В чем главная опасность Масленицы
МОСКВА, 24 фев — РИА Новости. В России начинается Масленица. Для православных это время особое — последняя неделя перед Великим постом, и в Церкви призывают посвятить ее тому, чтобы духовно и физически подготовиться к длительному строгому воздержанию. А народные обычаи, напротив, склоняют к безудержному веселью и чуть ли не обжорству. О том, как решить эту дилемму, — в материале РИА Новости.
Праздник живота
«Стол огромный. Чего только нет на нем! Рыбы, рыбы… икорницы в хрустале, во льду, сиги в петрушке, красная семга, лососина, белорыбица-жемчужница, с зелеными глазками огурца, глыбы паюсной, глыбы сыру, хрящ осетровый в уксусе, фарфоровые вазы со сметаной, в которой торчком ложки, розовые масленки с золотистым кипящим маслом на камфорках, графинчики, бутылки… Черные сюртуки, белые и палевые шали, «головки», кружевные наколочки… Несут блины, под покровом», — изобилует деталями известное «Лето Господне» Ивана Шмелева.
Эти строки как нельзя лучше объясняют популярность Масленицы в народе. И правда: какой еще праздник ставит во главу угла употребление различных вкусностей? Отсюда еще одно название недели перед Великим постом — Обжорная.
«За ухою и расстегаями — опять и опять блины. Блины с припеком. За ними заливное, опять блины, уже с двойным припеком. За ними осетрина паровая, блины с подпеком. Лещ необыкновенной величины, с грибками, с кашкой… наважка семивершковая, с белозерским снетком в сухариках, политая грибной сметанкой… блины молочные, легкие, блинцы с яичками… еще разварная рыба с икрой судачьей, с поджарочкой… желе апельсиновое, пломбир миндальный-ванилевый…» — продолжает описывать Шмелев масленичный стол в дореволюционной Москве.
Причем все старались доесть как можно скорее. И вот, читая свидетельства тех лет, задаешься вопросом: а зачем так объедаться?
«Заговены нонче, а завтра строгие дни начнутся, Великий пост. Ты уж «масленицу»-то похерь (забудь. — Прим. ред.) до ночи, завтра-то глядеть грех. Погляди-полюбуйся — и разбирай… пряничка поешь, заговеться кому отдай», — отвечает писатель устами одного из героев «Лета Господня».
Выходит, что до Прощеного воскресенья люди объедаются блинами, веселятся что есть мочи, а потом «рубят с плеча» — резко переходят на постную еду и всю неделю ходят в храм на многочасовые службы. Неужели такой подход полезен для души и тела?
Полупост
Вообще Масленица — народное название последней недели перед Великим постом. В дохристианские времена это был языческий праздник проводов зимы. Тогда даты Масленичной недели определялись по движению солнца, и приходилась она примерно на конец марта.
Теперь же все зависит от церковного календаря. Масленица входит в череду так называемых подготовительных недель перед постом. А называется по уставу «седмицей мясопустной» или «сырной».
«Это, по сути, неделя полупоста. Дело в том, что Церковь постепенно готовит христиан к Великой четыредесятнице. На Неделе о мытаре и фарисее поста вообще нет, в следующую за ней Неделю о блудном сыне верующие постятся в среду и пятницу — как это бывает обычным образом в течение всего года. А начало Масленичной недели называется днем заговенья на мясо, после которого мясные продукты не употребляются вплоть до Пасхи (в этом году Светлое Христово Воскресение празднуется 19 апреля. — Прим. ред.). Но зато абсолютно всю неделю можно вкушать молочные продукты, масло, яйца и сыр. Отсюда и такое название — сырная неделя», — объясняет председатель Учебного комитета Русской православной церкви протоиерей Максим Козлов.
В храмах эта неделя тоже особенная: в среду и пятницу совершаются великопостные богослужения.
«В данном случае в церковном уставе заключен педагогический момент: с одной стороны, постепенно подготовить верующего к посту путем введения определенных ограничений, а с другой — дать некую вольницу накануне великопостного воздержания», — подчеркивает священнослужитель.
Поэтому, по словам отца Максима, настоящая цель Масленицы — не объесться блинами до отвращения, а постепенно приучить себя к воздержанию, чтобы вступить в Великий пост сознательно. То есть не ради диеты после богатой на блюда недели, а для духовной пользы.
Главное — умеренность
Известно, что принципа постепенной подготовки к Великому посту Церковь придерживалась еще в первом тысячелетии нашей эры. С той эпохи остались многочисленные изречения святых, утверждавших, что умеренность важна не только для души, но и для тела.
Столетия спустя слова отцов Церкви подтвердили научные исследования.
«Для любого человека пресыщаться любимым продуктом, до которого он, что называется, дорвался, чрезвычайно вредно. Из-за этого растягивается желудок. А в Масленицу те же блины в большом количестве в сочетании с рыбой, мясом (если его употреблять в пищу в этот период. — Прим. ред.), сметаной — это бомба замедленного действия, особенно для страдающих хроническими заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Ну и в весе можно набрать где-то пять килограммов за неделю», — объясняет известный диетолог, профессор Академии постдипломного образования Федерального медико-биологического агентства Маргарита Королева.
Поэтому церковный устав, по ее словам, неспроста запрещает мясо в Масленичную неделю — это очень тяжелый для пищеварения продукт. И конечно, нужно подготовить к посту организм, чтобы не было резкого перехода от жирной пищи к растительной.
«Уже во время Масленицы следует готовить кишечник к посту продуктами, содержащими клетчатку: пусть на столе будут свежие овощи и фрукты. И организм мягко перестроится на постную пищу, которая переваривается за короткий промежуток времени», — советует врач.
Однако это вовсе не значит, что стоит отказываться от блинов. Диетолог призывает не пренебрегать традицией и «съесть один-два». Кроме того, есть куда более «легкие» для организма блины — гречневые или рисовые например.
«Самое ценное — не сам праздник, а насколько «празднично» наше здоровье: как мы себя чувствуем, в какой степени активны и продуктивны. Если с этим все в порядке, то и в пост мы войдем спокойно», — подчеркивает Королева.
И конечно, главное — умеренность в еде. Причем как в Великий пост, так и в предшествующую ему Масленичную неделю. Не зря ведь в народе говорят: «Сытое брюхо к молитве глухо».
Масленица — Православная Церковь | Весь мир внутри
Масленица по православному календарю отмечается в последнюю неделю перед Великим постом. Православная Масленица и Католический Карнавал очень похожи, но все-таки имеют некоторые отличия.
- 2020 год — 24 февраля — 1 марта
- 2021 год — 8 марта — 14 марта
- 2022 год — 28 февраля — 6 марта
- 2023 год — 20 февраля — 26 февраля
- 2024 год — 11 марта — 17 марта
- 2025 год — 24 февраля — 2 марта
Как Карнавал, так и Масленица предшествуют литургическому периоду Великого поста. Великий пост — это период, который готовит христиан к празднованию Пасхи. Разница между Великим постом в западном христианстве и Великим постом в восточном христианстве заключается в сроках и традициях.
Для христиан Масленица и Карнавал представляют последний шанс побаловать себя едой и принять участие в общественных мероприятиях, которые считаются неуместными во время Великого поста. Даты обоих праздников зависят от даты Пасхи. Поскольку Западная и Восточная церкви рассчитывают дату Пасхи, используя разные календари и формулы, Карнавал и Масленица не совпадают. Кроме того, Карнавал обычно завершается во вторник (известный как Масленичный вторник или Марди Гра), а Масленица завершается в воскресенье.
Масленица празднуется всю последнюю неделю перед Великим постом. Эта неделя обычно упоминается как Сырная неделя, Блинная неделя или Масленичная неделя. Масленица — это одновременно религиозный и народный праздник, поскольку в нем сочетаются христианские и языческие обычаи и обряды. На самом деле некоторые исследователи утверждают, что Масленица может быть самым древним из сохранившихся славянских языческих праздников.
В славянской мифологии Масленица была праздником окончания зимы и наступления весны. Его олицетворял Велес (Волос), бог земли, воды, урожая, скота и подземного мира. Что касается христианства, то Масленица — это последняя неделя, в течение которой разрешены яйца и молочные продукты, а мясо уже запрещено.
Наиболее характерной едой праздника являются блины. Подаваться они могут с чем угодно, но обычно их подают со сметаной, вареньем или икрой. Также принято складывать их или раскатывать в трубочку с различными начинками, такими как творог, рубленые грибы, рубленые вареные яйца, картофельное пюре и другие. Заполненный мясом блины православные христиане едят редко, потому что начинают воздерживаться от тяжелой пищи во время Масленичной недели.
Масленичная неделя — это время веселья и удовольствия. Традиционные общественные мероприятия включают ярмарки, катание на санях, игра в снежки, а также различные игры и конкурсы, такие как восхождение на смазанный маслом шест для получения приза. Кульминацией пред-постной недели является Прощеное воскресенье. В этот день люди просят прощения у своих родных и близких. Самой известной традицией Прощеного Воскресенья является сожжение чучела Масленицы, что похоже на похороны Сардины в Испании. Это символизирует смерть зимы и возрождение весны.
Совмещение традиций. Священник развенчал популярные мифы о Масленице | События | ОБЩЕСТВО
В 2020 году на 23 февраля выпадает ещё один любимый россиянами праздник – начало масленичной недели. А завершатся семь вкусных и весёлых дней 1 марта. Со 2 марта начнётся Великий пост.
Вместе с протоиереем Нижегородской епархии Василием Спириным «АиФ-НН» развенчал популярные мифы о Масленице.
Миф 1. Неделя перед Великим постом называется масленицей
Церковное название последней недели перед Великим постом – Сырная седмица. В эту неделю мясо есть уже нельзя, но можно употреблять молочные продукты, яйца и рыбу. Таким образом человек постепенно входит в предстоящее 40-дневное воздержание от скоромной пищи.
Масленичная неделя, или Масленица, – сугубо народное название. Масло – продукт, который традиционно сопровождал ещё один народный символ этих дней — блины.
Миф 2. Масленица – православный праздник
«Праздник Масленицы – это совмещение народных, я бы даже сказал, языческих традиций с элементами христианства», — говорит протоиерей Василий Спирин. Например, в европейской христианской культуре неделя перед Великим постом тоже предполагала некое празднование. Слово «карнавал» происходит от латинского «carne vale» — «прощай, мясо». Это такое народное восприятие церковного календаря: есть время повеселиться, сходить в гости, а потом приступить к духовному подвигу Великого поста.
Во времена язычества на Руси неделя накануне поста считалась временем проводов зимы и встречи весны.
Для язычников календарь имел сакральное значение. Любые переходы от сезона к сезону отмечали. На Руси долгое время было двоеверие, когда народ отмечал и старые языческие праздники, и новые христианские. И само отождествление, совпадение этих праздников или обрядов и смыслов как раз и происходило в течение этого долгого времени. Священники объясняли людям, что нужно отличать фольклорные моменты от церковных правил.
Миф 3. В Прощёное воскресенье надо хорошо поесть и повеселиться – назавтра Великий пост
На самом деле Прощёное воскресенье – это серьёзный для христиан момент духовной жизни, день, когда уже меняется весь строй богослужения.
Церковь совсем иные смыслы задаёт нам в последний день накануне Великого поста. А народная традиция подразумевает в этот день какие-то гулянья с выпивкой и шашлыками, кулачные бои и сжигание чучела Масленицы.
В богослужебном календаре есть уникальные службы, они совершаются только раз в году. В Прощёное воскресенье в храмах совершается чин прощения. «Мы просим прощения друг у друга и получаем благословение на духовный подвиг Великого поста», — объясняет Василий Спирин.
В Нижнем Новгороде общегородской чин прощения обычно проходит около 17 часов в нижегородском кафедральном соборе в честь святого благоверного великого князя Александра Невского. И, конечно, людям, которые планируют приложить во время Великого поста усилия для своей духовной жизни, стоит побывать на этой службе, получить благословение и помощь на прохождение Святой четыредесятницы.
Миф 4. Блин – это православный символ
Блин как символ Масленицы — абсолютно языческий элемент. Здесь есть и общеславянская символика – блин похож на солнце, которое в это время уже начинает дольше и ярче светить, приближая весну.
Вообще, в этом символе нет ничего отрицательного — блин есть блин. Не надо вкладывать в него какие-то особенные смыслы. Некоторые языческие обряды православная церковь смогла освятить и не борется с ними, но есть вещи принципиальные, они касаются в основном нравственного поведения верующего человека накануне Великого поста.
Также неуместно для православных христиан в Прощёное воскресение участвовать в чисто языческом обряде сжигания чучела Масленицы.
Миф 5. Прощёное воскресенье – повод попросить прощения у всех знакомых
«Массовые рассылки смс-сообщений, сообщения в социальных сетях и различных мессенджерах с просьбами о прощении – это, конечно, профанация. Я не думаю, что за этим стоит какое-то духовное содержание», — продолжает Василий Спирин.
Если у вас действительно есть люди, у которых вы хотите попросить прощение, надо сделать это на словах и лучше лично. При этом не надо просить прощения у каждого знакомого! Уделите внимание двум-трём людям, с которыми у вас действительно не ладились отношения. Это и будет подлинный нравственный подвиг.
Как возникла масленица и как ее проводить? / Православие.Ru
Вопрос:
Как Православная Церковь относится сейчас и относилась раньше к празднованию Масленицы?
Борис Кустодиев. Масленица |
Будучи приготовительной, сырная седмица исключает всякую неумеренность в еде. Её значению противоречит объедение и пьянство. На пороге тихих великопостных дней душа переживает радостный подъем, чтобы потом полнее испытать покаянное настроение. На сырной седмице уже не совершаются таинства венчания. В среду и пятницу не служится Литургия, в эти же дни нет поста. На Часах произносится молитва преп. Ефрема Сирина с преклонением колен. В воскресный день этой седмицы Церковь вспоминает изгнание прародителей из рая за непослушание и невоздержание. «Мир с родоначальниками горько да восплачет: снедию сладкою падший с падшими» (
Вечером воскресного дня совершается чин прощения, чтобы войти в спасительные дни поста, находясь со всеми в мире. Родился этот обычай среди древних египетских пустынников, которые собирались в последний день перед постом для совместной молитвы. Испросив друг у друга прощение, они расходились в уединенные места обширной пустыни и проводили св. Четыредесятницу в великих аскетических подвигах. Врата монастыря запирались до недели Ваий.
Сложившийся на Руси обычай проводить масленую седмицу с блинами вполне соответствует особенностям национального благочестия. В эти дни слабели сословные, имущественные, должностные различия. К столу могли быть приглашены люди незнатные, странники, нищие. «Теперь потускнели праздники, и люди как будто охладели. А тогда… все и все были со мною связаны, и я был со всеми связан, от нищего старичка на кухне, зашедшего на «убогий блин», до незнакомой тройки, умчавшейся в темноту со звоном. И Бог на небе, за звездами, с лаской глядел на всех, масленица, гуляйте! В этом широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость» (И.Шмелев. Лето Господне). Хождение друг к другу на блины родственников сближало их, давало удобный повод забыть обиды и недовольства, которые накопились за год.
Заканчивается сырная седмица прощённым воскресением. Вечером – заговенье на Великий пост.
12 февраля 2007 г.
Как христианину праздновать Масленицу? | Православная Жизнь
Что в этом празднике православного, размышляет иеродиакон Иоанн (Курмояров).
Уверен, что среднестатистический обыватель, мало знакомый с основами православной веры, сходу ответит на этот вопрос подобным образом: изначально Масленица была праздником языческим, а затем, в процессе искоренения языческих верований на территории Древней Руси, превратилась в христианский. Причем Церковь намеренно ассимилировала этот языческий праздник с целью привлечения в свои ряды как можно большего количества людей.
Увы, но сегодня схожее мнение можно услышать и среди верующих, воцерковленных людей. Уж больно широкое распространение получила историософская версия о якобы имевшей место замене языческих праздников христианскими (1).
Так, например, данную точку зрения в одной из своих работ озвучил известный религиовед и миссионер диакон А. Кураев. Говоря о праздновании Рождества Христова, он утверждал: «В начале V века празднование Рождества было совмещено с днем зимнего солнцестояния… Чтобы обратить уже устоявшиеся праздничные настроения людей в этот день с воспоминаниями языческих на воспоминание о евангельских событиях, было решено разделить празднование Рождества и Крещения, отнеся Рождество на 12 дней и наложив его на народные торжества» (2).
Эта более чем спорная религиоведческая и историософская концепция требует отдельного детального анализа хотя бы потому, что дает повод нашим языческим оппонентам обвинить Церковь в подлоге.
Масленица. Что же это за праздник на самом деле и была ли замена языческой Масленицы ее христианским прототипом?
Языческая Масленица
Нужно сказать, что у наших предков-язычников (т. е. у древних славян) такой праздник был: «Масленица – в славянской мифологии персонаж, воплощающий плодородие и вместе с тем зиму и смерть» (3).
И, скорее всего, праздновали его в сроки, очень близкие ко дню весеннего равноденствия, что совершенно не удивительно, т. к. в основе большинства языческих праздников лежали астрономические явления: «Масленица праздновалась у древних славян, очевидно, не в то время, как сейчас, а тогда, когда весна наступала на прародине славян… Языческую масленицу относят к 24 марта…» (4).
Внимательный читатель сразу заметит некоторое несоответствие между двумя этими цитатами. И действительно: если Масленица праздновалась весной, то почему она воплощала смерть и зиму? Тем более что практически все языческие весенние праздники связаны с ожиданием пробуждения природы, с воспеванием «таинства» зарождения новой жизни и победы жизни над смертью.
На самом деле, если вы начнете изучать те или иные источники, в которых описывается этот древнеславянский праздник, то неминуемо столкнетесь с разными трактовками его сути и разными описаниями его обрядовой стороны. А происходит это потому, что, к великому сожалению, наши предки-славяне не оставили никаких письменных свидетельств не только об этом празднике, но и о большинстве других. Многие историки, исследовавшие культуру древних славян, в том числе и те, кто проводил многочисленные раскопки на территории Древней Руси, говорят о том, что сталкиваются с серьезными трудностями при восстановлении верований древних славян из-за недостатка аутентичной информации.
Именно поэтому сегодня мы можем с уверенностью констатировать лишь тот факт, что наши предки-язычники действительно праздновали Масленицу и, скорее всего, в конце марта.
Как уже было сказано выше, информация об этом празднике сильно разнится: особенно этим грешат многочисленные современные исследования. В самом авторитетном дореволюционном энциклопедическом словаре Брокгауза-Эфрона читаем: «Как и западноевропейский карнавал, русская Масляница – наследие времен язычества. По Снегиреву, она имеет своим началом праздник в честь языческого бога Волоса» (5).
В энциклопедии «Мифы народов мира», составленной авторитетнейшими учеными и получившей в свое время премию ЮНЕСКО, соотносится культ Волоса (Велеса) с культом христианского св. Власия, который, по мнению авторов, является у христиан покровителем скота (6) и, следовательно, не имеет никакого отношения к гуляниям на Масленицу перед Великим постом.
После таких расхождений нет большого желания читать более чем смелые версии некоторых современных исследователей о праздновании Масленицы у древних славян. Работы, которые пишутся со смелостью очевидцев, чаще всего не имеют под собой реальной исторической основы.
Единственное, о чем мы можем судить, так это о том, как праздновалась Масленица в России и на Украине в XV–XIX веках. Отметим, что нередко масленичные обряды наших предков сильно напоминают обряды языческие, да и в целом смотрятся с высоты XXI века достаточно оригинально. В том же словаре Брокгауза-Эфрона можно прочитать по этому поводу следующее:
«Mасляница – праздник новообвенчанных, молодых, торжество вновь сложившейся семьи. Время от 6 января вплоть до масляницы слывет у нас свадебным, в XV в. месяцы январь и февраль прямо называются свадьбами («Новгородская летопись», под 1402 г.). В народе нередко издеваются над теми, которые не успели пойти под венец в период свадеб; такой характер в Белоруссии и Малороссии носит обряд, известный под названием колодки; это – завернутое в холст полено или палка; бабы в прощеное воскресенье привязывают колодку девушкам и парням к ногам, как бы в наказание за то, что не вступили в брак в минувший мясоед; обшитую ленточками колодку девушки также навязывают парубкам, которые должны от нее откупаться. Характерную черту М. русской составляет также катанье… В старину на М. устраивались кулачные бои, борьба, приходили вожаки с медведями и козой, бродячий кукольник с Петрушкой. Все эти потехи, а равно и ряженые в маски, так называемое москолоудство (см.), были в обычае еще в XVI в. Любопытная картинка с изображением масляничного веселья помещена в шлезвигском издании Олеария 1656 г. («Vermehrte Moscovilische und Persiamsche Reisebeschreibung», стр. 103). К числу масляничных забав принадлежат также качели и ледяные горы… На Москве-реке устраивались и конские ристалища… С XVIII в. к коренным древнерусским масляничным забавам присоединяются забавы, проникшие к нам под влиянием западноевропейского карнавала. В некоторых местах (Симбирская и Пензенская губ.) строились на М. на реке городки из снега, с башнями, двумя воротами и прорубью. Мальчики разделялись на две партии – наступающую и защитников позиции. Отражение производилось помелами и метлами; осаждающие, после долгой борьбы, въезжали в ворота, и город считался взятым. Взявшие городок купали в проруби своего предводителя, потом все вместе разрушали городок и с песнями возвращались домой. Вс. Миллер полагает, что основа этой масляничной игры – символическая: снежный городок представляет собой зиму, которую изгоняют или разрушают силы весны. С этой же идеей мы встречаемся в обрядах так наз. встречи и проводы М. Во многих местах масляничная неделя заканчивается обрядом сжигания М. (чучела или снопа соломы). Об обрядах последнего дня М. см. Прощеное воскресенье. В Малороссии М. заканчивается полосканием рта, так как, по существующему поверью, черти каждую ночь понемногу могут выдергивать остающийся на зубах сыр, пока всего не выдернут вместе с зубами. Народ помнит, что «Не все коту М.». При встрече М. народ говорит: «Хоть что заложить, а М. проводить», после проводов же находит, что «М. объедуха, деньгам приберуха», что «М. широка, затопила великий пост» и не без иронии относится к тем, что «пили на M., a с похмелья ломало на радоницу». На Кавказе у грузин в праздновании М. принимают участие странствующие певцы-музыканты, с инструментами вроде наших волынок. В сумерках за городом устраиваются кулачные бои, в деревнях играют в чалики (жгут). В первый день М. молодые крестьяне-грузины наряжаются и ходят по улицам с пляской и пением» (7).
Что тут скажешь? Человек устроен так, что его всегда тянет в язычество. И мы, современные люди, недалеко ушли от наших предков. Взять хотя бы знаменитый Бразильский карнавал, который проходит в неделю перед Великим постом и поэтому является католическим эквивалентом Масленицы. Иной вопрос: какое отношение все это имеет к христианству?
Масленица и христианство
В христианстве Масленица вообще не относится к сугубо церковным праздникам. Она приходится на неделю перед Великим постом и, следовательно, не имеет четкой даты в календаре (т. е. время, на которое приходится масленичная неделя, может колебаться в пределах месяца и более). Для христиан это время подготовки к посту, касающейся не только пищи (в эту неделю Церковь не разрешает своим верным чадам вкушать мясо, поэтому по церковной традиции правильно называть эту неделю не масленичной, а мясопустной), но также и духовной стороны жизни.
Понимая, что между языческой Масленицей и последними днями перед Великим постом невозможно найти совпадения датировок, современные неоязычники пытаются выдать христианский праздник Благовещения (который, по их мнению, приходится на то же время) как празднество Церкви, пришедшее на смену данному языческому действу. Однако они не учитывают того, что сам праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (т. е. радостная, благая весть – событие, когда Дева Мария получила от Архангела Гавриила весть о том, что от нее родится Спаситель Христос (Лк. 1:26–38)), возник не позднее IV века в Римской империи и к славянскому язычеству не имеет ни малейшего отношения (8).
Но самое интересное заключается в том, что в реальности имела место обратная тенденция, а именно: не Православная Церковь подгоняла свои праздники под языческий календарь (который, как мы уже говорили, слишком сильно отличался от современного), а современные неоязычники приблизили даты некоторых языческих празднований к календарю Православной Церкви. Именно поэтому в настоящее время народные праздники неточно совпадают с положением солнца (т. е. днями летнего и зимнего солнцестояния). Да и любой, кто мало-мальски знаком с годовым богослужебным кругом Православной Церкви, знает, что схема христианских праздников в православии по сути своей отличается от языческого годового праздничного круга древних славян.
Мало того, в Книге Правил, являющемся одним из основополагающих ориентиров для каждого христианина, существует немало определений, прямо запрещающих участие в каких-либо ритуальных, языческих священнодействиях и празднествах. Так, например, 61-е правило 6-го Вселенского Собора (VII век) со ссылкой на Святое Писание говорит о том, что тех, кто придается языческим суевериям и разного рода культам, следует либо отлучать на очень длительное время от общения Церковного либо, в случае неисправимости человека, такового вообще полагает извергать из Церкви:
«Предающиеся волшебникам, или так именуемым стоначальникам, или другим подобным, дабы узнати от них, что восхотят им открыти, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетния епитимии. Той же епитимии надлежит подвергати и тех, которые водят медведиц или иных животных на посмешище и на вред простейших, и, соединяя обман с безумием, произносят гадания о щастии, о судьбе, о родословии, и множество других подобных толков; равно и так именуемых облакогонителей, обаятелей, делателей предохранительных талисманов и колдунов. Закосневающих же в сем и не отвращающихся и не убегающих от таковых пагубных и языческих вымыслов, определяем совсем извергати из церкви, как и священныя правила повелевают. Ибо, кое общение свету ко тьме, якоже глаголет апостол? или кое сложение церкви Божией со идолы? или кая часть верному с неверным? кое же согласие Христа с велиаром (2 Кор. 6:14–16)?» (9).
Похожие строгие меры предусмотрены и другими церковными правилами: 65-е правило того же Вселенского Собора, 24-е правило Святого Поместного Собора Анкирского, 36-е правило Святого Поместного Собора Лаодикийского, а также 7, 65, 72, 81, 83-е правила святителя Василия Великого и 3-е правило святителя Григория Нисского. Таким образом, можно с уверенностью сделать один-единственный вывод:
«…Религиозный компромисс между христианством и язычеством, в какие бы одежды оно не рядилось, невозможен в принципе, в противном случае христиане просто перестанут быть самими собой. Да, ранняя Церковь с радостью принимала те «семена истины» (св. Иустин Философ), которые были рассеяны в дохристианском язычестве. Она не отвергала искренний религиозный поиск в еще не просвещенном евангельским светом мире, поиск, который увенчивался обретением Христа… Но Церковь анафематствует любые оккультно-языческие блуждания в новозаветную эпоху. Теперь это не поиск Истины, но уход от нее…» (10).
Что же касается некоторых народных традиций (взять хотя бы совершенно невинную традицию есть блины на Масленицу и т. д.), то Церковь вовсе не осуждает тех благочестивых обычаев, которые сложились в истории различных народов и не связаны сегодня в народном сознании с магией или оккультизмом. Церковь благословляет все благие порывы в жизни и быте людей, пытаясь дать им нужное спасительное направление. Именно по этой причине и освящаются плоды нового урожая, жилища людей и т. д. Но в самом учении Церкви нет ни сельскохозяйственного культа, ни культа жилища, рода, рожениц, скота, нет в Церкви и такого «церковного» праздника, как Масленица. Да и вообще нет ничего, связанного с язычеством и оккультизмом.
Как современному христианину нужно относиться к празднованию Масленицы?
Масленица – не церковный праздник. И поэтому то, как Вы ее отметите (и отметите ли вообще), зависит только от Вас.
Конечно, остается только сожалеть о том, что некоторые околоцерковные люди, считающие себя православными христианами, превращают это время в разгулье, что никоим образом не присуще верующим. Так, например, зачастую масленичная неделя сопровождается обильным излиянием спиртного, языческими игрищами (т. е. такими действиями, в которые люди вкладывают некий мистический антихристианский смысл), обрядом сжигания Масленицы (чучела или снопа соломы). Безусловно, все это ранит сердце христианина и наводит на грустные размышления по поводу благочестия нашего народа (11).
С другой стороны, не думаю, что кто-нибудь из священноначалия будет запрещать христианам в это время кушать блины и веселиться. Вот чего точно не нужно делать, так это грешить: упиваться, объедаться и участвовать в откровенных языческих действах, таких как, например, сжигание чучела. Да и участие в других масленичных забавах не стоит наполнять языческим смыслом. Лучше поблагодарить Господа за то, что мы живем мирно, что сыты и одеты, за то, что можем радоваться жизни, не забывая о том, что впереди Великий пост и Пасха Христова!
Примечания:
1. Этой темы мы касались в недавно опубликованной статье «Страсти по календарю, или Когда нам праздновать Рождество» // Эл. ресурс: http://pravlife.org/content/strasti-po-kalendaryu-ili-kogda-nam-luchshe-prazdnovat-rozhdestvo
2. Диакон Андрей Кураев. Школьное богословие. Глава «В каком году от Рождества Христова родился Христос?» // Эл. ресурс: http://azbyka.ru/deti/shkolnoe-bogoslovie-diakon-andrej-kuraev#n26
3. Статья «Масленица» // Энциклопедия «Мифы народов мира». М.: Советская энциклопедия, 1992. Т. 2. С. 122.
4. Мирослав Попович. Нарис історії культури України. К.: АртЕк, 2001. С. 49.
5. Статья «Масляница» // Энциклопедический словарь Брокгауза-Эфрона. Электронная версия. М.: ООО «ИДДК», 2002.
6. Статья «Велес» // Энциклопедия «Мифы народов мира». М.: Советская энциклопедия, 1992. Т. 1. С. 227.
7. Статья «Масляница» // Энциклопедический словарь Брокгауза-Эфрона. Электронная версия. М.: ООО «ИДДК», 2002.
8. Подробно о дате установления праздника Благовещения мы говорили в статье «Страсти по календарю, или Когда нам праздновать Рождество» // Эл. ресурс: http://pravlife.org/content/strasti-po-kalendaryu-ili-kogda-nam-luchshe-prazdnovat-rozhdestvo
9. Толкование на правила Святого Шестого Вселенского Собора, Трулльского // Эл. ресурс: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1316
10. Алексей Зайцев. Христианство и неоязычество: возможен ли компромисс? // Эл. ресурс: http://hramnagorke.ru/gloss/70/962/
11. «Язычество в православной обертке…» // Эл. ресурс: http://pravlife.org/node/2876
NEWSru.com :: Масленица — христианское понятие, напоминают в РПЦ
Cамо название масленица связано с указанием на то, что разрешено в пишу в дни перед Великим постомАрхив NEWSru.com
Русская православная церковь (РПЦ) считает наступившую сегодня масленицу — христианским понятием, подготовкой к Великому посту и последующему величайшему церковному празднику Пасхи.
Как заявил РИА «Новости» заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) игумен Филипп (Рябых), «масленица — это христианское название».
Вопреки тиражируемому мнению, что масленица имеет языческое происхождение, он подчеркнул, что «само название масленица связано с указанием на то, что разрешено в пищу в эти дни перед Великим постом».
Древняя византийская традиция, пояснил замглавы ОВЦС МП, говорит о «сырной седмице» (неделе) перед постом. Однако в то время, когда христианство появилось на Руси, нашим предкам не было известно такого продукта, как сыр, — в употреблении были другие молочные продукты, из которых самым похожим на сыр являлось масло. Отсюда и появилось народное название «сырной» недели — масленица.
«Время, которое в народе называют масленицей, в церковном календаре связано с размышлениями о конце земной истории и грядущем Страшном Суде. В христианском понимании это конец зла и победа добра, суд над злом, над грехом», — отметил игумен Филипп.
По его словам, в размышлениях об этом событии христиане должны прочувствовать «радость ожидаемого пришествия Царства Божия», поэтому на масленичной («сырной») неделе отменяется еженедельный пост в среду и пятницу, предполагаются гуляния и застолья с родными и друзьями.
«С другой стороны, уже эта неделя призывает верующих к особой духовной сосредоточенности, потому что зло еще не побеждено. В эту неделю уже запрещается есть мясо — для того, чтобы человек учился ограничивать свои телесные потребности, постепенно переключая внимание на духовную сторону своего существования, готовясь к Великому посту», — отметил собеседник агентства.
В традиционно строгие дни недели (среду и пятницу) на масленицу, хоть и разрешается есть все, кроме мяса, не совершается главного христианского богослужения — Божественной литургии. Это, по словам отца Филиппа, указывает «на строгость наступающего поста».
На масленицу в храмах также уже начинают совершать великопостные службы, читать великопостную молитву святого Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу твоему. Ей, Господи Царю, дай ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего.»
Представитель РПЦ подчеркнул, что радость в дни масленицы не должна иметь языческих мотивов. «Причина радости христианина в дни масленицы не в том, что заканчивается зима и наступает весна, а в размышлении о будущем торжестве Божией правды и любви на земле», — пояснил игумен Филипп.
Отвечая на вопрос о блинах, он отметил, что, «может, в прошлом это блюдо и было связано с языческими обрядами, но христианство придало ему новый смысл». Поскольку в эти дни уже существует запрет на употребление мясных продуктов, блины стали просто традиционным символом праздничной пищи в «сырную неделю», как куличи и пасха в праздник Воскресения Христова.
Обряд же сжигания чучела зимы, по словам представителя Московского патриархата, является языческим и не приветствуется Церковью.
«Один из важных призывов Церкви к людям состоит в том, чтобы они учились жить в мире и любви между собой. И во время масленичных встреч и празднований люди должны найти возможность примириться, если они были в ссоре или вражде, обновить родственные, дружеские связи и простить обиды друг другу», — подчеркнул игумен Филипп.
Этот праздник, по его словам, должен помочь «размягчить сердца людей».
Священнослужитель напомнил, что завершается масленичная неделя Прощеным воскресеньем, когда верующие просят друг у друга прощения за все, чем могли обидеть, а в храмах после вечернего богослужения совершается особый церковный чин прощения. Во время этого чина священнослужители и прихожане взаимно прощают друг у друга, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.
По словам игумена Филиппа, все христиане участвуют в праздновании масленицы перед постом, «и священнослужители тоже едят блины». Преимущественно пекут в семьях, ходят друг к другу в гости «на блины» в течение всей недели.
«Сегодня стало распространенной традицией не только в России, на Украине и в Белоруссии, но и в дальнем зарубежье — отмечать масленицу. К этому подключаются российские посольства, праздники устраиваются в культурных центрах, при храмах РПЦ за рубежом», — сообщил замглавы Отдела внешних церковных связей.
Он подчеркнул, что широкое празднование масленицы является «отличительной чертой русской традиции». «Таких гуляний, как у нас на масленицу, нет нигде», — добавил игумен.
Отвечая на вопрос о параллелях с карнавалами в Европе, он отметил, что «где-то эти карнавальные традиции сохранились, где-то нет, а в Русской церкви масленица отмечается практически повсюду».
Древние славяне в период, на который с христианизацией Руси пришлась масленица, справляли проводы зимы и встречу весны, в предвкушении пробуждения новых сил природы.
Элементы языческих традиций сохранились в народе и после Крещения Руси. Празднование масленицы сопровождалось определенными символическими действами, как, например, сжиганием чучела зимы, шумными народными играми, кострами, катанием с гор, штурмами снежных крепостей и прочими увеселениями.
И сегодня в последние дни перед самым продолжительным и строгим в году постом в народе принято «погулять на славу».
какого числа праздновать, как отмечать
В современном мире до сих пор отмечают некоторые праздники, которые справляли еще наши предки, и один из таких — Масленица. Чтобы встретить этот праздник по всем правилам, необходимо знать об основных церковных традициях данного события.
Такого праздника, как Масленица не встретишь в церковном календаре, так как это событие пусть и разрешено церковью, но не внесено в святцы. Однако в календаре есть понятие Сырная Седьмица — заключительная неделя перед Пасхальным постом, которая является заменой языческого праздника. История и многие особенности празднования Масленицы тесно переплетены с православной религией, поэтому воцерковленному человеку полезно узнать основные традиции и запреты данного праздника с точки зрения христианства.
Масленица и православие
Масленица — торжество, имеющие языческие корни. Его справляли задолго до становления православия. Она символизирует изгнание зимы и встречу весеннего тепла. Именно поэтому Масленицу было принято отмечать весело и с размахом. Это празднество имеет свои историю, народные обычаи и приметы, в смысл и значение которых верующему человеку вдаваться не обязательно.
В православии нет такого торжества, как Масленица, но есть Сырная неделя, которая приходится на это же время и подразумевает подготовку к Пасхальному посту. Церковь лишила Масленицу ее языческого смысла, подарив празднику христианское содержание.
Как встречать Масленицу в 2020 году
Масленица — не православный праздник, поэтому то, как вы ее встретите (и встретите ли вообще), зависит от вас. В 2020 году Масленичная неделя выпадает на период с 24 февраля по 1 марта. Конечно, люди, которые считают себя православными, не должны превращать это время в разгулье. В народных традициях Масленица нередко сопровождается обильным распитием спиртного, языческими играми и обрядами, чревоугодием. Все это развращает душу и сбивает с пути.
С другой стороны, ни один священник не запретит в это время кушать блины, навещать близких и веселиться. От чего точно нужно отказаться, так это от грешных поступков: злоупотребления алкоголем, переедания, участия в языческих обрядах. Вместо этого лучше поблагодарить Бога за мирную жизнь, за право быть счастливыми, за Великий пост и Пасху. Также по традиции на Сырную седмицу принято навестить родных: приглашение на блины считается подходящим поводом наладить испорченные отношения с родственниками и друзьями. Очень важно помянуть усопших и поделиться едой с нуждающимися.
Разумеется, ко всем языческим праздникам церковь относится как к пережиткам прошлого. Верующему человеку известно, что Бог не требует жертв и странных обрядов, Он требует от нас только чистые мысли и светлую душу, и это — самое важное. Берегите себя и не забывайте нажимать на кнопки и