Posted on

Содержание

муза дизайнеров, модель, икона стиля — FW-Daily. Женский журнал о моде, стиле, брендах

Несмотря на то что главное призвание Майи Плисецкой — балет, с миром моды её тоже многое связывает. Она восхищала и вдохновляла легендарных кутюрье, участвовала в показах, позировала Ричарду Аведону, Сесилю Битону и Ирвину Пенну, а её образы, как сценические, так и из реальной жизни служили примером для подражания для советских модниц.

Муза дизайнеров

Талантом и фигурой Майи Плисецкой восхищались многие дизайнеры, и многие из них мечтали увидеть на ней свою одежду. Одним из великих кутюрье, считавших советскую балерину эталоном женской красоты, был Пьер Карден. Их знакомство произошло, когда Майя танцевала «Умирающего лебедя» Сен-Санса на открытой площадке на фестивале в Авиньоне. Пошел сильный дождь, а Плисецкая продолжала номер. Зрители в знак поддержки закрыли свои зонты. Тогда среди публики оказались Пьер Карден с Надей Леже. Последняя и познакомила его с балериной. Позже модельер придумывал костюмы для балетов Майи. Поначалу Плисецкая переживала, что не сможет объяснить, как должны выглядеть наряды для постановок. Но с культурно образованным итальянцем все оказалось просто. Так, работая над костюмами для «Фантазии» по произведению «Вешние воды» Тургенева, Карден взял модные силуэты XIX века и приспособил их для балета, сделав длинные разрезы вдоль бедер до талии. Также благодаря нему, по словам Плисецкой, «состоялись» «Анна Каренина», «Чайка» и «Дама с собачкой». В 1973-м году Ролан Пети специально для Майи Плисецкой поставил номер на музыку Малера «Гибель розы». Костюм для третьего акта постановки разработал сам Ив Сен Лоран. Также наряды для советской балерины создавали Хальстон и Жан-Поль Готье. Ни одного из модельеров не смущало, что на афишах Большого театра их имена не печатали, хотя причина была весьма туманна: Министерство культуры СССР не разрешало.

Между тем за рамки дозволенного на сцене Плисецкая выходила и прежде. В одном из своих ранних балетов — «Кармен» — она появляется в черном непростительно коротком для конца советских 1960-х костюме с высоким красным цветком в волосах. «Сплошная эротика… Это чуждый нам путь… Юбку наденьте, Майя», — упрекала балерину министр культуры Екатерина Фурцева. Но спектакль, тем не менее, не запретили. Его ставил кубинец Альберто Алонсо, а ссориться с Фиделем Кастро никто не хотел.

Законодательница вкусов

Не только на сцене, но и в жизни Плисецкая диктовала моду в советские годы, пусть сама к этому и не стремилась. Еще до знакомства с Пьером Карденом она, как и многие звезды СССР, вынуждена была одеваться у фарцовщиц, перепродававших зарубежные товары из-под полы, в подворотнях или на съемных квартирах. «Как много значит для человека одежда! Внешняя оболочка лепит образ. Только она. По ней мы строим свое восприятие личности», — говорила балерина. Чтобы заработать на красивые вещи, Майе приходилось «обтанцовывать» тысячи неудобных площадок и клубных сцен. Элегантность, как позже выразилась сама балерина, ей давалась кровью. Особенно приходилось мучиться зимой. На шубу денег не хватало, и, чтобы выглядеть эффектно, Майя надевала старое каракулевое манто. Его ей подарила Суламифья Мессерер, а перешить облезшие шкурки помог театральный скорняк. Это благодаря Плисецкой в СССР стало популярным сочетание широкого пальто с высокими сапогами. Позже в Париже опять-таки каракулевую, но длинную, прошитую кожаными аппликациями шубку Плисецкой подарила Надя Леже. В ней балерина чувствовала себя в Москве Христофором Колумбом. Она же была первой женщиной в Советском Союзе, у кого было короткое манто из белой норки, перепавшее ей от Эльзы Триоле. В нем она пришла на знаменательную встречу с актрисой Ингрид Бергман. А на приеме у президента Кеннеди Плисецкая была в черных мехах.

Майя любила эпатировать. Как профессионал она отлично знала, как делается образ на сцене, и по таким же правилам создавала наряды «на выход». В своей автобиографии она вспоминает, как однажды надела белое парчовое платье в пол с совершенно открытым балетным лифом, на который небрежно набросила широченный турмалиновый шарф: «Это было представление. Все взоры на мне».

Еще до того в гардеробе Плисецкой появился костюм от Chanel. С самой Коко её познакомил Серж Лыфарь, некогда ведущий солист Дягилевского балета и балетмейстер Парижской оперы. Майя покорила его во время гастролей в Париже в 1962 году, и в качестве подарка Серж организовал ей встречу с Великой Мадемуазель. Для них двоих Коко устроила показ осенне-зимней коллекции именного дома. По воспоминаниям Плисецкой, хозяйка Chanel была очень недовольна манекенщицами и, несмотря на свой восьмидесятилетний возраст, сама принялась показывать, как носить созданную ею одежду. Затем выбрать себе наряд она предложила Майе, а так как балерина замялась в нерешительности, модельер протянула ей костюм с белым мундиром из плотного простроченного шелка, украшенного аксельбантами и золотыми полувоенными пуговицами. В обновке Плисецкая преподнесла урок дефиле нерадивым манекенщицам.

Часто балерина выбирала женственные наряды в стиле милитари, а её фирменным образом стал ансамбль из брюк, жакета или удлиненной блузы, черная подводка для глаз и яркая помада. После знакомства с Карденом Майя отдавала предпочтение его вещам. Их строгая геометрия невероятно близка была советской балерине. Один из его нарядов — черное платье с длинным шлейфом — она надевала по особым поводам.

Модель

Не только музой, но и любимой моделью была для Кардена Плисецкая. Она выходила на подиум в Париже, когда он представлял свою коллекцию. Позже балерина станет лицом марки Pierre Cardin. Благодаря этому эпизоду в гардеробе Майи появилось платье «Радуга». Когда же модельер приезжал в Москву, вместе со своим мужем Родионом Щедриным Плисецкая организовала представление «Мода и танец». Весь вечер на сцене балерины в нарядах Pierre Cardin исполняли классические партии. Несколько раз на сцену выходила и Майя, демонстрируя феерические модели, подаренные ей модельером. Здесь впервые было представлено футуристичное платье, символизирующее, по замыслу Кардена, моду ХХI века.

Плисецкая стала первой советской артисткой, которая снялась для журнала Vogue. Она позировала знаменитым модным фотографам, таким как Сесиль Битон, Ирвин Пенн и Ричард Аведон. Последний чаще всего снимал советскую балерину, в том числе и для американского Harper’s Bazaar.

Майя Плисецкая — икона стиля ХХ века — Российская газета

Ее чувство вкуса сформировали Лиля Брик и русские эмигранты. Она была музой Пьера Кардена и стала иконой стиля ХХ века. Майя Плисецкая не только носила моду, она умела танцевать о моде, когда говорить о ней было запрещено.


«Чуждая» чернобурка

Майя Михайловна любила меха. И умела их носить. Ей безумно шли аккуратные каракульчовые шубки в стиле «мини» с шалевым воротником. Она превосходно смотрелась в длинных манто из лисицы, куницы, песца. В них она выглядела, по словам Ричарда Аведона, «настоящей русской цариной».

Этот известнейший фотограф разглядел в Плисецкой талант позировать в мехах. В 1959 году он сделал для журнала Harper’s Bazaar серию фотографий, на которых прима предстала в драгоценных шубах от известного дома Emeric Partos. В таких балерина могла лишь позировать для рекламы — ее советского гонорара едва хватало на скромные костюмы.

В 1950-е — начале 1960-х годов в гардеробе балерины было много «шитых-перешитых» вещей, которым регулярно продлевали жизнь. К примеру, Майя Михайловна не раз вспоминала о «старом облезлом каракулевом манто». Его она носила целых семь лет и периодически отдавала на починку знакомому театральному скорняку Миркину. И каждый раз их диалог напоминал лучшие строки из гоголевской «Шинели». Плисецкая показывала прорехи, жаловалась, что опять протерся мех и что «надо бы того…поправить». Миркин вздыхал, качал головой, ворчал и говорил, что «никак это невозможно». И, закусив губу, терпеливо перебирал истлевший мех и вшивал клинья… Майя Михайловна не только продлевала жизнь вещам. Иногда ее истертые советские шубы помогали выжить близким друзьям.

Эту историю я знаю от моей бабушки Ольги Николаевны Пуниной, которая была знакома с Василием Васильевичем Катаняном, известным советским режиссером-документалистом. Он близко знал Майю Плисецкую и однажды поведал историю о том, как она спасала его и маму, Галину Дмитриевну, от голода.

Это было в начале пятидесятых годов. Тогда балерина носила элегантную шубу из чернобурки, за которую несколько раз получала мягкий выговор от руководства Большого театра за «некомсомольский» вид. Когда Катанян обратился к ней со стеснительной просьбой одолжить немного денег, Плисецкая тут же вытащила из шкафа свою чернобурку: «Вот, можете с мамой заложить ее». Василий сделал, как велели — отнес вещь в ломбард, получил необходимую сумму. Через месяц у Катанянов появились деньги, они выкупили шубу и вернули ее владелице. Вскоре семейство снова столкнулось с финансовыми трудностями, и Плисецкая опять вытащила шубу, и ее опять отнесли в ломбард. Эта операция повторялась, по словам Катаняна, несколько лет кряду.

А когда чернобурка совсем истлела, Майя Михайловна отдала ее своей маме, и та сшила себе из нее воротник на пальто.


Сарафан от Коко Шанель

Осенью 1961 года Майя Михайловна впервые приехала в Париж и остановилась у Эльзы Триоле, знаменитой писательницы, по ее личной просьбе. Тогда она жила вместе со своим супругом Луи Арагоном в апартаментах на улице Варенн, дом N 56. Эльза Триоле опекала балерину, надарила ей красивых вещиц и выдавала «напрокат» кое-какие ценные наряды, в том числе белую меховую накидку, весьма царственную. Через Триоле Майя Плисецкая познакомилась со многими представителями русской эмиграции, в том числе с Сержем Лифарем. А тот, в свою очередь, свел ее с Коко Шанель.

Подхватив Плисецкую на выходе из «Гранд-Опера», Лифарь повез ее на свидание с Коко Шанель на улицу Камбон, 31, где по сей день находится ее дом моды. Мадемуазель встретила приму-балерину сдержанно — она вообще не любила сантименты и отличалась крутым характером. Познакомились, поговорили. Потом был импровизированный показ осенне-зимней коллекции — под бойкие словечки Шанель манекенщицы послушно семенили в строгих геометрических костюмах, которые дом Chanel начал создавать еще в 1954 году. «Тысяча чертей! Эти девочки не могут носить мои вещи!» — очень театрально возмутилась Коко. Встала, надела костюм и продефилировала в нем перед Плисецкой. Затем скомандовала балерине выбрать комплект для себя — Майе Михайловне приглянулся белый шелковый мундирчик с сарафаном. В нем она прошлась перед строгой мадемуазель, повторяя движения манекенщиц. Суровая Коко держалась до последнего, но в конце концов не выдержала — заулыбалась, осыпала балерину комплиментами и даже позволила себе приобнять русскую приму во время фотосессии…

А та через несколько дней побывала в магазине «Тати» на бульваре Рошешуар. Его открыл в 1948 году предприниматель Жюль Уаки, чтобы насытить потребителей недорогой одеждой: в ней многие нуждались после войны. «Самые низкие цены» — лозунг «Тати». Здесь и покупала обновки будущая звезда — для себя, супруга и знакомых.


Туфли от «красной Нади»

Майя Михайловна часто получала подарки от парижских друзей. Помимо Эльзы Триоле баловала ее красивыми вещами Надя Леже, русская эмигрантка, супруга Фернана Леже, талантливого художника-коммуниста, за что и получила имя «rouge Nadija», «красная Надя». В 1966 году Леже подарила балерине черную каракулевую шубу, эффектную, длинную, с какими-то баснословными прошивками из кожи. Такие в Москве еще никто не носил, и Майя Михайловна говорила, что выглядела в ней «настоящим Христофором Колумбом». Именно она стала первооткрывателем стиля «макси», который лишь начинал зарождаться в Париже, но о котором еще не слышали в СССР.

Другим замечательным подарком от «красной» Нади стала пара чудных серебристых туфелек с перепонками в джазовом вкусе и аккуратными каблучками. Подобные носили Анна Павлова, Ольга Спесивцева, Грета Гарбо… Плисецкая берегла их и обувала лишь на вечера и важные выступления. А я недавно провела небольшое исследование: отправила в знаменитую английскую компанию Rayne запрос: почему среди знаменитых клиенток этой фирмы, в ччисле которых и Гертруда Лоуренс, и Марлен Дитрих, и Вивьен Ли, и Элизабет Тейлор (их имена изящно выписаны в глянцевых каталогах) нет Майи Плисецкой. В тот же день пришел ответ от сэра Николаса Рейна, главы компании, представителя славного семейства обувщиков. Забыв о британской чопорности, он выразил крайнюю степень своего восторга: оказалось, ни его дед, ни отец, ни он сам ничего не знали о божественной потребительнице их продукции… Именно «красная Надя» способствовала судьбоносному для мировой моды знакомству балерины с Пьером Карденом, случившемуся в 1971 году.


«Чайка» от Кардена

О сотрудничестве Плисецкой и Кардена написано немало. Хорошо известны и несколько раз выставлялись его костюмы к «Анне Карениной», «Чайке» и «Даме с собачкой». Майя Михайловна много говорила о том, как происходил процесс работы над ними, почему модельер делал выбор в пользу того или иного материала или цвета. Прекрасно известно, что прима любила Кардена и часто носила его вещи: платья, костюмы, пальто А меня в этом сотрудничестве всегда привлекал тот эзопов язык дизайна, который придумали модельер и балерина, чтобы информировать советское общество о тенденциях современной «буржуазной» моды.

Ведь что такое костюмы к «Анне Карениной», как не реклама ярких, смелых, живых карденовских цветов и главная тенденция моды первой половины 1970х годов — «идеологически чуждая» психоделика? Нежные и одновременно строгие геометрические выходы для «Чайки», конечно же, сигнализируют об «опасном» неоклассицизме начала 1980х и сродни лаконичным ансамблям Аззадина Алайи, Армани, модного дома Chanel. Буффонированные рукава и акцент на линию плеча в платье для «Дамы с собачкой» — легкая метафора так называемой «силовой одежды», тяжеловатого и агрессивного стиля, время которого в чопорной советской моде еще не пришло… Уже в 1995 году Майя Плисецкая вспомнила этот язык, когда вдохновенно танцевала с Патриком Дюпоном в постановке Бежара «Курозука». В этом своеобразном балете прима перевоплощалась из мужчины, одетого во фрачную тройку, в сказочное существо — не то женщину, не то паука. В моде как раз была была андрогинность, и лучшие западные кутюрье — Армани, Лагерфельд, Дольче и Габбана, Маккуин и Галльяно — создавали образы мальчиков-девушек. Особенно часто цитировался знаменитый костюм Марлен Дитрих из кинофильма «Марокко» 1930 года. Собственно, Бежар и хотел, чтобы Плисецкая была похожа на Дитрих. Помог ее сценическому перевоплощению известный художник по костюмам и хореограф Валид Ауни, создавший фрачную тройку, а также много дивных нарядов в китайском стиле для «Курозуки».

В творчестве Майи Плисецкой это был единственный травестийный опыт. В свои семьдесят она продолжала экспериментировать…

Несравненная Майя: редкие фото великой балерины и музы великих модельеров

2 мая 2015 года ушла из жизни Майя Плисецкая — ей было 89 лет. Красотой, талантом и грацией артистки восхищались миллионы людей. Предлагаем вам вспомнить самые интересные факты из жизни легендарной балерины, а также посмотреть редкие фотографии с ней.

Майя Плисецкая признавалась, что балет «не был страстью ее жизни». Она хотела стать актрисой, как мать — актриса немого кино Рахиль Мессерер. После того, как отец Плисецкой был расстрелян, а мать отправлена в лагерь для жен изменников родины, 13-летнюю Майю удочерила тетя по материнской линии, солистка Большого театра, балерина Суламифь Мессерер, от которой она и унаследовала профессию.

Несравненная Майя: редкие фото великой балерины и музы великих модельеров, фото № 1

«Люди не делятся на классы, расы, государственные системы. Люди делятся на плохих и хороших. Только так. Хорошие всегда исключение, подарок Неба.»

Несравненная Майя: редкие фото великой балерины и музы великих модельеров, фото № 2

«А что и впрямь человеку надо? Про других не знаю. А про себя скажу. Не хочу быть рабыней. Не хочу, чтобы неведомые мне люди судьбу мою решали. Ошейника не хочу на шее. Клетки, пусть даже платиновой, не хочу.»

Несравненная Майя: редкие фото великой балерины и музы великих модельеров, фото № 3

«Мужчинам всегда нравились красивые фигуры. Я не думаю, что балерины покоряли их своим умом.»

Несравненная Майя: редкие фото великой балерины и музы великих модельеров, фото № 4

«Не люблю суеты. Ни на сцене, ни в жизни… Лишние слова тоже не нужны.Несравненная Майя: редкие фото великой балерины и музы великих модельеров, фото № 5»

Несравненная Майя: редкие фото великой балерины и музы великих модельеров, фото № 6

Майя Плисецкая признавалась, что «своего «Умирающего лебедя» подсматривала в Московском зоопарке»: «Несколько раз ездила туда с единственной целью — подглядеть лебединую пластику, форму движения крыльев, посадку головы на изгибе шеи. Один раз мне повезло. Внезапно черный лебедь в нескольких метрах от меня расправил крылья во всю ширь, поднял свою перепончатую ногу-лапу и встал на другой в классический арабеск. Стоял он неправдоподобно долго. Помню, восхитилась — вот это устойчивость…».

Несравненная Майя: редкие фото великой балерины и музы великих модельеров, фото № 7

«В искусстве не важно что. Самое важное — как.
Нужно, чтобы дошло до каждого, чтобы душу трогало, — тогда это настоящее, иначе никак.»

Несравненная Майя: редкие фото великой балерины и музы великих модельеров, фото № 8

Более полувека Майя Плисецкая прожила в браке с композитором Родионом Щедриным. Их познакомила Лилия Брик, муза и возлюбленная поэта Владимира Маяковского, которая, по словам Плисецкой, любила сводить людей: «Как-то раз она попросила меня напеть на магнитофон партию из «Золотого петушка» — а потом дала прослушать запись Родиону. У него пробудился интерес ко мне…». Позже Щедрин собрался писать музыку для балета с участием Плисецкой и пришел к ней на репетицию. Балерина вспоминала, что встретила его в обтягивающем черном эластичном трико, которое подчеркнуло все ее достоинства, чем окончательно покорила композитора.
«Старикашка Фрейд победил», — метко заметила балерина. Композитор в тот же вечер пригласил ее кататься по Москве.

Несравненная Майя: редкие фото великой балерины и музы великих модельеров, фото № 9

Несравненная Майя: редкие фото великой балерины и музы великих модельеров, фото № 10

Несравненная Майя: редкие фото великой балерины и музы великих модельеров, фото № 11

У Майи Плисецкой и Родиона Щедрина не было детей. Балерина не скрывала, что предпочла карьеру радостям материнства: «Появились все признаки, что забеременела. Родить? И расстаться с балетом? Танцевать или детей нянчить — выбрала первое. Щедрин без восторга, но согласился». Плисецкая не жалела о своем решении, потому что «детей с семьями много, а Майя Плисецкая одна».

Несравненная Майя: редкие фото великой балерины и музы великих модельеров, фото № 12

Родион Щедрин всегда сопровождал Майю Плисецкую во время гастролей. Балерина хранила свою помаду в кармане пиджака супруга, так как сама все теряла, а муж постоянно находился рядом. Щедрин посвятил жене много балетов, в числе которых «Анна Каренина», «Чайка» и «Дама с собачкой». Сама Плисецкая, покинувшая сцену в 65 (!) лет, говорила, что муж продлил ее сценическую карьеру на 25 лет.

Несравненная Майя: редкие фото великой балерины и музы великих модельеров, фото № 13

Долгие годы ее связывала дружба со знаменитым французским кутюрье Пьером Карденом, у которого она и ее муж – композитор Родион Щедрин – одевались. А началось все с ее Кармен. Впервые Карден увидел Плисецкую именно в этом образе. Она настолько поразила его воображение, что он вдохновился до конца своих дней ею как божеством. Карден сделал специально для Плисецкой костюмы к балетам на музыку Щедрина «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой». Когда великий кутюрье приезжал в Москву, в вечере в его честь принимала участие и Майя. Она выходила на подиум в Париже, когда он представлял свою коллекцию.

Несравненная Майя: редкие фото великой балерины и музы великих модельеров, фото № 14

«У нее был безупречный вкус, — отметил мэтр. — Она прекрасно разбиралась в моде, была необычайно элегантна». Директор высокой моды Дома Пьера Кардена Мариз Гаспар отметила, что она и ее коллеги навсегда запомнят легкость и простоту, с которой держалась одна из самых известных в мире звезд балета. «У Майи всегда было ласковое слово для каждой из наших сотрудниц, — отметила она. — Все мы бережно храним подаренные ею русские сувениры».

Несравненная Майя: редкие фото великой балерины и музы великих модельеров, фото № 15

Ив сен Лоран восторгался Майей Плисецкой и его вдохновляло, то что она бросала вызов всему консервативному обществу того времени. Кутюрье создал нежно-розовый шифоновый хитон — неимоверно женственный и одновременно откровенный, как и сама Майя. Его всегда привлекала русская культура и он искал её отражение в людях.

Несравненная Майя: редкие фото великой балерины и музы великих модельеров, фото № 16

Несравненная Майя: редкие фото великой балерины и музы великих модельеров, фото № 17

«Не жрать! Более действенного способа быть в форме еще не придумали.»

Несравненная Майя: редкие фото великой балерины и музы великих модельеров, фото № 18

«… Я работать с исступлением не привыкла. Ролан Пети сердится:
— Вы со мной такая ленивая — или всегда?
— Мне главное — запомнить текст, потом прибавлю.
— Странная русская школа, — резюмирует Ролан.
— Что ж тут странного? Я хочу танцевать до ста лет.
— А если не лениться?
— Больше сорока не протянешь…»

Несравненная Майя: редкие фото великой балерины и музы великих модельеров, фото № 19

«Почему я понравилась французам? Пришлась им по душе? Впрямую задавала я этот вопрос десятке самых сверхфранцузов — Луи Арагону, Ролану Пети, Жану Вилару, Иветт Шовире, Жану Бабиле… Все сходились на одном: мне удалось переключить внимание аудитории с абстрактной техники — на душу и пластику. Когда я танцевала финал второго акта, взгляды приковывались к рисунку лебединых рук, излому шеи; никто не замечал, что мои па-де-бурре не так уж совершенны. Немало балерин «Гранд-опера» могли исполнить па-де-бурре отточеннее, с лучшим вытяжением подъемов, выворотнее. А спеть руками и абрисом шеи тему Чайковского?…»

Несравненная Майя: редкие фото великой балерины и музы великих модельеров, фото № 20

«Дам вам совет, будущие поколения. Меня послушайте. Не смиряйтесь, до самого края не смиряйтесь. Даже тогда — воюйте, отстреливайтесь, в трубы трубите, в барабаны бейте… До последнего мига боритесь… Мои победы только на том и держались. Характер — это и есть судьба.»

Несравненная Майя: редкие фото великой балерины и музы великих модельеров, фото № 21

«Я, Майя Плисецкая» — Так назвала свою книгу всемирно известная балерина. М. Плисецкая описывает свою жизнь, неразрывно связанную с балетом, подробно и со знанием дела пишет о главной сцене России — Большом театре, о том, почему его всемирная слава стала клониться к закату. Она пишет талантливо и весьма откровенно. Плисецкая проявила себя оригинально мыслящим автором, который высказывает суждения, зачастую весьма отличающиеся от общепринятых. Первый и единственный в своем роде литературный труд станет открытием как для знатоков и любителей балета, так и для самой широкой читательской публики.

Несравненная Майя: редкие фото великой балерины и музы великих модельеров, фото № 22

Для многих , Майя, ты была кумиром!
Господь, прими достойнейшую с миром…
Пускай живет ярчайшей Майи след
В сердцах и душах много-много лет!

Светлая память о ней навсегда останется жить в наших сердцах…
С любовью, Ксюша

икона стиля, легенда и муза Пьера Кардена!

Имя Майи Плисецкой знает каждый не только в России, но и во всем мире. Она не только прекрасная балерина, а настоящая красавица, стильная и элегантная женщина.

В данной статье мы расскажем Вам, как она сумела на протяжении многих десятилетий оставаться иконой стиля.

Встречают по одежке

Плисецкая всегда знала, что внешний вид оставляет неизгладимое впечатление при знакомстве, поэтому подбирала себе одежду с особым тщанием.

стиль майи плисецкой

Она считала, что лишь внешность создает образ. Именно глядя на человека, мы строим о нем суждение.

Эта женщина, которую долгое время не выпускали за пределы СССР, всегда умудрялась выглядеть как настоящая леди, будто одевалась исключительно во французских бутиках.

Майя Михайловна никогда не забывала следить за собой. Даже в период безденежья она старалась выглядеть блестяще.

стиль майи плисецкой

Как же балерине удавалось всегда безупречно выглядеть? Все дело в том, что она покупала и шила свои наряды у Клары – неизвестной тогда фарцовщицы.

Конечно, вещи, белье и аксессуары стоили немалых денег. Чтобы иметь возможность все это покупать, балерина танцевала в поселковых клубах. А шубы и пальто шил для нее театральный костюмер.

стиль майи плисецкой

Истории из жизни великой балерины

  • Когда любимая шубка из серого каракуля Майи Михайловны пришла в негодность, отдельные ее части были заменены сукном, из которого шьют шинели. К обновленной шубке добавили шляпку. Такая импровизация оказалась настолько удачной, что уже спустя некоторое время все модницы столицы захотели приобрести себе такую же шубку со шляпкой.
  • В 60-х годах балерина Плисецкая вышла на сцену Большого театра в чересчур коротком костюме и так сильно поразила тогдашнего министра культуры Екатерину Фурцеву, что та назвала это «сплошной эротикой» и выкрикнула: «Юбку наденьте, Майя!».
  • Женщины настолько завидовали красоте Майи Михайловны, что когда та однажды шла по улице в шубе из каракуля в пол, услышала восклицание вслед: «О, Господи! Греховница-то!»

стиль майи плисецкой

Любимица кутюрье

Майю Плисецкую всегда уважали знаменитые кутюрье за ее отменный стиль.

Когда балерине разрешили гастролировать за границей, у нее появилась возможность завести знакомство со всемирно известными дизайнерами.

Дольше всего продлилась дружба и тесное сотрудничество с Пьером Карденом. Они познакомились в далеком 1971 году, и на протяжении 35 лет Карден называл Майю Плисецкую своей музой, сочинял для балерины сценические костюмы и придумывал повседневную одежду.

советская икона стиля

О том, что легендарная балерина одевается у знаменитейшего модельера, в Советском Союзе не знали, поскольку министр культуры запретила писать имя зарубежного автора нарядов на афишах. И только в 1998 году, после распада СССР, Майя Михайловна смогла сказать «спасибо» Пьеру Кардену, организовав в Кремле шоу, где объединила балет и показ мод под названием «Мода и танец».

советская икона стиля

Не только Карден пленился красотой и стилем всемирно известной балерины. Рой Хальстон, Ив Сен-Лоран, Жан-Поль Готье также отмечали ее талант и умение красиво и модно одеваться.

Майю Плисецкую любили фотографировать модные фотографы. И именно она стала одной из первых советских артисток, кто снялся для Vogue.

советская икона стиля

Знакомство с великой Коко

Гастролируя за границей, Плисецкая как-то пересеклась с 80-летней Коко Шанель.

Женщины подружились, и Коко организовала для Майи показ мод, где предложила балерине устроить мастер-класс для манекенщиц и показать, как надо дефилировать по подиуму в одежде от Шанель.

Эталон стиля

Уйдя со сцены, Майя Плисецкая не перестала за собой следить. Ее элегантность и женственность до сих пор считается эталоном стиля.

Легендарная балерина умерла в возрасте 89 лет и до последних дней подавала пример всем, как нужно выглядеть, одеваться и при это не зависеть от материального благополучия и политики родной страны.

Жми «Нравится» и получай лучшие посты в Фейсбуке!

10 поступков в стиле Майи Плисецкой (которые невозможно повторить) — Мода

Прожить жизнь Плисецкой невозможно. Смотрите сами.

1. Попасть под гнет прорухи-судьбы. Отца Майи Михаила арестовали по подозрению в шпионаже и, как водится, расстреляли. Рахиль, ее мать, была выслана в Казахстан в так называемый «Алжир» – акмолинский лагерь жен изменников Родины. Воспитывать девочку взялась тетя – Суламифь Мессерер, солистка Большого театра.

2. Нарушить закон. Во время войны Майя сбежала в Москву из Свердловска без документов. В бега она пустилась ради балетного искусства: ей очень надо было в Москву. Влиятельные профессионалы из ГАБТ разглядели ее дар даже на Урале – и «отмазывали» девчушку от совковых бюрократов как могли. Наградой за упорство и преданность стало быстрое зачисление в труппу Большого театра.

Майя Плисецкая, Катрин Денев и Ив Сен- Лоран.

3.  Работать за всех. Плисецкая была не только примой Большого театра, но и балетмейстером, причем всегда исполняла ведущие партии в своих постановках: очень практично! А супруг Плисецкой, композитор Родион Щедрин, написал для нее аж три балета.

4. Идти руку об руку с мужем и доверять ему самые дорогие вещи, например, любимую красную помаду. Майя всегда хранила ее в кармане пиджака Щедрина.

Серж Лифарь, Майя Плисецкая и Коко Шанель.

5. Очаровать брата президента США. Роберт Кеннеди после знакомства с Плисецкой начал задаривать ее драгоценностями и приглашать на свидания, но Майя его таки отшила. Возможно, юная балерина просто не понимала, чего хочет этот господин: по молодости она почти не знала английского языка.

Обложка книги «Я, Майя Плисецкая».

6. Попасть на страницы американского Vogue. 99% советских работниц и крестьянок не подозревали о существовании модного журнала, а танцовщица Майя красовалась на глянцевых страницах уже в 1959 году. 

Плисецкая с мужем Родионом Щедриным.

7. Вдохновлять французских кутюрье. Плисецкой восхищались Ив и Коко: они шили для нее костюмы, перманентно звали на дружеские чайные посиделки, но все по большей степени зазря – балерина боготворила Пьера Кардена.

Майя Плисецкая в балете «Лебедь» Сен-Санса, 1987 год.

8. Создать конкурс имени себя! В 1994 году состоялся первый конкурс «Майя»: Плисецкая была председателем жюри.

Фидель Кастро и прима в Большом театре, 1963 год.

9. Получить офицерский орден Почетного легиона Франции и бесчисленное количество отечественных наград.

Публикация в Vogue, фотограф Ричард Аведон.

10. Всегда оставаться патриоткой. Несмотря на то, что последние годы Майя жила за границей, в завещании балерина выразила просьбу: «После смерти прах развеять над Россией».

Майя Плисецкая и Коко Шанель


Серж Лифарь, Майя Плисецкая и Коко Шанель

Из книги Майи Михайловны Плисецкой «Я, Майя Плисецкая»:

В общей сложности за все свои французские путешествия я провела с Лифарем добрую сотню часов жизни. Он наставлял меня в своей «Федре». Захватывающе интересно повествовал о Дягилеве, кузнецовском фарфоре, иконописи, водил по всему Парижу пешком — тайны каждой малой улочки города были ему дотошно известны, был моим Вергилием в длиннющих катакомбах переходов парижского метра. Танец Лифаря я не видела, и какой он был партнер для балерины — судить не могу. Но хореографию его я танцевала сама. Могу с убежденностью уверить, что, не будь его «Федры», «Икара», «Сюиты в белом», «Дафниса и Хлои» (он создал более двухсот балетов), не было бы ни Бежара, ни Ролана Пети. Впрочем, были бы, но были бы иные…

Коко Шанель и Серж Лифарь


На следующий день после класса Лифарь подстерегал меня возле артистического входа «Гранд-опера».

— Нас ждет Коко Шанель. Я ей о Вас рассказывал. Едем…

Опешила. Очень уж внезапно новое появление Лифаря. Но свидеться с Шанель?..

— У меня назначена встреча. Неловко подвести…

— Я — беден, не имею денег на подарок, вас достойный. Все, что зарабатываю, трачу на пушкинский архив. Встреча с Коко — вот мой вам подарок. Едем, черт возьми. Нас ждут.

Покорно прибавляю шаг. Спускаемся в метро…

Лифарь сказал правду. В бутике Шанель нас ждали.

Прямая, изнуренно-худая, строгая хозяйка, окруженная долговязыми красотками-манекенщицами, приветливо протягивает мне две морщинистые сухопарые руки. Кожа запястий подло выдает возраст Коко. Ей за восемьдесят.

Габриель Бонёр Шанель


Для двух зрителей — меня и Лифаря — начинается демонстрация мод дома Коко Шанель осенне-зимнего сезона…

Это первая французская коллекция в моей жизни, которую довелось увидеть. Да так близко, совсем в упор.

Манекенщицы стараются. Тщатся попасть в ритм неясного мотива, который Шанель сбивчиво напевает вполголоса.

Хозяйка недовольна. Раздражена. Гневная французская грассирующая тирада. Действо останавливается…

Коко поднимается с кресел.

— Изящнее ссутульте спину. Плечи вперед. Таз вперед. Укоротите шаг…

Коко показывает, как надо носить наряд. Чудо. Волшебство. Хозяйке бутика немногим более двадцати. Так элегантно, целомудренно она движется…


— Выбирайте, Майя, что вам понравилось. Все — ваше.

Я в нерешительности мямлю…

— Но тогда выберу я. Вот тот белый мундирчик, что на Жанет. Он ваш.

Подарок Шанель и поныне висит у меня в шкафу. Я надеваю его по торжественным случаям. Самое поразительное, что покрой, форма и сегодня не вышли из моды. Наваждение! Плотный, простроченный белый шелк. Темно-синие, узкие, прямые аксельбанты, вшитые в жатку пиджачка. Золотые полувоенные пуговицы, которые, как боевые медальки или знаки полковых отличий, украшают белизну одеяния. Под пиджак надевается прямой сарафан, складно облегающий фигуру…

— Жанет, снимите костюм, пусть Майя наденет на себя. И пройдется в нем перед нами. Посмотрим, как умеет носить изделия дома Шанель балерина из России.

Майя Плисецкая


…Облачившись с помощью кареглазой Жанет в белый мундирчик, выхожу к зрителям. Коко напевает. Стараюсь повторить ее походку. Делаю диагональ и два круга…

Шанель разражается аплодисментами.

— Теперь я верю Сержу, что Вы — великая балерина. Я Вас беру в свой бутик. Согласны?..

Замечаю, как Лифарь ликует, что я выдержала заковыристый экзамен.

Градус нашего общения стремительно скачет ввысь.

— Серж, Майя, поднимемся ко мне, на второй этаж.

Квартира Шанель — изыск и роскошь. Расписные китайские ширмы IX века (целая комната), мебель Бурбонов (другая), инкрустированное трюмо Марии Антуанетты, гобелены итальянского Возрождения. Всякая иная чертовщина, которую толком и не упомнила…

— Хотите посмотреть коллекцию моих браслетов? Я Вам, Серж, никогда о ней не говорила?..

Пригожий юноша-амур и миловидная молодая девушка-пастушка вносят старинный ларец. В нем — сокровища, целый остров сокровищ… Амур открывает перламутровую кованую крышку. Пастушка, лицедействуя, словно факир, извлекает браслет за браслетом. Примеряет к кистям рук Шанель. Два-три — к моим. Воркует что-то приличествующе-томное…

Квартира Коко Шанель в Париже


В тонких платиновых, бело-золотых цепочках гнездятся бриллианты, изумруды, сапфиры, гранаты, рубины. Крупные, величиной с женский ноготок…
 
У меня закрадывается сомнение — не театральная ли это бижутерия? Больно чересчур для настоящих…

Коко прочитывает мое недоверие.

— Браслет с изумрудами — русский подарок. От Великого князя Дмитрия Павловича, кузена вашего самодержца Николая II. У меня с ним был длительный роман, — заговорщически оборачивается ко мне Шанель. — Этот рубиновый — с руки Марии Антуанетты. Ее же и моя любимая рубиновая нитка. Принесите нитку-бусы!..

Габриэль Шанель и Великий князь Дмитрий Павлович Романов


Амур бесшумно, кошачьим шагом, истаивает за низкой закамуфлированной дверью. Рубиновое ожерелье, которое Коко тотчас надевает на себя, неслыханно, бесподобно красиво…

А теперь в продолжение этого парижского рассказа маленький детективный эпилог…

Через несколько лет после смерти Коко Шанель, когда я вновь приехала в Париж, в моем гостиничном номере зазвонил телефон. Женский голос на ломаном русском назвался мадам Конан Дойл. Ого, среагировала я, неплохо.

— Да, да. Я жена сына Конан Дойла. Звоню из Лондона. Меня интересует, помните ли Вы бусы-рубины на шее у мадам Шанель, когда Вы были у нее с Лифарем?

— Да, я помню их. Разве такое уйдет из памяти?

— Дело в том, — продолжал вкрадчивый голос, — что в ночь смерти мадам Шанель все ее драгоценности пропали. Их похитили. Исчезла и рубиновая нитка-бусы…

— Но Вы-то здесь при чем?..

— Мадам Шанель завещала нитку Марии Антуанетты моей сестре. Мы заняты поиском.

Может, меня разыгрывают? Если да, то весьма достоверно. А может?..

— Коли Вы взаправду мадам Конан Дойл, то продолжайте поиски. Удачи Вам.

Дама больше не позвонила.

Плисецкая, Майя Михайловна — Википедия

Ма́йя Миха́йловна Плисе́цкая (20 ноября 1925, Москва, СССР — 2 мая 2015, Мюнхен, Германия) — советская и российская балерина, балетмейстер, хореограф, киноактриса. Представительница театральной династии Мессерер—Плисецких, прима-балерина Большого театра СССР в 1948—1990 годах. Герой Социалистического Труда (1985). Народная артистка СССР (1959)[6]. Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». Лауреат Ленинской премии (1964)[⇨]. Три Ордена Ленина (1967, 1976, 1985). Считается одной из величайших балерин XX века[7].

Маленькая Майя

Родилась 20 ноября 1925 года в Москве, в семье советского хозяйственного деятеля Михаила Эммануиловича Плисецкого (1899 — 1938)[8] и актрисы немого кино Рахиль Михайловны Мессерер-Плисецкой (1902 — 1993)[8]. Была старшей из трёх детей.

С 1932 по 1936 год жила на Шпицбергене, где её отец сначала работал первым руководителем «Арктикугля», затем — генеральным консулом СССР. Во время Большого террора, в ночь с 30 апреля на 1 мая 1937 года он был арестован и 8 января 1938 года расстрелян (реабилитирован во время хрущёвской оттепели)[8]. Мать арестовали в начале марта 1938 года и вместе с грудным Азарием выслали в Казахстан в Акмолинский лагерь жён изменников Родины[8] (вернулась в Москву весной 1941 года). Чтобы Майю не отдали в детский дом для детей изменников Родины, её удочерила тётя по материнской линии, солистка Большого театра Суламифь Мессерер (брата Александра забрал к себе дядя Асаф Мессерер).

Суламифь Мессерер познакомила племянницу с балетом, отведя её на детский спектакль «Красная шапочка», в котором исполняла одну из ролей. Балет Майю заинтересовал: вернувшись домой, она стала демонстрировать балетные партии разных персонажей[9]. Когда Майе исполнилось 7 лет и 8 месяцев, тётя отвела её в хореографическое училище, где проходил очередной набор[9][10]. По существующим правилам, ребёнку должно было быть хотя бы 8 лет для принятия в балетный класс, однако тётя убедила членов комиссии позволить Майе учиться танцевать ввиду её таланта и природных данных[9].

С сентября 1941 года по сентябрь 1942 года Майя с семьёй находилась в эвакуации в Свердловске. В городе не было возможности для постоянных занятий балетом, однако первое выступление с номером «Умирающий лебедь» (хореография Михаила Фокина в редакции Суламифь Мессерер) состоялось именно здесь[11]. Тётя старалась сделать номер таким, чтобы Майя показала свои лучшие технические стороны, чтобы была видна красота и пластичность её рук; она же придумала выход балерины спиной к публике[9].

В 1943 году по окончании Московского хореографического училища, где Плисецкая обучалась у Елизаветы Гердт и Марии Леонтьевой[6], была принята в труппу Большого театра. Вскоре перешла на сольные партии и утвердилась в статусе прима-балерины.

С большим успехом выступала в Англии (1950,1963), США (1959, 1962), Франции (1961, 1964), Италии (1964) и других странах.

В 1966 году подписала письмо 25 деятелей культуры и науки против реабилитации Иосифа Сталина[12].

В 1990 году Юрий Григорович уволил её из Большого театра вместе с Екатериной Максимовой, Владимиром Васильевым и некоторыми другими артистами, что вызвало значительный общественный резонанс.

После распада СССР жила преимущественно в Мюнхене (Германия), время от времени вместе с мужем приезжая в Москву и Санкт-Петербург. Также имела литовское гражданство (она и её муж Родион Щедрин первыми из россиян получили литовские паспорта[13]) и посещала дачу неподалёку от Тракайского замка.

Майя Михайловна Плисецкая скончалась 2 мая 2015 года в Мюнхене на 90-м году жизни от обширного инфаркта миокарда[14]. Согласно завещанию, прах балерины будет соединён воедино с прахом Родиона Щедрина после его смерти и развеян над Россией[15].

Личная жизнь[править | править код]

Майя Плисецкая и Родион Щедрин, 2009 год

  • Отец — Михаил Эммануилович Плисецкий (1899—1938), хозяйственный деятель, дипломат.
  • Мать — Рахиль Михайловна Мессерер-Плисецкая (1902—1993), актриса немого кино.
  • Брат — Александр Михайлович Плисецкий (1931—1985), балетмейстер, солист балета Большого театра.
  • Брат — Азарий Михайлович Плисецкий (род. 1937), артист балета, педагог и хореограф.
  • Тётя — Суламифь Михайловна Мессерер (1908—2004), советская балерина и балетмейстер.
  • Дядя — Асаф Михайлович Мессерер (1903—1992), советский артист балета, балетмейстер и хореограф.

В своих мемуарах балерина писала о своих романах с солистами балета Вячеславом Голубиным (1923—1953) и Эсфендьяром Кашани[16].

В 1956 году вышла замуж за солиста балета Мариса Лиепу (1936—1989), однако через три месяца они развелись[16].

В 1958 году вышла замуж за композитора Родиона Щедрина (род. 1932). Детей у них не было[17]. Семья Щедрина и Плисецкой была одной из немногих, в которой оба супруга являлись обладателями почетного звания Народный артист СССР.

28 января 1999 года газета «Московский комсомолец» опубликовала статью «Здравствуйте, я дочь Майи Плисецкой», где утверждалось, что у Плисецкой имеется незаконнорожденная дочь Юлия Глаговская от связи с агентом КГБ Борисом Глаговским[18]. Адвокаты артистки подали исковое заявление о защите чести и достоинства в Пресненский районный суд города Москвы, который удовлетворил иск балерины в мае того же года, постановив, что никакой дочери у неё нет[18]. В 2001 году Московский городской суд оставил решение в силе[19]. 3 декабря 2002 года за подписью главного редактора газеты «Московский комсомолец» Павла Гусева вышло опровержение опубликованной ранее статьи, где говорится, что «сотрудник газеты не обратил внимания на зыбкость, юридическую и биологическую безграмотность доказательств»[20].

Майя Плисецкая в балете «Ромео и Джульетта», 1961 год

Майя Плисецкая — обладательница выразительной пластики, феноменального прыжка, гибкой спины, лёгкого шага и высокой музыкальности. Она первая ввела в балетную лексику такой прыжок, как «кольцо». Балерина создала свой собственный стиль, отличающийся изяществом, графичностью, остротой и законченностью жеста, позы и как каждого отдельного па, так и всего рисунка партии в целом[21]. В её пластике танцевальное искусство достигло высокой гармонии[6]. С самого начала своей сценической жизни балерина проявила редкий талант трагедийной актрисы. Обладая неиссякаемым интересом ко всему новому, она не боялась сценических экспериментов. Также известна своим феноменальным творческим долголетием[21].

Партии в репертуаре Большого театра[⇨]: Китри в балете «Дон Кихот», Одетта и Одиллия в «Лебедином озере», Джульетта в «Ромео и Джульетте», Сюимбике в «Шурале», Раймонда в одноимённом балете, Царь-девица в «Коньке-Горбунке», принцесса Аврора в «Спящей красавице», Хозяйка Медной горы в «Каменном цветке», Мехмэнэ-Бану в «Легенде о любви», Эгина и Фригия в «Спартаке».

После ухода со сцены Галины Улановой в 1960 году стала прима-балериной Большого театра. Хотя и танцевала в некоторых балетах Юрия Григоровича, постепенно встала в оппозицию главному балетмейстеру Большого театра, с годами деление на «партию Григоровича» и «партию Плисецкой» только усиливалось.

В 1967 году сыграла роль Бетси Тверской в фильме «Анна Каренина» режиссёра Александра Зархи. Спустя несколько лет она выбрала «Анну Каренину» для своего балетмейстерского дебюта и сама вышла на сцену уже в главной роли.

Специально для балерины были поставлены балет «Кармен-сюита» (1967), миниатюры «Прелюдия» (1967) и «Гибель розы» (1973), танцевальный спектакль «Безумная из Шайо» (1992, Париж). Плодотворно сотрудничала с Морисом Бежаром, поставившим для неё балеты «Айседора» (1976, театр де ла Монне)[22], «Леда» (1978, партнёр — Хорхе Донн, там же) и «Болеро» (начиная с 1978 года), «Курозука» (1995, новая версия балета 1988 года, партнёр — Патрик Дюпон, Дворец Шайо)[23] и номер «Ave Maya» (1995)[24]. Пробовала себя в жанре фламенко, участвуя в постановках хореографа Хосе Гранеро[es] «Астурия» (1991) и «Мария Стюарт».

Выступала в качестве балетмейстера, поставив в Большом театре такие балеты Родиона Щедрина как «Анна Каренина» (1972, совместно с Натальей Рыженко и Виктором Смирновым-Головановым), «Чайка» (1980) и «Дама с собачкой» (1985), исполнив в них главные женские партии.

По утверждению балерины, так как «мы десятилетиями сидели на диете», ставить самой себе балеты ей пришлось от безысходности, «на почве необходимости». Она мечтала работать с Леонидом Якобсоном и другими современными балетмейстерами, однако такой возможности у неё не было. Хореографом себя не считала: «Я импровизатор. Я могла, может быть, придумывать режиссёрские ходы, но не лексику».

В 1980-х годах много времени проводила за границей, где работала художественным руководителем Римского театра оперы и балета (1983—1984), а затем — Испанского национального балета в Мадриде (1988—1990), где возобновила балет «Тщетная предосторожность», выступала в спектаклях «Кармен-сюита» и «Мария Стюарт». В Риме в Оперном театре в Термах Каракаллы осуществила постановку классического балета Александра Глазунова «Раймонда» (1984). В 1987 году в Нью-Йорке вместе с Рудольфом Нуриевым и Михаилом Барышниковым участвовала в гала-концерте в честь Марты Грэм, где к её репертуару добавился номер Рут Сен-Дени «Фимиам» (1906)[25].

После увольнения из театра в 1990 году не оставила сцену, продолжая участвовать в концертах, давала мастер-классы. В день своего 70-летия дебютировала в номере «Аве Майя», поставленном для неё Морисом Бежаром[24].

Начиная с 1994 года была председателем ежегодного международного балетного конкурса «Майя», некоторое время проводившегося в Санкт-Петербурге.

Репертуар[править | править код]

(*) — первая исполнительница партии.
(**) — первая исполнительница партии в Большом театре.

Большой театр
  • 1943 — Па-де-труа, «Лебединое озеро» П. Чайковского
  • 1943 — Мазурка, «Шопениана» на музыку Ф. Шопена
  • 1944 — Маша, «Щелкунчик» П. Чайковского
  • 1944 — Фея Сирени, Фея Фиолант, «Спящая красавица» П. Чайковского
  • 1944 — Повелительница дриад, «Дон Кихот» Л. Минкуса
  • 1944 — Жизель, «Жизель» А. Адана
  • 1945 — Раймонда, «Раймонда» А. Глазунова
  • 21 ноября 1945 — Фея Осени*, «Золушка» С. Прокофьева, балетмейстер Р. Захаров
  • 1947 — Одетта-Одилия, «Лебединое озеро» П. Чайковского
  • 1948 — Зарема, «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева
  • 1948 — Волшебная дева в опере «Руслан и Людмила» М. Глинки
  • 1949 — Уличная танцовщица, «Дон Кихот» Л. Минкуса
  • 1949 — Царь-девица, «Конёк-Горбунок» Р. Щедрина
  • 1950 — Персидка в опере «Хованщина» М. Мусоргского
  • 1950 — Вакханка, «Вальпургиева ночь» из оперы «Фауст» Ш. Гуно, балетмейстер Л. Лавровский
  • 1952 — Аврора, «Спящая красавица» П. Чайковского
  • 1954 — Хозяйка медной горы, «Сказ о каменном цветке» С. Прокофьева, балетмейстер Л. Лавровский
  • 29 января 1955 (на сцене филиала) — Сюимбике**, «Шурале» Ф. Яруллина, балетмейстер Л. Якобсон (Батыр — Ю. Кондратов)
  • 1956 — Лауренсия, «Лауренсия» А. А. Крейна, балетмейстер В. Чабукиани
  • 1958 — Эгина, «Спартак» А. Хачатуряна, балетмейстер И. Моисеев
  • 1959 — Хозяйка медной горы, «Каменный цветок» С. Прокофьева, балетмейстер Ю. Григорович (Данила — Н. Фадеечев)
  • 1960 — Царь-девица, «Конёк-Горбунок» Р. Щедрина, балетмейстер А. Радунский (Иванушка — В. Васильев, Царь — А. Радунский)
  • 1961 — Джульетта, «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева
  • 1962 — Фригия, «Спартак» А. Хачатуряна, балетмейстер Л. Якобсон
  • 1963 — Аврора, «Спящая красавица» П. Чайковского
  • 1964 [уточнить] — Жар-птица, «Жар-птица» И. Стравинского, балетмейстеры С. К. Власов и Н. Р. Симачёва, по М. М. Фокину)
  • 30 марта 1965 — Мехменэ Бану**, «Легенда о любви» А. Меликова, балетмейстер Ю. Григорович (Ферхад — М. Лиепа, Визирь — А. Лавренюк, Ширин — Н. Бессмертнова)
  • 1967 — Солистка, «Прелюдии и фуги»* на музыку И. С. Баха, балетмейстер Н. Касаткина
  • 20 апреля 1967 — Кармен*, «Кармен-сюита» на основе оперы Кармен Ж. Бизе, хореограф А. Алонсо (Хозе — Н. Фадеечев, Тореро — С. Радченко, Рок — Н. Касаткина)
  • 1971 — Эгина, «Спартак» А. Хачатуряна
  • 13 июня 1972 — Анна Каренина*, «Анна Каренина» Р. Щедрин, постановка М. Плисецкой совместно с Н. Рыженко и В. Смирновым-Головановым, (Вронский — М. Лиепа, Каренин — Н. Фадеечев)
  • 27 мая 1980 — Чайка, Нина Заречная*, «Чайка» Р. Щедрина, (Треплев — А. Богатырёв)
  • 20 ноября 1985 — Анна Сергеевна*, «Дама с собачкой» Р. Щедрина, художник В. Левенталь, костюмы для М. Плисецкой П. Кардена (Гуров — Б. Ефимов)
На других сценах
  • 1973 — Роза, «Гибель розы»* на музыку «Адажиетто» Г. Малера, балетмейстер Р. Пети, Марсельский национальный балет
  • 1974 — Анна Каренина, «Анна Каренина» Р. Щедрин, Большой Театр оперы и балета им. А. Навои (Ташкент), (1974, Новосибирск; 1975, Вильнюс; 1976, Одесса; 1978, Свердловск)
  • 1974 — «Пруст, или Перебои сердца» на сборную музыку, балетмейстер Р. Пети
  • 28 декабря 1976 — Айседора, «Айседора»* на сборную музыку, балетмейстер М. Бежар, «Балет XX века», Опера Монте-Карло
  • 1978 — «Болеро» на музыку М. Равеля, балетмейстер М. Бежар, «Балет XX века», театр «Ла Монне» (Брюссель)
  • 19 декабря 1978 — Леда, «Леда»* (партнёр — Х. Донн), балетмейстер М. Бежар, «Балет XX века», театр «Ла Монне»
  • 1983 — Чайка, Нина Заречная*, «Чайка» Р. Щедрина, Театр «Пергола» (Флоренция), (1985, Муниципальный театр, Гётеборг)
  • 1984 — Федра, «Федра» на музыку Ж. Орика, хореография С. Лифаря, «Балет Нанси», театр «Одеон» (1985, Париж), Римская опера (1985)
  • 1990 — «Эль Ренидеро», балетмейстер Х. Лопес, театр «Колон» (Буэнос-Айрес, Аргентина)
  • 1991 — «Астурия» на музыку И. Альбениса; «Мария Стюарт» на музыку Э. де Диего, хореография Х. Гранеро[es]
  • 1992 — главная партия, «Безумная из Шайо»* на музыку Р. Щедрина, хореограф Ж. Качуляну[fr], театр «Эспас-Карден[fr]», Париж
  • 1995 — «Курозука», новая версия балета 1988 года, балетмейстер М. Бежар, Дворец Шайо, Париж (партнёр — П. Дюпон)[23]

Фильмография[править | править код]

Роли
Участие в фильмах
  • 1959 — Балет Большого театра в Америке (документальный)
  • 1961 — СССР с открытым сердцем (документальный)
  • 1964 — Майя Плисецкая (документальный) (режиссёр В. Катанян)
  • 1970 — Композитор Родион Щедрин (документальный)
  • 1985 — Урок тьмы (документальный фильм, режиссёр

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *