Масленица. Коротко о празднике | Дадыкин Дмитрий
Масленица — праздник проводов зимы, восьмая неделя перед Пасхой. Масленица проходила перед Великим постом, в сыропустную неделю православного календаря, и заканчивалась Прощёным воскресеньем.
Сам же праздник Масленицы своими корнями уходит в языческую древность.
Зима постепенно подходит к концу, и на пороге весны наступает время одного самых весёлых праздников русского народного календаря — праздника проводов зимы и встречи весны — Масленицы, известной ещё с языческих времен не только в Древней Руси, но и в Западной Европе под названием «карнавал».
По всей видимости, в дохристианские времена Масленица была приурочена к весеннему равноденствию, которое связывалось у многих языческих народов с началом нового года.
С принятием христианства и христианизацией языческих праздников Православная церковь совместила
Из-за отсутствия письменных источников нам неизвестно, как праздновали Масленицу наши далёкие языческие предки. Впервые Масленица упоминается уже в христианскую эпоху в «Повести временных лет» Нестора в связи эпидемией язвы, поразившей Киев в 1090 году, а первое описание её традиций и обрядов относится только к ХVI в.
Неизвестно нам также и языческое название Масленицы, однако нынешнее название праздника не случайно. Дело в том, что в последнюю неделю перед Великим постом уже не разрешалось есть мясо, но молочные продукты, в том числе масло, которым обильно поливали главное праздничное блюдо — блины, ещё не были под запретом.
Масленица, Масленая неделя, Маслёна имеет множество других названий, каждое из которых связано с той или иной характерной особенностью праздника. Мясопуст — с церковным запретом употреблять в пищу мясо, Сырная неделя — с разрешением есть сыр и молочные продукты, Блинная неделя (Блинница, Блинщина, Блиноедка) — с обычаем встречать праздник блинами,
Ещё в XIX столетии Масленица состояла из обрядов как зимнего, так и весенне-летнего календарного цикла. По времени празднования, начало которого обычно приходится на февраль, она примыкает к зимнему периоду, по смыслу её обрядов, связанных с пробуждающейся природой, встречей солнца и тепла — к весенним праздникам.
Масленица — народный праздник, в котором причудливо переплелись неоднородные по характеру и времени возникновения обряды и обычаи: аграрные и семейные, бытовые и религиозные, дохристианские и христианские.
Наиболее важные масленичные обряды и обычаи дохристианского происхождения связаны со многими пережитками эпохи родового строя. Среди них можно упомянуть поминовение усопших родителей и родственников как отголосок семейно-родового культа предков. Обряды, посвящённые молодожёнам (смотры и приглашения в гости к родственникам и знакомым). Общественное пиршество с ритуальной едой (блинами). Игрища и увеселения (катание с ледяных гор, катание на санях и катание на лошадях, ряженье, строительство снежных городков и т. п.). Проводы Масленицы (её сожжение или погребение, зажигание костров, масленичные поезда, ряженье и т. п.).
Масленицу праздновали целую неделю, называвшуюся масленичной или сырной, которая делилась на два периода: Узкая Масленица и Широкая Масленица. Узкая Масленица включала в себя первые три дня недели: понедельник, вторник и среду; Широкая Масленица — последние четыре дня: четверг, пятницу, субботу и воскресенье. Каждый день имел своё название: понедельник — встреча, вторник — заигрыши, среда — лакомки, четверг — разгул, пятница — тёщины вечёрки, суббота —
Понедельник. Встреча
В понедельник, первый день праздника, народ устраивал встречу Масленицы. Детвора и взрослые мастерили соломенное чучело, похожее на человека, надевали на него шапку, кафтан, подпоясывали кушаком, а к ногам привязывали лапти. Чучело — олицетворение Масленицы — возили на санях с причитаниями:
В городах и деревнях первый день Масленицы заканчивался традиционной русской богатырской забавой — кулачным боем. Размахнись рука, раззудись плечо! Мужики разбивались на две команды. По общему сигналу сходились стенка на стенку. Бой обычно начинали мальчишки. Затем они уступали место парням. И только в разгар «сражения» выходили опытные бойцы и решали его исход.
Кулачные бои, несмотря на их жестокость, велись по определенным правилам. Запрещалось использовать какое-либо оружие, даже медный пятак в рукавице. Нельзя было бить лежачего, преследовать спасающегося бегством. Тем не менее, разбитые носы, распухшие скулы, выбитые зубы и заплывшие глаза считались обычной платой за это чисто мужское развлечение. Случались и трагические исходы, поэтому в конце XVII в. царь издал два указа о запрете кулачных боев. Однако мера эта не возымела действия. Жестокая потеха бытовала чуть ли не до начала XX в.
С понедельника масленичной недели начинали печь блины — главное угощение праздника.
На Масленицу все словно старались наесться впрок в ожидании семинедельного Великого поста. Экономить в это время на еде считалось грехом. «Хоть с себя что заложить, а Масленицу проводить», — говорили в народе. Памятуя о доброй еде и веселье этих дней, родилась поговорка: «Не житье, а Масленица»
Вторник. Заигрыши
Во вторник, на заигрыши, парни и девушки катались с ледяных горок или в санях. Катания эти сопровождали всю масленичную неделю. Сани по этому случаю украшали цветными лоскутами, увешивали бубенчиками, колокольчиками. На лошадей надевали расписные дуги, лучшую сбрую, составляли санные поезда и носились по деревням, развозя веселые компании молодых людей. Парни демонстрировали перед девушками свою удаль, запрыгивая в лихо несущиеся сани. Накатавшись вдоволь, молодежь отправлялась к кому-нибудь в гости, на блины, где продолжалось веселье. На заигрыши парни высматривали себе невест, а девушки — женихов.
Среда. Лакомки
На следующий день, в среду, тёщи приглашали своих зятьев на блины. Отношения между этими родственниками давно стали притчей во языцех, предметом многих ядовитых шуток и насмешек. Угощение тёщей зятя на Масленицу демонстрировало их взаимную любовь и уважение хотя бы в праздник.
Масленица слыла одним из самых разгульных праздников: «ели до икоты, пили до перхоты, пели до надсады, плясали до упаду». Не случайно народ наделил Масленицу такими звонкими эпитетами, как «широкая», «честная», «веселая». Всю масленичную неделю люди только и делали, что ели и пили, пели и плясали, одним словом, веселились от души.
Четверг. Разгул
Самый разгар праздника приходился на четверг. В этот день по деревням снова возили соломенное чучело в сопровождении санного поезда с ряжеными. Они пели, играли, кривлялись. В деревнях нередко устраивали коллективные застолья — братчины: вскладчину варили пиво, пекли блины и садились за общий стол с песнями и веселыми разговорами. Однако главным действием в четверг было взятие снежного городка.
За околицей на реке взрослые и дети строили из снега и льда крепость с башнями и стенами. Участники праздника делились на две команды — пехоту и конницу. Пехота защищала крепость, конница пыталась разрушить ее. По сигналу конница пускалась во всю прыть на взятие снежного городка, а его защитники, вооруженные метлами и нагайками, хлестали лошадей, заставляя их повернуть обратно. Если кто-то из конных все-таки прорывался в крепость, считалось, что она взята. Победителя нередко купали в ледяной проруби, а отличившихся «ратников» угощали вином. Красочное это действо запечатлел родившийся в Сибири русский художник Василий Суриков на картине
Пятница. Тёщины вечёрки
В масленичную пятницу, на тещины вечерки, наставала очередь зятьев угощать своих тёщ блинами. В четверг вечером зять лично заходил к родителям жены, кланялся тёще в пояс и звал её в гости. Приняв приглашение, тёща должна была послать в дом зятя сковороду, половник, миски — всё необходимое для печения блинов, а тесть посылал мешок гречневой крупы и коровье масло.
Бытовой смысл данного приглашения состоял в том, чтобы наладить добрые отношения с матерью жены, хорошо угостив и выслушав её поучения уму-разуму, а также различные полезные советы и напутствия в семейной жизни. Поэтому на тёщины вечёрки, чтобы обеспечить своей тёще максимальный почёт и уважение, зятья старались пригласить в дом помимо родственников жены как можно больше гостей.
Суббота. Золовкины посиделки
В масленичную субботу, которая носила название золовкиных посиделок, молодые невестки принимали у себя родных мужа, главным образом его сестёр — своих золовок, откуда и пошло название данного дня.
Имело значение семейное положение золовок. Если они были ещё в девушках, тогда невестка могла пригласить на посиделки вместе с родней мужа и своих незамужних подруг; если они были замужем, то было принято звать только тех, кто уже обзавелся семьей.
На посиделках новобрачная невестка должна была дарить своим золовкам подарки, а после щедрого застолья, главным угощением которого были, конечно же, блины, девушки шли кататься с горок.
Воскресенье. Проводы Масленицы. Прощёный день
В последний день Масленицы, в воскресенье, было принято просить друг у друга прощения. Этот обычай еще в начале XVII в. описал побывавший в России француз Маржерет. В этот день, по его наблюдениям, русские «посещают друг друга, целуются, прощаются, мирятся, если оскорбил один другого словом или делом; встречаясь даже на улице, хотя бы никогда прежде не видались, целуются, приговаривая: прости меня, пожалуйста; другой отвечает: Бог тебя простит». В «прощеное воскресенье» устраивали и проводы Масленицы. Снова на санях возили по деревням соломенное чучело в сопровождении ряженых и детворы. За околицей чучело торжественно сжигали и расходились по домам. Масленичный разгул прекращался, в понедельник наступал строгий Великий пост: «Не все коту Масленица!».
Источники:
Носова Г. А. Язычество в православии. М., 1975.
Рябцев Ю. С. Путешествие в Древнюю Русь. М., 1995.
Может быть интересно
Реферат: Доклад: Масленица
Доклад на тему:
«Масленица»
2009 год
Масленица — один из любимых русских праздников. Это праздник необычный, содержит в себе множество различных обрядов и традиций.
Самым любимым и красивым масленичным обрядом было катание на санях. Выезжал каждый, у кого был конь, и по улицам городов и деревень наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми коврами да медвежьими шкурами, крестьянские лошаденки вычищены были до блеска, украшены цветными ленточками и бумажными цветами. Особый задор катанию на санях придавал давний народный обычай: поженившиеся зимой «молодые» ездили по улицам «казать себя», делали визиты родным и знакомым. Везде они оказывались в центре внимания, и это означало всеобщее одобрение и признание заключенного союза. Нередко и помолвленные женихи вывозили напоказ всему честному люду красавиц-невест. «Новоженов» и помолвленных узнавали сразу: и по счастливым лицам, и по щегольским нарядам, а особенно по тому, что им положено было ездить обнявшись.
Катание с гор Катание с горок на Масленицу было повсеместным. В нем принимали участие все — и стар и млад. Катанию с гор придавался особый смысл. Дети катались с гор все дни Масленицы, взрослые же присоединялись к ним позже, примерно со среды — четверга. Все поженившиеся пары деревни должны были скатиться по одному разу. Катание с гор сопровождалось песнями, которые пели в основном девушки, ожидавшие своей очереди покататься. Как правило, со среды к катанию с гор и на лошадях активно подключалась и неженатая молодежь. Кое-где существовал даже обычай возить своих повивальных бабок. При массовых катаниях использовались большие сани, куда могли поместиться 8-10 человек во главе с «кормчим». Катались также на небольших санках, деревянных чурбаках, опрокинутых скамейках («козлы»), загодя приспособленных коробках с намороженным днищем («морозянки»), толстых кусках льда, вырубленных в реке.
Кульминацией Масленицы остается сжигание чучела Зимы — символ ухода зимы и наступления весны. Предваряют сожжение песни, игры, пляски, хороводы, сопровождающиеся угощением горячим сбитнем (медовым напитком) и блинами, и булочками — жаворонками. В качестве жертвоприношения (когда-то это именно так и осмысливалось) изготавливали огромную смешную и страшную куклу — чучело Масленицы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, как древний священный образ божества. Затем несли ее через всю деревню, иногда посадив чучело на колесо, воткнутое сверху на шест; выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю. Иногда вместо куклы по селу возили живую «Масленицу»: нарядно одетую девушку или женщину, старуху или даже старика в рванье. Затем под крик и улюлюканье их вывозили за село и там высаживали или вываливали в снег («проводили Масленицу»). Этот обряд праздника плодородия связан с идеей возрождения через жертвоприношение и смерть; плодоносящих сил природы, обновления ее жизненной силы. Оказывается, в этот первобытный праздник народом был заложен глубокий смысл: рождение жизни через борьбу, смерть и воскресение. Христианская церковь пыталась искоренить этот праздник как языческий, но смогла лишь немного перенести его по срокам и сократить дни празднования с четырнадцати до восьми.
Другой вариант этого обряда выглядит так: на санках вывозят соломенную куклу больших размеров, наряженную в национальный костюм. Это Зима. Ее устанавливают в центре костровой площадки и прощаются с ней шутками, песнями, танцами, ругая ее за морозы и зимний голод и благодаря за веселые зимние забавы. После этого чучело поджигают под веселые возгласы и песни. Когда же Зима сгорит — финальная забава завершает праздник: молодежь прыгает через костер. Этим состязанием в веселье и ловкости и завершается праздник Масленицы. А вот еще один деревенский обряд сжигания чучела масленицы, который происходил в воскресенье — в последний день праздника (к сожалению, этот ритуал праздника почти утрачен). «Сударыню — Масленицу» взгромождали на сани, рядом ставили красивую девушку, а в сани впрягались трое молодых людей, которые везли Масленицу по зимним улицам. За санями шествовал масленичный «поезд»: целая вереница саней, сопровождавших Масленицу. За околицей устраивался большой костер. Давали чучелу Масленицы блин, после чего «Сударыня — Масленица» сжигалась на костре со словами: «Гори, блины, гори, Масленица!» Блинами как бы хоронили Масленицу, принося их в жертву (блины бросали в костер) как символ будущего плодородия. Ритуальное сжигание чучела Масленицы тоже имело древний смысл: уничтожение символа зимы было необходимо для воскрешения его силы весной в злаках. По представлению древних славян, взошедшие зерна — как бы воскресший покойник; гибель зерна в почве необходима для возрождения его новой жизни в колосе.
Там же, где не делали чучела Масленицы, обряд «проводов масленицы» состоял, главным образом, в разжигании общесельских костров на возвышенности за селом или у реки. В костры помимо дров бросали, всякое старье — лапти, бороны, кошели, веники, бочки и другие ненужные вещи, предварительно собранные детьми по всей деревне, а иногда и специально для этого украденные. Иногда сжигали в костре колесо, символ солнца, связываемый с приближающейся весной; его чаще надевали па жердь, воткнутую посреди костра. У западных и южных славян русской «Масленице» соответствовали Запуст, Менсопуст, Пуст и некоторые другие персонажи — чучела, «проводами» которых завершалась масленичная неделя.
В центральных областях России «проводы масленицы» сопровождались удалением за пределы культурного пространства скоромной пищи, символизирующей Масленицу. Поэтому в кострах действительно иногда сжигали остатки блинов, масла, лили туда молоко, однако чаще просто говорили детям, что в костре сгорели все скоромные блюда.
Блины — блюдо, обрядовое использование которого известно у восточных славян, главным образом у русских. В других славянских зонах аналогичную роль в обрядах выполняют различные виды хлеба, каша (кутья) или зерно. Основная символика блинов связана с представлением о смерти и потустороннем мире: блины посвящают умершим, символически кормят ими души предков, передают блины на «тот свет» в гробу с покойником и т.п. Посредниками между реальным и потусторонним миром выступают лица, являющиеся «извне»: нищие, странники, колядники, которым раздают блины. Блины предназначаются также суженому, первому встречному, пастуху, скоту, Христу, св. Власию, чучелу Масленицы, Морозу и др. Особое значение в обрядах имеет горячий, первый блин и блин, испеченный последним, сухой, лежащий сверху в стопе, в гаданиях — соленый блин. Блины, блинчики, оладушки пеклись на Руси весь год, но все же именно они стали главным угощением и символом праздника Масленицы, видимо потому, что круглый румяный блин похож на жаркое летнее солнце, которого ждали всю долгую зиму. Каждая хозяйка имела свой особенный рецепт приготовления блинов. Рецепт этот передавался из поколения в поколение, от матери к дочке, потом к внучке и дальше. Пекли блины из пшеничной, гречневой, овсяной, кукурузной муки, иногда с добавлением пшенной или манной каши, картофеля, тыквы, яблок, сливок. В деревнях опару ставили еще в ночь на понедельник, чтобы с утра, к завтраку, на столе уже высилась стопка ароматных блинчиков «с пылу, с жару». Существовал интересный обычай: первый блин всегда был за упокой, его посвящают Власию или умершим. Блин, выпекаемый первым на масленой неделе, выкладывали «родителям» на слуховое окно, божницу, крышу или могилу, давали нищим в память о предках или съедали за упокой усопших. Если его клали на слуховое окошко «для душ родительских», то обязательно приговаривали: «Честные родители наши, вот для вашей душки блинок!» В городах первый блин отдавался нищему, чтобы он помянул всех усопших. В обряде похорон Масленицы блин дают в руки чучелу, которое сожгут. Ели блины с утра до вечера, чередуя с другими блюдами. Особенной популярностью в этот период пользовались сдобные дрожжевые блины, которые продавались с лотков на каждом углу, подавались в трактирах и закусочных вместе со сметанкой, грибочками, икоркой, селедкой, килькой, взбитыми сливками, вареньем, медом. Запивали их чаем, сбитнем, горячим молоком. В знаменитых петербургских и московских ресторанах расторопные половые вместе с карточкой меню клали на столы отпечатанные поздравления с масленицей, часто написанные в стихах и украшенные яркими рисунками.
Зазывание Масленицы в гости Звал — позывал честной Семик широкую Масленицу к себе в гости во двор. Душа ль ты моя, Масленица, перепелиные косточки бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости, на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Уж ты ль, моя Масленица, красная краса, русая коса, тридцати братов сестра, сорока бабушек внучка, трехматерина дочка, кеточка-ясочка, ты ж моя перепелочка! Приезжай ко мне в тесовый дом душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться. Как навстречу Масленицы выезжал честной Семик в салазочках, в одних портяночках, без лапоток. Приезжала честная Масленица, широкая боярыня, к Семику во двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Ей-то Семик бьет челом на салазочках, в одних портяночках, без лапоток. Как и тут ли честная Масленица на горах покаталася, в блинах повалялася, сердцем потешалася. Ей-то Семик бьет челом, кланяется, зовет во тесовый терем, за дубовый стол, к зелену вину. Входила честная Масленица, широкая боярыня, к Семику во тесовый терем, садилась за дубовый стол, к зелену вину. Как и она ль, честная Масленица, душой потешалася, умом повеселилася, речью наслаждалася! Приехала Масленица! Приехала Масленица!
Доклад «История праздника Масленица»
Доклад «История праздника Масленица»
Выполнила: Фёдорова Анжела,
ученица 7 кл., МБОУ «Тагнинская ООШ»,
Руководитель: Виноградова Татьяна Ивановна
д.Тагна
2016 г.
Я живу в живописном месте Заларинского района –деревне Тагна. Учусь в Тагнинской школе. Я люблю учиться и принимать участие во всех мероприятиях, которые проводятся в школе, сельском Доме Досуга и ДДТ. Мероприятия у нас проводятся разные, а многие из них посвящены народным праздникам, истории нашей страны. Меня заинтересовал известный, всеми любимый народный праздник Масленица. Я решила побольше узнать из истории этого праздника и написать доклад «История праздника Масленица».
Цель моей работы: изучение истории возникновения праздника Масленица.
Основная задача исследований— выяснить отношение школьников к этому празднику.
Изучив литературу, вот что я узнала:
История праздника.
Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Целую неделю народ провожает надоевшую зиму, печет блины и ходит друг к другу в гости.
Масленица для нас, как карнавал для итальянцев. Тем более что в переводе с итальянского «карнавал» означает «говядина, прощай!». А масленица, предшествующая Великому посту, издавна называлась «Мясопустом», поскольку в эту неделю запрещалось есть мясо.
Некоторые историки считают, что в древности Масленица была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков. Однако это еще не все о значении Масленицы. Для славян она долгое время была и встречей Нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились наши с вами предки в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли Масленицу в народе «честной», «широкой», «обжорной», а то и «разорительницей».
Проходили века, менялась жизнь, с принятием христианства появились новые церковные праздники, но широкая Масленица продолжала жить. Ничто не смогло заставить россиян отказаться от любимого праздника – хлебосольного и разгульно-веселого. Кстати, одно время царь Алексей Михайлович самыми строгими мерами старался утихомирить своих разудалых подданных. Воеводы рассылали по градам и весям царские указы, то запрещая частное винокурение, то требуя, чтобы россияне в азартные игры не играли, кулачных боев не проводили. Но ни грозные царские указы, ни наставления патриарха не в силах были совладать с бьющим через край весельем.
А вот в 1724 году в Петербурге Масленица не удалась. Петр I, известный любитель всяческих увеселений, намеревался и в новой столице устроить забавное санное шествие, но всю праздничную неделю мела метель и был жестокий мороз. Несколько дней участники процессии в костюмах и масках съезжались к месту сбора, но, окоченев по дороге, отправлялись отогреваться к кому-нибудь в гости. Увы, стихия победила, забава не удалась.
Екатерина II по случаю своей коронации, подражая Петру I, устроила в Москве на масленой неделе грандиозное маскарадное шествие под названием «Торжествующая Минерва». Три дня ездила по городу маскарадная процессия, которая, по замыслу императрицы, должна была представить различные общественные пороки – мздоимство, казнокрадство, чиновничью волокиту и другие, уничтожаемые благотворным правлением мудрой Екатерины.
Игры на Масленицу.
Со временем «катальная потеха» в городах совершенствовалась. На льду реки или на площадях стали возводить деревянные горки с нарядными павильонами. Горки украшали разноцветными флагами, еловыми и сосновыми ветками, даже деревянными скульптурами. В Петербурге в начале XIX века славились горы купца Подозникова. Они строились на Неве против Сената и достигали 26 метров в высоту. Кстати, катание с городских гор в то время было платным и стоило копейку. Возле ледяных гор разворачивалась бойкая торговля горячим сбитнем, чаем из дымящихся самоваров, сладостями, орехами, пирогами и блинами. Публику в больших шатрах-балаганах веселили скоморохи и любимый народный герой Петрушка.
В деревнях, где балаганов отродясь не бывало, жители сами становились действующими лицами необычной баталии – взятия снежного городка. Собравшись, они дружно возводили из снега крепость с затейливыми башнями и воротами. Чаще всего ставили ее на льду реки и посередине прорубали полынью. Затем участники игрища делились на две партии. Конные удальцы осаждали крепость, а ее защитники отбивались снежками, размахивали хворостинами и метлами, пугая лошадей. Победителя, ворвавшегося первым в ворота, ожидало испытание: его заставляли искупаться в ледяной проруби.
Но самым любимым и красивым масленичным обрядом было катание на санях. Выезжали все, у кого был конь, и по улицам наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми ковром, а вслед скакали крестьянские лошадки, вычищенные до блеска, украшенные цветными ленточками.
Чучело Зимы – главный символ Масленицы
Кульминацией Масленицы остается сжигание чучела Зимы — символ ухода зимы и наступления весны. В качестве жертвоприношения (когда-то это именно так и осмысливалось) изготавливали огромную смешную и страшную куклу — чучело Масленицы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, как древний священный образ божества. Затем несли ее через всю деревню, иногда посадив чучело на колесо, воткнутое сверху на шест; выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю. Иногда вместо куклы по селу возили живую «Масленицу»: нарядно одетую девушку или женщину, старуху или даже старика в рванье. Затем под крик и улюлюканье их вывозили за село и там высаживали или вываливали в снег («проводили Масленицу»).
Угощения на масленицу.
Конечно, главным угощением на Масленице были блины. Они пеклись и поедались в несметных количествах. Блины — блюдо, обрядовое использование которого известно у восточных славян, главным образом у русских. Основная символика блинов связана с представлением о смерти и потустороннем мире: блины посвящают умершим, символически кормят ими души предков, передают блины на «тот свет» в гробу с покойником и т.п. Посредниками между реальным и потусторонним миром выступают лица, являющиеся «извне»: нищие, странники, колядники, которым раздают блины. Блины предназначаются также суженому, первому встречному, пастуху, скоту, Христу, св. Власию, чучелу Масленицы, Морозу и др. Особое значение в обрядах имеет горячий, первый блин и блин, испеченный последним, сухой, лежащий сверху в стопе, в гаданиях — соленый блин. Блины, блинчики, оладушки пеклись на Руси весь год, но все же именно они стали главным угощением и символом праздника Масленицы, видимо потому, что круглый румяный блин похож на жаркое летнее солнце, которого ждали всю долгую зиму. Каждая хозяйка имела свой особенный рецепт приготовления блинов. Рецепт этот передавался из поколения в поколение, от матери к дочке, потом к внучке и дальше. Пекли блины из пшеничной, гречневой, овсяной, кукурузной муки, иногда с добавлением пшенной или манной каши, картофеля, тыквы, яблок, сливок. В деревнях опару ставили еще в ночь на понедельник, чтобы с утра, к завтраку, на столе уже высилась стопка ароматных блинчиков «с пылу, с жару».
Обряды на Масленицу.
На каждый день масленой недели существовали определенные обряды:
В понедельник – встреча Масленицы,
во вторник – заигрыши.
На лакомки, то есть в среду масленой недели, тещи приглашали на блины зятьев с женами. Особенно этот обычай соблюдался в отношении молодых, недавно поженившихся. Наверняка отсюда и пошло выражение «к теще на блины».
В широкий четверг происходили самые людные санные катания.
В пятницу – тещины вечерки – зятья звали тещу на угощение.
Суббота отводилась золовкиным посиделкам.
Воскресенье называлось «прощеным днем». В этот день все навещали родственников, друзей и знакомых, обменивались поцелуями, поклонами и просили прощения друг у друга, если обидели словами или поступками.
Заключение.
Таким образом, сведения, полученные в ходе исследования расширили мой кругозор, я узнала много нового и интересного из истории праздника Масленица. Я решила поинтересоваться у своих одноклассников, а нравятся ли им народные игры, любят ли они участвовать в таких мероприятиях. И вот , что я узнала: из нашего класса 8 ребят не только любят, но и участвуют в народных праздниках, а Герасимов Толя доже является участником Народного чувашского ансамбля «Кукушечка».
Литература:
Н.Б.Слуцкая «Будет день-будет и праздник!». Ростов –на-Дону. 2005 г.
Е.А.Воронова «Школа смеётся!» .Ростов –на-Дону. 2006 г.
Н.В.Домашкина «Подарите праздник!». Панорама. 2008 г.
В.А.Георгиевский Л.И.Шитикова «Проведение праздников в начальных классах». Просвещение. 1983 г.
Журнал для организаторов внеклассной работы «Последний звонок»».2009- №1, 2010- №2
Внеклассные мероприятия «Мозаика детского отдыха». Москва.ВАКО.2004 г.
Г.Загребина «Давайте устроим праздник» Академия Развития. Академия Холдинг
Реферат: Праздник Масленицы
ВВЕДЕНИЕ
Календарные праздники и обряды являются неотъемлемой частью традиционной культуры. Больше того, именно обряд был единственным правильным и возможным способом переживания ключевых, наиболее напряженных или небезопасных моментов в жизни человека и коллектива. Традиционный народный календарь связан с трудовой деятельностью человека, которая, в свою очередь, зависела от природного, астрономического круга.
Обычно все календарные праздники и обряды распределяют соответственно их классификации по сезонным циклам: зимние, весенние, летние и осенние. Такая классификация, конечно, носит условный характер. Границы сезонов в народном календаре определить точно достаточно сложно. Однако необходимо понимать, что смена «сезонности» обрядов была привязана не столько к приходу астрономической весны или лета, сколько к началу соответствующих циклов сельскохозяйственных работ. Поэтому и некоторые обрядовые мотивы, характерные для разных праздников, например, мотив встречи весны можно найти во всех праздниках и обрядах, которые сопровождал период посев и роста зерна. Но следует отметить, что, например, в Масленичном обряде сосуществуют мотивы проводов зимы и мотивы встречи весны, поэтому отнесение Масленицы и к зимнему, и к весеннему празднику будет иметь свои аргументы за и против.
1. ИСТОРИЯ ПРАДЗДНИКА МАСЛЕНИЦА
Масленица, сырная неделя (до реформы орфографии также часто масляница) — праздничный цикл, сохранившийся на Руси с языческих (дохристианских) времён. Обряд связан с проводами зимы и встречей весны. После крещения Руси Масленица празднуется в последнюю неделю перед Великим постом, за семь недель до Пасхи. Главными атрибутами масленицы являются блины и народные гуляния.
До Крещения Руси (введения христианства) Масленица (Комоедицы) отмечалась в течение 7 дней, предшествующих дню Весеннего Равноденствия, и 7 дней после этого дня. Масленица — это время, когда пробуждается Природа и Солнце — дитя Коляда становится юношей Ярилой, а в организме человека происходит перенастройка гормональной системы, подготовка к весенней форме активности.
Христианская Церковь оставила главное празднование Весны, дабы не вступать в противоречия с традициями народа (аналогично было приурочено Рождество ко дню Зимнего Солнцестояния), но сдвинула любимый народом праздник проводов зимы по времени, чтобы он не противоречил Великому Посту, и сократила срок праздника до 7 дней.
Масленица — это озорное и весёлое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. Люди испокон веков воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь солнца сначала пекли пресные лепёшки, а когда научились готовить заквасное тесто, стали печь блины.
Древние считали блин символом солнца, поскольку он, как и солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества.
С введением христианства изменился и обряд празднования. Масленица получила свое название от церковного календаря, потому что в этот период времени — последнюю неделю перед Великим Постом, разрешается вкушение сливочного масла, молочных продуктов и рыбы, по-другому эта неделя в Православной Церкви именуется сырной. Дни масленицы меняются в зависимости от того, когда начинается Великий пост.
В народе каждый день масленицы имеет свое название.
Понедельник — встреча. В этот день начинали наряжать чучело, строили снежные городки, качели, горы, начинали печь блины. Первый блин отдавался нищим на помин усопших. В этот день родственники ходили друг к другу, чтобы договорится, как провести неделю.
Вторник — заигрыши. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых: «У нас-де горы готовы, и блины испечёны — просим жаловать».
Среда — лакомки. В этот день зять приходил «к тёще на блины». Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.
Четверг — широкий разгул. С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам: ледяным горам, балаганам, качелям, катаниям на лошадях, карнавалам, кулачным боям, шумным пирушкам.
Пятница — тёщины вечерки. Зятья приглашали в гости своих тёщ, угощали их блинами.
Суббота — золовкины посиделки. Золовкой называют сестру мужа. В этот день невестки должны были дарить золовкам подарки. В этот день сжигают соломенное чучело Масленицы — символ зимы, и, тем самым, окончательно прощаются с зимой. Сжигание чучела Масленицы было самым популярным видом проводов. На кострах сжигали разнообразные чучела. Это мог быть просто ворох соломы, колесо, одетое на жердь, шесты, обмотанные соломой и тряпками. А могла быть и соломенная кукла, одетая в женский костюм, с которой празднующие ходили по деревне, а в последний день сжигали, разрывали или топили.
Последний день Масленицы — прощёное воскресенье. Прощеное Воскресенье имело разные названия. Называли его также и целовальником, и проводами. В этот день завершались веселья и объедания. Заканчивается гулянье, на ледяных горках разводят костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить. Прощения просят, милосердные дела творят. Все просят друг у друга прощения, кланяются в ноги, а в ответ слышат: «Бог простит, и я прощаю». В Православной церкви считается, что смысл Сырной седмицы — примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту — время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению. В храмах начинают совершать великопостные службы. В среду и пятницу не совершается Божественная литургия, читается великопостная молитва святого Ефрема Сирина.
Масленица — потрясающий симбиоз православия и язычества. Начало праздника — «масляные деды». Предки-язычники верили, что в это время на землю с небес опускаются души умерших, которые должны во всем помогать живущим. Поэтому самые первый блин всегда следовало класть на окошко, чтобы души предков были не в обиде. Для православных же Масленица — последняя неделя перед великим постом, которая именуется «сырной седмицей»: мясо уже есть нельзя, зато можно молочные продукты. Несмотря на языческую символику блина как символа солнца, это кушанье церковь никогда не запрещала. Период от Крещения до масленичной недели назывался «свадебница». Для всех, кто уже вступил в брачный возраст, но не связал до сих пор себя узами брака, Масленица была своего рода напоминанием о том, что настала пора жениться или выходить замуж. Молодым парням в эту неделю не возбранялось воровать девушек. Если в селе жил холостяк, который, по мнению односельчан, уже слишком давно вступил в брачный возраст, то дверь его дома заваливали большой деревянной колодой и не выпускали наружу до тех пор, пока он не заплатит весельчакам солидный выкуп. Деревянная колода намекала на бесплодие: как сухая деревяшка не дает свежих побегов, так и старый бобыль не дает продолжения роду.
2. ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ
Прощёное воскресенье — (прощенное) последнее воскресенье перед Великим постом или 7-е воскресенье перед Пасхой. В России также считается последним днем Масленицы.
В этот день все православные просят друг у друга прощения — чтобы приступить к посту с доброй душой, сосредоточиться на духовной жизни с чистым сердцем встретить Пасху — день Воскресения Христова. В этот день последний раз употребляется скоромная пища.
«В этот день, по установленному в древние времена обычаю, поклонившись друг другу из глубины наших сердец, прощают православные взаимные обиды и согрешения. Это необходимо нам, если мы хотим жить с Господом и находясь на земле, и переселившись в жизнь вечную. Мы все желаем себе вечного спасения. Но это возможно только в том случае, если не будет в нашем сердце обид; не будет взаимного осуждения, неприязни.
Возможно только тогда, когда в сердце нашем будет мир — это драгоценное священное благо, которое дарует нам Христос Спаситель.
Но для этого нужно и простить тех, кто нас обидел, и испросить себе прощение у тех, кого мы вольно или невольно обидели. Иначе напрасны будут все наши труды в предстоящем посту. Не примет Господь наших многочисленных земных поклонов, если в сердце нашем будут продолжать жить обиды на брата, зло и недоброжелательность к ближним». Архим Иоанн Крестьянкин
В храмах на вечернем богослужении совершается чин прощения.
Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов. Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибли в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, чтобы встретиться только на Пасху, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого Поста может оказаться последней. Для того и существовал чин прощения — чтобы быть примиренным и прощенным со всеми и — благодаря этому — с Самим Богом.
С течением времени эта традиция перешла в богослужение всей Церкви.
Примем друг друга лаской, любовью, все друг другу простим! В воскресный вечер поется канон: «Возлюбим друг друга, рцем друг другу «Братья» и всем простим все Воскресением…» Потому что не простить — это остаться во тьме, когда мы стремимся к свету, не простить — это остаться рабом греха, когда мы ищем свободы, не простить — это сохранить вольной волей в себе семя смерти и жало смерти, когда мы ищем, желаем воскресения, молим о нем, стремимся к нему… Простим же друг другу все, все, чем мы друг другу досадили, чем мы друг друга оскорбили, унизили, все, что мы сделали, совершили безумно, в помрачении ума, в безумии сердца, в нетрезвом колебании воли, в бунте плоти — все простим друг другу и начнем этот путь. Этот путь нелегок, а потому будем на нем друг друга поддерживать; те, кто крепче, поддерживать немощных, но все, все, все без остатка терпеть друг друга, нести друг друга.
В дореволюционное время, например, существовал обычай царю испрашивать прощения у свои подданных. С этой целью царь объезжал войска, просил прощения у солдат, посещал монастыри, где просил прощения у их братии, приезжал к архиереям, чтобы и у них попросить прощения.
В этот день вспоминает Церковь страшную трагедию, свершившуюся с человечеством на заре его истории — изгнание его, в лице общего нам всем праотца Адама, из рая.
3. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАЗВАНИЯ ПРАЗДНИКА МАСЛЕНИЦА
календарный праздник масленичный прощеный
По одной версии в основе появления самого слова «масленица» лежит традиция выпекания блинов. Данная традиция связана с тем, что люди пытались привлечь милость солнышка, а также при помощи блинов уговорить его побольше греть замерзшую русскую землю. Вот для этого и стряпали блины, которые были символом солнца. Кроме того, также в русских деревнях принято производить разные действия, которые связаны с кругом. Например, объезжать несколько раз село на лошадях, или же украшать колесо от телеги и затем его на шесте носить по улицам, а также водить традиционные хороводы. Считалось, что данные действия «умасливают» и упрашивают солнце, и этим самым делают его добрее. Вот отсюда и название праздника — «Масленица». Другая версия говорила о том, что название «Масленица» возникло еще и потому, что именно по православному обычаю на этой неделе мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты можно употреблять — вот, следуя данному обычаю, и пекут блины масленые. По этой же причине, как правило, Масленицу называют также и Сырной неделей. А если верить другим легендам, то Масленица родилась на далеком Севере, и по легенде отцом этого праздника был Мороз. В самое суровое и печальное время года — зиму, человек заметил масленицу, которая пряталась за огромными сугробами, и позвал ее помочь людям своим теплом, согреть людей и развеселить их. И на зов человека Масленица пришла, но пришла она не хрупкой девочкой, которая пряталась от человека в лесу, а здоровой и красивой бабой с жирными от масла и румяными щеками, но коварными глазами и с хохотом. Она заставила не одного человека на неделю забыть о зиме, своим теплом разогрела кровь в его жилах, схватила его за руки и пустилась в пляс. Вот по этой легенде в старину Масленица была самым веселым праздником.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В восточнославянском народном календаре Масленица делит два сезона — зиму и весну. Исследователи считают, что первоначально Масленицу относили ко дню весеннего равноденствия, и она была весенним праздником, но в христианское время она была отодвинута назад Великим постом и стала отмечаться в период, когда на основной территории проживания восточных славян ещё были сильные морозы. Именно соединение элементов зимней и весенней обрядности и переходный характер Масленицы составляют особенность этого праздника.
Масленица сегодня — это озорное и веселое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. Ну, и еще повод поесть блинков, который в эту неделю все хозяйки пекут в сумасшедших количествах.
Православные едят блины все дни сырной седмицы (правда, без сливочного масла и сметаны). Позвать на блины — лучший повод в году для того, чтобы помириться, загладить вину и великодушно простить обидевших вас людей. На Масленицу принято ходить в гости, звать гостей, угощать бедных, жертвовать нищим.
Список литературы
1. Кухаронак, Т.І. Каляндарныя святы // Беларусы Т.6: Грамадскія традыцыі. — Мн.,2002.
. Соколова, В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов: XIX — начало XX в. — М., 1979.
. Цітоў В.С. Этнаграфічная спадчына. Беларусь. Традыцыйна-бытавая культура. — Мн., 1996.
. Этнография Беларуси. — Мн., 1989.
Теги: Праздник Масленицы Реферат Культурология
Интересные факты о масленице
Интересные факты о Масленице и ее гуляниях передаются от поколения к поколению. Масленица — веселый, задорный, православный праздник. Она отмечается в последние дни зимы, перед Великим постом, с большими гуляниями и обязательно блинами.
Немного истории
Масленица — древний славянский праздник, который раньше отмечался совсем по-другому. В наше время к нему добавили немалую развлекательную часть с хороводами, кострами, блинами и похождениями по гостям. Раньше церковь считала этот праздник языческим. Сейчас это православный праздник, и церковь воспринимает его как часть подготовки к Великому посту. Известным является тот факт, что вплоть до 17 века эти верования было запрещено отмечать, хотя Масленица считалась народным праздником весны и начала зарождающейся жизни. Тех, кто все-таки на это осмеливался, преследовали.
Как бы ни старались искоренить этот праздник, ничего из этого не получилось. Люди и дальше продолжали веселиться в последние дни зимы и никакие наказания их не пугали. С начала 18 века церковь стала обращать меньше внимания на празднование Масленицы, поэтому гуляния продолжались, и этот праздник закрепился до сегодняшнего дня. Только его суть стала немного искаженной, но о Масленице самое интересное все же осталось.
Со второй половины 18 века церковь стала поддерживать Масленицу, но только определила ограниченный состав продуктов, которые можно употреблять в эти дни. А также составила список молитв, которые обязательно нужно читать в это время. Если до начала 17 века Масленица длилась 14 дней, то несколько позже их стало 7. Каждый из этих дней имеет свое название.
Уже в начале 20 столетия все названия перемешались. Сейчас Масленица считается праздником встречи весны, с веселыми гуляниями, большим количеством еды и вкусными блинами.
Блины на Масленицу стали главным блюдом. Еще ни одно веселье не проходило без них. Как и в давние времена, это блюдо представляет собой символ солнца. Наши предки в давние дохристианские времена поклонялись богу солнца и готовили ему блины в подарок за свет и тепло.
Значение дней
Мало кто задумывается, куда уходит корнями навание праздника Масленица. А все дело в том, что на протяжении всей недели перед началом Великого поста разрешалось употреблять в пищу молоко, сливки, масло, творог и твердый сыр, все сорта рыбы. Начало этого праздника всегда связано с началом Великого поста. Каждый день Масленичной недели имел свое название. О Масленице интересные факты не могут не вызывать удивление у современных людей.
Масленичная неделя всегда начинается с понедельника. Поэтому первые 3 дня празднований назывались Узкой Масленицей. Дни с четверга по пятницу именовались Широкой.
Начиналась Масленичная неделя с выпечки блинов. В этот день, то есть в понедельник, сваты со свекрами встречались, чтобы обговорить, где провести масленичный пир и определиться со списком приглашенных гостей. Кроме того, в понедельник заканчивали строить качели, снежные горы и изготовлять чучело Масленицы из соломы.
Во вторник с самого утра молодежь шла кататься на санях, к ним присоединялись их родня. Потом начиналось угощение блинами. На протяжении Масленичной недели шло знакомство молодых и сватовство, чтобы потом после Великого поста сыграть свадьбу.
Среда на этой неделе считалась особым днем. Теща для любимого зятя пекла разнообраные блины и занималась приготовлением других лакомств, чтобы показать свое уважение к нему. Кроме того, в этот день теща принимала в гости семью зятя и его самых близких родственников.
В четверг уже начиналось большое празднование. В этот день никто не занимался хозяйственными работами. Проходило шумное празднование, люди употребляли большое количество алкоголя и еды.
В пятницу теще полагалось отправится с ответным визитом в гости к зятю. Молодые занимались выпечкой блинов, а теща со своими блинами навещала мужа своей дочери. Зять как хозяин дома должен потчевать дорогих гостей и всячески угождать им. Показывая этим, как он рад и счастлив от общения с родственниками своей жены.
Суббота является днем золовкиных посиделок. Молодая невеста угощает в своем доме золовок и всех родственников мужа. Если золовка незамужняя, то она приводит с собой всех подруг, которые еще не успели побывать замужем. Если золовка замужняя, то она приводит в гости всю родню.
Прощеное воскресенье является последним днем гуляний. В это время проводились заговены перед Великим постом, поминали умерших родственников. Существовала традиция для родственников и просто знакомых просить друг у друга прощения за все обиды и конфликты, которые имели место в этом году.
Необычные факты
На сегодняшний день существует много интересных фактов о Масленице. Самые любопытное такие:
- Праздник Масленица всегда зависит от Пасхи. Масленичная неделя начинается за 56 дней до Пасхи, то есть за 8 недель.
- С самого начала он назывался «сырной» или мясопустной седмицей. Масленицей он стал называться только тогда, когда его официально внесли в праздники православной церкви.
- Некоторые думают, что этот праздник назвали в честь древнеславянской богини Лели. Ее считали многоличной богиней. Она преставала перед людьми то в образе нежной девушки, то в образе пышногрудой с румяными щеками Масленицы.
- Все люди обожают Масленицу. Ритуалы праздника расписывают по мелочам. Все их обязательно придерживались.
- С самого начала этот праздник назывался Комоедица. И отмечался он немного позже, но всегда в одно и тоже время, 20 или 21 марта. Название от слова «Ком» — так наши предки называли медведя. Медведи чуяли начало весны и просыпались. Люди приносили этому зверю блины в жертву. Отсюда и получилась поговорка «первый блин комам», то есть медведям.
- Блин считается символом солнца, поскольку он, как солнце, желтый круглый и горячий. Люди считали, что съев блин, они съедают часть тепла и могущества солнца.
- В старинные времена в Масленицу мужчины искали себе невест. К одежде парней, которые хотели жениться или к одежде их родителей, девушки привязывали колодку из дерева — символ продолжения рода. За это парни должны были угостить девушку сладостями или сделать какой-то подарок.
Масленицу отмечают во многих странах. В Европе тоже есть похожий праздник, который называется Бельтайн, он отмечается в день великого равноденствия. Гуляния, похожие на нашу Масленицу, проходят ежегодно в Сербии, Англии, Чехии и Дании.
Видео
Интересные факты о Масленице | Журнал Ярмарки Мастеров
Всем доброго дня!
Все любят этот праздник! Мне стало интересно, как появился этот праздник и всё, что с ним связано.
И нашла 10 интересных фактов о празднике Масленица, которыми хочу поделиться!
1. Интересно, что Масленица — это единственный языческий праздник, официально признанный Русской православной Церковью. В христианском православии он стал называться «сырной» или «мясопустной» седмицей (неделей). И даже название «Масленица» этот праздник получил лишь с 17-го века, когда был включен в церковные праздники и по времени сдвинут ближе к началу года.
2. Дата этого праздника теперь всегда зависит от даты христианской Пасхи: Масленица начинается за 56 дней (8 недель) перед Пасхой и длится 1 неделю, с понедельника по воскресенье. И название «Масленица» пришлось в пору этому видоизмененному празднику, потому что в этот период времени — последнюю неделю перед Великим постом — Церковный устав запрещает верующим есть мясо, а разрешает вкушение сливочного масла, молочных продуктов, яйц и рыбы.
3. Хотя есть еще вариант: возможно, название этого праздника является одним из имен древнеславянской богини Лели. Она является одной из самых многоликих богинь, представая пред людским родом то в образе нежной девушки, а то на весеннее равноденствие — пышнотелой, с румяными щеками Масленицы. И пели о Масленице так: «Приезжай ты к нам На широк двор: На горах покататься, В блинах поваляться, Сердцем потешаться. Масленица — Красная краса, Русая коса, Тридцати братьев сестра, Сорока бабушек внучка, Трех матерей дочка, кветочка, Ягодка, перепелочка».
4. Русский народ во все времена обожал Масленицу. Ритуалы праздника были расписаны по дням, и было очень важно их придерживаться.
В понедельник Масленицу встречали: делали из соломы чучело, с пением возили его на санях по деревне. Во вторник — Заигрыши, когда начинались развлечения: были тут и балаганы с Петрушкой, и ходившие по домам ряженые.
Среда — Лакомка: начинали угощаться блинами и другими яствами.
Четверг — Разгул (Перелом, Широкий четверг): проходили жаркие масленичные кулачные бои, в которых были свои строгие правила. Нельзя было, например, бить лежачего (помните поговорку «лежачего не бьют»?).
В пятницу — Тещины вечера, и целый ряд масленичных обычаев был посвящен будущим свадьбам и молодоженам (остатки брачно-семейных обрядов). Неуважение зятя к этому событию считалось бесчестием и обидой, становилось поводом к вечной вражде между ним и тещей.
В субботу — Золовкины посиделки: молодые невестки (жены считались пришедшими «невесть откуда», поскольку было принято брать замуж) принимали у себя родных.
Воскресенье — Проводы, Прощальный день(или Прощеное воскресенье): все непременно приветствовали друг друга поцелуем и говорили: «Прости меня, пожалуйста». А им отвечали: «Бог тебя простит». С той же целью в Прощеное воскресенье ходили на кладбище, оставляли на могилах блины, молились и поклонялись праху родных.
А еще в последний день Масленицы сжигали чучело зимы. Многие думают, что это чучело Масленицы, но нет: не Масленицу сжигают, а зиму провожают!
5. Еще одна очень важная примета Масленицы прошлого века — медвежьи потехи. Эта народная забава несколько раз упоминалась в «Домострое», осуждающем ее как одно из «бесовских угодий», «богомерзких дел». Но, несмотря на запреты и гонения, медвежья потеха продолжала существовать, веселя и радуя народ.
6. Откуда же родом этот стойкий праздник Масленицы, раз мы празднуем его с древних времен и поныне? Первоначально у наших далеких прародителей (православных, так как они славили Правь — мир светлых богов) праздник носил название — Комоедица. И отмечался он всегда в одно и то же время — в астрономическое весеннее равноденствие (20 или 21 марта, по современному календарю), после которого день становится длиннее ночи, пробуждается природа и Ярило-солнце растапливает снега.
Почему именно Комоедица? «Ком» — так наши предки называли медведя. Медведи чуяли весну — просыпались. Люди приносили «блинные жертвы» великому Медовому зверю: отсюда — «первый блин комАм», т. е. медведям. Это нам, невежам, слышится по-другому: «первый блин комОм». Медведь — это «хозяин», «ведающий (мед)», а мед для русского человека — источник жизни и здоровья.
7. Кстати, и слово «языческий» — означает «народный» (древнеславянское слово «язык» означает — «народ»). А блин — конечно, символ солнца, поскольку он, как и солнце, желтый, круглый и горячий. И древние верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества.
8. Как известно, в 988-м году Русь была крещена. И крещена (от этого факта никуда не уйдешь) насильно. Всех, включая малых детей, дружины варягов копьями загоняли для крещения в реки, и реки, как сообщает летописец, «краснели от крови»… Порабощенные славяне навсегда лишились своих корней и духовной связи с древними предками.
Управлять таким народом стало удобнее. Но народ никогда не забывал свою традиционную Масленицу и, несмотря на гонения со стороны Церкви и властей, повсеместно продолжал ее праздновать. И обычаи Комоедицы-Масленицы дошли до нашего 21-го века: пережив много исторических перепитий, даже в середине прошлого века (в советские времена), праздник широко отмечался и у нас в Даугавпилсе.
9. Сакральный смысл этого праздника поистине космичен: для славян это был праздник воскрешения Земли. Огонь Даждьбога, набравшийся в Сварге за долгую Зиму сил, покидает Небо и приходит к просыпающейся Земле, согревает ее Душу, вселяет в нее молодую Весеннюю надежду-Лелю.
Праздник насыщен обрядовой символикой, что помогает встречать перелом — начало годового цикла жизни природы. онечно, с течением времени народная Масленица превратилась в веселое многодневное «обжорное» светское гулянье, утратив древний сакральный смысл торжественной встречи преобладания дня над ночью и освящения единения каждого члена рода со своими великими предками. Но, согласитесь, это один из самых душевных праздников нашего времени.
10. О подробностях славянских языческих религиозных обрядов дохристианских времен, которыми руководили волхвы, нам известно немногое.
Попытки реконструировать их, исходя из дошедших до нас исторических документов Западной Европы, Ирландии и Англии об обрядах подобного славянской Комоедице (Весне священной) западного языческого праздника Бельтайн (тоже весеннего праздника религии друидов), представляются весьма условными.
Кстати, этот весенний праздник – еще одно подтверждение, что народы Европы берут начало от одного великого пранарода. Например, в Кельне масленичные гуляния называются «фастеловенд» (Fastelovend), а в Майнце – «фассенахт» (Fassenacht).
Широкой известностью пользуется масленичный карнавал в Рейнской области – Рейнланде. Здешний карнавал – это безудержное веселье с четверга до вторника. Аналог Масленицы до сих пор празднуют в Чехии, Дании, Англии.
Вот такие интересные и не особо известные факты!