Posted on

Тайны русской косы на полотнах русских живописцев

«Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят — все волосоньки в ряд»

Каждой из нас хорошо знаком относительно простой и удобный способ собрать волосы. Я говорю о косе. А ведь было время когда коса была единственной прической у многих поколений наших предшественниц.

В этой статье собраны самые интересные факты о роли женской косы на Руси, а в виде иллюстраций использованы картины русских художников.

В давние времена девушки украшали косы лентами или косником (толковый словарь: чаще всего украшение, привязываемое к концу косы, пучок лент, кисть из лент, бус и т. п., лоскуток или подушечка (треугольная, в форме сердца), вышитая бисером).

Женщины закрывали повойником (толковый словарь: платок, обвитый вокруг головы).

Тайны русской косы на полотнах русских живописцев, фото № 1

В. Максимова Сборы на гулянье

Однако коса была не просто прической. Косы имели вполне определенное значение.

До замужества все девушки плели одну косу и носили ее с лентами, предпочитая алый (защитный от темных сил) цвет.

Тайны русской косы на полотнах русских живописцев, фото № 2

К.Е. Маковский Молодая боярыня

На девичнике подружки с традиционным плачем, переплетали одну косу в две.

Тайны русской косы на полотнах русских живописцев, фото № 3

Н. А. Антохина-Куракса Крестьянская свадьба.

Тайны русской косы на полотнах русских живописцев, фото № 4

В.Е. Феклистов Приготовление невесты к венцу.

Тайны русской косы на полотнах русских живописцев, фото № 5

А. И. Корзун. Девичник

Две косы носили все замужние женщины на Руси. Их укладывали в виде короны на голове или связывали лентой, чтобы было удобно одевать головной убор. С момента вступления женщины в брак никому, кроме мужа косы не показывались.

Тайны русской косы на полотнах русских живописцев, фото № 6

К.Е.Маковский Боярыня у окна с прялкой

Предания гласят, что в волосах заключена огромная сила, которой можно было управлять с помощью косы в известной степени. Маленьким девочкам плели так называемые трехлучевые косы, которые были символом объединения Яви, Нави и Прави (настоящего, прошлого и будущего). Коса была расположена строго вдоль позвоночника, именно так, по мнению наших предков, она служила для наполнения жизненными силами человека. Поэтому при вступлении в брак женщинам заплетали две косы, чтобы одна коса проводила жизненную энергию её обладательнице, а вторая — её детям.

Тайны русской косы на полотнах русских живописцев, фото № 7

Ф.О. Будкин Девушка перед зеркалом

По косе можно было много узнать о ее обладательнице. Например, если девушка носила одну косу, то считалось что она в «активном поиске». Если в косу вплеталась лента, то девица получала статус «на выданье», и все потенциальные кандидаты могли засылать к ней сватов. Если же в косе появились две ленты, и вплетены они были от ее середины — это означало, что у девицы появился официальный жених. Потому, что две ленты означали еще и полученное от родителей благословение на брак.

Тайны русской косы на полотнах русских живописцев, фото № 8

М. Шибанов Празднество свадебного договора

Волосы традиционно считались носителем жизненной силы. Расчесывание было подобно священному ритуалу. Для восстановления утраченных за день жизненных сил требовалось провести гребнем по волосам больше 40 раз. Малышам могли расчесывать их волосики только родители.

Тайны русской косы на полотнах русских живописцев, фото № 9

П.Н. Десятов Девушка, расчесывающая волосы

Тайны русской косы на полотнах русских живописцев, фото № 10

К.Е.Маковский Под венец

К косам вообще относились с почтительным уважением как к символу чести и благородства. Дернуть за косичку в те времена было бы оскорблением, сорвать шапку — штраф, а отрезать косу — позорное насилие, навлекавшее гнев всей семьи.

О том, что обрезание волос коренным образом меняет жизнь, хорошо знали и в старину. Все помнят хорошо сохранившуюся до наших дней примету? Во время беременности нельзя стричь волосы. Считалось, что в это время энергию женщина получала не только для себя, но и для будущего ребенка. Остричь волосы во время беременности означало лишить своего нерожденного ребенка поддержки. Что же касается маленьких детей, то их обычно не стригли до возраста 3-5 лет. Добровольно, позволяли состригать свои волосы только женщины, переживающие сильное душевное потрясение. Такие традиции заодно с крепким здоровьем и чистой экологией делали косу до пояса, а то и до пят, нередким явлением.

Тайны русской косы на полотнах русских живописцев, фото № 11

В. А. Нагорнов Барышня, заплетающая косу

Идеалом считалась коса толщиной в руку, которая свидетельствовала о здоровье и жизненной силе женщины и о том, что она сможет родить здоровое потомство — такая девушка была желанной невестой.

Тайны русской косы на полотнах русских живописцев, фото № 12

Е. Демаков. У окошка

К сожалению, как и в наши дни, не все красавицы могли похвастаться толстыми длинными косами. Вот и лукавили барышни — вплетая в свои косы волосы из конских хвостов.

А кто их обвинит? Замуж-то хотелось всегда и всем!

Тайны русской косы на полотнах русских живописцев, фото № 13

К.Е.Маковский Боярский свадебный пир

Я все еще плету косу, в вы?

Информация собрана на просторах интернета.

С уважением, Юля.

Коса (инструмент) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Коса. Коса-литовка с двумя ручками — устройство: 1 — Остриё, 2 — Обушок, 3 — Лезвие, 4 — Пятка, 5 — Шипик, 6 — Кольцо, 7 — Косовище (окосево, ручка), 8 — Рукоятка.

Коса́ — сельскохозяйственный ручной носимый инструмент для скашивания травы (на сено, на корм скоту, для выравнивания газонов и т. п.).

Ручная коса представляет собой длинное металлическое лезвие (нож), загнутое чуть внутрь, с приделанным к нему в районе основания ножа (за пятку) деревянной ручкой, черенком (косовище, косье), в средней части косовища имеется рукоять для более удобного удержания (лучок). Нож косы крепится на косовище за пятку, при помощи деревянного клина и металлического кольца (или реже, двух колец). В Прибалтике конструкция косы отличается от среднерусской тем, что имеет две ручки (стационарные, отнесённые на 20-25 см от рукоятки).

Косой также называют мотокосы (бензотриммеры) и электротриммеры[источник не указан 686 дней].

Ручная коса

Коса с одной рукояткой на косовище Коса для скашивания зерновых злаков и укладывания снопами

11 (22) мая 1721 года Пётр I издал указ «Об отправлении в разные хлебородные места крестьян для обучения местных обывателей снимать хлеб с поля косами»

[1]. Преимущества косы описывались в указе следующим образом: «Понеже в здешних краях в Курляндии, в Лифляндии и в Пруссах у мужиков обычай есть, что вместо серпов хлеб снимают малыми косами с граблями, что перед нашими серпами гораздо споро и выгоднее, что средний работник за десять человек сработает».

Впрочем, коса ещё долго не могла полностью заменить серп. Дело в том, что хлеб иногда полегает — стебли стелятся почти горизонтально по земле; в этом случае срезать их косой невозможно. Полегание вызывается недостатком солнечного света, вследствие чего клеточные стенки стебля плохо развиваются, остаются слабыми и не выдерживают веса своих колосьев.

Особенности использования

Отбивание косы (литовки) Скашивание травы на сено

Существуют два типа косы — коса-горбуша (волынка) и коса-стойка (литовка), последняя получила наибольшее распространение. Основные различие в них — это размер (литовка больше), наличие ручки (лучка) у литовки и положение тела косаря при косьбе (горбушей косят сгибаясь при каждом взмахе, а литовкой с прямой спиной).

Коса — это инструмент индивидуальный и требует настройки именно под её владельца-косаря. При правильной настройке и соответствующих навыках косьба в течение продолжительного времени не вызывает заметной усталости, хотя при этом задействовано большое количество мышц. Коса как бы сама косит траву, издавая при этом чистый, звонкий звук. Рукоятка (лучок) изготавливается из черёмухи или ивы. Косовище (черенок косы) изготавливается из ели (реже берёзы или сосны).

Лезвие косы сначала отбивают (то есть подвергают наклёпу), а только потом подтачивают. Крутое затачивание (в особенности на точильных станках) без отбивки является неправильным методом и приводит к быстрому стачиванию косы. Отбивку осуществляют косным молотком на специальной подставке (бабке) которую вбивают острой частью в чурку (пенёк), либо на косоотбойнике (для тех, кто не владеет методикой отбивки на бабке), который также вбивается в чурку. Отбивать начинают от пятки к концу, равномерно проходя всю кромку полотна. Ни на один участок лезвия не ударяют дважды за один проход, обычно делают несколько проходов или больше. После отбивки и во время работы периодически лезвие правят правилом (железный прут) и подтачивают точильным бруском (оселок) с мелким зерном. Нормальная коса после отбивания выдерживает, в зависимости от прокашиваемой местности три-четыре или семь-восемь часов косьбы.

Косят традиционно с утра (при покосе на сено, когда косьба продолжительная — только с утра), когда нет дневного зноя, лучше всего до схода утренней росы. Главный фактор повышения эффективности косьбы при росе состоит в том, что трава (или иное скашиваемое растение) за счет росы утяжеляется и оказывает лезвию косы большее инерционное сопротивление. В результате этого трава срезается, а не пригибается к земле лезвием. Вода также выполняет роль смазки, уменьшающей и силу трения и, соответственно, усилия косаря[2][неавторитетный источник?]. Кроме того, режущая способность лезвия сохраняется дольше при регулярном охлаждении росой. Существует даже такая поговорка — «Коси коса, пока роса; роса долой — коса домой».

Также лезвие различается по номерам (5, 6, 7…), что соответствует её длине, выраженное в ширине ладони.

В культуре

  • Коса — атрибут Смерти. Скелет в балахоне с косой встречается во многих художественных произведениях, фильмах, компьютерных играх и т. д. Коса является в данном случае инструментом жатвы душ, отходящих в мир иной. В Библии жатва иногда сравнивается с воздаянием, которое люди понесут после смерти. Откр. 14:18—20: «пусти острый серп твой и обрежь гроздья винограда на земле, потому что созрели на нём ягоды. И поверг Ангел серп свой на землю, и обрезал виноград на земле, и бросил в великое точило гнева Божия. И истоптаны ягоды в точиле за городом×, и потекла кровь из точила даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий».
  • Лезвие косы способно издавать звук, напоминающий колокольный перезвон[3].

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

Косил косой косой косой — Lurkmore

Косил косой косой косой — фраза, состоящая из омонимов, которая вводит любого иностранца в сильнейший когнитивный диссонанс. На первый взгляд может показаться, что в ней нет смысла, но он там таки есть.

Если ты, о читатель, так и не понял смысл этой фразы в силу своей тупости или возраста, либо если ты ВНЕЗАПНО иностранец:

  • Косоглазый человек косил траву кривой косой или
  • Косой заяц косил траву кривой косой или
  • Человек по кличке «Косой», выкурив косяк, косил траву косой.

Среди 3 последних слов возможны некоторые перестановки благодаря гибкости русского языка к изменению порядка слов в предложениях.

ACHTUNG! Опасно для моска!
Министерство здравоохранения Луркмора предупреждает: вдумчивое чтение нижеследующего текста способно нанести непоправимый ущерб рассудку. Вас предупреждали.
Hypnotoad 1.gifИ тяжёлая артиллерия — мимими «лишили лилии»

Педивикия предлагает вариант похлеще:

Косой-косой косой Косой косил косой-косой косой

и еще:

С косой косой, в косой косе, за косарь, от косой косы к косой косе, кося, косой косацкий косарь Косарь (из Косы), косой косой косого косо косил косую косу

и даже вот так:

Закосяча косячок, с косой косой в косой косе, Косец (косящатый косой косец (косок, косач, косарь) из Косы) косой косой Косого из Косы и Косая (косая косушка (косица) коса с косой косой в косой косе) в Косово косенькой косой Косы из Косы косо, косенько касаясь косой косы, наперекосяк от косой косы к косой косе, скосившись с покосившихся косых кос, кося на перекосившихся косуль на косой косе, косно косили некошеную косую косу за косарь, а скосив нескошенное, покосились на косую косу, косея от косяков — перекоса косьбы с косинкой

Ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах, не стоит пытаться самостоятельно расшифровать последний вариант, ибо это чревато полным выносом межушного нервного узла, вследствие чего произойдет стремительное отмирание нервных клеток, что повлечет за собой угнетение центральной нервной системы, потерю сознания, а кому и неминуемую смерть.

[править] Буржуйские вариации

  • Buffalo buffalo Buffalo buffalo buffalo buffalo Buffalo buffalo — про суровую иерархию взаимоотношений между супербизонами славного пиндосского городка Буффало, что на новойоркщине. Сначала попробуйте разобраться сами, что к чему.
Если таки не удалось: Слово «buffalo» используется в трёх смыслах:
  1. Собственно город — слово выступает в значении «некто или нечто из Буффало»;
  2. Бизон или буйвол во множественном числе;
  3. «to buffalo», что значит «пугать», «смущать» etc.
  • Basil whereas John had had had had had had had had had had had a better effect on the teacher better effect on the teacher (sic!) — правильно с грамматической точки зрения, если не учитывать знаки препинания. Примерный перевод на русский: «В то время как Ваня использовал „had“, Вася применил „had had“; учитель предпочёл „had had“». Совсем правильно будет так: «(спойлер: Basil, whereas John had had «had», had had «had had»; «had had» had had a better effect on the teacher)»
  • Three rich Swiss witch-bitches, which wished to be switched Swiss witch-bitches, wish to watch three Swiss swatch watch switches.
    Which rich Swiss witch-bitch which wishes to be a switched Swiss witch-bitch, wishes to watch which Swiss swatch watch switch?’
  • Si six scies scient six cyprès, six cents six scies scient six cent six cyprès — французский вариант, читается: «Си си си си си сипре си сан си си си си сан си сипре», а переводится банально «Если 6 пил спилят 6 кипарисов, то 606 пил спилят 606 кипарисов».

[править] Конфуцианская вариация

bВ исполнении носительницы языка

Впрочем, у китайцев все еще серьезней. Чего стоит стихотворение «Ши Ши ши ши ши» (кит. 施氏食獅史, пиньинь Shī Shì shí shī shǐ), отправляющее в нокаут самих азиатов (правда, нужно учитывать, что у китайцев язык тональный, поэтому «ши» в разных иероглифах должны звучать по-разному).

«Shī Shì shí shī shǐ» Shíshì shīshì Shī Shì, shì shī, shì shí shí shī. Shì shíshí shì shì shì shī. Shí shí, shì shí shī shì shì. Shì shí, shì Shī Shì shì shì. Shì shì shì shí shī, shì shǐ shì, shǐ shì shí shī shìshì. Shì shí shì shí shī shī, shì shíshì. Shíshì shī, Shì shǐ shì shì shíshì. Shíshì shì, Shì shǐ shì shí shì shí shī. Shí shí, shǐ shí shì shí shī, shí shí shí shī shī. Shì shì shì shì.

《施氏食獅史》 石室詩士施氏, 嗜獅, 誓食十獅。 氏時時適市視獅。 十時, 適十獅適市。 是時, 適施氏適市。 氏視是十獅, 恃矢勢, 使是十獅逝世。 氏拾是十獅屍, 適石室。 石室濕, 氏使侍拭石室。 石室拭, 氏始試食是十獅。 食時, 始識是十獅, 實十石獅屍。 試釋是事。

Жил в каменной пещере поэт Ши Ши, который любил есть львов и поклялся съесть десять в один присест. Он часто ходил на рынок, где смотрел — не завезли ли на продажу львов? Однажды в десять утра десятерых львов привезли на рынок. В то же время на рынок приехал Ши Ши. Увидев тех десятерых львов, он убил их стрелами. Он принёс трупы десятерых львов в каменную пещеру. В каменной пещере было сыро. Он приказал слугам прибраться в ней. После того как каменная пещера была прибрана, он принялся за еду. И, когда он начал есть, оказалось, что эти десять львов на самом деле были десятью каменными львами. Попробуй-ка это объясни!

«Ши Ши ши ши ши» Стихотворение сиси Ши Ши, пристрастие к львов, десять львов есть присягу. Город, как лев всегда уместно. Десять часов, десять львов необходимости надлежащего города. Да, уместно Амур необходимости город. В зависимости десяти львов, полагаться векторный потенциал, так это в десять львов умерли. Возьмите труп десятку львиную, фитнес-саркофаг. Шиши мокрой, так саркофаг, который отцовства тампон в. Саркофаг тампон начнем дегустации десять львов. Когда вы едите, прежде чем знания десять львов, реальные мертвые десять львов. Судебный процесс вопрос интерпретации.

  • Сей диалог наглядно демонстрирует невероятное богатство русского языка:

— Хуйни хуйни. (Положи каши) — Хуйня — хуйня. (Каша невкусная) — Хуйня, хуйни. (Ничего страшного, положи) — Хуйну — хуйня. (Не волнуйся, уже кладу) — Хуйня — хуйня! (Действительно невкусная!) — Хуйня? Хуйня! (Невкусная? Да ладно, поешь!) — Хуйня, хуйну. (Ладно, я не привередливый) — Хуйни-хуйни. (Ешь-ешь, поесть-то надо)

Или:

— Хуйни хуйни. (Сударь, извольте отсыпать мне сего кушанья) — Хуйня — хуйня. (Но ведь его вкусовые качества оставляют желать лучшего!) — Хуйня, хуйни. (Осмелюсь Вам возразить, но Вы, верно, немного преувеличиваете, отсыпьте) — Хуйну, хуйня. (Как пожелаете, сударь, сию минуту) — Хуйня хуйня! (Вы знаете, это действительно невозможно назвать вершиной кулинарного искусства) — Хуйня? Хуйня! (Вы так считаете, уважаемый? Но уж соизвольте откушать еще, Вы его еще не распробовали) — Хуйня, хуйну. (Вы правы, всемилостивейший сэр. Я сделаю над собою усилие и отведаю это яство, дабы в полной мере сложить собственное впечатление о данном гастрономическом изыске) — Хуйни, хуйни. (Всецело согласен с Вашим последнем замечанием. Отведайте, прелюбезнейший, сердечно рекомендую)

Облегченный вариант:

— Нахуя дохуя хуйни нахуярили? Расхуяриваем нахуй! — Нахуя расхуяривать? Дохуярим! Похуярили нахуй!

b
  • Two tea to two-two — небезызвестная фраза, юзается в гостинице для ввода обслуги в когнитивный диссонанс и извлечения лулзов из ситуации. В переводе с английского означает: «Два чая в номер двадцать два». Известна и более музыкальная версия: «Ту ти ту рум ту ту» (Два чая в комнату 2-2[1]).
  • Тех, кто презирает программистов, программисты презирают сильнее, чем те, кого презирают программисты, презирают программистов.
  • Слабый пол сильнее сильного в силу сильной слабости сильного пола к слабому.
  • Купи кипу пик — фраза, которую не всегда могут адекватно воспроизвести даже жители этой страны.
  • Зомби зомби зомби (как вариант — кенгуру кенгуру кенгуру). А человек человеку — волк. Так-то.
  • Говорит попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю!» Попугаю в ответ попугай: «Попугай, попугай, попугай!» Очередная игра слов.
  • I thought a thought but the thought I thought was not the thought I thought I thought — что-то вроде «Мне в голову пришла мысль, но мысль, которая пришла мне в голову, была не той мыслью, что я думал, что пришла мне в голову».
  • Don’t trouble trouble until trouble troubles you — не нарывайся на неприятности, пока неприятности сами на тебя не нарвались. Не буди лихо, пока оно тихо. Как-то так. Алсо, существует продолжение: It only doubles troubles and troubles others too.
  • How much wood would a woodchuck chuck, if a woodchuck would (could) chuck a wood? — сколько чурок заготовил бы сурок, если б занимался заготовкой чурок?
  • How many cans can a canner can if a canner can can cans? A canner can can as many cans as a canner can if the canner can can cans — модификация предыдущего. «Сколько консервных банок может закрыть консервщик, если он умеет закрывать консервные банки? Консервщик может закрыть столько консервных банок, сколько он физически может, если он умеет закрывать консервные банки».
  • 庭には二羽鶏がいる — niwa ni wa ni wa niwatori ga iru — японский вариант. Перевод — в саду две курицы.
  • Ta tapeta tu, tamta tapeta tam — польская мозговышибалка. Благодаря тому, что поляки говорят очень быстро, это звучит как [татапэтатутамтатапэтатам]. Перевод: Эти обои здесь, те обои там.
  • Fischers Fritz fischt frische Fische, frische Fische fischt Fischers Fritz — немецкая скороговорка, в переводе означающая «Рыбак Фриц ловил свежую рыбу, но свежая рыба поймала рыбака Фрица».
  • Le ver vert va vers le verre vert [лё-вер-вер-ва-вер-лё-вер-вер] — одна из популярных французских скороговорок, в переводе означающая «зеленый червяк ползет к зеленому стакану».
  • На украинском/белорусском:

— Був у зоопарку, бачив яка…/— Быў у заапарку, бачыў яка… — Ну і як як? — Ну як як?! Як як як.

Як — животное и як — «как» по-украински и -белорусски.
Hypnotoad 1.gifА это из пиндосского…
  • Высоцкий в теме («Песенка про прыгуна в высоту», прыгун прыгал с неправильной правой ноги):

Да я лучше выпью зелье с отравою, Я над собою что-нибудь и сделаю, Но свою неправую правую Я не сменю на правую левую.

Охуеваю охуенно, До охуения хуярю, Хуйнусь с хуёвыми хуями — ХУЕВА ХУЙНЯ! Нахуярясь, хуйни, до хуя нахуярило — НАХУЯ? Расхуяривай нахуй! А хуя — хуй, Охуея хуйнёт, хуяярище; Хуйные хуевцы Отхуявят хуйностью; Хуйша, хуяря на хуйниках; Хуйность хуярит на хуистых хуях — Нахуя, хуйни дохуя? Нахуярились с хуёвыми хуями Хуевы хуи, Охуевая, охуевая охуенно До охуерия хуяря, Расхуяривай нахуй! Хуебистские хуйки…

  • Иврит: народ резвится, благо структура языка весьма подходит.

Простой пример: נָחָשׁ נָשַׁךְ נָחָשׁ. הַנָּחָשׁ שֶנָּחָשׁ נְשָׁכוֹ נָחוּשׁ לִנְשֹׁך הַנָּחָשׁ שֶׁנְּשָׁכוֹ. Транскрипция: нахаш нашах нахаш, а-нахаш шенахаш нашхо нахуш линшох а-нахаш шенашхо (все ударения на последний слог). Перевод:[2] «змей ужалил змея; змей, кторого ужалил змей, твёрд в стремлении ужалить змея, который его ужалил». Сложный пример — литургический стих VII века (экспертный уровень).

  • И даже Аллах: Ля иляха илля Ллах (لا إله إلا الله, «Нет Бога кроме Аллаха»). Произносить после каждой ежедневной молитвы 3 или 100 раз.
  1. ↑ В отелях это может быть и 2-2, и 22 и даже 202
  2. ↑ «змея» у нас мужского рода

Коса (оружие) — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Коса.

Боевая коса — это древковое оружие пехоты, которое представляло собой древко или шест, с насаженной на него хозяйственной косой, шинковочным ножом или специально изготовленным двулезвийным клинком, чаще дугообразной формы. Оружие это употреблялось польскими мятежниками (см. Косиньер), а также встречалось в вооружении китайцев.

По словам известного австрийского оружиеведа второй половины XIX века Ведалена Бейхама, боевой косой можно считать итальянскую гвизарму XV-XVI веков (фр. guisarme) — древковое оружие серповидной формы, имевшее на обухе шиловидный отросток, направленный вверх.

История появления боевой косы берет своё начало еще в XIV—XVI веках. Первоначально это было обычное сельскохозяйственное орудие, которое крестьяне, слегка переделав (разогнув угол соединения), стали использовать как боевое оружие. Впервые, согласно источникам, подобие боевой косы (нем. schweizerisch kriegsgertel) (с прорезным крестиком в боевой части) применили в XIV—XVI вв. швейцарские крестьяне-пехотинцы кантонов Ури, Швиц и Унтервальден, сражаясь против австрийской рыцарской конницы. Позднее боевые косы (нем. Streitsense, Sturmsense, Kriegssense) неоднократно использовались восставшими гуситами (XV в.) и немецкими крестьянами в период так называемой «Великой крестьянской войны» 1524—1525 годов. Популярность боевых кос среди крестьянской пехоты объяснялась тем, что это было наиболее удобное, универсальное и маневренное оружие для борьбы с рыцарской конницей. Дошедшие до нас и хранящиеся в западноевропейских музеях косы датируются, в основном, XVI веком, но есть и исключения. Например, боевая коса прусского ландштурма 1813 года. (нем. Kriegssense fur den Landsturm). В Германии боевые косы, как оружие, соответствующее возможностям крестьян, еще долго применялось в Тироле, во время восстаний 1703, 1805 и 1809 годов.

Наряду с боевыми косами, в эпоху позднего средневековья применялось и оружие очень похожее на них, также происходящее от сельскохозяйственных орудий — глефа и куза.

По общему мнению практически всех польских историков и оружиеведов (В. Кващневич и др.), боевая коса (укр. бойова коса) была «изобретением» именно запорожской пехоты XVII в., которая в большинстве своем состояла из вчерашних крестьян[неавторитетный источник?]. Поэтому боевая коса надолго становится одним из основных видов оружия запорожских казаков (см. Запорожская Сечь) времен национально-освободительной войны украинского народа (XVII в.), а позже — в XVIII в. — и оружием крестьянских повстанцев-гайдамаков. Из польских источников точно известно, что украинское казацко-крестьянское войско применяло боевые косы в знаменитой битве под Берестечком 1651 года. Польские шляхтичи вспоминали, что казаки эффективно использовали тогда боевую косу в оборонительных целях. В России боевая коса также была известна в XVII—XVIII вв., её употребляли крестьяне в период восстаний под предводительством Стеньки Разина и Емельяна Пугачева. Кроме того, и украинское и русское крестьянство применило боевые косы во время партизанской войны против наполеоновских солдат в 1812 г.(см. Отечественная война 1812 года).

Что касается Польши, то здесь боевые косы (польск. kosa bojowa) использовались холопами еще в период Речи Посполитой во время «шведского потопа» 1655—1660 гг., а также во время восстания Тадеуша Костюшки (1794 г.)

По словам Влоджимежа Кващневича, в битве под Рославицами, в которой боевая коса сыграла важную роль, принимало участие две тысячи «косиньеров», образовавших т. н. Краковскую милицию; она выстраивалась в три шеренги, из которых первая была вооружена огнестрельным оружием, остальные — пиками и косами, которыми в сражении рубили, как саблей, а кололи, как копьем. Её применяли во время Ноябрьского восстания (29 ноября 1830 — 21 октября 1831)., когда каждый третий старый батальон регулярной пехоты, также как и вторые, и третьи новых полков повстанцев, были вооружены боевыми косами. Юзеф Кощчушко-Ожегальский вспоминал, что «в 1863 г. ни один пехотинец со штыком, имея разряженный карабин, не мог идти врукопашную с косиньером, который мог рубить и колоть неистово своей тяжелой и длинной косой». О том, каким огромным был вклад косиньеров в дело Ноябрьского восстания, свидетельствует фрагмент из «Разбора критического кампании 1831 г.» генерала Х. Дембиньского, в котором подается, между прочим, что только одно Краковское воеводство выставило в течение недели едва ли не 60 тысяч косиньеров. Генерал Ю. Хлопицкий, недооценивший роли косы в восстании, писал: «Не был я ополченцем и, не будучи в каких-либо близких отношениях с крестьянином, не ведал, что его мужество врожденное может его сделать страшным, когда он вооружен косой».

Перед Январским восстанием 1863-64 гг., по словам Кващневича, заново разработал тактику косиньеров генерал Л.Мерославский. Скоро свидетель восстания наблюдатель швейцарского Генштаба, подполковник фон Эрлах написал в своей работе «Партизанская война в Польше в 1863 г.»: «это было единственное самое страшное оружие, причем такое, что отряд косиньеров уже во время марша, время от времени издавая приглушенный звук случайно задетых друг о друга кос, производит страшное впечатление. Их (косиньеров) вид с определенного расстояния будит больше гроз, чем стрелки или кавалерия.» Собственно, командуя косиньерами, ведя их на бой, погиб 05.03.1863 г. под Скалой российский революционер Анджей (Андрей) Потебня. Оружию этому, как впрочем и его творцам, и тем, которые им воевали, посвятил свою прекрасную картину «Кование кос» живописец Январского восстания Артур Гротгер. Со слов Кващневича, в XX в. боевая коса была применена последний раз, сыграв свою роль в крестьянском Шленском (Силезском) восстании 1921 г. в Шопеницах, а также в сентябре 1939 г. в Гдыне, где косами пользовались т. н. «червонные косиньеры Гдыньские».

Клинок косы помещался в расщепленной верхней части древка и обтягивался железными обручами или приклепывался в древку, при этом древко в верхней части было обмотано проволокой с целью предохранения от перерубания. Боевой косой с крюком можно было легко зацепить и стащить с коня рыцаря, ею было удобно перерезать сухожилия лошадям и тем самым нейтрализовать кавалериста, наносить сильный рубящий удар.

Примерно в 1550 году в Аугсбурге (Германия) вышел двухтомный трактат о боевых искусствах «De arte athletica», автором которого был Пауль Гектор Майр (Paul Hector Mair). В этом прекрасно иллюстрированном трактате, написанном на латыни, подробно рассказано об обучении различным приемам рукопашного боя и боя на всевозможных видах холодного оружия (вплоть до предметов крестьянского инвентаря: серпах, молотах, косах и др.!), включая различные «грязные» приемы и уловки. Приводятся приемы ведения боя «пехотинец-кавалерист» и «кавалерист-кавалерист». Описание каждого приема сопровождается красивой цветной иллюстрацией, точно изображающей одежду и доспехи пехоты и рыцарей того периода (особенно красивы иллюстрации второго тома).

П. Айгнер в разделе своей работы «Тактика корпуса пикинеров и косиньеров» писал: «по правилам хорошей тактики оружие в трех рядах должно быть смешанным: первый ряд — огнестрельное оружие, 2-й пики, третий — косы. Есть и другие хорошие способы, согласно которым 1-й ряд может иметь оружие со штыками, 2-й — косы, а 3-й — пики; или: 1-й ряд — 1 человек имел пику, направленную в сторону атаки, а 2-й просто идет, держа косу для рубки вертикально, 2-й ряд — пики, а 3-й — вспомогательный — косы». Кроме работы Айгнера, публиковался ряд других монографий, посвященных тактике боя боевой косой. Другая книга Айгнера — «Краткая наука о косах и пиках» помимо описания приемов пользования тем повстанческим оружием рекомендовала глубокую продуманную тактику войны этим оружием: бег с косами в строю во взаимодействии с пикинерами и стрелками, вооруженными карабинами, то же — во взаимодействии с артиллерией, которая во время атаки «косиньеров» добивала артиллерийским огнём неприятеля. Айгнер писал: «Косы были оружием страшным в руках их владельцев, сражавшихся за свободу и независимость. Коса блеском своим пугает коня, лишая кавалерию преимущества и делает это оружие страшнее палаша и наносит им смертельные удары.»

Узоры спицами схемы 🥝 вязания кос, аранов, жгута для начинающих

 объемная косаВязать спицами — легко и просто. С их помощью вы сможете создавать оригинальные вещи, подходящие только вам. У каждой женщины в гардеробе присутствуют наряды, связанные спицами: красивые свитерки, шарфы, тёплые варежки на зиму. Вязаные вещи сейчас на пике популярности и это обосновано. Множество различных техник позволяют создавать креативные, модные аксессуары и одежду.

Одним из интересных и необычных узоров является коса спицами. Этот нетрудный узор, который смогут освоить даже начинающие рукодельницы, имеет множество техник выполнения. Его в любом случае легко научиться вязать правильно  — будь то коса из двенадцати, шестнадцати или трёх петель, на прямых спицах вы вяжете, или круговых. Объёмная двойная или тройная. Именно о них пойдёт речь в этом уроке.

Содержание материала

Объёмные косы спицами

Объёмная коса спицами вывязывается с помощью верхних петелек, точнее, их перемещения. Этими петельками вяжутся несколько вспомогательных линий. Количество петель должно делиться на три. Узор объёмной косички может состоять из восемнадцати петель, по шесть на один элемент косы (их всего три). Для вязания объёмных кос вам потребуются две прямые спицы, и одна дополнительная на размер меньше.

Объёмный узор вяжется лицевой гладью. Для начала провязываются первые 12 звеньев, затем выполняются последние 6 в количестве трёх полосок. Это делается, чтобы иметь возможность переносить элементы на левую сторону вязания. Первую и последнюю петли рядов тоже нужно провязывать. Изделие потребуется переворачивать несколько раз по ходу вязания.

При работе над новой полосой следует оставить звенья на дополнительной спице и довязать последние шесть петель объёмной косы. Затем провязываются все звенья на третьей спице.

Теперь нужно выполнить 3 полосы не перемещая их. В новом ряду делается перемещение всех петель вправо. Шесть звеньев переносятся на дополнительную спицу, остальные вяжутся четыре ряда с переворачиванием. Затем вяжутся петли со вспомогательной спицы. Дальше нужно будет выполнять их чередование в правую сторону или левую, через каждый третий ряд. Так получают объёмную косу.

Объемная коса схема

Предлагаем вашему вниманию схему вязания объёмной косы. С помощью неё можно будет с лёгкостью освоить эту технику.

Коса из девяти петель спицами

Давайте рассмотрим технику формирования косы пошагово. Набираем на спицы семнадцать петель. Начинаем вязание с первого ряда:

Также рекомендуем прочитать:

  • Кромочную не провязываем. Провязываем три изнаночные, девять лицевых и четыре изнаночных.
  • Переходим ко второму ряду: тут тоже кромочную просто снимаем и вяжем: три лицевых, девять изнанкой, три лицевых. И последнюю кромочную вывязываем изнанкой. Получается вот такая вот заготовочка.

Первые два ряда

  • Приступаем к третьему ряду. Кромочную снимаем, три вяжем изнанкой. Тут мы будем делать первое перемещение: три петельки переносим на вспомогательную спицу, чтобы они находились на лицевой части работы.
  • Теперь провязываем три лицевыми и переносим петельки со вспомогательной на левую спицу. Их тоже вяжем лицевыми. Затем идут три лицевые и четыре изнаночные. Первый перенос выполнен.

Перемещение на другую спицу

  • Вяжем четвёртый и шестой ряды точно таким же образом, как первый, а пятый как второй.
  • В седьмом ряду делаем второе перемещение. Кромочную снимаем, провязываем три изнаночными и три лицевых. Следующие три петли снимаем на дополнительный инструмент так, чтобы они оказались на изнаночной стороне. Вяжем три лицевые, возвращаем петли с доп. спицы на левую. Провязываем их лицевыми, и оставшиеся петли изнанкой.

Изнанка с доп спице

  • Восьмой и десятый ряды вяжем как первый, девятый как второй.

Теперь для получения узора вам просто нужно выполнять вязание дальше по уже заданной схеме. Чередовать действия с третье по десятый ряд, пока не получите узор нужного размера.

Коса из 9 петель

У вас должна получиться вот такая вот косичка.

Узор коса из 12 петель спицами

Такой узор сейчас очень популярен. Именно с помощью него вяжут ныне модные шапочки с косичками. Узор объёмная коса из 12 петель может украсить собой такие изделия, как кардиганы, пледы, свитера. 

Схема вязания косы из 12 петель

Коса из 9 петель

Коса из 16 петель спицами схема

Коса из 9 петель

В схеме нарисованы только лицевые ряды, изнаночные вяжутся по рисунку.

Раппорт этого узора состоит из двадцати петелек, и четырнадцати рядов.

Коса из 9 петель

Условные обозначения к схеме:

Коса из 9 петель

Вяжем двойную и тройную косы

Узор двойной косы

Двойная коса — один из самых лёгкий узоров. Её очень просто усвоить и научиться выполнять. Двойная коса носит такое название, потому что состоит только из двух сплетений.

Это очень динамичный и мобильный орнамент, его можно менять как вам вдумается. Например, увеличивать или уменьшать промежутки между узорами.

Схема косы

Для того, чтобы начать вязать двойную косу по этой схеме вам потребуется набрать верное количество петель. Их должно быть три для симметрии, две кромочные и плюс петли для узора — их сумма должна делиться на 12.

Первый и пятый ряд вяжутся одинаково: три лицевые петли, три изнаночные, последние три вяжутся вместе изнанкой.

Второй ряд вяжется лицевыми и изнанкой на другой стороне.

В третьем ряде делается перенос с наклоном влево. Вяжутся по три лицевых и изнаночных петель, на доп. спицу перемещают ещё три. Затем три петли вяжутся изнанкой, а перемещённые возвращаются и провязываются лицом. Седьмой ряд делается так же, только с наклоном вправо.

Двойная

С помощью этой подробной схемы с описанием вам будет легко разобраться как связать спицами двойную косу.

Тройная коса

Узор тройной косы

Тройная коса, на первый взгляд, может показаться сложным узором для начинающих рукодельниц, но это совершенно не так. Весь первый ряд вяжется лицевыми петлями. Все изнаночные ряды выполняются так же. В третьем ряду пять петель не провязывают, а переносят на дополнительную спицу. Следующие пять вяжутся лицом. Потом следуют ещё десять лицевых петель, а пять снова переносятся на дополнительную спицу. После вяжутся пять лицевых, а затем все петли, которые перемещались.

С пятого по восьмой все ряды вяжутся лицом. Девятый ряд — пять лиц. п, пять переносятся, пять лиц, перенесённые возвращаются и вяжутся лицевыми. Одиннадцатый ряд весь состоит из лицевых петель. Таким образом вяжется раппорт тройной косы.

Тройная коса схема

Объёмная коса спицами — очень интересный узор, многим начинающим рукодельницам будет полезно научится вязать таким способом. У этого узора есть множество интерпретаций на любой вкус и цвет. Вы сможете связать с помощью такого узора практически все, что захотите, потому что вариаций объемных кос очень много.  Есть, например, очень красивая турецкая коса с вытянутыми петлями, которая украсит и женскую кофточку, и детскую безрукавку, и объемный снуд. Толстая плетеная коса может послужить элементом декора и для теплого кардигана и для сумки ручной работы. Выпуклую косу из 15 петель используют при вязании шапочек и свитеров. Плоские косы-жгуты, которые отлично соседствуют с ажурным ромбом, любят начинающие вязальщицы, коса елочкой подойдет для более опытных, потому что ее сейчас можно вязать по диагонали и на две стороны, симметрично центрально оси, а этот способ требует сноровки. Вообще, рисунок в полотне могут украсить не только диагональные косы — коса может быть и вертикальной и поперечной. Есть даже двухсторонняя коса, которая смотрится одинаково и с лицевой, и с изнаночной стороны вязания, поэтому идеальна для вязания шарфов. Узор может состоять не только из целых кос — текстуру полотна могут создать и их отдельные элементы, как например в узоре Плетенка. Чтобы понять какая коса будет смотреться эффектнее на вашем вязании — большая и пышная или лучше выбрать мелкие косы (плетение во многом зависит от толщины и материала нити), предварительно лучше связать образец. 

Другие схемы вязания

Тройная коса схема Загрузка…

Коса (рельеф) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Коса. У этого термина существуют и другие значения, см. Стрелка.

Коса́ или стрелка — низкая намывная полоса суши (земли) на берегу водного объекта, соединяющаяся одним концом с берегом.

Коса, отделяющая залив или бухту, называется пересыпью. Коса, соединяющая остров и материк, называется томболо или переймой[1].

Один из вариантов процесса формирования косы

Сложена обычно сыпучим материалом (песком, галькой, гравием, ракушей), перемещаемым вдольбереговыми течениями.

Коса образуется в результате перемещения обломочного материала волнами и вдольбереговыми течениями и аккумуляции (отложения) этих наносов в результате огибания потоком наносов выступа берега.

Коса также образуется при одновременном поступлении наносов с двух противоположных сторон. Такая коса выдаётся в открытое море почти перпендикулярно берегу и называется стрелкой.

  1. ↑ Коса / Александр Горкин // Энциклопедия «География». Часть 1. А – Л. С. 871.
  • Берега / П. А. Каплин, О. К. Леонтьев, С. А. Лукьянова, Л. Г. Никифорова. М., Мысль, 1991, 479 с. ISBN 5-244-00449-2.
  • Коса / Александр Горкин // Энциклопедия «География». Часть 1. А – Л. Росмэн, 2008. С. 870-871. ISBN 5353024435.

Значение слова КОСОЙ. Что такое КОСОЙ?

КОСО́Й, —а́я, —о́е; кос, коса́, ко́со.

1. Расположенный, идущий наклонно, под углом к горизонтальной плоскости; не прямой, не отвесный. Вдруг пламя из косого направления приняло прямое. Писемский, Батька. Свет падал из них [окон] в подвал косыми, мутными полосами. М. Горький, Супруги Орловы. Хлестал косой холодный дождь. Соколов-Микитов, Матросы. || Расположенный под углом к прямой линии; пересекающий что-л. наискось. Косой почерк.На лбу Василия, чуть повыше левой брови, белел косой шрам — след пулевого ранения. Закруткин, Плавучая станица. || Разг. Поставленный несколько наискось, раскосый. Глаза его, косые и узкие, как у татарина, смотрели — пытливо. Фадеев, Разгром.

2. Искривленный, перекошенный (о предметах, фигурах и т. п.). Он толкнул ногой низенькую косую дверь. А. К. Толстой, Князь Серебряный. Гудок паровоза принес настоящее облегчение. Все засуетились, полезли за вещами на косые, давно не крашенные полки. Лебеденко, Тяжелый дивизион.

3. Расположенный сбоку, не посередине. Кудри его [Алексея] были тщательно причесаны на косой пробор. Николаева, Жатва.

4. Страдающий косоглазием; косоглазый. [Семен] был кос на левый глаз. Чехов, Сапоги. Ножик Марьи отобрала заведующая колонией — сухая, с коричневой охапкой волос, косая. Казалось, она смотрит одновременно в разные стороны. Гладков, Энергия. || Косящий (о глазах). Из косых Демкиных глаз — вдруг брызнули слезы. Шолохов, Поднятая целина.

5. перен. Недоверчивый, подозрительный, недружелюбный (о взоре, взгляде). Обруганный парень бормотал что-то вполголоса, изредка бросая на босяка косые взгляды. М. Горький, Челкаш. [Алексей] сразу понял причину косых и недружелюбных взглядов Рогова. Ажаев, Далеко от Москвы.

6. в знач. сущ. косо́й, —о́го, м. Прост. Заяц. А сколько рассказов! Попался косой, Поймали ежа, заблудились немножко И видели волка… Н. Некрасов, Крестьянские дети. В Сибири не зовут зайца «косым», как обыкновенно в России. А. Черкасов, Записки охотника Восточной Сибири.

Косой ворот — стоячий ворот, застегивающийся сбоку.
Косой парус — треугольный парус.
Косой треугольник ( мат.) — непрямоугольный треугольник.
Косой угол ( мат.) — угол больше или меньше прямого, то есть тупой или острый угол.
Косая сажень в плечах; в косую сажень ростом — о широкоплечем, рослом человеке (от старой меры длины — от носка правой ноги до конца среднего пальца вытянутой кверху левой руки). Встретил нас староста —, дюжий и рыжий мужик в косую сажень ростом. Тургенев, Бурмистр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *