Posted on

История возникновения праздника – Новый год

Новый год – один из самых весёлых и любимых праздников нашего народа. Но таким, каким мы его встречаем, он был не всегда.

На самом деле, прошло довольно много времени, прежде чем он стал нашим самым долгожданным праздником.

Появление Нового года на Руси и в России в частности.

У наших предков-славян, как и в мире солнцепоклонников, персов, индусов, проповедующих Веды, Новый год начинался 21 марта. После христианизации Руси, Новый год стали праздновать 1 марта. Так продолжалось довольно долго, пока, предположительно в XV веке, церковь не перенесла дату празднования на 1 сентября. К этому времени начиналась уборка урожая и была возможность подвести итоги года и в полном смысле слова отдохнуть и отметить. Поэтому празднование Нового года стало одним из самых любимых праздников на Руси. В это время проводились массовые народные гулянья, широкие застолья и ярмарки.

Русская православная церковь за основу летосчисления приняла юлианский календарь. Со временем он даёт неточность в исчислении времени и сейчас разница между юлианским календарём и календарём по новому стилю составляет тринадцать суток. Календарь нового стиля – это григорианский календарь, в основе которого лежит всё тот же юлианский, но с поправкой на эти тринадцать суток.

Дело в том, что Земля делает годовой оборот не за 365 суток, а за 365 суток с «хвостиком». В течение времени этот «хвостик» и вырос до указанных суток.

Таким образом, вплоть до 1 сентября 1699 года на Руси праздновали Новый год таким образом. Пётр I, выдающийся реформатор, в том числе и уклада жизни своих подданных, повелел и издал указ о том, что празднование Нового года должно теперь быть 1 января. В этом же указе предписывалось, как встречать Новый год: традиция наряжать новогоднюю ёлку игрушками и прочей мишурой, использовать хлопушки и маскарад идёт именно от этого указа. Попутно Пётр ввёл новое летоисчисление от Рождества Христова. Старое летоисчисление от сотворения мира также допускалось.

С приходом к власти большевиков во главе В.И. Ленина всё начало меняться. Изменению также подвергся и календарь – отчёт дат теперь вёлся по григорианскому стилю. Новый год был объявлен буржуазным праздником, пережитком прошлого. Взамен стали вводиться пролетарские праздники.

Так было до 1935 года, пока в одной из газет не появилась статья о том, что дети рабочих и крестьян должны праздновать Новый год не хуже, чем их ровесники из капиталистических стран. Моментально по всей стране стали продаваться ёлки, украшения, открытки и сладости. Именно тогда Новый год стал одним из самых любимых праздников советского народа.

По западной традиции Рождество отмечается перед Новым годом, оно, в общем-то, и является основным праздником Зимы. По большому счёту именно рождение Христа является событием, которое знаменовало собой переход к новой эре и, соответственно, означало наступление Нового года. В Европе также живут по григорианскому календарю, и поэтому нет путаницы в праздниках.

В свою очередь наша православная церковь пользуется юлианским календарём, старым стилем, поэтому сначала мы празднуем Новый год, а затем, с 6 на 7 января мы празднуем Рождество. С 13 на 14 января собственно Новый год по старому стилю, который мы называем Старым Новым годом. В своё время один из патриархов православной церкви хотел ввести григорианский стиль, однако он не прижился, и всё вернулось к старой традиции.

Тем не менее, новогодних праздников в СССР с 1930 по 1947 год как таковых и не было, так как 1 января в СССР было рабочим днём, а с 1947 года первый день Нового года стал выходным, а с 1992 сделали выходным и 2 января. С 2005 года в России были установлены 5-ти дневные новогодние выходные, которые в 2013 году всё-таки решили сократить из-за продолжительного «загула» населения, что негативно сказывается как на здоровье, так и на рабочей обстановке населения.

Ещё один интересный факт празднования Нового года был введён в конце 1969 года, когда с наступающим 1970 годом страну поздравил руководитель страны Л.И. Брежнев. Эта традиция существует и по сей день, когда глава государства за 5 минут до наступления Нового года выступает с поздравительной речью.

Сегодня Новый год считается одним из главных праздников. Все стремятся его провести как можно лучше, чтобы радостные эмоции запомнились на всю жизнь.

История празднования Нового Года в России!

Новый год — один из самых любимых и ярких праздников, который с удовольствием отмечают во всех странах мира. В силу того что у разных народов мира религия, обычаи, традиции различны, и Новый год везде встречают по-разному. Однако все приготовления к празднику, сам праздник и воспоминания о нем у всех людей вызывают яркие чувства и эмоции радости, удовольствия, ожидания, счастья, любви, заботы друг о друге, о своих близких и родных; и в этом все люди очень похожи. Несмотря на это, история празднования Нового года в разных странах различна.

В России этот праздник не всегда отмечался 1 января. Древние славяне делили год на 12 месяцев, и каждое название соответствовало определенному времени года. Январь был временем для вырубки леса; февралю сопутствовали лютые морозы; в марте собирали березовый сок; на апрель приходилось цветение плодовых деревьев; в мае зеленела трава, которая украшала землю; в июне созревала вишня, которая была одной из любимых ягод на Руси. На июль приходилось цветение липы, которую впоследствии использовали для приготовления чая; поэтому этот месяц так и называли— «липец». Август был началом сезонных работ, в поле шла жатва; сентябрь называли «вересень», так как на этот месяц приходилось цветение вереска; «листопад» — так называли октябрь, и это название говорит само за себя. Ноябрь сопровождался холодами, земля становилась голой, мерзлой, казалась безжизненной, а с приходом декабря приходил и холод с морозами.

В 988 г. Владимиром Святым на Руси было официально принято христианство. Вместе с этим событием Русь узнала и о летоисчислении, которое применяли римляне. У древних славян год начинался 1 марта, так как в это время начинались работы на полях после зимы. Такое летоисчисление шло по церковному календарю, а по гражданскому календарю славяне отмечали новый год 1 сентября. Однако это часто вызывало путаницу, определенные неудобства и даже напряженные споры. С целью их разрешения митрополитом Феогностом были приняты меры по установлению одной даты Нового года и для церкви, и для мирских людей — 1 сентября.

В этот день празднование Нового года проходило, прежде всего, на площадях перед храмами, куда приходил мирской люд. В Москве эти события проходили на Ивановской площади в Кремле. В присутствии многочисленной толпы людей Глава Русской Церкви поздравлял русского царя, осеняя его крестом. Утром следующего дня царь выходил к народу и поздравлял его с праздником, часто это сопровождалось раздачей милостыни, а приближенным к царю людям дарились подарки.

В этот же день царь тесно общался с народом: каждый обычный подданный мог обратиться к государю с прошением, с надеждой на царя об улучшении жизненных условий. Что потом делали с подобными прошениями — истории неизвестно, однако для простого русского люда подобный обычай был большой радостью. Кроме того, во время празднования Нового года с людей собирались различные налоги, что не позволяло им расслабляться и заставляло верить в «сильную руку управления царя-батюшки».

В 1699 г. произошло важное событие, которое повлияло на дальнейшую историю празднования Нового года в России. Великий реформатор Петр I запретил праздновать Новый год в сентябре. 15 декабря того же года им был издан указ о новом летоисчислении — Новый год стали отмечать 1 января. Так как император был большим поклонником всего европейского, то и празднование Нового года стало ярким, веселым ежегодным событием в жизни русского народа, как и в Европе. По голландским традициям, люди должны были украшать свои дома хвойными ветками и не снимать эти украшения до Рождества Христова.

В ночь с 31 декабря на 1 января все должны были отдыхать и веселиться. Сам император присутствовал на подобных гуляниях. Им собственноручно была выпущена первая ракета фейерверка, привезенная из Европы. Однако не только фейерверк украшал праздничный город; знатные люди должны были стрелять в воздух из небольших пушек и ружей, чтобы придать празднику грандиозность. Теплые объятия, русские поцелуи и поздравления русского люда с праздником на улицах Москвы наблюдались до самого утра.

Эти традиции живы и по сей день. У каждого из нас праздник Нового года ассоциируется с хорошим настроением, веселыми гуляниями и застольем. Однако обычай именно ставить елку, а не украшать ее ветками дом, появился позднее — лишь в 30-е гг. XIX в. Обычай этот пришел из Германии. Своей красотой и необычностью он быстро понравился русским людям. Традиция ставить и украшать елку в доме скоро перенеслась на улицу и, как говорят источники, в 1852 г. была украшена первая публичная елка.

Главный герой праздника — Дед Мороз (европейский Санта-Клаус) — тоже пришел к нам с Запада во второй половине XIX в. Первоначально это был всего лишь сказочный персонаж, но настолько безупречный в своей доброте и щедрости, что его захотелось одушевить. И русские люди «одели» его в нарядную красную шубу, пушистую шапку и пуховые рукавицы, что соответствовало русской зиме. А чтобы ему, русскому, не было трудно развлекать детей в Новогоднюю ночь, у него появилась внучка Снегурочка — милая и веселая девушка, которую все сразу же полюбили за ее доброту.

К сожалению, как показывает история, веселое празднование Нового года в России имело иногда и мрачные периоды. В 1914 г. из-за войны с Германией о ярких традициях, взятых у этой страны, пришлось забыть. Так было с традицией ставить в домах и на улицах новогодние елки. Дальнейшие события русской истории также отрицательно повлияли на празднование Нового года. В сущности, он был запрещен в 1917 г. после установления большевистской власти, которая видела в нем отголоски религии. Жизнь детей и взрослых без праздника стала мрачной и скучной. В 30-е гг. XX в. праздник был возрожден. Вновь наряженные елки, праздничные представления в детских садах и школах, ожидание детьми любимых подарков и другие традиции, связанные с этим праздником, вдохнули новую жизнь в нравы и обычаи русских людей.

Таким образом, для России история празднования Нового года берет свое начало в европейских странах, но при этом на протяжении его развития в нее вносятся свои дополнения, например, появление Снегурочки. Этот праздник для русских людей с самого начала его появления крепко полюбился сердцам миллионов. Каждый ребенок, каждый взрослый ежегодно по-своему готовится к этому празднику, в ожидании чего-то лучшего и прекрасного от Нового года, по сравнению с предыдущим.

Следует сказать, что история праздника Нового года в каждой стране своя, однако сегодня почти везде его отмечают в ночь с 31 декабря на 1 января. В Германии очень интересный обычай встречи Нового года. Люди за минуту до полночи встают на стулья, табуреты, кровати и в последнюю секунду прыгают с них — как бы в другой, Новый год, а потом начинают поздравлять друг друга. В Италии под Новый год выбрасывают из дома все ненужные вещи, которые накопились за год прямо через окно. А что касается стола, то в Италии издревле главное блюдо итальянского новогоднего стола — чечевичный суп, вареные яйца и виноград.

Виноград, кстати, любимое лакомство в Новый год и у испанцев. Однако его едят на сытый желудок. В столице Испании — Мадриде — за минуту до полуночи люди съедают 12 виноградин, что символизирует жизнь каждого месяца нового года. В Австрии главным блюдом Нового года является свинина с хреном и зеле ным горошком, что символизирует счастье, здоровье и благополучие в деньгах. А монетный двор Вены выпускает сувенирные монеты, на которых отчеканен мальчик, сидящий верхом на свинье, так как свинья у австрийцев символизирует удачу и благополучие в делах.

В Финляндии принято подарки выкладывать заранее, но не открывать их до наступления Нового года. И с этой целью их накрывают перевернутыми тарелками. В Румынии под Новый год колядуют и исполняют танец «капра», т. е. козы. Обычно его танцуют юноши в специальном костюме и маске козы, которых затем с радостью угощают разными вкусностями во всех домах.

Венгерцы любят видеть на новогоднем столе жареного, заливного или шоколадного поросенка, который также символизирует благополучие и богатство грядущего года. Пунктуальные и чистоплотные англичане свои качества переносят на традиции. Под Новый год их дом должен быть убран и чист, одежда выглажена, зашита, вычищена, долги все отданы, книги расставлены в алфавитном порядке, посуда вымыта. Перед полуночью хозяин или хозяйка дома открывает входную дверь, что символизирует уход старого года со всеми трудностями, проблемами и неприятностями и приход Нового — с ожиданиями счастья, удачи, здоровья и радости. После этого большое значение имеет тот факт, кто первым придет в гости. Не очень жалуют женщин, светловолосых и темноволосых людей. Считается хорошей приметой, если первым пришел в гости рыжеволосый ребенок.

В Греции перед Новым годом выливают из дома всю воду, для того чтобы на следующий день заполнить всю тару водой Святого Василия. Большую роль в праздновании Нового года у греков играют отголоски мифологии. В период двенадцатидневья (время Святок), по легендам, землю посещают мифологические персонажи — каликандразы, которые могут причинить много вреда человеку. Но чтобы этого не произошло, люди стараются им угодить — оставляют для них разные угощения.

Подобно итальянцам, которые под Новый год избавляются от старой мебели, в Швеции избавляются от старой посуды. Ее разбивают на мелкие осколки; и считается, что чем их больше, тем счастливее будет грядущий год. В Китае большое значение в Новый год придают застолью. Здесь каждое блюдо символизирует что- либо. Например, китайцы очень любят морепродукты, поэтому хорошо приготовленные устрицы — это к преуспевающему бизнесу; рыба, запеченная со специями — к изобилию. Грибы на новогоднем столе означают прекрасное будущее, а свинина — деньги. Поэтому каждая китайская семья, выбирая меню к новогодне му столу, словно планирует наиболее важные моменты в наступающем году.

В мусульманских странах Новый год называется Навруз и отмечается 20-23 марта. Важной традицией является необходимость присутствия на празднике всех членов семьи. При невыполнении данной традиции отсутствующих родственников ждет разлука с родным домом в течение всего следующего года.

Иудейский Новый год также имеет свои особенности. Он называется Рош Га-Шана и приходится на один из осенних дней с 5 сентября по 5 октября. Главное блюдо у иудеев на новогоднем столе — рыба, причем важным атрибутом является рыбья голова. «Быть нам головой, а не хвостом» — так звучит иудейская поговорка, поясняющая важную роль присутствия на столе рыбьей головы.

Таким образом, Новый год — веселый, интересный, яркий праздник, которому уделяют много внимания во всех странах мира. У каждого народа свои особенности и традиции во встрече и проведении праздника Нового года, но все они сводятся к одному известному изречению: как Новый год

История празднования Нового Года в России!, фото № 1

История празднования Нового Года в России!, фото № 2

История празднования Нового Года в России!, фото № 3

История празднования Нового Года в России!, фото № 4

История празднования Нового Года в России!, фото № 5

История празднования Нового Года в России!, фото № 6

История празднования Нового Года в России!, фото № 7

Новый год — история праздника — XVIII век

  Наверное, мало найдется в России и республиках бывшего СССР людей, которые лишены детских воспоминаний о волшебном празднике Нового Года. Мало будет тех, кто никогда в детстве не ждал подарков от Деда Мороза, не украшал елку, не слушал боя новогодних курантов.

  Новый Год самый популярный массовый праздник в России. Но какова его история? Когда он возник и почему стал поистине всенародным? Постараемся отметить на эти вопросы.

  До принятия христианства в языческие времена наши предки считали началом года день Весеннего равноденствия — 22 марта, что означало начало земледельческого цикла. После принятия христианства и введения Юлианского календаря начало года было перенесено на 1 марта, а заем, в 1348 году, по решению Никейского собора, на 1 сентября. Новый год высчитывался от Сотворения мира. 

 Очередные изменения наступили в начале правления Петра I. Молодой царь стал отчитывать начала нового года от Рождества Христова, при этом, сохраняя Юлианский календарь. 20 декабря 1699 года вышел указ, утверждающий начало нового года с первого января. Однако традиция празднования Нового Года начинается с 1700 г. Со свойственным Петру размахом и любовью к праздникам, он решил отметить наступление XVIII века. Населению было приказано украсить дома еловыми и можжевеловыми ветками, поздравлять друг друга с Новым годом и, естественно, с новым столетием. На Красной площади был впервые устроен салют. Пиры, балы и другие увеселения продолжались 6 дней. Праздник понравился, и в дальнейшем, веселье стали повторять каждый год, хотя по размаху его нельзя было сравнить с празднованием Рождества. В то время празднование Нового года было атрибутом жизни привилегированных сословий. В царской России было принято отмечать Новый Год только в дворянских и купеческих домах. Крестьяне и городская беднота Новый год не праздновали, только Рождество и последующие до Крещения святки. Так продолжалось до прихода к власти большевиков. 24 января 1918 года Совет Народных Комиссаров принял «Декрет о введении в Российской республике западно-европейского календаря». В результате появился так называемый феномен Старого Нового года (попробуйте втолковать иностранцу смысл этого названия!). Разница между старым и новым стилем в XX веке составляла уже плюс 13 дней! 

 Произошло и изменения смысла праздника. Большевики и церковь не нашли общего языка и активно враждовали. Руководство партии искало замену церковному Рождеству. Такой заменой стал Новый год, который стали активно популяризировать и продвигать, в пролетарской и крестьянской среде, хотя до 1936 года Новый год не был официальным государственным праздником. Но и тогда 1января оставалось рабочим днем. С 1936 г. берут начало Кремлёвские елки, в разные концы страны отправляются агитпоезда, агитавтомобили, оленьи упряжки, аэросани и даже агитискадрильи с дедами морозами для проведения праздничных мероприятий. В отличие от Рождества Новый Год был призван стать праздником для всех жителей СССР, независимо от их национальности и вероисповедания, а также социального положения.

  В праздничном оформлении стала активно использоваться советская символика. Так, на Новогодней елке в Доме Союзов в 1938 детей встречал краснозвездный самолет, а в зале Арктики огромный макет ледокола с серпом и молотом, елка была украшена 10 тысячами игрушек с коммунистической тематикой.

  В годы Великой Отечественной войны традиция празднования Нового Года не угасла. Даже в самый тяжелый период в Кремле проводились Новогодние елки, 31 декабря 1941 года председатель Верховного совета Калинин по радио обратился с новогодним поздравлением к народам СССР. В это время немцы стояли у стен Москвы. Простые советские граждане, на фронте и в тылу, как могли отмечали праздник. 

 В послевоенную эпоху Новый Год окончательно принимает классический, знакомый нам вид. 23 декабря 1947 года указом Президиума Верховного Совета СССР 1 января объявлен «праздником и нерабочим днем». Непременными элементами новогоднего застолья стали салат Оливье, селедка под шубой, шампанское и, конечно, мандарины, новогодние Голубые огоньки по телевизору, праздничное украшение улиц. В 1970 традицию телеобращений главы страны к жителям СССР открыл Леонид Ильич Брежнев перед наступлением 1971 года. Его транслировали по первым двум телеканалам 31 декабря. А в 1975 году выходит фильм Эльдара Рязанова «Ирония судьбы или с легким паром!», который стал одним из неизменных символов праздника как в СССР, так и в современной России.

Вот какие изменения претерпел самый народный и любимый праздник страны, прежде чем стать таким, каким мы его знаем и любим.

Новый Год — история возникновения праздника | Праздники народов мира

Появление новогоднего праздника стало возможным только после того, как удалось определить продолжительность земного года. Впервые это сделали жрецы Древнего Египта, где каждую осень с началом разлива Нила на небе всходила яркая звезда Сопдет (современное её название — Сириус). И уже в V тысячелетии до н.э. египетские жрецы смогли определить, что промежуток времени между двумя восходами этой звезды составляет 365 дней с небольшим. А Новый год древние египтяне праздновали в конце сентября, причём эта дата смещалась в пределах недели.

Не отставать от Солнца

Другие древние народы отмечали наступление нового года каждый по-своему. Так, в Аккадском царстве, существовавшем в Месопотамии в XXIV-XXII веках до н.э., Новый год праздновали в марте, вместе с весенним пробуждением природы. Иудеи с того времени отмечают его в первый день месяца Тишрей (в 2019 году он выпал на 30 сентября). Считается, что именно тогда Господь Бог вылепил из глины Адама — прародителя человечества. А древние римляне решили, что новый год будет наступать 21 апреля, в день основания Вечного города легендарными Ромулом и Ремом в 753 году до н.э.
Только в 45 году до н.э. по указу Юлия Цезаря в Римской империи было предписано праздновать Новый год 1 января. С этой даты и пошёл отсчёт времени по юлианскому календарю, согласно которому продолжительность года была определена в 365,25 дня. А для того чтобы из-за этой четверти суток календарь не отставал от Солнца и звёзд, в него был введён особый високосный год, и теперь через каждые три года на четвёртый продолжительность всего годичного цикла составляет уже не 365, а 366 дней.
Но позже выяснилось, что юлианский календарь тоже не полностью соответствует истинному течению времени. За сотни лет в нём выявилось отставание от астрономических явлений, в том числе от даты весеннего равноденствия (21 марта), от которой христианская церковь отсчитывает наступление Пасхи. В связи с этим папа римский Григорий XIII своим указом от 15 октября 1582 года устранил ошибку в 10 дней, накопившуюся со времени I Вселенского собора (325 год). Новый календарь получил название григорианского, и по нему теперь живёт большинство государств мира.

Звонарь в темнице

На языческой Руси не было единого для всех дня наступления нового года, хотя большинство племён всегда праздновали приход весны. Но и её пришествие в разных местах и в разные годы сильно отличалось по датам. Только после установления христианства в 988 году восточные славяне стали вести счёт годам по византийскому календарю от «сотворения мира», которое, согласно Библии, произошло в 5508 году до новой эры, в пятницу, 1 марта. С той поры именно в этот день на Руси отмечали Новый год, пока в 1492 году Иван III не перенёс праздник на 1 сентября.
Интересная историческая деталь: в Москве вплоть до конца XVIII века в день зимнего солнцестояния (по старому стилю 9 декабря) блюститель часобития главного кремлёвского собора за сообщение о возврате часов на лето и прибывании дня получал из казны 24 серебряных рубля (по количеству часов в сутках). Напротив, в день летнего солнцестояния (9 июня по старому стилю) тот же звонарь после возвещения о возврате солнца с лета на зиму отсиживал 24 часа в темнице Ивановской колокольни.
Так продолжалось до восшествия на трон Петра I, который повелел встречать Новый год в России по-европейски, то есть в ночь на 1 января. Последний раз Новый год «по-старому» праздновали осенью 1699 года. А 20 декабря 1699 года в царском указе «О праздновании Нового года» за подписью Петра I говорилось: «Будущего Генваря с 1 числа настанет новый 1700 год».
Дед Мороз и Снегурочка
Ныне в нашей стране празднование Нового года невозможно представить без Деда Мороза и Снегурочки. Между тем вплоть до середины XIX века об этих персонажах ни в новогодние, ни в рождественские дни никто даже не упоминал. Правда, Мороз (ещё без слова Дед), олицетворявший собой природную стихию, в сказаниях восточных славян представлялся в виде невысокого бородатого мужичка, который ходит зимой по лесам и полям, стучит палкой по деревьям и этим вызывает лютую стужу. Но даже в петровскую эпоху с новогодними праздниками этот Мороз никак не был связан.
Привычное нам словосочетание «Дед Мороз» вошло в обиход лишь в 1840 году, после публикации фольклорного сборника Владимира Фёдоровича Одоевского, в котором была сказка «Мороз Иванович». Однако здесь он выступил не в качестве рождественского персонажа, а скорее весеннего, поскольку его появление было связано с проводами зимы, то есть с Масленицей. Мороз Иванович здесь изображён в виде старика в шубе и валенках, с длинной седой бородой и посохом в руках, разъезжающим на тройке белых коней. Но только во второй половине XIX века Дед Мороз стал посещать уже не масленичные, а новогодние празднества.
А вот Снегурочка в качестве новогоднего персонажа никогда не фигурировала даже в народных сказаниях, пока в 1869 году собиратель фольклора Александр Николаевич Афанасьев не выпустил книгу «Поэтические воззрения славян на природу». В сборник он включил сказку о том, как старик и старуха вылепили из снега куклу, которая затем ожила, но летом, неосторожно приблизившись к костру, растаяла. Афанасьев подчёркивает, что эта девушка «была названа Снегуркой, потому что она родилась из снега».
Однако в обиходе этот персонаж долго оставался малоизвестным. Лишь после того как в 1882 году на сцене была поставлена опера Н.А. Римского-Корсак-ва «Снегурочка», имевшая громадный успех, образ «снежной девушки» стал появляться на рождественских карнавалах.
А вот канонический дуэт Деда Мороза с внучкой Снегурочкой, его помощницей, в качестве обязательных персонажей новогоднего праздника сформировался уже в советское время, в конце 1930-х годов, когда после нескольких лет запрета власти вновь разрешили устанавливать в квартирах и в общественных местах новогоднюю ёлку.

Немецкая традиция

Обычай встречать Новый год рядом с хвойным деревцем в Россию пришёл из Западной Европы. Как мы помним, Пётр I в своём указе о начале года с 1 января повелел в этот день украшать дома и улицы сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями. О целых хвойных деревьях в указе ничего не говорилось. А вот в древней германской легенде о святом Бонифации уже упоминается рождественская ель, вокруг которой устраивали праздничные гулянья с танцами. Бременские хроники XVI века описывают украшение ёлок «бумажными цветами, крендельками, финиками, орехами и яблоками» на Рождество. Позже в Германии наряженная ёлочка официально стала рождественским деревом, её также называли «деревом Санта-Клауса».
В России рождественские ёлки стали появляться только в XIX веке, главным образом в домах приехавших сюда немцев. А первая официальная ёлка в России была устроена 24 декабря 1817 года императором Николаем I по просьбе его жены Александры Фёдоровны, урождённой прусской принцессы Шарлотты.
Однако долгое время в остальной России обычая ставить рождественскую ёлку попросту не существовало. Так, даже самые известные поэты — Пушкин, Лермонтов, Жуковский и другие в своих произведениях при описании рождественских празднеств ёлки нигде не упоминали. Лишь после 1840 года «немецкое нововведение» стало быстро распространяться по Петербургу. А первая общественная ёлка была организована в 1852 году в здании петербургского Екатерингофского вокзала. Вскоре публичные ёлки начали устраивать в зданиях дворянских, офицерских и купеческих собраний, в клубах, театрах и других местах.
Но вот Мороз Иванович, Снегурочка и ёлка с Новым годом долгое время существовали по раздельности. Их объединение произошло лишь во второй половине XIX века, когда в городской среде России началось создание образа самобытного «рождественского деда», который дарил бы подарки русским детям, как это делал святой Николай у их западных сверстников.

«В лесу родилась ёлочка»

Знаменательное событие произошло в 1903 году, когда в московском детском журнале «Малютка» под псевдонимом «А.Э.» было опубликовано стихотворение начинающей поэтессы Раисы Кудашевой «Ёлка». Через два года музыкант-любитель, агроном Леонид Бекман подобрал к этим стихам несложный мотив. Его супруга Елена Александровна сначала исполняла новое творение в узком семейном кругу, а потом его стали петь и на массовых детских мероприятиях. Так родилась знаменитая новогодняя песенка «В лесу родилась ёлочка», мимо которой, как мы это знаем с детства, пробегали трусишка зайка серенький и сердитый волк, а потом некий мужичок срубил её под самый корешок и увёз на дровеньках, после чего ёлочка много-много радости детишкам принесла. Песенка и по сей день остаётся обязательным атрибутом новогодних праздников.

Журнал: Тайны 20-го века №52, декабрь 2019 года
Рубрика: Сплошные праздники
Автор: Валерий Ерофеев

Метки: эпоха Романовых, Московская Русь, Иван III, Тайны 20 века, деньги, Мартине, Новый Год, праздник, Пётр Первый, Дед Мороз, Снегурочка, январь, сентябрь



Занимательные факты по теме: История появления Нового Года

История Нового Года

В древности у многих народов год начинался весной или осенью. В Древней Руси новый год начинался в марте. Его встречали, как праздник весны, солнца, тепла, ожидания нового урожая. Когда на Руси в конце Х века приняли христианство, новый год стали встречать по византийскому календарю – 1 сентября, в самом начале осени.

 Накануне 1700 года русский царь Пётр І издал указ праздновать Новый год по европейскому обычаю – 1 января. Пётр предложил всем москвичам украсить свои дома сосновыми, еловыми цветками. Все должны были поздравить родных и знакомых с праздником. В 12 часов ночи Пётр І вышел на Красную площадь с факелом в руках и запустил в небо первую ракету. Начался салют в честь новогоднего праздника.

 Лет триста назад люди верили, что, украшая новогоднюю ёлку, они делают злые силы добрее. О злых силах давно забыли, но ёлка – по-прежнему символ новогоднего праздника. Сколько лет Деду Морозу? Нам кажется, что этот добрый старик с белоснежной бородой, друг детей и лесных зверей, пришёл к нам очень давно, как и другие известные герои русских сказок. Но на самом деле он самый молодой из русских сказочных героев. Добрым Дедом Морозом, символом новогодних праздников, он стал примерно 100-150 лет назад.

Но уже в древние времена русский народ рассказывал сказки и легенды о Морозе – сильном и злом старике, хозяине снежных полей и лесов, который приносил на землю холод, снег, метели. Его называли по-разному: Мороз, Морозко, а чаще, с уважением, по имени-отчеству: Мороз Иванович. В те времена он редко дарил подарки, наоборот, люди, которые верили в его силу, дарили подарки ему, чтобы он стал добрее. Когда на Руси начали встречать Новый год зимой, в ночь с 31 декабря на 1 января, Дед Мороз стал главным героем нашего праздника. Но его характер изменился: он подобрел и стал приносить детям подарки в новогоднюю ночь.

Сколько лет Деду Морозу?

Представьте себе, что предками Деда Мороза в одних странах считают «местных» гномов. В других – средневековых странствующих жонглеров, которые распевали рождественские песни, или бродячих продавцов детских игрушек. Существует мнение, что среди родственников Деда Мороза значится восточнославянский дух холода Трескун, он же Студенец, Мороз.

Образ Деда Мороза складывался веками, и каждый народ вносил в его историю что-то свое. Но среди предков старца был, оказывается, и вполне реальный человек. В IV веке жил в турецком городе Мира архиепископ Николай. По преданию, это был очень добрый человек. Так, однажды он спас трех дочерей бедствующего семейства, подбросив в окно их дома узелки с золотом. После смерти Николая объявили святым. В XI веке церковь, где он был захоронен, ограбили итальянские пираты. Они похитили останки святого и увезли к себе на родину. Прихожане церкви святого Николая были возмущены. Разразился международный скандал. История эта наделала так много шуму, что Николай стал объектом почитания и поклонения христиан из разных стран мира.

В средние века твердо установился обычай в Николин день, 19 декабря, дарить детям подарки, ведь так поступал сам святой. После введения нового календаря святой стал приходить к детям на Рождество, а потом и в Новый год. Везде доброго старика называют по-разному: в Испании – папа Ноэль, в Румынии – Мош Джарилэ, в Голландии – Синте-Клаас, в Англии и Америке – Санта-Клаус, а у нас – Дед Мороз. Костюм Деда Мороза тоже появился не сразу.

Сначала его изображали в плаще. К началу XIX века голландцы рисовали его стройным курильщиком трубки, умело прочищающим дымоходы, через которые он забрасывал детям подарки. В конце того же века его одели в красную шубу, отороченную мехом. В 1860 году американский художник Томас Найт украсил Деда Мороза бородой, а вскоре англичанин Тенниел создал образ добродушного толстяка. С таким Дедом Морозом все мы хорошо знакомы.

Как отмечали Новый год в старину.

Некоторые народы ведут счет времени по лунносолнечному календарю, и начало года приходится где на осень, где на зиму. Но в основном празднование Нового года у древних народов совпадало с началом возрождения природы и приурочено, как правило, к марту. Март у древних римлян считался первым месяцем, потому что в это время начинались полевые работы.

Год состоял из десяти месяцев, потом число месяцев увеличили на два. В 46 году до н. э. римский император Юлий Цезарь перенес начало года на 1 января. Названный его именем Юлианский календарь распространился по всей Европе. Римляне в этот день приносили жертвы Янусу и начинали с него крупные мероприятия, считая первый день года благоприятным днем. Как вы уже знаете, не всегда Новый год отмечали с 1 января.

Во Франции сначала (до 755 г.) считали с 25 декабря, потом с 1-го марта, в ХII веке ≈ со дня пасхи, а с 1564 года по указу короля Карла IX с 1 января. В Германии то же происходило в половине XVI века, а в Англии с XVIII века. А как же обстояло дело у нас, на Руси? В России, со времени введения христианства, исполняя обычаи своих предков, так же начинали летоисчисление или с марта или, реже, со дня святой Пасхи, в 1492 году великий князь Иоанн III окончательно утвердил постановление Московского собора считать за начало как церковного, так и гражданского года, первое сентября, когда велено было платить дань, пошлины, различные оброки и т.п., а для. того, чтобы придать большую торжественность этому дню, сам царь накануне являлся в Кремль, где каждый, будь то простолюдин или знатный боярин, мог подойти к нему и искать непосредственно у него правды и милости (кстати, нечто подобное происходило и в Византии во времена Константина Великого).

Последний раз Новый год на Руси был отпразднован с царской пышностью 1-го сентября 1698 года. Оделяя каждого яблоком, царь называя каждого братом, поздравлял с Новым годом, с новым счастьем. Каждый заздравный кубок царя Петра Великого сопровождался выстрелом из 25 орудий. Когда впервые на Руси стали отмечать Новый год 1 января.

С 1700 года Царь Петр издал указ отмечать Новый год не со дня сотворения мира, а Рождества Богочеловека, ссылаясь на европейские народы. Запрещено было отмечать 1 сентября, а 15 декабря 1699 года барабанный бай возвестил народу на Красной площади (из уст царского дьяка) о том, что в знак доброго начинания и начала нового столетия после благодарения Богу и молебного пения в церкви велено было «по большим проезжим улицам, и знатным людям перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых. А людям скудным (т.е. бедным) хотя по древу или ветви над воротами поставить. И чтоб то поспело к 1-му числу 1700 сего года; а стоять тому украшению инваря (т. е. января) по 7-е число того же года.

В 1-й день, в знак веселия, друг друга поздравлять с Новым годом, и учинить сие, когда на Красной площади огненные потехи начнутся, и стрельба будет». В указе рекомендовалось по возможности всем на своих дворах из небольших пушечек или мелких ружей «учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет». С 1-го по 7 января «по ночам огни зажигать из дров, или из хвороста, или из соломы». Первым пустил ракету царь Петр I.

Извиваясь в воздухе огненной змейкой, она возвестила народу наступление Нового года, а вслед за тем началось празднование «и по всей Белокаменной». В знак всенародного праздника палили из пушек, а вечером, в темном небе вспыхивали разноцветные невиданные прежде огни фейерверка. Полыхала иллюминация. Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили новогодние подарки.

Петр I неуклонно следил за тем, чтобы этот праздник был у нас не хуже и не беднее, чем в других европейских странах. Был он человеком решительным и одним махом разрешил все календарные неудобства. К началу царствования Петра Великого в России был год 7207 (от сотворения мира), а в Европе 1699 (от Рождества Христова). Россия начинала устанавливать связи с Европой и такая «разница во времени» очень мешала. Но с этим было покончено. Именно с 1 января 1700 года народные новогодние забавы и веселья получили свое признание, а празднование Нового года стало носить светский (нецерковный) характер.

Отныне и навсегда этот праздник был закреплен в российском календаре. Вот так и пришел к нам Новый год, с елочными украшениями, огнями, кострами (которые Петр приказал устраивать по ночам с 1 по 7 января с помощью зажигания смоляных бочек), поскрипыванием снега на морозе, зимними детскими забавами: санками, лыжами, коньками, снежными бабами, Дедом Морозом, подарками…

Надо сказать, что новые новогодние обычаи прижились у славян довольно быстро, потому что раньше в ту пору был другой праздник святки. И многие старые обряды веселые карнавалы, проделки ряженых, катание на санях, полночные гадания и хороводы вокруг елки — хорошо вписались в ритуал встречи Нового года. И хоть морозно было в эту пору, но не страшил людей холод. Как вы знаете, жгли они на улицах костры, исполняли вокруг них танцы, призывая солнце (которое испокон веков обожествляли) согреть скованную снегами и морозами землю.

Древнейшая история появления елки

Задолго до того, как люди начали праздновать Рождество, жители Древнего Египта в декабре, в самый короткий день года приносили зеленые пальмовые ветви в свои дома как символ победы жизни над смертью. Римляне в честь бога земледелия украшали дома зелеными листьями в зимний праздник Сатурналий — самый любимый и популярный праздник у крестьян того времени, когда на целую неделю на земле как бы восстанавливалось царство Сатурна – бога Золотого века. Жрецы-друиды вешали на дубовые ветки золотые яблоки во время празднества зимнего солнцестояния. В Средние века вечнозеленое дерево с красными яблоками было символом праздника Адама и Евы, отмечавшегося 24-го декабря.

Средневековая история появления елки

Другой вариант появления традиции наряжать рождественскую елку (а именно рождественская елка «переросла» в советское «безбожное» время в новогоднюю) связан со средневековой Германией.

Существует предание о том, что начало традиции украшать елку положил немецкий реформатор Мартин Лютер. В 1513 году, возвращаясь домой в канун Рождества, Лютер был очарован и восхищен красотой звезд, усыпавших небесный свод так густо, что казалось, будто и кроны деревьев искрятся звездочками. Дома он поставил на стол елку и украсил ее свечами, а на верхушку водрузил звезду в память о звезде Вифлеемской, приведшей волхвов к месту рождения Младенца Иисуса.

Известно также, что в XVI веке в Центральной Европе в рождественскую ночь было принято ставить на середине стола маленькое деревце бука, украшенное сваренными в меду маленькими яблочками, сливами, грушами и лесными орехами.

Во второй половине XVII столетия в немецких и швейцарских домах уже был распространен обычай дополнять украшение рождественской трапезы не только лиственным, но и хвойным деревом. Главное, чтобы оно было игрушечной величины.

Сначала маленькие елочки подвешивались к потолку вместе с конфетами и яблоками, и лишь позже установился обычай наряжать в гостевой комнате одну большую елку.

В XVIII‑XIX веках традиция украшения елки распространилась не только по всей Германии, но и появилась в Англии, Австрии, Чехии, Голландии, Дании. В Америке новогодние елки появились также благодаря немецким эмигрантам. Вначале елки украшали свечами, плодами и сладостями, позднее в обычай вошли игрушки из воска, ваты, картона, а потом и стекла.

История появления елки в России

В России традиция украшения новогодней елки появилась благодаря Петру I. Тот, еще в молодые годы гостивший на Рождество у своих немецких друзей, был приятно удивлен, увидев странное дерево: вроде бы ель, но на ней вместо шишек — яблоки и конфеты. Будущего царя это позабавило. Став царем, Петр I издал указ отмечать Новый год, как в Европе.

После смерти Петра I новогодние елки ставить перестали. Но новогодние празднества и традиция ставить елки возродились при Екатерине II. А украшать елки стали лишь в середине ХIХ века. Считается, что первую рождественскую елку в Петербурге устроили проживавшие там немцы. Этот обычай горожанам так понравился, что они стали устанавливать елки в своих домах. Из столицы империи эта традиция начала распространяться по всей стране.

В старину елку украшали различными лакомствами: орехами в яркой обертке, конфетами и даже овощами. На ветках горели восковые свечи, которые затем уступили место электрическим гирляндам. А блестящие шары появились сравнительно недавно — примерно сто лет назад. Макушку елки венчала Вифлеемская звезда, на смену которой потом пришла красная пятиконечная.

В 20-х годах прошлого столетия большевики запретили устраивать елки и праздновать Новый год, считая это «буржуазной прихотью» и «старорежимным обычаем». Кроме того, по их мнению, «новогодний праздник слишком близко стоит в календаре от поповского Рождества и не следует вводить народ в искушение». С этого момента новогодняя елка «ушла в подполье»: только в некоторых семьях решались устраивать ее и делали это тайно.

 В декабре 1935 года партийный деятель Павел Постышев «реабилитировал» праздник, и в 1936 году в Колонном зале Дома Союзов была устроена елка для детей и молодежи. Лесная красавица вернулась после долгих лет забвения и уже навсегда вошла в нашу жизнь вечнозеленым чудом и волшебной сказкой. В 1954 году впервые зажглась главная елка страны — Кремлевская, которая искрится и сверкает каждый Новый год.

Откуда мишура на елке?

Существует легенда о том, почему мы украшаем елки блестящей серебряной мишурой.

          Давным-давно жила-была очень добрая и очень бедная женщина, у которой было много детей. Вечером перед Рождеством она нарядила елку, но украшений было слишком мало, чтобы деревце выглядело нарядным. Ночью на елку забрались пауки и, переползая с ветки на ветку, оставили на ее ветвях паутину. В награду за доброту женщины младенец Христос благословил дерево, и паутина превратилась в сверкающее серебро.

        

история возникновения — Альтернативный взгляд Salik.biz

Кстати, для жителей Российских городов Новый год является главным праздником зимы и отмечается 1 января. Однако и среди городских жителей есть исключения, которые не празднуют Новый год. Настоящий праздник для верующего – это Рождество Христово. А перед ним строгий Рождественский пост, который длится 40 дней. Начинается он 28 ноября и заканчивается только 6 января, вечером, с восходом первой звезды. Есть даже деревни, селения, где все жители Новый год не празднуют или празднуют его 13 января ( 1 января по Юлианскому стилю), после поста и Рождества.

— Salik.biz

А теперь вернемся к истории празднования Нового года на Руси

Празднование нового года на Руси имеет такую же сложную судьбу, как и сама ее история. Прежде всего, все изменения в праздновании нового года были связаны с самыми важными историческими событиями, затрагивавшими все государство и каждого человека в отдельности. Несомненно, что народная традиция даже после официально вводимых изменений в календаре еще долго сохраняла древние обычаи.


ПРАЗДНОВАНИЕ НОВОГО ГОДА В ЯЗЫЧЕСКОЙ РУСИ

Как праздновался новый год в языческой древней Руси — один из неразрешенных и спорных вопросов в исторической науке. Не найдено утвердительного ответа с какого времени начинался отсчет года.

Начало празднования нового года следует искать в глубокой древности. Так у древних народов новый год обыкновенно совпадал с началом возрождения природы и в основном был приурочен к марту месяцу.

Рекламное видео:

На Руси существовало долгое время пролетье, т.е. первые три месяца, и с марта начинался пролетний месяц. В честь его праздновали авсень, овсень или тусень, который в последствии перешел на новый год. Самое же лето в древности заключалось в нынешних трех весенних и трех летних месяцах, — последние шесть месяцев заключали зимнее время. Переход от осени к зиме тушевался подобно переходу от лета к осени. Предположительно, первоначально на Руси Новый год отмечался в день весеннего равноденствия 22 марта. Масленицу и Новый год отмечали в один день. Зиму прогнали — значит, наступил новый год.

ПРАЗДНОВАНИЕ НОВОГО ГОДА ПОСЛЕ КРЕЩЕНИЯ РУСИ

Вместе с христианством на Руси (988 г. — Крещение Руси) появилось новое летоисчисление — от сотворения мира, так и новый европейский календарь — Юлианский, с закрепленным названием месяцев. Началом нового года стало считаться 1 марта.

По одной версии в конце 15 века, а по другой в 1348 году православная церковь перенесла начало года на 1 сентября, что соответствовало определениям Никейского собора. Перенос должен быть поставлен в связь с возрастающим значением христианской церкви в государственной жизни древней Руси. Укрепление православия в средневековой Руси, установление христианства как религиозной идеологии, естественно, вызывает использование «священного писания» как источника реформы, вносимой в существующий календарь. Реформа системы календаря проводилась на Руси без учета трудовой жизни народа, без установления связи с сельскохозяйственными работами. Сентябрьский новый год утверждался церковью, следовавшей слову священного писания; установив и обосновав его библейской легендой, русская православная церковь сохранила эту новогоднюю дату вплоть до современности как церковную параллель гражданскому новому году. В ветхозаветной церкви месяц сентябрь праздновался ежегодно, в ознаменование покоя от всех житейских забот.

Таким образом, новый год стали вести с первого сентября. Этот день стал праздником Симеона первого столпника, празднуемый и сейчас нашей церковью и известного в простонародье под именем Семена летопроводца, потому что этим днем оканчивалось лето и начинался новый год. Он был у нас торжественным днем празднования, и предметом разборов срочных условий, собирания оброков, податей и личных судов.

НОВОВВЕДЕНИЯ ПЕТРА I В ПРАЗДНОВАНИЕ НОВОГО ГОДА

В 1699 году Петр I издал указ, согласно которому началом года стали считать 1 января. Это было сделано по примеру всех христианских народов, живших не по юлианскому, а по григорианскому календарю. Целиком перевести Русь на новый григорианский календарь Петр I не мог, так как церковь жила по юлианскому. Однако царь в России изменил летоисчисление. Если раньше годы считались от сотворения мира, то теперь летоисчисление пошло от Рождества Христова. В именном указе он объявил: «Ныне от Рождества Христова доходит тысяча шестисот девяносто девятый год, а с будущего января с 1-го числа настанет новый 1700 год купно и новый столетний век». Следует отметить, что новое летоисчисление еще долго существовало вместе со старым, — в указе от 1699 года разрешалось писать в документах две даты — от Сотворения мира и от Рождества Христова.

Проведение в жизнь этой реформы Великого Царя, имевшей столь важное значение, началось с того, что запрещено было праздновать каким бы то ни было образом 1 сентября, а 15 декабря 1699 года барабанный бой возвестил о чём-то важном народу, который толпами хлынул на Красную площадь. Здесь устроен был высокий помост, на котором царский дьяк громко читал указ, что Петр Васильевич повелевает «впредь лета счисляти в приказах и во всех делах и крепостях писать с 1 генваря от Рождества Христова».

Царь неуклонно следил за тем, чтобы новогодний праздник был у нас не хуже и не беднее, чем в других европейских странах.

В Петровском указе писалось: «… По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых… а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь…». В указе речь шла не конкретно о ёлке, а о деревьях вообще. Вначале их украшали орехами, конфетами, фруктами и даже овощами, а наряжать елку стали намного позднее, с середины прошлого века.



Первый день Нового 1700 года начался парадом на Красной площади в Москве. А вечером небо озарилось яркими огнями праздничного фейерверка. Именно с 1 января 1700 года народные новогодние забавы и веселья получили свое признание, а празднование Нового года стало носить светский (не церковный) характер. В знак всенародного праздника палили из пушек, а вечером, в темном небе вспыхивали разноцветные невиданные прежде огни фейерверка. Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили новогодние подарки.

НОВЫЙ ГОД ПРИ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ. СМЕНА КАЛЕНДАРЯ

После Октябрьской революции 1917 года правительством страны был поставлен вопрос о реформе календаря, так как большинство европейских стран давно перешло на григорианский календарь, принятый Папой Григорием XIII еще в 1582 году, а Россия все еще жила по юлианскому.

24 января 1918 года Совет Народных Комиссаров принял «Декрет о введении в Российской республике западно-европейского календаря». Подписанный В.И. Лениным документ был опубликован на следующий день и вступил в силу с 1 февраля 1918 г. В нем, в частности, говорилось: «…Первый день после 31 января сего года считать не 1-м февралем, а 14 февраля, второй день — считать 15-м и т. д.» Таким образом, русское Рождество сместилось с 25 декабря на 7 января, сместился и новогодний праздник.

Сразу возникли противоречия с православными праздниками, ведь, изменив даты гражданских, правительство не тронуло церковные праздники, и христиане продолжали жить по юлианскому календарю. Теперь Рождество праздновалось не до, а после Нового года. Но это совершенно не смущало новую власть. Даже напротив было выгодно разрушение основ христианской культуры. Новая власть вводила свои, новые, социалистические праздники.

В 1929 году произошла отмена Рождества. С ней отменялась и елка, которая называлась «поповским» обычаем. Был отменен Новый год. Однако, в конце 1935 года в газете «Правда» появилась статья Павла Петровича Постышева «Давайте организуем к новому году детям хорошую елку!». Общество, еще не забывшее красивый и светлый праздник, отреагировало достаточно быстро, — в продаже появились елки и елочные украшения. Пионеры и комсомольцы взяли на себя организацию и проведение новогодних елок в школах, детских домах и клубах. 31 декабря 1935 года елка вновь вошла в дома наших соотечественников и стала праздником «радостного и счастливого детства в нашей стране», — прекрасным новогодним праздником, который продолжает радовать нас и сегодня.

В 1949 году 1 января стал нерабочим днем.

СТАРЫЙ НОВЫЙ ГОД

Хотелось бы еще раз вернуться к смене календарей и объяснить феномен Старого Нового года в нашей стране.

Само название этого праздника указывает на его связь со старым стилем календаря, по которому Россия жила до 1918 года, и перешла на новый стиль указом В.И. Ленина. Так называемый Старый стиль – это календарь, введенный в действие еще римским императором Юлием Цезарем (юлианский календарь). Новый стиль – это реформа юлианского календаря, предпринятая по инициативе Папы Римского Григория XIII (григорианский, или новый стиль). Юлианский календарь с точки зрения астрономии был не точным и допускал ошибку, которая с годами накапливалась, что в результате выливалось в серьезные отклонения календаря от истинного движения Солнца. Поэтому григорианская реформа в какой-то степени была необходима.

Разница между старым и новым стилем в XX веке составляла уже плюс 13 дней! Соответственно, день, бывший по старому стилю 1 января, в новом календаре стал 14 января. И современная ночь с 13 на 14 января в дореволюционные времена была новогодней ночью. Таким образом, отмечая Старый Новый год, мы как бы приобщаемся к истории и совершаем дань времени.

НОВЫЙ ГОД В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Как ни удивительно, но Православная церковь живет по юлианскому календарю.

В 1923 году по инициативе Константинопольского Патриарха состоялось совещание Православных Церквей, на котором было принято решение об исправлении Юлианского календаря. Русская Православная Церковь в силу исторических обстоятельств не смогла принять в нем участия.

Узнав о совещании в Константинополе, Патриарх Тихон все же издал постановление о переходе на «Новоюлианский» календарь. Но это вызвало протесты и нестроения в церковном народе. Поэтому постановление было отменено менее, чем через месяц.

В Русской Православной Церкви заявляют, что перед ней в настоящее время вопрос о перемене календарного стиля на григорианский не стоит. «Подавляющее большинство верующих привержено сохранению существующего календаря. Юлианский календарь дорог нашему церковному народу и является одной из культурных особенностей нашей жизни», — сказал секретарь по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Николай Балашов.

Православный Новый год отмечается 14 сентября по сегодняшнему календарю или 1 сентября по Юлианскому. В честь православного нового года в храмах служатся молебны на новолетие.

История возникновения праздника — Новый год!?

Статья опубликована 25 ноября 2012

Новый год: история возникновения
Кстати, для жителей Российских городов Новый год является главным праздником зимы и отмечается 1 января. Однако и среди городских жителей есть исключения, которые не празднуют Новый год. Настоящий праздник для верующего – это Рождество Христово. А перед ним строгий Рождественский пост, который длится 40 дней. Начинается он 28 ноября и заканчивается только 6 января, вечером, с восходом первой звезды. Есть даже деревни, селения, где все жители Новый год не празднуют или празднуют его 13 января ( 1 января по Юлианскому стилю), после поста и Рождества.
А теперь вернемся к истории празднования Нового года на Руси
Празднование нового года на Руси имеет такую же сложную судьбу, как и сама ее история. Прежде всего, все изменения в праздновании нового года были связаны с самыми важными историческими событиями, затрагивавшими все государство и каждого человека в отдельности. Несомненно, что народная традиция даже после официально вводимых изменений в календаре еще долго сохраняла древние обычаи.
Празднование Нового года в языческой Руси
Как праздновался новый год в языческой древней Руси — один из неразрешенных и спорных вопросов в исторической науке. Не найдено утвердительного ответа с какого времени начинался отсчет года.
Начало празднования нового года следует искать в глубокой древности. Так у древних народов новый год обыкновенно совпадал с началом возрождения природы и в основном был приурочен к марту месяцу.
На Руси существовало долгое время пролетье, т.е. первые три месяца, и с марта начинался пролетний месяц. В честь его праздновали авсень, овсень или тусень, который в последствии перешел на новый год. Самое же лето в древности заключалось в нынешних трех весенних и трех летних месяцах, — последние шесть месяцев заключали зимнее время. Переход от осени к зиме тушевался подобно переходу от лета к осени. Предположительно, первоначально на Руси Новый год отмечался в день весеннего равноденствия 22 марта. Масленицу и Новый год отмечали в один день. Зиму прогнали — значит, наступил новый год.
Празднование нового года после крещения Руси
Вместе с христианством на Руси (988 г. — Крещение Руси) появилось новое летоисчисление — от сотворения мира, так и новый европейский календарь — Юлианский, с закрепленным названием месяцев. Началом нового года стало считаться 1 марта.
По одной версии в конце 15 века, а по другой в 1348 году православная церковь перенесла начало года на 1 сентября, что соответствовало определениям Никейского собора. Перенос должен быть поставлен в связь с возрастающим значением христианской церкви в государственной жизни древней Руси. Укрепление православия в средневековой Руси, установление христианства как религиозной идеологии, естественно, вызывает использование «священного писания» как источника реформы, вносимой в существующий календарь. Реформа системы календаря проводилась на Руси без учета трудовой жизни народа, без установления связи с сельскохозяйственными работами. Сентябрьский новый год утверждался церковью, следовавшей слову священного писания; установив и обосновав его библейской легендой, русская православная церковь сохранила эту новогоднюю дату вплоть до современности как церковную параллель гражданскому новому году. В ветхозаветной церкви месяц сентябрь праздновался ежегодно, в ознаменование покоя от всех житейских забот.
Таким образом, новый год стали вести с первого сентября. Этот день стал праздником Симеона первого столпника, празднуемый и сейчас нашей церковью и известного в простонародье под именем Семена летопроводца, потому что этим днем оканчивалось лето и начинался новый год. Он был у нас торжественным днем празднования, и предметом разборов срочных условий, собирания оброков, податей и личных судов.
Нововведения Петра I в празднование нового года
В 1699 году Петр I издал указ, согласно которому началом года стали считать 1 января. Это было сделано по примеру всех христианских народов, живших не по юлианскому, а по григорианскому календарю. Целиком перевести Русь на новый григорианский календарь Петр I не мог, так как церковь жила по юлианскому. Однако царь в России изменил летоисчисление. Если раньше годы считались от сотворения мира, то теперь летоисчисление пошло от Рождества Христова. В именном указе он объявил: «Ныне от Рождества Христова доходит тысяча шестисот девяносто девятый год, а с будущего января с 1-го числа настанет новый 1700 год купно и новый столетний век». Следует отметить, что новое летоисчисление еще долго существовало вместе со старым, — в указе от 1699 года разрешалось писать в документах две даты — от Сотворения мира и от Рождества Христова.
Проведение в жизнь этой реформы Великого Царя, имевшей столь важное значение, началось с того, что запрещено было праздновать каким бы то ни было образом 1 сентября, а 15 декабря 1699 года барабанный бой возвестил о чём-то важном народу, который толпами хлынул на Красную площадь. Здесь устроен был высокий помост, на котором царский дьяк громко читал указ, что Петр Васильевич повелевает «впредь лета счисляти в приказах и во всех делах и крепостях писать с 1 генваря от Рождества Христова».
Царь неуклонно следил за тем, чтобы новогодний праздник был у нас не хуже и не беднее, чем в других европейских странах.
В Петровском указе писалось: «…По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых… а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь…». В указе речь шла не конкретно о ёлке, а о деревьях вообще. Вначале их украшали орехами, конфетами, фруктами и даже овощами, а наряжать елку стали намного позднее, с середины прошлого века.
Первый день Нового 1700 года начался парадом на Красной площади в Москве. А вечером небо озарилось яркими огнями праздничного фейерверка. Именно с 1 января 1700 года народные новогодние забавы и веселья получили свое признание, а празднование Нового года стало носить светский (не церковный) характер. В знак всенародного праздника палили из пушек, а вечером, в темном небе вспыхивали разноцветные невиданные прежде огни фейерверка. Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили новогодние подарки.
Новый год при советской власти. Смена календаря.
После Октябрьской революции 1917 года правительством страны был поставлен вопрос о реформе календаря, так как большинство европейских стран давно перешло на григорианский календарь, принятый Папой Григорием XIII еще в 1582 году, а Россия все еще жила по юлианскому.
24 января 1918 года Совет Народных Комиссаров принял «Декрет о введении в Российской республике западно-европейского календаря». Подписанный В.И. Лениным документ был опубликован на следующий день и вступил в силу с 1 февраля 1918 г. В нем, в частности, говорилось: «…Первый день после 31 января сего года считать не 1-м февралем, а 14 февраля, второй день — считать 15-м и т. д.» Таким образом, русское Рождество сместилось с 25 декабря на 7 января, сместился и новогодний праздник.
Сразу возникли противоречия с православными праздниками, ведь, изменив даты гражданских, правительство не тронуло церковные праздники, и христиане продолжали жить по юлианскому календарю. Теперь Рождество праздновалось не до, а после Нового года. Но это совершенно не смущало новую власть. Даже напротив было выгодно разрушение основ христианской культуры. Новая власть вводила свои, новые, социалистические праздники.
В 1929 году произошла отмена Рождества. С ней отменялась и елка, которая называлась «поповским» обычаем. Был отменен Новый год. Однако, в конце 1935 года в газете «Правда» появилась статья Павла Петровича Постышева «Давайте организуем к новому году детям хорошую елку!». Общество, еще не забывшее красивый и светлый праздник, отреагировало достаточно быстро, — в продаже появились елки и елочные украшения. Пионеры и комсомольцы взяли на себя организацию и проведение новогодних елок в школах, детских домах и клубах. 31 декабря 1935 года елка вновь вошла в дома наших соотечественников и стала праздником «радостного и счастливого детства в нашей стране», — прекрасным новогодним праздником, который продолжает радовать нас и сегодня.
В 1949 году 1 января стал нерабочим днем.
Старый Новый год
Хотелось бы еще раз вернуться к смене календарей и объяснить фен Старого Нового года в нашей стране.
Само название этого праздника указывает на его связь со старым стилем календаря, по которому Россия жила до 1918 года, и перешла на новый стиль указом В.И. Ленина. Так называемый Старый стиль – это календарь, введенный в действие еще римским императором Юлием Цезарем (юлианский календарь). Новый стиль – это реформа юлианского календаря, предпринятая по инициативе Папы Римского Григория XIII (григорианский, или новый стиль). Юлианский календарь с точки зрения астрономии был не точным и допускал ошибку, которая с годами накапливалась, что в результате выливалось в серьезные отклонения календаря от истинного движения Солнца. Поэтому григорианская реформа в какой-то степени была необходима.Разница между старым и новым стилем в XX веке составляла уже плюс 13 дней! Соответственно, день, бывший по старому стилю 1 января, в новом календаре стал 14 января. И современная ночь с 13 на 14 января в дореволюционные времена была новогодней ночью. Таким образом, отмечая Старый Новый год, мы как бы приобщаемся к истории и совершаем дань времени.
Новый год в Православной церкви
Как ни удивительно, но Православная церковь живет по юлианскому календарю.
В 1923 году по инициативе Константинопольского Патриарха состоялось совещание Православных Церквей, на котором было принято решение об исправлении Юлианского календаря. Русская Православная Церковь в силу исторических обстоятельств не смогла принять в нем участия.
Узнав о совещании в Константинополе, Патриарх Тихон все же издал постановление о переходе на «Новоюлианский» календарь. Но это вызвало протесты и нестроения в церковном народе. Поэтому постановление было отменено менее, чем через месяц.
В Русской Православной Церкви заявляют, что перед ней в настоящее время вопрос о перемене календарного стиля на григорианский не стоит. «Подавляющее большинство верующих привержено сохранению существующего календаря. Юлианский календарь дорог нашему церковному народу и является одной из культурных особенностей нашей жизни», — сказал секретарь по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Николай Балашов.
Православный Новый год отмечается 14 сентября по сегодняшнему календарю или 1 сентября по Юлианскому. В честь православного нового года в храмах служатся молебны на новолетие.
******************************
Источник — 
www.russianelka.ru/winrus/newyear/history.htm

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *