романтика женственности и благородства – Мода – Домашний
victiraiМы в сотый раз приковываем взгляд к экрану, когда там идет «Джейн Эйр» или «Сага о Форсайтах». Но не только потому, что нас очаровывают вечные истории о любви, преданности, благородстве и чувстве долга. Есть в них еще одна, казалось бы, малозаметная «изюминка»: струящиеся ткани, шуршание кринолинов, соблазнительные, но весьма элегантные декольте, женственные корсеты… Какая женщина не мечтает хотя бы однажды примерить все это великолепие, появившееся в Великобритании, да и во всей Европе вместе с эпохой королевы Виктории?
Ее начало можно считать еще и временем рождения истинной английской леди – той, которой стремятся подражать почти все женщины в мире.
Скромность и приличие
Несмотря на высокое происхождение, будущая королева Виктория в детстве была лишена традиционной для монарших фамилий роскоши. Ее отец неожиданно ушел из жизни, когда наследнице престола не исполнилось и года, не оставив после себя ничего, кроме долгов.
Семья долгие годы жила в режиме жесткой экономии, а в гардеробе будущей правительницы одной из величайших империй мира было всего одно платье. Новое шилось лишь тогда, когда девочка вырастала из прежнего. Но никакие, даже самые стесненные, обстоятельства не отменяли главного постулата высшего общества: безупречности во внешности и манерах.
Виктория навсегда усвоила полученные в детстве уроки. И считала женщин, часто меняющих наряды и украшения, легкомысленными транжирами. Конечно, взойдя на престол, она облачалась в роскошные туалеты и блистала в ослепительных фамильных драгоценностях британской королевской семьи, но это была лишь дань престижу.
Сдержанность в одежде вовсе не означала плохого качества или неудачного фасона. Ведь именно британцам принадлежит знаменитая фраза: «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи».
К тому же, никто и ничто не в силах отменить молодость, любовь и романтику – а именно этими чувствами была пропитана так называемая ранневикторианская эпоха – начало правления королевы, которой суждено было править Великобританией дольше всех своих предшественников и последователей.
Очарование женской слабости
Итак, принявшая бразды правления Британией Виктория молода, влюблена в своего молодого супруга и безмерно счастлива. И подданные не могут не почувствовать этого. Страна устремлена в будущее и полна мечтаний и надежд. Естественно, что мода того времени ориентирована на романтику и юность.
Дамские туалеты становятся подчеркнуто женственными. В моду входит силуэт «песочные часы». Пышные, сложные рукава, тонкая, «осиная» талия и огромная, длинная юбка, напоминающая колокол. Столь замысловатую конструкцию даже сложно было назвать платьем. Еще труднее было обеспечить надлежащий уход за таким туалетом. Да и двигаться в нем было весьма затруднительно. Не говоря уж о том, что такой фасон красил далеко не каждую женщину. Но дамы вместе с умельцами-портными нашли выход из положения. Жизнь платью (которое, учитывая сложность исполнения, недешево стоило) продлевало хорошее качество ткани и сдержанные (читай: немаркие) цвета. А чтобы образ не получился удручающе тусклым, модницы освежали его белоснежными воротничками и манжетами, умело дополняя украшениями.
Чтобы фасон зрительно не делал невысокую женщину еще ниже, в моду вошли высокие прически, а за тонкость талии отвечал изобретенный в скором времени корсет.
Татьяна Башлыкова
Пышная и длинная юбка не позволяла и думать о «летящей» походке – в ней можно было делать лишь мелкие, изящные шажки. Но и эта сложность обернулась на пользу женщинам – очаровательная беспомощность в движениях и манерах буквально сводила с ума мужчин, главной добродетелью и обязанностью которых в то время было опекать и окружать максимальной заботой своих хрупких и беспомощных жен. На их же плечи ложилась и оплата гардероба супруги.
Кстати, мужская мода за время правления Виктории претерпела минимальные изменения, оставаясь верной строгости фасонов вкупе с максимальным удобством – ведь мужчина вел гораздо более активную жизнь, чем его прекрасная и хрупкая половина. Единственным испытанием, «роднившим» некоторое время леди и джентльменов, был корсет – согласно светским приличиям, мужчина должен был выглядеть атлетически сложенным и подтянутым, поэтому данную от природы и не всегда совершенную фигуру также приходилось корректировать. Весьма способствовал элегантности образа и изобретенный несколько позднее (во времена расцвета викторианской эпохи) смокинг.
Глоток свободы
Во время расцвета викторианской эпохи Великобритания вместе со всей Европой делала семимильные шаги по пути технического прогресса. И мода тоже понемногу становилась индустрией. Деревенские ткачи, обувщики и портные-одиночки еще были востребованы, более того – их искусство высоко ценилось и считалось чуть ли не элитарным, однако одежду, обувь и аксессуары уже полным ходом производили на фабриках. Их продукция была качественной, выглядела вполне достойно и при этом стоила гораздо ниже, чем вещи ручной работы. Позволить себе модные обновы могли уже многие.
Неизбежное следствие прогресса – эмансипация – уже наступало на Европу, и даже консервативные британки не могли не поддаться ее веяниям.
Конечно, выйти из дома без перчаток еще и полвека спустя будет равносильно появлению на улице голой, но в моду уже прочно вошли декольте, обнажающие плечи. Для британцев, которые испокон веков считали верхом неприличия даже обнажение чувств, не говоря уж о теле, такое модное веяние было весьма дерзким шагом.
Гордую осанку аристократок подчеркивали высокие воротники, а весьма глубокий вырез на груди был великолепным фоном для роскошных колье.
Стремление к особой утонченности и изяществу заставило служителей моды затянуть женщину в еще более узкий и высокий корсет, который начинался под грудью и заканчивался на середине бедра. А устраненную таким образом естественную пышность бедер компенсировали за счет модной детали – турнюра, который украшали лентами и бахромой.
Выставлять напоказ богатство и успех по-прежнему считалось дурным тоном. Так же как и использовать декоративную косметику – ее в те времена наносили на лицо только падшие женщины. А вот использовать в наряде множество деталей и аксессуаров – таких как перья в прическе, роскошная шелковая шаль, декоративные цветы – считалось милым и вполне простительным признаком кокетства.
Викторианская мода. Часть 1 | Журнал Ярмарки Мастеров
Сегодня я хочу представить вам подборку платьев 1840-1890 годов. Я обожаю Викторианскую эпоху, и у меня скопилось огромное количество материала, которым я хочу поделиться. Желаю приятного просмотра!
Платье 1840 года
Платье 1845 года
Платье 1850 года
Платье 1850 года
Платье 1850 года
Платье 1850 года
Платье 1855 года
Платье 1858 года
Платье 1858 года
Платье 1860 года
Платье 1860 года
Платье 1864 года
Платье 1864 года
Платье 1864 года
Платье 1865 года
Платье 1866 года
Платье 1866 года
Платье 1870 года
Платье 1870 года
Платье 1870 года
Платье 1870 года
Платье 1870 года
Платье 1870 года
Платье 1870 года
Платье 1870 года
Платье 1870 года
Платье 1870 года
Платье 1870 года
Платье 1870 года
Платье 1870 года
Платье 1870 года
Платье 1870 года
Платье 1870 года
Платье 1870 года
Платье 1870 года
Платье 1870 года
Платье 1870 года
Платье 1870 года
Платье 1870 года
Платье 1870 года
Платье 1870 года
Платье 1870 года
Платье 1870 года
Платье 1870 года
Платье 1870 года
Платье 1870 года
Платье 1870 года
Платье 1872 года
Платье 1875 года
Продолжение следует…
элементы стиля в современной одежде женщин, особенности викторианской эпохи
Стили женской одеждыВторую половину XIX века мир моды взбудоражило появление на английском престоле очаровательной королевы Виктории. Благодаря своим великолепным нарядам она стала законодательницей мировой моды, которая вылилась в целую эпоху. Даже сейчас элементы викторианского стиля – это признак благородства и поистине утонченного вкуса.
История
В 1837 году Англия обрела новую королеву в лице юной восемнадцатилетней Виктории. Она сразу же ослепила всех своими нарядами и дорогими украшениями. Хоть внешне девушка не отличалась особой красотой, это не помешало ей стать кумиром для многих дам.
Женщины стали подражать молодой правительнице. Совсем скоро стремление приблизить свои наряды к образу Виктории вылилось в целое направление, которое так и носило название «викторианский стиль». Королева пробыла на троне почти 64 года, что для мировой истории стало целой эпохой.
Благодаря королеве стали модными платья с силуэтом песочных часов, подчеркивающие фигуру. Тогда представления о параметрах были совсем не такими, как сейчас. Женщины гордились своими пышными формами, а новый фасон платьев идеально подчёркивал их фигуры.
Такие платья могли позволить себе далеко не все представительницы прекрасного пола. Оно шилось из дорогих тканей, таких как бархат, шелк или атлас. Для нарядов были характерны многослойность и сочетание различных фактур.
Под платье надевали множество нижних юбок, чтобы сделать его максимально пышным. Пошив наряда занимал много времени и требовал работы искусных мастериц. Соответственно, всё это предполагало значительные финансовые затраты.
Характерные особенности
Корсет
Визитной карточкой платьев викторианской эпохи стал корсет. Его настолько туго затягивали, что барышням сложно было дышать. Порой этот элемент одежды даже наносил вред здоровью. Однако модницы не обращали внимания на все негативные последствия корсетов, а лишь еще туже затягивали его ремешки.
Кринолины
Чтобы придать платью необходимую пышность, приходилось надевать по несколько нижних юбок. Это придавало фигуре форму песочных часов и делало стройнее осанку. Позже к нижним юбкам стали пришивать обручи, что значительно упростило передвижение модниц.
Многослойность
Наряды отличались наслоением различных тканей и текстур. Особенно элегантно выглядели платья, у которых совмещались различные элементы одинаковых оттенков.
Блузы и рубашки
Женщины викторианской эпохи любили надевать рубашки и блузы из сатина, шелка или бархата. Они декорировались вышивкой или кружевом. Когда женщины стали ездить верхом, стали популярны блузы с высоким воротником-стойкой. Они дополнялись широкими оборками или жабо.
Шаль
Вечерние наряды, в отличие от повседневных, оголяли плечи или имели глубокие декольте. Поэтому незаменимым аксессуаром к вечернему платью становилась шаль или пелерина.
Украшения
Любой наряд должен был быть дополнен богатыми украшениями. Женщины надевали дорогостоящие колье и кольца на любые мероприятия.
Цвет
Ткани имели насыщенные, глубокие оттенки. Главные цвета – синий, бордовый, пурпурный, желтый, белый и черный.
Элементы стиля в современной моде
Современные дизайнеры любят использовать элементы викторианской эпохи в своих шедеврах. Конечно, характерные тяжёлые платья с множеством юбок и удушающими корсетами остались далеко в прошлом. Но некоторые элементы, применимые, например, в свадебных или выпускных платьях, придают наряду поистине королевскую роскошь.
Отголосок стиля королевы Виктории несут в себе платья голубого, фиолетового, бирюзового цвета, а также оттенки золота и серебра. Нынешним кутюрье не чуждо декорирование своих произведений ручной вышивкой, жемчугом и другими элементами «под старину».
У творений Ральфа Лорена и Александра Маккуина также наблюдается веяние эпохи королевы Виктории, которое проявляется в блузах с высокими воротниками-стойками.
Современные корсеты уже не приносят таких физических неудобств, как раньше. Да и сочетать их можно с любой одеждой, даже с джинсами, шортами или юбкой-карандаш. Этот лук смотрится стильно и современно, но в то же время напоминает о далёких временах.
Викторианский стиль одежды используют представители таких субкультур, как готика, стимпанк или японский в лоли-стиль. Это и корсеты, и пышные юбки, кружева, рюши, бузы с жабо.
Как создать образ в викторианском стиле?
Чтобы современный наряд напомнил об эпохе правления королевы Виктории, необязательно обращаться к великим дизайнерам и шить роскошные наряды. Есть несколько советов, которые помогут в создании желаемого образа.
- Наденьте одежду, которая полностью закроет тело. На низ отлично подойдёт пышная юбка-макси, а сверху – блуза с широкими рукавами и воротником-стойкой.
- Характерная черта викторианского стиля – многослойность. Поэтому стоит подбирать одежду, у которой множество рюш, оборок, вышивок и прочих дополнительных деталей.
- Носите корсет. Для обладательниц пышных форм это незаменимая деталь. Он прекрасно подчеркивает достоинства и скрывает недостатки.
- В качестве украшений можно использовать как драгоценности, так и бижутерию. Аксессуары могут включать в себя элементы в виде сердец, змей или ангелов.
- Прическа и макияж должны быть максимально простыми. Достаточно просто собрать волосы в пучок на затылке.
Перечисленных рекомендаций стоит придерживаться при намерении воссоздать образ в викторианском стиле для торжественного мероприятия. Если же возникло желание внести нотку из прошлого в повседневный наряд, то вполне хватит пары-тройки небольших штрихов.
Для романтического ужина или светского вечера прекрасно подойдёт закрытое атласное или бархатное платье в пол с простым кроем, но богатой вышивкой. Образ в викторианском стиле поможет дополнить милая шляпка с цветами, золотые или серебряные украшения. Вместо корсета можно надеть красивый широкий пояс, который не хуже подчеркнёт стройную талию.
Мода Викторианской эпохи. Костюмы 1830-1900-х годов из коллекции А.Васильева
13:42 04.11.2009Мода Викторианской эпохи. Костюмы 1830-1900-х годов из коллекции А.Васильева
Цитата поста elina2106
10 октября в Риге, в музее Декоративного искусства и дизайна завершилась выставка «Мода Викторианской эпохи«, костюмы 1830-1900-х годов из коллекции историка моды и коллекционера Александра Васильева.
50 манекенов, более 200 аксессуаров в 36 витринах, фоном для которых служили увеличенные винтажные фотокопии, акварели и картины. Сумма страховки экспонатов > 500 миллионов евро (!!!).
На открытии выставки присутствовал Президент Латвии, а за всё время работы (15 августа -10 октября 2009) выставку посетило 25 тысяч посетителей. Абсолютный рекорд. В некоторые дни на выставке было столько народищу, сколько ни одна рижская выставка не видела много лет. Я была за неделю до закрытия, отстояла очередь в кассу и проталкивалась между винтажными экспонатами среди русской-латышской-испанской-немецкой речи. Снято за 10 минут до закрытия, народ и не думает убегать, задумчиво вглядываясь в роскошные наряды —
Место проведения выставки — Декоративно-прикладной художественный музей в Вецриге
Плакат выставки.
Ну, начинаем осмотр.
Домашние платья середины 19 века.
Крайнее справа — платье из муара (талия 58 см), Англия, 1840-е г.
Как они, бедные, дома расслаблялись в таких платьях?
Дамские аксуссуары в стиле сентиментализма: шляпа капор, прогулочные туфли Аделаида 32 размера, флакон для нюхательной соли, гребень из черепахи, браслет, кошелёк, вышитый металлическим бисером, альбом для стихов (1849), Англия, Германия, Франция 1840-е годы.
Две моды, два мира.
Нарядное платье из кашмира с набивным цветочным рисунком (для печати использовано более 30 цветов), ткань из Франции, шито в России.
Летнее платье из батиста в полоску на кринолине. Шаль ручной работы, Брюссельские кружева, Франция, 1860 год
Женские аксессуары эпохи анилиновых красителей: вышитый зонтик, шляпа, 3 кошелька, заколка для прически, браслет. Англия, Франция 1860-е.
Дамский портрет на заднем фоне крупнее. Хороша, слов нет!
Платье из шерсти в полоску цвета кармин (Италия), дорожный саквояж, вышитый крестиком (Франция), 1860-е г.
Болеро из панбархата, вышивка бисером и стеклярусом в стиле «Гарибальди». Италия, 1860-е г.
Фото на долгую память
Мужские аксессуары: турецкие домашние туфли, вышитая феска, подтяжки, дамский медальон с силуэтом мужа, оловяная табакерка. Европа 1850-70-е г.
Дорожные и прогулочные платья и платья для визитов.
Визитное платье с рукавами жиго и вышитой аппликацией, Дом моды Miss Lever, Англия, 1892
Бальное платье цета экрю с цветочным рисунком в стиле модерн с аппликацией из розового муслина и шелковых цветов. Дом моды Worth, Париж. Из гардероба княгини Строгановой, урожденной Браницкой. Франция, 1900.
Вид на шлейф сзади. Просто невероятная роскошь.
Бальные аксессуары: веер из перламутра и шёлка, бордюр из Брюссельского кружева, лайковая перчатка. Франция, 1890-е годы. Обратите внимение, какие невероятно длинные пальцы у перчатки!
Меня больше всего зацепили шлейфы
Посетительницы
Есть над чем задуматься, глядя на такое…
Бальное платье из атласа дюшес цвета слоновой кости с рукавами «баллон», Дом моды Carney, Женева, 1894. Тюлевый шарф машинной вышивки тамбурным швом и с аппликациями, Россия, 1890-е г.
Вышивка ближе
Летнее прогулочное платье из репса и кружева машинной работы. Франция, 1886
Будущий историк моды?
Корсаж бального платья из фиолетового панбархата, Дом моды Worth, Париж, 1887
Девичий корсет, хлопчатобумажная ткань на костях (!), кружева ручной работы. Талия 56 см. Франция, 1880-е годы.
Принадлжености женского туалета: 5 коробочек с пудрами, флакн духов и мыло, туфли, 2 пряжки. Европа 1890-е г.
Как это всё можно было сохранить в таком почти первозданном виде, с учётом всех катаклизмов 20 века???
Бальное платье цвета экрю с треном, отделано кружевом Блонды, Франция и накидка sortie de bal, атлас броше с отделкой из бараньей шерсти, муфта из горностая, Россия, 1880-е г.
Автор — Herminia Martinez «Красавица из Вальпарайсо», школа Чили, 1855. Тонированная бумага, карандаш, мел.
Из интервью с Александром Васильевым 14.10.2009:
Балтийский Курс: Довольные ли вы итогами рижской выставки?
А. В.: Это гениально! Выставку в Риге за неполные два месяца посетило более 25 тысяч человек. Несомненный рекорд! Для сравнения, похожую выставку в Стамбуле посмотрело за четыре месяца 30 тысяч. Посчитайте сами, билет на выставку в Риге стоил 3 лата, помножьте на количество посетителей, получится примерно 75 тыс. латов. И это в эпоху кризиса!
БК: Что впереди, куда отправится коллекция из Латвии?
А.В.: Из Риги Викторианская экспозиция отправляется в Вильнюс, где с 21 ноября до конца января ее можно будет посмотреть в Музее западного искусства во дворце Радзивиллов.
Александр Васильев «Я сегодня в моде»
Персональный сайт: www.vassiliev.com
read more at La_belle_epoque
Викторианская свадебная мода. Часть 1: традиции и подготовка к церемонии
Викторианские свадебные традиции, сложившиеся за время правления Королевы Виктории, оказали большое влияние на то, как празднуют день свадьбы и по сей день. Это был по-настоящему насыщенный модный период, до сих пор вдохновляющий дизайнеров, невест, и, конечно же, рукодельниц. Эта статья переведена с английского и дополнена фотографиями, иллюстрирующими тенденции моды того времени. Я не профессиональный переводчик, журналист или историк моды, так что исправления и доброжелательные замечания по поводу всех ляпов и неточностей приветствуются! 🙂
Свадьба Королевы Виктории и Принца Альберта
День свадьбы — самое значимое событие в жизни викторианской девушки. К этому дню мать готовила ее с самого рождения, ведь викторианская девушка не знала другой цели в жизни. Она выйдет замуж, и она выйдет замуж удачно.
Выбор даты
Сама свадьба и мероприятия, предшествующие церемонии, выдержаны в древних традициях, имевших большое влияние на культуру Викторианской эпохи. В первую очередь девушке предстояло выбрать дату свадьбы. Июнь всегда был самым популярным месяцем, поскольку назван так в честь Juno, римской богини замужества. Она принесет процветание и счастье всем, кто женится в ее месяц.
Juno (Гера), богиня замужества и семьи
Есть у этой традиции и практическое преимущество — июньская невеста, вероятнее всего, родит своего первенца весной, и сможет полностью оправиться к осеннему празднику урожая.
Июнь также знаменовал окончание Великого поста и наступление тёплой погоды. Согласно старым традициям это было время, когда можно убрать тёплую одежду и совершить ежегодное купание. Ежегодное купание традиционно проводили в мае, когда все члены семьи по старшенству совершали омовение. Таким образом, брачующиеся в июне были чисты (насколько это возможно через месяц после принятия ванны).
Эти прекрасные викторианские мужчины, увы, не июньские женихи, а Сассекская команда по плаванью. Не могла пройти мимо этой фотографии.
Апрель, ноябрь и декабрь также были в чести, поскольку не пересекались с пиковым для фермерства рабочим временем. Октябрь был благоприятным месяцем, означающим богатый урожай. Май, между тем, считался несчастливым. «Поженитесь в мае и пожалейте об этом дне» — гласит старая пословица. Другая говорит: «Поженитесь в сиянии сентября, и будет ваше житье богатым и добрым».
Невесты были не менее суеверны в отношении дней недели. По этому поводу есть стишок (перевод дословный):
Женитесь в понедельник для здоровья,
Во вторник для богатства,
Среда — день самый лучший,
Четверг — для досады,
Пятница — для потери,
Суббота — для полной неудачи.
О воскресеньи речь и вовсе не шла.
Свадебный наряд
После того, как невеста выбрала день свадьбы, выполнив обязанность, возложенную на нее женихом, она могла начать планировать свое приданое, самым важным элементом которого было свадебное платье.
Невесты не всегда носили белое на свадебной церемонии. В 16 и 17 веках, к примеру, юные девушки выходили замуж в бледно-зеленом, символизирующем плодородие.
Зеленое платье, 1680
Взрослые девушки старше двадцати надевали коричневое платье, а зрелые женщины и вовсе могли надеть черное.
Свадебное платье начала 18 в.
Начиная с ранне-саксонского периода и вплоть до 18 в. только бедные невесты приходили на свадьбу, одетыми в белое — это было знаком того, что у девушки нет приданого. Таким образом обозначалось, что она не принесет с собой в новую семью ничего — ни богатства, ни долгов. Другие девушки надевали свое лучшее воскресное платье.
Цвет наряда, согласно примете, мог повлиять на дальнейшую судьбу:
Белый — верный выбор,
Голубой — любовь будет истиной,
Желтый — к стыду за суженого,
Красный — пожелать себе смерти,
Черный — пожелать вернуться,
Серый — уехать далеко,
Розовый — к вечным думам,
Зеленый — к стыду показаться на глаза.
Голубое свадебное платье
Жемчужно-голубое свадебное платье, 1860
После того как Королева Виктория венчалась в 1840 в белом, этот цвет надолго вошел в моду и стал традиционным для платья и букета невесты. Впоследствии дама могла прийти в этом же платье на бал, надев к нему другой корсаж.
Свадебный наряд королевы Виктории
Свадебное платье, 1865
Свадебное платье, 1841
Хлопковое свадебное платье из Америки, 1840
Подвенечное платье раннего викторианского периода состояло из узкого корсажа по фигуре, создающего тонкую талию, и пышной юбки на кринолине. Шили его из кисеи, тюля, кружева, газа, шелка, льна или кашемира. Фата была из тонкого газа, прозрачного хлопка или кружева. Приемлемой ценой подвенечного наряда в 1850 г., согласно каталогам, было $500 за платье и $125 за фату. Более шикарные платья из кружева обходились в три раза дороже.
Свадебное платье, 1866-68 гг.
Свадебное платье, 1869 г.
Викторианское свадебное платье с кружевной фатой
Фата из брюссельского кружева, середина 19 в.
Кружевная фата с вышивкой, середина 19 в.
Свадебная фата с вышивкой, середина 19 в.
Формальные свадьбы в этот период выдерживались в белом цвете, включая наряды подружек невесты. Фата невесты крепилась к цветочному венку, как правило, из цветков апельсина. Другими аксессуарами невесты были короткие белые перчатки, носовой платок с вышитыми инициалами ее девичьего имени, шелковые чулки с вышивкой спереди и туфли на плоской подошве, украшенные бантами или лентами.
Свадебное платье, 1865 г.
Свадебное платье со шлейфом, 1870 г.
Свадебное платье и перчатки, 1880 г.
Невесты Дикого Запада 1850-х и 60-х годов обычно выбирали батистовые, шерстяные или льняные платья разных цветов в сочетании с белым, в дальнейшем этот наряд использовался для торжеств и посещения церкви. Многие прикрывали плечи теплой, пестрой шалью с узором пейсли или в клетку. После свадьбы шаль надевали на крестины, праздники, а зимой укрывались ей, как пледом. Теплая шаль ценилась выше свадебного платья.
Вот несколько примеров викторианских клетчатых платьев, хоть и не подвенечных, но хорошо иллюстрирующих разнообразие моды того времени.
Платье с шерстяной шалью
Середина викторианской эры, 1870-е годы знаменовали собой появление зажиточного среднего класса, желавшего демонстрировать свой достаток. Свадебные платья, созданные домом моды Уорта (House of Worth) в Париже, были настоящим символом высокого статуса. Те, кто не мог позволить себе оригинал, старательно им подражали. Длинные шлейфы стали такой же частью наряда, как длинные вуали, турнюр, элегантные украшения и два корсажа — скромный для венчания и более открытый для празднеств.
Платье от модного дома Уорта, 1875 г.
Платье от модного дома Уорта, 1860 г.
Леди Франсуаза Брунери в платье от модного дома Уорта
В поздний викторианский период (1890-ые) вышел из моды турнюр, шлейфы стали короче, у платьев появились объемные рукава. Если невеста венчалась в церкви, платье должно было иметь шлейф и фата из шелка или кружева той же длины. Было принято закрывать фатой лицо невесты до самого выхода из церкви. Фата больше не использовалась после свадьбы в качестве накидки. Белые перчатки были такой длины, чтобы их можно было заправить в рукава, а на одном пальце перчатки имелся разрез, через который можно было надеть кольцо, не беспокоя наряд. Туфли на небольшом каблучке были из белой кожи, сатина или парчи.
Платье от модного дома Уорта, сравните качество с представленной ниже копией!
Вдовы, повторно выходившие замуж в начале и середине викторианского периода, не носили белое, не имели подружек невесты, не надевали вуаль или венок из апельсинового цвета — то есть не носили символов чистоты. Обычно они надевали платья жемчужного или лавандового цвета, отделанные страусиными перьями. В более позднем периоде допускалось присутствие сопровождающих лиц и слуг, но вуаль и цветки апельсина так и остались атрибутом молодых невест. Вдова могла надеть платье лилового цвета, на 2 тона отличающегося от белого. Предпочтение отдавали розовому, лососевому, слоновой кости (айвори) или лиловому.
Лиловое платье от модного дома Уорта
Что касается украшений — бриллианты никогда не теряли своей актуальности. Когда стали популярными белые платья, в моду вошло сочетание жемчуга и бриллиантов. В середине викторианского периода с его демонстративным предъявлением статуса и богатства, стали популярны бриллиантовые тиары. Были в моде ювелирные гарнитуры, все предметы которых можно было в дальнейшем носить по отдельности. По традиции украшения невесте дарил жених. Количество украшений менялось в зависимости от времени дня, в которое проводилась церемония — чем раньше свадьба, тем скромнее невеста.
Тиара Королевы Виктории — подарок ее мужа Альберта
Революционое для того времени обручальное кольцо Виктории со змеем, символизирующим верность
В том или ином виде всем знакома старая английская поговорка: «Что-то старое, что-то новое, что-то взятое взаймы, что-то голубое и шестипенсовик в туфельку на удачу». Что-то старое обычно было семейной реликвией, тем, что связывало невесту с прошлым. Что-то новое могло быть платьем или подарком жениха. Что-то, взятое взаймы, должно было быть ценной вещью вроде фаты или украшения для волос, и должно было потом быть возвращено владельцу. Что-то голубое обычно было подвязкой или вышитым носовым платком. Голубая деталь означала верность, тогда как шестипенсовик был к богатству.
Свадебный викторианский носовой платок
Голубые туфельки из американского каталога 1900 г.
Наряд жениха
Женихи, как и невесты, не отставали от моды и заботились о своем костюме, обращаясь к модным журналам в поиске удачного варианта. В начале викторианской эпохи женихи носили сюртук синего, темно-красного или бордового цвета с цветком на лацкане. В 1865 году появились специальные петлицы для этой цели. Жилет обычно был белым, а брюки из замши цвета лаванды, черный не носили. Шафер и дружки также носили сюртуки, но более приглушенного тона. Женихи Дикого Запада носили цветок из букета невесты на лацкане своего лучшего костюма.
К середине Викторианского периода на смену сюртуку пришел более элегантный жакет-визитка. Некоторые женихи все еще носили сюртуки, сочетая их с жилетами из черной ткани, темно-серыми брюками, широким галстуком нейтрального оттенка и лавандовыми перчатками с черной отделкой.
Мода позднего викторианского периода была переменчивой. В 1885 г. перчатки не были необходимой частью наряда, а уже в 1886 стали обязательным аксессуаром. Мужчины носили в основном перламутровые перчатки с черной вышитой отделкой. К 1899 г. в моду вернулся сюртук, на этот раз в комплекте с двубортным светлым жилетом, темным галстуком, серыми полосатыми кашемировыми брюками, лакированными ботинками на пуговицах и тонированными кожаными перчатками. На протяжении всей викторианской эпохи без черной шляпы мужчинам было не обойтись.
К концу викторианской эпохи бутоньерки были большими — ветки лилии, гардения или побег стефанотиса. Если свадьба была вечером, как позволяло на тот момент английское законодательство, мужчины наряжались во фраки с белыми перчатками и жилетом. Отец невесты одевался как жених и дружки, в соответствии со временем суток, в которое проходила свадьба.
Костюм с сюртуком, 1867 г.
Свадебный костюм с фраком, 1886 г.
Нарядный мужской жилет
Модный плакат, 1844 г.
Сопровождающие, дети и семья
Платья подружек невесты должны были быть и практичными, и красивыми, поскольку после свадьбы становились частью гардероба девушек. Некоторые щедрые невесты предоставляли наряды своим сопровождающим. В ранние годы викторианской эпохи юбки были пышными, а корсажи маленькими. Традиции диктовали белый цвет наряда, но отдельные цветовые акценты были вполне допустимы. Подружки невесты покрывали головы короткой фатой, ниспадающей от венка до бедра. Домашние свадьбы не требовали ношения фаты, часто вместо нее надевали украшения из цветочных венков и лент.
К середине викторианской эпохи турнюры были на пике моды. Белый больше не был единственным цветом, его дополняли и комбинировали с другими. К 1890 году на викторианскую моду повлияли новые веянья из Парижа. Для нового стиля были характерны большие рукава, делающие акцент на плечи. Серый, сиреневый и лиловый были популярны в Англии, тогда как американцы предпочитали белый, розовый и зеленый. К 1898 мода требовала, чтобы платья подружек невесты контрастировали с платьем невесты, чтобы не отвлекать внимания от красоты ее наряда. Эта традиция сохранилась по сей день.
Королева Виктория с подружками невесты — все девушки одеты в белое, на голове невесты венок из апельсинового цвета, на подружках венки из роз.
А вот как раз платье подружки невесты 1896 г. с модными объемными рукавами от известного нам Уорта
Дети были важной символической частью викторианского бракосочетания, и для них был свой свод правил в отношении одежды. Маленькие девочки могли нести цветы или подносить кольца. Девочки постарше могли быть младшими подружками невесты или прислуживать. Вне зависимости от роли их платья были из белого муслина и украшались поясом из лент, сочетавшимся с туфлями и чулками. Платья могли быть длиннее или короче в зависимости от актуальной моды и возраста девочек.
Платье из индийского муслина
Мальчикам доставалась важная роль — нести шлейф невесты. Их одевали ,как пажей, в бархатные пиджаки, короткие брюки и круглые льняные воротнички, отделанные бантами из белого крепдешина или сюра. Их кружевные туфли были черными, на формальных свадьбах поверх туфель надевались белые шелковые рейтузы, и туфли украшались пряжками. Бархатные пиджаки были черными, синими, зелеными или красными, пиджак могла дополнять шляпа в цвет, которую снимали перед церковной церемонией.
Общественные порядки требовали, чтобы матери и гости женского пола носили не выделяющиеся наряды. Для дневной свадьбы гостям подходили костюмы для прогулок или похода в гости. Матерям и другим женщинам-родственницам полагалось надевать платья для приема гостей — более элегантные, чем дневная одежда, и менее формальные, чем вечерние платья.
Платье для приема гостей 1880 г.
Шелковое платье для похода в гости (платье для визитов), 1880 г.
Дневное платье, 1880 г.
Всем женщинам в церкви полагалось носить капор, что для домашних церемоний было не обязательно.
Капор, 1840 г.
Для вечерних приемов капор не надевали. В поздний викторианский период подходящим цветом для матери невесты считался черный. Однако, такие платья никогда не шили из черного крепа — он был для траура. Если во время свадьбы мать невесты была в трауре, для церемонии она меняла черное креповое платье на фиолетовый бархат или шелк в Америке, либо пунцово-красный в Англии. Королева Виктория, присутствовавшая в роли матери на многих свадьбах, всегда носила черное с белым, как символ вечного траура по ее «дорогому Альберту».
Черное бархатное платье, 1860 г.
После того, как все приготовления были завершены, наступало время проводить церемонию.
Если материал окажется интересным, напишу вторую часть статьи про церемонию или дополню эту статью отдельными постами с бОльшим количеством фотографий, поскольку оных по теме было найдено несколько тысяч 🙂
Вторая часть статьи здесь>>
Причёски викторианской эпохи — Википедия
Причёска «а-ля Клотильда», ставшая чрезвычайно популярной в Англии благодаря тому, что эту причёску выбрала Виктория для своей коронации.Причёски в викторианскую эпоху, как и викторианская мода в целом, изменялись в течение десятилетий. Если говорить о женских причёсках, то в моде на протяжении всей викторианской эпохи (1830-е — 1890-е годы) были исключительно длинные волосы и сложные причёски, дополнявшиеся украшениями и головными уборами.
Значение волос в викторианскую эпоху[править | править код]
Интимный портрет королевы Виктории, заказанный ею в качестве «секретного подарка» своему мужу, принцу Альберту, на его двадцать четвертый день рождения. На портрете Виктория изображена с распущенными волосами и обнаженными плечами.Восприятие волос, особенно женских, в викторианскую эпоху было связано с разного рода суевериями, имеющими корни еще в эпохе Средневековья. Распущенные длинные волосы были символом женской сексуальности, которая жестко подавлялась викторианской моралью; в обществе женщина не могла появиться в таком виде, изображение женщины не вполне одетой, с волосами, не уложенными в прическу и хотя бы частично распущенными, считалось непристойным. В этом плане особый интерес представляет интимный портрет королевы Виктории, написанный для ее мужа, принца Альберта, в 1843 году. Портрет, очевидно, не предназначался для посторонних глаз. В своем дневнике Виктория писала: «Он находит его очень похожим и прекрасно написанным. Я счастлива и горда, что нашла подарок, который доставил ему так много удовольствия».[1]
Вместе с тем, искусство викторианской эпохи, в том числе живопись и литература, охотно обращалось к мифологическим и фантастическим образам. Мифологические и мрачные «готические» сюжеты, раскрывающиеся в творчестве прерафаэлитов и авторов английских готических рассказов, позволяли создать образ роковой женщины-искусительницы, нередко наделенной некой магической силой. Анализируя женские образы с картин прерафаэлитов, некоторые исследователи делают вывод о фрейдистской связи распущенных женских волос, особенно волнистых, извивающихся, напоминающих змей, и мужского страха перед женской сексуальностью. По мнению Фрейда, в мифе о Медузе Горгоне змеи-волосы означают женский половой орган, а вызываемый ими ужас — интерпретация подсознательного страха кастрации.[2]
Таким образом, распущенные женские волосы олицетворяли в викторианском представлении женскую непокорность и порочность, в то время как гладкие, аккуратно уложенные волосы были символом целомудренности и послушания, «домашнего ангела», каким хотело видеть женщину патриархальное викторианское общество.[4]
На картинах прерафаэлитов чаще всего можно видеть женщин с прекрасными золотистыми или рыжими волосами — это было одно из главных требований, предъявляемых художниками при поиске натурщиц. Часто моделей приходилось искать в публичных домах, так как приличные девушки не соглашались позировать в столь непристойном виде.
Символизм именно золотых волос раскрывается и в литературе, например, произведении Брэма Стокера «Тайна золотых прядей» (англ. The Secret of the Growing Gold) 1892 года. В этом рассказе Стокер объединяет и интерпретирует в викторианском стиле средневековые легенды и сказки о «странных, но прекрасных женщинах с золотыми волосами».[5] По сюжету мистического рассказа, надменный аристократ Джеффри Брэнт убивает свою любовницу (состояли ли они в браке, остается неизвестным), Маргарет Диландэр, и женится снова. Однако призрак Маргарет не оставляет бывшего возлюбленного в покое — ее золотистые волосы таинственным образом прорастают сквозь камень в доме Брэнтов, в конце концов убивая и Джеффри, и его новую жену. Этот сюжет, по мнению исследователей, выражает основные мифы о женских волосах, циркулировавшие в викторианском обществе — сочетание порочности, виктимности, магической силы и опасности.
Волосы были частым элементом викторианских траурных украшений, хотя сама эта традиция существовала и ранее. Волосы усопшего сплетались, иногда в довольно сложные узоры и композиции, и вкладывались в броши, медальоны, кольца и т.д.
Реклама средства для ухода за волосами Ayer’s Hair Vigor, ок. 1900Уход за волосами, особенно длинными, требовал большого количества времени. Шампунь был изобретен лишь в конце XIX века, а массовую популярность приобрел в 1900-е годы. До того женщинам приходилось пользоваться различными косметическими средствами, зачастую собственного изготовления, но некоторые бальзамы продавались в аптеках. Рецепты средств для волос публиковались в многочисленных сборниках советов и руководствах для женщин. Часто использовалась вода с добавлением различных масел, растительных экстрактов, хинина, нашатыря, алкоголя и прочих компонентов. Поскольку сушка волос без фена могла занять много времени, порою весь день, викторианские женщины мыли волосы не очень часто (по рекомендациям того времени, раз в месяц). Основным же средством поддержания гигиены волос было расчесывание щеткой. При ежедневном расчесывании с волос удалялась пыль, грязь, сальные выделения и кожные чешуйки, благодаря чему волосы долго не нуждались в мытье.
На чистые волосы наносилась специальная помада, причем напомаживали волосы как мужчины, так и женщины. Например, в журнале по домоводству «Кэсселлс» приводится рецепт изготовления помады из касторового масла: требуется взять фунт касторового масла и 4 унции белого воска, «растопить их вместе и при охлаждении добавить любой экстракт — бергамот или масло лаванды — и несколько капель масла серой амбры». Помада и всевозможные масла придавали волосам блеск, а также делали их скользкими и послушными, что позволяло выпрямлять, завивать и укладывать локоны, как того требовала мода.
Примитивный фен для волос, Англия, 1880—1900[6]Окраска волос, как и декоративная косметика, в викторианской Англии не приветствовалась, однако многие модницы старались незаметно «подправить» цвет волос, сделать его более ярким и насыщенным, для чего использовались натуральные средства, например, хна и басма. В середине XIX века появились и первые синтетические краски для волос, однако они были опасными и часто вызывали аллергию или воспаление кожи головы.
В 1872 году француз Марсель Грато усовершенствовал щипцы для завивки и создал на их основе плойку. Приспособление нагревали на газовой горелке и зажимали ею пряди, чтобы получать «волны». Использование плойки было сложным из-за несовершенства; сложно было добиться равномерного нагревания, часто случались ожоги и несчастные случаи, поэтому перед тем, как поднести к волосам, температуру плойки проверяли на куске бумаги.
Примерно в то же время, во второй половине XIX века, появляется прообраз фена для сушки волос, представлявший собой емкость на деревянной ручке. В емкость наливался кипяток, после чего приспособлением проводили по волосам, что способствовало их высушиванию.
Амелия Лейхтенбергская, 1830-е. Прическа с завитыми локонами на висках весьма типична для общеевропейской моды той эпохи.После двух десятилетий ампирных мод, когда популярностью пользовались прически на античный манер, в том числе короткие женские стрижки, в 1830-е годы мода снова усложняется. Волосы завивают локонами у висков, а на затылке собирают в причудливые пучки. Одна из самых популярных причесок 1830-х называлась «узел Аполлона» — волосы заплетались в косички и укладывались на макушке высокую «корзинку», для устойчивости использовался проволочный каркас. Прическа «а-ля Клотильда», в виде двух косичек, обвитых вокруг ушей, ставшая любимой прической молодой королевы Виктории, казалась по тем временам очень скромной и моментально завоевала популярность.
В эпоху романтизма (середина XIX века) в моде преобладали прямые проборы, завитые локоны на висках, объёмные пучки на затылке и аккуратно уложенные косы. В отличие от популярных причесок предшествующего десятилетия, с 1840-х объемные пучки из кос или локонов располагаются не вертикально на макушке, а сзади на затылке, оставляя открытой шею. Волосы, как правило, обрамляют щеки и прикрывают уши, иногда локоны спускаются до плеч, по моде середины века, обнаженных.
Прически 1870-х на модной картинкеВ 1870-е фасон женского платья меняется, юбки становятся уже, а плечи и шея в дневное время полностью скрываются под тканью, декольте и короткие рукава допускаются лишь в вечерних нарядах. Этот период в моде характеризуется стилем неорококо и подражанием моде XVIII века. Прически 1870-х — 1880-х годов замысловатые и высокие, зачастую для их создания требовались накладные локоны. Спереди и над висками волосы зачесывали высоко вверх для придания объема, на макушке укладывали в петли или косы, а сзади волосы обычно укладывались в сеточку или спадали длинными завитыми локонами на шею и спину. Модной тенденцией 1880-х были кудрявые и прямые челки.
Прически 1890-х годов, как правило, были более компактными — локоны больше не выпускались свободно, а укладывались в сложный пучок на затылке, который лишь слегка выступал над головой при взгляде спереди. На рубеже веков влияние на моду оказывал идеал красоты, созданный американским иллюстратором Чарльзом Гибсоном и получивший собирательное наименование «девушки Гибсона» — в моду вошла прическа «а-ля Помпадур». Волосы стали носить более свободными и волнистыми, а челки постепенно исчезли из высокой моды. К концу десятилетия многие носили волосы собранными в большой пучок на макушке. Этот стиль также доминировал на протяжении всего первого десятилетия XX века.
Сложные женские прически викторианской эпохи дополнялись различными аксессуарами и головными украшениями. В волосы вплетались ленты, нити жемчуга; в эпоху романтизма частым украшением были живые или искусственные цветы, а в более поздний период — птичьи перья.
Модные прически викторианской эпохи создавались из очень длинных и густых волос, которыми обладали далеко не все женщины. Популярностью пользовались накладные локоны и косы из натуральных волос, называемые шиньонами. Спрос на волосы был огромен и часто малообеспеченные молодые женщины продавали свои локоны, чтобы хоть как-то подзаработать, хотя такой шаг был отчаянным. Только в 1848 году около 8 тысячи фунтов волос было завезено в Великобританию из Франции. Шиньоны незаметно крепились при помощи шпилек и булавок, маскировались украшениями и должны были выглядеть натурально, для чего тщательно подбирались по цвету.
В первой половине XIX века, особенно в 1830-е, в моде были фероньерки — миниатюрное украшение в виде обруча и небольшого подвеска (чаще всего жемчужной «капельки»), расположенного посередине лба. Тогда же, в 1830-е, в европейскую моду входят гребни (исп. peineta), в качестве украшения являющиеся частью испанского национального костюма. Драгоценные гребни, украшавшие высокие прически, изготавливали из различных материалов, например, серебра, черепахового панциря, слоновой кости, перламутра, дерева и т.д., и украшали резьбой.
Королева Виктория в малой короне и с вуальюВ 1840-е — 50-е годы, в эпоху романтизма, наиболее распространенным украшением торжественного наряда дамы были цветы, как живые, так и искусственные, изготовленные из ткани, воска или фарфора, но таким образом, чтобы имитировать настоящие. Цветы вплетались или крепились непосредственно к волосам, или украшали венки и обручи. В 1870-е — 90-е в моду входят эгреты — украшения в виде пера или пучка перьев (как правило, белой цапли). Эгреты крепились вертикально к шляпке или к самой прическе наподобие броши. Мода на это украшение была настолько велика, что едва не привела к полному уничтожению нескольких видов птиц, в том числе белой цапли.
Украшением высшей аристократии, начиная с эпохи ампира, являлись диадемы и тиары. В течение всего XIX века и вплоть до 1920-х годов эти виды украшений переживали свой расцвет; их надевали обычно на балы и придворные выходы. Диадемы высшей аристократии и представителей правящих семей во второй половине XIX века изготавливались чаще всего из белого золота или платины, жемчуга, бриллиантов и других прозрачных драгоценных камней. Такие материалы как коралл, бирюза и камеи, модные в эпоху ампира, утрачивают популярность к началу викторианской эпохи.
Частым украшением или аксессуаром была вуаль, расположенная либо сзади и спадающая на спину, либо, в зависимости от обстоятельств, закрывающая лицо. Вуали изготавливались из тонкой, полупрозрачной ткани или кружева. Черная вуаль в викторианскую эпоху была неотъемлемым элементом траура, в то время как белая — атрибутом невесты или просто аксессуаром, который сочетался с головным убором или украшением из цветов.
Парики окончательно выходят из моды в начале XIX века, однако еще долгое время натуральным волосам старались придать «искусственный» вид при помощи различных средств, например, пудры и масла. В викторианскую эпоху гладко уложенные волосы у мужчины были признаком благородного происхождения, в то время как слуги обязывались пудрить волосы и придавать им пышную форму при помощи мыльной пены.[7]
Мужчины в эпоху романтизма, с 1840-го по 1865 год, носили волосы средней длины, уложенные на боковой пробор. Иногда надо лбом или сбоку начесывался «гребень» в виде скрученного локона, или локоны завивались по бокам снизу, оставляя волосы сверху гладко уложенными. В моду входят усы, бороды и бакенбарды любых размеров и форм. Одной из знаменитых мужских причесок середины XIX века была прическа «а-ля пуританин», которую носил Авраам Линкольн: залысины на висках, пробор набок, короткая борода и отсутствие усов.
После 1860-х мужские прически становятся становятся заметно короче, однако усы и бакенбарды остаются в моде. Мужчины, как и женщины, использовали различные средства для ухода за волосами и поддержания формы прически — в основном различные виды воска и масел. Существовали специальные приспособления (в виде деревянных рамочек или полосок ткани, именуемых «бинтами для усов») для поддержания формы усов во время сна.
Мода на бороды постепенно сходит на нет к концу XIX века, усы продолжают носить до Первой мировой войны. В 1880 году в Германии была изобретена первая безопасная бритва, конструкция которой была довольно примитивной и неудобной. В 1893 году американский изобретатель Кинг Кэмп Жиллетт создал безопасную бритву с более тонкими и сменными лезвиями, однако подлинный успех ждал изобретение лишь в начале XX века.
Викторианская мода — PAILISH — LiveJournal
Этим осенью продолжается мода на викторианский стиль в одежде, начатый еще летом. Разумеется, это не слепое копирование моды викторианского периода, а лишь викторианские детали одежды, переосмысленные современными дизайнерами.Прежде всего, викторианская мода отличалась изяществом и утонченностью. Струящиеся силуэты, кружева и оборки, высокие воротнички. «Приличная» одежда должна была закрывать все тело, кроме рук и головы, которые, впрочем, тоже были покрыты перчатками и шляпками.
Некоторые викторианские модели этого сезона мне нравятся, например, вот такая блузка, с воротничком-стойкой, широкими узкими манжетами, из прозрачной шелковой ткани. Даже с джинсами она выглядит элегантно.
Еще две важные детали женской одежды викторианской эпохи — корсет и кринолин или тюрнюр. Сейчас носить корсет и кринолин немыслимо. Но такая юбка и блузка с расширенными книзу рукавами из ткани воздушной в полоску очень даже создает романтический образ девушки современно-викторианского стиля.
Викторианские модели нынешнего лета
Мода ранней, средней и поздней викторианской эпохи, конечно, имела отличия.
В ранний викторианский период в моду входит силуэт «песочные часы», пышные, сложные рукава, тонкая, «осиная» талия и огромная, длинная юбка, напоминающая колокол, которая держит форму с помощью кринолина.
В средний викторианский период женская мода стала еще более замысловатой: жесткие корсеты, длинные тяжелые юбки с многочисленными складками, высокие, подступающие к горлу воротнички.
В позднюю викторианскую эпоху на смену кринолинам пришли тюрнюры, которые украшали лентами и бахромой, чтобы придать большей пышности формам.
Детали одежды викторианской эпохи
В одежде викторианской эпохи важное значение имел цвет. Если в ранний период, при молодой и счастливой Виктории, дамы порхали, как райские птички в платьях всех цветов радуги
то в средний период приличия требовали носить платья неярких тонов, соответствуя трауру королевы. К тому же, обилие ткани, которое уходило даже на повседневное платье, намного увеличивало их цену, и их старались шить из качественной, немаркой ткани. А чтобы образ не получился тусклым, модницы освежали его белоснежными воротничками и манжетами, дополняя украшениями.
В поздний период в женские платья и костюмы снова вернулся яркий цвет, женщины устали от вечного траура.
Причем, ткани начали обрабатывать анилином, который делал одежду невероятно яркой и насыщенной.