Как нарисовать голову человека поэтапно карандашом. Пропорции головы человека.
Для того чтобы нарисовать голову под каким-либо углом необходимо понять ее базовую структуру и сделать конструктивное построение головы человека поэтапно.
Для начала мы игнорируем детали и подготавливаем самую простую основу головы.
Схема (заготовка) (о которой мы поговорим во втором уроке) помогает построению изображения формы головы.
Урок №1
Вам понадобится лист бумаги, карандаш или уголь. И самое главное – это натура.
С натуры рисовать всегда предпочтительней. Посадите перед собой того, кто сможет уделить вам достаточно времени — свою бабушку или деда. Хорошо если вы учитесь вместе со своим другом – можно рисовать и позировать поочередно.
Начнем. Перед нами натура. Или фотография.
Делаем конструктивные наброски. Не беспокоимся о чистоте…
1. Скомпонуйте голову человека, а также шею (можно и плечи) на плоскости листа. Для начала используем глазомер и заодно проверяем себя.
2. Находим основной объем головы, шеи и плечевого пояса. Представьте, что перед вами не человек, а точнее не его голова, перед вами, в первую очередь, форма, объем. Постарайтесь понаблюдать за этим объемом. Нам необходимо перенести этот объем на плоскость листа. Начинаем с изображения основных объемов и плоскостей. Никаких деталей, сейчас нет ни глазок, ни ресничек.
Всё ещё читаете?… Рисуйте! Сейчас важно понять сам процесс. Внимательно изучайте форму, примечайте и улавливайте все свои ощущения.
Итак, чтобы нарисовать голову человека необходимо зацепиться, найти то, с чего необходимо начинать работу.
Во-первых, находим основные точки (о которых речь пойдет позже). Во-вторых, находим основные плоскости, образующиеся изломами формы.
Глядя на натуру первое, что мы находим по самой высокой точке на черепе и выпирающей точке на подбородке — высоту головы, далее выделяем: шары глаз в глазницах, пирамиду носа, скуловые точки, выпирающий объем подбородка и плоскость лба.
В ходе выполнения данного упражнения вы, надеюсь, поняли, что голова это такой же объем, который имеет грани и плоскости, основные точки, высоту, ширину, глубину и светотень.
Конструктивные точки позволяют определить пропорциональные соотношения всех плоскостей объема головы человека. Они образуют форму головы.
Разберем детально все конструктивные точки:
- Глазницы и глазничные впадины
- Скуловые точки
- Лобные бугры
- Точка подбородка
- Угол (точка) нижней челюсти
- Самая высокая точка на черепе
- Височные точки (как они образуются, скажем ниже)
- Теменные бугры на затылочной части
Оси, разделяющие голову на определенные части:
- Линия, разделяющая голову вертикально на две симметричные части – красный цвет.
- Линия, разделяющая голову на верхнюю черепную часть и нижнюю лицевую, проходит по надбровным дугам – синий цвет.
- Линия, разделяющая голову на затылочную и лицевую части, проходит через самую высокую точку черепа и ушные отверстия – зеленый цвет.
- Линия, определяющая в дальнейшем трехчетвертной поворот головы, проходит скуловую и височную точки, а также теменной бугор- желтый цвет.
- Линия, определяющая нижнюю часть пирамиды носа, проходит через нижнюю линию носа, и нижние точки ушей – бирюзовый цвет.
Заготовки. Заготовки или шаблоны могут быть прямоугольными или овальными. Прямоугольные заготовки в данном случае дают нам самое простое и понятное представление о пропорциях человеческой головы.
На рисунке показаны сразу три положения: в три четверти, в профиль и анфас.
Основные конструктивные точки и линии позволяют выявить некоторые закономерности.
Обычно высота уха равна расстоянию между линией надбровной дуги и нижней частью носа.
Рот расположен на одной линии с точкой, определяющей угол нижней челюсти.
Голова условно делится на три части одинаковой высоты: от точки на подбородке до нижней части носа = от нижней части носа до надбровных дуг = от надбровных дуг до точки, которая располагается на два пальца выше лобных бугров.
Поработаем с матрицей-заготовкой и закрепим полученные знания.
Порядок работы:
1. Намечаем композицию на листе бумаги, вырисовываем основные объемы.
2. Определим основные пропорции, форму и характер головы. Возможно, голова будет круглая или грушевидная.
3. Проведем вертикальную ось. Для этого необходимо определиться с поворотом головы и, соответственно, с положением носа, так как линия пройдет вдоль него. Ось разделит нашу заготовку на правую и левую части. В результате мы получим самую высокую точку черепа и точку подбородка.
5. Линия надбровной дуги. Визуально определите, сколько места необходимо для черепной части, а, сколько для лицевой части. Проведите линию, не забывая о перспективе.
6. Линия нижней части пирамиды носа.
натуры.
7. Линия, разделяющая голову на затылочную и лицевую части. Рисуем ее по форме головы, проводя через самую высокую точку черепа и ушные отверстия
8. Височная точка – выпуклое место на черепе человека. Она автоматически определиться в месте пересечения линии, разделяющей голову на затылочную и лицевую части, и линии трехчетвертного поворота.
Построение овала головы. Простая математика
Если посмотреть на человека ан фас, то мы увидим этот самый овал — он проходит от подбородка, по щеке, лбу и заканчивается на тыковке головы.
Глаза всегда находятся посередине овала. Если мы видим на фото и подбородок и глаза, то этого будет достаточно, чтобы самостоятельно построить овал.
Формула: овал лица равен длине от уровня глаз до подбородка х 2.
Также действует и обратная формула — уровень глаз находится посередине овала.
А вот формула- овал лица равен расстоянию от уровня глаз до самой верхней точки головы- действует очень редко, потому что волосы мешают определить то место,где находится самая верхняя точка головы. Потому мы будем считать по подбородку.
Как определить где у нас будет нос?
Разделив лицо пополам мы делим нижнюю часть (от глаз до подбородка) тоже пополам- это будет линия кончика носа.
Точно также и рот- нужно разделить пополам расстояние от кончика носа до подбородка.
По фото:
1=2
3=4
5=6
3= (1+2)2
5=((1+2)2)2
На следующем фото трудно понять, где же кроется верхняя часть овала лица
Но! У нас есть линия глаз,линия подбородка и линия нижней части овала лица-челюсть. Зная расстояние между глазами и подбородком, мы создаем идентичную часть овала сверху. Так мы узнаем где же под волосами кроется голова.
Пример следующий. На этом фото голова модели немного наклонена. Поэтому линию глаз мы проводим по точкам: от уголка одного глаза до уголка другого глаза, и продолжаем линию до края овала. Линия получатся не горизонтальной, соответственно проводим линию носа и губ параллельно линии глаз. Всегда линии глаз, носа и рта параллельны друг другу. Иначе быть не может
Продолжив линию рта до овала мы отмечаем эти точки крестиками. Маленький секрет-угол нижней челюсти,который нужен для построения других ракурсов головы…
Итак,как же нам поможет угол челюсти?
Возьмем фото в профиль. Рисуем овал по левой части лица,потому что там- подбородок,один из наших ориентиров.
Делим пополам овал, проводим линию носа и рта.
Линию рта доводим до края овала-вот он, угол челюсти. Можете проверить на исходнике-он именно там, и это не совпадение.
Ставим точку,как ориентир.
Ставим вторую точку- это линия глаз спроецированная на овал.
И ставим третью точку- маковка. Самая верхняя часть овала.
Нам нужно соединить все три точки, нарисовав круг. Четверть дела сделана — у нас есть часть круга — это линия от верхней точки и до глаз, по сути эти точки уже соединены. Но нам нужно соединить и третью точку ,которую мы делали ну углу челюсти.
Вспоминаем первый класс или, даже, дошкольные образовательные кружки. Помните, как нас учили рисовать кружок в четырех клетках? Сначала рисуем четвертушку круга, продолжаем ее до половины, добавляем еще четвертушку и соединяем в один круг. Вот и тут также. Четвертушка одна у нас есть, нужно ее продолжить до половины — пересечь ту самую точку на челюсти. Соединив точки получим полукруг, который нужно самостоятельно, без точек, дорисовать до полноценного круга.
Вуаля!
А может…просто так совпало,что линия губ находится на уровне угла челюсти? Проверим еще раз
Берем фото в профиль
Делаем снова овал по левой части головы, потому что там лицо и подбородок. Делим пополам овал, намечаем нос, рот. Проводим линию рта вправо до овала и ставим точку. Проводим линию глаз, и ставим точку справа. Отмечаем маковку.
И снова стопроцентное попадание в угол! Соединяем точки по лбу,делаем полукруг,которые дорисовываем до полноценного круга
Да, такой фокус действует на профиль,но работает ли он на ракурс в три четверти?
Проверим!
Тут надо быть внимательным-не видно где же верхняя часть головы, из-за того что фото темное,да и волосы мешают.
Что мы делаем? Ориентируясь на подбородок и правую часть лица, мы делаем овал.Зная, что верхняя часть овала равна нижней части, дорисовываем верхнюю часть.Отмечаем глаза (половина овала), нос и рот. Проводим линию рта влево-ставим точку. Опять этот угол челюсти!
Далее снова- точка глаза и маковка
Соединяем
Так вот где всё остальное! Дорисовываем и любуемся конечным результатом
Попробуем повторить на более сложном примере
Что мы видим? Рот. Он не прямой — он в виде дуги. Попробуем…
Делаем овал, ориентируясь на подбородок. Делим пополам. По линии глаз создаем дугу (лицо-то не плоское,а все-таки объемное) , линия носа и рта будет параллельна линии глаз!
Доводим линию рта до края овала-делаем точку. Находим точку линии глаз на овале.
Придется действовать без маковки. Есть линия лба и две точки — их надо соединить максимально кругло.
И завершаем круг
Вот и снова получилась голова. У нас вышло несколько голов в разных ракурсах. Всё это очень не сложно!
И последний пример — на засыпку.
Бывает смотришь на фото, рисуешь, а вроде что-то как-то не то, куда-то всё уехало, выглядит криво, а в чем дело — не понятно. Как на этом фото.Лицо повернуто? Да,но насколько?
Так не проверишь, придется прибегать к нашему методу.
Делаем овал по системе «я знаю что верхняя часть овала равна нижней»
Отмечаем глаза, нос и рот.
Дорисовываем круг
И я ,все-таки, была права- голова чуть-чуть повернута. Это видно за счет того,что круг смещен относительно овала.
Теперь все знают, как можно без проблем построить голову!
Рисуем карандашом Голова вид спереди
Голова: вид спереди
Здравствуйте! Это 1-я часть урока, в котором мы рассмотрим как рисовать аниме голову карандашом, вид спереди.
Рисуем окружность, через центр проводим линию пунктиром. В нижней части окружности проводим ещё одну сплошную горизонтальную линию.
Проводим через центр окружности вертикальную линию. За пределами окружности ставим точку 1. Из этой точки будем начинать рисовать подбородок. Еще ниже по этой линии ставим точку 2 и по линии пунктира точки 3 и 4. Через точки 2,3 и 4 проводим прямые вспомогательные линии.
Между горизонтальными линиями в окружности будут находиться глаза (точки 1 и 2). Помните, что расстояние между глазами должно равняться длине одного глаза (а= b = c).
Между точками 2 и 3 рисуем нос. Точка 3-рот, помните рот не должен выходить за рамки длинны отрезка b.
Точки 4 и 5 скулы.
Над глазами, выше линии пунктира рисуем брови. В точках 1 и 2 рисуем уши с одной и другой стороны.
Дорисовываем волосы. Запомните, что волосы должны накладываться на окружность, а не идти по контуру круга (даже если прическа будет короткой, делайте ее немного больше чем окружность)
Закончив эскиз, стираем ластиком вспомогательные линии.
Памятка: чтобы сделать лицо уже, нарисуйте вместо окружности овал. Также можно рисовать разные лица изменяя линию подбородка.
Закончив эскиз, стираем ластиком вспомогательные линии и разукрашиваем эскиз.
Готово!
Автор урока: Prescilla
Данный материал подготовлен для Вас командой сайта https://bakemono.ru
Основы рисования портрета. Пропорции и ракурсы.
Очень часто начинающие художники пренебрегают изучением человеческого скелета и мускулатуры, ошибочно полагая, что “и так нормально получится”. Но незнание человеческой анатомии приводит к тому, что нарисованный человек получается неубедительным, а его мимика и движения выглядят неестественно.
Поэтому сегодня мы рассмотрим базовые принципы, которыми вы должны руководствоваться, если хотите нарисовать хороший и качественный портрет.
1. Пропорции лица
Анфас
Череп с челюстью представляют собой слегка сплюснутую сферу, поэтому глядя на человеческое лицо в анфас мы видим что-то вроде перевернутого узкой стороной вниз яйца. Две перпендикулярные линии, проходящие посредине, делят это яйцо на четыре части. Давайте рассмотрим подробности:
- Отметьте средины правой и левой половинок горизонтальной линии. Глаза будут располагаться именно в этих точках.
- Разделите нижнюю половину вертикальной линии на пять частей. Нижняя часть носа будет располагаться на второй отметине сверху, а линия, на которой смыкаются губы, расположится на одну точку ниже.
- Разделите верхнюю половину вертикальной линии на четыре части. Линия роста волос будет располагаться на второй или третьей отметке, эта особенность варьируется. Уши находятся между верхним веком и кончиком носа, но это правило верно только когда лицо не опущено вниз или не поднято вверх.
Полезная подсказка: ширина лица обычно составляет ширину пяти глаз или немногим меньше. Размер расстояния между глазами равен ширине одного глаза. Очень редко у людей это расстояние очень сильно отличается от стандартного, но эту особенность будет достаточно легко заметить. Расстояние между нижней губой и подбородком также равняется длине одного глаза.
Еще одним способом измерения является использования расстояние между кончиком большого и указательного пальца. На рисунке ниже показано, какие расстояния можно мерить таким образом: высота уха, расстояние от линии роста волос до бровей, от брови до носа, от носа до подбородка и от зрачка до зрачка.
Профиль
В профиль мы все еще видим форму яйца, но острая сторона его смотрит в угол. Линии теперь разделяют голову на лицо и череп.
На черепе:
- Ухо находится сразу за вертикальной линией. По размеру и местоположению оно все еще располагается между верхним веком и кончиком носа.
- Глубина черепа варьируется в рамках, указанных на картинке ниже в пункте 4 пунктирными линиями.
На лице:
- Все располагается так, как было указано выше.
- Корень носа совпадает с горизонтальной линией или находится немного выше
- Самая выпуклая часть – это первая точка над горизонтальной линией, которая отмечает линию бровей.
2. Особенности
Глаза и брови
Глаз – это просто две дуги, соединенные в миндальную форму. Нет определенного правила в рисовании глаз, потому что форма глаз может быть разная, и таких форм существует очень много, но мы можем подметить следующие тенденции:
- Внешний угол глаза может быть выше, чем внутренний, но не наоборот.
- Если форма глаза миндальная, то округленная часть глаза будет ближе ко внутреннему уголку, а вытянутая – ко внешнему.
Детали глаза
- Радужная оболочка частично спрятана под внешним веком. Она касается нижнего века, только если человек смотрит вниз, или если глаз построен так, что нижнее веко находится выше, чем обычно.
- Ресницы растут изнутри наружу, а не наоборот, и это очень важно при рисовании, чтобы они выглядели натурально. Ресницы на нижнем веке короче.
- Пытаясь прорисовать все мелочи (слезные протоки, нижнее веко и т.д.), помните, что детальная прорисовка не всегда означает, что результат будет красивым.
В профиль глаз принимает форму наконечника стрелы (с выпуклыми или вогнутыми сторонами), с небольшим намеком на верхнее и, возможно, на нижнее веко. В реальной жизни вы не увидите радужную оболочку сбоку, вы будете видеть лишь белок глаза. Но глаз без радужной оболочки выглядит странно, поэтому рисуйте хотя бы намек на него.
Что касается бровей, то проще всего нарисовать их, следуя дуге верхнего века. Зачастую самая широкая часть брови находится ближе к внутренней части, а “хвост”, стремящийся ко внешней части глаза, постепенно становится тоньше.
Если смотреть в профиль, то форма бровей меняется кардинально и становится больше похожей на запятую. Бровь как бы начинается там, где находятся кончики ресниц.
Нос
Нос человека примерно клиновидной формы, ее достаточно просто представить себе и нарисовать в объемном виде, прежде чем прорисовать детали.
Спинка и крылья носа являются плоскими поверхностями, которые очерчиваются лишь в конце, но все равно очень важно учесть эти поверхности во время построения наброска, чтобы правильно рассчитать пропорции. Нижняя плоская часть нашего клина в виде усеченного треугольника соединяется с крыльями и кончиком носа. Крылья сворачиваются внутрь к перегородке, образовывая ноздри – обратите внимание, что вид снизу показывает, как перегородка начинается раньше крыльев и соединяется с лицом. Она выступает ниже, чем крылья, когда мы смотрим на нос в профиль, и это означает, что при виде в 3/4 дальняя ноздря скрыта перегородкой.
Так же, как и в случае с глазами, детализация не всегда дает хороший результат. Поэтому важнее проработать пропорции, чем корпеть над деталями, которые в итоге могут изуродовать рисунок. При рисунке в анфас нос выглядит лучше, если нарисовать только нижнюю его часть. Если вы рисуете вид в 3/4, то, скорее всего, вам лучше будет прорисовать линию спинки носа. Вам придется осмотреть и изучить массу носов, чтобы понять, как и когда его изображать.
Губы
- Линия, на которой смыкаются губы, должна быть нарисована в первую очередь, так как это самая длинная и темная линия из трех, формирующих рот. Это не просто волнистая линия, а целая серия тонких кривых. На рисунке ниже вы можете увидеть утрированный пример, который объяснит вам движение линии рта. Обратите внимание, что есть разные формы губ, и что основная линия может отражать нижнюю или верхнюю губу. Губы можно смягчить разными способами. Линия посредине может быть очень прямой, чтобы отразить острый взгляд, или очень смазанной, чтобы ослабить губы. Все зависит от формы губ, того, насколько они пухлые. Если вы хотите добиться симметрии, начинайте от центра и рисуйте одну половину губы, а затем вторую.
- Два верхних кончика верхней губы – самые очевидные части рта, но они так же могут быть как ярко выраженными, так и практически идти одной линией.
- Нижняя губа являет собой мягкую дугу, но так же может варьироваться от почти прямой до очень скругленной.
- Верхняя губа обычно тоньше нижней и выпирает из общего рельефа лица меньше, чем нижняя. Старайтесь оттенять штрихами верхнюю губу.
- По сторонам губы имеют форму наконечника стрелы и то, что верхняя губа немного выступает в этом месте вперед, видно очень хорошо.
- Средняя линия рта на концах отклоняется вниз от губ. Даже если человек улыбается, она закругляется вниз прежде чем подняться снова вверх. Никогда не рисуйте эту линию прямо вверх, если рисуете лицо в профиль.
Уши
Самая важная часть уха – это длинная С-подобная форма внешней линии. Внутренняя часть уха подобна перевернутой букве U. Также есть подобная кривая сразу над мочкой уха, соединенная с маленькой С-подобной дугой. В целом форма уха тоже варьируется.
Когда мы видим лицо в анфас, уши видны в профиль:
- Ободок, ранее имевший форму U, теперь является отдельной частью – как случается, если мы смотрим на тарелку сбоку и видим ее низ.
- Мочка уха больше будет походить на каплю и будет выделяться.
- То, насколько тонкой нужно рисовать линию уха, зависит от того, насколько плотно к голове расположены уши.
Если смотреть на голову сзади, ухо выглядит как бы отделенным от головы: ободок прикреплен к голове воронкой. Не бойтесь нарисовать воронку слишком большой, так как она действительно не маленькая.
3. Ракурс
Имея форму мяча с небольшими изменениями, голова рисуется проще, чем ожидалось. Но, несмотря на это, нужно изучить то, как она выглядит под разными углами. Конечно, меняется вид носа в первую очередь, но и брови, скулы, центральная часть рта и подбородка меняются тоже.
Когда мы рисовали лицо в анфас и в профиль, мы практически упрощали его до двухмерной плоскости. Для других углов зрения нам нужно думать в трехмерном пространстве.
Взгляд вниз
- Все детали закругляются вверх и уши также сдвигаются вверх.
- Так как нос выступает вперед, он выдается из общей линии лица и его кончик оказывается ближе ко рту.
- Кривая бровей становится более ровной. Чтобы она приняла обратный изгиб, нужно повернуть лицо каким-то особо необычным способом.
- Верхнее веко становится виднее и покрывает большую часть глазного яблока.
- Верхняя губа почти пропадает, а нижняя больше выпирает.
- Заметьте, что так как рот следует общей кривой, кажется, будто на лице человека появилась улыбка.
Взгляд вверх
- Все детали закругляются вниз и уши тоже сдвигаются вниз.
- Верхняя губа становится видна полностью и рот кажется пухлее.
- Линия бровей становится более закругленной, но нижнее веко закругляется вниз, придавая эффект острого взгляда.
- Нижняя часть носа видна четко, ноздри также хорошо видны.
Поворот боком
Когда человек виден почти со спины, все что видно – это выступающая линия бровей и скулы. Выступает линия шеи и стремится к уху. Ресницы – это следующее, что видно, когда человек поворачивается лицом.
Затем часть брови появляется, а также становятся видны выступ нижнего века и кончик носа, выступающие из-за щеки.
Когда лицо уже повернуто почти в профиль, глазное яблоко и губы становятся видны (но средняя линия рта все еще маленькая), а линия шеи сливается с линией подбородка в одну линию. Вы все еще можете видеть часть щеки, за которой прячется ноздря.
Автор: tuts+
Перевод: Sayhi
Рисунок головы
Рисунок головы с живой модели требует и более глубоких знаний, и большого опыта, так как работа здесь заключается не только в правильном изображении головы, но и в передаче индивидуального характера и выразительности, которые особенно свойственны человеческому лицу.
Поэтому, решая задачи учебного рисунка, одновременно необходимо развивать в себе наглядное представление о человеке, умение быстро схватывать и с предельной лаконичностью передавать его сущность, его характер, то есть перед художником появляется важная, трудная задача — создание образа человека. В художественной литературе есть примеры замечательного умения двумя-тремя штрихами определять индивидуальные особенности образа.
Например, у Н. В. Гоголя в «Мертвых душах» хорошенькое личико девушки сравнивается со «свежеснесенным яичком», грубое широкое лицо с «молдаванской тыквой». Очень важно путем наблюдения, набросков с натуры, рисунков по памяти развивать в себе помимо конструктивного и образное восприятие окружающего нас предметного мира; это помогает художнику избегать излишней сухости и протокольности в работе.
Для рисования головы рекомендуется выбирать натуру с наиболее выразительными формами и стараться подчеркнуть их соответствующим освещением.
Не принимайтесь за работу, если вы не рассмотрели голову со всех сторон, не отметили ее характерных черт, ее поворота и наклона. Заранее составьте себе определенное представление с модели и имейте его в виду в продолжение всей работы.
Независимо от точки зрения на натуру рекомендуется чувствовать ее в целом. Как при рисовании куба видимые его стороны рисуются с учетом сторон, скрытых от нашего взгляда, так и при рисовании головы, находящейся в любом повороте, и особенно в профильном, необходимо чувствовать связь всех ее частей. Например, глядя на натуру спереди, нужно представлять ее с тыльной стороны, в профиль и в трехчетвертном повороте. Для того чтобы, изображая голову в повороте, близком к профилю, правильно нарисовать чуть намечающееся крыло носа или сократившуюся я почти незаметную часть губы, необходимо представлять эти формы в целом, и только при таком условии они, даже чуть намеченные, будут убедительны и смогут участвовать в построении всей головы. Чтобы при профильном повороте правильно, на месте, нарисовать ухо, глаз, скулу, надо представить местонахождение невидимых, но соответствующих им парных форм и мысленно увязать с ними изображаемые видимые формы.
Таким образом, вопреки мнению неопытных рисовальщиков, мы можем сделать очень важный для нас вывод, что построение головы в профиль не является наиболее легким, а, наоборот, требует большого внимания и опыта. Без всестороннего чувства формы и освоения ее законов, без совершенствования своего умения весь процесс рисования сведется к механическому копированию натуры.
От общего к частному
Благодаря свойствам нашего зрения всякий предмет воспринимается нами «сразу». Мы одновременно видим его пластические и световые качества, а поэтому целостность зрительного восприятия и передача его в произведении играют решающую роль в правдивом изображении предметов. П. П. Чистяков говорил по этому поводу, что нельзя рисовать натуру, приставляя одну часть к другой, так как в натуре все существует вместе и вместе нужно все рисовать. Но так как изобразить «все сразу», «все вместе» физически невозможно, а рисование головы по частям, как правило, приводит к отрицательным результатам, то рисовальщик должен найти такой способ рисования, чтобы сохранить и целостность зрительного восприятия от натуры и проработать ее детали. Для этого ему следует прежде всего построить обобщенную, но характерную массу всей головы, как это делает скульптор; затем постепенно работать над выявлением сначала ее больших форм, а затем деталей, но не срисовывать их в упор по отдельности, а сопоставлять их друг с другом и со всей головой как в натуре, так и на рисунке.
Такая работа отношениями (в форме, в тоне, пропорциях) является в своем роде цементом, скрепляющим все части головы в одно проработанное целое.
Итак, подчеркиваем, что и в рисовании головы нужно прежде всего руководствоваться формой, работать отношениями, усвоив последовательность работы от общего к частному, от простого к сложному.
Здесь, как и во всякой работе, необходимо придерживаться определенного порядка: работа должна иметь свое начало, середину и окончание. Нарушение этой последовательности ведет к неорганизованному, случайному срисовыванию натуры.
В начале работы, когда рисовальщик быстро намечает на листе общую форму головы, показывая ее основные части, он работает методом первоначального обобщения. Здесь особое внимание следует уделять связи головы с шеей и плечевым поясом, без чего сложно добиться правильного пластического построения.
В середине работы в обобщенной форме выявляются ее мелкие формы. Здесь рисовальщик идет путем анализа, детализации.
В конце работы, когда найдены мельчайшие детали, художник вновь возвращается к обобщению, но обобщению завершающему, при помощи которого в рисунке выделяется главное и ему подчиняется второстепенное.
Таким образом, строгая последовательность в работе является основным условием верного воспроизведения изображаемой натуры и успешного выполнения рисунка.
Приступающему к рисунку головы необходимо начинать легким касанием карандаша к бумаге. Резкие черные линии, к которым любят прибегать начинающие, мешают видеть ошибки, а тем более исправлять их. Злоупотребление резинкой разрушает поверхность бумаги, делая ее почти непригодной для дальнейшей работы. Нажим карандаша и сила тона должны увеличиваться по мере правильного продвижения рисунка.
Выбрав точку зрения на натуру, определите размер рисунка (немного меньше натуры, в зависимости от степени ее удаления от рисующего). Этого намеченного масштаба придерживайтесь в продолжение всей работы, так как в противном случае можно нарушить пропорции изображаемой головы.
Приступая к рисунку, нужно позаботиться о расположении его на листе: оно зависит от поворота и наклона головы, а также от сопровождающего ее окружения (фона, части одежды, падающей тени).
Неопытный рисовальщик обычно старается нарисовать голову посредине листа, вне зависимости от ее положения в пространстве. Для примера возьмем рисунок головы, изображенной в профиль, и поместим его в середине квадратного листа таким образом, чтобы наружные контуры головы находились на одинаковых расстояниях от краев бумаги и центр рисунка совпадал бы с геометрическим центром квадрата (ил. 1 а).
1 а 1 в
1. Размещение рисунка головы на листе бумаги: а — центр рисунка совпадает с центром листа; в — центр рисунка смещен влево и вверх
В этом случае рисунок головы кажется несколько сдвинутым в сторону профиля и заниженным, так как лицевая часть «перевешивает» затылок: являясь выразителем сходства и экспрессии, она сосредоточивает на себе внимание зрителя. Подобное же явление происходит при сравнении верхней и нижней части головы — последняя, богатая деталями, кажется более весомой, чем верхняя.
Сравнивая рисунки (ил. 1а и 1в), вы убедитесь, что небольшое перемещение головы на листе влево и вверх (ил. 1в) улучшает его композиционное расположение, делает его более жизненным и убедительным. Этот принцип размещения применим для всех положений головы в пространстве. При первоначальном наброске общей массы головы и шеи должно обратить внимание на их положение по отношению к вертикали и к горизонтали. Голова может быть поставлена прямо, наклонена или повернута. Повороты и наклоны часто сочетаются в движении, взаимно дополняя друг друга.
Парность в строении головы (два лобных бугра, две надбровные дуги, две глазничные впадины, две скулы) позволяет представить себе как бы проходящую по лицу серединную (профильную) линию. При прямом положении головы, повернутой к зрителю, такая линия пройдет по вертикали, разделив голову на две равные части, что хорошо видно на рисунке Гольбейна Младшего (ил. 2).
2. Г. Гольбейн. Схематичные рисунки головы , 1-я пол. XVI в.
При повороте головы вправо или влево вспомогательная линия примет более или менее выгнутый характер и разделит голову на две неравные части. Соотношения этих частей определяют степень поворота.
Серединная линия помогает в процессе рисунка ставить на место все парные формы головы и, проходя посредине переносицы, основания носа, губ и подбородка, точно определяет их положение.
Поперечная вспомогательная линия, проходящая через середину глазничных впадин по направлению к ушным отверстиям, делит голову на две приблизительно равные части: верхнюю лобную — от теменных костей до переносицы, и нижнюю — от переносицы до подбородка. Эта линия своим характером (прямая или выгнутая) помогает определить степень наклона головы и ракурса. На (ил. 2) можно проследить, как при запрокинутой голове сокращаются ее верхние формы за счет нижних, а при опущенной голове наблюдается обратное явление. В этом отношении показателен рисунок мужских голов Рафаэля (ил. 3).
3.Рафаэль Санти. Рисунок мужской головы из листа этюдов к фреске «Парнас». 1510
Вышеупомянутые вспомогательные линии (профильная и поперечная), перекрещиваясь в точке на переносье, образуют так называемую «крестовину». Правильно намеченная в начале рисунка, она определяет положение головы в пространстве и является основой для дальнейшей работы (ил. 4).
Последовательность рисования головы
4. Первая стадия рисования головы
Опираясь на поперечную линию «крестовины», намечают параллельные ей линии, определяющие расположение лобных бугров, надбровных дуг, глаз, скул, основания носа, нижнего края подбородка. Одновременно необходимо обращать внимание на пропорциональные отношения частей, все время сравнивая их друг с другом и со всей головой.
Вопрос о пропорциях осложняется перспективными сокращениями форм в зависимости от положения головы. Одинаковые по величине парные формы воспринимаются глазом как неравные (например, при трехчетвертном повороте, наклоне и ракурсе).
Разместив на листе общую форму головы, уяснив ее основной характер (яйцевидный, шарообразный, расширяющийся кверху или книзу), наметив вспомогательные линии, определяющие поворот и наклон, следует постепенно переходить к выявлению основных поверхностей, ограничивающих объем головы (ил. 5).
5. Вторая стадия рисования головы
Как и в рисунке гипсовой головы, нужно легкой светотенью отделить всю лицевую поверхность от боковых, идущих к затылку. Граница лицевой поверхности пройдет по вискам, скуловым частям и подбородку. При помощи той же светотени, не забывая о необходимости обобщения, намечайте более мелкие формы, лежащие на передней поверхности лица. Так, например, на (ил. 5) показаны обобщенная форма носа в повороте и размещенные на поверхности его детали: на боковых поверхностях — крылья носа, на нижней — ноздри.
Разбирая форму лба, как и в гипсе, нельзя не отметить, что в нижней своей части он образуется пятью поверхностями: средней — фронтальной, двумя боковыми, к ней прилегающими, и двумя височными. При рисовании живой формы все эти плоскости необходимо обосновывать анатомически. Следует также найти место для обобщенных форм глаз, скул подбородка, ушей, носа и других деталей.
Обобщенная форма облегчает перспективное построение поверхностей, образующих голову, подсказывая расположение на них более мелких деталей. Но даже на такой начальной стадии обобщения нельзя рисовать условную, грубо намеченную схему; для избежания этого рекомендуется намечать общий «обруб» головы и ее частей, руководствуясь отбором поверхностей, обоснованных анатомией, а не случайной игрой светотени. Например, хрящи и костное основание носа образует его четыре поверхности; лобные бугры и надбровные дуги — фронтальную поверхность лба.
Идеальный курс для новичков!
Учимся работать сразу с 5-ю художественными материалами,
Полностью прием «обрубовки», применим только как показательный при перспективном построении плоскостей, образующих объем головы. В рисунке живой натуры условная схема должна быть лишь руководством в работе как отдельный чертеж, как средство для сознательного рисования модели; она должна помочь понять сущность живой формы.
Парные формы головы рисуются одновременно, а не по отдельности; глаза надо намечать сразу, находя им место в глазничных впадинах. Скулы, надбровные дуги, лобные бугры тоже увязываются друг с другом.
Рисование головы парными формами предполагает их сопоставление и сравнение во время работы. Этот принцип в рисунке живой натуры имеет особо важное значение. Здесь сравнение парных форм помогает не только их перспективному построению и размещению, но и передаче их «видимости»: так как, будучи одинаковыми по существу, в различных поворотах они воспринимаются различно и по своему виду и по размерам.
Выше уже говорилось, какое значение имеет такой метод при изображении головы в профиль. При трехчетвертном повороте головы сравнение парных форм друг с другом дает возможность более точно расположить глаза по отношению к боковым поверхностям носа, определить соотношение между боковыми стенками носа, его крыльями, ноздрями, губами, выявляет различия между ближайшим и удаленным («сокращенным») глазами.
Рисующий, сравнивая парные части лица, без труда отмечает их характерные особенности: может быть, асимметрию в глазах или нависающее на один глаз веко, или приподнятую бровь, опущенный угол рта, слегка сдвинутый в сторону вое и так далее. Таким образом, рисование «парными формами» способствует объемному восприятию натуры, перспективному построению ее форм и выявлению характерных особенностей изображаемой головы (ил.4).
6. Третья стадия рисования головы
Для всестороннего изучения объема головы нельзя ограничиваться рисованием ее в одном или двух положениях. Вначале рекомендуется на одном листе строить голову в самых различных ракурсах, поворотах и наклонах, одновременно наблюдая и сравнивая перспективное сокращение их поверхностей.
Чтобы работать над формой более сознательно полезно прибегать к приему воображаемого разреза этой формы. На гипсовой голове этот воображаемый разрез можно заменить специально проведенной линией, как бы фиксирующей сечение объема.
Рисунок головы с плечевым поясом и шеей можно выделить в особое упражнение.
Лучше всего строение шеи видно, когда голова при небольшом повороте несколько закинута назад. Соответствующим освещением следует подчеркнуть конструктивную связь между изображаемыми формами: так, можно представить себе, что плечевой пояс, ограничиваемый спереди ключицами, а сзади видимыми верхними краями капюшонной (трапециевидной) мышцы, образует площадку, в которую как бы вставлена цилиндрическая форма шеи.
Прежде всего следует определить расположение головы, увязав ее с ключицами. Для этого от яремной ямки, находящейся между ключицами «намеченными как основание рисунка), по направлению грудино-ключично-сосцевидной мышцы определяется положение уха. Проведенная от него к глазницам поперечная вспомогательная линия и профильная (идущая от яремной ямки через щитовидный хрящ, подъязычную кость и через середину нижней челюсти вверх по профилю), пересекаясь, образуют крестовину, при помощи которой голова строится обычным способом (ил. 4).
При данном положении головы другая грудино-ключично-сосцевидная мышца сокращена и, начинаясь также от яремной ямки, идет по направлению скрытого от нашего взгляда второго уха.
Итак, размещение рисунка на листе, выбор движения (поворота и наклона) головы, набросок ее первоначальной характерной формы, определение пропорций ее главных частей, их объемное обозначение условной светотенью — все это можно отнести к началу рисунка, подготовляющего переход к разработке деталей.
Смотрите также:
Воспользуйтесь кнопками. Поделитесь с друзьями.
Пропорции головы человека в рисунке ✏ Рисунки карандашом поэтапно
Рубрика: ЧеловекСразу перейдем от слов к делу, то есть к пропорциям головы. Начнем с портрета, а именно с головы и всех принадлежащих ей деталей, как то: рот, нос, подбородок, брови, глаза и уши.
Содержание:
Введение
Правильные пропорции головы в рисунке
Пошаговый разбор рисования головы
Введение
Итак. Основные критерии пропорций во всяких ученых книжках принимают во внимание среднепропорциональные габариты предметов, форм и объектов вообще.
Если вы знаете классические каноны и закономерности пропорциональных соотношений, то это вам поможет вырабатывать наблюдательность (важная штука для рисовальщика), способность правильно подмечать особенности живых форм и объектов, а также отличать их от правильно пропорциональных и наоборот.
Голову принято считать мерой пропорциональных соотношений в теле человека – это потому что ее габаритами принято и соизмерять все остальные величины тела, вроде роста, длины стоп, рук, а также размеры кистей рук, локтей и так далее.
Как нам уже известно, форма головы состоит из двух равноценных и одинаково важных частей: черепной коробки и лицевой передней части. Соотношение их будет примерно 1:2, если начинать с лицевой части. Ее (то есть нашу головушку) можно рассматривать с трех разных точек зрения:с фронтальной, профильной и горизонтальной. Мы рассмотрим с точки зрения «в фас».
Правильные пропорции головы в рисунке
- Ее высота относительно к ширине будет где-то в области 1:1,7.
- Поскольку голову мы начинаем рисовать без волос (в смысле, на рисунке волосы еще не изображены – стричься не обязательно), то серединой головы можно считать линию глаз: она как бы разделяет ее на две равные половинки.
- Расстояние между скуловыми буграми прямо пропорциональна расстоянию от подбородка и до переносицы (типа 1:1).
- Высота головы относительно ее диагонали будет 1: 1,8.
- Ширина головы относительно ширины головы с профильной стороны будет приблизительно 1:1,7 или 1:1,8.
- Лицевая часть по высоте делится на три равномерные доли:
А) От кончика подбородка до начала носа
Б) От начала носа до надбровных бугров
В) От надбровных дуг до середины лобных костей (или на два пальца выше лобных бугров).
Пошаговый разбор рисования головы
- Размеры глазных щелей равны расстоянию между внутренними уголками глаз (иными словами, рисовать глаза нужно на таком расстоянии, чтобы еще один точно такой же мог поместиться между ними), и они же равны ширине основания крыльев носа и ширине кончика подбородка. Во как!
- Линия рта ложится на расстоянии двух третей от основания носа и до основания кончика подбородка.
- Длина ротовой щели равна расстоянию между кончиком подбородка и линией рта. Этому расстоянию также равна и длина носа (это расстояние между переносицей и кончиком носа).
- Переносица располагается где-то на уровне верхнего века.
- Скуловые точки нужно искать на уровне середины носа.
- Что касается ушей, то у них примерно те же размеры, что и у носа, причем расположены они параллельно друг другу (присобачить не сложно).
- Теперь о шее. Ее высота определяется расстоянием между яремной выемкой и основанием подбородка (это если смотреть спереди), а сзади – расстоянием между нижней частью затылка и седьмым позвонком. Высота шеи приблизительно соответствует половине высоты головы.
Следующий урок: Пропорции тела
Прошу тебя, проголосуй!
Загрузка…Уроки рисования — Голова вид на три четверти
Голова: вид на три четверти
Здравствуйте! Это 4-я часть урока по рисованию аниме карандашом Голова: вид сзади
Рисуем окружность, через центр проводим горизонтальную линию пунктиром. В нижней части окружности проводим ещё одну сплошную горизонтальную линию.
Рисуем две изогнутые линии. Более длинная линия обозначает середину лица, а вторая короткая линия обозначает положение уха.
Рисуем подбородок. Из нижней точки более длинной линии ведем линию до точки пересечения окружности с короткой линией. Вторую часть подбородка ведем также из нижней точки к окружности. Подходя к окружности линию, немного изгибаем, создавая форму скул.
После на изогнутой линии отмечаем линию рта.
Рисуя глаза – дальний глаз делайте немного меньше . Нос рисуем на линии обозначающей середину лица, и рот точно под носом.
Поверх окружности рисуем волосы.
На этом рисунке вы сможете рассмотреть рисования контура лица.
Здесь показан немного другой поворот головы.
После того как вы закончили вносить изменения, сотрите линии нарисованные карандашом и раскрасьте ваш рисунок. Готово!
Автор урока: Prescilla
Данный материал подготовлен для Вас командой сайта https://bakemono.ru