Posted on

Хроматические растяжки основных и дополнительных цветов — Мегаобучалка

Цель самостоятельной работы: изучить и освоить приемы выполнения 2-х тоновых хроматических растяжекосновных и дополнительных цветов.

Актуализируемые понятия:

Дополнительные цвета, составные цвета, оттенок.

Задания, которые необходимо выполнить:

1. Начертить 2 прямоугольника 2,0×18,0 см и разделить их на 9 равных частей (квадратов). Последовательность заполнения цветовых рядов аналогична выполнению 9-ти ступенчатой ахроматической растяжки (крайние квадраты, средний, промежуточные).

2. Сначала выполните цветовой ряд с растяжкой от одного хроматического цвета к другому. Крайние квадраты залить двумя из основных цветов, например: желтым и красным, желтым и синим, красным и синим и т.д. Заполнить средний, а затем промежуточные квадраты ряда.

3. Выполнить второй цветовой ряд с растяжкой от одного дополнительного хроматического цвета к другому, например: от желто-зеленого к фиолетовому, от красного к бирюзовому, от зеленого к пурпурному.

4. Внимательно изучить полученные цветовые ряды и ответить на вопросы:

− Определить понятия основных, составных и дополнительных цветов?

− Какой цвет получается в результате смешения дополнительных цветов?

Материалы:простой карандаш, линейка; кисти, акварель, белила, гуашь; акварельная бумага формата А4.

Выполнив задания самостоятельной работы, студенты смогут:

• понимать отношения между основными и/или дополнительными хроматическими цветами;

• применять навыки смешения цветов для создания плоскостных композиций.

Требования к оформлению работы:

Цветные схемы закомпоновать на листе формата А4, внизу черным цветом подписать название работы и данные исполнителя.

Критерии оценивания:

• правильное построение схем;

• пропорциональность градаций цветового тона в рядах;

• аккуратность исполнения и грамотная компоновка изображения на листе.

Самостоятельная работа № 4

Цветовая звезда И. Иттена

Цель самостоятельной работы: изучить основные взаимоотношения хроматических цветов и их взаимодействие с белым и черным цветом.



Актуализируемые понятия:

Цветовая модель, цветовая система, цветовая схема.

Пояснение к заданию:

Цветовая звезда И. Иттена является разверткой модели цветового шара О. Рунге из 12-ти цветовых меридианов и 6-ти параллелей, освещенного сверху и затененного внизу.

Задания, которые необходимо выполнить:

1. Начертить окружность радиусом 7,0 см, в которую необходимо вписать 6 внутренних окружностей меньшего радиуса с интервалом в 1,0 см, таким образом, получится 7 зон.

2. Внешний контур большой окружности поделить на 12 частей по 30°, полученные точки будут являться концами лучей цветовой звезды. Полученные интервалы поделить на 2 части для получения промежуточных точек, которые соединить вспомогательными линиями с центром окружности, таким образом, получится 12 меридианов.

3. Меридианы (радиусы) поделить на 2 части, полученные точки соединить с концевыми точками лучей цветовой звезды.

4. Внутреннюю зону цветового круга, являющуюся полюсом заполнить белым цветом. Участки 4-ой зоны – экватора, ограниченные меридианами, последовательно залить следующими цветами: желтым, желто-оранжевым, оранжевым, красно-оранжевым, красным, красно-фиолетовым, фиолетовым, сине-фиолетовым, синим, сине-зеленым, зеленым, желто-зеленым. Внешнюю зону темного полюса – концы звезды – покрыть черным цветом.

5. Между белым цветом и цветом экватора последовательно расположить две ступени осветления этого цвета (разбелы). От зоны экватора до темного полюса соответственно две ступени затемнения. Последовательно залить участки отдельных зон смесями «экваториальных» цветов с белым и черным цветами в нужной пропорции.

6. Внимательно изучить полученное изображение и ответить на вопросы:

− Одинакова ли светлота различных цветов?

− Какие цвета при добавлении белого светлеют сильнее?

− В каком из цветов желтом или фиолетовом осветленные (разбеленные) оттенки более отдалены друг от друга?

Материалы:циркуль,простой карандаш, линейка, транспортир; кисти, акварель, белила, гуашь; акварельная бумага формата А4.

Выполнив задания самостоятельной работы, студенты смогут:

• понимать взаимоотношения хроматических цветов, и характер их взаимодействия с белым и черным цветом;

• применять полученную цветовую звезду в качестве схемы для создания гармоничных цветовых сочетаний.

Требования к оформлению работы:

Цветовую схему закомпоновать на листе формата А4, внизу черным цветом подписать название работы и данные исполнителя.

Критерии оценивания:

• правильное построение схемы;

• пропорциональность градаций цветового тона;

• аккуратность исполнения и грамотная компоновка изображения на листе.

Самостоятельная работа № 5

Шкала смешений красок

Цель самостоятельной работы: освоить возможности и приемы смешения красок для получения многообразия цветовых оттенков.

Актуализируемые понятия:

12-ти ступенный цветовой круг, лессировка.

Пояснение к заданию:

Данное задание выполняется акварелью в технике лессировки – наложением одного цвета на просохший слой другого. Новые цвета образуются от просвечивания одного слоя сквозь другой. Задание должно выполняться акварелью на бумаге с высокими кроющими свойствами (акварельная, полуватман).

 

Задания, которые необходимо выполнить:

1. Начертить квадрат размером 19,5×19,5 см. Разделить его на маленькие квадратики со сторонами 1,5 см., таким образом, всего их получиться 13×13 шт.

2. Левый верхний квадратик оставить незакрашенным (белым). Залить вертикальные столбцы со 2-го по 13-ый цветами 12-ти ступенного цветового круга в следующей последовательности: жёлтый, жёлто-оранжевый, оранжевый, красно-оранжевый, красный, красно-фиолетовый, фиолетовый, сине-фиолетовый, синий, сине-зеленый, зеленый, жёлто-зелёный. Каждый последующий столбец заливать только после того, как высохнет предыдущий.

3. На горизонтальные ряды со 2-го по 13-ый наносить красочные слои цветов в следующей последовательности: фиолетовый, сине-фиолетовый, синий, сине-зеленый, зеленый, жёлто-зелёный, жёлтый, жёлто-оранжевый, оранжевый, красно-оранжевый, красный, красно-фиолетовый. Покрывать каждый последующий ряд красочным слоем, только после того, как высохнет предыдущий.

4. Внимательно изучить полученную схему и ответить на вопросы:

− Наблюдается ли в данной схеме некоторая закономерность? Какая именно?

− При смешении, каких цветов получились серые тона?

− Как называются цвета, при смешении которых получается серый цвет?

Материалы: простойкарандаш, линейка; кисти, акварель; качественная акварельная бумага формата А4.

Выполнив задания самостоятельной работы, студенты смогут:

• более точно воспроизводить различные цветовые тона;

• применять технику лессировки в эскизировании.

Требования к оформлению работы:

Цветовую шкалу закомпоновать на листе формата А4, внизу черным цветом подписать название работы и данные исполнителя.

Критерии оценивания:

• равномерность толщины красочных слоев;

• аккуратность исполнения и грамотная компоновка листа.

Как Делать Цветовые Растяжки? (Градиент) Растяжка Тона

Содержание статьи

  1. Цветовая растяжка акварелью
  2. Цветовая растяжка гуашью

Плавный переход от одного цвета к другому называют цветовой растяжкой. Наличие нескольких цветов отличает нашу героиню от тональной. Тональную можно сделать одной краской. Для чего она нужна? Без владения этим техническим приёмом невозможно представить живопись. Цветовые переливы лежат в основе большинства живописных полотен. Давайте поучимся её делать двумя непохожими красками.

Цветовая растяжка акварелью

Чтобы хорошо научиться делать тончайшие изменения колорита, надо много упражняться. Для этого предназначены простые упражнения по заливке градиентных таблиц. Сначала лучше пробовать делать тональные растяжки одним цветом. Потом постепенно можно перейти на многоцветные упражнения. Давайте рассмотрим поэтапно одно из простых упражнений:

  1. Возьмите чистый лист ватмана и нарисуйте на нём 4 длинных прямоугольника друг под другом.
  2. Разделите каждую полоску на 8 равных частей.
  3. Теперь возьмите акварель и кисть. Сильно смочите кисть водой и наберите чёрную краску. Залейте ею весь верхний прямоугольник.
  4. Следующую полосу залейте синей краской.
  5. Следующий красной.
  6. Последний жёлтой.
  7. После того как первый слой высохнет, нанесите вторые слои в прямоугольники теми же цветами, опять сильно разбавленными водой. Только на этот раз заливать надо не весь прямоугольник, а только семь его частей. Одну часть оставляем прежнего расцветки и тональности.
  8. По этому принципу делаем до тех пор, пока не закончатся все части наших полосок.

В итоге у вас получится тоновая сетка всех основных цветов, а чёрный прямоугольник будет наглядно показывать, как наложение нового слоя акварели влияет на тон. Теперь перейдём к нашей героине, как её сделать акварелью. Для этого можно использовать принцип предыдущего урока. Только теперь закрашиваем прямоугольники двумя разными красками навстречу друг другу. Начинаем первый слой с пяти частей. В итоге на стыке цветов у нас получится цветовой переход от оного колера к другому.

 

После простого можно переходить к более сложному. Например, работаем акварелью по мокрому. Смочите бумагу водой, а потом сделайте мазок одним цветом и рядом другим, так чтобы они могли соединиться на мокрой бумаге. Для таких занятий можно придумывать разные темы, чтобы было интереснее выполнять работу. Например, придумывать композиции на ассоциацию с каким-нибудь словом или событием.

Цветовая растяжка гуашью

Упражнения с акварелью никогда не прекращайте, если хотите хорошо овладеть этим материалом, но про другие краски не забывайте. Гуашь сильно отличается от акварели, поэтому тренироваться в растяжке теми же методами здесь не получится. Давайте проделаем первое упражнение из акварельной школы, но уже с гуашью:

  1. Первые два пункта повторяем. Рисуем прямоугольники так же, как и для упражнения с акварелью.
  2. Закрашиваем первые из восьми частей в каждой полоске чистым цветом. Верхняя – чёрным, под ней – синим, ещё ниже – красным, последняя – жёлтым.
  3. Добавляем в чистый цвет немного белил, закрашиваем следующие части.
  4. Повторяем операцию с добавлением белил и закраской следующих частей до тех пор, пока не запишем все ячейки. Главное в этом процессе добавлять белил всё больше и больше для новых квадратиков.

Вскоре вы поймёте, как белила влияют на изменение тона и цвета. После этого можно приступить к цветовой растяжке. Добавляя одну краску в другую, вы научитесь определять, как они взаимодействуют при смешивании. Попробуйте нарисовать гуашью разноцветный спектр. Очень хорошо развивают цветовоё чутьё

Теория цвета. Хроматические и ахроматические цвета

Начну свой рассказ все же с необходимой теории. Сегодня поговорим о характеристиках цвета.

Хроматические и ахроматические цвета

Все цвета, которые воспринимает наш глаз делятся на хроматические (цвета спектра) и ахроматические (белый, черный и оттенки серого). За восприятие хроматических и ахроматических цветов отвечают разные клетки глаза.

Хроматические цвета:
Видимый свет имеет волны разной длины, которые человеческий мозг воспринимает как определенные цвета. Предмет обычно поглощает волны одной длины и отражает волны другой длины. Те волны, которые предмет отражает, мы и воспринимаем как его цвет. То есть, например, рябина поглощает все цвета кроме красного, а красный отражает. Поэтому она и кажется нам красной.

Обычно под цветами спектра (хроматическими) воспринимаются цвета радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. 

Все хроматические цвета состоят из трех первичных цветов (primary): красного, желтого и синего

Если смешать первичные цвета между собой получатся вторичные (secondary) цвета:
красный+желтый=оранжевый
желтый+ синий = зеленый
синий+красный=фиолетовый

Если смешать первичные и вторичные цвета, находящиеся рядом, между собой, получатся третичные (tertiary) цвета

Красный+оранжевый= красно-оранжевый
Оранжевый+желтый= желто-оранжевый
Желтый + зеленый = желто-зеленый
Зеленый+синий = сине-зеленый, цвет морской волны
Синий+фиолетовый = индиго, сине-фиолетовый
Фиолетовый+красный = пурпурный, красно- фиолетовый

Если смешать цвета находящиеся друг напротив друга (они называются дополнительными, но об этом позже), они нейтрализуют друг друга и получится серый цвет средней насыщенности.

Что интересно: в печатающей технике за первичные цвета берутся не красный, желтый и синий, а… желтый, ярко-голубой (циан) и яркая фуксия (маджента) . В сочетании с черным они помогают добиться более натуральных оттенков в печати.

Ахроматические цвета

Ахроматические цвета — черный, белый и все оттенки серого. Черный поглощает все цветовые волны, белый отражает все световые волны. Что интересно, картинку , приближенную к черно-белой, мы видим в сумерках — при недостатке освещения цветовосприятие снижается.

Хроматические и ахроматические цвета не существуют отдельно — они взаимодействуют. Благодаря этому мы получаем всю палитру возможных цветов.

Все цвета обладают тремя характеристиками, по одной из пары

холодный- теплый
яркий-мягкий
светлый-насыщенный

Об этом , дай Бог, позже.

О цвете. Цветовой круг. Хроматические и ахроматические цвета.

Всё о цвете. Какие цвета в жизни

Речь пойдёт о цвете. Тут краткая информация о цвете.

Оглавление:

  • Хроматические цвета и Ахроматические
    цвета
  • Цветовой круг. Скачать (4689х3951)
  • Как мы видим цвета в жизни?
  • Смешение цветов. Инерция зрения. Эксперимент с вращающимся цветовым кругом.

 

Зачем нужно разделение цвета на 2 категории?

Хроматические цвета и ахроматические цвета

Основная соствляющая колористики – цветоведение. Цветоведение – это наука о природе цвета, его основных свойствах и характеристиках, а также о закономерностях восприятия. Тоесть это соединение психических и физических методов изучения цвета. Так какое разделение существует? 

Хроматические цвета и Ахроматические цвета на примере фотографии

Хроматические цвета — это все цвета, кроме черногосерого и белого (+ и их оттенки).

Ахроматические цвета — все серые, чёрные и белые. Имеют они различие в том, что отличаются по светлоте и не имеют цветового тона, что присуще хроматическим цветам). У художников и дизайнеров ахроматические цвета играют важнейшую роль в их работе (творчестве). Благодаря этим цветам художники и дизайнеры могут повышать (усиливать) или понижать (ослаблять) «звучность» других красок (хроматических).

Зачем эти сложности и кому это нужно?

Такое понимание позволяет говорить о колористике любого изображения, чаще всего как о результатах профессионального подхода архитектора, художника, фотографа или дизайнера. Такое разделение помогает больше понять о цвете не только профессионалам, но и обычным людям.

Помощь хроматических цветов и ахроматических цветов и для художника и для любого из разновидностей дизайнера заключается в том, что они могут передать зрителю настроение своей работы и не только.

Цветовой круг

Цветовой круг — помощь для художника, дизайнера и фотографа.

На данном цветовом круге (цветовая растяжка) можно быстро и легко ориентироваться для определения наиболее сочетаемых для Вас цветов, как гармоничный с друг другом так и контрастные цвета (самый простой пример, зеленый — красный ,  фиолетовый — желтый, синий — оранжевый).

Нажмите для увеличения. Разрешение данной картинке позволяет, что бы её распечатывали форматом А4.

Цветовой круг в хорошем разрешение на сайте endpopov.ru 

Нажмите для увеличения или вы можете скачать Цветовой круг (4689х3951) по ссылке

 

Как мы видим цвета в жизни?

Человек различает 3 основных цвета (контрастные) — это жёлтый, синий и красный. На их основе строятся все остальные цвета, которые мы с вами видим и не видим (Выше фиолетового и ниже красного (инфракрасный)).

Белый цвет — все цвета. Мы видим белый объект (предмет), потому что он отражает весь спектр цветов (например, радуга имеет 7 цветов, что доказывает нам сама природа после дождя). Ниже пример с упрощенной картинкой схемой, как и почему мы видим предмет белым в идеале (Абсолютно белых тел в природе не существует).

Как мы видим белый цвет, предмет.

 

Черный цвет — отсутствие любого цвета. Черный цвет — это пустота («физика» как предмет нам подтверждение данного утверждения), это полное отсутствие видимого цвета и света. Ниже пример с упрощенной картинкой схемой, как и почему мы видим предмет черным (Абсолютно черных тел в природе не существует).

Как мы видим черный цвет, предмет.

 

Вот еще несколько примеров, жёлтого, синего и зеленого предмета, который мы видим.

Как мы видим зеленый цвет, предмет.

Как мы видим синий цвет, предмет.

Как мы видим зелёный цвет, предмет.

 

Эксперимент с вращающимся цветовым кругом. Смешение цветов.

Демонстрационная анимация видео, как проявляется инерция зрения, в результате аддитивного смешения цветов. 

Аддитивные цвета — это сложение цветов, а субтрактивные цвета — вычитание цветов. Если быстро вращать цветовой круг, то можно заметить, что постепенно все видимые цвета превращаются в единый белый цвет. Чтобы понять этот ээфект смешения цветов, которое моментально просчитывает наш мозг, можно посмотреть короткое видео с известной ТВ передачи «Галилео».

 

 

популярные темы: Как сделать мини гитару из бумаги своими руками?Влияние музыки и воды на человека, Художественная роспись стены «Сказочный Мир», Коктейльные зонтики, Художественная роспись в интерьере, Как правильно сканировать старые фотографии?, Термины и определения, Процесс разработки дизайна Живого Постера для Шоу Дворецкова

Конспект урока «Тональная и цветовая растяжка»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей г. Хабаровска

«Центр детского творчества «Радуга талантов»

Конспект учебного занятия

«ТОНАЛЬНАЯ И ЦВЕТОВАЯ РАСТЯЖКА.

ПУТЕШЕСТВИЕ НЕПОНЯТНО КУДА»

Творческое объединение «Мозаика»

hello_html_4b31861d.jpg

Автор: Прискокова Анна Сергеевна,

методист, педагог

МАУДОД «Радуга талантов»

Хабаровск

2016 г.

«Порыв к творчеству может так же легко угаснуть,

как и возник, если оставить его без пищи»

К. Паустовский

Пояснительная записка

Инновационные процессы в образовании привели к появлению, наряду с традиционными формами работы с детьми по развитию их творчества, новых специально организованных занятий изобразительной деятельностью, воплощенных в работе художественных студий, кружков, позволяющих в большей степени удовлетворять индивидуальные интересы и потребности детей, делать педагогический процесс более дифференцированным и гибким с учетом склонностей и предпочтений каждого ребёнка.Я считаю, что специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.

Педагогика творчества технологии «ТРИЗ» (Теория Решения Изобретательских Задач (Альтшуллера Г.С.) — универсальная методическая система, которая сочетает познавательную деятельность с методами активизации и развития мышления, что позволяет ребенку решать творческие и социальные задачи самостоятельно.

Цель технологии – формирование мышления обучающихся, подготовка их к решению нестандартных задач в различных областях деятельности, обучение творческой деятельности.

Принципы технологии ТРИЗ:

-снятие психологического барьера перед неизвестными проблемами;

-гуманистический характер обучения;

-формирование нестандартного образа мышления;

-практико-ориентированное внедрение идей.

Применяя ТРИЗ в педагогической практике на занятиях ИЗО я ставлю цель не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, решая поисково-творческие задачи.При этом у учащихся формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. Ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности.

Занятие «Тональная и цветовая растяжка. Путешествие непонятно куда» рассчитано для детей 7-12 лет, 1год обучения.

Цель занятия: Дать представление о тональной и цветовой растяжке, обучить приемам их создания.

Методы используемые на занятии:

Словесные – рассказ, беседа.

Наглядные методы обучения.

Мозговой штурм.

Практические обучения.

Креативные методы обучения.

Частично-поисковый и проблемно-поисковый методы.

Методы контроля и самоконтроля.

Методы поощрения и создания ситуации успеха.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая и работа в парах.

Технологии обучения:

Личностно-ориентированная

ТРИЗ-технология

Игровая

ИКТ-технология

Здоровьесберегающая технология

Тип: комбинированный

Длительность:45 мин

Образовательные:

1.Освоение определенного объема знаний, умений, навыков и приемов живописи.

2.Расширение художественного кругозора учащихся.

Развивающие:

1.Развитие мышления (умений анализировать форму, цвет предметов, сравнивать, обобщать, выделять первый план.)

2. Развитие художественных способностей (композиционного мышления, пространственного воображения, чувства цвета).

3.Способствование общекультурному и эстетическому развитию учащихся.

4.Развитие творческой индивидуальности.

Воспитательные:

1. Воспитывать у учащихся любовь и уважение к изобразительному искусству.

2.Вырабатывать потребность в систематическом совершенствовании своих художественных способностей.

Оборудование: проектор, презентация, альбомные листы, краски, карандаш, ластик, фонограммы «Музыка без слов», И. Крутой.

Словарь: тон, тональная растяжка, цветовая растяжка.

Использую метод анализа и сравнения, индивидуальная форма работы и групповая, работа в парах.

Режим занятия: 45 мин

Ход урока:

1.Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку (художественные принадлежности). Проветривание помещения. Провожу вводный инструктаж по технике безопасности.

2.Ведение в новую тему.

Вводное слово педагога.

Сегодня мы продолжаем тему цветоведения, будем с вами работать с цветами, наблюдать за изменением цвета, путем его растягивания.

Поэтому цель нашего урока — «Научиться выполнять тональную растяжку и видеть разницу в тоне»

Тема нашего урока называется «Тональная растяжка. Путешествие непонятно куда». Прежде чем нам с вами совершить путешествие, давайте разберемся в понятиях тон и тональная растяжка.

Работа над терминами и понятиями.

Используя метод эвристической беседы и межпредметные связи давайте попробуем дать определение понятия «тон».

Слово «тон» имеет греческое происхождение (tonos) и в буквальном переводе означает «ударение» или «напряжение». Существует несколько значений этого слова. Мы будем рассматривать слово тон как этот же цвет чуть темнее и чуть светлее.

Используя мозговой штурм и метод коллективного поиска учащиеся находят определение понятия «растяжка» — это разбивка одного цвета на несколько тонов, например, от самого светлого тона до самого тёмного (тональная растяжка). Другими словами мы будем брать какой-либо цвет и растягивать его.

Применяю объяснительно-иллюстративный метод.

Пример тональной растяжки.hello_html_m168d52d3.jpg

Пример цветовой растяжки

Обратите внимание на данный слайд. Что вы замечаете? Что происходит с цветом? (ответы ребят).

Закрепляем с учащимися полученные знания повторением терминологии.

Упражнение для учащихся:

Вам необходимо выполнить цветовую и тональную растяжку. Для этого нужно выбрать любой хроматический цвет и постепенным добавлением белил добиться зрительной градации по тону. Таким же способом выполняется растяжка по цвету, путем добавления желтого.

Для правильного выполнения этого задания, соблюдайте условия:

  1. Не экономьте краску! Если краски в смеси не хватит, попасть в нужный тон, смешав краски заново, довольно трудно.

  2. Исправления вносите после того, как слой краски подсох.

  3. Гуашь быстро высыхает, поэтому движения кисти должны быть также по возможности быстрыми.

  4. На кистях не должно быть лишней воды (рисуем сметаной).

  5. Белила достаем на палитру при помощи стека.

При проверке задания использую метод взаимного обучения: учащиеся анализируют работу друг друга, указывают на ошибки, дают друг другу рекомендации. У обучающихся должна получиться тональная и цветовая растяжка из 5 фрагментов.

Создаю ситуацию успеха для того, чтобы ребята не боялись публичного выступления, умели анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы. При этом они не боятся высказывать свое мнение и здоровой критики.

3. Физкультминутка

Нам с вами предстоит творческая работа, поэтому предлагаю сделать зарядку наоборот.

Зарядка «Наоборот»: Предлагаю ребятам сделать то или иное движение, а дети должны сделать наоборот (Присесть — привстать, повернуться направо — повернуться налево и т.д.).

4.Практическая работа

Объясняю учащимся, что практическое задание будет выполняться на протяжении двух занятий. Поэтапно показываю фрагмент выполнения каждой дуги. Осуществляется музыкальное сопровождение выполнения задания. В результате у вас должна получиться абстрактная композиция с применением тональной и цветовой растяжки, по которой мы определим конечную цель нашего путешествия. Сегодня мы выполняем первую часть задания.

Творческое задание для учащихся:

  1. Необходимо нарисовать дуги трех размеров: большие, средние, маленькие.

  2. Разделить каждую дугу на 3 части.

  3. Выполнить цветовую растяжку любых двух дуг, тональную растяжку оставшихся дуг.

После выполнения этого задания для того, чтобы активизировать творческое мышление применяю креативные методы обучения, беру в руку обычный карандаш и спрашиваю:

«Ребята, если это не карандаш, то, что это?» Предполагаемые ответы: удочка, зубочистка и т.д. Это необходимо для того, чтобы учащиеся могли без затруднения абстрагироваться и фантазировать.

Также для улучшения фантазии можно поиграть в следующие игры:

«Волшебник»

Дать ребенку палочку, пускай она станет волшебной, такой, что может сделать абсолютно все. Предложить ребенку подумать, что в первую очередь он хотел бы изменить? Может решить какую-то проблему или съесть огромное мороженое?

«Путешествие во времени»

Вообразить, что у нас есть машина времени. Спросить у ребенка, куда бы он поехал? Что хотел бы увидеть?

«А что если…»

Есть такая замечательная игра «А что если…». Она помогает лучше понять ребенка, выявить его уровень воображения. Нужно просто сказать: «А что если бы ты мог летать?» или «А что если твой робот смог бы говорить?». Пускай он ответит и додумает конец сам. Иногда так можно узнать и о скрытых переживаниях ребенка.

«Дорисуй недостающую деталь»

Очень интересное занятие, когда есть рисунок не до конца нарисованный. Например, есть зайчик и он должен что-то держать в руках (морковку или капусту), ребенок должен сам дорисовать то, чего не хватает. Или животные нарисованы без туловища или без верхней части и нужно догадаться, кто это и закончить начатое.

«Лепка наугад»

Необходимо взять в руки кусочек пластилина, опустить руки под стол и не глядя слепить заранее оговоренный предмет. Например: овощ, фрукт или животное. Затем одновременно показать всем и попытаться угадать друг у друга.

Еще хорошо помогают аппликации. Желательно вырезать много разноцветных треугольников, кружков, прямоугольников и других фигур, а потом попросить ребенка сложить из них все, что он может. Например, фигурку человека, животного или машину. Это заставляет думать и воображать.

Когда мама читает сказку, ребенок чаще всего воображает ее в уме и как бы смотрит фильм. Можно попросить его нарисовать то, как он видит своих героев, во что они одеты и где живут.

Возвращаясь к нашему образцу, обучающиеся высказывают гипотезу о конечной цели путешествия композиции, предложенной педагогом.

5. Закрепление знаний. В ходе обсуждения учащиеся еще раззакрепляют полученные на уроке знания.

6.Подведение итога занятий.

Обратите внимание на слайд. После подведения всех итогов и обсуждения того, как мы поработали каждый оценивает свой вклад в достижение поставленной цели, свою активность, эффективность работы группы, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбираю начало фразы со слайда:

Сегодня я узнал….

Было интересно…..

Я понял, что……

Я научился….

Я выполнял задания…..

Меня удивило…..

Мне захотелось…..

Спасибо за работу на уроке, до новых встреч!

Конспект занятия «Тональная и цветовая растяжка. Путешествие непонятно куда»

Конспект урока

«Тональная и цветовая растяжка.

Путешествие непонятно куда».

Разработала Прискокова А.С. МАУДОД «Радуга талантов»

Занятие рассчитано на детей в возрасте 7-12 лет, 1-ый год обучения.

Методы используемые на занятии:

Словесные – рассказ, беседа.

Наглядные методы обучения.

Практические обучения.

Креативные методы обучения.

Частично-поисковый и проблемно-поисковый методы.

Методы контроля и самоконтроля.

Методы поощрения и создания ситуации успеха.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая и работа в парах.

Технологии обучения:

Личностно-ориентированная

Творческая

Игровая

ИКТ-технология

Здоровьесберегающая технология

Тип: комбинированный

Длительность:45 мин

Цель: Дать представление о тональной и цветовой растяжке, обучить приемам их создвния.

Образовательные:

1.Освоение определенного объема знаний, умений, навыков и приемов живописи.

2.Расширение художественного кругозора учащихся.

Развивающие:

1.Развитие мышления (умений анализировать форму, цвет предметов, сравнивать, обобщать, выделять первый план.)

2. Развитие художественных способностей (композиционного мышления, пространственного воображения, чувства цвета).

3.Способствование общекультурному и эстетическому развитию учащихся.

4.Развитие творческой индивидуальности.

Воспитательные:

1. Воспитывать у учащихся любовь и уважение к изобразительному искусству.

2.Вырабатывать потребность в систематическом совершенствовании своих художественных способностей.

Оборудование: проектор, презентация, альбомные листы, краски, карандаш, ластик, фонограммы «Музыка без слов», И. Крутой.

Словарь: тон, тональная растяжка, цветовая растяжка.

Использую метод анализа и сравнения, индивидуальная форма работы и групповая, работа в парах.

Режим занятия: 45 мин

Ход урока:

1.Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку (художественные принадлежности). Проветривание помещения. Провожу вводный инструктаж по технике безопасности.

2.Ведение в новую тему.

Вводное слово педагога.

Сегодня мы продолжаем тему цветоведения, будем с вами работать с цветами, наблюдать за изменением цвета, путем его растягивания.

Поэтому цель нашего урока — «Научиться выполнять тональную растяжку и видеть разницу в тоне»

Тема нашего урока называется «Тональная растяжка. Путешествие непонятно куда». Прежде чем нам с вами совершить путешествие, давайте разберемся в понятиях тон и тональная растяжка.

Работа над терминами и понятиями.

Используя метод эвристической беседы и межпредметные связи давайте попробуем дать определение понятия «тон».

Слово «тон» имеет греческое происхождение (tonos) и в буквальном переводе означает «ударение» или «напряжение». Существует несколько значений этого слова. Мы будем рассматривать слово тон как этот же цвет чуть темнее и чуть светлее.

Растяжка — это разбивка одного цвета на несколько тонов, например, от самого светлого тона до самого тёмного (тональная растяжка). Другими словами мы будем брать какой-либо цвет и растягивать его.

Применяю объяснительно-иллюстративный метод.

Пример тональной растяжки.


Пример цветовой растяжки

Обратите внимание на данный слайд. Что вы замечаете? Что происходит с цветом? (ответы ребят).

Закрепляем с учащимися полученные знания повторением терминологии.

Упражнение для учащихся:

Вам необходимо выполнить цветовую и тональную растяжку. Для этого нужно выбрать любой хроматический цвет и постепенным добавлением белил добиться зрительной градации по тону и по цвету, путем добавления желтого.

Для правильного выполнения этого задания, соблюдайте условия:

  1. Не экономьте краску! Если краски в смеси не хватит, попасть в нужный тон, смешав краски заново, довольно трудно.

  2. Исправления вносите после того, как слой краски подсох.

  3. Гуашь быстро высыхает, поэтому движения кисти должны быть также по возможности быстрыми.

  4. На кистях не должно быть лишней воды (рисуем сметаной).

  5. Белила достаем на палитру при помощи стека.

При проверке задания использую метод взаимного обучения: учащиеся анализируют работу друг друга, указывают на ошибки, дают друг другу рекомендации. У обучающихся должна получиться тональная и цветовая растяжка из 5 фрагментов.

Создаю ситуацию успеха для того, чтобы ребята не боялись публичного выступления, умели анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы. При этом они не боятся высказывать свое мнение и здоровой критики.

3. Физкультминутка

Нам с вами предстоит творческая работа, поэтому предлагаю сделать зарядку наоборот.

Зарядка «Наоборот»: Предлагаю ребятам сделать то или иное движение, а дети должны сделать наоборот (Присесть — привстать, повернуться направо — повернуться налево и т.д.).

4.Практическая работа.

Объясняю учащимся, что практическое задание будет выполняться на протяжении двух занятий. Поэтапно показываю фрагмент выполнения каждой дуги. Осуществляется музыкальное сопровождение выполнения задания. В результате у вас должна получиться абстрактная композиция с применением тональной и цветовой растяжки, по которой мы определим конечную цель нашего путешествия. Сегодня мы выполняем первую часть задания.

Творческое задание для учащихся:

  1. Необходимо нарисовать дуги трех размеров: большие, средние, маленькие.

  2. Разделить каждую дугу на 3 части.

  3. Выполнить цветовую растяжку любых двух дуг, тональную растяжку оставшихся дуг.

После выполнения этого задания для того, чтобы активизировать творческое мышление применяю креативные методы обучения, беру в руку обычный карандаш и спрашиваю:

«Ребята, если это не карандаш, то, что это?» Предполагаемые ответы: удочка, зубочистка и т.д. Это необходимо для того, чтобы учащиеся могли без затруднения абстрагироваться и фантазировать.

Возвращаясь к нашему образцу, обучающиеся высказывают гипотезу о конечной цели путешествия композиции, предложенной педагогом.

5. Закрепление знаний. В ходе обсуждения учащиеся еще раз закрепляют полученные на уроке знания.

6.Подведение итога занятий.

Как сделать тональную растяжку карандашом поэтапно

Проделайте упражнение, которое поможет вам понять переход интенсивности тона от бледного до темного. В данном случае мной был использован графитовый карандаш 2В на листе бумаги для картриджа.

1. Легко возьмите карандаш за кончик. Перемещайте его несильными движениями запястья. Попробуйте наносить тон боковой стороной грифеля (левая колонка), а затем его концом (правая колонка).

2. Держите карандаш так же, как и в упражнении 1, оставьте нетронутым верх предыдущего слоя, а остальную часть покройте новым тоном.

3—7. Продолжайте наносить тон слой за слоем, с каждым разом понемногу перемещая пальцы от кончика карандаша к грифелю, держа карандаш все плотнее и усиливая движение, постепенно перенося его с запястья на пальцы. Всегда оставляйте часть предыдущего слоя для того, чтобы увидеть разницу по мере продвижения от бледного края тональной шкалы к наиболее темному. Не забывайте, что одна шкала оттенков наносится боковой стороной грифеля, а вторая — его концом.

Эти штрихи, нанесенные графитовым карандашом 2В на лист бумаги для картриджей, показывают семь ступеней интенсивности тона от светлого к темному. Левый ряд штрихов нанесен боковой стороной грифеля, а правый его концом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *