Масленица 2020: когда отмечается, история и традиции, названия дней, рецепт блинов
Неделя, предваряющая Великий пост, на Руси традиционно называли Масленицей. Церковь называет эту неделю (седмицу) Мясопустной, или Сырной (то есть, мясо уже под запретом, но молочное есть можно). Масленичная неделя предназначена для подготовки верующих к ограничениям Великого поста, который в свою очередь является подготовкой к главному христианскому празднику — Светлой Пасхе Христовой.
На Руси Масленицу было принято проводить весело, даже с излишествами, чтобы вознаградить себя за последующее семинедельное воздержание.
Масленица, Великий пост и Пасха в 2020 году
Православная Пасха в 2020 году наступит 19 апреля, от этой даты отсчитываются предшествующие ей периоды. Соответственно, Масленица приходится на неделю с 24 февраля по 1 марта включительно, а Великий пост — со 2 марта по 18 апреля
Западные христиане встретят Пасху на неделю раньше — 12 апреля, поэтому по всей Европе и Латинской Америке уже вовсю гремят карнавалы — аналог русской Масленицы. Начался знаменитый Венецианский карнавал; праздничные костюмированные шествия пройдут во всех европейских странах; на подходе знаменитые бразильский и мексиканский карнавалы.
Что такое Масленица
Масленица — праздник очень древний, связанный со встречей весны и приближающимся днем весеннего равноденствия. Главное масленичное блюдо — круглые румяные блины — символ Солнца, которое в этот период уже светит дольше, прогоняя надоевшую зиму.
Масленица издревле была связана не только с развлечениями и ритуальными пиршествами, но и со строгими запретами, в частности с отказом от мясной пищи. Такой весенний запрет существует у многих земледельческих народов, к которым относятся и древние славяне. Наши далекие предки постепенно отошли от охоты и собирательства, начав выращивать полезные злаки и разводить скот. Запрет на мясное в голодное и тяжелое весеннее время помогал сохранить стадо, в противном случае племя бы просто не выжило.
Еще один древнейший обряд — сжигание чучела Масленицы, которое символизировало ритуальное прощание с зимой. Дохристианские масленичные традиции в более поздние времена соединились с христианскими обычаями. Мясопустная неделя стала временем подготовки к Великому посту, в то же время церковь снисходительно относилась к некоторым излишествам, которые допускались на Масленицу.
Все грехи, совершенные во время масленичного разгулья, верующие замаливали в Прощеное воскресенье — последний день перед Великим постом, когда следовало покаяться и попросить прощения за все прегрешения — вольные и невольные. Это помогало приступить к подготовке к Пасхе в духовной чистоте, постепенно, благодаря посту, очищаясь также телом.
Дореволюционные, советские и современные традиции Масленицы
Масленицу на Руси всегда отмечали широко и даже разгульно, с горами блинов, кулачными боями, а также другими порой весьма небезопасными и небезобидными забавами и развлечениями. В целом традиция отмечать это время блинами и забавами сохранилась и в советское время, хотя и в светском варианте.
Начиная с конца 1980-х годов в СССР, а затем в России стал возрождаться интерес к христианству и к народным корням, поэтому отмечанию Масленицы стали возвращать исторические традиции. Сегодня этот праздник, поддерживаемый на официальном уровне и вполне одобряемый церковью, воспринимается как традиционная часть подготовки к Великому посту.
Исторические названия дней Масленицы
Все дни Масленицы имеют свое название:
— понедельник, 24 февраля: «Встреча» — начало праздника;
— вторник, 25 февраля: «Заигрыш» — начало гуляний и блинных застолий;
— среда, 26 февраля: «Лакомка» — все объедаются блинами с добавками и припеками;
— четверг, 27 февраля: «Разгуляй» — начало широкой Масленицы, кульминации праздника;
— пятница, 28 февраля: «Тещины посиделки» — день для родственных посещений «на блины»;
— суббота, 29 февраля: «Золовкины посиделки» — блинные застолья для молодежи;
— последний день Масленицы, 1 марта: Прощеное воскресенье, или «Целовальник» — время просить прощение, обмениваясь традиционным поцелуем.
На закате Прощеного воскресенья сжигают чучело Масленицы, завершая празднования и готовясь приступить к Великому посту.
Простой рецепт блинов
Для выпекания тонких масленичных блинов нужно приготовить следующие
— молоко — 2 стакана;
— яйца — 2 шт.;
— сахар — 1,5 ч. л.;
— соль — 0,3 ч. л.;
— масло растительное — 2 ст. л.;
— масло сливочное — 50 г;
— мука — 1 стакан.
Способ приготовления
— У яиц отделить желтки от белков.
— Желтки, соль и сахар хорошо перемешать в глубокой миске; добавить треть заранее подогретого молока.
— Муку просеять, добавить частями в тесто, все тщательно перемешать, чтобы не было комков.
— Затем в два приема добавить оставшееся молоко, влить растительное масло, снова все перемешать и оставить тесто настаиваться на 20-30 минут.
— Белки взбить в отдельной посуде до устойчивой пены. Взбитые белки аккуратно вмешать в готовое тесто.
— Сковороду смазать маслом. Выпекать на хорошо раскаленной сковороде. Каждый готовый блин смазать сливочным маслом.
— Подавать с вареньем, джемом, медом, либо с рыбными, грибными, овощными добавками, с икрой и так далее. Мясные начинки по традиции на Масленицу не подают.
Древняя история Масленицы — Альтернативный взгляд Salik.biz
Один из самых древних славянских народных праздников, дошедших до наших дней. Масленица – это обряд, посвященный проводам зимы и радостному приветствию весны. Фактически это была встреча Нового года, только в начале весны (1 марта, или 23 марта – до XVв.). В разных регионах государства существовали свои, особые ритуалы, однако, концепция обряда была едина. Безусловно, сегодняшний формат празднования сильно отличается от изначальных традиций. Доминирующее место занимает развлекательная сторона обряда, включающая приглашение гостей, ярмарку, хороводы, костры и, конечно же, огромное количество блинов.
Из истории известно, что до принятия христианства люди, жившие на территории современной России, были язычниками, поклонялись богу солнца Яриле (по некоторым источникам — ритуальному персонажу, олицетворявшему весеннее плодородие и сексуальную силу). Уже тогда в обычае было печь блины, как символ солнца и некого выражения благодарности богу солнца за жизнь на земле.
Позже, вплоть до XVII века, масленица, как «бесовское веселье», подвергалась постоянному осуждению со стороны православной церкви. Но уже в XVIII веке преследования ослабели (этому немало способствовали царские особы, отмечавшие праздник с особым размахом), и совсем скоро этот истинно русский обряд был принят церковью, регламентирован с учетом ее интересов. На сегодняшний день масленица считается православным (а не языческим) праздничным циклом. В православном календаре данный цикл играет роль подготовки христиан к Великому посту, известному своей строгостью и продолжительностью.
Происхождение названия обряда
Единого мнения относительно происхождения названия данного праздничного цикла нет. Чаще можно встретить версию, по которой «масляница», «масленица» имеет гастрономический корень. Именно весной, в марте, телятся коровы, благодаря чему в доме бывает много молока, молочных продуктов и сливочного масла – «мазало». Масло, как символ достатка в семье, и круглый, горячий блин – как олицетворение солнца, были обязательными атрибутами в ритуале «умащения» божества, стремления задобрить его. Ведь от солнца напрямую зависела плодородность земли.
Кроме этого, существует мнение, что масленица уходит корнями еще глубже, и изначально обряд был посвящен поклонению славянскому богу скотоводства – Велесу.
Еще одна версия происхождения названия праздника опирается на предположение, что в неделю масленицы из рациона питания исключалось мясо, однако молочные продукты (сыр, масло, творог и др.) разрешены к употреблению. Хозяйки пекли масленые блины. Кстати, отсюда и второе название праздника – Седмица сырная.
Справедливости ради вспомним еще одну легенду. Считается, что родиной праздника является дальний Север. Однажды, в суровый зимний день люди, изнемогшие от мороза, заметили Масленицу — дочь Мороза, прятавшуюся за снежными сугробами, и позвали ее согреть, развеселить их, помочь пережить стужу. Масленица явилась к людям, но не маленькой девочкой, какой казалась, когда пряталась, а здоровой, крепкой женщиной: щеки ее были румяными и жирными от масла, глаза хитрыми, а смех – коварным. Увлекая людей в веселые хороводы, дочь Мороза согрела их и позволила забыть о холоде. Отсюда и пошло веселье, с которым каждый год русские люди провожают стужу и чествуют весну.
Седмица сырная
Неделя, предшествующая Великому посту, именуется в календаре русской православной церкви, как Сырная седмица (семь дней, неделя). Она наступает сразу за мясопустной неделей, и, согласно церковному обычаю, предназначена для того, чтобы верующий человек мог подготовиться к Великому посту, примириться с ближними. По регламенту церкви, в среду и пятницу Сырной недели не проводится Божественная литургия. А во вторник вечером читается молитва православного святого Ефрема Сирина. Кроме этого, богослужения в преддверии Великого поста включают в себя песнопения Триоди постной, Октоиха и Минеи. В субботний день совершается поминовение преподобных отцов церкви.
Некоторые правила масленичных дней
Масленица – это древний обычай, который с течением времени «обрастал» множеством правил, ритуалов, особенностей празднования. В рамках данной статьи мы не можем позволить себе перечисление всего перечня подобных правил. Однако остановимся на ключевых из них, актуальных в наши дни.
В этот период не разрешается употреблять мясо, но молочные продукты и рыба не исключаются из рациона. Главное угощение недели – блины. Их пекут на протяжении всей седмицы, а с четверга по воскресенье – в большом количестве.
Особенностью праздничного цикла является дозволенность кушать столько, сколько душа пожелает. Ярчайшим доказательством этого можно считать многочисленные предания, согласно которым, количество приемов пищи можно было смело уравнять с числом взмахов хвостом собаки, или сумме карканий вороны, кукареканий петуха и т.д. Хождение в гости и чревоугодие по домам – обязательная составляющая обычая.
Массовые гуляния – еще одна значимая часть праздничного цикла. Хороводы, пение, масленичные катания в санях, запряженных лошадьми, потешные бои, жжение костров, огромные чучела, ярмарки – пестрые толпы людей радовались приближению тепла. В прежние времена массовые потехи, и особенно катание на лошадях, имели большое значение для молодых людей и девушек, стремившихся привлечь к себе внимание друг друга.
Всю Сырную седмицу следует посвятить веселью и еде, а думать о делах не стоит. Придет Великий пост – придут и дела, заботы.
Особым вниманием в этот праздник пользуются молодожены, заключившие брак в прошедшем году. Молодым устраивают потешные испытания, ставят в неловкое положение, наведываются в гости без приглашения.
В воскресенье, которым заканчиваются празднества Сырной седмицы, принято просить прощения у близких людей, родственников: сначала младшие испрашивают прощения у старейшин рода, потом наоборот. Кроме того, прощение просят у мертвых, посещая кладбища и оставляя на могилах родных людей блины.
Масленица: концептуальная составляющая обряда
Как было сказано выше, праздник пришел к нам из древности. Его обрядовая составляющая довольно многогранна и сложна. В центре обычая – идея о начале нового года, цикла. Отсюда и другая сторона – побуждение плодородия в природе (человек так же относится к природным составляющим). Не менее значимы и некоторые элементы культа древних славян, до сих пор сохранившиеся в обрядах масленицы. Стоит отметить, что для большинства традиционных религий характерно соотношение нового года и ритуалов, посвященных творению мира, обновлению вселенной, отказу от прошедшего. В обрядах масленицы уничтожение старого и стимуляция возрождения, плодородия переданы множеством деталей. К ним можно отнести сожжение мусора и чучела Масленицы. Важную роль в данной концепции играет поминальная составляющая масленицы. Считалось, что умершие, находящиеся одновременно и в земле и в потустороннем мире, могли оказывать влияние на плодородие земли. Отсюда особое, почетное отношение к предкам, множество поминальных обрядов.
Народные традиции на масленицу
Семейные традиции
Очевидно, что семейным традициям в масленицу уделяется большое внимание. Тема любви и брака нашла отражение во множестве обычаев. Так, например, в масленицу чествовали молодые семейные пары. Их подвергали различным забавным испытаниям: устраивали смотрины, валяли в снегу, заставляли целоваться на людях, забрасывали их соломой или лаптями, и даже устраивали «целовальник», когда гости могли целовать молодую жену. Молодые люди и девушки, не вступившие в брак в течение прошедшего года, претерпевали «наказания» в форме различных обрядов-испытаний.
Поминальные обряды
Важная составляющая праздничной недели. К обрядам данной тематики относятся: сжигание чучела, особый рацион питания, костры, гадание на талой воде (снег, как воплощение душ покойников). Непозволительно было выполнять хозяйственные работы по причине, что это может оскорбить умерших, находящихся рядом с живыми, и навлечь различные неприятности на хозяйство, людей. Словом, масленица, по сути своей, является обрядом «умасливания», ублажения высших сил на предстоящий год.
Особые обычаи
К особым обычаям относится целый ряд потех. Главное место среди них занимает катание на санях. Разномастные упряжки мчались по селу или городу наперегонки. В центре внимания были, однако, молодые семьи, образовавшиеся проходящей зимой. Пары организовывали своеобразные показы, делали визиты родне. Бывало, что жених вывозил в свет свою будущую жену, на удивление народу. Таким образом, молодожены или будущие новобрачные словно заручались всеобщим одобрением и благословением.
Еще один веселый обычай – катание с горок. Это излюбленное занятие и детей, и взрослых. Катание с горок на масленицу во все времена было повсеместным обычаем. В нем принимали, как правило, участие все, от мала до велика. Катались на больших и маленьких санях, коротких бревнах, коробках с намороженным дном, кусках льда из реки, опрокинутых скамейках. Интересно, что ребятишки катались с горок всю неделю, а взрослые – лишь со среды. Молодожены, по обычаю, скатывались один раз.
Ярмарка
Давняя традиция – на масленицу устраивать угощение у дома, ходить друг другу в гости. На улицах сел и городов на масленицу торговали всевозможными соленьями, пирогами, блинами, сбитнем и другими вкусностями. Веселье проходило на ледяных горках и в балаганах, людей развлекали скоморохи. В наши дни ярмарки проходят так же весело и с размахом. Народные гулянья, концерты, угощение блинами и чаем из самовара – неотъемлемая составляющая многих современных ярмарок. Публику развлекают не только профессиональные артисты, но и самодеятельные граждане. А в Прощеное воскресенье можно полюбоваться вещами, созданными народными умельцами, и даже приобрести что-нибудь на память.
Дни масленичной недели
До XVII века масленица праздновалась 2 недели, позже она стала включать в себя лишь 7 дней, каждый из которых имел определенное название и предполагал выполнение тех или иных обрядов. Каждый день был полон традиционных забав, религиозных или обрядовых действий.
Малая масленица
В некоторых губерниях к масленице готовились с субботы, предшествовавшей наступлению Сырной седмицы. У одних такая подготовка сопровождалась выпечкой блинов, с которыми ребятишки должны были совершить обряд встречи масленицы. У других принято было детям собирать по деревне старые лапти и встречать тех, кто приезжал с базара, вопросом: «Везешь масленицу?». При отрицательном ответе встречаемый мог быть бит этими самыми лаптями. В некоторых населенных пунктах субботу посвящали умершим родителям, оставляли для их душ блины на божнице, крыше или могилах.
Мясное воскресенье
Это последнее воскресенье перед Сырной седмицей, или масленицей. В этот день принято ходить в гости и приглашать к себе родственников, друзей. Тесть приглашал зятя на щедрые мясные угощения. Кушали много и вкусно, приговаривая: «Заговляюсь на сыр да на масло».
Масленичная неделя условно поделена на Узкую и Широкую Масленицу. Первый период составлял три дня недели (понедельник, вторник, среда). В эти дни можно было выполнять какие-либо домашние работы. А уже с четверга по воскресенье наступала Широкая Масленица, и все хозяйственные дела прекращались.
Понедельник – встреча масленицы
С утра невестка из дома родителей мужа отправлялась к своим родителям. Вечером свекор и свекровь так же приходили к ним в гости, обсуждали «программу мероприятий» на масленицу: состав гостей, места гуляний. В понедельник хозяйки начинали печь блины. Из соломы и различной ветоши собирали чучело, возили по улицам.
Вторник – заигрыш
Зазывали масленицу, приглашали родственников и друзей в гости на блины. Ключевой обряд вторника – смотрины невесты. Мы уже упоминали, что семье, браку в масленицу уделялось особое внимание: сватовство было важной частью обрядов, так как на праздник Красной горки (следует сразу за Великим постом) многие стремились сыграть свадьбу.
Среда – лакомки
Теща зовет зятя на блины. Конечно, приглашались и другие гости. Но выражение расположения к зятю было ключевым обрядом в этот день.
Четверг – разгул, или Широкий четверг
Начиналась Широкая масленица, и веселились уже с размахом. Катания на лошадях, соревнования, кулачные бои, захват городка из снега и пиршества – все это позволяло народу высвободить негативную энергию, копившуюся долгие зимние дни.
Пятница – тещины вечёрки
Зять звал в гости тещу, ее родственников и подруг на блины, испеченные женой. Ключевым смыслом этого обычая являлась демонстрация зятем расположения к матери жены.
Суббота – золовкины посиделки
В гости к невесткам собирались золовки и другие родственники со стороны мужа. Невестка дарила сестре мужа подарок. По церковному обычаю в субботу совершается празднование всех преподобных отцов.
Воскресенье – проводы масленицы
Это последний день праздничного цикла, его кульминация. Принято просить прощения у близких, а вечером поминать умерших родственников. В этот день люди ходят в баню, принято избавляться от остатков праздничной еды. В конце дня чучело Масленицы всенародно сжигают, а пепел развевают над полями. Церковный обычай предполагает проведение чина прощения и начала великопостных служб.
Вкратце о блинах на масленицу
Блин – это славянское слово, его произношение похоже у многих народов. Так, у украинцев блин звучит, как «млинець», в болгарском – «млин» (жернов, плоский и круглый камень). Пришло это слово из мельничного дела, одного из главных ремесел у славян.
Несмотря на рецептурную незамысловатость, блины являются сложным кулинарным блюдом, требующим особого умения и терпения. В древности у каждой хозяйки был свой, передаваемый от поколения к поколению, рецепт приготовления блинов на масленицу. При выпекании использовали муку из пшеницы, гречихи, кукурузы, добавляя картофель, сливки, яблоки, манную кашу. Ели блины круглый год, но на масленицу – в течение всех праздничных дней, наряду с другими угощениями.
Отличия христианской Масленицы от древнего праздника Комоедицы
Сегодня, пожалуй, ни для кого не секрет, что современный праздник «Масленница» уходит корнями в глубокую древность, своей обрядовой частью почти сохраняя неизменным один из самых священных языческих праздников — Комоедицу. Изначальный смысл праздника заключал в себе широкое радостное приветствие прихода весны на смену зиме. Отсюда пошло сжигание на костре чучела зимы (избавление от ненужного хлама). Этот праздник входил в один из 4-х самых важных праздников всего древнего языческого мира, то есть отмечался одновременно не только славянами, но и индусами, кельтами, индейцами, арабами и т.д. В нынешнее время у многих народов этот день празднуется как Новый год. Так чем же все таки отличался тот праздник от нынешнего?
Во первых, отличия в датах. И это не просто цифры. Язычество в своих расчетах всегда опирается на солнечный цикл, так как солнце у многих народов являлось не только верховным божеством, но и вообще символом Света, Добра, Любви. Поэтому основные праздники проходят в дни солнечной активности, так Комоедица («масленница») — праздновалась в день весеннего равноденствия, когда день становится равен ночи и со следующих суток начинается постепенное увеличение дневного света.
Христианская традиция в свою очередь использует лунный календарь — поэтому многие ее праздники с плавающими датами зависят именно от лунных циклов, что в древности вообще было бы расценено как служение темным силам ночи…)
Второе — названия. Праздник стал именоваться «Масленица» лишь с XVI века, когда был включен в церковные праздники и по времени «сдвинут» ближе к началу года из-за наличия у христиан Великого поста, которому церковная Масленица (сырная седмица) предшествует. Масленица получила свое название от церковного календаря, потому что в этот период времени — последнюю неделю перед Великим Постом, разрешается вкушение сливочного масла, молочных продуктов и рыбы.
Первоначально же праздник назывался Комоедица и отмечался, как я уже упоминала, в день весеннего равноденствия (20 или 21 марта по современному календарю), после которого день ачинает становиться длиннее ночи, когда пробуждается природа и Ярило-солнце растапливает снега. Помимо празднования священного вступления Весны в свои права, в этот день также почитали славянского Медвежьего бога: приносили «блинные жертвы» великому Медовому зверю. Древние славяне называли медведя ком (отсюда — «первый блин комам», т.е. медведям). Первый масленичный блин полагалось относить в лес. В этот день на столы выставлялись не только блины, но и блюда, до которых мишка считался большим охотником – гороховые каши и овсяные кисели. Жители таежные считали, что после трапезы нужно обязательно поспать или хотя бы с полчаса неподвижно полежать, имитируя зимнего мишку. После этого надо было от души потянуться, встряхнуться и поздороваться с весенним солнышком со всей доступной сердечностью…
Таким образом. третьим отличием будет очевидная разница в смысловом содержании праздников. Христианская «масленница» совершенно не имеет никакого библейского или сакрального смысла, это только календарная «неделя перед началом Великого поста». Тогда как языческая Комедица — это по сути языческий праздник Нового года. Значение его огромно. Люди испокон веков воспринимали весну как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В эти дни считатось, что олицетворение солнца-мальчика Коляда становится солнцем-юношей Ярилой. Он въезжает в деревни на белом коне, являя собой весеннюю страсть и молодецкую удаль. Именно в его честь славяне пекли пресные лепёшки, а затем и блины. Древние считали блин символом солнца, поскольку он, как и солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества)
Масленица | |
---|---|
«Масленица». П. Н. Грузинский, 1889. | |
Тип | народно-христианский |
Иначе | Масленая неделя |
Также | Сырная седмица (церк.) |
Значение | проводы зимы |
Отмечается | восточными славянами |
В период с | Мясного воскресенья |
По | Прощёное воскресенье |
Дата | восьмая неделя перед Пасхой |
В 2019 | с 18 февраля (3 марта) по 25 февраля (10 марта) |
В 2020 | с 10 февраля (23 февраля) по 17 февраля (1 марта) |
В 2021 | с 22 февраля (7 марта) по 1 марта (14 марта) |
Празднование | народные гулянья |
Традиции | печь блины, ходить в гости, устраивать застолья, кататься на санях и санках, наряжаться, сжигать или хоронить чучело Масленицы |
Связан с | Великим постом |
Медиафайлы на Викискладе |
Обрядовое чучело — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 7 декабря 2019; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 7 декабря 2019; проверки требует 1 правка. У этого термина существуют и другие значения, см. Чучело. Чучело Мораны, славянской богини смерти, в Чешской Республике.Чучело обрядовое (обрядовая кукла) — сооружённая из подручного материала, значительная по размерам антропоморфная (реже зооморфная) фигура; ритуальный предмет, по символике и обрядовым функциям часто параллельный ряженому персонажу и обрядовому деревцу[1].
В ходе соответствующего обряда его обычно уничтожают: «хоронят» (похороны кукушки), сжигают или топят, разрывают на части и разбрасывают (ср. Масленица, Марена, Кострома, Ярила, Купала)[2].
Обрядовые куклы в древности делали не только похожими на человеческое тело, но и обязательно подчёркивались признаки присущие к тому или иному полу. Женский персонаж был с большой грудью, а мужской — имел явные мужские особенности. Важнейшее обрядовое действие при создании таких персонажей было их «наряжение» в одежду. Костюмы, например, у чучела Масленицы должен был быть старыми, ветхими, рваными, а иногда на него одевали вывороченный мехом наружу тулуп. При всем этом, как солому для снопов (туловища и рук, или только для туловища) Масленицы, и одежду обязательно собирали в разных домах. Для чучела русалки резали ветки берёзы или клёна. Иногда даже покупали в складчину, считая чучело обрядовым символом всей деревни. В большинстве случаев, персонажу ещё и присваивали личное имя Капитолина Николаевна, Авдотья, Дуня, и т. д.[3][4]
А население центральных губерний Москвы, Калуги, Владимира изготавливали кроме общедеревенского чучела, «семейные» небольшие куклы Масленицы. Домашние куклы, также подчеркивая признаки пола, обладали привлекательной внешностью. Брови, глаза, нос разрисовывали им углём, губы и щёки — свеклой. Обычно одевали в яркий нарядный костюм. Жители в Калужской губернии изготовляли на Масленицу до 7 различных фигур, соответствующих каждому дню Масленичной недели. Девицы, брали их с собой, собираясь на посиделки, гуляли с ними по селу, катаясь на санях, распевая страдальческие любовные песни. В основном такой персонаж создавали там, где была девушка на выданье. Часто такая кукла после празднования становилась простой игрушкой, и она была, как и кукла-мотанка, своеобразным оберегом[5].
У крестьян из Пермской губернии главным символом Масленицы была не соломенная кукла, а деревянная статуя. Они наряжали или деревянный толкач, или скатывали из снега снежную бабу, усаживали на санки катали её с горки и по улицам деревни.