Posted on

За что могли убить Шукшина

45 лет назад, 2 октября 1974 года, умер знаменитый актер, писатель, режиссер. Ему было всего 45! По официальной версии, отказало сердце. Но до сих пор ходят легенды, что Шукшина убили. Насколько обоснованны подозрения?

Чужим голосом

В 1974 году режиссер Сергей Бондарчук снимал на Дону картину «Они сражались за Родину». Со звездным ансамблем актеров: Вячеслав Тихонов, сам Бондарчук, Юрий Никулин, Николай Губенко, Иннокентий Смоктуновский, Андрей Ростоцкий, Евгений Самойлов, Иван Лапиков, Георгий Бурков, Нонна Мордюкова, Ирина Скобцева и другие. Шукшин получил одну из главных ролей — бойца Лопахина. Артисты жили возле станицы Клетской на теплоходе «Дунай». Съемки завершались. Осталось несколько эпизодов. 4 октября Шукшин должен был вернуться в Москву.

2 октября в четыре утра Бурков, по его словам, вышел в коридор. Там стоял Шукшин, держась за сердце. «Валидол не помогает, нет ли чего покрепче?» Фельдшерицы той ночью, как назло, на теплоходе не было. Бурков нашел у кого-то капли Зеленина, Шукшин выпил их и ушел спать. Утром его ждали на последнюю досъемку. Не дождались. Часов в 11 зашли в каюту. Шукшин лежал на спине, не шевелился.

Тело доставили в Волгоград, где врач сделал вскрытие. Диагноз: «сердечная недостаточность». Из Волгограда цинковый гроб самолетом отправили в Москву, в морг Института Склифосовского. Друзья пытались добиться повторного исследования. Но им отказали, дескать, заключение о смерти уже есть.

В двух сценах с Нонной Мордюковой вместо него снялся Юрий Соловьев, а озвучивал Игорь Ефимов. Так что в фильме Василий Макарович говорит чужим голосом. В кинотеатрах СССР картину посмотрело более 40 млн зрителей.

На сердце не жаловался

Впервые о том, что Шукшина убили, я услышал еще в перестройку. От его ближайшего друга, оператора Анатолия Заболоцкого, снимавшего «Печки-лавочки», «Калину красную». В его московской квартире обычно останавливались писатели-«деревенщики»: Виктор Астафьев, Василий Белов, Валентин Распутин. Астафьев и свел меня тогда с Анатолием. Зашел разговор о Шукшине. Заболоцкий неожиданно заявил, что на самом деле его отравили. Признаюсь, я был шокирован. Хотя маститые «деревенщики» соглашались с Заболоцким.

Осенью 1996-го довелось попасть в Волгоград на шукшинские дни. Выбрав подходящий момент, я деликатно передал вдове, Лидии Николаевне Федосеевой-Шукшиной версию Заболоцкого.

Лидия Федосеева-Шукшина уверена: мужа убили! Фото: Кадр из фильма

Лидия Федосеева-Шукшина уверена: мужа убили! Фото: Кадр из фильма

Ее ответ ошеломил: «Я уверена: в ту ночь произошло убийство. Чего Вася и боялся последнее время. Он показывал мне список своих родственников, которые умерли насильственной смертью: отец, семь дядьев и два двоюродных брата. Боялся, что разделит их участь. Предчувствие было. «Господи, дай скорее вернуться со съемок! Дай бог, чтоб ничего не случилось!» Случилось. Когда на разных уровнях заявляют, что не выдержало больное сердце Шукшина, мне становится горько. Вася никогда не жаловался на сердце. Мама моя в тот год сказала: «Вася, ты такой красивый!» — «Это полынь! — ответил он. — Я такой же крепкий, такой здоровый, что полынь степная». Он чувствовал себя прекрасно, несмотря на безумные съемки, ужасную войну, которую снимал Бондарчук.

Как раз перед съемками Бондарчук устроил его на обследование в самую лучшую цековскую больницу. Врачи не нашли никаких проблем с сердцем. У меня до сих пор хранятся кардиограммы.

Что странно: ни Сергей Бондарчук, ни Георгий Бурков, Николай Губенко, Юрий Никулин, Вячеслав Тихонов — ни один человек так и не встретился со мной позже, не поговорил откровенно о той ночи. Я так надеялась узнать именно от них, что же случилось на самом деле. Жора Бурков приезжал ко мне, но всегда с женой, дочкой или зятем. С Бондарчуком ездили несколько раз на фестивали, возили картину «Они сражались за Родину». Он тоже избегал встреч один на один. Чего боялись?»

Подозрения очевидцев

В той поездке осенью 1996-го Лидия Николаевна познакомила меня с председателем Волгоградского филиала Центра В. М. Шукшина Николаем Дранниковым. Вот что он мне тогда сообщил:

«Картину снимали в нашей станице Клетская. Многие жители сами участвовали в массовках. Неожиданная смерть Василия Макаровича потрясла всех. В станице до сих пор ходят разные толки. И поводы для этого есть. Еще жива Евгения Яковлевна Платонова, ее брали понятой. Евгения Яковлевна рассказывала, что, когда они приехали на «Дунай», все в каюте было разбросано. Будто кто-то что-то искал. А сам Шукшин лежал скорчившись. Это никак не вяжется с фотографией криминалистов, где Василий Макарович лежит в ухоженной каюте, прикрытый одеялом, словно спит.

А еще вызывают подозрение у станичников чистые сапоги. Зачем ему надо было мыть кирзачи? Ведь назавтра вновь с утра на съемку. Наши казаки гадают, кто и что смыл с его сапог».

Я хотел пообщаться с Платоновой, но в Клетскую мы тогда не попали. Зато позже была встреча с актером Алексеем Ваниным. «Вася очень любил Алексея. А тот трогательно заботился о здоровье Шукшина», — рассказывала мне Федосеева-Шукшина о своем киношном брате из «Калины красной».

Ванин тоже снимался в картине Бондарчука. Но роль бронебойщика была небольшой, и он раньше вернулся в Москву. Если бы остался на съемках, то мог бы спасти друга, говорил мне Алексей Захарович. Ванин тоже считал, что Шукшина убили. «Потом уже, когда Шукшин умер, на одной из творческих встреч подошел человек: «Я был на «Калине красной», когда вы снимали». — «А в каком эпизоде, что-то я не припомню?» — «Да нас посылали от Комитета (КГБ. — Ред.)». Какое он задание выполнял, спрашивать не стал. Правду все равно не сказал бы».

Василий Макарович очень много курил. Фото: Анатолий КОВТУН/TASS

Василий Макарович очень много курил. Фото: Анатолий КОВТУН/TASS

«Кофе пей, а курить бросай»

Слова вдовы о хорошей кардиограмме Шукшина подтвердил оператор Анатолий Заболоцкий. «Перед глазами справка-заключение о смерти, где против типографской «Причина смерти» от руки было написано: сердечная недостаточность… Как же так? Перед самым началом съемок «Они сражались за Родину» Макарыч лежал в больнице в Кунцеве (Центральная кремлевская больница. — Авт.) по поводу язвы желудка. Лечащие врачи опекали его. Демонстрируя кардиограммы Макарыча, говорили (при мне это было): «Сердце у тебя — слава богу, кофе пока пей, а курить лучше бросай». Кофе он пил действительно много и курил одну сигарету за другой.

Все годы, сколько я знал Макарыча, он страдал язвой желудка. Доведет себя до сильной худобы, лицо землистое, и валится на месяц в больницу. В заключении о смерти — сердечная недостаточность, а язвы желудка нет, сказал врач, проводивший вскрытие. Вот это насторожило и тогда, и сейчас туманно».

За восемь лет — ни капли спиртного

Ходили сплетни, что Шукшин был запойным пьяницей, мол, водка его и сгубила в ту роковую ночь.

— Ерунда! — возмущенно сказала мне Лидия Николаевна. — Вася не брал в рот ни капли почти восемь лет.

Анатолий Заболоцкий работал с Шукшиным с 1969 года до самых последних дней. «Часто слышу: Шукшин загубил себя сам — перегружался работой и пил. Так вот клятвенно свидетельствую: с 1969 года ни разу ни с кем он не выпил. Даже на своих днях рождения не тронул спиртного, а нам разливал без паузы». Однажды я спросил его: «Как это тебе удается? Был в Чехословакии и пива там не попробовал!» Он прохаживался по номеру гостиницы: «Был я у одного старичка доктора, который лечил Есенина, и из той беседы вынес: только сам я, без лекарств, кузнец своего тела. Надо обуздывать себя. И стал я строжить свое тело и язык, и вот уже семь лет держусь в форме. Все искушения гашу работой». И как же он работал! — рассвет его не сваливал в кровать: кофе и сигареты, и — вперед!

Не единожды слышал от него: «Буду жить 75 лет». Шутил: «В 73 года, под занавес жизни, буду и водку пить, и самогонку, но не шампанское. И почему Чехов перед смертью попросил шампанского?»

Тайну унес в могилу Бурков?

Похоже, не зря актер Георгий Бурков, последним общавшийся в ту роковую ночь на теплоходе с Василием Макаровичем, боялся оставаться один на один с его вдовой.

«Есть, есть тайна в смерти Шукшина, — утверждал Алексей Ванин. — Многое мог бы поведать Жора Бурков. Но он унес тайну в могилу. Раз двадцать мы приглашали Жору, чтобы откровенно поговорить о последних днях Шукшина. Он всегда соглашался, но ни разу не пришел».

Вот и Анатолий Заболоцкий говорил мне, что Бурков всегда нервничал, когда он просил его рассказать о последних часах жизни Шукшина. И каждый раз по-разному излагал ход событий. То говорил, что в каюте, когда они зашли ночью, стояла чашка кофе, которую Шукшин не заказывал. Наутро чашка исчезла. То про запах корицы в каюте после смерти Макарыча — так, дескать, пахнет «инфарктный» газ, вызывающий остановку сердца. Позже на вечерах памяти Шукшина, по словам Ванина, «Жора напивался вусмерть». В сильном подпитии намекал друзьям, что Макарыч умер не своей смертью, но он, дескать, не может открыть всю правду. Сам Бурков тоже умер рано — в 57. От той же «сердечной недостаточности».

Возможно, он видел убийцу (или убийц). Ведь их каюты были рядом. И Буркова предупредили, чтобы он держал язык за зубами, иначе…

МИСТИКА

Рисовал свои похороны

«В сентябре 1974 года мы ехали мимо Новодевичьего монастыря к «Мосфильму», — рассказывал Анатолий Заболоцкий. — Весело было на душе — «Разин» запущен в работу, везем добрые вести из Госкино… Шукшин рассуждает: «Премии и ордена нынче не имеют значения, а вот Новодевичье кладбище, если снимем «Разина», пожалуй, завоюем», — и потер ладони».

Новодевичье — самое престижное кладбище СССР. Не прошло и месяца — Шукшина там и похоронили. Напророчил?

Мистические приметы появлялись еще не раз. В фильме «Они сражались за Родину» жене Шукшина предложили роль вдовы. Лидия Николаевна отказалась. Но муж уговорил: «Ты не вдову играй, а женщину». В конце съемок она действительно стала вдовой.

«За день до смерти Василий Макарович сидел в гримерной, — вспоминал Юрий Никулин. — Он взял булавку, опустил ее в баночку с красным гримом и стал рисовать что-то на обратной стороне пачки сигарет «Шипка». Сидевший рядом Бурков спросил: «Что ты рисуешь?» — «Да вот видишь, горы, небо, дождь, ну, в общем, похороны… Картина «смерть в тумане».

Бурков обругал его, вырвал пачку и спрятал в карман».

В последний вечер Бурков и Шукшин поехали на «газике» в баню к знакомому станичнику. На обратном пути водитель задавил кошку. Плохая примета. Шукшин переживал. Наутро его не стало.

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

«Макарычу бы понравилась эта легенда»

— Версия об убийстве хороша для детективного романа, — сказал в интервью «Комсомолке» писатель Алексей Варламов, автор биографии Шукшина в популярной серии «ЖЗЛ». — Он собирался приступить к съемкам своего главного фильма «Я пришел дать вам волю» о Степане Разине, а у этого фильма было много врагов. Но если смотреть буквально — с милицейской, медицинской точки зрения, — все версии об убийстве не находят документального подтверждения. Просто люди любят сказки, и страшные сказки — даже больше, чем добрые. Гораздо интереснее думать, что кого-то коварно убили, чем предполагать суицид, как в случае с Есениным или Маяковским, или ненасильственную смерть от сердечного приступа, как в случае с Шукшиным.

Впрочем, Шукшин и сам очень любил мифологизировать свою судьбу. Такой поворот сюжета хорошо укладывается в канву его жизнетворчества. Идея, что его убили, очень бы ему понравилась.

ВОПРОС — РЕБРОМ

Кому он мешал?

Кто убийцы? Конспирологи называют разные версии: власти, русофобы, конкуренты, завистники…

Властям убирать Шукшина вроде не было никакого резона. Он никогда не был антисоветчиком. Но, с другой стороны, планировался фильм «Степан Разин». Мечта всей жизни Шукшина. По его роману «Я пришел дать вам волю» — о крестьянском восстании 1670 — 1671 годов. Он был бы сценаристом, режиссером, исполнителем главной роли. Для Алексея Ванина в картине была большая роль Кондрата — соратника Разина.

«Работая над сценарием, Макарыч говорил: «Копаешь и докапываешься до того, что в России через каждую сотню лет происходят бунты. Разин, Пугачев, Болотников, декабристы, революция. Только народ начинает жить, власти его махратят».

— Чем ему был так дорог «Степан Разин»? — спросил я Ванина.

— Тем, что это был противовес всей гнили, гадости в стране. Душа у него болела за все, что происходит с Россией. Потому ему долго не разрешали снимать эту картину. А когда наконец позволили, Василий Макарович неожиданно умер.

Запускать «Разина» должны были еще в 1970-м.

— Но в том же 1970-м худсовет киностудии имени Горького закрыл подготовительные работы по «Разину», — вспоминал Анатолий Заболоцкий. — Киновед Кира Парамонова убеждала, что ничего, кроме насилия, в фильме не будет. Но Вася не оставлял мечты о главном фильме своей жизни. Добился встречи с членом Политбюро, председателем Совета министров РСФСР Геннадием Вороновым. Благодаря ему сценарий приняли в Госкино.

— В пору застоя, после разгрома «Пражской весны-68» фильм о бунтаре действительно был опасен для властей.

— Но остановить Васю было невозможно. Он весь отдался картине. При мне Шукшина назначали в фильм «Они сражались за Родину». «Да как же я могу сниматься, я же должен делать «Разина»!» — «Вот сыграешь, и получишь «Разина», — заявил председатель Госкино Ермаш.

Да уж, остановить Василия Шукшина в стремлении снять главную картину жизни могла только смерть. И она остановила. Или остановили?

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«Шукшину понравилась бы версия, что его убили враги»

Накануне юбилея выдающегося писателя и режиссера мы поговорили о нем с доктором филологических наук, ректором Литературного института им. Горького, писателем и автором биографической книги «Шукшин» Алексеем Варламовым (подробности)

ЕЩЕ

45 лет назад в прокат вышла «Калина красная» — фильм о воле и тоске, разбередивший всю Россию

Премьера картины Василия Шукшина состоялась 25 марта 1974 года

Известно, что Василий Шукшин мечтал снять фильм о Степане Разине. Эта тема и этот герой стали для него практически наваждением. Но фильм о Разине должен был стать масштабным и очень дорогим. Ради него Шукшин перешел со студии им. Горького, где снимал всю жизнь, на «Мосфильм» с его огромными производственными мощностями, — но даже там запустить фильм «Я пришел дать вам волю» было трудно. В результате Шукшин решил снять что-нибудь «полегче», на современную тему — и быстро, за год, сделал самую главную свою картину, «Калину красную». (подробности)

«Комсомолка» рекомендует

Опасные приключения, загадки истории и лихо закрученная детективная интрига — все это в бестселлере «Тайна трех государей». Ищите на shop.kp.ru и в нашем фирменном магазине по адресу: г. Москва, Старый Петровско-Разумовский проезд, д. 1/23, стр. 1.

Василий Макарович очень много курил. Фото: Анатолий КОВТУН/TASS

АО «ИД «Комсомольская правда», Москва ОГРН 1027739295781.

Биография Василия Шукшина — РИА Новости, 25.07.2014

В 1947-1949 годах работал слесарем-такелажником и разнорабочим на заводах Калуги и Владимира.

В 1949-1953 годах проходил срочную службу матросом на Балтийском флоте, радистом на Черноморском флоте.

В 1953 году был демобилизован с флота из-за обнаружившейся язвы желудка, вернулся в село Сростки. Сдал экстерном экзамены на аттестат зрелости в сросткинской средней школе.

С 1953 по 1954 год работал в сельской школе учителем русского языка, литературы и истории, одновременно выполняя должность директора.

В 1960 году окончил режиссерский факультет Всесоюзного государственного института (ныне университет) кинематографии, мастерская Михаила Ромма.

В кино дебют Шукшина как актера состоялся в 1956 году в фильме Сергея Герасимова «Тихий Дон», где он сыграл в эпизоде — изобразил выглядывающего из-за плетня матроса. Затем Шукшин исполнил главную роль в фильме Марлена Хуциева «Два Федора» (1959). За короткий период Шукшин снялся в целом ряде картин — «Золотой эшелон» (1959), «Простая история» (1960), «Когда деревья были большими» (1961), «Аленка» (1961), «Мишка, Серега и я» (1961), «Мы, двое мужчин» (1962). В качестве актера Шукшин также снимался в фильмах «Журналист» (1967), «Комиссар» (1967), «У озера» (1969), «Освобождение» (1970-1971) и других.

Параллельно с успехами в кино довольно успешно складывалась и литературная судьба Шукшина. С третьего курса института, по совету Ромма, он стал рассылать свои рассказы по всем столичным редакциям в надежде, что какая-нибудь из них обратит внимание на его труды. И он не ошибся. В 1958 году в журнале «Смена» был опубликован его рассказ «Двое на телеге». Однако эта публикация прошла не замеченной ни критикой, ни читателями, и удрученный Шукшин на время перестал рассылать свои произведения. В начале 1960-х годов одно за другим стали выходить в свет и литературные произведения Шукшина — рассказы «Правда», «Светлые души» и «Степкина любовь». В 1963 году в издательстве «Молодая гвардия» вышел первый сборник Шукшина под названием «Сельские жители».

В том же году в журнале «Новый мир» были напечатаны два его рассказа: «Классный водитель» и «Гринька Малюгин». На основе этих рассказов Шукшин вскоре написал сценарий своего первого полнометражного фильма «Живет такой парень», который вышел на экраны в 1964 году. Главную роль шофера Паши Колокольникова сыграл однокурсник по учебе во ВГИКе Леонид Куравлев, которого Шукшин снимал в своей дипломной работе «Из Лебяжьего сообщают» (1960). Картина получила восторженные отклики публики и получила главный приз на Международном кинофестивале в Венеции на конкурсе детских и юношеских фильмов.

Рассказы Шукшина составили несколько сборников: «Сельские жители» (1963), «Там вдали» (1968), «Земляки» (1970), «Характеры» (1973), «Беседы при ясной луне» (1974).

В 1965 году вышел его роман «Любавины» о путях и судьбах крестьянства. Роман «Я пришел дать вам волю» (1971) был написан параллельно с киносценарием о Степане Разине, но снять фильм Шукшину так и не довелось.

В кино в 1966 году на экранах появился новый фильм Шукшина «Ваш сын и брат», который был удостоен Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.

В 1972 году был снят фильм «Печки-лавочки», где Шукшин выступил вновь в качестве режиссера, сценариста и исполнителя главной роли.

В начале 1970-х годов Шукшин написал драматургические произведения «Повесть для театра», «Энергичные люди» (1973), повесть «А поутру они проснулись» (1973, не завершена). Он обратился к жанру философской притчи в повести-сказки «Точка зрения» (1974) и «До третьих петухов: Сказка про Ивана-дурака, как он ходил за тридевять земель набираться ума-разума».

Самое зрелое из крупных произведений Шукшина — киноповесть «Калина красная» (1973), которая была экранизирована автором в 1974 году и стала его последней режиссерской работой. В фильме Шукшин блестяще исполнил главную роль, сама картина вызвала большой интерес у зрителей, став для многих потрясением. На VII Всесоюзном кинофестивале в Баку в апреле 1974 года картина «Калина красная» была награждена главным призом.

Последней актерской работой в кино Шукшина стала главная роль Петра Лопахина в эпопее Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину» по роману Михаила Шолохова.

2 октября 1974 года во время съемок этого фильма в каюте теплохода «Дунай» в станице Клетской Волгоградской области Василий Шукшин скоропостижно скончался. Он был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Василий Шукшин — заслуженный деятель искусств РСФСР (1969), лауреат Государственной премии СССР (1971). Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1967). В 1976 году посмертно Василий Шукшин был удостоен Ленинской премии.

После смерти Шукшина в 1975 году вышли его сборники «Брат мой» и «Избранные произведения» в двух томах, которые писатель успел в основном составить сам.

Именем Шукшина названы улица и Театр драмы в Барнауле.

С 1976 года на его родине, в селе Сростки, проводятся Шукшинские чтения, названные впоследствии Шукшинскими днями. Составной частью дней стал Всероссийский Шукшинский кинофестиваль, который с 1999 года стал проходить ежегодно.

В 1978 году на родине Василия Шукшина — в селе Сростки Алтайского края был открыт Всероссийский мемориальный музей-заповедник Шукшина.

В 2004 году на родине писателя и режиссера в селе Сростки на горе Пикет ему был установлен памятник работы Вячеслава Клыкова.

2009 год в Алтайском крае был объявлен Годом Шукшина.

Василий Шукшин был женат на актрисе Лидии Федосеевой-Шукшиной. От этого брака у него остались две дочери Мария и Ольга.

У режиссера также осталась дочь Екатерина от Виктории Софроновой, дочери писателя Анатолия Софронова.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Василий Шукшин — биография, личная жизнь, фото, фильмы, рассказы и последние новости

Биография

Василий Шукшин появился на свет в деревне Сростки, Бийского района Алтайского края. Выходец из простой семьи крестьян-единоличников или «середняков», Василий рано потерял отца: в эпоху коллективизации и репрессий 30-х годов Макар Леонтьевич Шукшин был арестован и расстрелян. Все заботы о семье взяла на себя мама. Выйдя замуж второй раз, она продолжила воспитание детей вместе с новым супругом. В будущем Василий Шукшин будет с теплотой вспоминать своего отчима как человека большой доброты.

Окончив семилетку в родной деревне, Василий Шукшин переезжает в соседний Бийск, чтобы продолжить обучение в автомобильном техникуме. Проучившись там два с половиной года, но так и не получив диплома, будущий великий режиссёр вынужден бросить обучение, вернуться домой и начать работать, чтобы иметь возможность содержать семью.

Маленький Василий Шукшин с мамой (слева) и в юностиМаленький Василий Шукшин с мамой (слева) и в юности

Недолго проработав в колхозе родной деревни, Василий снова меняет род деятельности и устраивается слесарем. С начала работы в 1946-м и до момента своего призыва в Военно-Морской флот в 1949-м молодой слесарь Шукшин успевает объездить множество городов и предприятий.

Именно во время армейской службы в составе Черноморского флота Василий Шукшин впервые заинтересовался литературным творчеством. В часы досуга он пишет свои первые рассказы и читает их сослуживцам. Но отслужить до конца ему так и не пришлось — впервые сказались симптомы язвенной болезни желудка. Приступ был настолько тяжёлым, что медицинская комиссия признала его негодным для дальнейшей службы в тот же день.

Василий Шукшин в молодостиВасилий Шукшин в молодости

По возвращению домой Василий Шукшин сдал экстерном выпускные экзамены средней школы и приступил к работе в качестве учителя русского языка. Позднее он был приглашён на должность директора школы трудовой молодёжи в своей родной деревне Сростки. Однако, по воспоминаниям самого Шукшина, он был учителем «неважнецким». Преподавание не прельщало его в качестве дела всей жизни. Будущий режиссёр чувствовал огромное желание покорить столицу.

Василий ШукшинВасилий Шукшин

В 1955-м году Василий Шукшин едет в Москву поступать на сценарный факультет ВГИКа. Чтобы дать ему возможность добраться до столицы и использовать свой шанс, мама продала корову и все деньги отдала сыну. Впоследствии выдающийся кинорежиссёр вспоминал, что из-за фактурной внешности, а также из-за неоднозначного впечатления, которое он произвёл на приёмную комиссию, Шукшину предложили поступать на актёрский. Но судьба сложилась иначе, и Василий Шукшин выбрал для себя режиссёрский факультет. 

На этот же период приходится писательский дебют — по совету своего наставника Михаила Ильича Ромма Шукшин рассылает свои литературные произведения в столичные издательства. Здесь первой удачей стала публикация журналом «Смена» его рассказа «Двое на телеге».

Фильмы

В то же время начинаются съёмки в кино. Первая работа Шукшина была эпизодической. В картине «Тихий Дон» ему досталась совсем небольшая роль матроса. Но это послужило хорошим началом актёрской карьеры, подтолкнуло к росту, и уже следующая роль Шукшина в фильме «Два Фёдора» была главной. 

Дальнейшие предложения не заставили себя долго ждать, и вскоре Шукшин-актёр был гораздо успешнее Шукшина-режиссёра. Однако основным призванием мастер чувствовал нечто большее. Его привлекала идея самостоятельного создания полноценной сюжетной линии, тщательной проработки каждого персонажа и последующего воплощения всего на экране.

Василий Шукшин и Леонид КуравлевВасилий Шукшин и Леонид Куравлев

Первая самостоятельная работа «Из Лебяжьего сообщают» реализовала все амбиции автора — Василий Шукшин выступил здесь как сценарист, режиссёр и актёр. Да, эта картина осталась без должного внимания критики, посчитавшей её несколько скучной, но фундамент собственных масштабных проектов был заложен. 

Следующий его полнометражный фильм «Живёт такой парень» был снят по мотивам ранее опубликованных рассказов «Классный водитель» и «Гринька Малюгин». На главную роль был приглашён однокурсник Василия по ВГИКу Леонид Куравлёв. Эта работа получила масштабный успех. Шукшина заметила публика и критики. В этот период полностью сложилась его творческая манера.

Василий Шукшин на съемкахВасилий Шукшин на съемках

Герои, которых изображал в своих работах Шукшин, являются простыми тружениками с непростыми характерами, попадающими в трудные ситуации. Тема простого человека очень близка режиссёру, побывавшему и колхозником, и рабочим, глубоко чувствующим тех людей, о жизни которых он пишет. Шукшин-актёр, по отзывам критики, обладал способностью смотреть на мир глазами своего героя, глубоко вживаясь во все сложности его характера. Режиссёрский стиль Шукшина запомнился зрителям некоторой внешней простодушностью и сдержанной повествовательной манерой.

В 1974 году на экраны вышел знаменитейший фильм Шукшина «Калина красная», последняя авторская работа. Картина получила престижные награды и положительные отзывы критиков. История вышедшего из заключения и пытающегося начать жизнь заново Егора Прокудина буквально потрясла публику. Ранее в Союзе не снимали подобных историй, а после премьеры зрители плакали и долго аплодировали. Фильм получил множество призов различных кинофестивалей.

Василий Шукшин в фильме "Калина красная"Василий Шукшин в фильме «Калина красная»

Отдавая себя целиком съёмочному процессу, режиссёр не щадил здоровье, и участившиеся серьезные приступы язвенной болезни никак не влияли на рабочий график.

Многим замыслам режиссёра так и не сужено было сбыться: не дождалась разрешения на съёмку двухсерийная картина, посвящённая жизни Степана Разина и крестьянскому восстанию. Василий Шукшин был очень увлечён этой темой — конспектировал первоисточники, изучал обычаи эпохи, прорабатывал сценарий и план съёмок. Ради этой идеи он даже отказывался участвовать в других фильмах, сделав основную ставку именно на «Степана Разина». На тот момент руководство государственного комитета кинематографии сочло большой исторический фильм несвоевременным и очень затратным, дав понять, что съёмки откладываются на неопределённый срок. Вместо этого ему поручили картину «Печки-лавочки» (1972).

Василий Шукшин в фильме "Печки-лавочки"Василий Шукшин в фильме «Печки-лавочки»

Изначально режиссер планировал вновь пригласить на главную роль Леонида Куравлева, однако тот отказался и предложил Шукшину сыграть самому. Он так и сделал, и фильм получил признание у критиков, которые писали и говорили, что роль Ивана Расторгуева была сыграна филигранно.

Следующий фильм, в котором Шукшин был исполнителем главной роли, стал для него последним. Василий Шукшин скоропостижно скончался во время завершающей стадии съёмок всеми любимого фильма «Они сражались за родину».

Литература

Параллельно Василий Шукшин успешно сочетает кинематографическую работу с литературной. Его книга «Сельские жители» была выпущена в 1963 году издательством «Молодая гвардия». Всего в творческом наследии Шукшина насчитывается два полноценных романа, при этом основная проблематика творчества полностью раскрыта в многочисленных рассказах и повестях, послуживших основой для последующих кинематографических замыслов.

Василий Шукшин за работой

Книги Шукшина вошли в золотой фонд советской литературы. Особняком стоит единственная сказка Шукшина «До третьих петухов». В этом произведении писатель в очередной раз рассуждает о русском крестьянстве, о загадке «русского человека».

Личная жизнь

Первой и единственной официальной женой режиссёра была Мария Ивановна Шумская, с которой Василий познакомился ещё в юности. К сожалению, их жизненные пути разошлись в день свадьбы из-за отказа Марии Ивановны ехать с Василием покорять Москву. Молодую жену пугала неустроенность будущей столичной жизни. Оставив Марию в родной деревне, Шукшин уехал в Москву сам и через несколько лет вернулся, чтобы попросить развод, так как он полюбил другую.

Василий Шукшин и Виктория Сафронова

На тот момент он уже долгое время жил с Викторией Сафроновой, дочерью писателя Анатолия Сафронова. Но Мария так и не дала мужу развод, до конца жизни оставаясь его единственной официальной женой. Чтобы выйти из этого положения, Василий Шукшин даже вынужден был «потерять» паспорт. В 1965 году у Анастасии Софроновой родилась от него дочь Катерина Шукшина.

Василий Шукшин и Лидия АлександроваВасилий Шукшин и Лидия Александрова

В 1964 году Шукшин женился на актрисе Лидии Александровой, исполнившей роль в фильме «Живёт такой парень». Их брак продлился недолго. По воспоминаниям Александровой, причиной этому послужили любовные связи великого режиссёра и злоупотребление алкоголем. Так, известно, что Шукшин признавался в любви Нонне Мардюковой, однако Нонна Борисовна позже рассказывала, что до серьезных отношений у них так и не дошло.

Василий Шукшин и Лидия Федосеева с дочерьмиВасилий Шукшин и Лидия Федосеева с дочерьми

На съёмках картины «Какое оно, море» Василий Шукшин знакомится с актрисой Лидией Федосеевой. Долгое время он не может отдать предпочтение одной женщине и поддерживает отношения с двумя сразу. Лидия Федосеева родила ему двух дочерей — Марию и Ольгу, оставаясь рядом с мужем до самых последних дней его жизни. Позже дочери Шукшина стали известными актрисами, а Мария Шукшина вела популярную программу «Жди меня».

Смерть

Тайна смерти Шукшина так и осталась неразгаданной до конца. Во время съемок последнего фильма с его  участием «Они сражались за родину» у Шукшина наблюдалось очередное обострение язвенной болезни. Временами приступы были серьезными, по свидетельству очевидцев, он ходил бледный, как смерть. По расхожей версии, несмотря на то, что после рождения детей Василий Шукшин завязал с алкоголем, именно пагубное пристрастие его и убило.

Похороны Василия ШукшинаПохороны Василия Шукшина

Однако существует и другая версия, по которой Шукшина могли отравить. Никто в итоге так и не рассказал правды, но супруга Лидия Федосеева-Шукшина вспоминала, что муж чувствовал опасность и предполагал, что с ним может что-то случиться. 

Однажды великий режиссер Сергей Бондарчук проронил, что Шукшина могли отравить, ведь накануне съемок актер обследовался в Кремлевской больнице, и никаких серьезных патологий выявлено не было. По слухам, в каюту теплохода, где нашли тело Шукшина, могли пустить «инфарктный» газ, который не оставляет следов воздействия. А официальной версией смерти как раз был признан сердечный приступ.

Могила Василия Шукшина

Шукшин Василий Макарович был похоронен 7 октября 1974 года на Новодевичьем кладбище столицы. На похороны пришло огромное количество людей, и все оставляли на могиле веточку красной калины. Владимир Высоцкий специально написал песню: «Памяти Василия Шукшина». По воспоминаниям его жены, Шукшин считал, что люди стали больше ненавидеть друг друга, поэтому своим творчеством он пытался заставить людей вспомнить о добре.

Фильмография

  • Тихий Дон
  • Два Фёдора
  • Из Лебяжьего сообщают
  • Когда деревья были большими
  • Какое оно, море?
  • Если хочешь быть счастливым
  • Прошу слова
  • Они сражались за Родину
  • Живёт такой парень
  • Ваш сын и брат
  • Странные люди
  • Печки-лавочки
  • Калина красная

Библиография

  • Земляки
  • Любавины
  • Там, вдали
  • Живет такой парень
  • Характеры

Фото

Василий Шукшин. Подробная биография

Биография Василия Шукшина

Василий Макарович Шукшин родился 25 июля 1929 года в с. Сростки Бийского р-на Алтайского края в крестьянской семье.

Отец в 1933 был арестован органами ОГПУ, в 1956 посмертно реабилитирован. Отчим погиб на фронте в 1942. Мать, по словам С. Залыгина, «оставалась человеком небольшой грамоты, но душа ее была развита и сильна сама по себе, от природы и от своего народа. Она была чуткой к слову, к песне, к картине, к любому искусству, и не только чуткой, но и способной к нему. Это было вполне очевидно, это были те необыкновенные, ни в коем более не повторимые задатки, которые она передала своему сыну».

Мальчик рано пристрастился к чтению и нелегкому крестьянскому труду. Подростком работал в колхозе. Имеются сведения, что с 1944 по 1947 Шукшин учился в Бийском автомобильном техникуме. Позже в автобиографии писал, что «работал в Калуге на строительстве турбинного завода, во Владимире на тракторном заводе, на стройках Подмосковья. Работал попеременно разнорабочим, слесарем-такелажником, учеником маляра, грузчиком». С 1949 по 1952 служил на флоте, где, по его словам, в то время витал «душок некоторого пижонства», и ему приходилось «помалкивать о своей деревне». Досрочно демобилизовавшись из-за болезни (язва желудка), он возвращается в Сростки, где работает в 1953-1954 директором вечерней школы, преподает литературу и русский язык. Сдав экстерном экзамены за среднюю школу, в 1954 поступает на режиссерский факультет ВГИКа в Москве, который оканчивает в 1961. В институте Шукшин начинает писать рассказы.

Процесс собирания творческих сил продолжался у Шукшина до начала 60-х, несмотря на то, что уже в 1958 на страницах журнала «Смена» (№ 15) появился первый рассказ писателя «Двое в телеге», а с 1957 Шукшин снимался во многих фильмах.

Подлинный литературный дебют Шукшина состоялся в журнале «Октябрь», где были опубликованы в 1961 (№ 3) рассказы «Правда», «Светлая душа», «Степкина любовь» и рассказ «Экзамен» (1962. № 1). В 1963 выходит первый сборник Шукшина «Сельские жители». Критика доброжелательно встретила эту книгу, сразу зачислив ее автора в разряд писателей-«деревенщиков».

Рассказы «Ленька», «Экзамен», «Правда» и др. отмечены некоторой литературностью, заданностью, морализаторством; в них ярко выражено фабульное начало, финалом которого является своеобразный жизненный урок, назидание. Однако есть в сборнике и другие рассказы, в которых уже ощущается неповторимый шукшинский жизненный опыт, своеобразие творческой манеры, художественная самостоятельность («Далекие зимние вечера», «Племянник главбуха», «Сельские жители», «Одни»). Они написаны в свободной манере, лишенной жесткой структурной однозначности, автор предоставляет герою полную возможность размышлять о конкретных событиях в общем течении жизни. Весьма важным в его повествовании является не только то, о чем говорят персонажи, но и то, о чем они молчат. А молчат они о вещах, естественных для деревенских жителей, — чувстве долга и морального запрета, составляющих основу народной нравственности. Появление сборника «Сельские жители» и фильма «Живет такой парень» (1964), в основу сценария которого были положены рассказы «Классный водитель» и «Гринька Малюгин», завершает ранний период творчества Шукшина.

В 1965 появляется в печати первый роман писателя «Любавины». В центре романа история «кулацкой семьи», члены которой с остервенением и жестокостью борются за свое существование. Роман создан в традициях монументальной сибирской хроники, столь популярной в литературе того времени, в рамках принятого взгляда на классовые сражения в деревне. В архиве Шукшина нашли вторую книгу романа, которую опубликовали лишь в 1987. Критика отмечала умение писателя воссоздавать сложные характеры, историческую обстановку, «социально-классовую диалектику», хотя раздавались и ехидные замечания о том, что в романе «все кряжистые, звероватые и все кругом закуржавело».

В 1966 Шукшин опубликовал повесть «Там, вдали…» о неразделенной любви молодого рабочего парня к испорченной городской полукультурной женщине. В творчестве Шукшина образ современницы почти всегда существует в жестком, ироническом освещении. Современная жизнь, тяга к эмансипации существенным образом изменили женский характер, разбудив в ее душе злобность, мстительность, раздражение и меркантильность (позицию Шукшина разделял и В. Белов). И только мать остается жизненной опорой мужчине, она будит его совесть, спасает в самых крайних жизненных обстоятельствах («Материнское сердце»).

Конец 60-х — начало 70-х отмечены взлетом творческой активности Шукшина, результатом которой явились блистательные рассказы, которые раскрыли мощное и оригинальное дарование их автора. В обиход критики вошли такие понятия, как «шукшинский мир», «шукшинский герой», «шукшинская жизнь». Их появление было связно прежде всего с тем, что на первый план у Шукшина выдвинулись необычные персонажи, выламывающиеся из предписанных норм поведения. Сам автор называл из «странными людьми», «чудиками», «шизями», «бесконвойными». Однако у одних героев «стихийный выверт» был наивно-добродушен и выражался в стремлении разрисовать цветочками коляску или дать жене смешную телеграмму («Чудик»), купить на зарплату неведомо зачем микроскоп («Микроскоп») и т. д. Нетривиальное поведение других оказывалось опасным, ущемляющим права и достоинство окружающих людей («Сураз», «Срезал», «Билетик на второй сеанс», «Штрихи к портрету» и др.). Особую разновидность шукшинских героев составляют персонажи, «забуксовавшие» на какой-то одной мысли: Моня Квасов, помешанный на создании «вечного двигателя» («Упорный»), Роман Звягин, который не в состоянии освободиться от изумления, что «птица-тройка» везет проходимца Чичикова («Забуксовал»), Николай Князев, одержимый идеей «целесообразного государства» («Штрихи к портрету»), Бронька Пупков, повторяющий сотню раз выдуманную историю о покушении на фюрера («Миль пардон, мадам!») и т. д.

Однако феномен Шукшина и до настоящего времени остается непроясненным. Как точно подметил С. Залыгин, «Шукшин один из самых загадочных писателей. Ибо каким образом он достигает своей сверхзадачи — постижения души человеческой, — порой совершенно необъяснимо… Говорит Шукшин по большей части об очень простых вещах, а часто и смешных, но действует на наше сознание серьезно». Шукшин обращал внимание на те подвижные черты национальной психологии, о которых мало говорила литература. Они могли проявляться на разных нравственных полюсах, то с отрицательным, а то с положительным знаком. Отстаивая свое право на выбор судьбы, шукшинский герой метался в противоречиях, крайностях, пытаясь преодолеть разрыв между воображением, мечтой, придуманной жизнью и реальностью. Именно этот разрыв, зазор, промежуток, вызывающий «болезнь души», и выходил на первый план.

Рассказы о «чудиках» не исчерпывали всего многообразия шукшинских характеров. Можно выделить в его поэме автобиографический цикл — «Далекие зимние вечера», «Из детских лет Ивана Попова», «Дядя Ермолай», «Рыжий» и др., сатирический цикл — «Змеиный яд», «Обида», «Кляуза», «Мой зять украл машину дров!» и др., цикл рассказов о вдохновенных лгунах — «Генерал Малафейкин», «Версия», «Беседы при ясной луне» и др., цикл рассказов о смерти — «Как помирал старик», «Охота жить», «Горе», «Осенью» и др. Эти и другие рассказы были объединены в сборники «Земляки» (1970), «Характеры» (1973), «Беседы при ясной луне» (1974).

В 1968 появляется сценарий фильма Шукшина о Степане Разине, а в 1971 роман «Я пришел дать вам волю». Образ Степана Разина, тревоживший воображение Шукшина с самых первых шагов в литературе, являлся идеалом «могучего заступника крестьянства», поборником справедливости и хранителем воли. Сам Шукшин отмечал в его характере силу, неуемность и жалость к слабым, полагая, что именно эти свойства определили величину и значимость этой исторической фигуры. В романе почти отсутствовали «исторические предметы» времени, декоративные элементы.

В 1973 появляется в печати киноповесть «Калина красная», а в 1974 выходит на экраны фильм с тем же названием, который принес Шукшину — его автору, режиссеру и исполнителю главной роли — всенародное признание. История Егора Прокудина, крестьянского сына, ставшего вором и захотевшего после тюрьмы покончить со своим воровским прошлым, рассказана по-шукшински просто, образно, с тонким сочетанием юмора и горечи. В характере Егора совместились многие особенности персонажей Шукшина из его рассказов: и наивность, и склонность к балагурству, шутовству, и скрытность, и слабость, и достоинство. Поэтому образ обрел укрупненный масштаб, значительность и многогранность. Впервые в творчестве Шукшина воровская профессия рассматривалась как измена родовому, крестьянскому долгу, земле, родной матери. Финал повести содержал явный оттенок морализаторства: герой наказан за эту измену дружками из воровской шайки. В последние годы жизни в творчестве Шукшина усиливается сатирическое начало, большое значение приобретают условные формы обобщения, изменяется масштаб оценки современности.

В 1974 появляются повесть для театра «Энергичные люди» о спекулянтах и мошенниках, сатирически-философская повесть «Точка зрения» о вечном споре Пессимиста и Оптимиста. Уже после смерти писателя опубликована сказка «До третьих петухов (Сказка про Ивана-дурака, как он ходил за тридевять земель набираться ума-разума)» (1975), многие страницы которой в наши дни звучат очень актуально и смешно, незаконченная повесть «А поутру они проснулись…» (1975), действие которой развивается в медвытрезвителе.

Неповторимый образ Шукшина-писателя неизменно усиливается его яркой кинематографической деятельностью, обаянием Шукшина-актера; неожиданная смерть Шукшина 2 октября 1974 года на съемках фильма С. Бондарчука «Они сражались за Родину» была воспринята всем обществом как национальная трагедия.

Биография

Произведения

Критика

Ключевые слова: Василий Шукшин,биография Василия Шукшина,скачать биографию Василия Шукшина,скачать бесплатно,русская литература 20 в.,русские писатели 20 в.,жизнь и творчество Василия Шукшина

Василий Шукшин

Василий Макарович Шукшин — советский писатель, кинорежиссёр, актёр, сценарист.

Василий Шукшин родился в селе Сростки Бийского района Алтайского края в семье крестьян-единоличников. Глава семьи – отец, Макар Леонтьевич Шукшин, — пользовался в деревне заслуженным уважением, работал механизатором на молотилках. После его ареста мать, Мария Сергеевна, осталась без кормильца с двумя детьми на руках. Она вышла замуж повторно, за односельчанина — Павла Куксина. Своего отчима Василий Шукшин всю жизнь вспоминал как человека редкой доброты. Но лишь начала в семье налаживаться жизнь, как грянула война и отчим ушёл на фронт, через год в дом пришла похоронка. Так, тринадцатилетним подростком, Василий стал главным мужчиной и кормильцем в доме.

С 1945 по 1947 годы он учился в Бийском автомобильном техникуме, но закончить его не сумел — надо было кормить семью и устраиваться на работу.

Первым местом работы Шукшина стал трест «Союзпроммеханизация». Поработав в нём слесарем-такелажником, Шукшин вскоре был направлен сначала на турбинный завод в Калугу, а затем — на тракторный завод во Владимир.

В 1949 году Шукшин был призван на службу в Военно-Морской флот. Служил матросом на Балтийском флоте, радистом на Черноморском. Там и началась литературная деятельность будущего писателя: впервые попытался он писать рассказы, которые читал своим сослуживцам.

Вернувшись в родное село в 1953 году, Василий Макарович сдал экстерном экзамены на аттестат зрелости в местной средней школе №32. Некоторое время он работал учителем русского языка и словесности в Сростинской школе сельской молодёжи.

В 1954 году Шукшин уехал в столицу поступать во ВГИК. Чтобы собрать деньги на дорогу, его мать продала корову. Сначала Шукшин подал документы на сценарный факультет, но затем решил поступать на режиссёрское отделение и закончил его в 1960 году (мастерская М.И. Ромма). Во время учёбы во ВГИКе, по совету Ромма, Шукшин начал рассылать свои рассказы в столичные издания. Первый его рассказ — «Двое на телеге» — был опубликован в 1958 году в журнале «Смена».

Дипломная работа выпускника ВГИКа, короткометражный фильм «Из Лебяжьего сообщают», осталась незамеченной. Многие коллеги Шукшина сочли фильм несовременным, даже скучным.

Актёрская карьера Шукшина, в противоположность режиссёрской, складывалась гораздо успешнее. Шукшин снялся в фильме «Два Фёдора», после чего приглашения сниматься посыпались на него со всех сторон. За короткий период Шукшин снялся в целом ряде картин: «Золотой эшелон» (1959), «Простая история» (1960), «Когда деревья были большими», «Алёнка», «Мишка, Серёга и я» (1962), «Мы, двое мужчин» (1963) и др.

Ещё с третьего курса ВГИКа он рассылал свои рассказы по всем столичным редакциям. И уже в 1960-х одно за другим стали выходить в свет литературные произведения Шукшина. Среди них: «Правда», «Светлые души», «Стёпкина любовь» были напечатаны в журнале «Октябрь» — в 1961 году. Произведение «Экзамен» — в 1962 году; «Коленчатые валы» и «Лёля Селезнёва с факультета журналистики» также появились в журналах в 1962 году.

В 1963 году в издательстве «Молодая гвардия» вышел первый сборник В. Шукшина под названием «Сельские жители». В том же году в журнале «Новый мир» были напечатаны два его рассказа: «Классный водитель» и «Гринька Малюгин» (цикл «Они с Катуни»).

На основе этих рассказов Шукшин вскоре написал сценарий своего первого полнометражного фильма «Живёт такой парень». Эта картина вышла на экраны в 1964 году и получила восторженные отклики публики. Фильм по непонятным причинам записали в разряд комедий и, отправив в том же году на международный кинофестиваль в Венецию, выставили его на конкурс детских и юношеских фильмов. И хотя картине присудили главный приз, Шукшин таким поворотом событий был не удовлетворён. Василию Макаровичу даже пришлось выступить на страницах журнала «Искусство кино» с собственным пояснением к фильму.

А тем временем творческая энергия Шукшина трансформировалась в целый ряд новых литературных и кинематографических проектов.

Во-первых, выходит новая книга его рассказов под названием «Там вдали…», во-вторых, в 1966 году на экранах появляется его новый фильм — «Ваш сын и брат», за который Василий Макарович через год удостоился Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.

В 1971 году Шукшину вручили Государственную премию СССР за исполнение главной роли в фильме «У озера» режиссёра С.А. Герасимова.

В последние годы жизни Шукшин был одержим постановкой фильма о Степане Разине. Съёмки фильма уже были назначены на лето 1967 года. Василий Макарович был так им захвачен, что забросил все свои остальные дела: прекратил сниматься в кино, несмотря на приглашения многих известных режиссёров.

Но всё оказалось напрасным — кинематографическое начальство внезапно изменило планы и остановило съёмки фильма. В объяснения режиссёру были приведены следующие доводы: фильмы о современности более важны в данный момент, и двухсерийный фильм исторической тематики затребует больших денежных затрат. Шукшин тяжело переживал создавшуюся ситуацию, в жизни его произошёл психологический надрыв.

2 октября 1974 года Василий Макарович скончался от сердечной недостаточности на съёмках фильма «Они сражались за Родину». Похоронен Шукшин на Новодевичьем кладбище. В 1976 году, посмертно, за творческие достижения писателю была присуждена Ленинская премия.

Фантастика в творчестве автора.

В творчестве писателя есть два достаточно крупных произведения, в сюжете которых присутствуют фантастические и сказочные элементы.

Повесть «Точка зрения» была впервые опубликована в журнале «Звезда» (1974, №7). В сохранившихся рукописях писателя есть несколько вариантов подзаголовков: «Сказка для детей старше школьного возраста»; «опыт современной сказки»; «опыт современной сценической сказки»; «опыт современной кинематографической сказки». Сам Шукшин охарактеризовал своё произведение так: «Это будет современная сказка-притча». Главные герои повести, два молодых человека — Пессимист и Оптимист, по-разному смотрят на жизнь. Один доказывает, что в жизни всё мрачно и неинтересно, другой считает, что трудности и невзгоды легко преодолимы. За разрешением спора они обращаются к Мудрецу. Он приглашает героев незаметно побывать в доме девушки, к которой должны прийти сваты. Причём, каждому из героев предстоит увидеть происходящее со своей точки зрения. Для этого достаточно взмахнуть волшебной веточкой. Далее в доме невесты события развиваются по трём сценариям, рождаются три настоящие альтернативные реальности.

Повесть «До третьих петухов» («Сказка про Ивана-дурака, как он ходил за тридевять земель набираться ума-разума») была впервые опубликована уже после смерти Шукшина в журнале «Наш современник» (1975, №1). В сборнике «Фантастика, 79» произведение фигурировало как сказка. Герои этой повести-сказки – литературные персонажи книг, выходящие «в свет» после закрытия библиотеки. Главный герой – Иванушка-дурачок, отправившийся к Мудрецу за справкой, подтверждающей, что он умный. Высокоинтеллектуальные персонажи не хотят находиться по соседству с деревенщиной. Произведение изобилует сатирой на реалии жизни того времени: мещанство, бюрократию, ханжество.

Василий Шукшин – биография, книги, отзывы, цитаты

Начало карьеры

Василий Макарович Шукшин родился 25 июля 1929 года в крестьянской семье. Отец его, Макар Леонтьевич Шукшин (1912—1933) был арестован и расстрелян в 1933 году, во время коллективизации. Мать, Мария Сергеевна (в девичестве Попова; во втором браке — Куксина) (1909 — 17 января 1979) взяла на себя все заботы о семье. Сестра — Наталья Макаровна Шукшина (16 ноября 1931 — 10 июля 2005). После ареста отца и до получения паспорта Василий Макарович именовался по материнской фамилии Василием Поповым.

В 1943 году Шукшин окончил семилетку в селе Сростки и поступил в Бийский автомобильный техникум. Учился там два с половиной года, однако техникум не закончил. Вместо этого в 1945 году пошёл работать в колхоз в селе Сростки. В колхозе проработал недолго, в 1946 году покинул родное село. В 1947—1949 годах Шукшин работал слесарем на нескольких предприятиях треста Союзпроммеханизация: на турбинном заводе в Калуге, на тракторном заводе во Владимире.

В 1949 году Шукшин был призван служить в Военно-Морской флот. Сперва он — матрос на Балтийском флоте, потом — радист на Черноморском. Литературная деятельность Шукшина началась в армии, именно там он впервые попытался писать рассказы, которые читал своим сослуживцам. В 1953 году был демобилизован с флота из-за обнаружившейся язвы желудка, и он вернулся в село Сростки.

В родном селе Василий Макарович сдал экстерном экзамены на аттестат зрелости в сросткинской средней школе № 32. Пошёл работать учителем русского языка и словесности в Сросткинской школе сельской молодёжи. Некоторое время был директором этой школы.

В 1954 году Шукшин отправился в Москву поступать во ВГИК. Чтобы собрать деньги на дорогу, его мать продала корову. Сначала Шукшин подал документы на сценарный факультет, но затем решил поступать на режиссёрское отделение и закончил его в 1960 году (мастерская Ромма). Во время учёбы во ВГИКе, по совету Ромма, Шукшин начал рассылать свои рассказы в столичные издания. В 1958 году в журнале «Смена» был опубликован его первый рассказ «Двое на телеге».

Член КПСС с 1955 года.

В 1956 году состоялся дебют Шукшина в кино: в фильме Герасимова «Тихий Дон» (вторая серия) он сыграл в крошечном эпизоде — изобразил выглядывающего из-за плетня матроса. С этого матроса и началась кинематографическая судьба Шукшина-актёра.

Во время учёбы во ВГИКе в 1958 году Шукшин снялся в первой своей главной роли в фильме М. Хуциева «Два Фёдора». В своей дипломной работе «Из Лебяжьего сообщают» Шукшин выступил как сценарист, режиссёр и исполнитель главной роли. Актёрская карьера складывалась вполне удачно, Шукшин не испытывал недостатка в предложениях от ведущих режиссёров.

1963—1974 годы

Первая книга Шукшина — «Сельские жители» вышла в 1963 году в издательстве «Молодая гвардия». В этом же году он начал работать режиссёром на киностудии имени Горького.

В 1963 году в журнале «Новый мир» были опубликованы рассказы: «Классный водитель» и «Гринька Малюгин». По их мотивам Шукшин написал сценарий своего первого полнометражного фильма «Живёт такой парень». Съёмки картины начались летом того же года на Алтае и были закончены в 1964 году. В главной роли снялся однокурсник режиссёра по ВГИКу — Леонид Куравлёв. Фильм получил хорошие отклики публики. На режиссёрскую манеру Шукшина, сдержанную и немного простодушную, обратили внимание специалисты.

Василий Шукшин был полон планов, но многим из них так и не суждено было реализоваться. В 1965 году Шукшин начал писать киносценарий о восстании под предводительством Степана Разина, но не получил одобрения Госкомкино СССР. Впоследствии сценарий был переработан в роман «Я пришёл дать вам волю». Сценарий будущего фильма «Точка кипения» также не получил одобрения в Госкино.

В 1969 году за заслуги в области советской кинематографии удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Многие годы Василий Макарович совмещал работу над фильмами с писательской деятельностью. Писал он от руки в ученическую тетрадь и обычно по ночам.
«какими только посторонними делами не обременяла его действительность — и в колхозе-то он работал, и на флоте служил, и в автотехникуме учился, и в школе преподавал, и в фильмах снимался […] и все бесконечно мотался вдоль и поперек нашего государства, пока не уперся в то справедливое убеждение, что его единственное и естественное предназначение — это литература, что его место — это рабочий стол, что его инструмент — это шариковая авторучка и тетрадка за три копейки«.
— Вячеслав Пьецух

1973—1974 годы стали очень плодотворными для Шукшина. Вышел на экраны его фильм «Калина красная», получивший первый приз ВКФ. Опубликован новый сборник рассказов «Характеры». На сцене Большого драматического театра режиссёром Товстоноговым готовилась постановка пьесы «Энергичные люди». В 1974 году Шукшин принял приглашение сниматься в новом фильме Сергея Бондарчука. Но Василия Шукшина уже давно мучили приступы язвы желудка, которые преследовали его ещё с молодости, когда он страдал из-за пристрастия к алкоголю. Последние годы жизни после рождения дочерей он не притрагивался к спиртному, но болезнь прогрессировала. Ещё на съёмках «Калины красной» он с трудом приходил в себя после тяжёлых приступов.

2 октября 1974 года Василий Макарович Шукшин скоропостижно скончался в период съёмок фильма «Они сражались за Родину» на теплоходе «Дунай». Первым обнаружил его мёртвым его близкий друг Георгий Бурков.

Похоронен в понедельник, 7 октября в Москве на Новодевичьем кладбище. Именем Шукшина названы улица и Театр драмы в Барнауле, педагогический университет и привокзальная площадь в Бийске. С 1976 года на его родине, в селе Сростки, проводятся Шукшинские чтения.

В 2002 году почитатели Шукшина не дали списать старый теплоход в металлолом — отремонтировали и присвоили ему имя «Василий Шукшин»
——————————————

Василий Макарович Шукшин биография ℹ️ семья, личная жизнь, жена, дети, национальность, фильмография актера и режиссера, произведения писателя, фото

Биография актёра и писателя

Биография актёра и писателя

Студенчество и творческая деятельность

Шукшин появился на свет в конце сентября 1929 года. Произошло это в небольшом селе Сростки, который спрятался в лесах Алтайского края. Родители были небедными. Известно, что у них был свой дом и даже корова.

Интересно, что мать писателя, Мария Сергеевна Попова, была старше своего мужа. Но, несмотря на это, Макар Леонтьевич, отец Шукшина, женился на Марии, когда той едва исполнилось 17 лет. Его отец (дед Василия — Леонтий) постарался быстрее женить сына, и уже через три года в молодой семье родился первый ребёнок — сын Вася, а через два года — дочь Наталья.

После рождения Василия родители сразу вступили в колхоз «Пламя коммунизма», где Макар трудился машинистом на молотилке. Но через два года после рождения дочери отец был арестован ГПУ и обвинён во вредительстве, хотя сам он всё опровергал, поскольку участия ни в чем не принимал. После этого были задержаны и дяди по отцовской линии, которые работали в колхозе «Коммунар Алтая».

Всех арестованных доставили в тюрьму в Барнауле и постоянно допрашивали, пытаясь получить те показания, которые были нужны сотрудникам ГПУ. Отец Василия Шукшина уже при втором допросе подписал свои «признания», едва выводя буквы. Его вынудили согласиться с тем, что он проводил подготовительные работы для свержения советской власти и пытался организовать восстание.

Вскоре родственников и самого отца приговорили к смертной казни. Всех заключённых расстреляли в конце апреля. Так Василий и его младшая сестра Наталья лишились отца. Мать будущего писателя, которой едва исполнилось 24 года, осталась одна с двумя маленькими детьми на руках. И только через двадцать три года Макара Шукшина реабилитировали.

Мария Сергеевна, остерегаясь, чтобы её дети не пострадали в дальнейшем, дала им свою девичью фамилию — теперь все они стали Поповыми. Эту фамилию дети носили до совершеннолетия, и только тогда изменили ее на прежнюю — отцовскую.

В семье после расстрела отца наступили тяжёлые времена. Мария даже хотела сначала отравить сына и дочь, а затем покончить жизнь самоубийством, но всё-таки удержалась от такого страшного поступка. Она постоянно трудилась на самых тяжёлых работах, но денег семье всё равно не хватало. Цель у Марии была только одна — вырастить и выучить детей, вывести их в люди.

Новые изменения в семье Шукшиных произошли через несколько лет, когда мама снова вышла замуж. Отчимом стал Павел Куксин, который увёз свою семью в Бийск, но в 1941 году Марии с детьми пришлось вернуться в село, так как её второго мужа призвали на фронт. А уже в 1943-м она получила похоронку и снова стала вдовой.

В жизни Василия Шукшина в 1943 году также происходят некоторые важные для него события:

  • Он оканчивает семилетнюю школу.
  • Поступает в автомобильный техникум города Бийска.

После второго курса Василий вынужден был бросить учёбу и начать работать в родном колхозе, но уже на следующий год он уехал из своего села и устроился слесарем. Трудиться ему довелось на нескольких заводах:

  • Калужском турбинном.
  • Владимирском тракторном.
Личная жизнь

В 1949 году Василия призвали в армию. Он служил матросом на Балтийском флоте, а затем радистом на Черноморском. Именно в эти годы он создал свои первые произведения. Василий Шукшин, рассказы которого были по духу близки простому народу, читал их своим сослуживцам.

В 1953 году у Василия выявили язву желудка, что не позволило ему продолжать служить на флоте, поэтому его уволили и перевели в запас. Болезнь заставила писателя вернуться на родину. Он учился в средней школе и экстерном сдал экзамены, получив аттестат о её окончании. После этого он стал работать в родной Сростинской школе учителем словесности. Вскоре Василий был переведён на должность директора.

Студенчество и творческая деятельность

Последние годы

Переломный момент в жизни В. М. Шукшина произошёл в 1954 году, когда он отправился в столицу, чтобы поступить во ВГИК. Он сдал экзамены с первого раза и был зачислен на режиссёрский факультет. Во время учебы Василию часто не хватало денег, и его мама продала корову, чтобы помочь сыну. Этого писатель никогда не забывал, и через всю свою жизнь пронес благодарность матери, постоянно посылая ей нежные и трогательные письма.

Во время учебы Шукшин начинает заниматься писательской деятельностью. Он не только пишет свои произведения, но и рассылает их по разным печатным журналам. Именно в студенческие годы в одном из журналов был опубликован рассказ «Двое в телеге».

Будучи ещё студентом, Василий начал и свою актёрскую карьеру. В 1956 году он был приглашён на съёмки кинофильма «Тихий Дон» режиссёра Сергея Герасимова. Слов в его роли не было, он играл матроса, который должен был выглядывать из-за плетня. Свою главную роль Василий Макарович исполнил лишь через два года в киноленте «Два Фёдора» режиссёра Марлена Хуциева.

Первые съёмки в кино подтолкнули Василия Шукшина к тому, чтобы создать свой грандиозный дипломный проект. В киноленте «Из Лебяжьего сообщают» он выступал в качестве:

  • Режиссёра.
  • Сценариста.
  • В роли главного героя.

В 1960-м Шукшин окончил театральный институт, блестяще защитив диплом. Многие ведущие режиссёры уже в то время предлагали сотрудничество молодому режиссеру и сценаристу.

В 1963 году Василий Макарович уже активно работал на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов, а также трудился над сценарием своей первой киноленты «Живёт такой парень». Позже она была высоко оценена и зрителями, и критиками.

Но не забывал успешный Шукшин и о писательской деятельности. Несколько своих повестей он напечатал в журнале «Новый мир»:

Василий шукшин биография
  1. «Гринька Милюгин».
  2. «Классный водитель».

Издание «Молодая гвардия» выпустило его книгу «Сельские жители». Шукшинские произведения читали по радио, в журналах печатали сканворды с вопросами, связанными с его героями. В 1965 году Василий Макарович пишет сценарий к новому фильму, в котором он хотел рассказать о народном восстании под предводительством Степана Разина, но этот проект не был одобрен, поэтому режиссёр и сценарист Шукшин принялся его дорабатывать. В итоге вместо кинокартины вскоре появился новый роман «Я пришёл дать вам волю».

Василий Шукшин, фильмография которого насчитывает более 30 кинолент, старался всегда сыграть простого русского человека, показать сильный и волевой характер. Актёр и писатель гордился тем, что он принадлежит к этой национальности. Он играл так, что зритель верил ему и считал своим, родным. Как режиссёр он снял немного кинокартин, но зато запомнился как замечательный артист.

Киноленты талантливого режиссера всегда собирали полные залы в кинотеатрах страны. Вот лишь несколько наиболее известных фильмов:

  • «Из Лебяжьего сообщают».
  • «Живёт такой парень».
  • «Ваш сын и брат».
  • «Странные люди».
  • «Печки-лавочки»
  • «Калина красная».

Личная жизнь

Семейная жизнь талантливого актёра и писателя никогда не была спокойной. Он был женат несколько раз. Его супругами были:

Последние годы
  1. Мария Ивановна Шумская.
  2. Виктория Софронова.
  3. Лидия Чащина.
  4. Лидия Федосеева.

Поступив в театральный институт, в 1955 году Василий Макарович женился на Марии Шумской. Он был знаком с ней уже давно — девушка работала учительницей в его родном селе. Чтобы жениться, Василий специально попросил несколько дней и приехал к невесте. Но сразу после росписи молодые люди поссорились из-за того, что молодая жена не захотела переезжать в столицу.

Оставшись в родном селе и ожидая мужа, Мария вскоре узнала о том, что супруг нашёл другую. Он просил в одном из писем дать ему развод, но девушка не согласилась. А уже через некоторое время Василий потерял паспорт. В полученном новом документе отметки о его первом браке уже не было.

В 1963 году Василий Макарович женился второй раз. Его избранницей стала Виктория Сафронова. Вскоре в этом брачном союзе появилась дочь — Катерина Васильевна Шукшина. Но после рождения дочери супруги уже через год расстались.

Известно, что в 1964 году Шукшин женился и в третий раз. Теперь его избранницей стала Лидия Чащина. Но именно тогда же он встретил и Лидию Федосееву, которой было всего лишь 26 лет. Василий долгое время метался между двумя женщинами, а затем всё-таки ушёл к Федосеевой, и в 1967 году у них родилась дочь Мария, а позже — еще и Ольга.

Последние годы

Интересные факты

Самыми плодотворными в творчестве Шукшина стали 1973−1974 годы. Тогда не только вышел сборник его рассказов, но и была показана кинолента «Калина красная». Во время съёмок этого фильма режиссёра стал постоянно беспокоить желудок — язвенная болезнь обострилась. Но всё-таки кинокартина была снята и стала обладателем главного приза на известном Всесоюзном кинофестивале.

Всё это время актёр не забывал и о своей матери. В автобиографии он писал о ней всегда с большой любовью и нежностью. Писатель даже продал её дом в родном селе, где она всё это время жила, и купил ей другой хороший участок недалеко от Бийска.

Потом, несмотря на обострение болезни, Василий Макарович согласился сниматься в киноленте «Они сражались за Родину». В один из съемочных дней у него опять разболелся желудок, и, выпив капли, которые ему принёс Георгий Бурков, актер уснул. Когда утром Георгий Иванович попытался его разбудить, то оказалось, что Шукшин был уже мёртв.

Умер Василий Шукшин от инфаркта миокарда 2 октября 1974 года. Мать, зная о том, что сын мечтал быть похороненным в родных краях, пыталась исполнить его последнюю волю, но разрешения ей так и не дали. Могила талантливого актёра, замечательного писателя и режиссёра находится на Новодевичьем кладбище.

Интересные факты

Загадочного и интересного в биографии писателя и актёра Шукшина довольно много. Например, о его смерти ходило много слухов. По некоторым из них Василий Макарович не умер своей смертью, а был отравлен.

Не все поклонники творчества Шукшина знают, что его любимыми поэтами были Есенин и Некрасов. Многие литературоведы и критики утверждали, что шукшинские рассказы чем-то напоминают произведения Пушкина и Достоевского, Чехова и Льва Толстого.

Но всё-таки Василий Шукшин запомнился и полюбился людям после издания книги «Любавин» и выхода фильма «Калина красная», принёсшего ему славу и огромную популярность.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *