Posted on

День Ивана Купалы – 2019: приметы, традиции и гадания

День Ивана Купалы – народный праздник восточных славян, посвященный расцвету природы и летнему солнцестоянию. Его начинают отмечать в ночь с 6-го на 7-е июля. Праздник имеет и другие названия – Иванов день, Иванова ночь, Купальская ночь, Купала. С этим днем связано много примет и обычаев.

Праздник распространен у многих народов Европы. В странах Восточной Европы (Россия, Украина, Белоруссия) отмечают Иванов день в ночь с 6 на 7 июля (с 23 на 24 июня по старому стилю). Некоторые европейские страны отмечают День святого Ивана (подобие Ивана Купалы) по старому стилю, в дни летнего солнцестояния – с 20 по 26 июня.

У восточных славян это был один из ярких и почитаемых праздников. Значимость объясняется тем, что его отмечают на рубеже двух периодов солнечного годового цикла, который лежал в основе древнего земледельческого календаря. По народным воззрениям, в этот момент солнце поворачивало на зиму и постепенно «угасало»: день становился короче, а ночь длиннее.

Обряды на Ивана Купалу

© Валерий Доронин, пресс-служба мэрии Томска Во времена язычества купальские гулянья и игрища совершались в честь свадьбы Бога Солнца и Заряды (Заря-зарница, красная девица), одним из актов которой было купание солнца в водах. Отсюда и название этих праздников – «купальские». В христианском мировоззрении образ «уходящего» солнца стал восприниматься как символ Иоанна Предтечи, родившегося в день летнего солнцеворота.

Языческий характер праздника сохранялся на протяжении веков. Он был тесным образом связан с культом огня и воды. Кроме того, в это время растения набирали силу, считалось, что приобщение к празднику обеспечивает удачу на год. В ночь на Ивана Купалу было принято прыгать через костер, купаться, а также собирать травы – считалось, что именно в этот день они становятся целебными.

© Дмитрий Семенов

На Купалу существовало много обрядов, связанных с костром. Так, с его помощью влюбленные могли узнать свое будущее. Взявшись за руки, пара должна была прыгнуть через купальский костер. Если в прыжке влюбленные не отпустят рук, то проживут вместе до конца жизни, если разомкнут ладони – будут ссоры.

В песнях, которые распевались в деревнях, Купала называется любовным, чистоплотным, веселым.

Любовным праздник называли потому, что в этот день совершались свадьбы. Девушки в день Ивана Купалы завивали венки из трав, а вечером пускали их в воду, наблюдая, как и куда они плывут. Если венок тонет, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти.

Повсеместно день Ивана Купалы считался праздником молодежи. Парни ходили по деревне, шумели и буянили (например, заваливали дровами ворота и двери домов). Девушки водили хороводы, пели песни.

Чистоплотным – так как в этот день на заре было принято купаться, а также собирать росу. Она обладала целебной силой. Купальской росой омывали лицо и руки, чтобы прогнать болезни.

Собранные в этот день травы и цветы клали под Иванову росу, высушивали, а потом использовали, как наиболее целебные.

Как гадать на Ивана Купалу

Самое распространенное гадание на Ивана Купалу – при помощи венков. Венки плелись из различных трав – лопуха, богородской травы (чабрец, тимьян) или одуванчиков, в которые вставлялись зажженные маленькие лучинки или свечки. Затем спускали на воду и внимательно следили за ними.

Если венок начинал быстро отплывать от берега, это означало счастливую и долгую жизнь или хорошее замужество, а если венок тонул, означало, что замуж в этом году девица не выйдет или суженый ее разлюбит.

Также «на любовь» можно погадать при помощи подорожника. Перед сном нужно собрать несколько листьев этого растения и положить их под подушку. Укладываясь спать, следует произнести: «Трипутник-попутник, живешь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!». В эту ночь девушке должен присниться ее суженый.

На заветное желание. Предварительно в купальскую ночь нужно собрать небольшой букет из трав и цветов. В моменты, когда будете срывать цветы, думайте о своем заветном желании или мечте. Вы должны быть полностью погружены в мысли и не считать растения, а собирать их машинально. Когда вернетесь домой, спрячьте букет под подушку и спите с ним. С утра взгляните на цветы: если их двенадцать видов, то вашей мечте суждено сбыться.

На жениха. Следует сорвать столько веток папоротника, на скольких людей вы гадаете. На каждую ветку задумайте имя парня, кого хотите в суженые. Пометьте их цветными нитками, чтобы не перепутать. Окуните в воду около берега водоема и рукой прижмите ветки ко дну. Резко отпустите. Какая ветка раньше всех всплывет – тот задуманный на нее парень и станет вашей судьбой.

Приметы

С днем Ивана Купалы связан ряд народных примет:

– Если на праздник дождливая погода, то через неделю наступят жаркие дни. Жара простоит до конца лета;

– Звездное небо на Ивана Купалу сулит много грибов, а сильная роса – хороший урожай огурцов;

– В день Ивана Купалы нельзя есть ягоды. Наши предки считали, что из-за этого усопшие родственники останутся на том свете голодными;

– Услышать в Купальскую ночь, как поет кукушка – к холодной осени. А вот пение сверчка предвещает радостные события;

– Чтобы защитить себя от нечистой силы и всего дурного, необходимо на закате искупаться в водоеме;

– Если ночь ясная и звездная, то по осени будет много грибов.

По народному календарю Иван Купала входит в единый праздничный цикл с днями Аграфены Купальницы (6 июля) и святых апостолов Петра и Павла (Петров день, 12 июля).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Аграфена Купальница и Иван Купала: когда отмечаются, история, традиции и приметы

Аграфена Купальница — праздник восточных славян, предшествующий главному событию лета — купальской ночи накануне Ивана Купалы. С этого момента купание считалось безопасным вплоть до Ильина дня.

Когда отмечаются Аграфена Купальница и Иван Купала

Согласно современному летоисчислению Аграфена Купальница приходится на 6 июля. Купальская ночь — это ночь с 6 на 7 июля. Праздник Ивана Купалы — это Рождество Иоанна Крестителя, которое Русская православная церковь отмечает 7 июля.

История святой Агриппины

Шестого июля Русская православная церковь чтит память святой Агриппины Римской. Это раннехристианская святая, которая жила в Риме во втором веке. Она добровольно признала себя христианской, была подвергнута пыткам и казнена при императоре Валериане.

На Руси на Аграфену Купальницу начиналась активная подготовка к ночи накануне Ивана Купалы, купание в которую носило фактически обязательный характер. После этого купание в открытых водоемах считалось безопасным вплоть до Ильина дня, отмечаемого 2 августа.

С Аграфены Купальницы на Руси считалось, что лето окончательно наступило, а значит природа вошла в полную силу. Начинался сбор трав, делался пробный покос, а также начинали заготавливать банные веники и метлы.

Народные традиции и приметы

Во многих местах только с Аграфены Купальницы начинали купаться, при этом начало купаний обставлялось специальными ритуалами. Это было общее купание, сопровождаемое обрядовыми песнями. Также на Аграфену обязательно мылись и парились в бане и старались заготовить банные веники на весь год. Заготовкой веников занимались женщины и девушки.

В ходу были и забавы с водой — в деревнях парни набирали в открытых водоемах воду погрязнее или вообще жидкую грязь и обливали всех, кто попадался на пути. В основном доставалось девушкам, их могли силой вытащить из дома и окатить с головы до ног. После этого молодежь шла на реку купаться. Купались в укромных местах, стараясь спрятаться от старших. При этом парни и девушки купались вместе, но не снимая одежду.

Считается, что к этому дню полевые травы набирают полную силу и становятся целебными. Травы собирали, приносили в дом, клали у икон. Примета гласила, что эти травы приманивают богатство и здоровье. Также, согласно приметам, полевые травы нужно было использовать в этот день в качестве банных веников. В ход шла богородицкая трава (тимьян и чабрец), папоротник, иван-да-марья, ромашки, лютики (купальница), полынь, мята и т. д.

На Руси также существовало поверье, что, если вечером на Аграфену умыться росой, это принесет здоровье.

Аграфене Купальнице молились при всевозможных недугах, а также при проказе.

В ходу были поговорки:

— Весна от Благовещенья до Купальницы.

— Мойся белее — будешь милее.

— На Аграфену и старики закупываются (купаются).

О купальской ночи и о празднике Ивана Купалы читайте в материалах Федерального агентства новостей.

Иван Купала на Украине — 7 июля. История и особенности праздника в проекте Календарь Праздников 2020

Иван Купала на УкраинеГлавное развлечение вечера на Ивана Купала — прыжки через костер

Иван Купала — один из самых поэтических праздников украинского обрядового календаря. Купальские огни вдохновляли на творчество не только великого Н.В. Гоголя, но и многих других писателей и поэтов. Церковь в этот день отмечает Рождество Иоанна Крестителя. Еще в дохристианскую пору славяне отмечали праздник Купайла, то есть Солнца. Путем слияния христианских и языческих традиций и образовался праздник Ивана Купала.

Специально ко дню Купайла ребята и девчата изготовляли куклы-чучела — Купало и Марену. Вокруг этих персонажей происходят главные события вечера на Ивана Купала. Марена представляет собой сделанную из соломы куклу, которую одевают в женскую одежду. Купало также изготовляется из соломы, но одежда на нем мужская. Марену, соответственно, делают девчата, а Купало — ребята. Интересно, что происхождение образов ни Марены, ни Купало неизвестно, зато известно, что и Купало, и Марену ждет трагическая развязка. Их обоих или топят, или сжигают.

Как известно, и этот обычай сейчас хорошо сохранился, главным развлечением вечера на Ивана Купала являются прыжки через костер. Если прыгнуть очень проворно, то, считают, что будет хорошее здоровье, если удачно перескочат через пламя влюбленные, то они скоро поженятся. И не дай Вам Боже вскочить в огонь — беды на протяжении года не избежать.

По окончании веселых действ можно идти отдыхать. Это не касается лишь самых смелых и чистых сердцем, у которых есть шанс найти волшебный цветок папоротника и получить все земные сокровища. Но помните: путь к цветку защищает нечистая сила, да и земные богатства, которые он открывает, еще никого до добра не доводили.

В день Ивана Купала старались исцеляться росой. Для этого нужно встать как можно раньше и пройтись босиком по целебной купальской росе. В этот день проходил массовый сбор лечебных трав. Особой целебной силы купальская трава набирает к восходу Солнца, так что, как говорится,

«Кто рано встает, тому Бог и дает!».

Иван Купала — это… Что такое Иван Купала?

Ива́н Купа́ла, также Ива́нов день — летний народный праздник языческого происхождения, называемый так у восточных и западных славян. Иванов день имеет старинную традицию празднования практически по всей Европе. Отмечается во многих частях Европы под близким национальным названием — в России, Белоруссии, Польше, Литве, Латвии, Эстонии, Украине. Во многих странах — общенациональный и церковный праздник. Изначально, до распространения христианства, праздник был связан с летним солнцестоянием (20—21 июня). C принятием христианства обрядовая часть праздника была приурочена ко дню рождения Иоанна Крестителя — 24-го июня. С этим связано его национальное название в разных странах. В новый стиль дата рождения Иоанна Крестителя позже, приходится на 7 июля, так как Русская православная церковь живёт по старому стилю. В России праздник потерял астрономическое соответствие солнцестоянию. Строгого соответствия астрономии нет и в других странах: Швеции, Финляндии и др.

Другие названия дня

Купала, Колосок, Кресъ (ст.рус.), Ярилин день (яросл., твер.), «Сонцекрес» (укр.), «Купалле» (белорус.), «Rаsos, Rasa» (лит.) — Праздник Росы, «Saulės» (лит.) — День Солнца, Водицы (болг.), Духов-день (болг.), «Еньовдень» (болг.), «Sobótki» — Соботки (польск.), Кокуй (новг.), Праздник летнего солнцеворота, «Свята Сонца і кахання» (белорус.), Лада (русин.), Иван-травник, «Копальний Іван» (укр.), Иван добрый, любовный, цветной, чистоплотный, «Іван Вядзьмацкі» (белорус.), «Іван Калдунскі» (белорус.), «Св. Jован Игритель» (серб.), Первый покос, «Варфоломій і Варвара» (укр.), Рождество Иоанна Крестителя (христ.).

Происхождение названия

Дохристианское название праздника неизвестно. Название Иван Купала имеет народно-христианское происхождение и является славянским вариантом имени Иоанн Креститель (греч. Ιωάννης ο Βαπτιστής)[1], поскольку эпитет Иоанна — греч. βαπτιστής — переводится как «купатель, погружатель»[2]. Такое название праздника было обусловлено и собственно славянскими представлениями: праслав. kǫpati обозначало ритуальное омовение, очищение, которое осуществлялось в открытых водоёмах[3]. Поэтому, с одной стороны, именно этот глагол был применён для перевода эпитета «креститель», а с другой стороны, название праздника позже было переосмыслено народной этимологией и увязано с ритуальными купаниями в реках во время этого праздника.

Некоторые научно-популярные и неоязыческие издания связывают праздник с «языческим божеством» Купала. Данная точка зрения не разделяется учёными, поскольку крайне сомнительно былое существование в славянском язычестве самого этого божества. Впервые божество «Купала» упоминается в Густинской летописи (XVII век), и является плодом недоразумения: летописец, зная о «бесовских игрищах» на Ивана Купалу, принял название праздника за имя языческого бога. Впоследствии это недоразумение было повторено переписчиками, а затем и ранними исследователями славянской мифологии, в результате чего в славянском пантеоне появилось новое «божество».[4]

На деле же Купала божеством никогда не являлся и мог появиться в народных представлениях лишь как фольклорная персонификация праздника, отразившаяся, к примеру, в песнях[5].

Обряды праздника

Иванов день заполнен обрядами, связанными с водой, огнём и травами. Основная часть купальских обрядов производится ночью[6]. Главные купальские обряды впервые упоминаются в Густинской летописи (XVII век):

«Сему Купалу… память совершают в навечерiе Рождества Иоанна Предтечи… сицевымъ образом: съ вечера собираются простая чадь, обоего полу, и соплетают себе венцы из ядомого зелiя, или коренiя, и препоясавшиеся былiемъ возгневаютъ огнъ, инде же поставляютъ зеленую ветвь, и емшеся за руце около обращаются окрестъ оного огня, поюще своя песни… Потом чрезъ оный огнь прескакуютъ…[7]»

Вода

Обязательным обычаем Иванова дня было массовое купание: с этого дня из рек выходила вся нечисть, поэтому вплоть до Ильина дня можно было купаться без опасений. Кроме того, вода Иванова дня наделялась живительными и магическими свойствами.

В местах, где существовал запрет на купание в реках (из-за русалок), купались в святых источниках. На Русском Севере накануне — в день Аграфены Купальницы[8] топили бани, в которых мылись и парились, заваривая собранные в этот день травы[9]. И вода, и травы в Иванов день наделялись магической силой, поэтому их использование должно было наделить человека жизненной силой и здоровьем. Ивановскими вениками пользовались в течение года.

В этот праздник, по народным поверьям, вода может «дружить» с огнём, и их союз считается природной силой. Символом такого соединения являются костры[10] по берегам рек, которые жглись в ночь на Купалу. Кроме того, в Иванову ночь часто гадали при помощи венков, опущенных в реку: если венок поплывёт, это сулило счастье и долгую жизнь или замужество.

Огонь

Главная особенность купальской ночи — очищающие костры[10]. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее. В некоторых местах между купальскими кострами прогоняли домашнюю скотину для защиты её от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и болезни. Молодёжь и дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры и бег наперегонки. Обязательно играли в горелки. По поверьям крестьян, в купальскую, самую короткую ночь, нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть — ведьмы, оборотни, русалки, колдуны, домовые, водяные, лешие. Считалось при этом, что купальский костёр обладает магической силой, способной отгонять всю нечисть, особенно ведьм, которые в Купальскую ночь были особенно опасны и могли украсть молоко у коров или испортить хлеб на полях. Помимо костров, в некоторых местах в Купальскую ночь поджигали колёса и смоляные бочки, которые затем скатывали с гор или носили на шестах, что совершенно очевидно связано с символикой солнцеворота.

Травы

»

Характерная примета Ивана Купалы — многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром[9]. Травы и цветы, собранные до рассвета, кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают их, считая такие травы более целебными. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, употребляют их и для разжигания любви или для «отсушки».

Главным героем растительного мира в Иванов день становился папоротник[11], с которым повсеместно связывались предания о кладах. С цветком папоротника, появляющимся всего на несколько мгновений в полночь на Иванов день, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились.

»

Кроме того, одним из главных символов Иванова дня был цветок Иван-да-марья, который символизировал магический союз огня и воды. Народные сказания связывают происхождение этого цветка с близнецами — братом и сестрой — которые вступили в запретные любовные отношения и из-за этого превратились в цветок. Эта легенда восходит к архаичному мифу об инцесте близнецов и находит себе многочисленные параллели в индоевропейских мифологиях. Иван-да-марья очень часто фигурируют в купальских песнях, к примеру:

«

Иван Марью
Звал на купальню.
Где Иван купался —
Берег колыхался.
Где Марья купалась —
Трава расстилалась.
Купался Иван,
Да в воду упал.[12]

»

Народные поверья и обычаи

Празднование Ивана Купалы в Белоруссии. Почтовая марка СССР (1991 год)
  1. В ночь накануне Ивана Купалы девицы опускают на речные волны венки с зажжёнными лучинками или свечками, вьют венки из иван-да-марьи, лопуха, богородской травы и медвежьего ушка. Если венок тонет сразу, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. У кого венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше погорит, та проживет долгую-предолгую жизнь.
  2. В Иванову ночь ведьмы делаются более опасными, а потому следует класть на пороге и на подоконниках крапиву, чтобы защитить себя от их нападения.[13] Нужно запирать лошадей, чтобы ведьмы не украли их и не поехали на них на Лысую гору: живой оттуда лошадь уже не воротится.
  3. В Иванову ночь на муравьиных кучах собирают в сосуд масло, которое считается целительным средством против разных недугов.
  4. В купальскую ночь деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом посредством шелеста листьев; беседуют между собой животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой.
  5. Если в эту ночь сорвать цветок иван-да-марьи и вложить в углы избы, вор не подойдёт к дому: брат с сестрой (жёлтый и фиолетовый цветки растения) будут между собою разговаривать, а вору покажется, что разговаривают хозяин с хозяйкою.
  6. В полночь нужно, не глядя, набрать цветов и положить под подушку, а утром проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось, в этом году замуж выйдешь. Под голову кладут трипутник (подорожник), приговаривая: «Трипутник-попутник, живёшь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!»
  7. Если на Иванов день перелезть через заборы двенадцати огородов, любое желание исполнится.

В литературе

«Вечер накануне Ивана Купала» — повесть Николая Васильевича Гоголя из цикла «Вечера на Хуторе Близ Диканьки».

Особое место Иванов день занимает в творчестве Сергея Есенина. Целиком этому празднику посвящено стихотворение «За рекой горят огни», написанное в стиле народной купальской песни, с рефреном «ой, купало, ой, купало» и повторяющейся последней строкой куплета:

«

За рекой горят огни,
Погорают мох и пни.
Ой, купало, ой, купало,
Погорают мох и пни.

Плачет леший у сосны —
Жалко летошней весны.
Ой, купало, ой, купало,
Жалко летошней весны.

А у наших у ворот
Пляшет девок корогод.
Ой, купало, ой, купало,
Пляшет девок корогод.

Кому радость, кому грех,
А нам радость, а нам смех.
Ой, купало, ой, купало,
А нам радость, а нам смех.[14]

»

С Ивановым днём связано также и стихотворение Есенина «Матушка в купальницу по лесу ходила», действие которого происходит как раз в Купальскую ночь (Аграфена Купальница — канун Иванова дня[15]):

«

Матушка в купальницу по лесу ходила,
Босая с подтыками по росе бродила.

Травы ворожбиные ноги ей кололи,
Плакала родимая в купырях от боли.

Не дознамо печени судорга схватила,
Охнула кормилица, тут и породила.

Родился я с песнями в травном одеяле.
Зори меня вешние в радугу свивали.

Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,
Сутемень колдовная счастье мне пророчит…[16]

»

См. также

Примечания

  1. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. II. С. 419; Этимологический словарь славянских языков. Вып. 12. М., 1985. С. 60.
  2. Аналогичным образом имя Иоанна Крестителя было переведено в Германии: нем. Johannes der Täufer и Финляндии фин. Johannes Kastaja «тот, кто погружает (в воду, купель), освящая»
  3. Данный глагол, видимо, был ритуальным, и является чисто славянским новшеством, этимология его не ясна. При этом со словом кипеть он не может быть связан: Журавлев А. Ф. Язык и миф. Лингвистический комментарий к труду А. Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу». М.: Индрик, 2005. С. 904.
  4. Мансикка В. Й. Религия восточных славян. М.: ИМЛИ им. А. М. Горького РАН, 2005. С. 123—124.
  5. Подобным образом произошло божество Коляда. См. также: Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М.: Изд-во полит. лит-ры, 1986. С. 207.
  6. Купальская ночь // Российский Этнографический Музей
  7. Гальковский, 1913, с. 297
  8. Коринфский, 1995
  9. 1 2 Ивановские травы // Российский Этнографический Музей
  10. 1 2 Купальский костёр // Российский Этнографический Музей
  11. Папоротник // Российский Этнографический Музей
  12. Русская народная поэзия: обрядовая поэзия. Л.: Худож. лит., 1984. С. 169.
  13. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Репринт изд. 1880 г. ISBN 5-85212-011-1, c. 77
  14. Сергей Есенин. «За рекой горят огни…»
  15. Аграфена-купальница // Российский Этнографический Музей
  16. Сергей Есенин. «Матушка в купальницу по лесу ходила…»

Литература

  1. Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси. — М.: Печатня А. И. Снегиревой, 1913. — Т. II. — 308 с.
  2. Коринфский А. А. Народная Русь. — Смоленск: Русич, 1995. — 656 с. — ISBN 5-88590-309-3

Ссылки

Купала — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Купа́ла, Купа́ло — фольклорный персонаж у восточных славян, олицетворение праздника Ивана Купалы[1]. Имя Купала произошло от названия праздника.

Название Иван Купала имеет народно-христианское происхождение и является славянским вариантом имени Иоанн Креститель (греч. Ιωάννης ο Βαπτιστής)[2], поскольку эпитет Иоанна — греч. βαπτιστής — переводится как «купатель, погружатель»[3]. Такое название праздника было обусловлено и собственно славянскими представлениями: праслав. kǫpati обозначало ритуальное омовение, очищение, которое осуществлялось в открытых водоёмах[4]. Поэтому, с одной стороны, именно этот глагол был применён для перевода эпитета «креститель», а с другой стороны, название праздника позже было переосмыслено народной этимологией и увязано с ритуальными купаниями в реках во время этого праздника.

Представление о Купале как о божестве обязано своим происхождением книжной традиции, существующей с XVIII века. По мнению А. Л. Топоркова, Купала — это название календарного праздника и отнесение к славянским богам является сомнительным[5]. Согласно В. Н. Топорову, известные из поздних источников мифологические персонажи (как Ярила, Купала, Позвизд, Лада, Полель и другие) не могут считаться богами[6]. Первое упоминание этого «божества» относится к XVII веку.

По «Густинской летописи»: «Пятый (идол) Купало, якоже мню, бяше богъ обилія, якоже у Еллинъ Цересъ, ему же безумныи за обиліе благодареніе принишаху въ то время, егда имяше настати жатва». В поучении «О идолах Владимировых» — «бог плодов земных».

«Сему Купалу, бесу, ещё и доныне по некоторым странам безумные память совершают, начиная июня 23 дня, под вечер Рождества Иоанна Предтечи, даже до жатвы и далее…», — сообщает Густинская летопись. — «Съ вечера собираются простая чадъ, обоего полу, и соплетаютъ себе венцы изъ ядомого зелія, или коренія, и перепоясовшеся быліемъ возгнетаютъ огнь, инде же поставляютъ зеленую ветвъ, и емшеся за руце около обращаются окрестъ оного огня, поюще своя песни, пречлетающе Купаломъ; потомъ презъ оный огнъ прескакуютъ, оному бесу жертву сеье приносяще.»

  1. Мансикка В. Й. Религия восточных славян. М.: ИМЛИ им. А. М. Горького РАН, 2005. С. 123—124.
  2. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. II. С. 419; Этимологический словарь славянских языков. Вып. 12. М., 1985. С. 60.
  3. ↑ Аналогичным образом имя Иоанна Крестителя было переведено в Германии: нем. Johannes der Täufer и Финляндии фин. Johannes Kastaja «тот, кто погружает (в воду, купель), освящая»
  4. ↑ Данный глагол, видимо, был ритуальным, и является чисто славянским новшеством, этимология его не ясна. Со словом кипеть он видимо не связан: Журавлев А. Ф. Язык и миф. Лингвистический комментарий к труду А. Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу». М.: Индрик, 2005. С. 904.
  5. Топорков А. Л. Кабинетная мифология // Славянская мифология: Энциклопедический словарь / Отв. ред. С. М. Толстая. — М.: Международные отношения, 2002. — С. 212.
  6. Топоров В. Н. Боги // Славянские древности / Отв. ред. Н. И. Толстой. — М.: Международные отношения, 1995. — Т. 1. — С. 211.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *