Posted on

Содержание

Красный — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Кра́сный может означать:

  • Красный цвет — область цветов в длинноволновой части видимого спектра, соответствует минимальной частоте электромагнитного поля, воспринимаемой человеческим глазом.
  • Красный — сторонник революции во время гражданской войны в России (см. также: Рабоче-крестьянская Красная армия).
  • «Красный» — совхоз под Симферополем, переоборудованный нацистскими оккупационными властями в концлагерь.
  • «Красный» — мини-серия комиксов (3 выпуска), изданных в 2003—2004 годах компанией WildStorm.
  • Красный — (устаревшее) в значении «красивый».

Белоруссия[править | править код]

Россия[править | править код]

Адыгея
  • Красный — хутор в Кошехабльском районе.
  • Красный — хутор в Теучежском районе.
Архангельская область
Астраханская область
  • Красный — посёлок в Володарском районе.
Белгородская область
Брянская область
Волгоградская область
  • Красный — хутор в Даниловском районе.
  • Красный — хутор в Еланском районе.
  • Красный — посёлок в Среднеахтубинском районе.
  • Красный — хутор в Урюпинском районе.
  • Красный — хутор в Чернышковском районе
Воронежская область
  • Красный — посёлок в Аннинском районе.
  • Красный — поселок в Бобровском районе, Октябрьское сельское поселение.
  • Красный — поселок в Бобровском районе, Юдановское сельское поселение.
  • Красный — посёлок в Бутурлиновском районе, Березовское сельское поселение.
  • Красный — посёлок в Бутурлиновском районе, Пузевское сельское поселение.
  • Красный — хутор в Подгоренском районе.
  • Красный — хутор в Семилукском районе.
  • Красный — посёлок в Таловском районе.
Камчатский край
  • Красный — посёлок в Елизовском районе.
Костромская область
Краснодарский край
  • Красный — хутор в Анапском районе.
  • Красный — посёлок в Выселковском районе.
  • Красный — хутор в Крымском районе, Молдаванское сельское поселение.
  • Красный — хутор в Крымском районе, Южное сельское поселение.
  • Красный — хутор в Курганинском районе.
  • Красный — хутор в Кущёвском районе, Среднечубуркское сельское поселение.
  • Красный — хутор в Кущёвском районе, Шкуринское сельское поселение.
  • Красный — посёлок в Лабинском районе.
  • Красный — хутор в Северском районе.
  • Красный — посёлок в Тимашёвском районе, Поселковом сельском поселении.
  • Красный — хутор в Тимашёвском районе, Роговском сельском поселении.
  • Красный — хутор в Тихорецком районе.
  • Красный — хутор в Усть-Лабинском районе
Красноярский край
Курская область
Липецкая область
  • Красный — посёлок в Лев-Толстовском районе.
Мордовия
Московская область
  • Красный — посёлок в Истринском районе.
Нижегородская область
Орловская область
Пензенская область
Ростовская область
  • Красный — посёлок в Аксайском районе.
  • Красный — хутор в Багаевском районе.
  • Красный — хутор в Неклиновском районе.
  • Красный — хутор в Октябрьском районе.
  • Красный — бывший посёлок городского типа, ныне в составе города Новошахтинск.
Рязанская область
Саратовская область
Свердловская область
Смоленская область
  • Красный — посёлок городского типа в Краснинском районе.
  • Красный — посёлок в Рославльском районе.
Тамбовская область
Тульская область
Удмуртия
Ульяновская область
Челябинская область
  • Красный — посёлок в составе города Миасс.
  • Красный, Виктор Наумович (1925—2004) — российский гитарист-семиструнник, музыкальный педагог.
  • Красный, Лев Исаакович (4 апреля 1911 — 25 мая 2008) — советский геолог, член-корреспондент АН СССР, лауреат Ленинской премии и Государственной премии России, работал во ВСЕГЕИ[1].
  • Красный, Пинхос — министр по еврейским делам в Директории УНР. Один из лидеров еврейской общины Украины.
  • Красный, Сергей Хочекович — советский хозяйственный, государственный и политический деятель.
  • Красный, Фёдор Григорьевич — чарочник, деятель Смутного времени
  • Красный, Юзеф Яковлевич (1887—1932) — революционер, деятель международных организаций.
  • Красный, Юрий Ешуанович (род. 1946) — педагог, художник, поэт.
  • Красный-Адмони, Григорий Яковлевич — еврейский историк, публицист и общественный деятель.
  • Саша Красный (псевдоним Александра Давыдовича Брянского; 1882—1995) — поэт, песенник, артист театра малых форм, один из создателей движения «Синяя блуза».
  1. ↑ Памяти Л. И. Красного // Российские недра. 2008. № 9 (67). 2 июня. С. 2.

Красный цвет — Википедия. Что такое Красный цвет

Красный
Color icon red.svg
HEX FF0000
RGB¹ (r, g, b) (255, 0, 0)
CMYK (c, m, y, k) (0, 100, 100, 0)
HSV² (h, s, v) (0°, 100%, 100%)
  1. Нормализовано к [0—255]
  2. Нормализовано к [0—100]

Кра́сный (родственно ст.‑слав. красьнъ ‘красивый, прекрасный’), также червлёный, рдяный (арх.) — область цветов в длинноволновой части видимого спектра, соответствует минимальным частотам электромагнитного излучения, воспринимаемого человеческим глазом. Диапазон красных цветов в спектре часто определяют длинами волн 630—760 нанометров

[1], что соответствует частотам 476—394 терагерц. Длинноволновая граница восприятия зависит от возраста человека.

Один из трёх основных цветов в системе RGB, дополнительный к нему цвет — циан[2].

Прилагательное «красный» в цветовом значении из славянских языков свойственно только русскому. В первоначальном значении встречается лишь во фразеологических оборотах типа: «долг платежом красен», «ради красного словца», «красная цена», «красная рыба», «красна девица», «на миру и смерть красна». В старорусском языке для обозначения красного цвета использовали слово «червлёный» (по названию личинки насекомого «червеца», из которого приготовляли красную краску). Это слово можно отыскать в Русской Синодальной Библии в названии Чермного (Красного) моря

[3].

Color icon red.svg

Природные красители и пигменты

Помимо красного цвета, наблюдаемого в радуге (вызванной разложением солнечного света на спектральные составляющие), люди издавна использовали природные красные красители и пигменты:

  • Color icon red.svg
  • Color icon red.svg
  • Color icon red.svg
  • Color icon red.svg
  • Color icon red.svg
  • Color icon red.svg

Оттенки

  • Алый
  • Розовый — лёгкий, ненасыщенный красный, цвет маргаритки
  • Кармин
  • Бордо
  • Кардинал
  • Багровый
  • Багряный
  • Ализариновый (крап, краплак)
  • Бордоского вина — красно-фиолетовый.
  • Брусьяный — красный, багряный, цвета брусники.
  • Вермильон (вермильоновый) — ярко-алый с оранжевым оттенком, от французского название такого цвета vermillion.
  • Гуляфный — красный, цвета спелых ягод шиповника.
  • Иудина дерева — ярко-розовый. Иудино дерево, или церцис, согласно преданию, является тем самым деревом, на котором повесился Иуда, после того как предал Христа. Это дерево цветёт ярко-розовыми цветами.
  • Кошенилевый — ярко-красный, слегка малиновый.
  • Куропаткины глаза — светло-красный цвет.
  • Магово-гуляфный — красно-розовый.
  • Маджента — ярко-красный, между красным и фиолетовым.
  • Мареновый — окрашенный краской из растения марены, корень которого внутри красно-жёлтого цвета.
  • Маргаритовый цвет — ярко-пунцовый.
  • Маркизы Помпадур — сложный оттенок розового.
  • Массака — тёмно-красный с синеватым отливом, иссиня-малиновый цвет.
  • Мов — розовато-лиловый.
  • Московского пожара 1812 года — цвет огня в горящем городе, похож на цвет давленой брусники.
  • Накаратовый — оттенок красного, «жаркий».
  • Оброщеный — багряный.
  • Пюсовый — красно-бурый, коричневый оттенок красного, (от фр. puce — «блоха»).
  • Рдяный — красный, алый. Рдеть — гореть, воспаляться, краснеть, ярко алеть.
  • Серизовый — вишнёвый.
  • Сольферино — один из оттенков красного цвета — ярко-красный, ярко-розовый либо с лиловым оттенком. Название появилось после битвы при Сольферино в 1859 году во время австро-итало-французской войны.

Психология восприятия

Карл фон Фриш в монографии «Из жизни пчёл» обращал внимание, что пчёлы (как и большинство насекомых, за исключением бабочек) не воспринимают красный цвет, в отличие от птиц.

Красный цвет считается стимулирующим, как часто пишут, «способствует активности, дружелюбию, уверенности; в больших количествах вызывает гнев и ярость. Даёт уверенность в себе, готовность к действию, способствует заявлению о силе и возможностях».

В Университете Лидса доказали, что цвет имеет непосредственное влияние на человека. Красное освещение способно ускорить сердцебиение и повысить кровяное давление.[4]

У многих народов красный цвет связан с угрозой, опасностью, страстью и вожделением. Исследования показали, что красный цвет влияет на сексуальное поведение, способность к физическим нагрузкам, а также на успешность выполнения тестов. Так, испытуемые, у которых на бланках для сдачи теста была красная отметка (и это было единственным отличием), показывали значительно худший результат, чем те, у кого эта метка была зелёной или чёрной. Аналогичным был результат, когда испытуемым предложили тестовые задания в папках с обложками красного, зелёного и белого цветов. Ряд экспериментов также показал, что спортсмены в красной форме чаще выигрывают, правда, точная причина не ясна — красный цвет влиял на всех участников соревнования, включая судей. По некоторым данным, зрительный контакт с этим цветом влияет на восприятие привлекательности: испытуемые сочли женщину, сфотографированную на красном фоне, более сексуально привлекательной, чем её же, но сфотографированную на белом[5].

Техника, полиграфия, промышленность

Color icon red.svg Красный сигнал светофора Color icon red.svg STOP — красный как сигнал опасности
  • Красный как сигнальный цвет — признак опасности, запрета действия, движения (светофор) и другое.
  • Маркер «СТОП», цвет соответствующих кнопок.
  • Красным цветом отмечают баллоны с горючими газами — пропаном, метаном.
  • Символ «Горячо» — например для кранов горячей воды.
  • Цвет пожарной охраны, пожарного оборудования.

Стандарты

Пищевые красители E**

Природные эталоны и пигменты

Ассоциации и символы

В религии

  • В римской мифологии красный как цвет крови ассоциируется с богом войны Марсом.
  • «Красная вера» — распространённое в монголоязычном мире обозначение школ тибетского буддизма линии Кагью, в противовес «жёлтой» школе Гелуг.
  • Красный — символ жертвенной крови Христа и мучеников,[6] а также величия и царственности. Из Лиц Пресвятой Троицы красный цвет соответствует Богу-Отцу: Бог есть огонь «поядающий», который открылся Моисею в огне Неопалимой Купины. Красный также являлся символом крови Христовой, искупляющей грехи человечества.
  • Красный в православии — цвет Пасхи, Светлого Христова Воскресения — главного православного праздника. Начало Пасхи православные священники встречают в белых облачениях в знак воссиявшего из Гроба Воскресшего Спасителя. Во время службы священство переодевается в красные одеяния, и вся праздничная служба, а за ней и службы сорока пасхальных дней служатся в красном. И красная пелена лежит в алтаре на престоле все сорок пасхальных дней. В данном случае красный цвет одежд священства знаменует торжество любви Бога к роду человеческому.
  • Красная горка — народное название Антипасхи — второго воскресения после Пасхи. Другое название — Фомино воскресение, так как в этот день православная церковь вспоминает апостола Фому.
  • Красный — в христианстве цвет дракона-дьявола, «великой блудницы», огонь ада (Апокалипсис).
  • Красный цвет в индобуддийской схеме мироздания ассоциируется с западом, закатом; в библейской же традиции красный — символ юга. Библейское «Красное море» — то же самое, что и «Южное море». Также в Китае красный цвет ассоциируется с югом.
  • Красный (в сочетании с чёрным) ассоциируется с сатанизмом.
  • Титул второго по значимости иерарха буддийской школы Карма Кагью — Шамарпа — означает «красношапочник». Первый же иерарх, — Кармапа, — носит чёрную шапку.
  • Католические кардиналы носят красные сутану, пояс, мантию, биретту[7].

В политике

  • Красный с древних времён считался цветом власти: порфирородный, то есть облаченный в порфиру, верхнюю одежду государей красного цвета.
  • В Московском царстве красный был государственным, регальным цветом: под красным стягом Иван Грозный брал Казань в 1552 году. С красным знаменем нижегородское ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским освобождало Кремль от польских оккупантов.
  • Красный флаг приобрел устойчивое значение символа революционной борьбы и социализма в после Французской революции и особенно Парижской коммуны. В качестве основного цвета для флага социалистического государства красный цвет использовали (или используют) СССР, КНР, Вьетнам, Камбоджа (1975—1989).
  • Красная Армия, Красный Военно-Морской флот — название армии и флота Советского Союза до 1946 года, когда они были переименованы в Советскую Армию и Советский флот.
  • Одним из самых распространённых символов анархизма и левого антифашизма является красно-чёрный флаг.

В культуре, искусстве и этнографии

  • Красная площадь — главная площадь Москвы, столицы России. (См. также Красная площадь в других городах.)
  • Красный — в европейских культурах — символ свободы[8], мужества и отваги.
  • Красный цвет — символ радости и праздника у очень многих народов.
  • В средневековой Европе и в современной Индии до сих пор невесты на свадьбе одеваются в красные платья.
  • «Красная книга» — книга об исчезающих видах животных, растений и грибов: книга, задачей которой является «привлечь внимание общественности», поэтому красный цвет единственный цвет, выполняющий данную задачу.
  • «Красный крест» — международное движение бескорыстной и срочной медицинской помощи выбрало этот цвет, как цвет, видимый издалека, цвет максимально привлекающий внимание.
  • Красные ворота — первая триумфальная арка в России, построенная по приказу Петра I в честь победы над шведами в 1709 г. под Полтавой. Находилась в районе нынешней станции метро «Красные ворота». В 1928 году арка была снесена при расширении Садового кольца. Однако площадь, на которой она находилась, и по сей день называется «площадью Красных ворот».
  • Планета Марс — «красная планета». Красители марс красный и марс коричневый своим названием также обязаны основному компоненту — красным, оранжевым и бурым оксидам железа.
  • Улан-Батор (монг. красный богатырь) — столица Монголии.
  • В инкской узелковой письменности кипу красный цвет обозначал войну; собственное войско, а также собственные потери на войне[9]. На нитях археологических кипу встречается довольно редко.
  • Красное окно — так на Руси называлось большое окно деревянного дома. Другое название — косящатое окно. Делалось из 4 брусьев — косяков, в них вставляли оконницу и заполняли слюдой, рыбьим пузырем, стеклом.

Прочие литературно-культурные ассоциации

Color icon red.svg
  • Цвет любви, а также цвет ярости в западной культуре. В буддийской тантрической традиции — цвет страсти.
  • Красный фонарь — условный знак в кварталах домов терпимости.
  • Красная нить — основная связующая идея текста, выступления.
  • Красная строка — отступ перед абзацем. «Начать с красной строки» — в переносном смысле означает начать всё сначала.
  • Красные каблуки — символ знатного происхождения и высокого общественного положения.
  • Красные лета — лучшие годы, молодые годы.
  • Красные похороны — говорили, когда муж жену хоронил.
  • Алые паруса — символ мечты (из романа А. Грина «Алые паруса»).
  • Красна девица — красавица, молодая незамужняя девушка, персонаж русских народных сказок, песен. Иногда так говорят о застенчивом, робком, нерешительном молодом человеке.

В вексиллологии

Транспорт

Населённые пункты

Примечания

Литература

Красный флаг — Википедия

Простой красный флаг.

Красный флаг:

  • Красный флаг — символ революционной борьбы[1], левого движения, социализма и коммунизма. Элементы красного флага являются также символами левого анархизма и левых националистов. Красный цвет социалистического флага является символом пролитой за права рабочих крови, во время расстрелов рабочих на стачках, гибели их в кровопролитных войнах за социалистические достижения, и просто гибели рабочих людей при капитализме, из-за большого расслоения в доходах созданного капиталистами. олицетворением крови угнетённых классов, пролитой в борьбе за освобождение от эксплуатации[2]. Для противников революционного переустройства общества стал символом насилия и террора[3][нет в источнике];
  • Красный флаг — один из сигнальных флагов в мореплавании, означающий опасность или бой, ввиду чего он также активно использовался[4]пиратами;
  • Красный флаг — гоночный флаг, предписывающий остановить гонку.
  • Название «Красное знамя» носит ряд песен социалистического и рабочего движения, включая итальянскую Bandiera Rossa и гимн британской Лейбористской партии The Red Flag.

Появление символа[править | править код]

Советская историография приводила примеры использования красного флага во времена восстаний и революций с древнейших времён. Так, в Большой советской энциклопедии указывалось, что в Горгане (Персия) в 778—779 годах проходило «Восстание краснознаменных», во время которого использовалось красное знамя как эмблема восстания, и что красное знамя использовали восставшие во время Крестьянской войны в Германии в 1524—1526 годах[1].

Во время Великой французской революции[править | править код]

Во время Великой французской революции 21 октября 1789 года был принят «Закон о военном положении». Новый закон описывал обязательные действия муниципалитета Парижа при чрезвычайных ситуациях, чреватых восстаниями (иначе говоря — при уличных беспорядках, создающих угрозу революционному правительству) По этому закону[5]:

Статья 1. В случае угрозы общественному спокойствию члены муниципалитета в силу обязанностей, возложенных на них коммуной, должны объявить, что для восстановления спокойствия немедленно необходима военная сила.

Статья 2. Это извещение совершается таким способом, что из главного окна ратуши и на улицах вывешивается красное знамя.

Статья 3. Когда красное знамя вывешено, всякие скопления народа, вооруженные или невооруженные, признаются преступными и разгоняются военной силой.

Таким образом, красный флаг был всего лишь сигналом опасности, угрозы новому революционному порядку. Сигнал, призывающий к защите спокойствия на улицах. То есть его смысл не был крайне радикальным, а был про-правительственным. Но вскоре в городском самоуправлении Парижа стали доминировать радикалы — якобинцы. Благодаря их стараниям вывешивание красного флага обрело новый смысл: вывешивая такие флаги, городское самоуправление собирало своих сторонников для проведения насильственных акций против всех тех, кто был против радикальных изменений[5].

17 июля 1791 г. Лафайет, командующий Национальной гвардией, поднял красный флаг в Париже в знак объявления военного положения и призыва к бунтовщикам разойтись[6]. Последовало столкновение, в котором было убито около пятидесяти протестовавших против короля. После этого якобинцы подняли красный флаг, чтобы почтить «кровь мучеников»[7]. Якобинцы сделали красный флаг своим символом. Под красным флагом в августе 1792 года организованные городским самоуправлением отряды санкюлотов шли на штурм Тюильри. Красный флаг превратился в знамя радикалов[5].

Позже во Франции красное знамя перестало быть столь популярным. Государственным флагом Республики стал французский триколор. В наполеоновскую эпоху оно практически вышло из употребления. После реставрации монархии оно — в качестве символа революции — и вовсе утратило актуальность[5].

Использование в Европе[править | править код]

Во время Лионского восстания 1834 г. красный флаг стал символом революционной борьбы рабочих. В 1848 г. красный цвет был цветом восставших во Франции и в Германии. С 1871 года, после Парижской коммуны, красный цвет становится символом международного революционного движения пролетариата.

Политическое использование красного флага в других частях света[править | править код]

Красные боевые знамёна использовались во время восстания тайпинов в Китае в 1850—1864 годах. Во время так называемой Первой красной паники в США ряд штатов (Миннесота, Южная Дакота, Оклахома, Калифорния) приняли законы о запрете красных флагов[8]. Но Верховный суд США в 1931 г. признал такой запрет неконституционным[9].

Смысловое исключение представляет собой красный цвет в политической культуре Парагвая — он является символом правой консервативной Колорадо. Ультраправые военизированные формирования Колорадо назывались Guión Rojo («Красный стяг»).

Анархо-синдикализм[править | править код]

В 1871—1872 гг. в Италии появилось красно-чёрное знамя. В начале 1870-х гг. красно-чёрное знамя появилось у мексиканских анархистов. К середине 1930-х годов красно-чёрное знамя стало символом анархистов во всех странах (см. также статью Символы анархистов).

Использование в Российской империи[править | править код]

В России красный флаг впервые был использован во время Кандиевского восстания крестьян в 1861 г. Во время первой политической демонстрации в России 6 декабря 1876 у Казанского собора в Петербурге рабочий Я. Потапов поднял красный флаг. Впоследствии под красными знамёнами проходили митинги, демонстрации, маёвки антиправительственного характера. В 1898 г. красный флаг стал флагом РСДРП.

В РСФСР и СССР[править | править код]

Флаг РСФСР. Образец 1918 года. (1918—1937)

После Октябрьской революции в Советской России вплоть до середины 1918 года роль государственного и военно-морского флага выполняло простое красное полотнище. Первый флаг РСФСР был утверждён в июле 1918 года. В окантованном жёлтым кантом крыже на красном фоне располагались крестообразно буквы «РСФСР», а под ними надпись, расшифровывающая данную аббревиатуру: «Российская социалистическая федеративная советская республика». В том же 1918 году флаг был изменён: аббревиатура РСФСР была расположена в одну строку и начертана оригинальным шрифтом. В таком виде флаг РСФСР просуществовал до 1937 года.

Флаг СССР согласно Конституции СССР от 1936 года

С образованием СССР Конституция 1924 г. утвердила государственный флаг СССР, который представлял собой красное полотнище с изображением в его верхнем левом углу, у древка, золотых серпа и молота и над ними красной пятиконечной звезды. В соответствии с положением о Государственном флаге являлся «символом государственного суверенитета СССР и нерушимого союза рабочих и крестьян в борьбе за построение коммунистического общества»[10]. Эта символика оставалась официальной до распада СССР в 1991 году.

В других странах[править | править код]

Галерея[править | править код]

Сигнальный флаг «Bravo» международного свода сигналов и «Наш» по своду сигналов военно-морского флота СССР означал примерно одно и то же — «я веду огонь, гружу или выгружаю опасный груз (боеприпасы)»

Красные флаги с различными рисунками — например, черепов и крыс — наряду с чёрными и зелёными флагами использовались пиратами[4][11]. Красные флаги выбрасывались непосредственно перед боем[11]. Это являлось копированием поведения военных флотов. Приказом № 1 лорда Адмиралтейства в 1596 году было установлено

«на время ведения боя поднимать вместо постоянного носового флага боевой флаг красного цвета[11].»

В Великобритании красный флаг с британским крыжем используют коммерческие суда. На его основе были созданы флаги нескольких заморских территорий. В частности это было унаследовано в качестве основного цвета современным флагом Канады.

  • Красный Флаг — деревня в Москаленском районе Омской области.
  • Красный Флаг — до 1998 г. название села Оразак Целиноградского района Акмолинской области.
  1. 1 2 Красное знамя (БСЭ), 1973.
  2. ↑ Экскурс в геральдику. Геральдические цвета
  3. Мюррей Букчин. The Third Revolution: Popular Movements in the Revolutionary Era. 1996/ p. 103
  4. 1 2 Гаврилов Б. И. В борьбе за свободу: Восстание на броненосце «Потёмкин». — М.: Мысль, 1987. — С. 128. — 222 с. — 50 000 экз.
  5. 1 2 3 4 д. и. н. Фельдман Д. Красные белые: советские политические термины в историко-культурном контексте // Вопросы литературы : Журнал. — 2006. — № 4. Архивировано 5 марта 2016 года.
  6. Томас Карлейль. French Revolution, p. 408.
  7. ↑ Flags of the World, French Revolution
  8. Zechariah Chafee, Jr. Freedom of Speech (NY: Harcourt, Brace and Howe, 1920), 180ff., Appendix V
  9. ↑ Stromberg v. California, 283 U.S. 359 (1931)
  10. ↑ Положение о Государственном флаге Союза Советских Социалистических Республик, утверждено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1955 года
  11. 1 2 3 Копелев Д. Н. Золотая эпоха морского разбоя. — М.: Остожье, 1997. — С. 128. — 128 с. — ISBN 5-86095-084-5.

Оранжевый цвет — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 декабря 2018; проверки требуют 9 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 декабря 2018; проверки требуют 9 правок. Запрос «Рыжий цвет» перенаправляется сюда; для значений термина «Рыжий» см. Рыжий.

Оранжевый (#FF8C00)

Оранжевый
Color icon orange.svg
HEX FF8000
RGB¹ (r, g, b) (255, 128, 0)
CMYK (c, m, y, k) (0, 65, 95, 0)
HSV² (h, s, v) (30°, 100%, 100%)
  1. Нормализовано к [0—255]
  2. Нормализовано к [0—100]
Оранжевый
Color icon orange.svg
HEX FF5300
RGB¹ (r, g, b) (255, 83, 0)
CMYK (c, m, y, k) (0, 98, 95, 0)
HSV² (h, s, v) (18°, 100%, 100%)
  1. Нормализовано к [0—255]
  2. Нормализовано к [0—100]
Светло-оранжевый
Color icon orange.svg
HEX FFA000
RGB¹ (r, g, b) (255, 160, 0)
CMYK (c, m, y, k) (0, 35, 100, 0)
HSV² (h, s, v) (38°, 100%, 100%)
  1. Нормализовано к [0—255]
  2. Нормализовано к [0—100]

Оранжевый — цвет, промежуточный в спектре электромагнитного излучения оптического диапазона между красным и жёлтым. Электромагнитное излучение, вызывающее ощущение оранжевого цвета, имеет длины волн, лежащие в диапазоне 590—630 нм[1]. Оранжевому соответствует оттенок 20 в цветовой системе MS Windows (hex-код FF8000). В RGB системе оранжевый — цвет 3-го порядка (между красным и жёлтым), его можно охарактеризовать как жёлто-красный.

Название цвета позаимствовано от старофранцузского слова orange — апельсин, сокращение от старого названия фрукта фр. pomme d’orange, в свою очередь образованного от итал. arancia[2][3]. Несмотря на популярность цвета, его название вошло в европейские языки лишь недавно: первое зафиксированное упоминание в английских источниках относится к 1512 году[4][5].

Color icon orange.svg
  • абрикосовый — оранжевато-бледно-жёлтый, цвет абрикоса
  • аврорный — (от имени Авроры — богини утренней зари в римской мифологии) светлый оранжево-розовый или жёлтый с красноватым отливом
  • апельсиновый (синоним апельсин)
  • вермильон (вермильоновый) — ярко-алый с оранжевым оттенком, от французского название такого цвета vermillion.
  • каштановый — рыже-бурый, яркий бурый
  • коралловый — розово-оранжевый цвет, цвет кораллов
  • коричневый = серый + оранжевый
  • лисий
  • мандариновый
  • медовый — цвета мёда, тёплый оттенок между оранжевым и коричневым
  • морковный (цвет каротина)
  • персиковый — красноватый светло-оранжевый, цвет персика
  • померанцевый — оранжево-красный (цвет плода померанца с розовым)
  • редрый — рыжий, рыже-бурый (обычно так говорили о рогатом скоте)
  • ржавый — тёмный, насыщенный красно-оранжевый, красно-бурый, жёлто-бурыйю
  • рудой — рыжий и рыже-бурый, «жарко-красный»
  • рыжий
  • танго — оранжевый с коричневым оттенком
  • тыквенный
  • янтарный (нечётко определённая группа оттенков = от жёлтого до коричневого), чаще всего тёмный, насыщенный оранжево-жёлтый, цвет природного янтаря
  • Color icon orange.svg
  • Color icon orange.svg
  • Color icon orange.svg
  • Color icon orange.svg
  • Color icon orange.svg

Флаг России — Википедия

Флаг России (Госуда́рственный флаг Росси́йской Федера́ции) — один из официальных государственных символов Российской Федерации[4], наряду с гербом и гимном. Представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета. Отношение ширины флага к его длине составляет 2:3[4].

Пропорции флага России

Федеральный конституционный закон о Государственном флаге Российской Федерации оттенки цветов не устанавливает.

Согласно ГОСТ Р 51130-98 цвет каждой полосы флага должен соответствовать номеру цвета Атласа (каталогу) цветов ВЦАМлегпрома или Атласу (каталогу) цветов Pantone[5]. Ряд российских государственных органов при заказе полотнищ Государственного флага России указывают следующие цвета Pantone: белый (цвет без дополнительных оттенков), синий (pantone 286С) (solid coated), красный (pantone 485С) (solid coated)[6][7][8][9][10].

ЦветБелыйСинийКрасный
PantoneWhite286C485C
RGB255-255-255 (#ffffff)0-57-166 (#0039a6)[11]213-43-30 (#d52b1e)[12]
HTML#FFFFFF#0039A6#D52B1E

Нормы цветов Государственного флага Российской Федерации, наносимых на государственные регистрационные знаки транспортных средств, устанавливаются по эталону (приложение Г к ГОСТу Р 50577-93).

Альбом национальных флагов, издаваемый Гидрографической и Океанографической службой морского флота (фр.)русск. Франции, приводит следующие оттенки в цветовой модели Пантон[13]:

ЦветБелыйСинийКрасный
PantoneWhite293C485C

«Государственный цвет проявлялся в древности на военных знаменах-стягах, хоругвях-штандартах и в печатях и гербах на государственных грамотах»[14].

Русский археолог и историк права Дмитрий Самоквасов на основании изысканий для разработки вопроса о русском государственном цвете, произведённых в документах Московского архива Министерства юстиции, утверждал, что во время господства монгольского хана над русской землёй русские великокняжеские грамоты имели чёрный цвет, чёрного же цвета было и военное знамя Московского великого княжества, в то время как алый цвет имели ханские грамоты-ярлыки, издававшиеся верховной властью завоевателей. После прекращения даннических отношений Москвы с Ордой и при переходе верховной власти к Московскому великому князю при Иване III Васильевиче чёрный цвет Московского великого княжества меняется на красный цвет Московского государства, что выразилось в применении красной печати для государевых грамот и цвете «государева знамени»[14].

Существует предположение, что знамя Московского княжества было не чёрным, а «чермным», то есть багровым, тёмно-красным. Слово «чермный» якобы было искажено последующими переписчиками «Сказания…». Лингвист Владимир Колесов касательно наименования цветов в древнерусском языке приводит такую выдержку из летописи 1230 года (ссылка на сам источник не приводится)[15]:

явились на оба пол (на обе стороны от) солнца столпы — черлены и желты, зелены, голубы, сини, черны,…

то есть спектр радуги описывается так: красный — ? — жёлтый — зелёный — голубой — синий — чёрный. Чёрный здесь приводится вместо фиолетового.

Красный цвет древние славяне обозначали несколькими словами, из которых главными были червен, и багрян. Фактически же их было больше, так как они имели варианты: червен, черлен, червлен, чермен или багр, багор, багрян, багрен. Обозначали все они красный, он же румяный, он же кровавый, он же рыжий, он же алый, он же огненный цвет. Вот только багряный чуть темнее чермного, он находится по другую (фиолетовую) сторону известного нам теперь спектра;…

Что важно, так это четкое противопоставление красного цвета чёрному, никаких других слов для обозначения чёрного древние славяне не знали[15].

Знамёна XVI—XVII веков[править | править код]

В 1552 году русские полки шли на победоносный штурм Казани под стягом «Всемилостивейшего Спаса». В летописной записи об осаде Казани Иваном Грозным (1552) говорится: «и велел государь херугви христианские развертити, сиречь знамя, на них образ Господа нашего Иисуса Христа Нерукотворенный, и наверх водружён животворящий крест, иже бе у прародителя его, государя нашего, достохвалного великаго князя Дмитриа на Дону». Знамя Ивана Грозного полтора века сопровождало русскую армию. При царице Софье Алексеевне оно побывало в Крымских походах, а при Петре I — в Азовском походе и на войне со шведами.

В Лицевом летописном своде помещено изображение знамени Ивана Грозного в Казанском походе — раздвоенное белое с изображением Спаса и восьмиконечным крестом над ним. По другим данным знамя (вероятно полковое) было красным с изображением Спаса. Копия этого знамени, много раз отреставрированная, по сей день хранится в Оружейной палате Кремля.

Хорошо известен так называемый «Великий стяг» Ивана Грозного. Это полотнище в виде трапеции (с откосом). У древка на лазуревом поле изображён архангел Михаил на коне. На откосе «сахарного» цвета изображён Христос. Знамя имеет кайму «брусничного цвета», у откоса дополнительно кайма «макового» цвета.

В 1612 году над ополчением, вышедшем из Нижнего Новгорода к Москве, развевалось знамя Дмитрия Пожарского. Оно было малинового цвета и на одной своей стороне несло образ Господа Вседержителя, а на другой — архангела Михаила. Народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского положило конец Смуте и освободило Москву от захватчиков. Знамя князя Пожарского, по наступлении мирного времени, было помещено в церкви и почиталось наравне с иконами. Во время наполеоновского нашествия со знамени Пожарского была сделана точная копия и вручена Нижегородскому ополчению.

Религиозные сюжеты изображались и на других царских знамёнах. На алом знамени Алексея Михайловича, например, изображался лик Спасителя.

Гербовое знамя 1669 и 1696 гг.[править | править код]

Гербовое знамя 1696 г.

В 1669 году приглашённые царём Алексеем Михайловичем польские живописцы Станислав Лопуцкий и Иван Мировский нарисовали для царского дворца в Коломенском «клейма (то есть гербы) государевы и всех вселенских сего света государств». Затем Лопуцкий изобразил «на полотне герб Московского государства и иных окрестных государств гербы или клеймы, а под всяким гербом планеты, под которым каковы» — это было белое прямоугольное знамя с «откосом», с широкой красной каймой с титулатурой, в центре которого изображался золотой двуглавый орёл и эмблемы, символизирующие подвластные царства, княжества и земли. В описи Оружейной палаты о гербовом знамени сказано: «В кругу изображён двуглавый орёл, коронованный двумя коронами, а в груди у него царь на коне колет копием змия»[16].

Гербовое знамя Петра I создано в 1696 году по отцовскому образцу старой формы с центральной частью и откосом. Изготовлено из красной тафты с белой каймой, в центре изображался золотой орёл, парящий над морем, на груди орла в круге — Спаситель, рядом — Святой Дух и святые апостолы Пётр и Павел[17]. Вероятно, знамя было изготовлено ко второму Азовскому походу.

Гипотезы о флаге корабля «Орёл»[править | править код]

До второй половины XVII века о флагах в России ничего не известно, за исключением изображения корабля «Фредерик», на котором в 1636 году в Персию отправился русский посланник Алексей Савин Романчуков совместно с голштинским посольством[18].

Различные варианты возникновения флага можно проследить только со времён царя Алексея Михайловича, когда в 1668 году был построен первый русский военный корабль «Орёл». Летом 1667 года участвовавший в организации строительства корабля голландский купец Иоганн ван Сведен (нидерл. Jan van Sweeden) подал царю «Роспись, что ещё надобно к корабелному строению, опречь того, что ныне куплено за морем», в которой просил отпустить киндяки (ткань) на изготовление флагов, при этом уточнял, что «а цветами те все киндяки как Великий Государь укажет, только на кораблях бывает, которого государства корабль, того государства бывает знамя»[19][20] (по другим источникам, капитан корабля Давыд Бутлер[21]; согласно другим источникам[22] — О. Бутлер), руководивший постройкой корабля, обратился к Боярской думе с просьбой «…испросить у Его Царского Величества повеление: какой, как тому есть обычай у других государств, поднять на корабле флаг»[22]).

По этому случаю для царя Алексея Михайловича было подготовлено «Писание о зачинании знак и знамён или прапоров», где были приведены изображения знаков библейских 12 колен Израилевых, а также флаги морских держав того времени — Англии и Шотландии, Дании, Швеции и Нидерландов[23].

Конраад Деккер. Вид города Астрахани и фрегата «Орёл» с флотилией. XVII век.

Для изготовления флагов 9 (19) апреля 1668 года царём Сибирскому приказу было велено прислать из меновных (то есть импортных) товаров «триста десять аршин киндяков да сто пятьдесят аршин тафт черчатых белых лазоревых, к корабельному делу на знамена и на »[24][25] (по другим сведениям, на просьбу Бутлера Дворцовый приказ ответил, что в практике такого обстоятельства не случалось, а Оружейная палата «строит знамёна, хоругви и прапоры для войсковых частей и воевод, а как быть с корабельным знаменем, Царь приказал спросить его, Бутлера, какой есть на то обычай в его стране». Бутлер доложил царю, что флаг Нидерландов представляет собой полотнище, состоящее из трёх горизонтальных полос равной ширины: красной (верхней), белой (средней) и синей (нижней), в результате чего была составлена «Роспись, что ещё надобно к корабельному строению, опричь того, что ныне куплено за морем», которая свидетельствует, что для флагов была закуплена «киндяк-алая», белая и синяя материя[22]).

24 апреля (4 мая) 1669 года датирован второй из двух сохранившихся указов царя Алексея Михайловича, касающихся флагов, который гласил: «Караблю, который в селе Дединове сделан вновь, …прозванье дать Орлом; …поставить на носу и на корме по орлу, и на знамёнах и на еловчиках нашивать орлы же»[26][27][28]. Кроме этих двух указов царя Алексея Михайловича (9 (19) апреля 1668 года и от 24 апреля (4 мая) 1669 года) больше никаких документов и сведений о флагах корабля «Орёл» не сохранилось. Из данных указов следует только то, что для изготовления флагов для корабля «Орёл» была отпущена красная, белая и синяя ткань, а на изготовленных флагах предписывалось изображать орлов.

Существуют различные гипотезы относительно того, как могли выглядеть флаги для корабля «Орёл», изготовленные в 1667—1668 годах.

  • В ранних работах П. И. Белавенец, К. А. Иванов и А. А. Усачёв предполагали, что на флаге был изображён синий прямой крест и два белых и два красных крыжа[29][30][31], подкрепляя это предположение изображениями флагов на известной гравюре «Взятие крепости Азов. 1696 год» голландского художника Адриана Шхонебека, хотя на оригинале гравюры из фондов ЦВММ ясно видна геральдическая штриховка флагов эскадры, показывающая, что часть флагов — синие с прямым красным крестом, а остальные — белые с прямым красным крестом[32].
  • А. Н. Басов и Ф. Ф. Веселаго считают, что «из цветов материй, употребляемых на флаге корабля „Орёл“, и из того, что при вооружении его главными распорядителями были голландцы, можно с большой вероятностью допустить, что тогдашний флаг в подражание голландскому состоял из трёх горизонтальных полос: белой, синей и красной»[33][34], и, судя по царскому указу, — с изображением золотого двуглавого орла в центре[35].
  • P. M. Оленин, В. В. Карманов и Н. В. Шишкова, основываясь на изображении первого российского корабля «Орёл» на речном рейде у Нижнего Новгорода весной 1669 года на гравюре Ван дер Аа в изданной в 1681 году в Амстердаме книге «Странствования Яна Стрюйса»[36], являвшегося корабельным плотником на «Орле», считают, что у корабля на корме и стеньге грот-мачты были трёхполосные флаги с белой полосой в середине[37]. Эту же версию подтверждает и гравюра Конраада Деккера «Вид города Астрахани и фрегата „Орёл“ с флотилией» из той же книги[38].

Резюмируя появившиеся ранее предположения и анализируя сохранившиеся документы, Н. А. Соболева осторожно предполагает, что на «Орле» был поднят флаг с двуглавым орлом, помещённым на полосное полотнище[39].

  • Предполагаемый вид флагов корабля «Орёл»:
  • Flag of the Netherlands.svg

На возможное существование ещё в 1674—1676 годах бело-сине-красного знамени указывал в 1927 году вексиллолог П. И. Белавенец: «Очень интересно знамя, потерянное при Нарве, бело-сине-красное, с золотым двуглавым орлом (об изготовлении таких знамён есть указание в архиве Оружейной палаты, они делались при Алексее Михайловиче для игр царевича Петра Алексеевича»)[40].

Флаг царя Московского (1693)[править | править код]

6 (16) августа 1693 года[41], во время плавания Петра I в Белом море с отрядом военных кораблей, построенных в Архангельске, на 12-пушечной яхте «Святой Пётр» впервые[42] был поднят так называемый «флаг царя Московского» — сшитое из флагдука[43] полотнище размером 4,6 × 4,9 метров, состоящее из трёх горизонтальных равновеликих полос белого, синего и красного цветов, с золотым двуглавым орлом посередине. Оригинал этого старейшего из сохранившихся российских флагов находится в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге (инвентарный номер 10556).

  • Флаг царя Московского
  • Flag of Oryol (variant).svg

    Оригинал, 1693 год, (ЦВММ)

  • Flag of Oryol (variant).svg

    Современная прорисовка

Флаги Русского царства[править | править код]

В 1693 году Франц Тиммерман получил привилегию на строительство в Архангельске торговых судов и торговлю с Европой на построенных судах. В грамоте, выданной ему, говорилось:

На всяком судне на кормах герб вообразить Его Царского Величества Российского царствия, подобием распростёртого крылами двоеглавого орла с тремя над ним венцами, а на персях у того орла воина на коне, с копьём, в сбрую воинскую устроенного, в челюсти змеиные прободающего, а в ногах у того ж орла, в правой скиптр, а в левой яблоко с крестом, да и на знаменах и на прапорах на тех кораблях, на щоглах и на носу и на корме, нашить ему, Францу, такие ж его Царского Величества гербы, что на корме, по тафте белой, на обе стороны, в середине чёрною тафтою, или иною материею того ж цвета.

Точно такая же грамота была выдана в 1696 году двинским посадским людям Осипу и Фёдору Бажениным на постройку судов в принадлежащей им вотчине деревне Вавчуге Двинского уезда и на отправление этих судов в море под такими же белыми флагами с гербом, но на этот раз о змее не упоминалось, а сказано было только «воина на коне с копьём, в сбрую конную устроенного»[44].

Flag of Oryol (variant).svg Абрахам Сторк. Показательный бой на реке Эй в честь Петра I 1 сентября 1697 года. Ок. 1700 года

Д. М. Поссельт, описывая в своей работе «Адмирал русского флота Франц Яковлевич Лефорт или начало русского флота» плавание Петра I на Белом море в 1693 году, говорит:

Хотя… Пётр и имел на мачте своего судна «различные флаги», между которыми один, побольше, был с русским гербом, а другой из Иерусалима, с нашивными крестами, и эти флаги вместе с ботом подарил архиепископу архангельскому; но без сомнения, ему ни один из них не нравился более, и не мог быть выбран им для плавания в открытом море [в 1694 году]

Уже 13 (23) июня 1694 года под бело-сине-красным флагом на амстердамском рейде, по сообщениям голландских газет того времени, стоял купленный Россией 44-пушечный фрегат, построенный в Роттердаме (позже, в Архангельске, Пётр I назвал корабль «Святое пророчество»)[46].

В 1695 году в Амстердаме было издано сочинение Карла Алярда «Новое голландское корабельное строение»[47], в котором приведены корабельные флаги морских держав того времени, в их числе три московских. По повелению Петра I сочинение было переведено на русский язык с голландского издания 1705 года и напечатано в Москве в 1709 году. Описание этих флагов из русского издания следующее[48]:

ФЛАГЪ Его ЦАРСКОГО ВЕЛІЧЕСТВА МОСКОВСКОГО, раsдѣленъ на трое, верхняя полоса бѣлая, средняя сіняя, ніжняя красная. На сінеi полосѣ sолотоi съ царскою каруною вѣнчанъ двоеглавоi орелъ, iмѣющеi въ сердцѣ красное клеімо, съ серебрянымъ святымъ Георгіемъ беsъ sмія.

Второi Флагъ отъ ЕГО ЦАРСКОГО ВЕЛІЧЕСТВА МОСКОВСКОГО, на трое раздѣленъ, въ верху полоса бѣлая, по средѣ сіняя, въ нisу красная, тотъ флагъ сінiмъ святаго Андрея крестомъ прорѣзанъ.

Еще МОСКОВСКОI ФЛАГЪ, опредѣленъ сінiмъ крестомъ, Первоi i Четвертоi квартіеръ бѣлоi, второi i третеi красноi.

Аналогичный третьему флаг изображён на медали «На строительство Кроншлота»[49] в ознаменование строительства Петром I форта Кроншлот в Кронштадте в 1704 году — цвета флага определяются по шраффировке.

Flag of Oryol (variant).svg Филипп Генрих Мюллер. Медаль «На строительство Кроншлота». 1704 Flag of Oryol (variant).svg Абрахам Сторк (Шторкк). Показательный бой на реке Эй в честь Петра I 1 (11) сентября 1697 года. 1697—1700. Музей Амстердама[50]

В 1696 году в устье Дона вышла российская флотилия вооружённых гребных судов, прервавшая снабжение османской крепости Азов. На гравюре 1700 года художника-гравёра А. Шхонебека «Взятие крепости Азов. 1696 год», изображены суда этой флотилии, несущие на кормовых флагштоках прямоугольные полотнища, геральдическая штриховка которых показывает, что часть флагов синие с прямым красным крестом, а остальные — белые с прямым красным крестом. Ряд исследователей, ссылаясь на то, что А. Шхонебек не был свидетелем изображённых событий, а также изобразил на гравюре фрегат «Святой Пётр», не бывший под стенами Азова, сомневается в исторической достоверности этой гравюры[32].

В инструкции Великому посольству, данной Петром I в 1697 году, было сказано: «Гарусу на знамёна, на вымпелы, на флюгели, белого, синего, красного аршин 1000 или 900, всякого цвета поровну»[51]. Изображения различных бело-сине-красных флагов присутствуют на трёх поздних картинах мастерской Абрахама Сторка (англ.)русск., посвящённых приезду в Амстердам Петра I. Для русского царя на реке Эй 1 (11) сентября 1697 года было разыграно развлекательное морское сражение с участием береговой батареи. Пётр I принял участие в этом представлении, находясь на борту яхты Объединённых Ост-Индийских компаний[52]. На картинах Абрахама Сторка, изображающих этот показательный бой, данная яхта идёт под кормовым бело-сине-красным флагом с двуглавым орлом, или же под бело-красно-синим вымпелом и кормовым бело-красно-синим флагом с двуглавым орлом.

Рисунки флагов, сделанные Петром I. 1699 год

В октябре 1699 года Пётр I на обороте листа с инструкциями, направленными находящемуся в Стамбуле русскому посланнику Емельяну Украинцеву, нарисовал эскиз трёхполосного бело-сине-красного флага[53].

А 10 (20) декабря 1699 года австрийский посол Плейер в письме к Императору дал перечень вооружения и флагов, виденных на судах Азовской флотилии:

  1. На первой и самой большой яхте St. Peter, над рулём Большой флаг, на мачте Большой вымпел и в других местах три маленьких флага бело-красно-синего цветов; 2 полковые знамя красно-белого цветов перемешанные различными цветами, 12 медных пушек.
  2. На второй яхте S. Boris, 1 побольше и 3 меньших флага тех же цветов, 10 чугунных пушек…
Предполагаемый сухопутный штандарт Петра I[55] или полковое знамя[56], захваченное шведами под Нарвой в 1700 году, хранившийся в Риддарсхольмской кирхе

В апреле 1700 года Пётр I приказал Оружейной палате «построить» бело-красно-лиловые[57] «морские знамёна». По мнению В. Миланова и Н. Семеновича, рисунок и размеры этих знамён соответствуют рисунку и размерам полкового знамени, хранящегося под номером 136 среди других 352 трофейных русских знамён в усыпальнице шведских королей — Риддарсхольмской кирхе в Стокгольме, где его обнаружил в 1911 году основоположник российского флаговедения П. И. Белавенец[56]. В. Миланов и Н. Семенович предполагали, что это знамя было использовано в 1700 году Петром I в сражении при Нарве в качестве своего личного сухопутного штандарта[55] и было захвачено там шведами, что не соответствует действительности, так как Пётр I в сражении не участвовал[58].

Трёхполосный бело-сине-красный флаг, так же как и флаг с красным Иерусалимским крестом использовались и на военных кораблях до 1720 года, как сигнальные[59].

Военно-морские флаги России[править | править код]

Помимо вышеуказанного бело-сине-красного флага в собственноручном рисунке Петра I был изображён и трёхцветный флаг с синим косым Андреевским крестом — этот рисунок, датируемый октябрём 1699 года, считается первым известным изображением Андреевского креста на флаге, появившемся вслед за учреждением Петром I в марте 1699 года ордена Святого Апостола Андрея Первозванного.

С 1703 года известны изображения флагов с андреевским крестом в крыже[65]. В 1712 году появился новый вариант Андреевского флага с «висячим крестом», хотя вплоть до 1720 года источники продолжают фиксировать использование белого адмиральского флага с андреевским крестом в крыже[66]. Лишь в Морском уставе 1720 года Андреевский флаг приобрёл тот вид, который сохранился до настоящего времени:

Флаг белый, через который синий крест Св. Андрея, того ради, что от сего Апостола приняла Русь Святое Крещение.

В начале XVIII века Пётр I создал ещё один флаг: кейзер-флаг или флаг Цесарский, как он иногда называется в Морском уставе 1720 года[68]. В описи имущества галиота под командой капитана Андрея Грота, сделанной 8 (19) сентября 1700 года в Азове, значится

знамя большое красное полосатое, полосы на крест синия и белыя

Рисунок кейзер-флага составлен из двух крестов: прямого белого на красном фоне — символа Святого Георгия Победоносца, исторического покровителя Московского царства, и синего косого — символа Святого апостола Андрея Первозванного. По-видимому, кейзер-флаг Пётр I задумал как чисто воинский царский флажный символ. Первое известное его применение было в 1710 году как гюйса каждого корабля эскадры, которой командовал царь[70]. После заключения Ништадтского мира в знак особых заслуг кейзер-флаг был подарен генерал-адмиралу Ф. М. Апраксину и был поднят им как флаг командующего флотом в Бакинском походе 1722 года. С 1722 года для всех кораблей парусного флота России введён носовой флаг единого рисунка кейзер-флага[71]. Кейзер-флаг сходен по рисунку и идее с флагом Великобритании:

Торговый флаг России[править | править код]

Flag of Oryol (variant).svg Флаг торговых судов, упомянутый в 1709 году[29], утверждённый Морским уставом 13 (24) января 1720 года

Елагин[44] со ссылкой на Шерера[72], а также Хьюм[73] приводят версию, что первым российским торговым морским флагом был сине-бело-красный триколор. Причём последний сообщает и о следующем варианте, когда на средней белой полосе флага появился маленький синий Андреевский крест.

20 (31) января 1705 года приложенным к указу Петра I «О флагах на торговых речных судах» рисунком был установлен флаг, который должен был подниматься «на торговых всяких судах, которые ходят по Москве-реке и по Волге и по Двине и по иным по всем рекам и речкам ради торговых промыслов»[74]. В датированной 1709-м годом «Киевской» таблице «Изъявление морских флагов (флаг — то есть знамя, которое ставится на корме, а гуис — на носу на бух-сприте) всея государств вселенныя», отредактированной Петром I, бело-сине-красный флаг был помечен как «обычайно торговых и всяких российских судов флаг»[29][75]. Датский посланник в Петербурге Юль Юст, описывая в своём дневнике поход русского флота для доставки снаряжения, боеприпасов и продовольствия армии под Выборг, сделал 1 (12) мая 1710 года следующую запись, касающуюся транспортных судов военного флота:

Анархистская символика — Википедия

Описание[править | править код]

А в круге — определённо, самый известный на сегодняшний день символ анархии. Это монограмма, которая состоит из заглавной буквы «А», окруженной заглавной буквой «O». Буква «А» происходит от начальной буквы слов «анархия» и «анархизм» в большинстве европейских языков, которая одинаково выглядит как в латинском шрифте, так и в кириллице. Буква «О» означает «порядок» (фр. ordre). Вместе они означают «Анархия — мать порядка» — знаменитую фразу Прудона.

Код Unicode для этого символа (Ⓐ) — U+24B6.

Доанархистское использование[править | править код]

Иллюстрация из книги Spiegel der Kunst und Natur, 1615.

Символ А-в-круге можно встретить еще в книге Штефана Михельспахера (Stephan Michelspacher) Spiegel der Kunst und Natur (Зеркало искусства и природы), опубликованной в Аусбурге в 1615 г. Эта была работа по алхимии, написанная под влиянием взглядов Агриппы на Каббалу и магию. Адам МакЛин описывает центральную часть рисунка как «две диаграммы с немецким GOTT (Бог), расположенным по углам и буквами альфа и омега, а также монограммой, которая может означать имя Бога, Agla.» Это означает начало — альфу, и конец — омегу (первую и последнюю буквы греческого алфавита) и восходит к Книге Откровения, где говорится, что Иисус есть «Альфа и Омега, Начало и Конец, Первый и Последний» (22:13).

История анархистского использования[править | править код]

А в круге. Панк-стиль

Впервые А-в-круге было использовано Федеральным Советом Испании Международной Рабочей Ассоциации (1-й Интернационал).

Позже этот символ использовался во время гражданской войны в Испании.Сохранилась фотография анархиста из «ударной группы», на обратной стороне чьего шлема чётко изображено «А в круге». Позже этот символ был перенят Брюссельской организацией Alliance Ouvriere Anarchiste (АОА) 25 ноября 1956 года, а ещё позже — французской организацией Jeunesse Libertaire («Либертарная Молодёжь») в 1964 году.

Особенно известным символ стал в середине 1970-х годов с развитием панк-движения. Именно панк-культура понесла символ «в массы», немного изменив его: буква А выходит за рамки круга. Поэтому многие анархисты избегают использовать этот символ, так как считают, что он ассоциируется прежде всего с панк-культурой, а не с серьёзной анархической идеологией и более коммерциализирован.

Главной задачей организации «Анархистский чёрный крест» является ликвидация всех тюрем. Она впервые возникла в царской России как организация, поддерживающая политических заключённых. Их символом является чёрный крест, увенчанный сжатым кулаком, символом, также связанным с анархизмом, отрицанием власти. Кулак также означает союз, так как «слабые пальцы, объединяясь, образуют сильный кулак».

Крест является модификацией эмблемы Красного Креста, используемой Международным Комитетом Красного Креста, крупнейшей мировой гуманитарной организацией. Изначально называясь «Анархистский красный крест», организация изменила своё название в 1919, чтобы избежать путаницы с Международным Комитетом Красного Креста, который тоже начал работу по освобождению заключённых.

Чёрная (также дикая) кошка, как правило, с выгнутой спиной и выпущенными когтями, тесно связана с анархизмом, а особенно с анархо-синдикализмом. Дизайн символа был разработан Ральфом Чаплиным, игравшим значительную роль в организации «Индустриальные рабочие мира — ИРМ» (Industrial Workers of the World — IWW). Символ призывает к диким стачкам и радикальному унионизму. IWW был важным индустриальным профсоюзом и первым американским профсоюзом, принимавшим и организовывавшим женщин и цветных. Он сыграл немаловажную роль в установлении 8-часового рабочего дня и в борьбе за свободу слова в начале XX века в США.

Происхождение символа чёрной кошки неясно, но, согласно одной истории, всё началось на одной неудачной поначалу стачке. Несколько участников забастовки были избиты и попали в госпиталь. В то же время в лагерь бастующих забрела тощая чёрная кошка. Рабочие начали подкармливать её и как только она начала поправляться, дела бастующих тоже пошли на поправку. В конце концов рабочие добились желаемого и с тех пор чёрная кошка стала их талисманом.

Возможно, также, что «чёрная» дикая кошка появилась благодаря игре слов. На английском — забастовка (walkout) созвучно выражению — дикая кошка (wild cat) в пользу этой версии говорит и то, что кошку часто изображают белой на чёрном фоне.

Деревянный башмак использовался анархистами как символ в XIX и начале XX века. Сейчас этот символ почти забыт. Слово «саботаж» предположительно происходит от французского названия деревянного башмака, сабо. Так называлась тактика голландских профсоюзных деятелей, бросавших деревянные башмаки в механизмы фабричных станков, вызывая тем самым остановку их работы.

Флаги анархистских организаций, как правило, чёрные либо комбинируют в равных долях чёрный и другие цвета, подчёркивая принадлежность к той или иной разновидности анархизма. Чаще всего флаг разделён диагональной линией на две половины, одна из которых (нижняя) — чёрная, а вторая (верхняя) — красная, зелёная, пурпурная и т. д.

Чёрный флаг[править | править код]

Чёрный цвет ассоциируется с анархизмом с 1880 года. Название многих анархистских групп содержит слово «чёрный». Также существует масса анархистских периодических изданий под названием «Чёрный флаг».

Однородный чёрный цвет этого флага символизирует отрицание всех опрессивных структур. Простой чёрный флаг — это почти антифлаг (государства, как правило, используют красочные флаги). К тому же, белый флаг традиционно является знаком сдачи на милость победителя и, таким образом, чёрный флаг можно рассматривать как полярную противоположность капитуляции. Предполагается также, что чёрный цвет флага символизирует скорбь по товарищам, погибшим за идеи анархизма.

Чёрный флаг также использовался пиратами.

История[править | править код]
Сверху вниз: флаг анархо-синдикализма, анархо-капитализма, эко-анархизма, анархо-феминизма, квир-анархизма и анархо-пацифизма

В 1831 году землекопы города Реймс (Франция) подняли бунт под чёрным флагом, на котором был лозунг «Труд или смерть!». Знаменитое восстание ткачей в Лионе 1831 г. также проходило под чёрным флагом.

Позже, после разгрома Парижской коммуны, чёрное знамя стало символом скорби по вольному городу.

В 1918—1921 годах гуляйпольские анархисты во главе с Нестором Махно сражались под чёрными анархистскими знамёнами.

Чёрно-красный флаг[править | править код]

Чёрно-красный флаг является символом анархо-синдикализма и анархо-коммунизма. Принципы анархо-синдикализма, как части профсоюзного движения, базируются как на анархизме, так и на идеях коммунизма (в большей степени, чем другие антикапиталистические анархистские движения). Именно поэтому их флаг комбинирует чёрный цвет анархизма и красный цвет коммунизма. Так же стоит отметить что идеология коммунизма и анархизма очень похожи, ибо и коммунисты, и анархисты добиваются равенства и уничтожения государства.

Впервые чёрные и красные флаги использовались при восстании в Лионе в 1831 году. Позже под чёрно-красные знамена встали итальянские, испанские и мексиканские анархисты.

Современный чёрно-красный флаг появился в Испании и Франции в начале XX века.

Чёрно-зелёный флаг[править | править код]

Чёрно-зелёный флаг является модификацией традиционного чёрно-красного флага. Этот флаг используется движением социальной экологии, эко-анархистами и анархо-примитивистами. Он призван символизировать анархизм, который заботится не только о людях, но и об окружающей природе (лесах, животных, биосфере и т. д.). Поэтому в него и включён зелёный цвет как символ природы.

Чёрно-пурпурный флаг[править | править код]

Разновидность анархистского флага, чёрно-пурпурный флаг является символом анархо-феминизма. Он призван отображать борьбу против сексизма и патриархата. Что не очень логично, так как, анархизм изначально настроен против какого-либо угнетения.

Чёрно-жёлтый флаг[править | править код]

Чёрно-жёлтый флаг является символом анархо-капитализма (а также либертарианства в целом), разновидности анархизма, ставящей на первое место неприкосновенность личности[источник не указан 152 дня] и её частной собственности.

Чёрная роза[править | править код]

Чёрная роза — малораспространенный анархический символ. Он происходит от английского перевода старинной ирландской баллады — «Róisín Dubh». Символ Черной Розы, как правило, используется в просветительских инициативах — книжном анархоиздате и журналистике, а также его наравне с красным крестом используют некоторые анархомедики. Одним из популяризаторов этого символа является Лиз Хайлеман (Liz Highleyman). Также Черная Роза присутствует на эмблеме — «анархической книжной ярмарки» — Сан-Франциско и «Анархической библиотеке Портланда» — Орегон.

Весёлый Роджер[править | править код]

Весёлый Роджер

Весёлый Роджер (англ. Jolly Roger) — пиратский чёрный флаг с черепом и костями, с недавних пор стал популярным среди анархистов. На многих пиратских судах была установлена демократия. Пираты же, по преданию, основали первую и единственную анархистскую пиратскую республику, Либертацию (Либерталию) на острове Мадагаскар. Анархисты утверждают, что им импонирует пиратская любовь к свободе и справедливости, и именно поэтому они и используют пиратский флаг.

Звёзды[править | править код]

Анархистские организации часто используют звёзды в качестве символов. Они обычно либо чёрного или красного цвета либо разделены диагональной линией на два сектора: чёрный и красный/зелёный/пурпурный и т. д.

Libertatis Equilibritas[править | править код]

Libertatis Equilibritas (баланс свобод) — новый весьма спорный анархистский символ. Больше всего он напоминает золотой знак доллара. Его изобретатели утверждают, что этот символ родился как производное трёх хорошо известных символов: «А в круге», «Инь-ян» и международного символа доллара $.

«А в круге» является основой Libertatis Equilibritas, так как является самым узнаваемым и важным символом анархизма. Этот знак объединяет два других и образует внешнее кольцо Libertatis Equilibritas.

«Инь-ян» традиционно символизирует единство и борьбу противоположностей. В символе Libertatis Equilibritas знак «Инь-ян» означает баланс свобод и прав.

Знак доллара — наиболее спорная часть Libertatis Equilibritas. Традиционно он означает валюту США либо, в более широком смысле, является символом капитализма. Однако авторы Libertatis Equilibritas утверждают, что в их символе знак доллара призван означать свободу обмена, будь то идеи, товары или услуги.

Libertatis Equilibritas — анархо-капиталистов.

Символика рыночного анархизма[править | править код]

Символ агоризма[править | править код]

Символом агористов (революционных рыночных анархистов) является буква «А» в круге, у которой справа вверху добавляется цифра «3». Таким образом, это одновременно является отсылкой к лозунгу агористов «Agora! Anarchy! Action!» («Агора! Анархия! Действие!») и к названию организации Agorist Action Alliance.

«Ешь богатых»[править | править код]

Символ «Ешь богатых»

Символ «Ешь богатых» («Eat the Rich») — вариация Весёлого Роджера, существует с 1980-х годов. На первый взгляд он выглядит как Весёлый Роджер, но скрещенные кости заменены на вилку и нож. Это, по большей части, символ анархо-панка.

Слоган «Ешь богатых» был популяризирован среди анархо-панковского общества благодаря одноимённой песне Motörhead, выпущенной в 1987 году, написанной для одноименного фильма Питера Ричардсона, а также одноимённой песне группы Aerosmith с альбома «Get a Grip» (1993).

В рунете фраза («Eat the Rich») иногда переводится как («Жри Буржуев»), но употребляется в массы редко, так как имеет более грубую форму[источник не указан 3632 дня].

Символ RASH[править | править код]

Содружество Красных и Анархо Скинхедов использует в качестве символа круг с тремя красными или белыми стрелами внутри. Стрелы обозначают «Свобода, Равенство, Взаимопомощь».

Символ трёх стрел появился в начале 1930-х годов в Германии как эмблема Железного Фронта.

Африканский анархизм[править | править код]

Этот символ используется в основном анархической коммунистической федерацией Zabalaza (Zabalaza Anarchist Communist Federation, также ZACF или ZabFed). ZabFed — это федерация анархистских групп Южной Африки, вдохновленная организационной платформой либертарных коммунистов. Члены ZabFed разделяют взгляды касательно теоретического и тактического единства, коллективной ответственности и федерализма, предложенных Платформой.

Символ объединённой Африки, исполненный в традиционных чёрно-красных анархистских тонах, важен как символ смешения различных демографических групп, представленных Zabalaza в социальной пост-колониальной среде с различными расовыми и сексуальными проблемами.

Черная кошка (дикая кошка)[править | править код]

Точного толкования следующий знак анархии не имеет. Создатель этого символа, Ральф Чаплин, говорил: «Чёрный кот с детства ассоциируется с идеей протеста, он заселяет в собственников и работодателей страх перед саботажем и суевериями». На эмблеме Чаплина — черный кот с выгнутой спиной и выпущенными когтями. Придуман он был в период больших стачек профсоюзов. По легенде, изображенное животное имеет свой прототип. Им стал один бродячий кот, который забежал в больницу с протестующими, оказавшимися там. Он был тощим и облезлым. Посетители больницы его откормили. Как выздоравливал этот кот, так и начали улучшаться дела у протестующих. Их требования были выполнены. Но это всего лишь легенда. История, которая похожа на правду, звучит следующим образом. Все дело в так называемой игре слов. На английском слово «забастовка» звучит как «walkout», это созвучно с английским вариантом словосочетания «дикая кошка» – «wild cat».

Цветовой круг — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 апреля 2016; проверки требуют 24 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 апреля 2016; проверки требуют 24 правки.

Цветовой круг — способ представления цветов видимого спектра в условной форме, обозначающей различные цветовые модели. Секторы круга представляют определяемые цвета, размещённые в порядке условно близком к расположению в спектре видимого света, причем в круг добавлен условный пурпурный цвет, который связывает крайние спектральные цвета.

Цветовые круги (а их несколько и их появление связано с появлением различных теорий цвета начиная с 17-18 веков мистические теории и физические теории) мнемоническое правило, которое помогает ориентироваться в пространстве цветов, и отображать схематично различные цветовые модели. Как правило цвета представленные в круге это условные цвета максимальной цветовой насыщенности, выбранные из поля цветового охвата цветовой модели. В модели RYB цвета в цветовом круге это своего рода символы цветов — условные обозначения цветов без учёта их измеряемых характеристик. Для дизайнеров — цветовой круг построен на цветовой модели HSB.

Цветовой круг с чередующимися цветами Восьмисекторный цветовой круг

Первый цветовой круг появился вместе с ранними мистическими теориями цвета. Он присутствует в трудах мистиков и физиков исследователей 17-20 века: Гете, Иттена (мистика), Ньютона, Манселла, Филда (физика). Мистические традиционные цветовые круги имели практическое применение в живописи и были первой ненаучной попыткой объяснения того как взаимодействуют красители. Так по теории Гёте цвета происходили от борьбы света и тьмы и первыми из этого столкновения появлялись цвета первого порядка — их называют первичными. Ими были красный (Red), жёлтый (Yellow) и синий (Blue) (RYB). Цветовой круг цветового пространства RYB это условный круг, модели с существенно ограниченным цветовым охватом (это видно если наложить цветовой охват RYB на цветовой охват LAB и RGB) в учебных учреждениях лояльных к мистическому учению Гёте он до сих пор изучается в теории цвета, используется художниками и дизайнерами при подборе весьма приблизительных цветовых схем. Современная теория цвета представлена несколькими цветовыми моделями и соответствующим им кругами — например RGB (а так же другими цветовыми моделями разработки CIE laboratory например LAB и другими использующимися в промышленности для точного измерения цвета). В основе RGB лежит модель описания цветового пространства на базе опорных цветов красный, зелёный и синий. Цветовой круг RGB заметно отличается от круга RYB цветовым охватом (в цветовой модели RYB а так же цветовом круге RYB отсутствует существенная часть цветового охвата). Более того в круге RYB представлены не дополнительные цвета а так называемые «противоположные» или «комплементарные» как их определяет мистическая теория цвета Гёте.

Одним из следов системы RYB в культуре является популярное предубеждение, что красный и зелёный являются дополнительными цветами. В действительности, при аддитивном и субтрактивном синтезах красного и зелёного результирующие цвета не получаются ахроматическими.

Наиболее распространён восьми секторный цветовой круг RGB. Он включает 7 цветов радуги и пурпурный. Опорными цветами в этом круге считают красный, зелёный, голубой, и добавляют к ним четыре «промежуточных» цвета (оранжевый, циановый, фиолетовый и пурпурный). В «ньютоновском» цветовом круге напротив располагаются дополнительные цвета. В цветовом круге RYB на равном расстоянии друг от друга расположены чередующиеся первичные (цвета первого порядка — первые появляющиеся из борьбы света и тьмы) и цвета второго порядка производные от цветов первого порядка. По предположению Гёте сложение двух первичных цветов даёт вторичный цвет, расположенный между ними.

Цветовой круг в некоторых эстетических концепциях делят на тёплую и холодную половины. Тёплые цвета: красный, оранжевый, жёлтый и промежуточные оттенки. Холодные цвета: синий, циановый, зелёный, и переходные — сине-фиолетовый, сине-зелёный. Другие эстетические концепции предполагают, что бывают «холодный желтый», «теплый синий» и так далее.

Пары цветов, расположенные на круге друг против друга, в круге RYB называются комплементарными (например, зелёный — красный, жёлтый — фиолетовый, синий — оранжевый)., или дополнительными в физических системах RGB

Дополнительные цвета — при смешивании дают воспринимаемый ахроматический цвет.

  • смешивание двух любых комплементарных цветов в равных пропорциях не даёт нейтральный серый тон (из за ограниченного цветового охвата RYB, наибольшая погрешность в зелено — красной паре RYB)
  • смешивание двух любых дополнительных цветов в равных пропорциях даёт нейтральный серый тон
  • дополнительный цвет стимулирует в восприятии смотрящего парный дополнительный и вызывает эффекты последовательного и симультанного контраста[1], но в силу физиологии восприятия цвета круг контрастных цветов немного отличается от круга дополнительных цветов. В части спектра пары дополнительных и контрастных цветов не совпадают. На свойстве цветового контраста основан так же эффект хроматической стереоскопии, когда цветные объекты на фоне другого цвета кажутся наблюдателю расположенными ближе, что часто используется в полиграфии.

Свойство дополнительных цветов дополнять друг друга до ахроматического в восприятии зрителя используется при настройке отображения цвета мониторами (модели RGB, sRGB, adobeRGB). Наиболее точной цветовой моделью является модель LAB, так например в операционных системах цвет записывается в системе LAB и при конверсии между программами и устройствами — принтерами, графическими картами, мониторами цветовые характеристики переводятся в LAB а затем исходя из цветового профиля устройства пересчитываются заново в например sRGB. Поэтому цветовые круги выглядят по-разному на разных мониторах и разных устройствах печати. Чтобы синхронизировать цвет и видеть его идентично недостатки цветопередачи устройств и красителей координируют тщательной настройкой всех цветовых профилей устройств и эталонами печатных и промышленных красок с помощью эталонной системы LAB.

В цветовом круге не представлено ахроматических цветов, в том числе чёрного цвета (см. также серая шкала).

  • Данашев М. Х. Цветовой круг между наукой и живописью // Вестн. Карачаево-Черкес. пед. ун-та. — 2000. — № 3. — С. 153—163.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *