Как отмечать Пасху: суть главного праздника христиан :: Новости :: ТВ Центр
Пасхальные традиции идут с апостольских времен
28 апреля состоится самый главный христианский праздник — Воскресение Христово. Особый статус этого дня православная традиция передает словами «праздников праздник и торжество из торжеств». Что такое Пасха, как ее отмечать и про какие традиции нельзя забывать — обо всем этом читайте в материале ТВЦ.RU.
Запреты Страстной недели: традиции каждого дня
Для начала немного филологии и истории. С иврита слово «Пе́сах» переводится как «прохождение мимо» и «переход». Это слово отсылает нас к мрачным событиям, описанным в Ветхом Завете. Когда еврейский народ бежал из Египта, бог наслал на страну череду бедствий и уничтожил всех первенцев, кому бы они ни принадлежали — скоту, простонародью или самому фараону. Карающий всех и вся ангел проходил лишь мимо домов евреев, которые помазали косяки своих дверей кровью жертвенного агнца. Отсюда и «прохождение мимо».
В Новом Завете название праздника получило несколько иное толкование — «прехождение от смерти к жизни». «Торжество из торжеств» стали увязывать с воскресением Иисуса Христа на третий день после его страданий и мученической смерти. Он взял на себе грехи всех людей и искупил их своей кровью, поучали апостолы. «Ветхая Пасха празднуется из-за спасения кратковременной жизни иудейских первенцев, а новая Пасха — из-за дарования вечной жизни всем людям», — говорил святой Иоанн Златоуст.
Пасха — самый длинный христианский праздник, он длится аж 40 дней. Светлому Воскресению Христову предшествует страстная неделя, во время которой православные едят только хлеб, овощи и фрукты. В Страстную пятницу, когда Христа распяли на кресте, их столы вообще пустуют в знак скорби. В Чистый четверг принято красить яйца, а в Великую субботу — еще и освящать куличи. На Страстной неделе люди исповедуются и причащаются, а также тщательно убираются у себя дома. Эти семь дней считаются своего рода кульминацией Великого поста.
Кстати, в Страстную пятницу считается большим грехом не только есть, но и заниматься домашним хозяйством. Не рекомендуется стирать, шить и резать. Считается, что посеянное в этот день не даст урожая.
Пасхальный огонь
В Великую субботу традиционно совершается вынос пасхального огня из Гроба Господня в храме Воскресения Христова в Иерусалиме. Это символизирует воскрешение Христа. Привезенный из Иерусалима Благодатный огонь торжественно разносят по российским храмам.
Крестный ход и пасхальная служба
В ночь на воскресенье священнослужители в блестящих ризах и молящиеся с горящими свечами выходят из храма и, напевая стихиры, трижды его обходят. Таким образом участники процессии воспроизводят шествие мироносиц, которые пришли к гробу Христа. Крестный ход останавливается у западных дверей храма.
После этого начинается пасхальная служба. Ее главное отличие от других служб заключается в том, что все священные тексты не читаются, а поются. Молящиеся держат в руках свечи и ставят их перед иконами. Торжественная служба обычно начинается в 12 часов ночи и длится пять часов.
Праздничный завтрак
Традиционно он начинается с первыми лучами солнца. Верующие накрывают богатый стол и завтракают со своими родными и близкими. Начинать трапезу рекомендуется с освященных крашеных яиц, пасхального кулича и пасхи — творожного блюда с изюмом, курагой и цукатами. Каждое из этих блюд имеет свой смысл. Яйца красного цвета символизируют жизнь и кровь Христа (снаружи яйцо выглядит мертвым, внутри оно содержит жизнь), кулич господне тело, а пасха — христов гроб.
Традиция красить яйца берет свое начало с библейских времен. По легенде, Мария Магдалина после воскрешения Христа отправилась в Рим и возвестила императору Тиверию: «Христос воскрес!» При этом она вручила ему яйцо. Тот не поверил и заявил, что скорее яйцо окрасится в красный цвет, чем человек вернется из царства мертвых. Не успел возмущенный император договорить, как подаренное ему яйцо стало красным.
Игры
Во время праздничного завтрака принято играть в битки: два игрока держат сваренные вкрутую яйца и бьют их друг о друга, пытаясь разбить чужое, не повредив при этом свое. Таким образом люди забавлялись еще со времен Средневековья. Существует и другая праздничная забава: игроки катят пасхальные яйца по деревянным желобам, пытаясь своим укатившимся пасхальным снарядом задеть чужой. Победитель забирает себе яйцо соперника.
Гулянья
Во время Пасхи верующие приветствуют друг друга словами «Христос воскресе» и «Воистину воскресе». Они трижды целуются в щеки и обмениваются пасхальными яйцами. Кстати, обычай «христосоваться» идет еще с апостольских времен.
Главный православный праздник отмечают весело и с размахом. После многодневного поста верующие могут себе позволить не только скоромную пищу, но и развлечения. Хороводы, игры, песни, кулинарные мастер-классы, концерты и театральные представления — пасхальные гулянья традиционно устраивают во всех городах России.
Поздравления
Людям, которые хотят в стихотворной форме поздравить своих близких с Пасхой, можно порекомендовать эти строки:
Христос Воскрес! Христос Воскрес!
Пусть эти радостные звуки,
Как пенье ангелов с небес,
Рассеют злобу, скорби, муки!
Соединим все братски руки,
Обнимем всех! Христос Воскрес!
***
Христос Воскрес! Он возвестил,
Что на земле все люди — братья,
Он мир любовью обновил,
Он на кресте врагов простил,
И нам открыл свои объятья!
***
Христос Воскрес! — всего два слова,
Но благодати сколько в них!
Мы неземным блаженством снова
Озарены в сердцах своих.
***
Много звуков, много песен, —
Но слышней всего с небес
Раздается весть святая,
Песня-весть — «Христос Воскрес!»
***
Светлое Христово Воскресение,
Колокольный звон летит с небес,
И во славу Бога песнопения,
Ликование — «Христос Воскрес!»
когда отмечают и традиции празднования
Главный праздник православных христиан — Светлое Христово Воскресение, Пасха —празднуется в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния — между 4 апреля (22 марта по старому стилю) и 8 мая (25 апреля по старому стилю).
В 2018 году православная Пасха празднуется 8 апреля.
В день Пасхи вспоминается Воскресение из мертвых Иисуса Христа на третий день после Его распятия на кресте.
Пасха — венец Великого поста
Пасху отмечают сразу после Великого поста, последняя неделя (седмица) которого является самой строгой, Страстной.
Пасха празднуется семь дней, всю неделю. Каждый день недели называется Светлым. На Светлой седмице ежедневно совершаются богослужения с открытыми Царскими Вратами иконостаса (которые на обычной литургии закрыты) в знак того, что Иисус Христос навсегда открыл людям врата Небесного Царствия.
Весь период до праздника Вознесения, который отмечается на 40-й день после Пасхи, считается пасхальным, и православные встречают друг друга приветствием «Христос воскресе!» и ответом «Воистину воскресе!».
Крашеные яйца, кулич и творожная пасха
Издавна принято, что первой едой после Великого поста должны стать освященные крашеные яйца, кулич и творожная пасха.
Объяснение обычая красить яйца на Пасху в красный цвет можно найти в раннехристианской литературе, не вошедшее в библейский канон. Эти источники рассказывают об обращении в христианскую веру римского императора Тиверия. Желая остановить проповедь святой Марии Магдалины, Тиверий заявил, что он скорее готов поверить в превращение белого яйца в красное, чем в возможность оживления умершего. Яйцо покраснело, и это стало последним аргументом в полемике, которая завершилась крещением римского царя.
Обычай обмениваться крашеными яйцами прочно вошел в быт церкви. Красный цвет яйца символизирует всепобеждающую Божественную Любовь.
© Sputnik / Константин Чалабов
Празднование Пасхи в России
Пасхальный кулич по своей форме напоминает артос. Пасхальный артос — символ самого Иисуса Христа. В куличе, перенесенном на праздничный стол, присутствует сдоба, сладость, изюм и орехи. Правильно приготовленный кулич ароматен и красив, он не черствеет неделями и может простоять, не испортившись, все 40 дней Пасхи. Кулич на праздничном столе символизирует Божие присутствие в мире и в человеческой жизни. Сладость, сдоба, красота пасхального кулича выражают заботу Господа о всяком человеческом существе, его сострадание и милосердие к людям.
Творожная сладкая пасха является прообразом Царства Небесного. Ее «молоко и мед» — образ нескончаемой радости, блаженства святых, сладости райской жизни, блаженной Вечности. Форма пасхи в виде горы символизирует основание нового небесного Иерусалима — города, в котором нет храма, но, по словам Апокалипсиса, «Сам Господь Бог Вседержитель — храм его и Агнец».
Богослужение и Крестный ход
Еще с апостольского времени церковь совершает пасхальное богослужение ночью. Подобно древнему избранному народу, бодрствовавшему в ночь своего избавления от египетского рабства, христиане бодрствуют в священную и предпраздничную ночь Светлого Воскресения Христова. Незадолго до полуночи в Великую Субботу служится Полунощница, на которой священник с диаконом подходят к Плащанице (полотну с изображением положения во гробе тела Иисуса Христа) и относят в алтарь. Плащаницу кладут на престол, где она должна оставаться в течение 40 дней до дня Вознесения Господня.
© Sputnik / Игорь Руссак
Крестный ход
Священнослужители надевают праздничные облачения. Перед наступлением полуночи торжественный колокольный звон — благовест — возвещает о приближении Воскресения Христова.
Крестный ход означает шествие церкви навстречу воскресшему Спасителю. Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается перед его закрытыми дверями, как бы у входа ко Гробу Господню. Затем священник, держа в руках крест и трехсвечник, творит ими крестное знамение у закрытых дверей храма, они открываются, и все, ликуя, входят в церковь, где горят все светильники и лампады, и поют: «Христос воскресе из мертвых!».
Последующее Богослужение Пасхальной заутрени состоит из пения канона, составленного святым Иоанном Дамаскиным. Между песнями Пасхального канона священники с крестом и кадилом обходят весь храм и приветствуют прихожан словами: «Христос воскресе!», на что верующие отвечают: «Воистину воскресе!».
В конце заутрени, после окончания пасхального канона, священник читает «Слово святителя Иоанна Златоустого», которое описывает торжество и значение Пасхи. После службы все молящиеся в храме христосуются друг с другом, поздравляя с великим праздником.
Sputnik
Празднование Пасхи в Брестской области
Сразу после заутрени служится Пасхальная литургия (богослужение), где читается начало Евангелия от Иоанна. На Пасху все молящиеся, по возможности, причащаются Святых Христовых Таин. Перед окончанием литургии освящается пасхальный хлеб — артос.
После окончания праздничного богослужения, православные христиане обыкновенно разговляются освященными крашеными яйцами и куличами у храма или у себя дома.
История празднования Пасхи
Слово «пасха» ведет свое начало от названия ветхозаветного праздника Пасхи, который был назван так от еврейского слова «пасах» («проходит мимо») — в воспоминание древнего события исхода евреев из Египта и от египетского рабства, когда ангел, поражавший египетских первенцев, при виде крови пасхального агнца на дверях еврейских жилищ проходил мимо, оставляя их неприкосновенными. Другое древнее толкование праздника связывает его с созвучным греческому слову «страдаю».
В христианской церкви наименование «пасха» получило особый смысл и стало обозначать переход от смерти к вечной жизни со Спасителем — от земли к небу.
Этот древнейший праздник христианской церкви был установлен и праздновался еще в апостольское время. Древняя церковь под именем Пасхи соединяла два воспоминания — о страданиях и о Воскресении Иисуса Христа — и посвящала ее празднованию дни, предшествующие Воскресению и последующие за ним. Для обозначения той и другой частей праздника употреблялись особые наименования — Пасха страданий, или Пасха Крестная, и Пасха Воскресения.
© Sputnik / Виталий Белоусов
Храм Гроба Господня в Иерусалиме
Воскресение Иисуса Христа свидетельствует, что он «воскрес, яко Бог». Оно открыло славу Его Божества сокровенную до того под покровом уничижения, позорной для того времени смерти на кресте подобно преступникам и разбойникам, которые были казнены вместе с ним.
Воскреснув из мертвых, Спаститель освятил, благословил и утвердил общее воскресение всех людей, которые также, по христианскому вероучению, восстанут из мертвых во всеобщий день воскресения, как из семени вырастает колос.
В первые века христианства Пасху праздновали в разных церквях в разное время. На Востоке, в Малоазийских церквях ее отмечали в 14-й день нисана (март — апрель), на какой бы день седмицы ни приходилось это число. Западная церковь праздновала Пасху в первое воскресенье после весеннего полнолуния. Попытка установить согласие между церквями в этом вопросе была сделана при святом Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века. Первый Вселенский собор 325 года определил праздновать Пасху повсеместно в одно время. Так продолжалось до XVI века, когда единство западных и восточных христиан в праздновании святой Пасхи и других праздников было нарушено календарной реформой папы Григория XIII.
История и традиции Пасхи в России — Биографии и справки
ТАСС-ДОСЬЕ. 28 апреля 2019 года православные верующие в России будут отмечать Пасху, или Светлое Христово Воскресение — великий (главный) праздник христианской церкви, посвященный воскрешению Иисуса Христа. Это событие является центральным в Священной истории. Сведения о нем содержатся во всех четырех Евангелиях — от Матфея, Марка, Луки и Иоанна.
История праздника в России
В дореволюционной России Пасха являлась государственным праздником, первые дни Светлой недели были нерабочими. После Октябрьской революции 1917 года ситуация начала меняться в связи с борьбой с религиозными предрассудками. Сам праздник отмечался, но выходными оставались лишь собственно Светлое воскресенье и следующий за ним понедельник. В 1928 году все дни пасхальной недели стали рабочими. Официального запрета на празднование не последовало, однако власти попытались заменить Пасху светскими мероприятиями, например, собраниями коммунистической молодежи (известны как «красные пасхи», или «комсомольские пасхи»). Посещать открыто церковные службы прихожанам было небезопасно, это могло стать основанием для увольнения с работы, а также уголовного преследования по политическим мотивам.
Открыто отметить праздник советские власти позволили верующим лишь однажды, после начала Великой Отечественной войны. В ночь на 5 апреля 1942 года в Москве был отменен комендантский час. В столице и области прошли пасхальные службы, которые, по данным московского управления НКВД, посетили 85 тыс. человек. Богослужения также состоялись в блокадном Ленинграде, в некоторых других городах и населенных пунктах страны.
Негласный запрет на празднование Пасхи сохранялся на протяжении последующих 40 лет. В конце 1980-х годов, в канун 1000-летия крещения Руси (1988), начался пересмотр государственной политики в отношении церкви и прав верующих. В ночь на 7 апреля 1991 года была организована первая телевизионная трансляция главного пасхального богослужения из Богоявленского кафедрального собора в Елохове, расположенного в Москве (с 2001 года эти службы проводятся в храме Христа Спасителя). 18 апреля 1993 года на пасхальных торжествах впервые присутствовал президент РФ Борис Ельцин. С тех пор посещение богослужений на Пасху первыми лицами государства стало традицией.
Подготовка к Пасхе
Подготовка к празднику начинается во время Страстной недели — последней недели Великого поста. Каждый ее день посвящен воспоминаниям о последних днях пребывания на земле Иисуса Христа. Особенное значение в церковном календаре имеют четверг, пятница и суббота. Страстной, или Чистый четверг, связан, в первую очередь, с воспоминаниями о Тайной вечере, во время которой Христос установил главное церковное таинство — Святое причастие. Поэтому в этот день верующие приходят в храм и причащаются. Во время богослужения в кафедральных соборах совершается особый обряд (чин): архиерей моет ноги 12 священникам или монахам в память о том, как Христос омыл ноги своим ученикам, показав им пример смирения. Кроме того, в этот день принято наводить порядок в доме, приступать к выпечке пасхальных куличей и крашению яиц.
В Страстную пятницу верующие вспоминают о распятии и мученической смерти Иисуса Христа, литургии не проводятся, вечером совершается служба с выносом плащаницы (ткань с изображением лежащего в гробу Иисуса Христа). Затем священнослужители читают канон, известный как «Плачь Богородицы». Страстная пятница — единственный день в году, когда в церквях не звонят в колокола. Предписан особенно строгий пост, вплоть до полного воздержания от пищи.
Суббота — последний день поста и одновременно канун Светлого воскресенья. Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа и его сошествии в ад, откуда он вывел души праведников. В православных храмах до начала пасхальной службы прихожане ждут Благодатного огня, который священнослужители доставляют из Храма Гроба Господня в Иерусалиме. От него зажигают церковные свечи, многие верующие уносят лампаду с огнем домой, где стараются поддерживать его в течение года.
Пасхальные торжества
Все 40 дней — с Пасхи до Вознесения — в церковных канонах считаются праздничными, но наиболее торжественно отмечается первая неделя. Она называется Светлой, как и каждый из ее дней, и празднуется «как един день». В это время ежедневно проводят торжественные богослужения, открывают Царские врата (двери в алтарь), которые в обычные дни закрыты, и повсюду звонят колокола.
Пасхальное торжественное богослужение начинается в ночь на Светлое воскресенье, обычно около 23:00, и длится несколько часов. Первая его часть называется полунощница, во время которой в алтарь на престол кладут плащаницу, которая будет находиться там 40 дней, до Вознесения Господня.
О начале праздника возвещает колокольный звон, именуемый благовест. Ровно в полночь начинается торжественная ранняя служба (заутреня). Под колокольный звон священнослужители и прихожане трижды совершают шествие вокруг храма (крестный ход) — против хода Солнца или против часовой стрелки, что символизирует следование навстречу воскресшему Христу. При этом крестный ход также символически повторяет шествие к гробу Христа жен-мироносиц, которые первыми и узнали о чуде воскрешения.
Во время богослужений произносится пасхальное приветствие и ответ на него: «Христос воскресе! Воистину воскресе!».
Затем служат божественную литургию и освящают особый хлеб — артос («квасной хлеб» с греч.), или «просфора всецелая». Он является символом того хлеба, который апостолы оставляли на столе во время трапезы для своего незримо присутствующего учителя. В православной традиции артос представляет собой высокий круглый хлеб с изображением креста и тернового венца, или иконы Воскресения Господня. Во время служб Светлой недели хлеб лежит в храме на аналое, перед иконостасом, а между богослужениями — перед открытыми Царскими вратами или иконой Христа. Во время крестного хода, совершаемого на пасхальной неделе ежедневно, артос обносят вокруг храма, затем возвращают на прежнее место. В Светлую субботу освященный хлеб делят между всеми участниками богослужения.
Для совершения богослужений священнослужители облачаются в особые одежды. Основные цвета пасхальной службы — белый и красный: первый символизирует божественный свет, второй — любовь Бога к роду человеческому.
Традиции
В субботу в храмах начинают освящать куличи, творожные пасхи, окрашенные яйца и другое. Пасхальный кулич представляет собой домашний аналог артоса — цилиндрической формы хлеб из сдобного теста. Его пекут с изюмом, цукатами, сухофруктами, орехами, шоколадом и прочим. Освященный кулич во время пасхальной трапезы так же, как артос, символизирует для верующих присутствие рядом с ними Господа.
Пасха изготавливается из творога в форме усеченной пирамиды — по аналогии с гробом, в котором лежало тело Иисуса. Наверху пасхи должны быть буквы «ХВ», означающие приветствие «Христос Воскресе», на боковых сторонах — изображения креста, копья, цветов и прочего, символизирующих страдания и воскрешение Господа.
Обычай красить яйца был распространен у восточных славян еще до зарождения христианства и связан с весенними языческими культами. Христианская традиция вложила в это новый смысл: пасхальное яйцо — символ жизни, а красный цвет скорлупы — крови Христовой, пролитой ради спасения людей. Окрашенные в один цвет яйца («крашенки») и расписанные узорами («писанки») принято дарить родным и гостям.
Традицию освящать на Пасху яйца часто связывают с притчей о святой Марии Магдалине. Придя в Рим, она преподнесла императору Тиберию простое куриное яйцо. На вопрос, что означает этот дар, Мария ответила, что он символизирует воскрешение Христа и возрождение человечества для вечной жизни. Император ответил, что поверит в воскрешение, только если белое яйцо станет красным. И тут же на глазах присутствующих оно изменило цвет.
Согласно православным канонам, на Пасху не полагается ездить на кладбище и совершать панихиды, поскольку этот день считается праздником возрождения. Посещать могилы близких церковь советует в первый вторник после пасхальной недели, который носит название Радоница.
Пасха: история, богослужение, традиции
См. также раздел «ПАСХА».
Юрий Рубан
В книге даётся краткое изложение истории христианской Пасхи, раскрывается её внутренний смысл и ретроспективная связь с одноименным еврейским праздником. Описание православной пасхальной службы сопровождается переводом наиболее значимых богослужебных текстов на русский язык и их комментариями, продолжением которых является краткий словарь церковно-богослужебной терминологии. Изъясняется содержание важнейших пасхальных обрядов и обычаев. Помещённые в Приложении материалы способствуют более осмысленному восприятию не только Пасхального богослужения. Издание адресовано всем желающим уяснить подлинный смысл праздника Пасхи в богословском и культурологическом аспектах.
Оглавление
Предисловие. Пасха или Христово Воскресение?
Казалось бы, смысл Пасхи – как мы обычно называем наш главный праздник – достаточно прозрачен. Увы! Опыт говорит о другом. Приведу лишь два наиболее характерных примера.
Урок в одной «Православной гимназии». Желая выявить уровень знаний детей, спрашиваю: «Как праздновали Пасху Христос и апостолы?» – Отличник вскидывает руку: «Они ели куличи и крашеные яйца»! Резонно! Возразить на это нечего! А как взрослые?
Пасхальное ночное розговенье в одном храме. Действительно, едим яйца и куличи (и не только). «Вдруг» одному уже немолодому певчему приходит в голову важная мысль, и он растерянно обращается к священнику (с богословским образованием). «Батюшка! Вот мы всё поём и поём «Христос воскресе!», а праздник называем «Пасхой»! Так ведь и евреи Пасху празднуют, а во Христа вовсе не веруют! Почему так?!» – Священник задумался, стал перебирать в голове обрывки семинарских знаний, да так и не смог сказать ничего вразумительного!
Это не исключение: то, что мы с детства воспринимаем на бытовом уровне, как некий красивый обряд, кажется нам само собой разумеющимся и не требующим изучения.
Давайте же устроим себе «пасхальный урок» и спросим: какие ассоциации рождает в нашем сознании долгожданное пасхальное приветствие Христос воскресе! – Воистину воскресе!
Крестный ход со свечами под огромным куполом ночного неба, – не задумываясь, ответит каждый, – красные ризы священно- и церковнослужителей, радостное пение, взаимные приветствия и лобызания, дарующие счастливую возможность поцеловать понравившуюся тебе девушку. На домашнем столе появляются знакомые с детства кушанья – красные и затейливо расписанные яйца, румяные куличи с крапинками изюма, пахнущие ванилью творожные пасхи, освящённые накануне заботливой бабушкой.
Да, но ведь это – лишь внешняя атрибутика праздника, – возразит вдумчивый читатель. – Мне же хочется знать, почему величайшее христианское торжество Светлого Христова Воскресения именуется обычно еврейским словом Пасха? Ведь так называется ветхозаветный праздник, установленный ещё за тринадцать веков до Рождества Христова, и смысл его совсем иной. Для правоверных иудеев Мессия (Христос) ещё не пришел! Какова же в таком случае связь между еврейской и христианской Пасхой?
Почему Спаситель мира, от дня Рождения Которого человечество отсчитывает Новую эру, должен был непременно умереть и воскреснуть, притом умереть позорной – «рабской смертью», как римляне называли распятие? Почему Бог предал Своего Сына на оплевание, заушение и поругание неблагодарной черни и грубых солдат? Разве нельзя было установить Новый Союз (Завет) с людьми по-иному? Как соотносятся с этим одновременно страшным и радостным событием милые пасхальные традиции: крашеные яйца и куличи, ставшие для многих едва ли не главным содержанием праздника Пасхи? Какова символика нашего пасхального богослужения и праздничных обрядов? Что означает ночной Крестный ход? Почему Пасхальная служба начинается на улице? Как пели пасхальный тропарь в Древней Руси? Почему во всю Светлую седмицу не читается Псалтирь? Какое отношение к Воскресению Христову имеют красные яйца и куличи? Почему нет земных поклонов? Как долго можно приветствовать друг друга возгласом Христос воскресе! Наконец, что такое «Пасхальный цикл»: когда он начинается и когда завершается?
Попытаемся кратко и доступно ответить на эти обязательные для каждого образованного человека вопросы, сохраняющие, несмотря на наличие бесчисленных книг и брошюр, свою актуальность.. Автор старался соблюсти посильное равновесие между историко-богословской точностью и популярностью изложения весьма непростых тем.
Для облегчения восприятия основного текста (доступного, как показывает опыт предыдущих изданий, широкому кругу читателей) комментарии вынесены за основной текст и в раздел Приложение. Важнейшие термины и понятия достаточно подробно изъясняются в особом словаре-глоссарии. Этот материал предназначен в первую очередь преподавателям и студентам, но также и всем любознательным читателям, стремящимся расширить свои знания о знакомых, казалось бы, с детства предметах.
Большая часть библиографических ссылок даётся в основном тексте в прямоугольных скобках в соответствии с нумерацией использованных источников и литературы.
Автор выражает искреннюю благодарность своему научному редактору и старому другу профессору архимандриту Ианнуарию (Ивлиеву), общение с которым расширило для него горизонты не только библейского богословия. Особая благодарность литературному редактору Антону Викторовичу Вознесенскому, потомку наших славных академических профессоров XIX столетия. Сугубая благодарность моей бывшей студентке Марии Борисовне Наниевой (ныне сотруднице библиотеки СПбПДАиС), чьи скрупулёзные библиографические разыскания помогли создать корректную базу для выводов и обобщений.
Last but not least, как говорят англичане: столь же искреннюю признательность хочу выразить настоятелю нашего Скорбященского храма протоиерею Вячеславу Харинову, без заинтересованной поддержки которого работа не была бы доведена до завершения.
Не называя больше имён – отнюдь не из недостатка уважения! – хочу поблагодарить всех «доброхотов» (термин Ал. Солженицына), приложившим руку (или хотя бы перст) к рождению моей скромной книги в типографии, и с удовольствием восприму конструктивные предложения для её переиздания в обозримом историческом будущем.
Читатели могут направлять автору свои замечания и пожелания по электронной почте [email protected] или по адресу:
Церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». 191123. Санкт-Петербург, Шпалерная ул., д. 35а.
Ю. Рубан
Санкт-Петербург, март 2014 г.
* * *
Помещаемый ныне на сайте «Азбука веры» текст электронного варианта книги заново пересмотрен и в ряде случаев дополнен. Поэтому условно можно говорить о её четвёртом издании.
Иподиакон Георгий Новгородский
Во Граде Святого Петра,
16 ἀπριλίου 7524 ἀπὸ τοῦ κόσμου, ἀπὸ τοῦ Άδάμ, 9-й год индикта,
29.IV.2016 ab Incarnatione Domini nostri Jesu Christi
Страстная Пятница
От Пасхи земной к Пасхе Небесной
Прообразы: «Пасха земная»[1]
«Наблюдай месяц авив (нисан),
и совершай Пасху Господу, Богу твоему,
потому что в месяце авиве вывел тебя Господь,
Бог твой, из Египта ночью» (Втор.16:1)
Постарайтесь хотя бы перелистать первые главы библейской книги Исход, и вас наверняка поразят исполненные эпического величия события, в память которых и был установлен этот главный праздник еврейского календаря. Она рассказывает о четырёхвековом периоде египетского рабства, в котором пребывал угнетаемый фараонами еврейский народ, и чудесной драме его освобождения. Девять наказаний («казней египетских») обрушил на страну пророк Моисей, наделённый от Бога особыми полномочиями, но жестокое сердце фараона, не желавшего лишаться рабов, возводивших ему новые города, заставила смягчиться лишь десятая. Ей стало поражение египетских первенцев, вслед за которым и последовало заранее организованное бегство – исход из Дома рабства. Ночью, в ожидании начала исхода, израильтяне совершают первую пасхальную трапезу. Глава каждой семьи, заклав однолетнего агнца (ягнёнка или козленка), помазывает его кровью дверные косяки (Исх.12:7), а само запечённое на огне животное съедается, но так, чтобы не были сломаны его кости.
«Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это – Пасха Господня. А Я в эту самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами египетскими произведу суд. Я – Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь; и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую» (Исх.12:11-13).
Так в первое весеннее полнолуние (в ночь с 14/15 месяца авива, или нисана) во второй половине XIII века до Рождества Христова совершился исход из Египта, ставший важнейшим событием ветхозаветной истории. А Пасха, совпавшая с избавлением, стала ежегодным праздником – воспоминанием об исходе. Само же название «Пасха» (евр. песах – «прохождение», «избавление») указывает на тот драматический момент ночи («10-ю казнь»), когда поражавший Египет Господь (Его Ангел), видя кровь пасхального агнца на дверных косяках еврейских домов, проходил мимо и щадил первенцев израильских (Исх.12:13). Как говорит святитель Иоанн Златоуст, «наименование праздника, изъяснённое правильно, – «пасха» – в переводе «прохождение» – обозначает именно то, что губитель, умерщвляя первенцев египетских, миновал дома евреев» [22. С. 69].
Исторический характер еврейской Пасхи подчеркивается особыми молитвами и рассказом о её событиях, а также ритуальной трапезой, состоящей из мяса агнца, горьких трав и сладкого салата, что символизирует горечь египетского рабства и сладость обретенной свободы, а пресный хлеб напоминает о спешных сборах (тесто не успело закиснуть). Сопровождают пасхальную домашнюю трапезу четыре чаши вина.
Все совершающие Пасху должны чувствовать себя, как и их праотцы, всё ещё рабами, лишь собравшимися в путь странниками, на что указывало вкушение ритуальных блюд стоя (Исх.12:11). Но, поселившись в Земле обетованной, евреи нарушили это древнее предписание – за трапезой стали возлежать и «есть пасху» подчёркнуто неспешно в ознаменование приобретённой свободы.
Итак, в библейские времена слово «пасха» употреблялось в следующих основных значениях: 1) сам праздник, а иногда и примыкающая к нему неделя опресноков, 2) пасхальный агнец, 3) все жертвы, закалаемые 14 нисана. (См.: [49]).
Ночь исхода стала вторым рождением народа, началом его самостоятельной истории. Окончательное же спасение мира и победу над духовным рабством совершит в будущем Божий Помазанник[2] из рода царя Давида – Мессия, или, по-гречески, – Христос. Так сначала именовались все библейские «помазанники-цари», а вопрос о том, кто в их ряду станет Последним и Единственным, оставался открытым. Поэтому каждую пасхальную ночь израильтяне ждали явления Мессии.
Исполнение: «Пасха небесная
«Всем сердцем желал Я вкушать эту пасху вместе с вами
прежде Моих страданий! Говорю ведь вам, больше не вкушать Мне её,
пока не свершится она в Царстве Божием» (Лк.22:15-16)
Действительно, Мессия-Христос, пришедший ради избавления всех людей от духовного «рабства египетского&
Как празднуют Пасху в России: традиции и приметы
Пасха — это восхитительный праздник, богатый на традиции. Он празднуется торжественно и радостно как верующими, так и неверующими россиянами.
Народный праздник Пасха всегда выпадает на начало весны. Точную дату этого торжества устанавливают по лунному календарю.
Неделю, предшествующую празднеству, называют светлой пасхальной седмицей или страстной, у которой каждый день, начиная с понедельника, — Светлый. Русский народ заблаговременно готовится к празднеству, выдерживая многодневный Великий пост, украшает дома и дворы, наводит везде и во всем идеальную чистоту.
Но наиболее активно начинают готовиться к Воскресению Христову с Чистого (Светлого) Четверга. Верующим людям полагалось встать на зорьке, чтобы непременно выкупаться и таким образом очиститься от всяческих грехов, набравшихся за весь год. И только после этого посетить храм, где необходимо было исповедоваться и причаститься. После службы быстро шли домой, чтобы внести последние штрихи в образцово-показательном порядке, перед покраской яиц и выпекание куличей.
Вечером в светлую субботу все буквально христиане нарядно одетые, с куличами, пасхами, крашанками шли в храмы на торжественную Всенощную. Перед наступлением полуночи раздавались колокольные перезвоны, извещающие о приближении момента Воскресения Иисуса Христа. Под несмолкающие колокольные перезвоны начинали крестный ход вокруг соборов.
Русские традиции на Пасху
За 11 веков своего существования российская Пасха приобрела свои оригинальности и колорит. Ведь именно праздничный пасхальный стол существенно выделяет ее среди других православных праздников. Для праздника характерны особые символы — кулич и яйцо. По всей России, начиная с Чистого четверга, выпекают куличи, готовят творожные пасхи, красят яйца различными способами. По древнему обычаю стремились подготовить обильное гарнированное меню, но даже и в небогатых семьях в количестве пасхальных блюд обязательно находились свежеиспеченный по особенному рецепту куличик и разрисованные яйца.
На их приготовленье каждый раз требуется масса свободного времени. Тесто для куличей или пасхи замешивали продолжительно, вооружившись терпением. Использовали при этом лучшие из лучших продукты питания. Далее украшали и раскрашивали яйца. Художественно разукрашенные яйца всегда являлись внушительной гордостью семейства. Другие яства, которые приготовляли на Пасхальный стол, также были неповторимыми. Большая часть из них на протяжении календарного года преимущественно не готовилась. Главным образом отдавали предпочтение мясным блюдам и печеным изделиям: куличам, пасхе, рулетам, запеканию молоденьких поросят, окороков, жареной телятине.
Пасха во веки веков была праздником особенно торжественным и семейным, отмечали её, в основном, в кругу родных людей. Положено было посещать и далёких членов семьи. В жилищах зажигали абсолютно все светильники и источники света, а в божьих храмах, в процессе всей литургии, пламенели абсолютно все лампады и свечи.
Отправляясь в гости, с собой в обязательном порядке брали крашеные яйца. Приветствовали друг друга фразами «Христос воскрес» — «Воистину воскрес», трижды целовались и обменивались крашанками. Представленный обычай по праву считается характерной чертой только славянских народов, в остальных странах мира данная традиция отсутствует.
Ещё один пасхальный, но преимущественно религиозный обычай — это благословение артоса (просфоры). Просфора — бездрожжевой хлебушко, на котором представлен крестик, символизирующий Воскресение Христово. Ещё один пасхальный, но преимущественно религиозный обычай — это благословение артоса (просфоры). Просфора — бездрожжевой хлебушко, на котором представлен крестик, символизирующий Воскресение Христово. Торжественная литургия длилась всю ночь. После завершения её все находящиеся в храме христосовались, поздравляли друг друга, возвещая: «Христос воскрес! » — «Воистину воскрес! «, расцеловывались трижды и обменивались крашанками. Служители храмов приступали к освящению принесенных прихожанами яиц, куличей, пасок.
Кроме того в пасхальный период была заведена щедрая традиция: раздавать убогим свои деньги, свяченые яйца и небольшие пасочки, для того, чтобы нищенствующие также имели возможность наслаждаться светозарным торжеством — Воскресением Христовым.
Развлечения и игры на Пасху
После многодневного поста, а также отказа от разнообразных отрад и увеселений, праздничный день Пасхи был желанным и абсолютно всеми обожаемым. В связи с этим было выдумано множество всенародных забав и способов развлечений, которые сейчас любят не только детвора, но и взрослые люди. Большинство этих игр популярно и в наше время. В частности, обрядность битья вареных крашеных яиц: кто-то удерживает писанку в ладони носиком кверху, напротив второй колотит по нему носиком следующего яйца. У кого конкретно писанка так и осталась целой, тот и дальше продолжает соревнование с другими.
Одна из увлекательных забав — катанье яиц. В нее следует играть на столике или же на поверхности пола, главное условие, чтобы оказалась ровненькая плоскость. Дополнительно требуется желоб, каковой ставится непосредственно под наклоном, а также одеяльце. Любой играющий по лотку запускал яйцо, которое скатывалось на одеяло. При условии, что спустившееся яйцо сталкивалось с яйцом, покоящимся на одеяле, то это и была победа. Разбитые яйца играющие забирали себе. Необходимо было иметь навык руководить передвижением яйца. Чем было большее количество играющих людей, тем веселее и интереснее становилось зрелище.
А «игру в кучки» относили к виду развлечений только для девиц. Высыпали более чем по две кучки песочка на всякого игрока. Барышни, совершенно не участвующие в состязании, подкладывали разукрашенное яйцо непосредственно под единственную кучку песка. Играющие участницы подходили и показывали на одну из кучек. Одерживала победу та девушка, которая находила спрятанное яйцо.
Приметы на Пасху
Христианская русская Пасха, действительно, сгруппировывала вокруг себя многочисленные этнические приметы, легенды и ритуалы, которые совершенно не признаются служителями церкви, но зато пользуются заслуженной популярностью в крестьянском окружении.
- Так на Пасху девушки, ни при каких обстоятельствах, не брали соль руками, чтобы руки не потели.
- Умываться полагалось лишь водой с красного яйца, для того чтобы быть всегда цветущей.
- Старались постоять на топоре, чтобы быть крепкой. Поговаривали, что это дивно помогает, и девицы были настолько крепкими, что, как говорится в пословице, «её бей хоть об дорогу, а ей всё нипочем».
- — Рожденные в пасхальный период младенцы, будут всегда обладать отличным здоровьем и будут во всём удачливы.
- — Набранная в пасхальную ночь из колодезя питьевая вода значилась магическая. Ежели ею взбрызнуть жилое помещение, тогда возможно удалить недобрые наговоры, нехорошие думы и прегрешения.
- — В пасхальную пору не следует здорово упиваться, а также бушевать.
- — В равной мере считали, что если в самые первые сутки Воскресения Христова покатать по периметру двора 1-ое снесенное в этот день птичье яйцо, то можно прогнать вон всякую нечистую силу.
- — А если барышня намеревается быстро выйти замуж, то в течение божественного служения ей требуется произнести: «Воскрешение Христово! Отправь для меня лично суженого холостого!».
- — Ударишься случайно локтем — о твоей персоне начал припоминать ненаглядный.
- — Зачесался рот — к неизбежным поцелуям.
- — Зачесались бровки — раскланиваться с желанным другом.
- Если в щи попадало насекомое, то девушки ждали скорого свидания.
Еще на Пасху сбываются абсолютно все любовные приметы:
Изолированно от всех этих суеверий располагается монолитная категория пасхальных примет, которые сейчас именуют хозяйственными. Так, например, российское население непоколебимо был убеждено, что пасхальная пища, освященная молитвой в храме, имеет сверхъестественную ценность и владеет силой содействовать им в опасные и важные моменты жизнедеятельности. В связи с этим абсолютно все останки, особенно кости, с пасхального стола тщательным образом сохранялись: доля из них закапывалась в почву на пажитях, с целью обезопасить посевы от града, а некоторую часть сохраняли в жилищах и при летней грозе кидали в пламя, для того, чтобы отвести молнию. Точно так же повсюду сберегалась головка свяченого кулича, с тем, чтобы домовладыка, выбывая на пашню засевать, имел возможность забрать её с собой и съесть на собственной ниве, чем, по сути, обеспечивал грядущий отменный размер урожая.
Полный пасхальный промежуток времени тянется сорок суток, вплоть до самого праздника Вознесения. А 1-ая неделя после светлого торжества Пасхи имеет наименование Красная горка.
Как проходит празднование пасхи
Пасха один из самых знаменательных и старинных церковных праздников. Множество традиций связано с ее проведением. Рассказать, как происходит празднование Пасхи, без рассказа о подготовке к ней нельзя. За неделю перед Пасхой соблюдается самый строгий пост. И именно в эту неделю особое внимание испокон веков люди проявляли к самым разным приметам и обрядам. Остановимся на некоторых из них.
Как проходит празднование пасхи
Четверг перед Пасхой носит название Чистого четверга. Это день генеральной уборки во всем доме.
В этот день в каждому члену семьи было принято брать по щепотке соли и высыпать в один общий пакет. Это соль считалась лечебной и чудодейственной, из нее делали различные обереги для себя и для всей семьи.
Также необходимо было три раза пересчитать все деньги в доме. Такой обряд делался для того, чтобы деньги в доме «водились» круглый год.
Начиная с четверга до самой Пасхи из дома ничего нельзя выносить и отдавать, чтоб добро в доме оставалось.
В пятницу с утра смотрели в окно и ждали, кто первый пройдет мимо дома. Если мужчина, то это говорило о благополучии в доме, преодолении болезней. Если это была пожилая женщина, то это наоборот сулило различные напасти и всевозможные горести. Если женщина была молодой, то это говорило о скорейшем решении всех проблем. Кошка к скорой прибыли, собака к тоске, птицы к знакомствам и приятным новостям.
В субботу шло приготовление к самой пасхе. Пеклись куличи, ставилась сама Пасха. Красились яйца. Все приготовления к Пасхи должны были быть завершены до самого светлого воскресенья.
Само воскресное утро начиналось со слов: «Христос, Воскресе!» на что другие отвечали «Воистину Воскресе!» При этом надо было целоваться троектратно.
Праздничный пасхальный стол должен просто «ломиться» от различных блюд. Чем богаче стол, тем богаче будет жизнь. Чего только на этом столе не было и пасхальные разукрашенные яйца, и куличи, и пасхи. Запеченный поросенок, мясо и другие яства.
Яйца по традиции должны были быть уложены на деревянное блюдо, на только что появившиеся зеленый овес или пшеницу. Все украшали вышитыми полотенцами и первыми цветами.
В это день принято ходить друг к другу в гости. Старались навестить всех тех, кого не видели очень давно.
Во всех церквях проходит торжественное богослужение. Присутствовать на нем было обязательно практически для всех. Каждый мог попросить у звонаря ударить в колокол и загадать желание.
Также в этот день делались различные приношения больным и бедным. Любого прохожего, пришедшего в дом, надо обязательно досыта накормить и в случае надобности дать одежду.
Праздник Пасхи является символом весны, когда все оживает после долгой зимы. Старинные традиции сегодня пытаются возродить, и то, как происходит празднование Пасхи, говорит само за себя. Стремление вернуться к своим истокам, жить в согласии с прошлым желание многих людей.
Вам может понравиться:
какого числа отмечают, дата и история праздника
Пасха в 2020 году отмечается 19 апреля. Это главное событие года для православных христиан. Полное церковное название праздника – Светлое Христово Воскресение. Торжество приурочено к воскресению Иисуса Христа после распятия.
Пасха – переходящее событие. Ее дата исчисляется по лунно-солнечному календарю. Праздник отмечается в ближайшее воскресенье после первого полнолуния, которое случается после дня весеннего равноденствия. Дата приходится в период от 4 апреля до 8 мая по новому стилю.
Содержание статьи- История праздника
- Традиции и обряды праздника
- Пасхальный стол
- Благодатный огонь
- Что нельзя делать на Пасху
- Приметы и поверья
История праздника
По приказу римского прокуратора Иудеи Понтия Пилата Иисус Христос был приговорен к мучительной смерти – распятии на кресте. Его распяли на горе Голгофе на окраине Иерусалима. Точная дата смерти Спасителя неизвестна. Это произошло в пятницу, в период с 26 года н.э. по 36 год н.э. После смерти Иисуса обвили плащаницей и положили в гроб (каменную пещеру) до наступления субботнего покоя. В ночь с субботы на воскресенье, накануне иудейской Пасхи, Жены-мироносицы пришли к гробу. Они обнаружили отпертую пещеру и ангела в ней, который известил их о воскресении Христа.
Название «Пасха» праздник получил от еврейской Пасхи, в ночь на которую произошло Воскресение Христово. Песах у иудеев посвящен Исходу – освобождению израильтян от четырехвекового рабства под гнетом египетских фараонов. Эти события описаны в Ветхом Завете.
Традиции и обряды праздника
Пасха – главный праздник христианства. В этот день в храмах проводится торжественное богослужение. Оно начинается до полуночи. Сначала служится Полунощница, во время которой священники уносят Плащаницу в алтарь и кладут на престол. В полночь начинается утреня. Духовенство поет в алтаре праздничную стихиру. Затем церковнослужитель совершает крестный ход – обход храма под колокольный звон. В руках он держит фонарь с горящей свечой внутри. За ним следуют представители духовенства с церковными реликвиями. Крестный ход сопровождается пением стихиры. После обхода храма продолжается утреня. Неотъемлемыми частями Пасхальной службы являются Пасхальные часы и Литургия Иоанна Златоуста.
Во многих храмах в этот день прихожанам дозволяется звонить в колокола. Любой желающий в сопровождении духовенства может подняться на колокольницу и попробовать себя в роли звонаря.
В Светлое Христово Воскресение в церквях освящают куличи, творожные пасхи, крашеные яйца (крашенки, писанки) и другие угощения, приготовленные к праздничному столу. Люди кладут в плетеную корзину продукты, накрывают их красивым полотенцем и идут в храмы святить. Также на Пасху в церквях освящается артос – квасной хлеб. Его раздают верующим для хранения дома в течение года. Артос принимают натощак при болезнях.
Проведи этот день интересно
Задание на сегодня: Испеките свой домашний кулич
Кулич – хлебный символ Пасхи, незаменимый атрибут светлого христианского праздника. Выпечка кулича и его освящение в церкви – один из самых древних христианских обычаев, сохранившийся и до наших дней. У каждой хозяйки есть свои хитрости выпекания вкусного кулича, которые традиционно передаются из поколения в поколение, от матери к дочери.
Издавна кулич считался удачным, если он получался высоким, воздушным и мягким. Сегодня же существует множество рецептов праздничного кулича: с выпечкой и без выпечки, с мукой и без муки, традиционно украшенный глазурью и с декором из всевозможных элементов. Неизменным остается лишь одно — готовить паски нужно со светлыми мыслями, вкладывая в них всю свою любовь.
Испеките свой домашний и по-особенному ароматный кулич и поделитесь рецептом.
Один из атрибутов праздника – цветы. Люди освещают на службах живые или искусственные букеты. Затем приносят их домой, ставят перед иконами, украшают ими праздничный стол.
На Пасху люди приветствуют друг друга фразой: «Христос воскрес!», на что полагается отвечать: «Воистину воскрес!».
В семьях существует традиция измерять силу путем разбивания пасхальных яиц. Тот член семьи, который разобьет все яйца и останется с целым, считается самым сильным.
В этот день принято навещать родственников, проводить время в кругу семьи, устраивать гуляния, развлечения. В некоторых регионах этот праздник носит название «Зеленые святки», на которых люди поют обрядовые песни, поздравляют близких, ходят по домам, восхваляют хозяина и желают благополучия.
Многие верят, что на Пасху открываются небеса. Поэтому совершают в этот день магические обряды. Молодые девушки проводят привороты на любимых мужчин и гадают на суженого. Народные целители считают, что период пасхальных праздников – лучший момент для исцеления от болезней.
Пасхальный стол
Пасхе передует Великий сорокадневный пост, во время которого постящиеся воздерживаются от алкоголя и пищи животного происхождения. В Светлое Христово Воскресение начинается разговение. Верующим разрешается употреблять скоромную пищу, красное вино. Хозяйки накануне готовят праздничные угощения. Традиционными блюдами являются: холодец, домашние колбасы, сало, запеченный молодой поросенок, гусь, фаршированный яблоками, пироги с мясной и сырной начинками. На праздничной трапезе центральное место занимают куличи, творожные пасхи, крашеные яйца. Яйца окрашивают искусственными или природными красителями, наносят на них рисунки и пасхальные приветствия. Традиционным цветом является красный.
Хозяйки застилают праздничный стол новой белой скатертью, с вышивкой на пасхальную тему. В центре размещают блюдо с самой большой и красивой пасхой и яйцами вокруг. На стол ставят цветы и зажигают свечи. Начинать трапезу необходимо с продуктов, освященных в церкви.
Благодатный огонь
В Великую субботу накануне Пасхи в Иерусалимском храме Воскресения происходит схождение Благодатного огня. Храм был построен на горе Голгофе, где был распят Иисус и на месте гроба Господня – каменной пещере, где он был погребен.
Огонь выносят на богослужении из Кувуклии – часовни внутри храма. Греческий Патриарх передает его другим патриархам, после чего он распространяется по храму. Ежегодно в церемонии участвуют более 15 тысяч прихожан, которые держат в руках связки из 33 свечей – символ лет жизни Христа. Служба в храме Воскресения транслируется во многих странах мира.
Из Иерусалима Благодатный огонь передается в другие государства. В 1992 году, после 80-летнего перерыва, он был доставлен в Москву. С того времени ежегодно самолетом Благодатный огонь передается в столицу России и распространяется по другим городам страны.
Что нельзя делать на Пасху
На Пасху христианам запрещается заниматься тяжелым физическим трудом. Хозяйки стараются накануне завершить все приготовления на кухне, чтобы в день праздника быть свободными от домашних хлопот. В этот день не рекомендуется грустить, ходить хмурым, грубить, ругаться с близкими людьми, жадничать. В Светлое Воскресение Христово нельзя отказывать в милостыне или помощи нуждающимся.
Приметы и поверья
- Если к Пасхе растает весь снег, то в этом году будет хороший урожай.
- Если в праздник накормить уличных птиц хлебными крошками, то весь год будет сопутствовать удача и богатство.
- Если удастся увидеть пасхальный рассвет, то следует ожидать удачу в делах.
- У хозяйки, которая испечет удачный пасхальный хлеб, в доме будет достаток и благополучие.
- После службы в храме необходимо на удачу затушить свечу. Потухшая во время службы свеча является плохим предвестником.
Пасха – великий православный праздник. В этот день христиане посещают богослужения, на которых освещают куличи, крашеные яйца. Люди стараются освободиться от домашних работ и провести время со своими близкими.