Posted on

Содержание

приметы, традиции, обычаи и гадания

Sputnik Грузия рассказывает о празднике Иван Купала, а также о традициях, обычаях, приметах и гаданиях, связанных с ним.

Иван Купала

Точное происхождение древнего праздника Иван Купала не установлено. Как полагают, он произошел из языческих ритуалов омовения-очищения, которое проводили в реках и озерах в день летнего солнцестояния.

Иван Купала, у древних славян, который по старому стилю выпадал на 20-22 июня, был праздник Солнца, зрелости лета и зеленого покоса. Поэтому торжество связывали с днем летнего солнцестояния.

Иван Купала с принятием христианства на Руси, приуроченный к православному празднику — Рождеству Иоанна Предтечи, стал символизировать обряд крещения.

Пророк, предсказавший пришествие Спасителя, а потом крестивший его в водах реки Иордан, родился 7 июля (по старому стилю 24 июня) в семье иудейского священника Захарии и его жены Елисаветы.

Праздник Иван Купала, претерпевший за прошедшие столетия изменения и потерявший свое первоначальное астрономическое время, продолжают отмечать широко и в наши дни.

Иван Купала, по древней традиции, празднуют во многих странах, в том числе в Европе, в Прибалтике, Беларуси, России и Украине, хотя и называют его по-разному.

Традиции и обычаи

Иван Купала, который называли в народе Иванова ночь или Иванов день, по традиции, начинали отмечать с наступлением темноты – люди, по обычаю, проводили многочисленные ритуалы и гадания, связанные с водой, огнем и растениями. Кстати, многие из этих обрядов и гаданий сохранились по сей день.

Обязательное купание в воде было главной традицией на Ивана Купала – в старину люди считали, что вся нечисть покидала озера, реки и водоемы, начиная с этой ночи до Ильина дня (2 августа по новому стилю).

Поэтому вода считалась целебной, обладающей магической силой — она помогала очиститься от всякого зла, исцелиться и приобрести хорошее здоровье.

© photo: Sputnik / Валерий Мельников

Праздник Иван Купала

В тех деревнях, где рядом не было водоема, люди, по обычаю, мылись в бане, а банными вениками, заготовленными на Ивана Купалу, пользовались в течение всего года.

Огонь, как и вода, по народным поверьям, на Ивана Купалу обладал очищающей и магической силой. Так возникла традиция разводить большие костры на берегах рек, озер и водоемов, оберегающие людей от всякой нечисти.

По обычаю, вокруг костров молодые водили хороводы и плясали, а также прыгали через огонь. По старинному обычаю, счастливым был тот, кто перепрыгивал через костер, не задев пламя.

Традиция водить скотину между кострами на Ивана Купалу защищала ее от болезней и гибели. А матери, по обычаю, сжигали одежду, снятую с больного ребенка, чтобы он рос здоровым.

© photo: Sputnik / Valery Melinikov

Праздник Иван Купала

На Ивана Купалу, по традиции, поджигали смоляные бочки или деревянные колеса, которые скатывали с горы или носили на длинных шестах, символизируя солнцеворот.

Самая популярная традиция в наши дни на Ивана Купалу — обливаться водой. Люди продолжают верить, что вода очищает человека и смывает болезни. Однако церковь языческие традиции и обычаи не приветствует.

Приметы и гадания

Магической, целебной силой в ночь на Ивана Купалу, как считали славяне, обладали также травы и цветы, поэтому существовали приметы и гадания, связанные с их собиранием.

Траву, по приметам, собирали до рассвета, чтобы она сохранила целебные свойства. Обычно, на Ивана Купалу собирали мать-и-мачеху, крапиву, багульник, душицу и полынь.

Собранные цветы и травы, по обычаю, раскладывали на росе, а затем, высушив, использовали по необходимости. Целебными отварами, по традиции, проводили различные обряды, а также готовили отвар для больных.

Окуривать травами избу – хорошая примета, изгоняющая злых духов, привлекающая достаток и удачу в семью.

© photo: Sputnik / Илья Питалев

Праздник Ивана Купалы в Московской области

Некоторые растения, по приметам, наделяли способностью разговаривать с животными и птицами.

Но главным цветком, по традиции, на Ивана Купалу был цветущий папоротник, который, по народным приметам, считался самым колдовским растением, так как помогал отыскать клад и исполнял сокровенные желания.

Расцветающая перелет-трава, по приметам, также обладала волшебством — люди верили, что она могла перенести за тридевять земель.

Крапива, по приметам, оберегала от разной нечисти, поэтому ее раскладывали на пороге дома и на подоконниках.

Цветок иван-да-марья, по приметам, защищал дом от воров — его раскладывали по всем углам дома.

На Ивана Купалу славяне собирали муравьиное масло, обладающее, по приметам, в эту ночь целительными свойствами.

Звездное небо — примета, говорящая, что грибов будет много, а обильная роса предвещала урожай огурцов.

На Ивана Купалу, по обычаю, проводили гадания на судьбу и суженного. Гадание с помощью венков, которые плели из разных трав — медвежьего ушка, лопуха, богородской травы (чабрец, тимьян) или ивана-да-марьи, было самым распространенным. В них вставляли зажженные маленькие свечки или лучинки и, спустив на воду, внимательно следили за ними.

© photo: Sputnik / Ilya Pitalev

Праздник Ивана Купалы в Московской области

Удачное замужество, по гаданию, предвещал венок, быстро отплывающий от берега, а если он тонул, значит сидеть девушке в девках еще год.

Популярным было также следующее гадание: в полночь, не глядя, девушка собирала цветы и клала их под подушку, а утром проверяла, сколько разных набралось. По приметам, если их число достигало 12-ти, значит девушка выйдет замуж в текущем году.

Гадание на исполнение желания было популярно и среди юношей – для этого нужно было в ночь на Ивана Купалу перелезть через 12 разных оград.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Что означает Купалье? Традиции и приметы праздника Ивана Купалы

Праздник Иван Купала, или Купалье, в наиболее архаичном виде сохранился именно у белорусов, сообщает sputnik.by

Купалье, или Иван Купала — издавна известный на территории Беларуси праздник. Впрочем, праздновали его не только белорусы: и русские, и украинцы, и балты — многие народы в том или ином виде отмечали этот день. Для западных народов Купалье объединилось в один день с летним солнцестоянием, но у более восточных стало самостоятельным праздником, который сейчас даже отмечают дважды — по юлианскому и григорианскому календарям: ночь с 23 на 24 июня и с 6 на 7 июля.

Иван Купала — точь-в-точь как у предков

Фольклористы и историки едины во мнении: именно у белорусов Купалье сохранилось в наиболее архаичном виде — то есть празднование Ивана Купалы на белорусских землях наиболее похоже на то, как встречали этот день наши далекие предки.

Купалье также называли попросту Иваном или Иоаном — это всегда было обрядовое торжество, посвященное наивысшему расцвету сил природы и росту нового урожая. Позже, после прихода на наши земли христианства, Ивана Купалу «объединили» с Рождеством Иоанна Крестителя — так этот день и начали отмечать 7 июля, хотя многие до сих пор предпочитают праздновать в ночь с 23 на 24 июня.

Во всех культурах, в том числе славянских, Купалье справляли ночью — повсюду жгли костры и водили хороводы, плели венки и собирали лекарственные растения, которые в это время обладают особой силой. Обязательным обрядом на Ивана Купалу всегда было и купание — оно очищало тело, а прыжки через костер очищали душу.

Как отметить Ивана Купалу

Купальский обряд включает в себя сбор трав и цветков для венков вечером, а также подготовку большого костра. Кроме этого, обычно выбирают Купалинку и Купалежа — своего рода «короля и королеву» праздника Ивана Купалы.

Уже ночью на Ивана Купалу принято зажигать костер, водить вокруг него хороводы, танцевать у огня и петь обрядовые песни. Конечно, Купалье неразрывно связано с гаданиями: многим известно гадание при помощи венка, который надо бросить в реку.

Искали на Ивана Купалу и цветок папоротника — считалось, что найденное в лесу соцветие принесет большое счастье и удачу.

Белорусы, как и многие другие народы, могут отметить Купалье как в ночь с 23 на 24 июня, так и 7 июля. А еще лучше — дважды!

Иван Купала: гадания на праздник

Самые частые гадания в Купалье — с венком, собранным из полевых растений и цветов в этот день. Например, гадать можно на исполнение желания — для этого нужно на заходе солнца опустить венок в воду и наблюдать за ним. Если венок уплывет далеко — желание исполнится, а если приплывет к берегу — значит, не сбудется.

Похожим образом можно гадать на Ивана Купалу и на любовь. Так, если венок сразу утонет в воде — значит, возлюбленный не будет с вами или еще хуже — обманет или изменит. Если венок в воде расплетется или прибьется к берегу — значит, в этом году вы замуж не выйдете. А вот далеко уплывший на Купалье венок обозначает скорую свадьбу.

В старину вещими считались и сны на Ивана Купалу, а помимо гаданий с венком многие практиковали гадания на воске, клочке бумаги и иные.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter

Иван Купала — это… Что такое Иван Купала?

Ива́н Купа́ла, также Ива́нов день — летний народный праздник языческого происхождения, называемый так у восточных и западных славян. Иванов день имеет старинную традицию празднования практически по всей Европе. Отмечается во многих частях Европы под близким национальным названием — в России, Белоруссии, Польше, Литве, Латвии, Эстонии, Украине. Во многих странах — общенациональный и церковный праздник. Изначально, до распространения христианства, праздник был связан с летним солнцестоянием (20—21 июня). C принятием христианства обрядовая часть праздника была приурочена ко дню рождения Иоанна Крестителя — 24-го июня. С этим связано его национальное название в разных странах. В новый стиль дата рождения Иоанна Крестителя позже, приходится на 7 июля, так как Русская православная церковь живёт по старому стилю. В России праздник потерял астрономическое соответствие солнцестоянию. Строгого соответствия астрономии нет и в других странах: Швеции, Финляндии и др.

Другие названия дня

Купала, Колосок, Кресъ (ст.рус.), Ярилин день (яросл., твер.), «Сонцекрес» (укр.), «Купалле» (белорус.), «Rаsos, Rasa» (лит.) — Праздник Росы, «Saulės» (лит.) — День Солнца, Водицы (болг.), Духов-день (болг.), «Еньовдень» (болг.), «Sobótki» — Соботки (польск.), Кокуй (новг.), Праздник летнего солнцеворота, «Свята Сонца і кахання» (белорус.), Лада (русин.), Иван-травник, «Копальний Іван» (укр.), Иван добрый, любовный, цветной, чистоплотный, «Іван Вядзьмацкі» (белорус.), «Іван Калдунскі» (белорус.), «Св. Jован Игритель» (серб.), Первый покос, «Варфоломій і Варвара» (укр.), Рождество Иоанна Крестителя (христ.).

Происхождение названия

Дохристианское название праздника неизвестно. Название Иван Купала имеет народно-христианское происхождение и является славянским вариантом имени Иоанн Креститель (греч. Ιωάννης ο Βαπτιστής)[1], поскольку эпитет Иоанна — греч. βαπτιστής — переводится как «купатель, погружатель»[2]. Такое название праздника было обусловлено и собственно славянскими представлениями: праслав. kǫpati обозначало ритуальное омовение, очищение, которое осуществлялось в открытых водоёмах[3]. Поэтому, с одной стороны, именно этот глагол был применён для перевода эпитета «креститель», а с другой стороны, название праздника позже было переосмыслено народной этимологией и увязано с ритуальными купаниями в реках во время этого праздника.

Некоторые научно-популярные и неоязыческие издания связывают праздник с «языческим божеством» Купала. Данная точка зрения не разделяется учёными, поскольку крайне сомнительно былое существование в славянском язычестве самого этого божества. Впервые божество «Купала» упоминается в Густинской летописи (XVII век), и является плодом недоразумения: летописец, зная о «бесовских игрищах» на Ивана Купалу, принял название праздника за имя языческого бога. Впоследствии это недоразумение было повторено переписчиками, а затем и ранними исследователями славянской мифологии, в результате чего в славянском пантеоне появилось новое «божество».[4]

На деле же Купала божеством никогда не являлся и мог появиться в народных представлениях лишь как фольклорная персонификация праздника, отразившаяся, к примеру, в песнях[5].

Обряды праздника

Иванов день заполнен обрядами, связанными с водой, огнём и травами. Основная часть купальских обрядов производится ночью[6]. Главные купальские обряды впервые упоминаются в Густинской летописи (XVII век):

«Сему Купалу… память совершают в навечерiе Рождества Иоанна Предтечи… сицевымъ образом: съ вечера собираются простая чадь, обоего полу, и соплетают себе венцы из ядомого зелiя, или коренiя, и препоясавшиеся былiемъ возгневаютъ огнъ, инде же поставляютъ зеленую ветвь, и емшеся за руце около обращаются окрестъ оного огня, поюще своя песни… Потом чрезъ оный огнь прескакуютъ…[7]»

Вода

Обязательным обычаем Иванова дня было массовое купание: с этого дня из рек выходила вся нечисть, поэтому вплоть до Ильина дня можно было купаться без опасений. Кроме того, вода Иванова дня наделялась живительными и магическими свойствами.

В местах, где существовал запрет на купание в реках (из-за русалок), купались в святых источниках. На Русском Севере накануне — в день Аграфены Купальницы[8] топили бани, в которых мылись и парились, заваривая собранные в этот день травы[9]. И вода, и травы в Иванов день наделялись магической силой, поэтому их использование должно было наделить человека жизненной силой и здоровьем. Ивановскими вениками пользовались в течение года.

В этот праздник, по народным поверьям, вода может «дружить» с огнём, и их союз считается природной силой. Символом такого соединения являются костры[10] по берегам рек, которые жглись в ночь на Купалу. Кроме того, в Иванову ночь часто гадали при помощи венков, опущенных в реку: если венок поплывёт, это сулило счастье и долгую жизнь или замужество.

Огонь

Главная особенность купальской ночи — очищающие костры[10]. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее. В некоторых местах между купальскими кострами прогоняли домашнюю скотину для защиты её от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и болезни. Молодёжь и дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры и бег наперегонки. Обязательно играли в горелки. По поверьям крестьян, в купальскую, самую короткую ночь, нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть — ведьмы, оборотни, русалки, колдуны, домовые, водяные, лешие. Считалось при этом, что купальский костёр обладает магической силой, способной отгонять всю нечисть, особенно ведьм, которые в Купальскую ночь были особенно опасны и могли украсть молоко у коров или испортить хлеб на полях. Помимо костров, в некоторых местах в Купальскую ночь поджигали колёса и смоляные бочки, которые затем скатывали с гор или носили на шестах, что совершенно очевидно связано с символикой солнцеворота.

Травы

»

Характерная примета Ивана Купалы — многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром[9]. Травы и цветы, собранные до рассвета, кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают их, считая такие травы более целебными. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, употребляют их и для разжигания любви или для «отсушки».

Главным героем растительного мира в Иванов день становился папоротник[11], с которым повсеместно связывались предания о кладах. С цветком папоротника, появляющимся всего на несколько мгновений в полночь на Иванов день, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились.

»

Кроме того, одним из главных символов Иванова дня был цветок Иван-да-марья, который символизировал магический союз огня и воды. Народные сказания связывают происхождение этого цветка с близнецами — братом и сестрой — которые вступили в запретные любовные отношения и из-за этого превратились в цветок. Эта легенда восходит к архаичному мифу об инцесте близнецов и находит себе многочисленные параллели в индоевропейских мифологиях. Иван-да-марья очень часто фигурируют в купальских песнях, к примеру:

«

Иван Марью
Звал на купальню.
Где Иван купался —
Берег колыхался.
Где Марья купалась —
Трава расстилалась.
Купался Иван,
Да в воду упал.[12]

»

Народные поверья и обычаи

Празднование Ивана Купалы в Белоруссии. Почтовая марка СССР (1991 год)
  1. В ночь накануне Ивана Купалы девицы опускают на речные волны венки с зажжёнными лучинками или свечками, вьют венки из иван-да-марьи, лопуха, богородской травы и медвежьего ушка. Если венок тонет сразу, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. У кого венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше погорит, та проживет долгую-предолгую жизнь.
  2. В Иванову ночь ведьмы делаются более опасными, а потому следует класть на пороге и на подоконниках крапиву, чтобы защитить себя от их нападения.[13] Нужно запирать лошадей, чтобы ведьмы не украли их и не поехали на них на Лысую гору: живой оттуда лошадь уже не воротится.
  3. В Иванову ночь на муравьиных кучах собирают в сосуд масло, которое считается целительным средством против разных недугов.
  4. В купальскую ночь деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом посредством шелеста листьев; беседуют между собой животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой.
  5. Если в эту ночь сорвать цветок иван-да-марьи и вложить в углы избы, вор не подойдёт к дому: брат с сестрой (жёлтый и фиолетовый цветки растения) будут между собою разговаривать, а вору покажется, что разговаривают хозяин с хозяйкою.
  6. В полночь нужно, не глядя, набрать цветов и положить под подушку, а утром проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось, в этом году замуж выйдешь. Под голову кладут трипутник (подорожник), приговаривая: «Трипутник-попутник, живёшь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!»
  7. Если на Иванов день перелезть через заборы двенадцати огородов, любое желание исполнится.

В литературе

«Вечер накануне Ивана Купала» — повесть Николая Васильевича Гоголя из цикла «Вечера на Хуторе Близ Диканьки».

Особое место Иванов день занимает в творчестве Сергея Есенина. Целиком этому празднику посвящено стихотворение «За рекой горят огни», написанное в стиле народной купальской песни, с рефреном «ой, купало, ой, купало» и повторяющейся последней строкой куплета:

«

За рекой горят огни,
Погорают мох и пни.
Ой, купало, ой, купало,
Погорают мох и пни.

Плачет леший у сосны —
Жалко летошней весны.
Ой, купало, ой, купало,
Жалко летошней весны.

А у наших у ворот
Пляшет девок корогод.
Ой, купало, ой, купало,
Пляшет девок корогод.

Кому радость, кому грех,
А нам радость, а нам смех.
Ой, купало, ой, купало,
А нам радость, а нам смех.[14]

»

С Ивановым днём связано также и стихотворение Есенина «Матушка в купальницу по лесу ходила», действие которого происходит как раз в Купальскую ночь (Аграфена Купальница — канун Иванова дня[15]):

«

Матушка в купальницу по лесу ходила,
Босая с подтыками по росе бродила.

Травы ворожбиные ноги ей кололи,
Плакала родимая в купырях от боли.

Не дознамо печени судорга схватила,
Охнула кормилица, тут и породила.

Родился я с песнями в травном одеяле.
Зори меня вешние в радугу свивали.

Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,
Сутемень колдовная счастье мне пророчит…[16]

»

См. также

Примечания

  1. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. II. С. 419; Этимологический словарь славянских языков. Вып. 12. М., 1985. С. 60.
  2. Аналогичным образом имя Иоанна Крестителя было переведено в Германии: нем. Johannes der Täufer и Финляндии фин. Johannes Kastaja «тот, кто погружает (в воду, купель), освящая»
  3. Данный глагол, видимо, был ритуальным, и является чисто славянским новшеством, этимология его не ясна. При этом со словом кипеть он не может быть связан: Журавлев А. Ф. Язык и миф. Лингвистический комментарий к труду А. Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу». М.: Индрик, 2005. С. 904.
  4. Мансикка В. Й. Религия восточных славян. М.: ИМЛИ им. А. М. Горького РАН, 2005. С. 123—124.
  5. Подобным образом произошло божество Коляда. См. также: Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М.: Изд-во полит. лит-ры, 1986. С. 207.
  6. Купальская ночь // Российский Этнографический Музей
  7. Гальковский, 1913, с. 297
  8. Коринфский, 1995
  9. 1 2 Ивановские травы // Российский Этнографический Музей
  10. 1 2 Купальский костёр // Российский Этнографический Музей
  11. Папоротник // Российский Этнографический Музей
  12. Русская народная поэзия: обрядовая поэзия. Л.: Худож. лит., 1984. С. 169.
  13. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Репринт изд. 1880 г. ISBN 5-85212-011-1, c. 77
  14. Сергей Есенин. «За рекой горят огни…»
  15. Аграфена-купальница // Российский Этнографический Музей
  16. Сергей Есенин. «Матушка в купальницу по лесу ходила…»

Литература

  1. Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси. — М.: Печатня А. И. Снегиревой, 1913. — Т. II. — 308 с.
  2. Коринфский А. А. Народная Русь. — Смоленск: Русич, 1995. — 656 с. — ISBN 5-88590-309-3

Ссылки

обряды, приметы, традиции народного праздника

Sputnik Грузия расскажет, что за праздник Иван Купало, почему его празднуют в день Рождества Иоанна Крестителя, а также о традициях, обрядах и приметах народного торжества.

Народный праздник

Праздник Иван Купало, окутанный разными народными поверьями, традициями и обрядами – одна из главных дат славянского календаря.

Корни народного праздника Иван Купало восходят к языческим временам, когда славяне, жившие в тот период, одновременно поклонялись нескольким божествам, хотя точно его происхождение не установлено.

Праздник Иван Купало начинают отмечать с наступлением 7 июля. Эту ночь в народе считают особенной, так как только в это время цветет мистический цветок папоротника, который приносит человеку счастье и богатство.

Произошел народный праздник, предположительно, из языческих обрядов очищения – в древние времена, по традиции, они проводились в реках и озерах в день летнего солнцестояния, который выпадал на 20-22 июня.

С приходом христианства народный праздник приобрел иное значение, потерял свое истинное астрономическое время, но до сих пор сохранил некоторые древние славянские традиции и обряды.

Традиции народного праздника

По традиции народный праздник Иван Купало начинали отмечать с наступлением ночи и проводили многочисленные обряды, связанные с водой, огнем и травами. Многие из этих обрядов сохранились по сей день.

Обязательное купание в воде было главной традицией с наступлением праздника Иван Купало – славяне в те далекие времена считали, что вся нечисть начиная с этой ночи до Ильина дня (2 августа по новому стилю) покидала водоемы.

Посему вода в эту ночь считалась целебной, помогала очиститься от всякого зла и приобрести хорошее здоровье.

В деревнях, где не было водоема, люди парились в бане, а вениками, которые заготавливали в этот день, пользовались до следующего праздника Ивана Купало. По приметам, растения на Иван Купало обладают особой силой и положительно влияют на здоровье людей.

Славяне считали, что вода на праздник Иван Купало входит в священный союз с огнем. Символом этого стали купальские костры, которые, по традиции, разжигали по берегам озер, рек и водоемов. Эта народная традиция сохранилась до наших дней.

По народным приметам, большие костры, разведенные на берегах водоемов, могли уберечь людей от всякой нечисти. Поэтому, славяне в ночь на праздник собирались у костров – водили вокруг них хороводы, плясали, а более смелые перепрыгивали через огонь.

По традиции – счастливым будет тот, кто выше всех перепрыгнет, не задев пламя. Кроме того, по приметам, огонь наделял юношу смелостью и удачей, а девушку – красотой и привлекательностью.

Люди постарше проводили между купальскими кострами домашнюю скотину – этот обряд должен был уберечь животных от смерти и болезней. А матери в огне сжигали белье и одежду, снятую с больных детей, чтобы они были здоровы.

По традиции, на Иван Купало поджигали деревянные колеса или смоляные бочки и скатывали с горы или носили на длинных шестах – такой обряд символизировал солнцеворот.

Самая популярная традиция в наши дни в праздник Иван Купало — обливаться водой. Этот обряд говорит о том, что люди продолжают верить, что вода смывает болезни и очищает человека, хотя церковь и не приветствует проведение языческих ритуалов.

Обряды и приметы на Иван Купало

Славяне верили, что в ночь на Иван Купало магической, целебной силой обладали также цветы и травы, поэтому существовало множество обрядов и примет, связанных с их собиранием. По приметам, траву нужно было собрать до рассвета, чтобы она сохранила все магические свойства.

Цветы и травы, собранные на Иван Купало, клали под росу, затем высушивали и по необходимости использовали. В частности, собирали крапиву, мать-и-мачеху, душицу, багульник и полынь.

Целебными отварами проводили различные обряды — окуривали избы, чтобы изгнать злых духов, привлечь удачу и достаток, а также готовили отвар и поили больных людей.

Некоторые растения, по приметам, могли даже даровать способность разговаривать с животными и птицами.

Но, главным цветком в ночь на праздник Иван Купала был папоротник, который цветет совсем недолго. По народным приметам, цветущий папоротник считался одним из самых колдовских растений, так как исполнял сокровенные желания и помогал отыскать клады.

Волшебством по приметам обладала и расцветающая перелет-трава, которая, как люди верили, могла перенести за тридевять земель.

От посягательств различной нечисти, по приметам, оберегала крапива – растение с этой целью раскладывали на подоконниках и на пороге дома.

А цветок иван-да-марья, сорванный в ночь на праздник, раскладывали по всем углам дома – по приметам, он защищал дом от воров.

По одной из примет, в полночь, не глядя, нужно было нарвать цветы и положить под подушку, а утром проверить, сколько разных трав набралось. Если их число составляло 12-ть — значит девушка в этом году выйдет замуж.

По приметам, если в народный праздник перелезть через двенадцать разных оград, любое желание сбудется.

В ночь на Иван Купала славяне искали муравейники и собирали муравьиное масло – по приметам в эту ночь оно обладало большими целительными свойствами.

По приметам, сильная роса на Иван Купало — к урожаю огурцов, а звездное небо в ночь на праздник — грибов будет много.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Праздник Ивана Купала — что за праздник такой?

Статья от издательства: «Северная сказка»

Знаем-знаем, сейчас многие скажут, что это не праздник Иван Купало, а наш славянский праздник Бога Купало – и будут правы! Однако, намеренно пишем о празднике «Иван Купало», потому что многим он известен под этим названием.

«Иван Купало» — современное название древнего праздника, сохранившее в себе и исконное название, и пришедшее вместе с христианством добавление «Иван». Христиане называют «Иваном Купало» Иоана Крестителя. Хотя сам праздник даже в христианские времена сохранил свою основу, был полон традиционных славянских обычаев.

Когда празднуем Купало?

С нашим календарем, пережившим много изменений, уже вовсе запутались в датах праздников. Кто-то справляет Купало 7 июля, другие – 24 июня. Мы же считаем, что верную дату подсказывает само солнышко. Купальская ночь, самая короткая в году, приходится на Летнее Солнцестояние. В 2017 году Летнее Солнцестояние наступит с 20 на 21 июня ровно в 04:24, на утренней заре.

Говоря «день Купало», имеют в виду не время суток, а день как таковой – дату. Это еще от того, что такой день самый длинный в году, поэтому все и радуются, отмечая его. Если говорят «ночь Купало», то имеют в виду само ночное время, которое является самым коротким в году. В эту темную пору только-только приходит, зарождается, набирает свою силу Летнее Солнце.

Однако праздновали Купало всегда больше, чем один день. Обычно праздник длился три дня. В современных условиях это означает, что праздник можно перенести на выходные, если не получается встретить его в будни.

Ночь накануне Купало

Славяне называли ночь накануне Купальской ночи «страшной». Это отражено и в произведении Гоголя «Ночь накануне Ивана Купалы». Неслучайно день накануне иногда назывался и Ведьминым днем. Время, пока на небе не появилось новое летнее солнце под покровительством Бога Купало, а весеннее солнце – Ярило, уже покинуло небо – переломный момент.

На Русском Севере считают, что в это время Скипер-Змей, посланник Хаоса, старается прорваться в мир Яви. Потому перед праздником Купало оживляются змеи. Происходят змеиные свадьбы, на которые нельзя смотреть молодым девушкам, чтобы самим не стать невестами змея.

Праздник в день Купало

Перед волшебной Купальской ночью празднования начинаются ещё с утра. Важная часть праздника Купало – очищение. В этот день в деревнях очищали колодцы, чтобы вода весь год была здоровой, целебной.

Днем девушки и женщины собирали лечебные травы и заготавливали свежие веники для бани. Веник, собранный в праздник Купало, будет приносить здоровье. Этот же веник использовали в гаданиях или относили в хлев для здоровья домашнего скота. Кроме березовых веников готовили веники из целебных «лучистых» трав для вечерней бани. Собирали чабрец, тимьян, непременно цветы Иван-да-Марья, мяту, зверобой, ромашку, полынь, чистотел.

Также вам может быть интересно узнать про пользу и вред традиционного русского напитка Иван-чай. История, химический состав, полезные свойства, противопоказания, сбор, хранение и многое другое.

Как и перед Колядой, в это время можно гадать и угадывать, загадывать и получать исполнение желаний. В праздник Купало не только гадали, а ещё делали наузы – волшебные славянские узелки. Особенно хорошо в этот день сделать наузы, обращенные к Купало: для зачатия и рождения здорового ребенка, для радости жизни, для мужской силы.

А еще можно заранее побеспокоиться, завить венок на березке или из ржаных колосьев на поле, да накануне Солнцеворота сбегать посмотреть, у кого коса расплетется? Расплетётся – так выйдешь замуж в этом году!

А к вечеру – умывались вечерней росой, чтобы получить силу и здоровье от Мать — Сыра Земля, силу, которая так нужна для сохранения своей душевной чистоты в разгар нашествия Скипер-Змия. Во ржи в росе катались для здоровья, без одежды.

К вечеру собирались все на общий праздник. Наряжались в лучшие одежды – непременно яркие, красивые, напоминающие цвета теплого лета: красные цветы и ягоды, золотое солнышко, зеленую траву.

В купальскую ночь

В купалькую ночь свершалась символическая свадьба между огнем и водой. Потому этот день – время любви.

В обрядах купальской ночи непременно участвовали огонь и вода. Всюду зажигались костры, через которые непременно нужно было перепрыгнуть, чтобы очиститься от всякого худа. Девушки плели венки и отпускали их по воде. А парни высматривали венок девушки, которая им полюбилась, чтобы поймать его.

В этот день зажигали новый, живой огонь, который должен сжечь всё дурное. Часто в костер добавляли жгучую крапиву и горькую полынь. На этом костре сжигали старую одежду, особенно рубахи тех, кто хворал, чтобы изгнать все болезни.

На утро после купальской ночи

А по утренней росе — собирали целебные травы на весь год. Верили, что все травы голосом поведают, от какой болезни они лечат, а чтобы нарвать их, нужно очертить вокруг себя круг «Колядовским огарком» (свечой, сохранившейся с вечера праздника Коляды). Тот, кто совершил этот обычай, прославится в качестве знахаря, так как получит обширные знания о свойствах лекарственных растений.

Вот так встречают праздник Купало у нас в стране Северной!

Приглашаем и вас заглянуть к нам в гости, ещё много о славянских обычаях да праздниках расскажем.

Праздник Ивана Купалы

Это один из самых таинственных, романтичных и мистических праздников для восточных славян. Он остается таковым на протяжении всей истории России.

Праздник Ивана Купалы

Что это за праздник?

События празднования дня в честь Ивана Купалы происходят в день летнего солнцестояния, отмечать его принято с переходом на эту дату.

Солнцестояние подразумевает, что небесное светило в этот день будет максимально высоко на небе, в самом зените. Если описывать событие с точки зрения астрономии, то солнечный диск пройдет самый большой радиус на Севере планеты. (см. список грехов для исповеди для женщин)

Из-за этого восход и закат солнца происходят достаточно долго по дневному временному промежутку.

Когда отмечают день летнего солнцестояния?

У восточных племен славянских народов день Ивана Купалы праздновался 24 июня. Но это было характерно для глубокой древности, ибо тогда для людей был актуален лунно-солнечный календарь. Сейчас мы им не пользуемся, на смену пришел более удобный, григорианский. Таким образом, празднование сместилось на вечер 6 июля.

Кто такой Иван Купала?

Суть праздника в чествовании личности по имени Иван Купала.

Что это за человек? Почему он был так известен у славян? 

Историкам не удалось с высокой точностью определить, кем являлась эта личность и существовала ли она. Многие утверждают, что Купала — это идол для славян язычников, ему поклонялись, в честь него совершали обряды и жертвоприношения. Он покровительствовал цветам и плодам. Но какие-либо подтверждения божественной языческой сущности Купалы не обнаружены. ВенчаниеЧто нужно для венчания в церкви?Зачем пары закрепляют союз в церкви? Как подготовить себя к таинству венчания? Какой день выбрать? Можно ли развенчаться?

По второй версии, Иван Купала вовсе никогда не существовал. Это общее именование у славянских племен, которое обозначает совокупность всех обрядов, проводимых в день летнего солнцестояния. Но эта версия не исконно подлинная.

Возможно, Иван был каким-то выдающимся человеком для древних славян, в его честь решили назвать определенный день в году. Такая версия существует, но среди историков у неё мало подвижников.  
Уже после крещения Руси, когда страна стала религиозной, день Ивана Купалы приобрел иное значение.

Обычаи и традиции

В современном мире почти не осталось людей, которые относятся к празднованию дня Ивана Купалы с особым почтением и вкладывают в него языческий смысл. Мы перестали верить в ведьм, чертей, призраков и леших, что было свойственно нашим предкам славянам. Обычаи этого торжества стали для нас развлечением.

Праздник Ивана Купалы
Одним из самых популярных обрядов на ночь летнего солнцестояния был купальный костер. Для язычников он носит исконно мистический смысл. Считалось, человек, который перепрыгнет через костер, очистится от зла и скверны.

Издревле люди заготавливали большое количество хвороста и дров, чтобы костер полыхал до небес. В центр костра ставили кол, а на него насаживали череп коровы или лошади.

Молодые люди и дети танцевали вокруг олицетворения солнца, водили хороводы. Затем, когда костер иссякал, становился маленьким и безобидным, через него разрешалось прыгать.   

Обрядом было сжигать в догорающем костре ненужную одежду, старый хлам. Так славяне очищали свой дом для новых, более полезных вещей.

Существовала традиция купаться в ночь на Ивана Купалу. Вода приносила очищение, исцеляла от болезней. Девушкам она даровала красоту, а парням силу.

У язычников было поверье, что в день летнего солнцестояния детям можно без опаски купаться в озерах и реках, ибо вся нечистая сила ушла на шабаш.

На праздник девушки плели себе венки. Это любовный обряд, его совершали незамужние, чтобы узнать о будущей личной жизни.

Вечерами молодые красавицы убегали от потенциальных женихов к воде. Там они устраивали на венках свечки, зажигали их и пускали по воде.

Если венок уплывет далеко, то в этом году у девушки в жизни случатся кардинальные изменения, она найдет себе молодого человека или даже выйдет замуж.

Если венок плавает около берега, то на личном фронте все будет неизменно ещё целый год.

Коляда

Для русских людей колядки — это исконно русские песенки, сочиненные молодежью. Они передаются от поколения к поколению.

Во время колядования дети и подростки ходят по домам и за незамысловатую, задорную песенку просят угощение или какой-нибудь маленький подарочек. В день Ивана Купалы взрослые не имеют права отказать, иначе их ждет несчастье в ближайшие дни.

Некоторые ребята подходят к колядованию серьезно, они наряжаются в интересные наряды и заучивают наизусть разные колядки-песенки.

В старину вместо нарядов использовали шкуры животных.

Языческие корни русского народного праздника

Иван Купала имеет языческую подоплеку, он существовал раньше Крещения Руси.

Для истории эта личность остается полностью не разгаданной. Для язычников это необычный праздник. По поверьям Восточных славян, когда день властвует над ночью, вся нечистая сила отступает на шабаш и не беспокоит обычных людей.

Праздник Ивана Купалы

В Древности народ не был подвержен атеизму, поэтому придавал значение любым изменениям в природе, олицетворял их.

День Ивана Купалы — торжество леших, домовых, русалок, водяных.

Христианское значение праздника

После событий крещения Руси, Владимир Красное Солнышко начал проводить особую политику, призванную побороть язычество. Были запрещены праздники, которые никак не касались христианства. Некоторые были преобразованы, славяне любили их отмечать, и убирать из календаря эти знаменательные даты было недопустимо для князя.

По церковному календарю число с 6 на 7 июля считается днем рождения Иоанна Предтечи.
Подобная модернизация была обоснованной, ибо Иоанн с греческого языка имеет перевод, как “тот, кто купает” или “тот, кто погружает в воду”.

Иван Купала в книгах

  • Н.В. Гоголь “Вечер накануне Ивана Купала”. Произведение входит в цикл повестей, собранных в одной книге “Вечера на Хуторе близ Диканьки”.
    Очень атмосферная книга. Сейчас повествование может показаться весьма незамысловатым, но сюжет до сих пор завораживает.
  • Рэй Брэдбери “Канун всех святых”. Зарубежная литература, пронизанная духом праздника Ивана Купалы. В сюжете этой книги прослеживается тонкая грань между мироощущением католиков и православных христиан по поводу мира, где обитает нечисть.
  • П.И. Мельников “ В лесах“. Третий и четвертый тома повествуют о старообрядцах, приближенных к язычникам, и их представлении о дне летнего солнцестояния.

Иван Купала в фильмах

Если вы хотите побольше узнать о празднике, то советуем обратиться к помощи документальных фильмов. Они подробно расскажут о появлении и развитии дня солнцестояния. Главное отличие от художественного произведения — отсутствие лишнего режиссерского вымысла.

Из картин в кинематографе ярко выделяется всего один фильм по книге Гоголя — ”Вечер накануне Ивана Купала”. Одно из редких советских кино в жанре фентези и драмы, снятое в 1968 году.Для чего нужен неусыпаемый псалтырь о здравии?Для чего нужен неусыпаемый псалтырь о здравии?Что такое неусыпаемый псалтырь? Зачем его читают всю ночь? В каких проблемах помогает святое писание и как настроиться на молитву?

Отмечают ли сейчас Ивана Купалу?

В двадцать первом веке про празднование языческого торжества многие забыли. Этот день не особо чествуется церковью, если отмечают его, как языческое торжество.

Праздник

Для русских людей 7 июля — всего самый большой день и самая короткая ночь в году.

Существуют ещё поселения, которые ответственно подходят к празднику, но с каждым годом их становится все меньше. Это старообрядцы, деревенская молодежь. Но молодые люди делают это без особого религиозного смысла, скорее ради забавы и веселого проведения времени. (см. дети, рожденные в год Свиньи 2019)

Они наряжаются в старославянские костюмы, дети ходят по домам и поют колядки, а ночью все веселятся вокруг костра.

7 июля как праздник в честь дня Иваны Купалы остался лишь в исторической памяти народа.

Необычные факты

Древляне жили в лесах и имели особую связь со своей местностью. Они уверяли, что до прихода христианства, замечали, как ночами в праздник двигались деревья, а между ними летали светлячки. Они считали насекомых душами умерших.

Множество девушек после дня Купалы подвергались гонениям. Это касалось представительниц прекрасного пола, не пришедших купаться. Люди верили, что это ведьмы, они боятся очищенной воды и должны быть умерщвлены.

Славяне верили, что шабаш нечисти находится на Лысой горе, поэтому в ночь на Купалу туда никто не ходил.

Примите к сведению! Необычный факт, но 7 июля можно считать русским Хеллоуином. Кривичи в ночь на эту дату вешали на заборы рваные мужские штаны, чтобы уберечься от злых духов.

Иные племенные союзы использовали другие обереги, в числе которых верба, крапива, полынь трава.
Если католики применяли колья из осины для изгнания вампиров, то славяне пользовались кольями для убийства потенциальных ведьм.

В ночь молодые люди творили много бесчестных вещей, празднование солнцестояния доходило до открытых оргий.

Цитаты по поводу торжества

Празднество внесло огромный культурный вклад в историю нашей страны. Оно породило большое количество песен, историй, сказаний. Об этом таинственном торжестве писали множество авторов. Именно поэтому эта дата дожила до современного поколения в первозданном виде. Иные языческие праздники, в отличие от дня Ивана Купалы, не могут похвастаться тем же.

Существуют цитаты о дне летнего солнцестояния.

Иван Купала имеет огромное религиозное и историческое значение. Этот праздник крепко вошел в людской быт и не покидает его на протяжении более десятка веков. Это порождение фантастических мифов и легенд, связанных с русалками, лешими и домовыми. Писателям поверья славян дали необъятную почву для творчества.

Также смотрите: Чревоугодие: что это за грех?

Ивана Купала — праздник, уходящий своими корнями в старину

В самый разгар лета, когда солнце стоит в зените, когда ночи коротки и полны таинственного очарования, в народе принято отмечать один из самых любимых народных праздников — Ивана Купала. Отношение к празднику всегда было неоднозначное. Как нечто таинственное и волшебное, связанное с летним солнцестоянием, действо, уходящее своими корнями в далекое языческое прошлое, праздник воспринимался большинством обывателей, вышедших из крестьянской среды. Как действо, уходящее своими истоками к временам идолопоклонничества, праздник Ивана Купала сначала отвергался православной церковью. Однако времена меняются, и сегодня празднику придали несколько иной колорит, сделав акцент на христианской составляющей праздника Ивана Купала. Именно 7 июля отмечается Рождение Иоанна Крестителя, дата, ставшая символом для православного христианства. Усилиями православной церкви и общественности на протяжении веков ранее языческий праздник Ивана Купала стал олицетворяться с празднованием Рождества Иоанна Крестителя.

История появления праздника

Рождество Иоанна Крестителя отмечалось раньше 24 июня, однако в связи с переходом на новый стиль, новая дата пришлась на 7 июля, из-за чего утратился астрономический смысл праздника. Остались одни традиции. Праздник, который с самого начала имел языческий подтекст и посвящался чествованию языческого бога Купала. С принятием христианства на Руси праздник совпал по церковному календарю с Рождеством Иоанна Предтечи (Крестителя). В данной ситуации проявилось желание православной церкви искоренить народные традиции, выражающиеся в «бесовских гуляниях» и поклонениях «темным силам», затмив народные традиции почитанием христианского Святого.

Старинное название праздника не имеет точных данных об источниках. Название Ивана Купала сочетает в себе одновременно народные традиции и христианские ценности, став в результате славянским вариантом имени Иоанна Крестителя. С греческого Иоанн переводится как «купатель», поэтому велика вероятность, что и название праздника Ивана Купала стало плодом народного творчества и трактовки христианских понятий, связанных с омовением и очищением.

Впервые название праздника Ивана Купала официально появилось в Густынской летописи, в середине XVII века, хотя сам праздник отмечался у древних славян гораздо раньше. Ошибочная трактовка названия вызвала появление нового языческого божества у славян, на самом деле не имеющего ничего общего ни с историей возникновения праздника, ни с его настоящим названием. В реальности Купала стал фольклорным олицетворением Иоанна Крестителя, вобрав в себя одновременно народные традиции и христианские догмы. Долгие гонения церкви на саму идею празднования Ивана Купала, успеха не имели. Восточные славяне с завидным упорством продолжали отмечать любимый праздник, придав ему религиозную направленность. Желание отмечать Купалу именно в этот период и именно таким образом было связано, по мнению видных историков и языковедов, с желанием крестьян отдохнуть и развеяться накануне очередных жнив и уборкой урожая.

Привязка народного фольклора к православному христианскому празднику произошла в середине XVI века, когда на очередном церковном Соборе было принято решение ввести чествование христианских Святых в обиход. Значение и место Иоанна Крестителя в православной религии огромно. Именно Иоанн Предтеча пророчил появление Иисуса Христа, поэтому Иоанн Креститель является одной из наиболее значимых фигур в христианской церкви, наравне с Пресвятой Богородицей, стоящий перед Апостолами Христа.
Суть праздника Ивана Купала. Традиции и обряды.

Праздник Ивана Купала, или Иванов день, как принято назвать этот день в обиходе, имеет множество красивых и интересных обрядов, каждый из которых символичен и является продолжением народных верований и поверий. Обряды на Ивана Купала связаны с народными гуляниями, во время которых происходит очищение водой, огнем и травами. Испокон веков в это день было принято купаться на утренней зорьке в открытых водоемах, смывая с себя всю нечисть и скверну, обретая душевное равновесие и покой.

Одним из главных атрибутов праздника является купальская ночь: время суток, когда происходит единение человека с природой, с божественными силами. Ночью народ пускался в пляски вокруг костров, совершая во время танцев ритуальные прыжки через костер, прохождение через горящие угли домашней скотины. Обычай был связан с очищением человека и домашней скотины от злых духов. Особенно любимым праздник слыл среди молодежи, которая собиралась в лесу вокруг костров, предпочитая предаваться веселью, дабы противостоять силам зла.

Помимо обрядов и ритуалов, в эту ночь было заведено проводить полумистические мероприятия, описанные в легендах и поверьях. Девушки и парни ночью гадали на своих суженых. Девушки также пускали в реку свои венки, а юноши старались найти в лесной чаще волшебный цветок папоротника, дающий силу и богатство. Гадание являлось одной из основных особенностей праздника, поэтому и в старые времена и сегодня девушки с особым трепетом ждут этого дня, надеясь узнать свою судьбу и обрести женское счастье.

Виды гаданий на Ивана Купала

Гадания на Ивана Купала можно было проводить не только в эту ночь. В соответствии с поверьями, им можно заниматься целую неделю, вплоть до Петрова дня, 12 июля. В народе принято осуществлять гадания самыми различными способами. Для информации можно остановиться на наиболее популярных способах.

1. Гадание на Ивана Купала на листьях папоротника

Особым почитанием среди молодых людей пользуется поверье о волшебной силе цветка папоротника. По легенде, один раз в году, ночью на Ивана Купала папоротник зацветает волшебным цветом. Девушки с помощью листьев папоротника узнавали свою судьбу, стараясь найти ответ на вопрос о своем суженом. Девушка срывала листья папоротника по числу потенциальных женихов, при этом каждая веточка помечалась именем потенциального жениха. После девушки выходили к реке и опускали сломанные веточки папоротника в воду. Прижав папоротник ко дну реки, необходимо было следить за тем, какая ветка всплывет раньше всех, та и укажет на имя избранника.

Такое гадание считалось правдивым, так как в ночь на Ивана Купала особое значение приобретало все, что связано с естественным миром и природой.

2. Гадание на Ивана купала по травам

Вторым наиболее действенным способом узнать свою судьбу — было гадание в купальскую ночь на травах. Девушка должна была сорвать недалеко от своего дома две травинки разной длины с разными листьями. Короткие листья являлись женским символом, а длинные листья соответствовали мужскому началу. Травинки после закрепляли в потолочных щелях и ждали, когда трава начнет подсыхать. Засыхая, листья переплетались и давали понять, насколько сильны и чисты чувства избранника, как сильна любовь и помыслы кавалера.

3. Гадание в купальскую ночь на цветах

Наши предки, древние славяне, очень большое значение придавали силе цветов, поэтому до наших дней дошел обычай гадать ночью на Ивана Купала, используя цветы. В емкость с водой или в корыто бросают два цветка, именно головки, оставляя их на ночь. Если утром и один, и второй цветок продолжают плавать, причем рядом друг с другом, значит, дело идет к свадьбе. Если цветки разошлись в разные стороны или утонули — впереди ссора и разлука с избранником. Традиционно для этих целей использовались цветки ромашки и васильки, в которых по преданиям имелась некая особая сила.

Другим, не менее увлекательным способом гадания на цветах был следующий ритуал. Девушки усаживались в круг, каждая имея при этом сорванные цветы. По очереди, каждая из девушек брала определенный цветок, спрашивая, кому он должен достаться. Другая девушка, сидящая спиной, должна была по очереди называть имена своих подружек. Кому, какой достанется цветок, то и определяло, кто из парней станет возможным претендентом в будущем. Каждый цветок имел свое, особенное значение.

К примеру:

• вьюнок — парень никогда не полюбит эту девушку;
• боярышник — есть маленькая надежда на взаимность;
• василек — в девушку обязательно кто-то влюбиться;
• белая гвоздика — означала грусть и тоску;
• красная гвоздика — страсть и неземную любовь;
• георгины — признательность и уважение;
• жасмин — легкий флирт и заигрывание;
• колокольчик — пустое, обман и неверие;
• маргаритка — стеснение и скромность;
• мята — крепкая любовь;
• лютик — скорая ясность в отношениях;
• незабудка — суженный боится потерять любимую;
• пион — стыд за любимого;
• ноготки — разлука;
• розы — тоска по любимой, тайная любовь;
• ромашка — сомнения в чувствах.

4. Гадание — прыжки через костер

Основным атрибутом и центральным местом праздника Ивана Купала всегда считался костер. Костер символизировал солнце — тепло и жизнь, очищение и рождение нового. В качестве любимого обычая на купальскую ночь было принято прыгать через костер. Пары становись друг за другом и с разбега старались перепрыгнуть не только горящие угли, но и высокое пламя. Если во время прыжка парень и девушка не разомкнули свои руки, значит впереди долгая семейная жизнь, любовь и достаток.
Если прыгающий во время прыжка не обожжется, значит, следующий год принесет здоровьем, будет богатым на приятные события.

5. Гадания девушек с помощью венков

Особым колоритом и волшебством является гадание на венках. В купальскую ночь девушки, незамужние женщины делают из трав и цветов богатые венки, используя полевые цветы. Вечером, на закате нужно было пустить свой венок на воду, либо вниз по течению реки, либо опустить просто в озеро. Если венок не тонул, а долго плыл, значит, велика вероятность быстрой свадьбы. Тот венок, который утонул или был прибит к берегу, означал разлуку с любимым и нескорую свадьбу. Плывущие по воде венки, украшенные горящими свечами, представляют собой феерическое зрелище.

К другим, не менее интересным способам гадания можно отнести гадание в купальскую ночь на вишневых косточках и гадание на Ивана Купала по еловой шишке.

В первом случае речь идет о гадании с помощью вишневых косточек. Середина лета — период созревания вишни, поэтому этот способ является и простым и очень популярным. Для этих целей берется лист бумаги, на котором рисуется круг диаметром в 9 см. На ладони выкладываются 9 вишневых косточек и затем подбрасываются непосредственно над нарисованным кругом. Если все косточки остались в пределах обозначенного круга — загаданное желание исполниться. Если не все косточки попали в круг, желание может исполниться с небольшими затруднениями. Если вне круга оказалось больше половины брошенных косточек — желание не сбудется.

Очень похож и следующий способ гадания, с помощью еловой шишки. Из листа белой бумаги вырезается три одинаковых по размеру квадрата, стороны которых составляют 7×7 см. На каждом кусочке бумаги записывается желание, после чего квадраты складываются написанным внутрь. Перемешав листочки бумаги, их следует выложить на стол в один ряд, на одинаковом расстоянии друг от друга. Берется еловая шишка и подбрасывается над столом с квадратами. На какой квадрат упадет шишка, то желание и исполнится.

6. Гадание на зернах кофе

Вам понадобится 16 кофейных зерен. Закройте глаза, задайте конкретный вопрос или нарисуйте перед мысленным взором ситуацию, требующую разрешения и аккуратно бросьте зерна на стол. Откройте глаза и посчитайте, какое количество зерен упало ложбинкой вверх.

0 — гадание не состоялось, лучше его сегодня больше не повторять.
1 — удача на вашей стороне.
2 — все трудности уйдут сами собой.
3 — возможно предательство человека, которого вы считали другом.
4 — постарайтесь не выдавать желаемое за действительное.
5 — начатое дело приведет к успеху.
6 — пора активно действовать.
7 — не нужно волноваться, все рано или поздно утрясется.
8 — решение придет само, нужно только успокоиться и отвлечься.
9 — прислушивайтесь к советам своего внутреннего голоса.
10 — рекомендации близких людей будут весьма дельными.
11 — попытайтесь, риск оправдан.
12 — не болтайте ничего лишнего.
13 — не нервничайте по пустякам.
14 — учитесь рассчитывать всегда только на себя.
15 — еще чуть-чуть и фортуна обязательно повернется к вам лицом.
16 — все будет просто великолепно.

В числе обязательных ритуалов, обычаев и традиций, важное место занимают и народные песни, которые исполняются в купальскую ночь. Многие песни дошли до наших дней в нетронутом виде, а некоторые появились совсем недавно, став плодом народного творчества современности.

Тексты песен

Как в ночь купалы не будем спать
Мы будем петь — цветочки рвать
А вот цветок то брат с сестрой,
Купало да с Костромой!
А братец это жёлтый цвет
Купалин цвет суряный цвет
Сестрица синий цвет
Небесный цвет — Сварожий цвет!

***
За рекой горят огни,
Погорают мох и пни.
Ой, купало, ой, купало,
Погорают мохом пни.

Плачет леший у сосны —
Жалко летошней весны.
Ой, купало, ой, купало,
Жалко летошней весны.

А у наших у ворот
Пляшет девок корогод.
Ой, купало, ой, купало,
Пляшет девок корогод.

Кому горе, кому грех,
А нам радость, а нам смех.
Ой, купало, ой, купало,
А нам радость, а нам смех.

***
На Купалу рано Солнце играло,
Рано Солнце играло на добрые годы,
На добрые годы — на теплые росы,
На теплые росы — на хлеба-урожаи.

Фотогалерея

Ивана Купала — праздник, уходящий своими корнями в старину

Поделиться галереей

Автор: Иван Васильев

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *