеров, и обязательно одну большую — для всех. Украшают её узорами из теста — двойными крестами, решётками, веночками. Этим украинская паска отличается от русского кулича, который не украшают узорами, а просто заливают белой сахарной глазурью и посыпают разноцветным «пшеном».

Для выпекания паски используют специальные формы — пасковники

(укр. пасківники). В наши дни используют и обычные кастрюли, а также жестяные банки из под консервов (хорошо подходят банки из под ананасов, там нет пластика). Пасковники смазывают смальцом (вытопленным нутряным свиным салом) или сливочным маслом, если печь в банке из под консервов — то ее выкладывают листиками белой бумаги и мастят маслом, потом емкость на треть наполняют тестом и дают «подойти». Еще паски разукрашивают узорами из теста, «шишечками». Паску ставят в печь и вынимают из неё, произнося молитву. Желательно, чтобы при выпекании паски на кухне была тишина, а к печи подходило как можно меньше людей.

Паску нельзя печь в Страстную пятницу.

Сами паски пекут так: делают опару [1] на молоке, к опаре добавляют муку и яйца и месят тесто. В тесто кладут имбирь: жёлтый — для «красоты», белый — для «запаха». Добавляют также настойку на шафране. Тесто кладут в высокие формы, а сверху налепляют крест из теста и «шишечки». Формы ставят на некоторое время в тёплое место, чтобы тесто поднялось, потом — в растопленную печь. Паски пекут всегда из белой пшеничной муки и только один раз в год — на Пасху.

Готовность паски проверяют, осторожно воткнув в неё тоненькую деревянную палочку: если она остаётся сухой, то паска готова. Чтобы верх паски не подгорел, можно, когда он достаточно подрумянился, положить на него смоченный в воде лист бумаги.

Есть паску можно только после её освящения в церкви, пробовать её до этого считается грехом. Даже хозяйка, вынимая паску из печи, не разламывает и не пробует её, так как это является грубым нарушением традиции.

В Галиции и Закарпатье паску пекут в виде круглого хлеба с особым орнаментом сверху: жаворонок со сложенными в форме восьмёрки крыльями, геометрический колос, «бараньи рожки» и цветы.

Источники

  • Олекса Воропай Звичаї нашого народу. — Мюнхен: Українське видавництво, 1958—1966.

Примечания

Ссылки

См. также

Пасха — что это за праздник, когда отмечается, традиции

Пасха — это религиозный праздник.

Его ещё называют Светлое Христово Воскресение. Потому что в этот день воскрес Иисус Христос.

Именно поэтому верующие поздравляют друг друга словами «Христос воскресе!». А в ответ слышат «Воистину воскресе!».

Когда отмечают Пасху?

Дата Пасхи каждый год разная. Потому что она высчитывается расчётным путём и зависит от полнолуния.

Причём под полнолунием имеют в виду не явление, когда на небе полная луна. А именно рассчитанную дату.

Так, Пасху отмечают после весеннего равноденствия в первое воскресенье после полной луны.

Православная и католическая Пасха

Католики и православные отмечают Пасху в разные дни. Разница в расчёте даты полнолуния. Церкви используют разные календари.

Способ расчёта даты Пасхи называется пасхалией. Католики используют григорианскую пасхалию. А православные — александрийскую (основана на юлианском календаре).

Связано это с тем, что Католическая церковь (Западная церковь) перешла на новый, григорианский, календарь (в 1582 году). В то время как Православная церковь (Восточная) отказалась его принимать и продолжила использовать юлианский.

Позже в 1918 году на государственном уровне в России был принят григорианский календарь. Но Восточная церковь по-прежнему ведет отсчет по юлианскому.

Так и выходит, что одни высчитывают дату полнолуния, а следовательно и Пасхи, по григорианскому календарю, а другие — по юлианскому.

Католическая Пасха всегда раньше православной. Иногда, впрочем, даты совпадают.

История Пасхи

Пасха упоминается в Библии.

В Ветхом завете Пасхой (от др.-евр. pesah — «прохождение») назывался день, когда евреям под предводительством Моисея удалось выбраться из Египта.

В Новом Завете Пасха получает новое значение. В нём описано пасхальное жертвоприношение Иисуса и его воскрешение (в воскресенье).

С того дня Иисус представляет собой пасхального агнеца, то есть ягнёнка, которого приносили в жертву Богу.

Иисус воплотил собой эту жертву и придал новое значение отношению между Богом и людьми. Грехи человеческие были смыты.

Традиции Пасхи

В разных странах есть свои особые пасхальные традиции. Отметим основные из них.

Пасхальная служба

В России в ночь с субботы на воскресенье проводится Пасхальное богослужение с Крёстным ходом и пением молитв.

Пасхальные блюда

На Пасху принято красить вареные яйца. Крашеные яйца ещё называют крашенками.

Также верующие пекут куличи. Это специальный хлеб, который готовят только на Пасху. Он похож по вкусу на кекс, бывает с изюмом или курагой. Сверху может быть украшен глазурью.

пасха кулич яйцаПасхальный кулич и яйца, которые готовят ко дню Светлого Христово Воскресения.

Другим важным пасхальным блюдом является пасха

. Её готовят из творога, внутрь добавляют орехи и сухофрукты.

На пасхе помещают буквы Х и В, что означает «Христос воскрес».

пасха блюдоТворожное пасхальное блюдо, которое так и называют — пасха.

Освящение пасхальных блюд

В субботу перед Пасхой верующие приносят в церковь пасхальные куличи, крашенки и пасху для освящения святой водой.

Освятить кушанья — значит посвятить их Богу в знак приближения к нему и выражения признательности.

Читайте про Православие и Рождество.

Паска — Википедия. Что такое Паска

Паска (пасха, укр. паска) — пасхальный хлеб в южно-русской и украинской кухне

[1][2]. В Центральной России и на севере основное название — «кулич», а пасхой называют блюдо из творога в виде усечённой пирамидки.

Слово паска в украинском языке, а также в русском языке жителей Украины и юга России используется для обозначения любого пасхального хлеба, аналогично русскому «кулич»[3], а также, с обязательным уточнением «сирна», для творожной пасхи. Настоящая статья посвящена украинским традициям пасхальной выпечки.

При этом современные украинские паски по своему рецепту[4] могут быть неотличимы от современного российского кулича.

Традиции

Традиционно как на украинском, молдавском и цыганском языках, так и на южном диалекте русского языка, пасхальный хлебец именуется паской. Соответственно песочные формочки называются пасочками или пасками, а не куличиками как в северно-русских диалектах. Паски обычно выпекают для каждого члена семьи, разных размеров, и обязательно одну большую — для всех. Украшают её узорами из теста — двойными крестами, решётками, веночками.

Для выпекания паски используют специальные формы — пасковники (укр. пасківники). В наши дни используют и обычные кастрюли, а также жестяные банки из-под консервов и одноразовые бумажные формы. Пасковники смазывают смальцом (вытопленным нутряным свиным салом) или сливочным маслом, если пекут в банке из под консервов — то её выкладывают листиками белой бумаги и смазывают маслом, потом ёмкость на треть наполняют тестом и дают «подойти». Также паски разукрашивают узорами из теста, «шишечками». Паску ставят в печь и вынимают из неё, произнося молитву. Считается, что при выпекании паски на кухне должна была тишина, а к печи, не должен никто подходить, кроме хозяйки.

Сами паски пекут так: делают опару на молоке, к опаре добавляют муку и яйца и месят тесто. В тесто кладут имбирь: жёлтый — для «красоты», белый — для «запаха». Добавляют также настойку на шафране. Тесто кладут в высокие формы, а сверху украшают крестом из теста и «шишечками». Формы ставят на некоторое время в тёплое место, чтобы тесто поднялось, потом — в растопленную печь. Паски пекут всегда из белой пшеничной муки и только один раз в год — на Пасху. Готовность паски проверяют, осторожно воткнув в неё тоненькую деревянную палочку: если она остаётся сухой, то паска готова. Чтобы верх паски не подгорел, можно, когда он достаточно подрумянился, положить на него смоченный в воде лист бумаги.

Есть паску принято только после освящения в храме. Даже хозяйка, вынимая паску из печи, не разламывает и не пробует её, так как это является грубым нарушением традиции.

В Галиции и Закарпатье паску пекут в виде круглого хлеба с особым орнаментом сверху: жаворонок со сложенными в форме восьмёрки крыльями, геометрический колос, «бараньи рожки» и цветы.

Иллюстрации

  • Традиционные украинские паски, 2014 год.

  • Угощение паской солдат.

  • Паски (куличи) в супермаркете Киева, 2011 год.

  • Паски (куличи) на Феофановском рынке Киева, 2011 год.

  • Обычные и шоколадные паски (куличи)

  • Щоколадные паски (куличи)

См. также

Примечания

Литература

  • Олекса Воропай. Звичаї нашого народу. — Мюнхен: Українське видавництво, 1958—1966.

Ссылки

Паска — Вікіпедія

У Вікіпедії є статті про інші значення цього терміна: Паска. Традиційні українські Паски з «трипільською» писанкою та вербою

Па́ска — обрядовий здобний великодній хліб, поширений в Україні, ареалах розселення українців та в деяких інших народів.

Зазвичай випікають кілька пасок різних розмірів, часом для кожного члена родини, і одну велику для всіх.

Для випікання пасок є спеціальні форми — керамічні пасківники (зараз використовують і звичайні каструлі). Пасківники змащують смальцем або вершковим маслом, на третину наповнюють тістом і дають йому «підійти». Потім оздоблюють прикрасами з тіста. Садовлять паску і виймають її з печі з молитвою. Бажано, щоб під час випікання пасок на кухні панували тиша і спокій, щоб до плити підходило якомога менше людей, не гупали двері й не брязкотів посуд.

Раніше процес приготування паски займав цілу добу. Так, у середу ввечері готували опару для паски. Яйця завчасно вбивали в окремий посуд і залишали трохи постояти. Тоді жовтки червоніли і паска була жовтішою. Замішану опару ставили на ніч у тепле місце, а вночі прокидалися й дивилися, чи досить вона тепла, чи гарно росте. Зазвичай, ставили на лежаки.[1]

«Якщо ті були надто гарячі, то підставляли брусочки, аби опара не підварилась. А вже вранці в Чистий четвер до опари додавали борошно і замішували тісто. Протягом всього року завжди залишали для пасок найкраще борошно. Замісивши, тісто лишали на 4-6 годин рости. Потім вже з готового тіста виробляли паски у циліндричних формах, знову лишали їх ще на 2-3 години доростати. У той же час розтоплювали піч і ставили пекти паску приблизно на 40-50 хвилин».[1]

Сьогодні випікання паски займає значно менше часу. Достатньо в середу звечора замісити тісто, розвівши в магазинних дріжджах, і покласти його в тепло, аби на ранок, щойно прокинувшись, можна було одразу замішувати паски й ставити їх до печі[1].

Паски печуть заздалегідь: у середу, четвер або суботу вранці. Як тільки господині посадять паски в піч і загнітять їх свяченою вербою, вони йдуть на город і садять розсаду — «щоб капуста була здорова, як паска». Паски в печі вони накривають хусточками, які потім зберігаються і, як треба, вживаються на підкурювання від бешихи. Якщо верх паски западе або вона виявиться порожня всередині, то це віщує нещастя — хтось, кажуть, помре в цьому році. Самі ж паски пеклися так: робили опару на молоці, до опари додавали борошна та яєць і місили тісто. До тіста клали імбир: жовтий і білий; жовтий — для «краси», а білий — для «духу». Додавали ще настоянки на шафрані. Виробляючи паски, клали їх у високі форми, а зверху накладали хрест із тіста і «шишки». На якийсь час ці форми з пасками ставили в тепле місце — «щоб паски посходили». Коли паски вже посходили, їх садовили в напалену піч. Паски пекли завжди з білого пшеничного борошна і тільки один раз на рік — на Великдень.

Поки замішане для паски тісто росте, його накривають рушником, і зверху у вигляді хреста ставлять свячену напередодні в неділю вербу. А перед тим, як покласти паску пекти, у форму складуть навхрест два колоски освяченої на останню Трійцю пшениці. Існує також переконання, що якщо до оселі, коли господиня вийматиме з печі паску, зайде хтось чужий — то поганий знак[1].

Готовність паски перевіряють, обережно встромивши в неї тоненьку трісочку: якщо вона суха — паска готова. Аби верх паски не підгорів, можна (коли він достатньо підрум’яниться) покласти на нього змочений у воді кружечок паперу.

Особливим різновидом є сирна паска — спресована у формі обрізаної піраміди, що символізує гріб Господній, та з літерами «ХВ» (Христос Воскрес), що має означати перемогу Христа над смертю та його Світле Воскресіння.

  • Паски в магазині Києва, 2011 рік.

  • Готові паски на ринкових полицях, Київ, 2011 рік.

  • Сучасні домашні паски і крашанки.

Рецепт класичної паски

Від Анни Лях із Закарпаття

Приготування
  1. Спершу розводимо дріжджі в молоці. Коли дріжджі підійдуть, розмішуємо і додаємо всі інші інгредієнти. Замішане тісто лишаємо киснути десь на 2 години.
  2. У цей час замішуємо трохи білків та борошна з водою. З цього тіста виготовляємо різні прикраси для паски.
  3. Коли тісто підросте, паски ставлять у форми, приліплюють зроблені візерунки і ставлять у пічку.
Поради

Аби паска була золотистого кольору, вийнявши з печі, її потрібно змазати жовтком, збитим із цукром, і покласти ще на 5 хвилин у піч.

Рецепт вареної сирної паски

Від дружини о. Василя — Марії.

Приготування
  1. Сир (бажано домашній) потрібно збити міксером до кремової маси. Окремо збивайте масло і додаєте до сиру.
  2. Окремо треба розтирати жовтки і півсклянки цукру. В іншій посудині треба збити білки та залишок цукрового піску.
  3. Потім змішуємо акуратно всі інгредієнти і додаємо ванілін. В емальованому посуді все це варимо на тихенькому огні, весь час помішуючи і не доводячи до кипіння.
  4. Але щойно з’явиться бодай один пухирець — треба одразу вимкнути. Краще недоварити, аніж переварити паску.
  5. Зваривши, залишаємо її холонути. Після готову паску пресують у спеціальній деревяній або пластмасовій формі. Якщо немає форми — можна просто зцідити у марлі над чистою каструлькою і подавати в десертних мисочках.

Зберігається така паска близько тижня.

Традиції випікання пасок[ред. | ред. код]

Давні традиції[ред. | ред. код]

Існує переконання, що традиція пекти паски походить ще з дохристиянських часів. Однак настоятель Іоанно-Богословського храму на Одещині отець Василь розповідає, що традицію освячувати хліб під час великодньої Літургії започаткували ще апостоли. На знак незримої присутності серед них Спасителя вони залишали за столом під час трапези вільне місце і клали перед ним хліб (грецькою — «артос»). Паска — це і є домашній еквівалент артоса, що досі залишається одним із найдавніших символів Воскресіння Христового[1].

Хоча в Святому Писанні, в Біблії не існує згадки про те, що апостоли освячували хліб під час Господньої вечері, до неї або після. Хліб готувався прісним, згідно рецепту, який Бог повелів свому народу. В біблійній книзі Вихід зазначено: «Отже, не їжте нічого, приготованого на заквасці. В усіх ваших домах ви будете їсти тільки прісний хліб» (Вихід 12:17-20). Хто споживав заквашений хліб — карався смертю. Логічно, що Ісус, як слухняний Богу Син, не міг порушити Божий наказ. Тому, під час святкування Пасхи, був «тільки прісний хліб». Звичай використовувати заквашений хліб, під час святкування Господньої вечері, з’явився століттями пізніше, після смерті апостолів Ісуса Христа, коли в християнство закралися звичаї язичників.

Паски пекли трьох видів:

  • жовту паску — її святили і споживали в Неділю, паска Сонцю
  • білу паску — з нею ходили на кладовище на Проводи, паска душам померлих родичів
  • чорну паску — житній хліб, її українці їли щодня, паска господарям та родичам

Регіональні особливості пов’язані з випіканням пасок[ред. | ред. код]

У Західній Україні щодо печення паски існує такий звичай: «В п’ятницю над вечором розчиняють тісто на паску. В суботу рано саджає ґаздиня до печі з того тіста паляницю. Коли вже спечеться виймає, всі в хижі кусають по кусникові; як прийде хто чужий до хижі, дають куштувати, а навіть до сусідів несуть. Відтак саджає ґазда на широкій лопаті, нароком під паску зладженій, паску до печі, а також пасчину посестру, робить лопатою хрест на повалі, а далі злегка ударює нею кожного челядника по голові і йде до стайні й ударяє кожну худобину».

У Галичині та на Закарпатті паски печуть переважно у вигляді круглого хліба з спеціальним орнаментом зверху: жайворонок у традиційному вигляді, зі складеними «вісімкою» крильми, мотив геометричного колоса, «баранячі ріжки» та квіти.

До першої половини ХХ століття паски в Україні, Росії та Білорусі були подовими і випікалися без форми. Такі паски-короваї нагадували паляниці і не мали глазурного покриття згори, натомість прикрашалися фігурами з тіста, зокрема хрестами.

Така форма зафіксована тогочасним живописом. Приземкуваті паски зображені на картинах «Пасхальная заутреня в Малороссии» Миколи Пимоненка (1891), «Молебен на Пасхе» (1887) Володимира Маковського, «Пасхальное угощение» Журавльова, «С заутреней» Івана Владимирова тощо.

Зміна побуту у ХХ столітті, зокрема урбанізація, зробила подове випікання незручним. Водночас у широкому продажу з’явилися ромові баби, що стали головною альтернативою в умовах радянського державного атеїзму, коли неможливо придбати готові паски.[2]

Раніше вважалося, що їсти паску до освячення — гріх. Навіть господиня, що готувала паску, ніколи її не розломувала і не пробувала.

Святити паску ходили дуже рано в неділю. Звечора готувалися — готували корзинку, в яку клали крім паски ще крашанки та інші наїдки. Корзинку закривали вишиваними рушниками. В ту ніч у церкві правили всенощну Великодню Службу Божу. Прийшовши до церкви, ставали в ряд, корзини ставили додолу. Свічки ставили в корзинку і запалювали від сусідів. Стояли і чекали на свячення від священника.

Вважали, що треба, що священник окропив не тільки паску в корзинці, а й обов’язково і тих, хто прийшов святити.

Після церкви йшли додому, будили родичів, якщо вони спали, вигукуючи «Христос Воскрес!». Ті відповідали «Воїстину Воскрес!». Потім разом йшли розговлятися (снідати свяченою їжею). Обов’язково треба було починати трапезу із чогось сяченого.

Після 2000-них у містах України святять паски не тільки зранку, а й кількома заходами аж до обіду, щоб встигли всі бажаючі, а не тільки ті, хто рано встає.

Відповідники в інших культурах[ред. | ред. код]

Подібними до української паски стравами у сусідніх культурах є:

  • куліч (рос. кулич) — Великодній хліб у Росії;
  • паска (рум. Pască) — традиційна румунська випічка, що складається з яєць, свіжого сиру, родзинок і цукру, яку особливо часто готують на Великдень;
  • козонак (болг. Козунак, рум. Cozonac) — традиційний болгарський та румунський пиріг, який готують на Різдво та Великдень;
  • мазурки (пол. Mazurek) — традиційне польське Великоднє печиво.

Обсуждение:Паска — Википедия

Надо добавить в статью[править код]

Олекса Воропай Звичаї нашого народу. — Надо дать издательство, место издания, год, (количество страниц (?)) Russianname 09:16, 25 сентября 2006 (UTC)

Изображение надо поменять, например, на изображение пасок с украинского варианта страницы (если не сложно, то также вставить его в немецкую, финскую и другие статьи где присутствует данное изображение). Потому что на фотографии не паска, а непонятно что за сухарь, украинская хозяйка постеснялась бы такое в церковь нести.

93.180.212.39 12:27, 19 апреля 2009 (UTC) Виталий Ермистов

Необходимо указать, что «паска» ритуально замещает искупительную жертву и является эквивалентом еврейской «мацы» Ветхого Завета. Также добавить, что замена в ритуале пресного теста на дрожжевое неисследована.

Также неисследована причина подмены в Центральной России (Московской Руси) пасхального хлеба изделием из творога («сырная пасха»).

Как знак великого достижения цивилизации изобретение дрожжевого хлеба сохранено английским титулом «леди» — хозяйка дома, владеющая секретом выпечки дрожжевого хлеба. А. Пономарев 91.192.20.51 04:52, 17 января 2011 (UTC)

Паска и Страстная Пятница?[править код]

Может кто-то найти либо подтверждение либо опровержение этого мнения: Само мнение существует, google его знает 🙂 —green_fr 09:24, 9 апреля 2010 (UTC)

Паску нельзя печь в Страстную пятницу

Автор сообщения: Ирина 91.90.10.231 06:29, 1 апреля 2010 (UTC)

В Болгарии никто не печет козунак на Рождество, нелепость какая-то. SuperKukumicin 17:07, 21 апреля 2014 (UTC)

  • Да нету такого!! Сорок лет как болгарка и ни разу не слышала о таком. Совсем другой хлеб на Рождество, не сладкий! SuperKukumicin (обс) 09:16, 3 октября 2014 (UTC)

Языческое происхождение, фаллический символ[править код]

А почему нет никаких упоминаний о возможных(?) языческий корнях? Все эти аналогии с фаллосом, праздником плодородия, и т.д. 158.181.234.142 07:08, 12 апреля 2015 (UTC) Дмитрий С

Потому что ВП:МАРГ и полное отстутствие ВП:АИ. Klangtao 15:00, 12 апреля 2015 (UTC)

В другой статье в настоящее время говорится о том, что паска — то же, что и кулич.

В украинском языке для обозначения кулича используется название паска

Источники указаны в цитируемой статье. С уважением, NN21 08:53, 24 мая 2016 (UTC)

Согласно определению той статьи, «кулич» это не блюдо, а русское название пасхального хлеба. То есть относться оно может хоть к козунакам. Аналогично и паской на Украине по-украински и по-русски называют любой пасхальный хлеб. Но данная статья посвящена именно украинской паске — без глазури и с украшениями из теста, которая по происхождению ближе не к куличу, а к караваю. —Klangtao (обс) 10:46, 29 августа 2016 (UTC)
Интересное мнение. Если я Вас правильно понял, существует три разных вида блюд: собственно «кулич», «паска» которая схожа с куличом и «паска», которая суть отдельное блюдо, не имеющая ничего общего с куличом. Я Вас правильно понял? Если да — есть ли освещение сказанного в независимых авторитетных источниках или это просто Ваше личное мнение?—Visible Light (обс) 17:01, 29 августа 2016 (UTC)
  • Мнение, конечно же, интересное, но подтверждающих источников либо нет, либо их тщательно скрывают… Иначе почему они до сих пор не предъявлены? Прошу также обратить внимание на то, что на двух из трех иллюстрациях, приведённых в статье, присутствуют хлебобулочные изделия с глазурью (см. самую первую иллюстрацию и ту, под которой подпись — «Угощение паской солдат»). С уважением, NN21 (обс) 17:57, 29 августа 2016 (UTC)
Типичное ВП:НЕСЛЫШУ. Внимательно читаем статью. И да, современный советский «кекс весенний» не имеет ничего общего ни по форме, ни по рецептуре ни с традиционным русским куличом (с греческого — «круглый хлеб», в то время как современная форма — подражание церковному артосу, то есть высокой просфоре), ни с традиционной украинской паской. Это не «мнение», а факт, освещённый в любом авторитетном источнике. Фотографии с глазурью демонстрируют вид современных пасок, неотличимых от современных куличей, с традиционными куличами имеющими так же мало общего (глазурь и карамельки — выдумка российских кондитеров XIX века, всяких там Ландриных и Абрикосовых). Изучите историю вопроса, прежде чем возвращать неконструктивные правки, граничащие с ВП:Вандализм. —Klangtao (обс) 13:00, 30 августа 2016 (UTC)
  • Коллега, я, похоже, не совсем понимаю, что Вы имеете в виду. Возможно, это связано с тем, что на сей момент определение кулича в Википедии таково:

    Кули́ч (из ср.-греч. κουλλίκι(ον) от κόλλιξ «хлеб круглой или овальной формы») — русское название пасхального хлеба. У восточных славян праздничный хлеб был круглый и высокий, сверху на нём делались украшения из теста. Цилиндрическая форма кулича связана с церковной практикой выпекать артос.

Обратите внимание, что «украшения из теста» на куличах в прошлом, согласно этой информации, были свойственны восточным славянам в целом. С уважением, NN21 (обс) 20:15, 2 сентября 2016 (UTC)
  • В случае желания продолжить обсуждение прошу пожаловать сюда. С уважением, NN21 (обс) 20:48, 4 сентября 2016 (UTC)

В Нижегородской области паской называют творожное блюдо. Вообще, в русской традиции есть понятие сырой и запеченной пасхи. Женя Логинов

Вот что сообщает словарь Даляь:

Кулич … пасхальный хлеб; на юге, пасха …

Пасха … Великорусск. освящённая стопочка сыру, творог, коим разгавливаются в сей день; а млрс. кулич, освящённый для той же цели, коровай.

Таким образом, паска (или, в орфографии Даля, пасха) — это южнорусское или малороссийское название кулича. В русском языке как таковом (= великорусск. язык у Даля) пасха (блюдо) бывает только творожная. С уважением, NN21 (обс.) 02:16, 8 апреля 2018 (UTC)

Пасха — это… Что такое Пасха?

Но наша Пасха — Христос (1Кор.5:7 ), умерший и воскресший для нашего оправдания. Слава Ему! Существуют различные мнения о дне, в который Господь совершил Свою последнюю Пасху (вечерю) со Своими учениками. По синоптическим Евангелиям может показаться, что это произошло вечером 14 Нисана (точнее — в начале 15-го, в первый день опресноков) (Мат.26:17 ; Мар.14:12 ; Лук.22:7 ). В этом случае Он был схвачен, судим и распят в самый праздник, чего начальники иудейские не хотели допустить (Мат.26:3 -5). Они либо нарушили это свое решение, либо последняя вечеря произошла в другой день. По Лук.23:54 ; Иоан.18:28 ,39; Иоан.19:14 день суда и казни Иисуса падает на пятницу перед Пасхой, следовательно, вечеря по всей вероятности состоялась накануне — 13 Нисана, в четверг. В Исх.12:10 сказано: «оставшееся… сожгите на огне». Но если Пасха совпадает с пятницей, а первый день опресноков — с субботой, то по Исх.35:3 огня зажигать нельзя и тогда сжечь оставшееся невозможно. В этом случае, видимо, Пасху можно было есть в четверг 13 Нисана. Возможно также, это была просто предпасхальная вечеря (ужин) Иисуса с Его учениками (Иоан.13:1 -2,29), на котором Он дал им Свои последние наставления и молился о них (Иоан.13 — 17). Ибо съедать пасхального агнца нужно было торопливо, с посохами в руках и обувью на ногах (Исх.12:11 ), на этой же вечери Иисус и Его ученики неторопливо возлежали (Мат.26:20 ; Мар.14:18 ; Лук.22:14 ; Иоан.13:4 ,12).Современный праздник Пасхи, в который празднуется воскресение из мертвых Иисуса Христа, отмечается в западных и восточных церквах в один и тот же день только раз в три года, а в другие годы с разницей в одну или пять недель. Это происходит оттого, что дату праздника на западе и на востоке определяют по различным сложным эмпирическим формулам или таблицам, смысл которых теперь мало понятен. Во 2 в. разгорелись особенно сильные споры по поводу точной и общей даты этого праздника. 1-й Вселенский собор в Никее в 325 г. постановил праздновать Пасху всем в первое воскресенье после весеннего равноденствия и следующего за ним новолуния. Но это решение так и не было осуществлено. Еврейская Пасха фактически также была подвижным праздником относительно годичных сезонных изменений. Это объясняется тем, что еврейский год был лунным и, примерно, каждые три года к нему добавлялся високосный месяц Ве-Адар. (см. месяцы, праздники)

ПАСХА — это… Что такое ПАСХА?

  • ПАСХА — (греч. pascha, от евр. passah переход) 1) праздник евреев, в память выхода из Египта. 2) у христиан праздник, установленный в память воскресения Иисуса Христа. 3) стопа творогу, освящаемая у ранней обедни, на Пасху, и употребляемая для… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Пасха — I. Пасха главный христианский Праздник, в честь воскресенияИ. Христа. Он существовал уже при апостолах и первоначально был посвященвоспоминанию смерти И. Христа, почему сначала на всем Востоке совершался14 го дня месяца нисана, в день… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Пасха — стопочка творогу, которой разгавливаются въ день Пасхи. Ср. Пасха свѣтлое Христово воскресеніе, празднество христіанъ въ память возстанія отъ мертвыхъ Спасителя. Ср. Pâques (pascal, пасхальный), пасха у Христіанъ святая недѣля. Ср. Paque пасха у… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • пасха —      Величайший религиозный праздник православного народа и одновременно название ритуального одноименного блюда, приготовляемого целиком из творога. По сути дела, пасха это творожная масса в виде усеченной пирамиды: символ Гроба Господня. Для… …   Кулинарный словарь

  • Пасха —  Пасха  ♦ Paques    В написании со строчной буквы – еврейский праздник, увековечивший исход из Египта. Пасха с прописной буквы – христианский праздник, славящий воскресение Христа. Ален называл Пасху языческим праздником, поскольку, по его мнению …   Философский словарь Спонвиля

  • ПАСХА — ПАСХА, пасхи, жен. (др. евр. pesah, букв. переход). 1. только ед. Весенний религиозный праздник у евреев, посвященный легендарному выходу евреев из Египта и избавлению от египетского рабства. Еврейская пасха. 2. только ед. Христианский праздник,… …   Толковый словарь Ушакова

  • ПАСХА — (греческое pascha, от древнееврейского песах, буквально происхождение), иудейский и христианские праздники. В иудаизме отмечается в честь исхода евреев из Египта, в празднование Пасхи привносится идея ожидания Мессии. В христианстве праздник в… …   Современная энциклопедия

  • ПАСХА — (греч. pascha от древнеевр. песах, букв. прохождение), весенний иудейский и христианский праздник. В иудаизме отмечается в честь исхода евреев из Египта, в празднование Пасхи привносится идея ожидания мессии. В христианстве праздник связан с… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПАСХА — жен. празднество иудеев, в память исхода их из Египта. | Агнец, закалаемый и съедаемый Иудеями в празднество это. | Ежегодное торжество христиан, в память восстания от мертвых Спасителя; светлое Христово воскресенье, святая, святая неделя. |… …   Толковый словарь Даля

  • пасха — воскресение, прохождение, праздник, христов день, светлое (Христово) воскресенье Словарь русских синонимов. пасха сущ., кол во синонимов: 7 • воскресение (9) • …   Словарь синонимов

  • Пасха — иудейский и христианский праздник. В иудаизме отмечается в честь исхода евреев из Египта, в празднование Пасхи привносится идея ожидания Мессии. В христианстве праздник в честь Воскресения Иисуса Христа (главный праздник в православии).… …   Исторический словарь

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *