Самые знаменитые женщины-телеведущие СССР — Рамблер/кино
Поэтому дикторов и ведущих многие воспринимали чуть ли не членами семьи. Сегодня мы расскажем про самых известных женщин этой профессии в СССР.
1. Нина Кондратова
Первый диктор и одна из основательниц советской дикторской школы. Работала на ТВ с самых первых лет организации вещания. Долгое время на ЦТ было всего три женщины-ведущих: Кондратова, Леонтьева и рано ушедшая из жизни Чепурнова. В 50-х основное соперничество за популярность среди зрителей шло между первыми двумя и «официальным» лидером считалась именно Кондратова.
Зачастую ей поручали вести премьеры, от вечерних новостей до «Спокойной ночи, малыши». О степени популярности говорит хотя бы реакция зрителей на трагедию, которая произошла с Кондратовой. Во время записи программы на ВДНХ ей выколол глаз бык. Информацию о ЧП тщательно скрывали. Несмотря на это, Шаболовку просто завалили письмами в ее поддержку. Позднее Кондратова стала учить молодых телеведущих мастерству.
2. Валентина Леонтьева
Самая востребованная и разноплановая телеведущая советских времен. Леонтьева тоже из первого состава дикторов, на телевидении она с 1954 года и с небольшими перерывами проработала там до начала 90-х. Уже в конце 50-х она стала безумно известной и популярной. Самое поразительное, что долгое время она почти не появлялась в официальных эфирах.
Леонтьева вела «Голубые огоньки», праздничные трансляции, множество детских передач, прежде всего «Спокойной ночи, малыши» и «В гостях у сказки». Настоящими всесоюзными хитами в свое время стали «Умелые руки» и «От всей души». Последний проект был уникален для Советского Союза: снимался в разных городах и представлял из себя что-то среднее между концертом, ток-шоу и «Жди меня». Леонтьева стала одним из его создателей, на ней программа и держалась.
>> Ирина Алферова: первая красотка советского кино
3. Анна Шилова
Первая телезвезда СССР. Стала феноменально популярной в 1959, когда в эфир выпустили программу «Наш клуб». После нескольких преобразований передача превратилась в знаменитый «Голубой огонек» и во многом ее успех был обусловлен не только форматом, но и личностями основных ведущих — Шиловой и Кириллова. Дуэт был настолько гармоничным, что большинство советских граждан были искренне уверены, что они супруги.
Шилову отличало удивительное обаяние, умение импровизировать, что было очень важно вначале, так как многие передачи шли в прямом эфире, и очень выразительный голос, по которому ее часто узнавали. Была первой ведущей «Песни года», вела «Время» и принимала участие в других программах.
4. Нонна Бодрова
Диктор, чей стиль ведения официальных программ стал эталонным. В советское время требования к дикторам были очень высокие, а отбор ЦТ был не менее строгим, чем у будущих космонавтов. Строгость объяснялась не только идеологией. Первые ведущие, и Бодрова в том числе, очень высоко подняли планку в профессии и остальным пришлось соответствовать этим стандартам.
Телезрителям она запомнилась по программе «Время». Бодрова была первой ведущей и долгое время вместе с другой легендой, Игорем Кирилловым, рассказывала о главных новостях страны и мира. Бодрова была профессионалом, но выделялась она не только тем, что четко и на прекрасном русском читала текст с бумажки. У нее была своя особая интонация, которая прекрасно подходила для официальной информации.
_>>_ Катрин Денев: дневная красавица
5. Светлана Жильцова
Самая стильная и красивая ведущая на центральном телевидении в 60-х годах. В отличие от многих из первого набора, пришла на ТВ без актерского образования. Ее пригласили изначально благодаря знанию английского и направляли в основном на международные проекты. Однако в топ-дикторов она вошла, когда попала в мегапопулярный тогда КВН.
Один из немногих в стране, остросатирический проект шел в прямом эфире, от ведущих программы требовалось особое искусство вести передачу непринужденно, держать контакт с залом и при этом не допустить ничего крамольного, чтобы его не закрыли. Ни Масляков, ни Жильцова не были первыми, кого попробовали в нем в качестве ведущих, но в результате прижились именно они. После закрытия КВН Жильцова оставалась в первой обойме телеведущих и работала в программах «Время», «Утренняя почта», «Песня года», «Огонек» и многих других.
6. Анна Шатилова
Навсегда осталась официальным лицом праздничных мероприятий и новостей ЦТ. Шатилову приглашали вести трансляции парадов на Красной площади даже после развала СССР, когда подразделение дикторов было давно разогнано и сама профессия заметно изменилась. Почти весь своей стаж на Гостелерадио она заработала в новостях и развлекательных проектах, некоторое время учила жителей страны восходящего солнца русскому языку по телевизору.
В эфире Шатилова всегда была собранной и строгой, олицетворяя собой как бы весь советский строй. Так получалось, что именно она сообщала гражданам о важнейших событиях в СССР и мире, вроде убийства Кеннеди и изъятия из оборота 100-рублевых купюр. Поэтому ее часто даже называли главным диктором страны.
>> Татьяна Доронина: нежность
7. Юлия Белянчикова
Абсолютно нестандартная телеведущая для СССР. На первых кнопках, да и в региональных телецентрах, передачи вели в основном дикторы. Эта была особая каста. Изначально, чтобы попасть в их число, предполагалось актерское образование. Потом требования к специалистам смягчили. Они приходили молодыми и их долго готовили, прежде чем ввести в команду. Белянчикову же пригласили вообще со стороны.
Программа «Здоровье» шла уже несколько лет, когда руководство решило, что вести ее должен специалист-медик, а не журналист или диктор. И тогда пригласили действующего врача Белянчикову. В результате, в ее лице передача получила ведущую, которая могла на равных общаться с приглашенными врачами и перевести сложные термины на простой и понятный язык. Все это очень ценили миллионы телезрителей, которые вознесли «Здоровье» Белянчиковой в мегахиты советского ТВ.
8. Татьяна Черняева
Настоящая звезда «детского» вещания, хотя участвовала, по сути, в одном проекте — «АБВГДейке». В 1975 году на ЦТ решили создать программу, которая бы учила самых маленьких грамоте. Изначально собирались сделать некий аналог американской Sesame Street, но не удержались и существенно ее переработали. Непосредственно руководила этим процессом Татьяна Черняева. Она же в результате и стала ведущей.
Сложно сказать, рассматривались ли другие кандидатуры, но Черняева до сих пор ведет «АБВГДейку». За это время поменялось уже несколько составов актеров и авторов, корректировалась концепция, несколько раз программу закрывали и возрождали снова. И последнее удалось во многом благодаря самой Черняевой.
>> Софи Лорен: спасибо спагетти
9. Ангелина Вовк
Главный специалист по развлекательным проектам. По идее считалось, что дикторы Гостелерадио могли стать лицом любой программы, но некоторая специализация все же существовала. Вовк даже не старалась попасть в число ведущих самых престижных вечерних новостей. Она плохо видела, поэтому предпочитала не читать с бумажки, не могла долго не улыбаться и вообще любила смеяться. Такое легкомыслие совершенно не подходило для официоза.
Зато она идеально вписалась в детские и развлекательные программы: «Будильник», «Спокойной ночи, малыши», «Утренняя почта», «Музыкальный киоск», «Голубой огонек», концерты, фестивали и множество других проектов. Больше десяти лет стояла на сцене «Песни Года».
10. Татьяна Веденеева
Лицо советского телевидения на Западе. Уже в конце 70-х Гостелерадио начало активно сотрудничать с иностранными телекомпаниями и остро стал вопрос о «свежем лице» среди отечественных дикторов. К счастью руководителей ЦТ в 1978 году пришла Веденеева. Она и стала телеведущей, которая органично смотрелась не только в СССР, но и в капстранах.
В то время как внутри страны ее пускали в эфир в основном с программами «Спокойной ночи, малыши» и «Будильник», «на экспорт» она работала куда более активно. Например, вела день СССР на французском TF-1, представляла страну в австрийско-советском «Музыкальном подворье», была героиней многосерийного фильма о Москве британского телеканала BBC. В СССР стала звездой после участия в программе «Доброе утро» — одном из самых первых перестроечных проектов.
Назад в СССР: самые знаменитые женщины-телеведущие
Телевизор для советских граждан был другом, окном в мир, источником информации и одним из главных развлечений. Поэтому дикторов и ведущих многие воспринимали чуть ли не членами семьи. Сегодня мы расскажем про самых известных женщин этой профессии в СССР.
Нина Кондратова
Первый диктор и одна из основательниц советской дикторской школы. Работала на ТВ с самых первых лет организации вещания. Долгое время на ЦТ было всего три женщины-ведущих: Кондратова, Леонтьева и рано ушедшая из жизни Чепурнова. В 50-х основное соперничество за популярность среди зрителей шло между первыми двумя и «официальным» лидером считалась именно Кондратова.
Зачастую ей поручали вести премьеры, от вечерних новостей до «Спокойной ночи, малыши». О степени популярности говорит хотя бы реакция зрителей на трагедию, которая произошла с Кондратовой. Во время записи программы на ВДНХ ей выколол глаз бык. Информацию о ЧП тщательно скрывали. Несмотря на это, Шаболовку просто завалили письмами в ее поддержку. Позднее Кондратова стала учить молодых телеведущих мастерству.
Валентина Леонтьева
Самая востребованная и разноплановая телеведущая советских времен. Леонтьева тоже из первого состава дикторов, на телевидении она с 1954 года и с небольшими перерывами проработала там до начала 90-х. Уже в конце 50-х она стала безумно известной и популярной. Самое поразительное, что долгое время она почти не появлялась в официальных эфирах.
Леонтьева вела «Голубые огоньки», праздничные трансляции, множество детских передач, прежде всего «Спокойной ночи, малыши» и «В гостях у сказки». Настоящими всесоюзными хитами в свое время стали «Умелые руки» и «От всей души». Последний проект был уникален для Советского Союза: снимался в разных городах и представлял из себя что-то среднее между концертом, ток-шоу и «Жди меня». Леонтьева стала одним из его создателей, на ней программа и держалась.
Анна Шилова
Первая телезвезда СССР. Стала феноменально популярной в 1959, когда в эфир выпустили программу «Наш клуб». После нескольких преобразований передача превратилась в знаменитый «Голубой огонек» и во многом ее успех был обусловлен не только форматом, но и личностями основных ведущих – Шиловой и Кириллова. Дуэт был настолько гармоничным, что большинство советских граждан были искренне уверены, что они супруги.
Шилову отличало удивительное обаяние, умение импровизировать, что было очень важно вначале, так как многие передачи шли в прямом эфире, и очень выразительный голос, по которому ее часто узнавали. Была первой ведущей «Песни года», вела «Время» и принимала участие в других программах.
Нонна Бодрова
Диктор, чей стиль ведения официальных программ стал эталонным. В советское время требования к дикторам были очень высокие, а отбор ЦТ был не менее строгим, чем у будущих космонавтов. Строгость объяснялась не только идеологией. Первые ведущие, и Бодрова в том числе, очень высоко подняли планку в профессии и остальным пришлось соответствовать этим стандартам.
Телезрителям она запомнилась по программе «Время». Бодрова была первой ведущей и долгое время вместе с другой легендой, Игорем Кирилловым, рассказывала о главных новостях страны и мира. Бодрова была профессионалом, но выделялась она не только тем, что четко и на прекрасном русском читала текст с бумажки. У нее была своя особая интонация, которая прекрасно подходила для официальной информации.
Светлана Жильцова
Самая стильная и красивая ведущая на центральном телевидении в 60-х годах. В отличие от многих из первого набора, пришла на ТВ без актерского образования. Ее пригласили изначально благодаря знанию английского и направляли в основном на международные проекты. Однако в топ-дикторов она вошла, когда попала в мегапопулярный тогда КВН.
Один из немногих в стране, остросатирический проект шел в прямом эфире, от ведущих программы требовалось особое искусство вести передачу непринужденно, держать контакт с залом и при этом не допустить ничего крамольного, чтобы его не закрыли. Ни Масляков, ни Жильцова не были первыми, кого попробовали в нем в качестве ведущих, но в результате прижились именно они. После закрытия КВН Жильцова оставалась в первой обойме телеведущих и работала в программах «Время», «Утренняя почта», «Песня года», «Огонек» и многих других.
Центральное телевидение СССР — Википедия
Центральное телевидение (ЦТ, Центральное телевидение СССР, ТВ СССР) — в широком смысле всё телевидение СССР вещавшее из Москвы, в узком смысле программная дирекция и тематические главные редакции Гостелерадио СССР осуществлявшие подготовку телевизионных передач.
Предыстория (1931—1939)[править | править код]
1 мая 1931 года состоялась первая в СССР экспериментальная телевизионная передача механического телевидения, без звука. 1 октября 1931 года Радиокомитет СССР на средних волнах запустил Телевидение имени Горького, вещавшее ежедневно со звуком по 30 минут в день, позднее — передачи 12 раз в месяц по 60 минут. В декабре 1933 года телевещание в Москве прекратилось, в связи с тем, что было признано более перспективным создание электронного телевидения. Однако так как промышленность ещё не освоила новую телевизионную аппаратуру, 11 февраля 1934 года передачи на средних волнах возобновились. 11 февраля 1934 года был создан Московский отдел телевидения Радиокомитета СССР. В 1938 году проходят экспериментальные телевизионные передачи электронного телевидения.
Московский телецентр (1939—1949)[править | править код]
10 марта 1939 года в рамках Всесоюзного радио был создан Московский телецентр (МТЦ), запустивший одноимённый телеканал на ультракоротких волнах, на котором присутствовали передачи и ленинградский телецентр. 1 апреля 1941 года МТЦ прекратило вещание на средних волнах[1]. После начала Великой Отечественной войны вещание было прекращено, возобновлено 7 мая 1945 года, с 15 декабря вещает регулярно. В декабре 1948 года Московский телецентр приостановил передачи на время реконструкции.
Московский отдел телевещания (1949—1951)[править | править код]
В 1949 году МТЦ был выведен из Радиокомитета СССР и перешёл в подчинение Министерству связи, однако за ним остались только технические функции, а производство передач перешло к Московскому отделу телевещания оставшемуся в составе Радиокомитета СССР, 16 июня 1949 года вещание было переведено в стандарт 625 строк.
Центральная студия телевидения (1951—1965)[править | править код]
22 марта 1951 года в составе Радиокомитета СССР была создана Центральная студия телевидения. С 1 января 1955 года Телевидение имени Горького вещает ежедневно. 14 февраля 1956 года Радиоуправление СССР запустило Московскую программу, Телевидение имени Горького стало называться I программа. 14 февраля 1956 года начались передачи II программы Центрального телевидения. Трансляции велись только в вечернее время и предназначались в основном для жителей Москвы и Московской области. 12 августа 1960 года МТЦ был передан Гостелерадио СССР, а Радиопередающая часть была преобразована в Московскую радиопередающую станцию телевидения (МРПСТ) Министерства связи СССР.
Центральное телевидение (1965—1991)[править | править код]
В 1965 году Центральная студия телевидения была упразднена, на базе её тематических редакций в непосредственном подчинении Гостелерадио СССР были созданы тематические главные редакции. Во второй половине 1950-х — первой половине 1960-х годов I программа стала вещать на всей европейской части территории СССР, а со 2 ноября 1967 года — на всей территории СССР. 29 марта 1965 года Гостелерадио СССР запустил — III (учебную) программу, а 4 ноября 1967 года IV программу, по которому в основном показывались повторы передач Первой программы, вещание обоих каналов охватывало Москву и Московскую область. С 1 октября 1967 года вещание I программы, а к 1 января вещание остальных программ было переведено в стандарт цветного телевидения SECAM.
25 января 1971 года в Москве начала вещание Техническая программа, которая использовалась как технический канал во время Олимпиады-80 и где транслировались Открытые чемпионаты Англии и Франции по теннису (уже в перестройку, без комментаторов и в полном объёме). В 1971 году Гостелерадио СССР запустило дубль I программы по системе «Орбита» («Орбита-1») для Урала, Средней Азии и часть Казахстана, учитывающая разницу часовых поясов (+2 часа от московского времени), а к 1 января 1976 года ЦТ также запустила ещё три дубля I программы («Орбита-2,-3,-4») специально для восточных территорий СССР с временным сдвигом +8, +6 и +4 часа. К 1 января 1978 года все программы и передачи Центрального Телевидения СССР перешли на цветное вещание
1 января 1982 года IV программа получила статус второй общесоюзной, была переведена на второй канал и стала называться Второй программой; бывшая вторая программа была переименована согласно тематике в Московскую и переведена на третий канал, её вещание осталось в Москве, Московской, Рязанской и Калининской областях; Образовательная программа была переведена с третьего на четвёртый канал. Также Гостелерадио СССР запустило четыре дубля II программы для восточных территорий («Дубль-1,-2,-3,-4»).
Телевидение «Останкино» (1991—1996)[править | править код]
26 декабря 1991 года стало последним днём вещания оставшихся трёх программ ЦТ. В связи с реорганизацией Всесоюзной ГТРК в телекомпанию «Останкино» «Первая программа ЦТ» получила название «1-й канал Останкино», «Московская программа ЦТ» — «МТК» (МТК), «Четвёртая программа ЦТ» — «4-й канал Останкино».
В начале 1992 года Студия московских программ телевидения была выделена из РГТРК «Останкино» в Российскую московскую государственную телерадиокомпанию «Москва» (РМТК «Москва»), в состав которой вошли Московский телевизионный канал (бывшая «Московская программа ЦТ») и «региональные окна» на «Радио России» в Москве и Московской области. 6 июля 1992 года утренний, дневной и большая часть вечернего эфира по будням были переданы созданному тогда же телеканалу «Российские университеты», специализирующемуся преимущественно на образовательных передачах, «4-й канал Останкино» стал выходить в эфир только с 22:00 по будням и с 9:00 по выходным дням, продолжая показывать преимущественно повторы программ «1-го канала Останкино» и развлекательные программы, кроме того «4-й канал Останкино» получил весь эфир на четвёртом канале в выходные. 17 января 1994 года утренний и дневной эфир четвёртого канала были переданы ВГТРК (которая вещала как канал Российские университеты), вечерний эфир — частной телекомпании НТВ. 1 апреля 1995 года «1-й канал Останкино» был передан Общественному российскому телевидению. Через некоторое время после упразднения РГТРК «Останкино» 12 октября 1995 года Дирекция программ телевидения «Останкино» была упразднена в течение 1996 года.
ЦТ СССР осуществляло эфирное телевещание по 12 программам, 8 из которых предназначались для отдалённых регионов страны с учётом поясного времени.
- «Первая программа ЦТ» — флагманский телеканал; информационный, общественно-политический и познавательно-развлекательный. Запущен 22 марта 1951 года. Основной канал вещал на Европейскую часть РСФСР и СССР; имелись 4 орбиты c учётом поясного времени:
- Орбита-1 — для Дальнего Востока;
- Орбита-2 — для Восточной Сибири;
- Орбита-3 — для Средней Азии и Западной Сибири;
- Орбита-4 — для Урала, Средней Азии и европейской части Казахстана;
- «Вторая программа ЦТ» — флагманский телеканал; информационный, общественно-политический и познавательно-развлекательный. Запущен 14 февраля 1956 года. В сетке вещания канала имелись унифицированные для всех союзно-республиканских Гостелерадио региональные окна. Основной канал вещал на Европейскую часть РСФСР и СССР; имелись 4 дубля c учётом поясного времени:
- Дубль-1 — для Дальнего Востока;
- Дубль-2 — для Восточной Сибири;
- Дубль-3 — для Средней Азии и Западной Сибири;
- Дубль-4 — для Урала, Средней Азии и европейской части Казахстана;
- «Московская программа ЦТ» — региональный телеканал; информационный, общественно-политический и познавательно-развлекательный. Запущен 29 марта 1965 года. Вещал на территории Москвы, а также в Московской, Рязанской и Тверской (Калининской) областях.
- «Четвёртая программа ЦТ» — образовательный и познавательно-развлекательный телеканал. Запущен 4 ноября 1967 года. Вещал на Европейскую часть РСФСР и СССР.
Помимо четырёх основных часть передач в Москве нерегулярно передавались по «Шестой программе ЦТ». Также на Европейскую часть РСФСР транслировались передачи по Ленинградской программе.
- с 1953 года до 16 мая 1957 года — Управление радиоинформации Министерства культуры СССР;
- 16 мая 1957 — 18 апреля 1962 года — Комитет по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР;
- 18 апреля 1962 — 9 октября 1962 года — Государственный комитет Совета Министров СССР по радиовещанию и телевидению;
- 9 октября 1965 — 12 июля 1970 года — Комитет по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР;
- 12 июля 1970 — 5 июля 1978 года — Союзно-республиканский Государственный комитет Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию;
- 5 июля 1978 — 7 марта 1991 года — Государственный комитет СССР по телевидению и радиовещанию;
- 7 марта — 27 декабря 1991 года — Всесоюзная государственная телерадиокомпания.
Генеральные директора[править | править код]
Директоры Центральной студии телевидения:
Заместители Председателя Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию, курировавшие Центральное телевидение:
Заместители Председателя Всесоюзной государственной телерадиокомпании, курировавшие Центральное телевидение:
Генеральные директора Центрального телевидения:
Генеральные директора Телевидения «Останкино»:
С 1988 года — Генеральная дирекция программ, с 1991 года — дирекция программ телевидения «Останкино», ликвидирована весной 1996 года.
Отделы: планирования, ретрансляций, выпуска, художественного оформления, дикторов[8]
Директоры:
Заместители директора:
Прямые трансляции[править | править код]
На Центральном телевидении Гостелерадио СССР проводились прямые трансляции первых телепередач, а также прямые трансляции, посвящённые:
Дикторы и телеведущие ЦТ[править | править код]
- Евгений Арбенин (вёл «Новости», «Время»)
- Наталья Андреева с 1982
- Н. Аниканова с 1962
- Николай Арсентьев с 1972
- Алишер Бадалов с 1990
- Виктор Балашов с 1947 (вёл «Голубые огоньки» «Новости», «Победители»)
- Владимир Березин с 1990 (вёл концерты, программу передач, затем перешёл на РТР)
- Нонна Бодрова (1928—2009), вела «Время»
- Мария Булгакова с 1960-х (она же Митрошина)
- Марина Бурцева с 1977 (вела «Время», Новости, программу передач)
- Борис Вассин с 1972 (вёл «Время», «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады», программу передач)
- Татьяна Веденеева 1977—1993 (вела «Спокойной ночи, малыши», «Будильник»)
- Лариса Вербицкая с 1986 (вела «120 минут», телеигру «Счастливый случай» в паре с Михаилом Марфиным, программу передач)
- Лев Викторов с 1960-х — 1970-х (вёл «Новости», программу передач: работал на Первом канале Останкино, 3 октября 1993 года объявил о прекращении эфира в связи с вооружённой осадой телецентра «Останкино»)
- Галина Власёнок с 1990
- Ангелина Вовк с 1967 (вела «Спокойной ночи, малыши», «Песню года» в паре с Евгением Меньшовым, программу передач)
- Дина Григорьева с 1975 (выпускница Московского государственного института культуры)
- Наталья Григорьева с 1988 (вела программу передач)
- Екатерина Гриценко с 1984
- Алла Данько с 1974 (выпускница Первого Московского мединститута вела «Время Москва», программу передач, Новости ЦТ, «Что означают ваши имена»)
- Галина Доровская (вела программу передач, «Телевизионное справочное бюро»)
- Геннадий Дубко (вёл программу передач, передачи из Москвы)
- Лариса Дыкина (ранее работала на Челябинском ТВ, после перехода на Центральное ТВ вела Новости, «Время Москва», «Московский телетайп», программу передач)
- Алексей Дмитриев (Шилов), диктор ЦТ (1948—2002), с 1972
- Алексей Дружинин (1963—2007), вёл программу передач, затем работал на «ТВ-6»,
- Инна Ермилова c 1977 (выпускница МГПИ, вела курсы биологии, «Песня-85» в паре с Юрием Николаевым, программу передач, «Время» чаще в паре с Сергеем Ломакиным)
- Светлана Жильцова с 1958 (вела «КВН», «Спокойной ночи, малыши», «Песня Года» в паре с Александром Масляковым, уроки английского языка)
- Шамиль Закиров
- Галина Зименкова с 1969 (окончила Казанский университет в 1963 году и Ленинградский ин-т культуры, вела Новости ЦТ, «Время», программу передач)
- Елена Зубарева
- Ольга Зюзина c 1977 (выпускница ГИТИС, вела «Телевизионное справочное бюро», программу передач)
- Татьяна Иванова с 1977[уточнить]
- Олег Измайлов с 1967
- Ирина Илларионова с 1977 (вела вела «Телевизионное справочное бюро», программу передач)
- Елена Коваленко c 1977 (выпускница МГПИ, вела Новости ЦТ, «Время», «Московский телетайп»)
- Юрий Ковеленов с 1965 (вёл «Время», программу передач)
- Наталья Козелкова с 1983—1991 гг (окончила ВТУ им. Щепкина в 1984 г.)
- Нина Кондратова (1922—1989)
- Октавиан Корнич (окончил ВТУ им. Б. Щукина в 1967) (вёл Новости ЦТ)
- Вера Коцюба с 1988
- Евгений Кочергин с 1977 (работал на ТВ г. Мирный 1972-?, окончил Московский финансово-экономический ин-т в 1972 г.) (вёл «Новости ЦТ», «Время», «Время Москва», информационно аналитическую программу «Деловая Россия», программу передач)
- Игорь Кириллов с 1957 (вёл «Песня года» в паре с Анной Шиловой, «Время», вечерний канал «ВИД представляет»: во время трансляций с Красной площади вместе с Анной Шатиловой находился на гостевых трибунах)
- Татьяна Красуская (1954—1982), выпускница ВТУ им. Б. Щукина (1975), с 1977[уточнить] (вела «Спокойной ночи, малыши»)
- Ольга Кулешова (окончила Институт культуры, вела Новости, «Время Москва», программу передач, затем перешла на РТР)
- Валентина Лановая с 1967
- Валентина Леонтьева (1923—2007), вела «Спокойной ночи, малыши», «В гостях у сказки», «От всей души»
- Андрей Леонов с 1984 (окончил МВТУ в 1979 г.)(вёл передачи из Москвы, в программе «Добрый вечер, Москва» являлся постоянным ведущим рубрики «Московский телетайп»)
- Аза Лихитченко с 1960 (вела «Новости ЦТ», «Время»)
- Ирина Мартынова с 1984 (вела «Спокойной ночи, малыши», «Телевизионное справочное бюро», программу передач)
- Миронов, Валерий с 1972 (вёл «Москва», представлял программу Международных фестивалей «Радуга»)
- Мария Митрошина с 1960[уточнить] (в 1950-х годах — манекенщица, вела «Телевизионное справочное бюро», программу передач, конкурсы красоты в паре с Александром Масляковым)
- Светлана Моргунова с 1961 (вела концерты, программу передач)
- Алла Музыка (она же Насонова) (окончила ВТУ им. Б. Щукина в 1966 г., вела программу передач)
- В. Никитин с 1962
- Елена Нефёдова с 1990 (вела программу «Деловая Россия», программу передач)
- Юрий Николаев с 1975 (окончил ГИТИС в 1970: вёл передачи «Спокойной ночи, малыши», «Утренняя почта», «Утренняя звезда», программу передач)
- Ирина Паузина с 1977 (вела программу передач)
- Юрий Петров с 1982 (вёл «Новости ЦТ», «Время», «Время Москва», программу передач)
- Валентина Печорина с 1967 (окончила ГИТИС в 1965 г. и журфак МГУ, вела «Телевизионное справочное бюро», программу передач, концерты в паре с Игорем Кирилловым
- Дмитрий Полетаев с 1982 (окончил ВТУ им. Щепкина в 1982 г., вёл передачи «Спокойной ночи, малыши», «Споёмте, друзья», «Салют фестиваль»)
- Сергей Полянский с 1980 (затем перешёл на НТВ)
- Валерия Рижская с 1984 (вела «Телевизионное справочное бюро», программу передач, «Время Москва», «Спокойной ночи малыши», новости в программе «Добрый вечер, Москва!» и рубрику «Московский телетайп»)
- Татьяна Ромашина с 1982 (окончила школу-студию МХАТ в 1981 г., вела программу передач)
- Майя Сидорова с 1982 (окончила ВТУ им. Щепкина в 1982 г. (?))
- Анатолий Силин с 1960-х
- Светлана Скрябина (Ершова) с 1962
- Пётр Сличенко в 1970-х
- Евгений Смирнов с 1970 по 1974 (в 1962—1965 работал на Горьковском радио, в 1967—1970? — на Всесоюзном радио)
- Людмила Соколова с 1957 (выпускница ГИТИС)
- Алла Стаханова с 1967
- Татьяна Судец (Грушина) с 1972 (окончила МЭИ: вела «Спокойной ночи, малыши», «Споёмте, друзья», «Песня года» в 1983 году в паре с Юрием Ковеленовым, в 1987 году — в паре с Владимиром Щербаченко, программу передач)
- Евгений Суслов с 1962 (вёл концерты, «Новости ЦТ», «Время», трансляции с Красной площади)
- Виктор Ткаченко (1943—2017), с 1970, вёл программы «Время», «Наш адрес Советский Союз», «Творчество народов мира», позже работал на «Третьем канале» и «М1»
- Софья Токарская (Дужникова) работала на Сочинском ТВ, затем с 1962 по 1965 г. — на ЦТ, далее перешла диктором на Всесоюзное радио
- Светлана Токарева (выпускница Московской консерватории)
- Владимир Ухин (1930—2012), с 1960 (вёл «Спокойной ночи, малыши», программу передач)
- Юрий Федотов с 1982 (вёл «Время Москва», «Новости ЦТ»)
- Наталья Фуфачёва с 1972 (работала на Кировском радио, после перехода вела программу передач)
- Андрей Хлебников 1956—1957[уточнить] (окончил ВТУ им. Б. Щукина, 1955)
- Наталья Чёлобова с 1972
- Ольга Чепурова (1925—1959), с 1952
- Геннадий Чертов с 1967 (окончил ГИТИС)(вёл «Время Москва» «Новости ЦТ», «Время»)
- Леонид Чучин с 1977 (окончил ГИТИС)
- Анна Шилова (1927—2001), с 1956 (вела «Песню года» в паре с Игорем Кирилловым)
- Анна Шатилова с 1962 (вела «Новости ЦТ», «Время», международный фестиваль телевизионных программ о народном творчестве «Радуга», во время трансляций с Красной площади вместе с Игорем Кирилловым находилась на гостевых трибунах)
- Вера Шебеко с 1971 (вела «Новости ЦТ», «Время», трансляции с Красной площади)
- Герман Коваленко с 1970-х годов (диктор в Главной редакции кинопрограмм ЦТ)
- Ирина Бескопская с 1990 или 1992 (вела программу передач)
- Ольга Лапшинова с 1990[уточнить] (вела программу передач, затем новости спорта)
В конце 1975 года на ЦТ работали 42 диктора. Последний набор в дикторский отдел (уже 1-го канала Останкино) был в 1992 году. Новыми дикторами стали:
Дикторы выходили в эфир до марта 1995 года. Однако до начала 2000-х Игорь Кириллов и Анна Шатилова читали программу передач за кадром, а до середины 2000-х годов появлялись в дикторской студии 9 мая[9][10][11].
Синоптики программы «Время»[править | править код]
- Екатерина Чистякова (1971—1982)
- Галина Громова (до 1982)
- Валентина Шендакова (до 1982)
- Анатолий Яковлев (1987—1991)
- Александр Шувалов (до 1991)
Дикторы-сурдопереводчики[править | править код]
Сурдоперевод программы «Время» осуществлялся с 11 января 1987 года на Второй программе ЦТ, а с середины 1990 года и по Московской программе. В 1991 году сурдоперевод появился на первом канале Останкино и просуществовал на телеканале ОРТ в информационных выпусках «Новостей» до 18 ноября 2001 года[12], после чего 19 ноября[13] был заменён бегущей строкой[14][15]. До 2003 года там же осуществлялся сурдоперевод в повторах программ «Жди меня», «Человек и закон» и на некоторых роликах политической рекламы.
- Надежда Квятковская
- Майя Гурина
- Тамара Львова
- Ирина Агаева
- Юлия Дятлова (Болдинова) (родная дочь Надежды Квятковской)
- Татьяна Котельская
- Татьяна Оганес
- Вера Хлевинская
- Татьяна Бочарникова
- Людмила Овсянникова
- Ирина Рудомёткина
- Варвара Ромашкина
- Людмила Левина (последний телевизионный сурдопереводчик, который начал работу на телевидении через 8 лет после распада СССР).
Время вещания[править | править код]
Трансляция телепередач в рабочие дни начиналась в 6:30 с утренней информационно-музыкальной программы (в 1970-е годы — в 9:00-9:10 с выпуска «Новостей», с 1978 года и до 4 января 1987 года — в 8 часов утра с выпуска «Новостей» с повтором вчерашнего выпуска программы «Время») и продолжалась примерно до 12 часов, затем был перерыв до 14:00 (с 1978 года — до 14:30, с 1979 года — до 14:50, с 1986 года — до 16:00), в течение которого транслировался сигнал точного времени в виде стрелочных часов (по второй программе транслировалась настроечная таблица). Вечерний эфир продолжался до 0:00. С 1974 по 1995 в конце вещания несколько минут транслировалось мигающее напоминание — финальный сигнал, знаменующий окончание эфира с надписью «Не забудьте выключить телевизор», сопровождавшееся громким прерывистым звуковым сигналом[16]. В 1991 году вещание первой программы осуществлялось без дневного перерыва, а весной 1990 года (каждую неделю в ночь с пятницы на субботу) даже велось круглосуточное вещание — эфир заканчивался около 6:45 следующего дня. В 1992 году дневные перерывы в вещании 1-го канала были восстановлены, они проводились до 31 марта 1995 года.
Первая программа работала с 6:30 до 0:00, вторая программа с 8:00 до 0:00 c перерывом на местное вещание, в крупных населённых пунктах имелась третья московская программа, вещавшая с 19:00 до 0:00, четвёртая образовательная программа, пятая ленинградская программа, в 1991 году вещавшая уже до 1:00.
Часы, заставки и оформление[править | править код]
В 1960-е годы заставкой перед началом работы I программы Центрального телевидения была песня А. Титова и С. Васильева «Москва советская» в исполнении Александра Розума.
С 1975 по 1982 год заставкой начала и конца вещания служила анимация вращения глобуса на фоне передающего спутника на жёлтом фоне. Звучало инструментальное исполнение «Торжественной песни».
С 1982 года, когда Центральное телевидение перепланировало вещание, заставкой стала звезда-антенна на синем фоне с движущимися кольцами, символизирующими радиоволны, и подписью внизу «I программа» или «II программа», которая затем менялась на «ТВ СССР». Примерно в феврале 1988 года заставка была изменена: круги стали неподвижными, исчезла надпись «ТВ СССР», а фон стал светло-голубым с белым градиентом.
С сентября 1991 года вплоть до упразднения «Первой программы» заставкой являлась собирающаяся единица с надписью ЦТ, в начале эфира шла её более длинная версия. Логотип сделан по образцу немецкой телекомпании ARD, в некоторых вариантах заставки звучала музыка из заставок этой телекомпании, а в начале и конце эфира — композиция Жана-Мишеля Жарра «Equinoxe, Pt. 1». «Вторая
Ко Дню телевидения: как живут знаменитые советские дикторы
50-летняя Татьяна Александровна ухаживает за 84-летним Игорем Кирилловым: готовит, убирается в его большой квартире на Смоленской набережной, ходит за продуктами // Фото: Андрей Степанов
В понедельник, 21 ноября, во всем мире отмечают День телевидения. Первые звезды Советского Союза понятия не имели, что такое закадровый текст, а их бархатные голоса узнавала вся страна. «СтарХит» поздравил легенд ТВ с профессиональным праздником.
Игорь Кириллов
Диктор центрального телевидения с 1958 по 2004 год
Еще четыре года назад, когда «СтарХит» поздравлял Игоря Леонидовича с 80-летием, он был бодр и весел. Рассказывал о молодой жене Татьяне из Молдавии. Но в последнее время знакомые ведущего программы «Время» заметили, что он как-то сдал… «Все нормально, − говорит «СтарХиту» Игорь Кириллов. – Иногда работаю. Вчера с Анной Шатиловой вели мероприятие в ЦДЛ. В плохую погоду из дома не выхожу, в моем возрасте это опасно. Настроения нет. По телевизору смотреть нечего. Только жена и развлекает».
Игорь Кириллов во времена советского телевидения // Фото: Личный архив
С Татьяной диктор познакомился в 2007 году в магазине, где она работала продавцом. Однажды женщина предложила Кириллову помощь по хозяйству. А потом сама попала в беду – потеряла работу, а вместе с ней и жилье. Игорь Леонидович приютил Татьяну. Между ними завязался роман. Так вышло, что дети Кириллова не рядом с ним. Дочь Анна живет в Германии. Сын Всеволод, совладелец фирмы по организации охоты в Африке, умер от панкреатита в Камеруне. У него осталось четверо детей. Только после смерти Всеволода Кириллов смог познакомиться с внуками, но дружбы не сложилось.
АННА ШАТИЛОВА
Диктор центрального телевидения с 1962 по 1995 год
По словам Шатиловой, любимая работа помогает ей держать себя в тонусе // Фото: Ломохов Анатолий/PhotoXPress.ru
Несмотря на солидный возраст – а в эту субботу, 26 ноября, Анне Николаевне исполняется 78 лет, – она все так же востребована в профессии. Шатилова до сих пор ведет на Красной площади парады, посвященные Дню Победы, а также другие праздники.
«Спрос стал даже больше, чем раньше, − поделилась со «СтарХитом» ведущая. – Несколько раз в неделю у меня мероприятия. Вот и в свой день рождения буду работать. Мы с Евгением Кочергиным ведем концерт в Ледовом дворце в Подольске. Дела идут хорошо. Занимаюсь любимой профессией. С сыном Кириллом, его женой Алиной и детьми дружим. Мы одна семья – и финансово тоже. Все гонорары трачу на внуков, 12-летнего Светослава и 14-летнего Всеволода. Со старшим Севой мы много путешествуем вместе. Были в Великом Устюге, Германии, во Франции. А уж я сама весь мир облетела еще при Советском Союзе. Поездки предречены мне гороскопом: я Стрелец, не люблю сидеть на месте. Сын Кирилл у меня талантливый. Он переводчик и писатель. Недавно перевел пьесу Шекспира «Ромео и Джульетта» на русский. Кирилл с семьей часто гостит в моем загородном двухэтажном доме, где есть все удобства. Я его строила, чтобы проводить там время с родными».
АЗАЛИЯ ЛИХИТЧЕНКО
Диктор центрального телевидения с 1968 по 1993 год
Азалия Лихитченко специально отказывается от домработницы // Фото: ИТАР-ТАСС/ Евгений Стукалин
Одну из ведущих программы «Время» Азалию Лихитченко часто приглашают на телевизионные ток-шоу, но она отвечает отказом: «Баста. Надо знать, когда уходить». «Я не скучаю, – поделилась со «СтарХитом» Аза Владимировна. – Гости круглый год. Приезжают приятельницы. Дочка Екатерина живет на соседней улице, часто заглядывает ко мне. Внук Дима звонит каждый день. Игорь Кириллов всегда на связи по телефону. Зиму провожу в московской квартире. По теплу перебираюсь на дачу в Рузском районе − у меня участок шесть соток и деревянный домик на горе. Он хоть и совковый, но уютный. И летом нет комаров. Самочувствие нормальное. Каждое утро начинаю с чашки кофе. Дочка все время предлагает нанять помощницу по хозяйству. Но я отказываюсь! Это же мое движение. Поэтому убираюсь сама. Из болячек только астма. В холода не могу нормально погулять на свежем воздухе – начинаю задыхаться. Принимаю лекарства. Пока сижу дома, слушаю радио и смотрю телевизор, программы Андрюши Малахова тоже».
Виктор Балашов
Диктор центрального телевидения с 1947 по 1996 год
Виктор Иванович летает к правнукам во Францию // Фото: Дмитрий Азаров/КоммерсантЪ
91-летний Виктор Иванович прошел войну, получил осколочное ранение в ноги, которое стало напоминать о себе в последние годы. Недавно Балашов перенес операцию. Сейчас ходит с палочкой.
«Восстанавливаюсь на даче, − поделился со «СтарХитом» диктор. – Делаю гимнастику, придерживаюсь диеты. По прогнозам врачей, предстоит еще не одна операция. Дочь, Маргарита Викторовна, уже на пенсии, часто навещает меня. Но на днях вот улетела во Францию. Там работают и живут внучка и ее муж. У меня подрастают прекрасные правнуки: Шурику уже восемь лет, он, как и я в юности, занимается самбо, а красотке Иришке четыре годика. Живу помаленьку, благо помогают друзья и вера. Часто хожу в церковь, исповедуюсь и причащаюсь».
Женщины-ведущие российских телеканалов
Автор:08 марта 2016 01:46
Приведённые ниже фото во многом объясняют, почему я ещё смотрю телевизор
Татьяна Арно
Мария Ситтель
Екатерина Андреева
Екатерина Гринчевская
«Сейчас нет дикторов с большой буквы»
17 ноября 2011 года праздновали 80-летие отечественного ТВФЕДОР САВИНЦЕВ сфотографировал дикторов советского Центрального телевидения, а АЛЕКСАНДРА ЗЕРКАЛЕВА спросила у них, отразилось ли на ТВ исчезновение их профессии ©
Дикторы советского ЦТ, фото 2011 года
1. Анна Николаевна Шатилова и Игорь Леонидович Кириллов во время торжественного мероприятия в «Президент-отеле»
2. Анна Николаевна Шатилова — диктор ЦТ с 1962 года, съёмка проводилась во время торжественного мероприятия в «Президент-отеле», на котором Шатилова работала ведущей
Сейчас слово «диктор» стало нарицательным. И все, кто выходит в эфир, ведут передачу «Время», новости, − называются дикторами. Но это большая разница. Потому что диктор – это очень редкая профессия, очень интересная, созданная дикторами радио еще в тридцатых, наверное, годах. Это эпохальное радио: Высоцкая, Левитан. Они создали эту профессию, и они же по крупицам собирали, что такое человек у микрофона и как он должен вести себя у микрофона. Выпускали маленькие такие брошюрки. Там обязанности диктора состояли из очень многих пунктов. Сейчас телеведущий этих пунктов и не знает (как слышу, так и говорю) и этих норм не придерживается, говорит как бог на душу положит. Вот какая разница. Так что сегодняшнее телевидение – это телевидение телеведущего. Такого понятия, как диктор, нет, его исключили.
3. Анна Николаевна Шатилова — диктор ЦТ с 1962 года, съёмка проводилась во время торжественного мероприятия в «Президент-отеле», на котором Шатилова работала ведущей
4. Игорь Леонидович Кириллов — диктор ЦТ с 1957 года, съёмка проводилась во время торжественного мероприятия в «Президент-отеле», на котором Кириллов работал ведущим
Телевидение не стало другим, хуже не стало. И лучше не стало. Это просто веяние времени – то, что профессия диктора со временем переросла или переродилась в профессию так называемых телеведущих. Наверно, так и должно было случиться. Эти телеведущие должны владеть журналистским искусством, уметь писать, уметь сочинять тексты, но и, конечно, их исполнять. И вот это, к сожалению, ахиллесова пята сегодняшнего телевидения. Увы, порой талантливые, хорошие, грамотные тексты исполняются совсем не так, как того требует искусство телевидения. Не просто средство массовой информации, а именно искусство телевидения. А искусство требует все-таки высоченного исполнительского мастерства. Тележурналистика требует от журналиста естественного развития его природного артистизма. Это не театральность, а такая способность в своей манере, оригинально рассказывать об увиденном и услышанном, передавать свои переживания, свое отношение к тем событиям, о которых ты рассказываешь. Вот в этом артистизм природный, который развивается в том случае, если человек с молодых лет занимается ораторским мастерством.
5. Игорь Леонидович Кириллов — диктор ЦТ с 1957 года, съёмка проводилась во время торжественного мероприятия в «Президент-отеле», на котором Кириллов работал ведущим
6. Наталья Михайловна Андреева – диктор ЦТ с 1982 года, ныне — преподаватель МГУ, кафедра журналистики и телевидения. Ведет предмет «Мастерство телеведущего, техника речи и актерское мастерство»
Конечно, телевидение стало другим. Отсутствует целый отряд универсальных профессионалов. Кто умеет думать, тот поймет, что в этом ответе все сказано. Универсальных – можете выделить как-то это слово. Мы делали всё: мы читали новости, мы вели программы, мы вели концерты разные, мы писали тексты, снимали репортерские материалы, читали закадровый текст в самых разных передачах. Покажите мне сейчас хоть одного человека, который называется, извините, «звездой», хоть одного, который все это умеет, который сделает это на высоком уровне и, главное, грамотно.
7. Наталья Михайловна Андреева – диктор ЦТ с 1982 года, ныне — преподаватель МГУ, кафедра журналистики и телевидения. Ведет предмет «Мастерство телеведущего, техника речи и актерское мастерство»
8. Виктор Петрович Ткаченко – диктор ЦТ с 1970 года, в 1981 году был уволен с ЦТ СССР за то, что в дружеских компаниях пародировал Брежнева, в 1988-1997 сотрудник Гостелерадио, ныне — преподователь в Первой национальной школе ТВ
Да, оно (телевидение) стало существенно другим. Телеведущий должен в первую очередь проявлять уважение к зрителю, показывать ему свое отношение. Особенно это нужно в наше достаточно суровое время, когда люди недополучают внимания, тепла какого-то человеческого. Даже если ты просто читаешь информацию, почему бы тебе не улыбнуться легкой улыбкой? Сейчас по большей части так: пришел, оттарабанил на свою зарплату и ушел. Или вот шоу сегодняшние: сидят, шутят друг с другом целый час в студии, что-то под нос себе бубнят, сами пошутили, сами посмеялись. Наплевать, понял меня зритель, не понял. Главное, что у меня есть поддержка: массовка там за кадром, соведущие такие веселые. Для чего нужны такие передачи, что они несут? Либо демонстрируют себя, какие они красивые и замечательные, либо работают друг на друга, но не на зрителя. Это, конечно, не значит, что хороших ведущих сейчас нет. Есть, но это огромная редкость. Сейчас нет таких дикторов с большой буквы, на которых равнялись, на которых хотели быть похожими. Потому что пропали с телевидения самые главные отличающие настоящего диктора вещи: доброжелательность по отношению к зрителю, культура слова и культура общения.
9. Виктор Петрович Ткаченко – диктор ЦТ с 1970 года, в 1981 году был уволен с ЦТ СССР за то, что в дружеских компаниях пародировал Брежнева, в 1988-1997 сотрудник Гостелерадио, ныне — преподователь в Первой национальной школе ТВ
10. Виктор Иванович Балашов – диктор ЦТ с 1947 года, ныне на пенсии
Конечно, телевидение стало другим. Изменилось, и не в лучшую сторону. Ну почему же нет дикторов − есть люди, по функциям похожие на дикторов. Мы же тоже не только дикторами были. И я, и мои коллеги вели другие какие-то передачи, большие, широкие. Просто название этой работы изменилось, и все. Конечно, плохо, что не появляется женщина-диктор и не объявляет следующее какое-то событие, которое будет на экране. Конечно, это было ближе к человеку, к слушателю; ближе к тому, кто сидит у телевизора. Телевидение было гораздо мягче, доступнее, понятнее и именно ближе − мне кажется, это слово очень подходит. А сейчас оно просто сумасшедшее. Бред происходит на экране. Я почти не смотрю телевизор сейчас. Иногда смотрю какие-то спортивные программы, новости − совсем редко.
11. Виктор Иванович Балашов – диктор ЦТ с 1947 года, ныне на пенсии
12. Дина Анатольевна Григорьева — диктор ЦТ с 1975 года, ныне — преподаватель школы ЭКТВ в Останкино, ведет предмет «Мастерство телеведущего»
Я считаю, что без диктора нет лица канала. Потому что все-таки, куда ни кинь, передачи разные, и хорошо, когда есть лицо, которое умеет от одной передачи перейти к другой, именно приглашая. Все рейтинги ведь в основном зависят от хорошего, среднего, прекрасного обывателя − в хорошем смысле этого слова. Для людей, которые на чем-то специализируются, уже давно есть свои отдельные каналы. А вот на федеральных каналах хотелось бы, чтобы было лицо. Несколько человек, которые приглашали бы, говорили бы вот об этой передаче доверительно, проникновенно, со своим отношением. Когда отдельный человек заинтересован в том, что он говорит, когда он переживает то, что говорит, это всегда заметно. С такого человека не переключатся на другой канал. Сейчас у людей мало того что клиповое мышление, еще и нет индивидуальности – того, за что я и вся наша старая школа всегда ратовали. У нас каждый канал имел свое лицо, а сами дикторы ассоциировались с конкретными каналами. Кроме того, наша работа была отчасти просветительская, мы завоевывали свою аудиторию. Сейчас говорят быстро, как пишут эсэмэски, всё сокращают, я ужасный противник этого всего. Слово, оно живое, к нему нужно обращаться с уважением, так же как и к человеку. Такое телевидение, которое у нас есть сейчас, соответствует своему времени. У него бешеный темп, даже пугающий иногда − может быть, как-то его стоит сбавлять. Может быть, нужно даже иногда делать передачи, немного расслабляющие.
13. Дина Анатольевна Григорьева — диктор ЦТ с 1975 года, ныне — преподаватель школы ЭКТВ в Останкино, ведет предмет «Мастерство телеведущего»
14. Валентина Николаевна Мокроусова — диктор Всесоюзного радио с 1980 года, ныне преподает в Московском институте телевидения и радиовещания «Останкино»
На самом деле многие дикторы напоминали механических роботов, а эфир должен быть живым. Я всегда была за то, что ввели в телепрограммах, – за ведущих. Не могу сказать, что телевидение изменилось совсем уж в лучшую сторону: слишком много мусора. Но оно точно стало живее. Они стали говорить проще, свободнее, это замечательно. Но с этим всем утратилась культура речи. Мы за каждым словом следили, каждое слово смотрели в словаре, а сейчас у ведущих ошибка на ошибке, куча неправильных ударений. Зато информационное вещание стало гораздо свободней. Мы вообще всё писали под диктовку, у нас были службы специальные, которые проверяли всё, мы без них слова не могли сказать. То есть содержание стало таким вольным, но форма часто от этого страдает.
15. Валентина Николаевна Мокроусова — диктор Всесоюзного радио с 1980 года, ныне преподает в Московском институте телевидения и радиовещания «Останкино»
Дикторы советского ЦТ, архивные фото 1965-1986 гг.
16. Анна Николаевна Шатилова, 1985
17. Анна Николаевна Шатилова
18. Анна Николаевна Шатилова
19. Игорь Леонидович Кириллов, 1965 год
20. Игорь Леонидович Кириллов
21. Игорь Леонидович Кириллов, 1973 год
22. Игорь Леонидович Кириллов, 1984 год
23. Наталья Михайловна Андреева, 1986 год
24. Виктор Петрович Ткаченко, 1971 год
25. Виктор Иванович Балашов, 1965 год
26. Виктор Иванович Балашов, 1971 год
27. Дина Анатольевна Григорьева — диктор ЦТ с 1975 года
28. Дина Анатольевна Григорьева — диктор ЦТ с 1975 года
29. Дина Анатольевна Григорьева — диктор ЦТ с 1975 года
Диктор советского телевидения Виктор Балашов: «Не называйте меня легендой!» | Персона | Культура
На недавнем юбилее программы «Время» бывший чемпион Москвы по самбо Виктор Балашов предложил Владимиру Путину побороться. А потом вдруг поинтересовался, где президент шьет костюмы…
На встречный вопрос главы государства Виктор Иванович пошутил, что шьет их в Париже. Сейчас милый диалог о костюмах просто вырезали. В прежние времена за подобную вольность диктору ЦТ всыпали бы по первое число. Импровизация была его любимым коньком. Но в советском эфире ей почти не было места.
Сегодня Виктору Балашову исполняется 95 лет.
В госпитале в Красноярске, 1943 год. Фото: Commons.wikimedia.orgЖизнь в полоску
Он первым на ТВ сообщил о полете Юрия Гагарина и потом несколько раз встречался с ним. Зачитал приветствие Брежнева космонавтам советско-американской станции «Союз-Аполлон», назвав генсека не по имени-отчеству, а просто «Леонид Брежнев». Юрий Андропов любил, чтобы самые важные известия передавал именно Балашов. Он встречался с 90-летним Николаем Ивановым, который пришел рассказать, как арестовывал Фанни Каплан, но во время эфира уснул. Единственный, кто пригласил на телепередачу Юрия Левитана. Ездил в последний гастрольный тур с Лидией Руслановой… А ведь в детстве Виктор Балашов о такой жизни и мечтать не смел.
— «Динамо» было моим вторым домом, — вспоминает Виктор Иванович. — Папа любил спорт, дружил со Старостиными. Но меня почему-то привел в самбо. Мы жили на площади Маяковского. В двухэтажном бревенчатом доме стояла голландка. Во дворе был сарай с дровами и яблоня, плодами которой питался весь дом. До «Динамо» можно было дойти или доехать на 23-м трамвае: через Триумфальную арку у Белорусского вокзала. А на стадионе юных пионеров я гонял по треку на велосипеде и бегал на коньках. Замерзнешь — зайдешь в теплый буфет чайку выпить с булочкой… Позже в школе увлекся театром, знал всех мхатовцев. Русские интеллигенты, красиво говорящие, с белыми воротничками, в бабочках… Это был другой мир. И я хотел туда.
Виктор Иванович Балашов, диктор Центрального телевидения СССР. 1971 год. Фото: РИА Новости/ Василий МалышевВ реальной жизни Витю Балашова окружали соседские мальчишки, у которых забирали отцов. И его папа — коммунист, управделами Наркомата лесной промышленности, который жил с другой семьей. «За ним тоже должны были прийти, он даже прощался со мной…» В это время Виктор оканчивал школу и хотел стать артистом.
Мечту статного красавца с кудрявой шевелюрой разрушила война. Воскресным утром 22 июня он шел к Белорусскому вокзалу, чтобы поехать на дачу: Балашовы снимали дом на Баковке. В этот момент кто-то крикнул в окно: «Вой-на!»
Отец сразу ушел на фронт. Командовал дивизией. Чуть позже, приписав себе три года, отправился на передовую Виктор. Отец не вернулся. А сына судьба сберегла. Хоть и послала ему несколько ранений и контузию. Однажды рядовой Балашов наступил на живот убитого немца. И так ему жалко стало фрица: «И зачем тебя черт принес сюда?» В следующую секунду пуля просвистела над головой Виктора и застряла в большой подушке на бруствере.
— Я никого не расстреливал, не вешал. Как перед Богом говорю: тут чист. Господь вывел меня, я не попал в страшный котел орловско-курской дуги. И война мне даже не снилась.
С фронта Виктор вернулся в 1944 году. В гипсе и на костылях. Ну и какой артист из инвалида?.. Выручило радио, как раз объявившее набор дикторов. Подражать Левитану, как многие солдаты, Балашов начал еще на фронте. «О! Похоже!» — хвалили его тогда. «Это была шутливая бравада. В разведке я слушал трофейный приемничек. О том, что свяжу жизнь с радио и телевидением, и подумать не мог. Просто голос Левитана завораживал. А потом мы познакомились и были в очень теплых отношениях».В конце 1940-х судьба забросила Балашова на Дальний Восток. Прочитав «Дерсу Узала», он влюбился в этот край. Сел в поезд воодушевленный. А дня через четыре загрустил. «Куда еду? Зачем? Не совершил ли я ошибку? Лежу на полке, а из глаз слезы катятся…»
То, что это не ошибка, выяснилось скоро. Балашова завалили работой. Он стал режиссером, актером, чтецом, монтажером. Это дало ему потом возможность работать в полную силу: на студиях и в кинохронике, в озвучании и дубляже. Даже в художественных лентах снимался…
Именно на Дальнем Востоке Виктор женился. Супруга работала в Хабаровске врачом. Там же родилась дочь Марго. Все шло своим чередом. Пока на ЦТ не вспомнили о талантливом дикторе. И не вернули в Москву. «Жизнь-то полосатая, — скажет мне потом Виктор Иванович. — Всякое бывало». И скупо ответит, что растить дочь ему помогали мама и тетя: жена умерла, когда Марго было два года…
И о погоде
У него вообще много тайн. Намекнет одним словом, а потом как отрубит: «Закрытая тема». Был знаком с Берией: виделись на «Динамо». Занимался парапсихологией, участвуя в секретных экспериментах. Тогда же общался с Порфирием Ивановым и посещал Бермудские острова. После войны жил не с мамой, а с тетей, но «все было хорошо»…
Работая на ТВ, Виктор Иванович пренебрегал застольями. Не участвовал в интригах. Не любил соперничества. И при огромном количестве знакомых всегда оставался… одиночкой.
— У меня было два хороших друга. Оба погибли. Летчик Володя Новиков стал Героем, не успев получить золотую звезду. Все остальные — не то… Не те… Мне приписывали дружбу с Пастернаком. Хотя я просто бывал у него. Оба ведь жили на Баковке. К тому же он женился на бывшей супруге пианиста Нейгауза, а это были друзья моей семьи. В доме, который мы снимали (потом здесь выстроили особняк маршалу Буденному), собирались артисты, писатели. Допоздна общались. А днем играли в волейбол на площадке у дома Маршака. Помню, выйдет, посмотрит — и снова скроется.
В 1950-е Балашов решил приобрести дачу недалеко от любимой Баковки. Собрал все деньги, что успел заработать, в долг залез, но купил. Здесь жили его мама, тетя, Марго. В хозяйстве были куры, коза. «Зайдешь в курятник, а там — пять яиц. Чудо!» Сам он приезжал сюда при малейшей возможности. А последние годы живет за городом постоянно. Один. С братом и сестрой видится редко. Дочь, внуки, правнуки — во Франции. От второй супруги — актрисы Театра оперетты Нелли Крыловой — у диктора сын Виктор. Но этот брак не сложился. «Разошлись по моей вине», — признался как-то Балашов. И — точка.
21 мая 2015. Президент России Владимир Путин и народный артист России, диктор, ветеран Великой Отечественной войны Виктор Балашов во время церемонии вручения государственных наград в Кремле. Фото: РИА Новости/ Алексей ДружининОн никогда не пользовался знакомствами. Никого ни о чем не просил: «Судьба сама вела меня». И привела к тому, что Балашов стал народным артистом. Гастролировал по Союзу, объехал множество стран. А сколько концертов провел с великими мастерами! Это он-то, всю жизнь прихрамывавший и перетягивавший раненую ногу бинтами перед выходом на сцену, чтобы никто не догадался об увечье!..
Телезрители любили его. После официоза, который положено было выдать в эфир, Балашов старался сказать что-то от себя. Человеческое. Уж как раздражало теленачальника Лапина мягкое бархатное «и о погоде» в конце программы «Время». А вся страна ждала этой фразы, будто с ней в каждый дом входило счастье. До сих пор люди на улице не только удивляются («Вы еще живой?»), но и просят: «Виктор Иваныч, и о погоде…»
По той эпохе он не скучает. «Прошлое стирается. А к нынешнему телевидению я отношусь отрицательно. И очень прошу всех: называйте как угодно, только не легендой. Награды, почести — все это преходящее. Не о ложных подвигах уже хочется говорить. Все мы стараемся показать себя чище, лучше. А на самом деле живем в страшном грехе».
К вере Виктор Иванович пришел давно. Мальчишкой бегал в храм Василия Кесарийского на улице Горького. Любил слушать звук колокола. После фронта окрестился. Позже помогал строить храм в Голицыне. «Были моменты, думал: надо уходить от этой суеты. И ушел бы. Если б ноги были здоровые. Монастыри сейчас хорошие, условия великолепные…»
Судьба оставила Виктора Ивановича в миру. Значит, нужно было именно так.
Виктор Балашов. Декабрь 2019 г. Фото: АиФ/ Татьяна Уланова