Posted on

нет чулок или чулков? —

Пять граммов или пять грамм?

Окончание -ов в форме родительного падежа множественного числа характерно

  • для большей части существительных мужского рода, в начальной форме оканчивающихся на твердый согласный (мухомор, компьютер, носок): мухоморов, компьютеров, носков и т.д.;
  • в том числе для названий плодов, фруктов и овощей, представляющие собой существительные мужского рода, в начальной форме оканчивающихся на твердый согласный (апельсин, баклажан, помидор, мандарин): пять апельсинов, килограмм баклажанов, Новый год без мандаринов, салат из помидоров;
  • из этого правила можно выделить обширный ряд исключений — подобных существительных, имеющих в форме родительного падежа множественного числа нулевое окончание: один чулок — нет чулок, один осетин пятеро осетин, один грамм — пять граммов и пять грамм и т.п.

Нулевое окончание имеют

  • названия людей по национальности и по принадлежности к воинским соединениям, преимущественно употребляющиеся в формах множественного числа в собирательном значении: мадьяры — мадяр, туркмены — туркмен, гардемарины — гардемаринов и гардемарин, партизаны — партизан, солдаты — солдат; сюда же относится форма р.п. мн.ч. человек;
  • названия парных предметов: ботинки — ботинок, глаза — глаз, манжеты — манжет, погоны — погон, чулки — чулок, эполеты — эполет, сапоги — сапог, но носки — носков;
  • названия мер и единиц измерения: 220 вольт, 1000 ватт, 5 ампер, 500 гигабайт; если же такие названия употребляются вне «измерительного» контекста, то используется окончание
    -ов:
    жить без избыточных килограммов, не хватает гигабайтов.

Примечания:

  • для некоторых существительных образование форм мн.ч. род.п. затруднено: мечта, мольба, башка;
  • слова щец и дровец не имеют других форм, кроме формы мн.ч. род.п. с нулевым окончанием.

См. подробнее: Варианты окончаний в родительном падеже множественного числа имён существительных (пара сапог — пара носков и др.)

 

Упражнения к теме «Имя существительное. Родительный падеж множественного числа»

Упражнение 1. Поставьте существительное, стоящее в скобках, в форму родительного падежа множественного числа. Обоснуйте выбор формы. Выделите существительные, которые имеют в литературном языке варианты форм. Проверьте себя по словарю.

 

Купить килограмм (абрикос, ананас, апельсин), группа (армянин), семь (бадья), урожай (баклажан), сочинитель многих (басня), семь (башня), нет чистых (бланк), пара (бота), лихорадка трудовых (будни), играть без (бутса), десять (ватт, вольт), пачка (вафля), идти с дальних (верховье, взгорье), нет тёплых (гамаша), засеять пять (гектар), подарить букет (георгин), нет больших (гнездовье) птиц, пара (гетра), операция по удалению (гланда), пять (гончар), пять (гончарня), нет (грабли), двести (грамм), пять (графин), пять (графиня), отряд (гренадер, драгун), поджарить шесть (гренок), группа (грузин), много (дело), нет (деньги), пара (джинсы), несколько (доля), несколько (домна), кубометр (доска), много (дядя), набрать (жёлудь), несколько (зеркало, зеркальце), много (зять), несколько (калмык), много (калория), пара (кальсоны), много (каменоломня), бриллиант в несколько (карат), пара (кеды), несколько (киловатт), много (килограмм, километр), несколько (клеймо), несколько (клешня), пара (клипсы), нет (колготки), оставить без всяких (комментарий), пять (копьё), несколько (корыто, корытце), пара (коромысло), пять (кочерга), много (кудри), нет больших (кухня), много вкусных (кушанье), толпы (люди), килограмм (мандарин), много свободных (место), несколько (новоселье), вынуть из (ножны), пара (носок), несколько (няня), нет новых (обои), нет (одеяло, одеяльце), много (оладья), пара (панталоны), много прекрасных (пастбище), много новых (пекарня), сделать несколько (петля), китель без (погоны), несколько чистых (полотенце), салат из (помидор), много (прядильня, псарня), семь (пуд), несколько (путь), много (пятно), сломать несколько (ребро), много старинных (ратуша), не применять (розга), пять (рубль), несколько (русло), много старинных (сабля), отряд (сапёр), пара (сапог), зажечь несколько (свеча), несколько (скирда), несколько (скотобойня), рота (солдат), несколько (сопло), ждать (сумерки), группа (таджик, татарин, узбек, якут), отряд (улан), нет (ухо), вернуться из далеких (ущелье), пара (чулок), несколько (шило), банка (шпрота), восемь (щупальце), несколько (юноша), пять (яблоня, яблоко), из новых (ясли).

 

Упражнение 2. Поставьте существительные в форму родительного падежа множественного числа. Обоснуйте выбор формы. Проверьте себя по словарю.

 

1. У нас не было (спичка).

2. Мальчик Армандо был разведчиком у (партизан).

3. В комнате стояло пять (кресло).

4. Стреляли со всех (корабль).

5. У меня не было (ключ).

6. У сестёр было много красивых (платье), а у Золушки — совсем ничего.

7. У пулемётчиков уже совсем не было (граната) и (патрон).

8. За несколько (копейка) теперь ничего не купишь.

9. (Ружьё) в доме никогда не держали.

10. (Деньги) всегда не хватает.

11. (Тапочка) я не носил, а (ботинок) у меня не было.

12. (Кукла) я не любила с детства.

13. (Вилка) и (тарелка) в доме не оказалось.

14. Без (туфля) по горячему асфальту идти было трудно.

15. Бабушка с дедом любили пить чай с (блюдце).

16. (Сумерки) я немного боюсь: везде чудятся чудовища.

17. Без (грабли) в поле в эту пору делать нечего.

18. За день вспахали 15 (гектар).

19. Я налил бабушке сердечных (капля).

20. Без (гвоздь) на Руси даже церкви строили.

21. На трюмо лежало множество (зеркальце) и (расчёска).

22. В этих пустынных местах без (лошадь) не обойтись.

 

Похожие статьи:

Чулок или чулков? — bracatuS. Про колготки, чулки, носки…

Чулок или чулков? Как правильно? Русский язык настолько богат и разнообразен, что иногда начинаешь путаться в элементарных словах. Как именно следует говорить, если нужно употребить множественную форму слова «чулок» в родительном падеже?

Это далеко не единственный случай, когда возникает желание поспорить с филологами. Впрочем, и филологи иногда сдаются: кофе уже не ОН (не мужского рода), а ОНО (среднего), и слово «парашют» можно писать не только через «ю», но и через «у» — «парашут».

Обычно верный способ найти истину — это вспомнить аналогичные по звучанию слова, множественные формы которых не вызывают сомнений. Давайте попробуем!

Итак, самое близкое, что быстро приходит в голову — это слово «носок».

Носок — носки — носков.

Чулок — чулки — чулков.

Но «чулков», как говорят филологи, неправильное, несуществующее слово. Во множественном числе следует говорить «чулок».

Чулок или чулков: что пишут в словарях

Давайте попробуем заглянуть в словарь Даля, «Толковый словарь живаго великорусского языка».

ЧУЛОК м. чулки мн. чулочки, исподняя, вязеная долгая обувь, заменяемая иногда карпетками, носками, получулками (чулочками вор.), или онучами, портянками, подвертками. Протоптанный чулчишка. Грубый, шерстяной чулчища…

Хм. как изящно господин Даль ушёл от ответа! Он предлагает использовать для обозначения множественной формы уменьшительно-ласкательное «чулочки». Хорошо, значит, запоминаем, что правильно будет не «пара чулочек» а «пара чулочков», и попытаемся пойти дальше по пути логических рассуждений. Хотя стоп! Если правильно говорить «пара чулок», то, соответственно, должно быть правильно и «пара чулочек». Однако от такого словосочетания как-то коробит, не правда ли? Если вдуматься, то согласно звучанию сочетания «пара чулок», напрашивается «пара чулочек»… или, если правильным принять сочетание «пара чулков», логичным в уменьшительно-ласкательной форме будет «пара чулочков». Однако верным являются сочетания «пара чулок» и «пара чулочков». Вопреки логике формирования форм слов.

Если ещё покопаться в филологической литературе, то обнаружится, что, оказывается, приведённые рассуждения соответствуют правилам и были бы верными, если бы не… исключения! И вот, как оказывается, множественная форма слова «чулок» в родительном падеже и является одним из исключений из общего правила! Исключений, которые во множественном числе родительного падежа имеют нулевое окончание, то бишь не имеют такового вовсе. В обширный список данных исключений входят общеизвестные «грамм», «партизан», «солдат», «человек». Если поискать в этом списке более интересные нам парные предметы, каковыми являются чулки, то обнаруживаем «ботинки — ботинок», «глаза — глаз», «манжеты — манжет», «сапоги — сапог», и, конечно же, «чулки — чулок».

Чулок или чулков: как правильно?

Чулок или чулков, так всё же как именно правильно? После изложенных правил и исключений из может начать казаться, что «носки — носков» — это неверно. А правильным будет словоформа множественного числа родительного падежа «носок». Однако для «носка» правильным оказывается применение общего правила, то есть добавление окончания «-ов». Несмотря на то, что слова «чулок» и «носок» оба — мужского рода, и даже имеют одинаковое количество букв, и одинаковое количество гласных и согласных, которые расставлены в одном и том же порядке.

Чтобы запомнить правильные множественные формы слов «чулок» и «носок» используют метод ассоциаций. А именно что длинный «чулок» имеет во множественном числе родительного падежа короткую форму «чулок«, а короткий «носок» имеет в том же случае длинную форму «носков«.

Вот такое у нас в этот раз получилось сказание о чулке и живом и могучем великорусском языке… А вы какую форму слова считаете правильной?

Если вам понравилась статья, вы можете оставить комментарий, поблагодарить авторов либо поделиться в соцсетях (кнопки находятся справа).

Чулок или чулков? © Bracatus


Как правильно писать: чулок или чулков?

О том, как правильно говорить – «чулок» или «чулков», задумывался наверняка каждый хотя бы раз в жизни. Действительно, образование родительного падежа от существительных во множественном числе часто вызывает трудность. Однако существуют способы-подсказки, благодаря которым можно навсегда запомнить, какой вариант правильный – «чулок» или «чулков».

Окончания у существительных в родительном падеже множественного числа

Правила выбора в данной позиции хотя и существуют, но закономерности столь непоследовательны и многочисленны, что уяснить их довольно сложно. Известно лишь то, что окончания в этом падеже у существительных бывают следующие: -ей, -ов, -ев или нулевое. В школе часто даётся такой шуточный пример выбора вариантов фраз: «У рыб нет зуб», «У рыбей нет зубей» или «У рыбов нет зубов». Естественно, что правильно будет говорить «У рыб нет зубов», но шутка обычно удаётся. Ведь ребята громко смеются над этими предложениями и понимают, что быть грамотным – это находить верные варианты и не быть смешным для окружающих.

чулок или чулков

Нулевое окончание в родительном падеже множественного числа

Сложность при склонении у многих вызывает слово «чулок». Выбирая вариант родительного падежа во множественном числе — «чулок» или «чулков», следует вспомнить правило. Оно заключается в том, что слова с нулевым окончанием в начальной форме, обозначающие предметы обуви или одежды, надеваемой на ноги, в родительном падеже множественного числа имеют также нулевое окончание. «У костра сидело много людей в широкополых шляпах, серых комбинезонах и высоких сапогах. Чулок на мужчинах, подчёркивающих их принадлежность к высшему обществу, не было».

имитация чулков

Сделать костюм – не напасть, а как правильно написать?

Казалось бы, всё так просто! Но во всех правилах существуют исключения. Таковым в представленном случае является слово «носок», которое в интересующей нас позиции имеет-таки окончание. Вот это и путает людей, ведь носки и чулки чем-то очень похожи! Например: «Я решил соорудить себе на карнавал наряд дворянина периода ренессанса, однако не смог купить чулок – мужских размеров в магазине просто не было. Тогда из носков мною была сооружена имитация чулков». В последнем предложении явно допущена ошибка, ведь следует писать «имитация чулок», избирая нулевой вариант окончания!

Подсказка для выбора варианта («чулок» или «чулков»)

Большинство людей стараются не вдаваться в понимание сложных закономерностей, а пытаются просто запоминать правильные варианты. Чтобы не путать окончания у слов «носок» и «чулок», была придумана подсказка – «чем короче, тем длиннее». То есть носки – одежда, надеваемая на ноги, с короткими паголенками, а чулки имеют длину практически до бедра. Исходя из представленной подсказки, для «длинного одеяния» — чулок – выбирается «короткий вариант», то есть нулевое окончание. А вот для «короткой одежды» — носков – следует выбрать вариант с окончанием -ов.

распродажа чулок или чулков

Зачем нужно писать правильно?

Сталкиваясь с трудностями правописания, многие пытаются найти самый простой выход. А таковым является утверждение, что умение правильно писать совсем не нужно тем, кто по профессии не связан с наукой, культурой или руководством другими людьми. Мол, продавцам или дворникам правила русского языка ни к чему! Однако здесь можно поспорить. Культурным нужно быть независимо от занимаемой должности – это раз. А показать своё невежество легко в любой профессии. Например, продавец может написать с ошибками объявление и тем самым вызвать насмешку покупателей. А стать посмешищем легко, если человек не знает, как написать: «распродажа чулок» или «чулков», «пальто» или «польт», «яблок» или «яблоков». И не стоит полагать, что объявление с ошибками привлечёт большее количество покупателей, чем красиво и правильно составленное.

пять чулок или пятеро чулок

Пятеро чулок — это сколько?

Ещё одна трудность может встретиться продавцу при составлении объявления о скидках. Например, нужно написать о том, что при покупке пяти пар чулок шестая пара будет идти в подарок. Как в таком случае будет правильно, если не использовать слово «пара»: «пять чулок» или «пятеро чулок»? Известно, что собирательные числительные, каковым является слово «пятеро», сочетаются с парными неодушевлёнными существительными. Следовательно, выражение «пятеро чулок» вполне приемлемо. Прочитавший такое объявление поймёт, что речь идёт о десяти предметах, которые в общей сложности составляют пять пар. Ведь собирательные числительные указывают на парность существительных. А вот пояснение выражения «пять чулок» будет из серии «Вокруг смеха». Либо его можно будет отнести к почти детективной истории под названием: «Пять чулок, или Ищите одноногого!»

Выражение «пять чулок» будет воспринято со смехом. И это понятно. Ведь если из четырёх чулок при достаточном везении ещё чисто теоретически можно составить две пары, то кому же нужен пятый одиночный предмет? Только одноногому человеку. Хотя, если шестой чулок будет добавлен в качестве подарка, то, пожалуй, есть смысл поучаствовать в акции… Но ведь поштучно чулки пока ещё у нас не продаются! Или это как раз тот случай, когда будет распродажа предметов по одному, а второй придётся докупать самостоятельно, выискивая его в общей куче? Говорят же, что носки и чулки имеют сверхъестественную способность прятаться от своей пары!

пеппи чулок

Хотя для девочки по фамилии Длинныйчулок, которая постоянно ходила в разных чулках, будет, наверное, приятно совершить покупку. А что? Именно в такой торговой точке сможет подобрать себе Пеппи чулок, который будет оригинально выделяться среди остальных. Вот и получается, что из-за неправильного написания объявления продавец может даже ввести в заблуждение своих покупателей, которые не поймут, сколько же чулок нужно купить, чтобы получить подарок. Или, превратив акцию в «рыночную юморину», такой продавец не извлечёт никакой материальной выгоды из неё. Ведь сегодня многие борцы за чистоту русского языка и грамотность бойкотируют организации и торговые точки, где в объявлениях, названиях или на рекламных щитах в тестах и словах допущены ошибки.

Итак, после прочтения данной статьи вряд ли кто-то спутается и скажет: «Продайте мне пять чулок!» или, что ещё нелепее, «Продайте мне пять чулков!»

нет чулок или чулков? —

Пять граммов или пять грамм?

Окончание -ов в форме родительного падежа множественного числа характерно

  • для большей части существительных мужского рода, в начальной форме оканчивающихся на твердый согласный (мухомор, компьютер, носок): мухоморов, компьютеров, носков и т.д.;
  • в том числе для названий плодов, фруктов и овощей, представляющие собой существительные мужского рода, в начальной форме оканчивающихся на твердый согласный (апельсин, баклажан, помидор, мандарин): пять апельсинов, килограмм баклажанов, Новый год без мандаринов, салат из помидоров;
  • из этого правила можно выделить обширный ряд исключений — подобных существительных, имеющих в форме родительного падежа множественного числа нулевое окончание: один чулок — нет чулок, один осетин пятеро осетин, один грамм — пять граммов и пять грамм и т.п.

Нулевое окончание имеют

  • названия людей по национальности и по принадлежности к воинским соединениям, преимущественно употребляющиеся в формах множественного числа в собирательном значении: мадьяры — мадяр, туркмены — туркмен, гардемарины — гардемаринов и гардемарин, партизаны — партизан, солдаты — солдат; сюда же относится форма р.п. мн.ч. человек;
  • названия парных предметов: ботинки — ботинок, глаза — глаз, манжеты — манжет, погоны — погон, чулки — чулок, эполеты — эполет, сапоги — сапог, но носки — носков;
  • названия мер и единиц измерения: 220 вольт, 1000 ватт, 5 ампер, 500 гигабайт; если же такие названия употребляются вне «измерительного» контекста, то используется окончание -ов: жить без избыточных килограммов, не хватает гигабайтов.

Примечания:

  • для некоторых существительных образование форм мн.ч. род.п. затруднено: мечта, мольба, башка;
  • слова щец и дровец не имеют других форм, кроме формы мн.ч. род.п. с нулевым окончанием.

См. подробнее: Варианты окончаний в родительном падеже множественного числа имён существительных (пара сапог — пара носков и др.)

 

Упражнения к теме «Имя существительное. Родительный падеж множественного числа»

Упражнение 1. Поставьте существительное, стоящее в скобках, в форму родительного падежа множественного числа. Обоснуйте выбор формы. Выделите существительные, которые имеют в литературном языке варианты форм. Проверьте себя по словарю.

 

Купить килограмм (абрикос, ананас, апельсин), группа (армянин), семь (бадья), урожай (баклажан), сочинитель многих (басня), семь (башня), нет чистых (бланк), пара (бота), лихорадка трудовых (будни), играть без (бутса), десять (ватт, вольт), пачка (вафля), идти с дальних (верховье, взгорье), нет тёплых (гамаша), засеять пять (гектар), подарить букет (георгин), нет больших (гнездовье) птиц, пара (гетра), операция по удалению (гланда), пять (гончар), пять (гончарня), нет (грабли), двести (грамм), пять (графин), пять (графиня), отряд (гренадер, драгун), поджарить шесть (гренок), группа (грузин), много (дело), нет (деньги), пара (джинсы), несколько (доля), несколько (домна), кубометр (доска), много (дядя), набрать (жёлудь), несколько (зеркало, зеркальце), много (зять), несколько (калмык), много (калория), пара (кальсоны), много (каменоломня), бриллиант в несколько (карат), пара (кеды), несколько (киловатт), много (килограмм, километр), несколько (клеймо), несколько (клешня), пара (клипсы), нет (колготки), оставить без всяких (комментарий), пять (копьё), несколько (корыто, корытце), пара (коромысло), пять (кочерга), много (кудри), нет больших (кухня), много вкусных (кушанье), толпы (люди), килограмм (мандарин), много свободных (место), несколько (новоселье), вынуть из (ножны), пара (носок), несколько (няня), нет новых (обои), нет (одеяло, одеяльце), много (оладья), пара (панталоны), много прекрасных (пастбище), много новых (пекарня), сделать несколько (петля), китель без (погоны), несколько чистых (полотенце), салат из (помидор), много (прядильня, псарня), семь (пуд), несколько (путь), много (пятно), сломать несколько (ребро), много старинных (ратуша), не применять (розга), пять (рубль), несколько (русло), много старинных (сабля), отряд (сапёр), пара (сапог), зажечь несколько (свеча), несколько (скирда), несколько (скотобойня), рота (солдат), несколько (сопло), ждать (сумерки), группа (таджик, татарин, узбек, якут), отряд (улан), нет (ухо), вернуться из далеких (ущелье), пара (чулок), несколько (шило), банка (шпрота), восемь (щупальце), несколько (юноша), пять (яблоня, яблоко), из новых (ясли).

 

Упражнение 2. Поставьте существительные в форму родительного падежа множественного числа. Обоснуйте выбор формы. Проверьте себя по словарю.

 

1. У нас не было (спичка).

2. Мальчик Армандо был разведчиком у (партизан).

3. В комнате стояло пять (кресло).

4. Стреляли со всех (корабль).

5. У меня не было (ключ).

6. У сестёр было много красивых (платье), а у Золушки — совсем ничего.

7. У пулемётчиков уже совсем не было (граната) и (патрон).

8. За несколько (копейка) теперь ничего не купишь.

9. (Ружьё) в доме никогда не держали.

10. (Деньги) всегда не хватает.

11. (Тапочка) я не носил, а (ботинок) у меня не было.

12. (Кукла) я не любила с детства.

13. (Вилка) и (тарелка) в доме не оказалось.

14. Без (туфля) по горячему асфальту идти было трудно.

15. Бабушка с дедом любили пить чай с (блюдце).

16. (Сумерки) я немного боюсь: везде чудятся чудовища.

17. Без (грабли) в поле в эту пору делать нечего.

18. За день вспахали 15 (гектар).

19. Я налил бабушке сердечных (капля).

20. Без (гвоздь) на Руси даже церкви строили.

21. На трюмо лежало множество (зеркальце) и (расчёска).

22. В этих пустынных местах без (лошадь) не обойтись.

 

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *