Летнее солнцестояние и Иван Купала — 2017: когда наступает, обряды и приметы, ритуал на замужество
Наступает летнее солнцестояние, когда ночь — самая короткая в году, а день — самый длинный. В народной традиции этот день наполнен глубоким смыслом, а языческие поверья нашли свое отражение и в христианском календаре.
Когда летнее солнцестояние в 2017 году
Летнее солнцестояние, которое еще называют летний солнцеворот, наступает в момент, когда наклон оси вращения Земли в направлении Солнца имеет наименьшее значение. Это происходит 20 или 21 июня в Северном полушарии и 21 или 22 декабря в Южном полушарии.
В 2017 году для Северного полушария этот момент наступит 21 июня в 04.24 по московскому времени. День 21 июня будет самым длинным в году, а ночь с 21 на 22 июня — соответственно — самой короткой.
Праздник летнего солнцестояния
Праздник летнего солнцестояния очень важен в культуре многих народов. У славян он назывался Иван Купала, у финнов и ингерманландцев — Юханнус, у латышей — Лиго.
В этом году, который по восточному календарю считается годом Красного петуха, в день летнего солнцестояния Солнце войдет в зодиакальный знак Рака. Это значит, что в этот период в приоритете будут семейные ценности, домашний очаг и дружба.
Когда отмечается Иван Купала
В настоящее время в России праздник Ивана Купалы отмечается не в летнее солнцестояние, как это было исторически, а вместе с христианским праздником Рождество Иоанна Предтечи, 7 июля. Соответственно, знаменитая ночь накануне Ивана Купалы — это ночь с 6 на 7 июля.
Дело в том, что Рождество Иоанна Предтечи православная церковь отмечает по юлианскому календарю 24 июня, и изначально этот праздник как раз и соотносился с самым длинным днем в году. Однако сейчас из-за разницы календарей праздник отмечается по новому стилю — 7 июля, поэтому русское празднование Ивана Купала сегодня не совпадает с летним солнцестоянием.
О традициях Ивана Купалы Федеральное агентство новостей уже рассказывало, но и у дня летнего солнцестояния тоже есть свои обряды, поверья и традиции.
Что можно есть
В эти дни желательно есть все, что связано с зеленью и солнцем, тем более, что это время Петровского поста, когда, если строго следовать правилам, под полным запретом мясное и молочное. Так что в летнее солнцестояние самые желанные продукты на столе — зеленый лук, укроп, петрушка и другие свежие травы, а также зеленые, красные и оранжевые овощи, ягоды и фрукты. Именно эти продукты подпитывают нас энергией солнца и силами природы.
Традиции и обряды
День летнего солнцестояния — это разгар лета, поэтому главная сила в этот период в трех природных составляющих — зелени, воде и огне.
Считается, что в это время русалки уже уходят спать на дно водоемов, поэтому купаться можно безбоязненно. Поэтому, если в день летнего солнцестояния искупаться в открытом водоеме до восхода солнца, это даст здоровье и силы на весь год.
Со дня летнего солнцестояния можно было заготавливать банные веники, в основном березовые. До этого дня беспокоить лес считалось опасным, не вовремя заготовленный веник мог принести чесотку и другие болезни.
Одним из главных атрибутов праздника был костер, который назывался купалец. Его разжигали ближе к вечеру накануне праздника и веселились, прыгая через огонь и танцуя вокруг него. Обычно костры жгли до утра на краю деревни, чтобы отогнать злые силы.
Девушки прыгали через огонь, чтобы защититься от порчи и сглаза. Считалось, что прыгнуть через костер вместе с парнем, держась за руки, — к скорой свадьбе.
Травы, собранные в этот период, считались особенно целебными. Из них делали настои и отвары, которые пили всей семьей. Также из пучков заветных трав делали обереги, которые хранили весь год. Существует легенда, что в самую короткую ночь в году цветет папоротник. Этот цветок очень трудно найти и еще труднее сорвать, но к тому, кто это сделает, придут удача и здоровье, а также умение становиться невидимым, понимать язык животных и находить спрятанные клады.
Ритуалы в летнее солнцестояние
В летнее солнцестояние девушки плели из полевых трав ритуальные венки. Считалось, что правильно загаданное желание с надетым на голову венком несет финансовое благополучие.
В этот день существовал и ритуал на замужество. Вечером 21 июня девушка должна была в одиночестве собрать 12 разных трав и цветов, положить их под подушку и сказать: «Ароматы луга, ароматы поля, унесите меня в сонное раздолье. Лягу девкой, проснусь женой». Утром заветный букет нужно было сжечь.
Народные приметы
- Перепрыгнуть через костер в день летнего солнцестояния считалось хорошей приметой — значит, всю семью ждет достаток и хороший урожай.
- Дождь, плохая погода и невозможность разжечь костер в этот день считалось плохой приметой и предвестником неурожая и скудного года.
- Считается, что дети, рожденные в день летнего солнцестояния, растут здоровыми и счастливыми, поскольку им покровительствует солнце.
- Хорошей приметой считалось в день летнего солнцестояния встретить рассвет, это давало силы и здоровье на весь год.
- Обильная роса утром в летнее солнцестояние сулила хороший урожай. Эту росу старались собрать и использовать как целительное снадобье.
- Много звезд в небе в самую короткую ночь — в лесу этим летом будет много грибов.
- Попариться в бане в этот день считалось к здоровью. Для этого желательно было использовать свежесобранный веник.
- Вода, набранная утром в летнее солнцестояние, считалась целительной. Ее использовали для питья и умывания.
- Если в день летнего солнцестояния повесить у дверей букет Иван-да-Марьи в качестве оберега, нечистая сила и печали будут обходить дом стороной.
Ивана Купала 2018 – традиции, обычаи, что можно, что нельзя, когда праздновать
Один из самых таинственных и магических праздников, доставшийся нам от наших предков. Рассказываем, чем интересен Ивана Купала
Купания, прыжки через костер, гадания и поиск цветущего папоротника. Основные атрибуты Ивана Купала, отмечаемого в ночь с 6 на 7 июля, пожалуй, известны каждому, но сам праздник далеко не ограничивается лишь этим.
Ивана Купала с легкостью можно называть древним праздником. Спустя много лет он остается все таким же популярным и одним из наиболее неординарных дней, к тому же, известным своими оригинальными традициями и обрядами. О них, а также в целом о празднике расскажем детальнее.
Когда празднуют Ивана Купала?
Мы не зря начинаем именно с этого вопроса, поскольку он остается одним из наиболее частых, а путаницы в дальнейшем стоит избегать.
Есть две даты Ивана Купала. По старому стилю его праздновали (и, кстати, многие все еще продолжают праздновать) во время летнего солнцестояния (20-22 июня). Этот период был временем празднования еще у язычников.
С момента появления в Украине и прочих странах, празднующих Ивана Купала, христианства дата поменялась. По новому стилю теперь это ночь с 6 на 7 июля. Таким образом, Ивана Купала совпадает с одним из известнейших православных праздников – Рождеством Иоанна Предтечи.
Предположительно, Ивана Купала произошел из языческих ритуалов очищения, омовения, которое происходило в реках и озерах в день летнего солнцестояния.
Откуда вообще название Ивана Купала?
Стоит сразу уточнить: дохристианское название праздника до сих пор неизвестно. Само же название Иван Купала имеет народно-христианское происхождение и является славянским вариантом имени Иоанн Креститель (в переводе с греческого — погружатель, купатель).
Другие названия: Иванов день, Купала, Колосок, Ярилин день, Кокуй, Иван-травник, Сонцекрес, Купайло, Купалле, Іван Калдунски.
Фото из открытых источников
Чего нельзя делать на Ивана Купала?
Считается, что на Ивана Купала просыпается разного рода нечисть — ведьмы, змеи, водяные, русалки, оборотни. Поэтому
Кроме того, в этот период не принято ничего отдавать, продавать и занимать, иначе семья может обеднеть.
Фото из открытых источников
Какие обряды и поверья связаны с Ивана Купала?
Ключевые символы Ивана Купала – вода, огонь и травы.
Обязательный атрибут номер один – купание на восходе солнца. Считается, что таким образом человек проходит своеобразную процедуру очищения – смывает с себя заболевания и укрепляет иммунитет. Купание происходило в различных местах: кто-то очищался в реках, кто-то готовил для этого баню.
Потом наступала очередь огня. На возвышенностях или у рек разжигались костры. Иногда огонь добывался древним способом – трением дерева о дерево. Костры разжигали поздним вечером и зачастую жгли до самого утра.
Что интересно, в селах к костру должны были выйти все женщины села. Та, которая не появилась, попадала под подозрение в ведьмовстве.
Вокруг костров водили хороводы, но наиболее известное его предназначение в другом.
Фото из открытых источников
Через костер прыгали: как в одиночку парни и девушки, так и пары, которые держались за руки. Считалось, что если молодые люди преодолевали костер, не отпуская рук друг друга, значит, им суждено быть вместе. Если руки размыкались, то это означало, что пара скоро расстанется.
Когда молодежь заканчивала свои гулянья с кострами, старшее поколение проводило свою домашнюю скотину между купальскими кострами, для того чтобы их не постигла смерть и болезнь.
Еще одним важным атрибутом праздника были и остаются гадания.
Девушки гадали на суженого – плели венки из 12 разных видов растений, после чего пускали их по воде.
Если венок потонет, девушка не выйдет замуж в этом году,
Кроме того, в этот день принято собирать цветы для гадания – богатки. Найдя цветок, девушка клала его под подушку. Если бутон распустился – замужество скоро, если завял, то придется подождать.
В ночь на Ивана Купала девушки ходили в лес собирать лекарственные травы и цветы, которые, согласно поверьям, в этот период насыщались особенной силой.
К примеру, сорванный в купальную ночь цветок иван-да-марья необходимо было вложить во все углы своей избы. Считалось, что вор никогда не залезет, так как будет слышать голоса в доме.
Ну и, конечно, официально стартовала
Найди его, если сможешь
Существует поверье, согласно которому только один раз в году, в ночь на Ивана Купала, цветет папоротник.
Мифический, несуществующий в природе цветок якобы даст тому, кто найдет и сорвет его, особенные силы и возможности.
В частности, обладатель цветка становится прозорливым, получает возможность понимать язык животных, видеть все клады, становиться невидимым, принимать любое обличье, а также открывать замки сокровищниц, лишь приложив к ним цветок.
В целом, вот такой он праздник Ивана Купала. Особенный и оригинальный.
Летнее солнцестояние 2019: когда наступает, традиции и приметы, Иван Купала и обряды на замужество
В дни летнего солнцестояния, когда ночь — самая короткая в году, а день — самый длинный, наши предки чествовали Ивана Купалу (в разгар лета церковь отмечает Рождество Иоанна Крестителя (Предтечи). Это время на Руси было связано с народными традициями и обрядами, в том числе на замужество.
Когда наступает летнее солнцестояние в 2019 году
Напомним, летнее солнцестояние (летний солнцеворот) наступает, когда наклон вращения оси Земли в направлении Солнца становится наименьшим. В Северном полушарии летнее солнцестояние наступает 20 или 21 июня, в Южном — 21 или 22 декабря.
Летнее солнцестояние 2019 наступит в пятницу, 21 июня, в 18.54 по московскому времени.
Летнее солнцестояние и Иван Купала
Иван Купала, или Иванов день — народное название праздника Рождество Иоанна Предтечи (Крестителя). Изначально Иван Купала совпадал с летним солнцестоянием, но затем праздник стали отмечать немного позже. Западные христиане, живущие по григорианскому календарю, отмечают Иванов день 23 июня, в канун Рождества Иоанна Крестителя, отмечаемого 24 июня.
Церкви, живущие по юлианскому календарю, в том числе Русская православная церковь, празднуют Рождество Иоанна Крестителя (он же Иван Купала) 7 июля. Поэтому в России знаменитая ночь накануне Ивана Купалы — это ночь с 6 на 7 июля.
Летнее солнцестояние: народные традиции
Народные традиции на летнее солнцестояние и на Ивана Купалу тесно связаны с водой. В это время в деревнях начинался «официальный» купальный сезон: считалось, что притомившиеся от хулиганства и неприличных забав русалки уже опустились на дно водоемов и спят, не тревожа купальщиков.
Также в это время в большом почете был огонь, как одна из важнейших стихий. Поэтому наши предки в самые светлые летние ночи жгли костры у водоемов, водили хороводы и прыгали через огонь. Считалось, что такой прыжок, как и купание, является очистительным.
С летнего солнцестояния начинали заготавливать банные веники, поскольку в это время лес уже окончательно созрел и готов поделиться с человеком своей силой. Тех, кто ломал березу на веники раньше летнего солнцестояния, осуждали: люди верили, что природа может отомстить не только ослушнику, но и всей его семье, а также соседям, наслав болезни и даже мор.
Летнее солнцестояние: что можно есть
В 2019 году летнее солнцестояние не совпадает с постом, то есть особых ограничений в питании еще нет. Дело в том, что достаточно строгий Петров пост начнется в этом году только 24 июня (дата начала поста зависит от времени Пасхи и Троицы).
Тем не менее, в летний период по традиции на Руси старались не объедаться мясом и вообще избегать тяжелой пищи. Самыми предпочтительными в питании считались плоды земли — сада и огорода. А, поскольку Иван Купала связан с водой (как известно, Иоанн Креститель крестил Иисуса в водах реки Иордан), — в это время разрешены и даже рекомендованы рыба (особенно свежая) и морепродукты.
Летнее солнцестояние: обряды на замужество
В разгар лета на Руси традиционно начинались гуляния молодежи, в том числе не вполне невинные. Это было время, когда молодые люди искали себе пару, а живучие в некоторых местах дохристианские традиции разрешали делать это не слишком церемонно.
Женщины и девушки на летнее солнцестояние начинали заготовку целебных трав и растений, в том числе тех, которые считались приворотными. Девушки, естественно, активно искали приворотное зелье на скорое замужество. Самым подходящим растением для приворота богатого доброго мужа, достатка и благополучия считался таинственный цветок папоротника, якобы расцветающий раз в сто лет. И, хотя на самом деле папоротник не цветет, и по сию пору на летнее солнцестояние и на Ивана Купалу девушки ищут заветный цветок, рассчитывая приворожить любимого да приманить счастье и удачу.
Ну, а за неимением цветка папоротника, красавицы, чтобы приворожить любимого, надевали венки из полевых цветов. В особенном почете в качестве приворотного цветка было травянистое двуцветное растение
Также важные приметы на замужество были связаны с огнем — если девушке прыгнуть через костер, взявшись за руки с понравившимся парнем, значит свадьба не за горами.
Не с кем вместе прыгнуть — не беда: прыгай сама, ждет здоровье и удача.
Побоялась прыгать: пеняй на себя — и подруги засмеют, и сельчане осудят и даже могут заподозрить в ворожбе.
Согласно народному поверью, дети, родившиеся в летнее солнцестояние, растут здоровыми и сильными, ведь им покровительствует само небесное светило.
дата празднования, история и особенности
Иван Купала – один из тех праздников, что сохранился со времен язычества. Далеко не все традиции и обряды удалось упразднить христианской церковью. Волшебный, радостный праздник, полный таинственности и чудес, его по сей день отмечают с размахом. Песни, игры, забавы, хороводы, гадания – вот что такое День Иван Купала. Но как отмечали любимый праздник в Древней Руси? И в чем была его суть?
Немного о языческих богах славян
В Древней языческой Руси наши предки поклонялись силам Матушки Природы. Каждое почитаемое божество «отвечало» за ту или иную стихию или пласт народной жизни. Так, Ярило – бог Солнца; Стрибог – покровитель воздушных стихий, ветра; Велеса очень почитали скотоводы, земледельцы и охотники; Морена – богиня мора и смерти; Лада – славянская «Афродита», богиня любви. Богов было много. Одних особо почитали в определенный сезон, другим же поклонялись круглый год. Так и Купало – легкий и веселый бог лета, летних плодов, покоса, которому поклонялись в период цветения трав. Не самый могущественный, но почитаемый и любимый.
Кто такой Купало?
Купало был олицетворением мужского семени, оплодотворяющим весь растительный мир, включая сельскохозяйственные культуры. Не будет урожая – не будет сытой жизни, начнет голод и мор. Поэтому Купалу тоже надо было ублажать и восхвалять. В день летнего солнцестояния считалось, что Купало выполнил свою функцию, солнце повернуло на зиму, а бог умирал до следующей весны, и его надобно «похоронить» — то есть, сжечь чучело Купалы или отправить его вниз по реке. Вот и объяснение огню и воде. Только, разумеется, никакой трагедии не было. Напротив – люди радовались и смеялись, восхваляли и благодарили.
Почему Купало стал Иваном?
С приходом христианства к названию праздника приросло имя «Иван», переплетаясь с православным календарем. Священнослужители понимали, что нельзя полностью задушить многовековую традицию, поэтому поискали близлежащее событие и приурочили День Купало ко Дню Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Так и остался языческий праздник и в православной культуре. Правда, некоторые его обряды церковь считала греховными и старалась всячески упразднить «бесовские игрища».
Что же было «греховным»?
А теперь самое интересное. День Иван Купала (а точнее – ночь) в языческой Руси всегда был эротическим праздником, торжеством молодости и любви. Ведь Купало – это мужское семя, начало всех начал и его надо восхвалять. Секс был божественным даром, космическим зарождением. И почти каждый обряд праздника имел сексуальный подтекст. К примеру, прыжки через костер. Да, прыгали парам, взявшись за руки. Но прыгали не только парами, но и поодиночке. И ладно, парни удаль свою демонстрировали. А девушки? А чтобы подол повыше задрался. И никогда девица не прыгнет, если среди гуляющих нет парня, которого она завлечь хочет. А купание? Что делали молодые в реке? Да то и делали, что церковь грехом считала сродни с колдовством. Тогда же считалось, что река унесет всю скверну и останется только божественность совершенного в реке действа. В ночь на Иван Купала каждый куст «дышал», эротизмом был пронизан воздух. И даже измена в эту ночь таковой не считалась. Впрочем, основная цель была все-таки – найти себе пару для жизни. Парни завлекали девушек, те флиртовали. Нередки описания, когда потенциальных невест «воровали», «умыкали». И неважно, что часто – по обоюдному согласию сторон. Главное – обряд и немного интриги. Все правильно – летом знакомились, присматривались, потом сватов засылали, а там и свадьбу играли по осени.
Гадания и приметы на Иван Купала
Так как Иван Купало – праздник восхваления бога лета и травы, то и многие гадания в эти дни было связано с зеленью и цветами. Девушки плели венки и после празднеств пускали их по реке. Если венок уносило течением, то быть девушке невестой в этом году. А ниже по течению добры молодцы стоят, и кто уж чей венок поймает, тому и быть суженым. Если венок, отпущенный девушкой, так и остался у берега, то не выйдет она замуж. И возможно, очень долго. Если потонул, то это тоже не сулит ничего хорошего – с другом милым расстанется и замуж не выйдет в ближайшее время. Иногда в венки вставляли горящую свечку или лучину и при гаданиях смотрели, как долго она гореть будет. Если не потухла сразу – очень хорошо. Чем дольше горит лучина, тем дольше и счастливее будет жизнь.
Гадали на березе, ромашке, одуванчиках. Если все пушинки одуванчика улетели – исполнится желание, если нет – не судьба. Ровная веточка березы попалась – спокойная жизнь грядет. С сучками и бугорками – надо преодолеть массу трудностей. И таких поверий было великое множество. Одна ромашка со своим «любит-не-любит» как популярна. Причем, по сей день.
С огнем тоже связано много примет. Удержались за руки парень с девушкой при прыжке через костер – быть паре вместе. Нет – к расставанию или разлуке. Обжечься – недобрый знак. И свадьбы не будет в этом году, и неприятности грядут.
Мудрость наших предков
И все эти поверья не были лишены обычной логики. К примеру, в Купальную ночь было принято сжигать одежду умерших и больных людей. А чем не санитарно-гигиенические действия? Огонь обладал целительной силой? Или просто микробы и вирусы и не хранились больше в доме, сгорая в огне? Да и окуривание жилища травами очень похоже на дезинфекцию.
А омовения «целебной водой» разве не напоминают закаливающие процедуры? Утренняя роса – полезная влага, питающая энергией. Это не только любой лекарь скажет, но и дипломированный врач подтвердит.
А бани с березовыми вениками, которые заготавливали именно после Ивана Купалы? Может потому на Руси никогда не свирепствовала чума и холера? Да и травы, которые полагалось собирать именно после Иван Купала разве не правильно? Как раз созреют, наберут нужную силу, соками наполнятся. Мудры были наши предки.
Праздник в христианстве
Нельзя было полностью упразднить традицию, но нужно было дать объяснение игрищам в воде, чтобы они не были «колдовскими». Вот и велено было в реку войти, чтобы принять крещение, как когда-то Иоанн Креститель Господа нашего в Иордане омыл. Языческие традиции еще долгое время хранила в себе память народная, но со временем все-таки христианские целомудренные обычаи взяли вверх. Прыжки через костер стали обычным развлечением, а омовение в водоемах – символичное крещение, несмотря, что обряд уже пройден в младенчестве. Собранные травы освящались в церкви, заговаривались молитвами. А песни и гадания стали простой забавой.
А причем тут папоротник?
Просто хотелось верить в чудо. Поверья и легенд было много. И в ночь на Иван Купала не только папоротник цвел. Деревья гуляли с места на место, травы разговаривали, лешие с русалками активировались, вода «серебрилась» и становилась чудодейственной, огонь обладал целительной силой. А папоротник, собственно, не причем. Элемент игры и соревнования – кто найдет его цвет, тому и счастье. Никто найти не мог, но есть масса других счастливых примет.
Иван Купала — это… Что такое Иван Купала?
Ива́н Купа́ла, также Ива́нов день — летний народный праздник языческого происхождения, называемый так у восточных и западных славян. Иванов день имеет старинную традицию празднования практически по всей Европе. Отмечается во многих частях Европы под близким национальным названием — в России, Белоруссии, Польше, Литве, Латвии, Эстонии, Украине. Во многих странах — общенациональный и церковный праздник. Изначально, до распространения христианства, праздник был связан с летним солнцестоянием (20—21 июня). C принятием христианства обрядовая часть праздника была приурочена ко дню рождения Иоанна Крестителя — 24-го июня. С этим связано его национальное название в разных странах. В новый стиль дата рождения Иоанна Крестителя позже, приходится на 7 июля, так как Русская православная церковь живёт по старому стилю. В России праздник потерял астрономическое соответствие солнцестоянию. Строгого соответствия астрономии нет и в других странах: Швеции, Финляндии и др.
Другие названия дня
Купала, Колосок, Кресъ (ст.рус.), Ярилин день (яросл., твер.), «Сонцекрес» (укр.), «Купалле» (белорус.), «Rаsos, Rasa» (лит.) — Праздник Росы, «Saulės» (лит.) — День Солнца, Водицы (болг.), Духов-день (болг.), «Еньовдень» (болг.), «Sobótki» — Соботки (польск.), Кокуй (новг.), Праздник летнего солнцеворота, «Свята Сонца і кахання» (белорус.), Лада (русин.), Иван-травник, «Копальний Іван» (укр.), Иван добрый, любовный, цветной, чистоплотный, «Іван Вядзьмацкі» (белорус.), «Іван Калдунскі» (белорус.), «Св. Jован Игритель» (серб.), Первый покос, «Варфоломій і Варвара» (укр.), Рождество Иоанна Крестителя (христ.).
Происхождение названия
Дохристианское название праздника неизвестно. Название Иван Купала имеет народно-христианское происхождение и является славянским вариантом имени Иоанн Креститель (греч. Ιωάννης ο Βαπτιστής)[1], поскольку эпитет Иоанна — греч. βαπτιστής — переводится как «купатель, погружатель»[2]. Такое название праздника было обусловлено и собственно славянскими представлениями: праслав. kǫpati обозначало ритуальное омовение, очищение, которое осуществлялось в открытых водоёмах[3]. Поэтому, с одной стороны, именно этот глагол был применён для перевода эпитета «креститель», а с другой стороны, название праздника позже было переосмыслено народной этимологией и увязано с ритуальными купаниями в реках во время этого праздника.
Некоторые научно-популярные и неоязыческие издания связывают праздник с «языческим божеством» Купала. Данная точка зрения не разделяется учёными, поскольку крайне сомнительно былое существование в славянском язычестве самого этого божества. Впервые божество «Купала» упоминается в Густинской летописи (XVII век), и является плодом недоразумения: летописец, зная о «бесовских игрищах» на Ивана Купалу, принял название праздника за имя языческого бога. Впоследствии это недоразумение было повторено переписчиками, а затем и ранними исследователями славянской мифологии, в результате чего в славянском пантеоне появилось новое «божество».[4]
На деле же Купала божеством никогда не являлся и мог появиться в народных представлениях лишь как фольклорная персонификация праздника, отразившаяся, к примеру, в песнях[5].
Обряды праздника
Иванов день заполнен обрядами, связанными с водой, огнём и травами. Основная часть купальских обрядов производится ночью[6]. Главные купальские обряды впервые упоминаются в Густинской летописи (XVII век):
Сему Купалу… память совершают в навечерiе Рождества Иоанна Предтечи… сицевымъ образом: съ вечера собираются простая чадь, обоего полу, и соплетают себе венцы из ядомого зелiя, или коренiя, и препоясавшиеся былiемъ возгневаютъ огнъ, инде же поставляютъ зеленую ветвь, и емшеся за руце около обращаются окрестъ оного огня, поюще своя песни… Потом чрезъ оный огнь прескакуютъ…[7] |
Вода
Обязательным обычаем Иванова дня было массовое купание: с этого дня из рек выходила вся нечисть, поэтому вплоть до Ильина дня можно было купаться без опасений. Кроме того, вода Иванова дня наделялась живительными и магическими свойствами.
В местах, где существовал запрет на купание в реках (из-за русалок), купались в святых источниках. На Русском Севере накануне — в день Аграфены Купальницы[8] топили бани, в которых мылись и парились, заваривая собранные в этот день травы[9]. И вода, и травы в Иванов день наделялись магической силой, поэтому их использование должно было наделить человека жизненной силой и здоровьем. Ивановскими вениками пользовались в течение года.
В этот праздник, по народным поверьям, вода может «дружить» с огнём, и их союз считается природной силой. Символом такого соединения являются костры[10] по берегам рек, которые жглись в ночь на Купалу. Кроме того, в Иванову ночь часто гадали при помощи венков, опущенных в реку: если венок поплывёт, это сулило счастье и долгую жизнь или замужество.
Огонь
Главная особенность купальской ночи — очищающие костры[10]. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее. В некоторых местах между купальскими кострами прогоняли домашнюю скотину для защиты её от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и болезни. Молодёжь и дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры и бег наперегонки. Обязательно играли в горелки. По поверьям крестьян, в купальскую, самую короткую ночь, нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть — ведьмы, оборотни, русалки, колдуны, домовые, водяные, лешие. Считалось при этом, что купальский костёр обладает магической силой, способной отгонять всю нечисть, особенно ведьм, которые в Купальскую ночь были особенно опасны и могли украсть молоко у коров или испортить хлеб на полях. Помимо костров, в некоторых местах в Купальскую ночь поджигали колёса и смоляные бочки, которые затем скатывали с гор или носили на шестах, что совершенно очевидно связано с символикой солнцеворота.
Травы
Характерная примета Ивана Купалы — многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром[9]. Травы и цветы, собранные до рассвета, кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают их, считая такие травы более целебными. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, употребляют их и для разжигания любви или для «отсушки».
Главным героем растительного мира в Иванов день становился папоротник[11], с которым повсеместно связывались предания о кладах. С цветком папоротника, появляющимся всего на несколько мгновений в полночь на Иванов день, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились.
Кроме того, одним из главных символов Иванова дня был цветок Иван-да-марья, который символизировал магический союз огня и воды. Народные сказания связывают происхождение этого цветка с близнецами — братом и сестрой — которые вступили в запретные любовные отношения и из-за этого превратились в цветок. Эта легенда восходит к архаичному мифу об инцесте близнецов и находит себе многочисленные параллели в индоевропейских мифологиях. Иван-да-марья очень часто фигурируют в купальских песнях, к примеру:
Иван Марью |
Народные поверья и обычаи
Празднование Ивана Купалы в Белоруссии. Почтовая марка СССР (1991 год)- В ночь накануне Ивана Купалы девицы опускают на речные волны венки с зажжёнными лучинками или свечками, вьют венки из иван-да-марьи, лопуха, богородской травы и медвежьего ушка. Если венок тонет сразу, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. У кого венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше погорит, та проживет долгую-предолгую жизнь.
- В Иванову ночь ведьмы делаются более опасными, а потому следует класть на пороге и на подоконниках крапиву, чтобы защитить себя от их нападения.[13] Нужно запирать лошадей, чтобы ведьмы не украли их и не поехали на них на Лысую гору: живой оттуда лошадь уже не воротится.
- В Иванову ночь на муравьиных кучах собирают в сосуд масло, которое считается целительным средством против разных недугов.
- В купальскую ночь деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом посредством шелеста листьев; беседуют между собой животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой.
- Если в эту ночь сорвать цветок иван-да-марьи и вложить в углы избы, вор не подойдёт к дому: брат с сестрой (жёлтый и фиолетовый цветки растения) будут между собою разговаривать, а вору покажется, что разговаривают хозяин с хозяйкою.
- В полночь нужно, не глядя, набрать цветов и положить под подушку, а утром проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось, в этом году замуж выйдешь. Под голову кладут трипутник (подорожник), приговаривая: «Трипутник-попутник, живёшь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!»
- Если на Иванов день перелезть через заборы двенадцати огородов, любое желание исполнится.
В литературе
«Вечер накануне Ивана Купала» — повесть Николая Васильевича Гоголя из цикла «Вечера на Хуторе Близ Диканьки».
Особое место Иванов день занимает в творчестве Сергея Есенина. Целиком этому празднику посвящено стихотворение «За рекой горят огни», написанное в стиле народной купальской песни, с рефреном «ой, купало, ой, купало» и повторяющейся последней строкой куплета:
За рекой горят огни, Плачет леший у сосны — А у наших у ворот Кому радость, кому грех, |
С Ивановым днём связано также и стихотворение Есенина «Матушка в купальницу по лесу ходила», действие которого происходит как раз в Купальскую ночь (Аграфена Купальница — канун Иванова дня[15]):
Матушка в купальницу по лесу ходила, Травы ворожбиные ноги ей кололи, Не дознамо печени судорга схватила, Родился я с песнями в травном одеяле. Вырос я до зрелости, внук купальской ночи, |
См. также
Примечания
- ↑ Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. II. С. 419; Этимологический словарь славянских языков. Вып. 12. М., 1985. С. 60.
- ↑ Аналогичным образом имя Иоанна Крестителя было переведено в Германии: нем. Johannes der Täufer и Финляндии фин. Johannes Kastaja «тот, кто погружает (в воду, купель), освящая»
- ↑ Данный глагол, видимо, был ритуальным, и является чисто славянским новшеством, этимология его не ясна. При этом со словом кипеть он не может быть связан: Журавлев А. Ф. Язык и миф. Лингвистический комментарий к труду А. Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу». М.: Индрик, 2005. С. 904.
- ↑ Мансикка В. Й. Религия восточных славян. М.: ИМЛИ им. А. М. Горького РАН, 2005. С. 123—124.
- ↑ Подобным образом произошло божество Коляда. См. также: Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М.: Изд-во полит. лит-ры, 1986. С. 207.
- ↑ Купальская ночь // Российский Этнографический Музей
- ↑ Гальковский, 1913, с. 297
- ↑ Коринфский, 1995
- ↑ 1 2 Ивановские травы // Российский Этнографический Музей
- ↑ 1 2 Купальский костёр // Российский Этнографический Музей
- ↑ Папоротник // Российский Этнографический Музей
- ↑ Русская народная поэзия: обрядовая поэзия. Л.: Худож. лит., 1984. С. 169.
- ↑ Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Репринт изд. 1880 г. ISBN 5-85212-011-1, c. 77
- ↑ Сергей Есенин. «За рекой горят огни…»
- ↑ Аграфена-купальница // Российский Этнографический Музей
- ↑ Сергей Есенин. «Матушка в купальницу по лесу ходила…»
Литература
- Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси. — М.: Печатня А. И. Снегиревой, 1913. — Т. II. — 308 с.
- Коринфский А. А. Народная Русь. — Смоленск: Русич, 1995. — 656 с. — ISBN 5-88590-309-3