Posted on

Как общество влияет на человека?

(370 слов)

Ни для кого не секрет, что социум оказывает на личность сильное влияние. Подобная тенденция, например, лежит в основе моды, когда человек видит, во что одеты другие, и повторяет за ними. Ту же ситуацию мы видим, когда все голосуют «за», и за ними повторяют те, кто не хочет оставаться в меньшинстве. Такие же механизмы воздействия применяют маркетологи, показывая огромные скопления людей там, куда им нужно заманить публику. Таким образом, общество влияет на человека посредством стадного инстинкта, заложенного глубоко в подсознании: если все пойдут, то и я с ними. Как именно отражается это воздействие на том или ином индивиде – вопрос открытый. Ответ на него можно поискать в художественной литературе.

В романе-эпопее Толстого «Война и мир» Пьер Безухов попадает под влияние светской молодежи. Он только вернулся на родину, получил огромное наследство, но чувствует себя одиноким и чужим в мире высшего света. Поэтому он становится легкой добычей для тех, кто уже давно вращается в обществе и знает, как выгодно использовать неосведомленность Пьера. Он, добрый и высоконравственный юноша, под воздействием уловок участвует в отвратительных мероприятиях. Потом его же круг общения загоняет его в брак с Элен Курагиной. Так, придворная элита чуть было не испортила яркую и добродетельную индивидуальность героя.

В романе Тургенева «Отцы и дети» общество, напротив, не может повлиять на героя. Базаров идет против него, признавая все его ценности несущественными, а иногда и откровенно надуманными. Он сам старается двигать его вперед своими открытиями, видя консерватизм и невежество российского общества. Благодаря его деятельности, застоявшийся социум обогащается новыми прогрессивными элементами вроде феминисток и нигилистов, пусть и карикатурных персонажей, но все же носителей новых идей. Они своим нарочитым, пока бесплодным протестом привлекают людей к проблеме женского бесправия и социального неравенства, а не усугубляют эти социальные катаклизмы подобно праздным и помешанным на своей личной жизни дворянам. Таким образом, если общество влияет на ведомых граждан, то яркие, самобытные личности могут сами влиять на общество.

Итак, общество во многом формирует личность, но кто-то останавливается на этом и лишь дополняет инертную массу людей, повторяющих из века в век одно и то же, а кто-то берет бразды правления в свои руки и влияет на общество сам. Значит, неизбежное влияние социума на людях отражается по-разному: кого-то учит только подчиняться, кого-то мотивирует действовать самостоятельно. Таким образом, результат в любом случае зависит от нас самих.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Как общество влияет на человека примеры. Влияние общественного мнения на формирование личности

ВОЗДЕЙСТВИЕ ОБЩЕСТВА НА ЛИЧНОСТЬ И ЛИЧНОСТИ НА ОБЩЕСТВО

Каждый человек связан с обществом множеством нитей. Материальные условия его жизни всецело зависят от достигнутого в ту или иную эпоху уровня развития производительных сил общества. Его духовные интересы, образ мышления, нравственные принципы — все это результат общественного воздействия, все несет на себе отпечаток и существующих общественных порядков, и традиций (национальных или общечеловеческих), сформированных длинным рядом поколений.

Поэтому, опасаясь изоляции, человек бессознательно стремится к гармонии с окружающей средой. Страх изолированности является отправной точкой для теории Швейгеприала и рассматривается как причина тенденции тишины. В экспериментах, опасаясь изоляции как зависимой переменной, не могло быть доказано, были ли различия в готовности читать из-за страха изоляции или сопутствующего эффекта, также называемого эффектом «побеждающего». В исследовании страха изоляции как независимой переменной, оба аспекта личности и участия опровергли гипотезу.

«Если человек по природе своей общественное существо,- писал К. Маркс,- то он, стало быть, только в обществе может развить свою истинную природу, и о силе его природы надо судить не по силе, отдельных индивидуумов, а по силе всего общества». Здесь глубоко выражена мысль об общественном происхождении человека, его слитности с обществом. Человек не может выразить себя иначе, как через общественную деятельность. Больше того, сама его сущность определяется прежде всего тем, насколько полно участвует он в жизни общества, насколько глубоко захватывает его движение истории. Ярко сказал об этом В. Белинский: «Живой человек носит в своем духе, в своем сердце, в своей крови жизнь общества: он болеет его недугами, мучится его страданиями, цветет его здоровьем, блаженствует его счастьем».

Тенденция общей тишины также может быть чертой личности и, таким образом, влияет на ложное предположение, что человек молчит из страха изоляции. Концепция участия играет важную роль в обработке информации. Участие, или «участие, приверженность, заинтересованность, интенсивность интереса, интенсивность взаимодействия, уровень беспокойства», в отношении темы могут быть либо низкими, либо высокими. Соответственно, информация записывается и обрабатывается. В случае высокоприбыльного отношения следует ожидать более глубокой обработки информации, чем при небольшом обсуждении темы.

Имея в виду социальную сущность человека, его взаимоотношения с обществом, мы употребляем понятие личность.

Общество в целом и в частности непосредственно окружающая человека социальная среда оказывают решающее воздействие на формирование его личности. Но нельзя не видеть и обратной связи. Общество в конечном счете складывается из множества личностей. Каждая вещь Должна быть кем-то изготовлена, каждая идея должна созреть в чьей-то голове, каждое слово должно быть кем-то произнесено. Общественное богатство и культура создаются совокупным трудом отдельных людей. Интенсивно

Влияние общества на человека

Содержание:

Введение________________________________________________________2

Основные задачи и цель__________________________________________3

1. История_____________________________________________________4-5

2. Проблемы человека в обществе________________________________5-7

3. Способы решения проблем- анкетирование_____________________7-8

Заключение____________________________________________________8-9

Список использованной литературы_______________________________9

Приложения

Введение

Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. В.И. Ленин

Влияние общества на человека проявляется везде — во всех сферах жизни.  Особенно подвержена влиянию молодежь, которая старается всегда быть стильно одетой « в тренде», иметь дорогой мобильный телефон, чтобы он соответствовал имиджу «крутого» парня. Так же из-за группы человек может приобретать множество вредных привычек. Например, под давлением людей он может начать курить, он может изменить себя и свой характер в отрицательном направлении. Человек подчиняется требованию общества, окружающего его, он будет изменять себя до тех пор пока либо не получит желаемое, либо пока не сдастся.

Для каждого человека важно общество, в котором он вращается. Разве не сам человек отвечает за свои поступки? Конечно же, сам, но все мы, так или иначе, зависим от тех, кто рядом, как и они от нас. Порой именно окружение диктует нам поступки, потому как срабатывает закон коллективного решения. Как часто в жизни приходится наблюдать изменения в человеческом характере и поведении, как иногда люди быстро меняются в зависимости от своего окружения. Именно поэтому родители всегда заботятся, чтобы ребенок дружил с хорошими людьми. В окружении порядочных воспитанных людей каждый пытается быть не хуже. В дурном обществе человек готов прощать себе не только мелкие недостатки, но и недостойные поступки. Ведь общество этого не осуждает, а порой и поощряет зло. Может, человек никогда бы не обнаружил худшие черты в себе, если бы этому не поспособствовало плохое общество и окружение.

Я выбрала данную тему из-за того, что она мне интересна, и при этом она актуальна, потому что человек каждый день подвергается влиянию общества. И, наверное, каждый человек задумывался: почему же он так зависит от мнения окружающих. В данной работе я хочу разобраться, как общество влияет на человека.

Основные задачи и цель

Выбор темы работы обусловлен ее актуальностью, которая выражена тем, что общество в любой период времени влияет на человека. Оно загоняет нас в определенные рамки. И у нас тут же возникает вопрос: почему же? А ответ очень прост: человек, вне зависимости от времени, будет задумываться, а что же о нём думают люди, что будет, если он поступит так, как он хочет, а не так как ему говорят.

ЦЕЛЬ


Провести исследовательскую работу и выявить роль, понять, какое влияние оказывает общество на человека.


ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Работа с литературой о роли общества на жизнь человека
2. Проведение опроса среди школьников о проблемах человека в обществе

3. Выбрать разумные способы их решения.

1.История

Считается, что к появлению человека разумного на Земле, привел антропогенез. Это доказано учеными, изучившими множество наук, таких как антропология, генетика, лингвистика и палеонтология.

Было время, когда люди были сами за себя, не было никаких объединений, групп, то есть все были индивидуальны, у каждого была своя точка зрения, которую редко приходилось отстаивать перед кем-то. С какой-то стороны, это было удобно для формирования личности, ведь никто не навязывал свое мнение и не пытался переубедить человека. Но у всего есть обратная сторона и если мы заглянем туда, то увидим, что без общения человеку очень трудно, ведь если на него повлияет общество, он может изменить своё мнение и выбрать что- то более интересное и увлекательное, но не на каждого человека, общество влияет хорошо…

Влияние других людей может позитивно и негативно сказываться на формировании личности. Важно научиться не поддаваться отрицательному воздействию, а с положительного — выделять главное.1

Отрицательным следствием группового влияния может быть то воздействие, которое оказывается обычно на одаренных творческих личностей. Известный ученый В.М. Бехтерев, проведя ряд индивидуальных и групповых экспериментов, в которых сравнивались показатели творческой работы группы и индивида, выяснил, что в творчестве группа может уступать особо одаренным личностям. Их оригинальные идеи отвергались большинством потому, что были непонятны, и такие личности, находясь под сильным психологическим давлением большинства, сдерживаются, подавляются в своем развитии. История России XX в. знала множество примеров, когда выдающиеся композиторы, художники, ученые, писатели исключались из профессиональных союзов и даже преследовались. Иногда человек для того, чтобы оставаться в группе, идет на внутренний конфликт и ведет себя конформно, становится конформистом. Конформным называют такое поведение человека, при котором он, осознанно расходясь во мнениях с окружающими людьми, тем не менее соглашается с ними, исходя из каких-либо соображений. 2

Треть своей жизни человек обучается жить в самом сложном из существующих миров — в мире общественных отношений. Этот процесс получил название социализации. 

Социализация начинается в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. В детстве закладывается фундамент социализации, и в то же время это самый незащищенный ее этап, т.к. в этот период человек начинает впитывать в себя информацию, как губка, также он пытается подражать взрослым, беря от них не только хорошие качества, но и плохие. А в этот период взрослые могут навязывать свое мнение, и ребенок в этот момент беззащитен против требований старших, он будет вынужден подчиниться им, что может повлиять на дальнейшее развитие человека как личности. 

2. Проблемы человека в обществе

Человек – биосоциальное существо.

Биологическое:

  1. Половое разделение.

  2. Возраст.

  3. Создан природой и является ее частью.

4. Имеет определенные внешние отличия.

Социальное:

1.В обществе человек овладевает культурой, грамотностью, трудолюбием.

2.Создает своими руками искусственную среду обитания.

3. Формирование поведения, чувств человека происходят в обществе

Удивительная биология.

Как я уже отметила ранее, человек биосоциальное существо и для начала рассмотрим то, за счет чего человек является существом биологическим. Уже с рождения нам даны какие – либо черты внешности, пол и у каждого это индивидуально, так как это зависит генетики, например, нам может достаться цвет глаз от родителей, то есть мы не можем выбрать это сами, а вот характер мы обретаем самостоятельно, пожалуй расскажу об этом подробнее…

Человек и социум.

Как я уже говорила ранее, — человек так же, существо социальное. То есть люди могут контактировать между собой, перенимать друг у друга какие – либо привычки, знания. Так же они могут объединяться в группы и сотрудничать друг с другом. И из этого вытекает еще одно доказательство данного факта, — человек может создавать что-то своими руками, от мелочей то крупных предприятий. Думаю, мне удалось доказать свою точку зрения.

Проблемы общества.

К сожалению, в современной жизни, мы все чаще встречаемся с проблемами, которые приносит нам общество. И основным является, — чрезмерное влияние общества на человека. В таком случае, человек перестаёт думать о своих нравах, а вместо этого пытается угодить другим людям. Человек перестает существовать, как личность, он становится тем, кто исполняет желания других, не важно начальник ли это, коллега или просто знакомый, он утрачивает свое личное мнение и теряется в мире. Из таких ситуаций довольно трудно выбраться. Приходиться круглосуточно работать над собой, воспитывать себя, то есть заново учиться жить и это восстановление не всегда проходит удачно, у кого-то просто опускаются руки, не исключено, что и это произошло без влияния общества. А кто-то, небольшими, но уверенными шагами идет к победе. К победе над собой и своими внутренними барьерами, за пределы которых, ранее боялся выходить.

Я ни в коем случае не считаю контакт с обществом ненужным, наоборот это очень важно и полезно для саморазвития, но все-таки не нужно отдаваться этому полностью…

3. Способы решения проблем

Важно своевременно привить ребенку морально-этические ценности, обучить его нормам поведения и человеческих взаимоотношений тогда, когда личность ребенка еще развивается. Юность завершает активный период социализации. В этом возрасте происходят важные физиологические изменения несущие определенные психологические сдвиги: влечение к противоположному полу, агрессивность, зачастую немотивированная, склонность к необдуманному риску и неумение оценить степень его опасности, подчеркнутое стремление к независимости и самостоятельности. В этот период заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются ее верхние — мировоззренческие — этажи. Осознание своего «Я» происходит как осмысление своего места в жизни родителей, друзей, окружающего социума. Подростки и юноши более восприимчивы к негативным оценкам окружающих, особенно если это касается одежды, внешнего вида, манер поведения, круга знакомств.3

Выход из ситуации…

В поисках выхода из данной ситуации, был проведен опрос среди учеников в моей школе, который сильно помог мне в подведении итогов, о нем мы поговорим позже. Но сама я придерживаюсь такого мнения, что помочь в этом случае нам может только надежда себя и свои силы, не стоит принимать близко к сердцу чужое мнение, то есть не нужно подпускать общество слишком близко к себе и своим мыслям, тогда вырастает вероятность, что вы не попадете в неблагоприятную ситуацию, связанную с воздействием общества. Это очень облегчит вашу жизнь.

Анкетирование.

Ученикам моей школы были заданы вопросы, на которые они дали ответы. Всего в опросе участвовало 228 учеников, в возрасте то 14 до 18 лет и учителя нашей школы. Статистику, показанную ими, вы увидите на слайде и в Приложении 2

Итоги опроса.

По результатам, полученным от анкетирования, я поняла, что большая часть подростков проводит много времени с друзьями и знакомыми, слушают их советы, возможно, опираясь на их совет, меняют свою жизненную позицию… Иногда, это помогает человеку стать лучше, но бывают ситуации, в которых общество влияет негативно…

Заключение

Конечно же, окружение человека влияет на его характер и на его личность в целом. Но насколько сильным и решающим будет это влияние, зависит уже только от самого человека. У человека должен быть свой внутренний стержень, который поможет ему не сломаться, когда окружающие его люди начнут на него давить. Возможно, ребенку будет трудно и сложнее противостоять влиянию своего окружения. И в таком случае уже взрослые должны помочь ребенку преодолеть негативное влияние и выработать в себе тот спасительный стержень. В отличие от ребенка у взрослого человека всегда есть право выбора. Он сам может выбрать свои цели и свое окружение. Только от него будет зависеть, какой будет его жизнь. У каждого человека только одна жизнь, которую он живет здесь и сейчас.

Мы вправе себе выбирать тех друзей, которых мы заслуживаем. И всегда нужно выбирать тех, кто тебя ценит. А не тех, кто тебя недооценивает. Потому как нет смысла выбирать тех, кто не разделяет наших успехов и для которых мы нужны только ради собственного самоутверждения.

Я считаю, что в контакте с современным миром, никогда нельзя полностью кому-то доверять, за исключением себя и своих самых родных людей. Наверное, это и есть успех, не зависеть от кого-то, а добиваться своих целей самостоятельно. Пусть этот путь, долгий и трудный, но зато это плоды ваших взглядов на жизнь и усилий, а не чужих. Любите то, чем вы занимаетесь и никому не давайте изменить ваше восприятие этого. Будьте сами собой в любых ситуациях!

Список использованных источников и литературы.

1. https://psyhoday.ru/obshchenie/vliyanie-obshchestva-na-cheloveka.html

2. http://diplomba.ru/work/108863. Влияние общества на человека

3. http://ww.lektsii.com/1-68953.html.

4. https://ru.wikipedia.org – Электронная энциклопедия «Википедия»

5. https://ru.wikiquote.org – Собрание цитат и значений «Викицитатник»

6. https://www.tlc7.ru/blog/Dijiktron/vliyanie-obshchestva-na-cheloveka-2352

7. Сорокин П. «Человек, цивилизация, общество». М., 199

Приложения 1

Приложение 2 Анкетирование учащихся

Приложение 3

1 https://psyhoday.ru/obshchenie/vliyanie-obshchestva-na-cheloveka.html

2http://diplomba.ru/work/108863. Влияние общества на человека

3http://ww.lektsii.com/1-68953.html.

9


Как общество влияет на человека

Человек формируется как личность на протяжении всей своей жизни. Огромную роль в этом процессе играет социум. Какое действие общество оказывает на формирование человека, и как не поддаться влиянию социума? 

Всего мы знаем две основные теории о формировании личности.

1. Есть мнение, что человек развивается в соответствии со своей наследственностью, т.е. врожденными чертами и способностями. При этом общество оказывает на личность минимальное влияние.
2. Другая теория гласит, что данные, полученные от рождения, оказывают слабое влияние наформирование человека, а вот зависимость человека от общества как раз очень велика. Впроцессе развития и становления человек накапливает социальный опыт и формируется как личность.

Но и в том, и в другом случае напрашивается вывод, что человек не рождается полноценной личностью, а нарабатывает необходимые качества в течение всей жизни. И такое становление зависит от множества внешних и внутренних факторов. К внешним факторам относятся принадлежность человека к определенной культуре, национальности, семье, государству, социально-экономическому классу. А внутренние факторы включают в себя генетические, физические и биологические особенности человека.

Важное влияние на установление личностных качеств человека имеет окружающая его среда обитания. Что же такое общественное мнение, как общество влияет на человека и какова роль общества в жизни человека?

Общественное мнение – это точка зрения большинства людей по различным вопросам в соответствии с их представлениями о модели поведения и мышления внутри социума. Это своеобразный регулятор отношений между людьми в обществе.

Именно общественное мнение формирует и прививает членам общества главные нормы социальных отношений: между отдельно взятыми людьми, между личностью и коллективом, между коллективом и обществом, а также между обществом и отдельной личностью.

Важной функцией общественного мнения является влияние общества на человека, его психологию, нравственность, воспитание в каждом индивидууме чувства ответственности за свои дела и поступки перед коллективом и социумом в целом. Кроме того общественное мнение оказывает влияние на людей и воздействует на становление их установок, обычаев, традиций, интересов, привычек. Оно выражается в форме оценки, желания, поощрения и одобрения или же наоборот – осуждения, требования, давления общества на человека.

Таким образом, общественное мнение активно влияет на личность, как с позитивной стороны, так и с негативной. Социум часто выступает в виде прессинга и диктатора для человека, заставляя постоянно прислушиваться к тому, «что скажут люди», вынуждая быть тем, кого хотят видеть другие. А это означает, что такая позиция мешает человеку быть тем, кем он на самом деле является или хочет быть, наступая на принципы его личности.

Как не поддаться влиянию общества? Личностью человек может стать тогда, когда он сумеет найти баланс между своей точкой зрения и общественным мнением. Лишь постигнув себя как личность, заняв свою нишу в социуме и осмыслив жизненные цели и приоритеты, человек становится индивидуальностью, приобретает честь и свободу выбора, которые и выделяют его в общей серой массе как личность.

Как общество влияет на человека, как личность?

Влияние общества на человека — просто огромно!

Как общество может влиять на человека?

Посредством инстинктов, заложенных в психологии нашей личности, или в зависимости от уже созданной системы жизни (обществом) – мы вынуждены поддаваться его влиянию, мы существуем в обществе и обязаны жить по его законам, а это значит, что мы находимся под его огромным влиянием!

Как простое общество влияет на личность человека?

Аргументы

  • Мы прислушиваемся к общему мнению.
  • Мы можем поступать как все, под воздействием решения общества.
  • Нас постоянно воспитывают в духе общества, согласно ее целей, для которых оно было создано.

Под влиянием общества у человека нарушается баланс между индивидуальной точкой его зрения и общественным мнением.

Какое влияние на человека оказывает гражданское общество?

Весомые аргументы

  • Мы прислушиваемся к общему мнению.
  • Мы можем поступать как все, под воздействием решения толпы.
  • Нас постоянно «подковывают идеологией».
  • Нас постоянно учат, учат и учат, наверное — готовя к жизни в «высшем обществе».
  • Нас постоянно информируют о правилах жизни в обществе средствами массовой информации: телевидение, радио, реклама везде и повсюду и т.п.
  • Несогласные и провинившиеся члены общества лишаются свободы, а некоторые личности просто подлежать уничтожению.

Иногда хочется спросить: «Свободен ли я, человек, живущий в обществе?» и ответ напрашивается сразу: «Нет, даже общество не может быть свободным и запросто может отказаться от человека!».

«Обществознание отдельного индивида».

Влияние социума на человека

Влияние социума на человека. стадный инстинкт, заложенный в нас ещё до нашего рождения, несомненно, эволюционирует, но с такой маленькой скоростью, что за пол века эта разница становится не столь заметна. И чтобы научиться мыслить самостоятельно в толпе должно пройти много времени и потрачено много усилий каждого индивида, для того, чтобы изменить наше общество в лучшую сторону.

Стоит ли доверяться мнению толпы? Стадный инстинкт – хорошо это или плохо? Следуя за толпой идем ли мы к деградации?

Очень много вопросов, на которые мы хотели бы знать ответы. Так давайте попробуем разобраться, что такое толпа, стадо, как они взаимосвязаны, что такое стадный инстинкт и всегда ли нужно с ним бороться.

Обращаясь к словарю Ожегова, мы можем дать определения словам толпа и стадо:

Толпа — 1. Скопление людей, сборище. 2. перен. Безликая масса людей в её противопоставлении выдающимся личностям (устар.).

Стадо – группа животных одного вида.

Из данных определений можно отметить, что эти два понятия близки между собой. Сама фраза «стадный инстинкт» изначально относилась к животным. Для них стадный образ жизни – это естественно. Другими словами, стадо – это иерархическая система, где каждому отведена своя роль. Стадный инстинкт в этом случае иногда называется инстинктом стадной иерархии и является генетическим. Эту строгую иерархию можно увидеть на примере стада крыс: у каждой крысы есть свой ранг, и более низкие ранги подчиняются более высоким. Из биологии мы помним, что особи самого высокого ранга называются альфа, а самого низкого – омега. У животных на определение ранга влияют такие важные качества как наглость, физическая сила и т.д. Так же некоторые внешние признаки могут определять ранг. Например, у петухов – величина гребня.

Стадный инстинкт проявляется не только у животных. Не стоит забывать, что человек существо биосоциальное, и у него тоже присутствует инстинкт стадной иерархии. Главным отличием «стада людей» от стада животных является то, на основе каких качеств определяется ранг. Для животных, как мы выяснили, наибольшую роль играет сила, но для людей она влияет гораздо меньше. Намного важнее положение в обществе, размер зарплаты и т.д., но это только внешнее проявление стадного инстинкта. На самом деле у людей он почти не отличается от животных. Хотя, если сравнить образ жизни людей и, собственно, животных, то сильных различий мы и не заметим. При рабовладельческом строе у кого было больше всего рабов, тот и обладал высоким рангом. У животных все происходит аналогично – ранг пропорционален количеству подчиненных особей более низкого ранга. Так же у животных ранг может зависеть от территории, которая «принадлежит данному стаду. У людей же ранг определялся от количества построек – при феодальном строе.

Самое простое проявление стадного инстинкта – это решение какого-либо вопроса в группе людей, в данном примере рассмотрим группу студентов. В каждой группе есть вожак, активист, который предложит свое мнение по решению конкретной проблемы. Большинство из присутствующих соглашаются с этим решением, но не потому что они согласны, а потому что они скорее всего не уверены в своей правоте или не желают нести ответственность за свои слова, а неуверенность – это один из признаков, которые усиливают стадный инстинкт. Независимо от того, был ли прав тот человек, который принял решение, все, кто последовали за ним, в «стаде» будут думать, что он умнее их самих. Это называется подсознательными ассоциациями, из-за которых мы выдаём желаемое за действительное.

У каждого человека инстинкт стадной иерархии выражен в разной степени. Помимо того, что стадное чувство заложено в генотипе, мы привыкаем к нему в повседневной жизни. Большая часть закладывается в детстве: в основном на примере родителей. Далее детский сад, школа, учителя, друзья. На помощь им приходят СМИ (средства массовой информации), телевизор, интернет. И, наконец, соседи и окружающие люди (см. рис. 1).

Влияние различных факторов на формирование стадного инстинктаРисунок 1. Влияние различных факторов на формирование стадного инстинкта
Плюсы и минусы стадного инстинкта

Изучая стадный инстинкт, можно выделить ряд его положительных и отрицательных влияний на жизнь человека.

Для начала рассмотрим положительные влияния.

Во-первых, инстинкт стадной иерархии – это основной механизм выживания как у людей, так и у животных. Если несколько человек будут смотреть наверх, то прохожие невольно взглянут, для того чтобы узнать, что привлекло внимание группы людей. И в этом нет ничего плохого, так как возможно сверху может угрожать опасность от которой необходимо скрыться. В этом случае стадный инстинкт работает как инстинкт самосохранения.

Во-вторых, отталкиваясь от мнения толпы можно сделать выбор в той области, которая не совсем нам знакома. Примером будет являться выбор компьютера или телефона. Не все люди разбираются в характеристиках, а на основе анализа данных моделей другими людьми, их отзывов и статистики, проводимой на сайтах, можно узнать много полезной информации и выбрать товар. Это относится не только к поиску товаров в интернете. Когда мы собираемся купить товар, мы прибегаем к помощи продавцов-консультантов, которые помогают в выборе, и мы доверяем их мнению.

Далее рассмотрим отрицательные влияния на жизнь человека.

При наличии вокруг человека толпы, т.е. некого скопления людей, он начинает двигаться, думать и поступать не так, как от него ожидали. Почему человеческая масса имеет такое сильное влияние на отдельно взятого индивида? Ответов на этот вопрос несколько.

В основном, большое количество привязанностей возникают в группе людей в связи с недостатком самостоятельности и инициативы у определенных индивидов.

Ну и второй вариант того, почему толпа может так сильно влиять на человека –человек сам разрешает массам думать за него, не утруждая себя. Интересным фактором является то, что в толпе суггестивное влияние может оказывать не только вождь, но и каждый индивид друг на друга. Зачастую мы прислушиваемся к чужому мнению, потому что оно опирается на более простые факты.

Ещё одним минусом стадного инстинкта является легкость в управлении большим количеством людей. Нежелание отбиваться от общего коллектива, чтобы не потерять свой статус в социуме – одна из основных проблем современности. Люди начинают зависеть от мнения окружающих так, что сами разрешают управлять собой. Индивид начинает действовать не в своих целях, а в целях общества, чтобы не выделяться и не оказаться объектом обсуждения. Например, рассмотрим группу школьников, которые решили уйти с урока. Когда большая часть класса согласна прогулять урок и уже собираются уходить, оставшиеся ребята начинают думать и сами того не желая присоединяются к толпе. В большинстве случаев на урок останется примерно 3-10% от всего коллектива.

Человек, не испытывая на себе никакого влияния и находясь в обществе людей, самопроизвольно «заражается» их поведением, копирует их повадки. Стоит только нескольким людям начать движение на красный сигнал светофора, большинство людей тоже начинают движение, не задумываясь о том, правильно ли они поступают.

Для некоторых стадный инстинкт – это способ защиты. Защиты от окружающего мира, внешних воздействий. Сложность принятия решений подталкивает их следовать общественному мнению.

Стадный инстинкт в повседневной жизни

Все мы понимаем, что у людей есть склонность к стадному инстинкту. Именно поэтому появляется возможность манипулировать людьми в своих целях. Известным примером является эпизод из книги Марка Твена «Приключения Тома Сойера» о том, как главные герой заставляет покрасить забор соседских мальчиков вместо него. Сразу возникает вопрос: как же он смог это сделать? А ответ на него очень прост! При помощи стадного инстинкта. Увидев, что в очереди на покраску забора стоят уже два человека, остальные начинают думать, что в этой работе есть что-то ценное и они даже готовы заплатить за то, чтобы им досталась возможность поучаствовать в этом процессе.

Этот прием часто используется в продвижении интернет- магазинов, у которых есть система оценки купленных товаров. Ранее мы рассматривали пример того, что на основе статистики и отзывов можно выбрать необходимый товар, но стоит учесть, что поставить оценку и написать отзывы могут не только покупатели, но и «подставные лица», т.е. сам автор, производитель либо конкуренты. Но люди доверяют отзывам и оценкам на сайтах больше, чем, например, рекламе.

Стадный инстинкт так же затрагивает отношения внутри коллектива. Мы начинаем относиться лучше к тем людям, которых считаем «своими». Понять, по какому принципу происходит отбор на «свой» — «чужой» совсем не сложно. В основном из-за семейного положения, общих интересов, принадлежности к какой-либо группе и т.д., и, как ни странно, к совету «своих» мы прислушиваемся чаще, даже позволяем себе следовать их примеру.

Проанализировав поведение людей в различных ситуациях можно заметить очень интересную вещь, называемую как «самопроизвольный стадный инстинкт». Индивид начинает следовать тому, что он сам сделал уже несколько раз. Получается, что человек считает определенное действие правильным, основываясь на своем поведении в прошлом. В продажах считается, что самая важная покупка от одного клиента — вторая. Затем уже человек «встает за собой в очередь» и может покупать снова и снова, нередко делая более крупные заказы и тратя больше денег.

Тема стадного инстинкта интересует людей уже очень длительное время. В 1971 году сняли научно-популярный фильм, в котором проводились различные эксперименты над детьми. Рассмотрим один из проведенных экспериментов, имеющий название «сладкое или соленое». Кашу в тарелке на три четверти посыпали сахаром, а оставшийся участок посыпали солью. Дети по очереди пробуют кашу с одной и той же тарелки отвечают, какая она на вкус. Первым трём достаётся сладкие части, и они искренне говорят, что каша сладкая. Испытуемому ребенку (четвертому) достаётся пересоленный кусок. Несмотря на это, большинство из испытуемых заявляют, что каша всё равно сладкая. При этом многие из них активно отказываются от ещё одной ложки такой «сладкой» каши.

После этого, спустя несколько десятилетий, психологи провели те же эксперименты на современном обществе, но сильных изменений не выявилось. Это значит, что стадный инстинкт, заложенный в нас ещё до нашего рождения, несомненно, эволюционирует, но с такой маленькой скоростью, что за пол века эта разница становится не столь заметна. И чтобы научиться мыслить самостоятельно в толпе должно пройти много времени и потрачено много усилий каждого индивида, для того, чтобы изменить наше общество в лучшую сторону. Но тем не менее, мы видим, что в каждом из проведенных экспериментов присутствует около 10 процентов людей, которые не откликнулись на мнение толпы, а доверяли только собственному. Значит у нас есть шанс исправить сложившуюся ситуацию и идти к более рациональному будущему. Всегда нужно стараться думать своей головой, но если мы что-то и подражаем, то необходимо для этого выбирать достойные примеры. Пусть стадный инстинкт проявится для вас в нужной форме.

Влияние общества на человека | Успех в Жизни

Практически с момента рождения мы начинаем подвергаться всевозможным влияниям извне. Родственники и учителя, окружающие да и все сообщество в целом влияют на нас самым непосредственным образом, причем, делают это с самыми благими намерениями, в большинстве случаев достигая совершенно противоположного эффекта. В результате мы имеем низкую самооценку, а также задавленные напрочь задатки, способности и творческие качества, полученные нами от природы. Влияние общества на человека, об этом далее в статье.

Образно говоря, наше сознание находится на своеобразной диете, демонстрируя тем самым поговорку о том, что мы есть то, что едим, а заодно сюда же подходит выражение о том, что мы то, о чем думаем. Духовная пища, которой мы кормим наше сознание, коренным образом влияет на наше отношение к окружающему миру, определяя как привычки, так личность. И, конечно же, качество и количество поставляемой нашему уму пищи, оказывает несомненное влияние на развитие врожденных возможностей, определяя также меру этого развития.

Помимо того, что ребенок в большой степени подвержен влиянию окружающего мира, он в силу возраста и неимения жизненного опыта не способен делать выводы. Таким образом, когда окружающие говорят, что тот или иной малыш по характеру точная копия папы или мамы, это вовсе не значит, что имеются в виду какие-либо врожденные качества, унаследованные от родителя по генетической линии. В данном случае это привычка, когда ребенка приучили вести себя подобным образом. Это подобно рефлексу – видеть, что важный для нас человек добивается успеха, используя определенную черту характера, и непроизвольно подражать ему, желая добиться того же. И если опыт удачен, то мы продолжаем следовать избранной манере, пока она не перевоплощается в привычку. Далее мы просто идем по накатанной колее, опять же следуя привычке, не понимая, что в случае изменения жизненных обстоятельств подобное поведение может стать препятствием в достижении цели.

Ожидания родителей проецируются на детей в качестве рассказов об их собственном жизненном опыте, а также в качестве советов и наставлений. При этом слишком часто близкие передают своему потомству опыт негативный, тем самым блокируя возможности детей, хотя зачастую врожденные способности ребенка намного выше, нежели у родителей, так что и достичь он мог бы гораздо более весомых результатов.

Copyright © 2013 Бянкин Алексей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *