Posted on

Содержание

лесенка — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падежед. ч.мн. ч.
Им.ле́сенкале́сенки
Р.ле́сенкиле́сенок
Д.ле́сенкеле́сенкам
В.ле́сенкуле́сенки
Тв.ле́сенкой
ле́сенкою
ле́сенками
Пр.ле́сенкеле́сенках

ле́-сен-ка

Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 3*a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -лес-; суффикс: -енк; окончание: [Тихонов, 1996].

Произношение[править]

  • МФА: ед. ч. [ˈlʲesʲɪnkə], мн. ч. [ˈlʲesʲɪnkʲɪ]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. разг. уменьш.-ласк. к лестница ◆ Откуда-то сбоку выдвинулась железная лесенка, ведущая на дно бассейна. А. Р. Беляев, «Человек-амфибия», 1928 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Деревянный забор, двор, засыпанный снегом, потом сени, лесенка, наконец узкая дверь с молотком-колотушкой. Г. В. Иванов, «Петербургские зимы», 1928 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ С середины двора вела наклонная, узенькая и частая, как гребёнка, лесенка прямо во второй этаж.
    Ю. Н. Тынянов, «Смерть Вазир-Мухтара», 1928 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
    ◆ Лесенка же моя отставлена, на травке лежит. Я было назад метнулся, а он кротко так смеётся: «Прыгай, Емельяша, ничего». Я ему: дескать, лесенку бы! Л. М. Леонов, «Вор», 1927 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Опустился трап — железная плоская лесенка на крючках, — и они побежали к трапу. Михаил Анчаров, «Самшитовый лес», 1979 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Прямо у огненной черты начиналась ещё одна лесенка, спиралью уходившая наверх, на этот раз уже обычных, не колоссальных размеров.
    Д. А. Емец, «Таня Гроттер и магический контрабас», 2002 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. разг. последовательное расположение уступами ◆ Он был много больше бленды, светильня у него потолще и какие-то в нём угольчатые стёклышки круговой лесенкой ставились. Главная сила в этих стёклышках да лесенке и была. Чуть лесенка прогиб дала, либо какое стёклышко замутилось, сразу на шахтном дворе темно станет. П. П. Бажов, «Круговой Фонарь», 1944 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  3. разг. последовательное расположение, продвижение по восходящей линии, от низшего к высшему ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
  1. лестница
Гипонимы[править]
  1. сходня, трап, стремянка

Родственные слова[править]

Этимология[править]

Происходит от ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

Список переводов

Метаграммы[править]

Библиография[править]

Лесенка — это… Что такое лесенка?

Откинув тело назад, он сделал комически длинный, но в то же время изящный шаг, одним махом оказавшись у маленькой боковой

лесенки, и, высоко вскинув ногу, переступил разом через все три ступеньки, словно лесенка была не подмогой, чтобы подняться на сцену, а напротив — каким-то барьером.

Можно было его подтянуть вместе с лесенкой, вот так, — Пео нажал на одну из кнопок у двери, и лесенка начала уходить куда-то под ноги. — Но мой коллега решил попробовать свои силы и теперь, вероятно, раскаивается.

Нет женщин и мужчин.Белым бела лесенка,Как нежного голоса песенка,Вьется стремительно ввысь.Жизнь моя, туда и стремись!А я за тобой бежать буду,Печали горести забуду.Лишь свет и зеленая листва,Нежно целует  трава.Твоими губами,Моими ласкает руками,Мы вместе – словно капризы весныВ эту жизнь влюблены.Ты – Ангел, я – крылья твои,Ты – разум, а мысли – мои.Все переплелось невзначай.Мой Ангел, на меня  не серчай.Ты – свет вод телесных,Я – глаза мыслей небесных,Ты – голос творца,Я – руки его венца.Все, что хочешь – будет.Белых крыльев не губитЛюбовь жизни вечной,Больше не буду беспечной.Ноги нежно коснутся ступеней —Нет губительных  мнений.Все, как в сказке, но наяву.Жизнь, приди я тебя зову,О красоте твоей мечтаю,Ты – реальна, теперь я знаю.Хочу жить любя,Познать в любви тебя.Мольба к жизни голосом песен,Мир, где нет тебя, тесен.Жизни новой виток —Чистого воздуха глоток.

Лесенки белой настил,Ангел, ты меня простил?Если позволил услышать тебя —Сердце взволновалось любя.Отрекаюсь

Они переговариваются, после чего опускается металлическая лесенка и девушка исчезает в темном чреве самолета.

От ее маленьких ножек, обутых в бархатные полусапожки, шла вниз к морю ветхая, узкая лесенка с одним очень подвижным перилом.

Однако очень скоро в брюхе ракеты открылся люк, высунулась длинная раздвижная лесенка и по ней спустился некто в шлеме и серебристом скафандре.

Миновали мост, за мостом внимательно осмотрелись, чтобы не угодить в яму, за ямой была деревянная лесенка, и мы начали по ней спускаться.

Но потом все огоньки газовых фонарей начинают светить тусклым светом, придавая один другому смелости, — ведь на случай, если бы им вдруг не захотелось разгореться, у пана Рамбоусека припасена возле каждого десятого фонаря прикованная к столбу цепью приставная лесенка, и он залезает на нее и впотьмах, словно слепой мастер Гануш который умел сделать любые башенные часы, исправляет фонарь и заставляет его гореть не хуже остальных.

В цельной структуре диска появилась трещинка, вниз спустилась лесенка эскалатора, и на утоптанный пыльный двор ступила зеленая нога.

лесенка — Толковый словарь Ушакова

Л’ЕСЕНКА, лесенки, ·жен. (·разг. ). уменьш. к лестница.

Источник: Толковый словарь русского языка Ушакова на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. лесенка — ЛЕСЕНКА -и; мн. род. -нок, дат. -нкам; ж. Уменьш. Небольшая лестница (1 зн.). ◁ Лесенкой, в зн. нареч. 1. Неровно, уступами. Подстричь волосы лесенкой. -2. Боком, ставя лыжи параллельно друг другу. -3. Располагаясь один над другим. Дома расположены на холме лесенкой. Толковый словарь Кузнецова
  2. лесенка — ЛЕСЕНКА, и, ж. 1. см. лестница. 2. обычно в форме тв. п. О чёмн., расположенном уступами, с частями, выступающими одна над другой. Строки расположены лесенкой. Подниматься на лыжах лесенкой (боком, ставя лыжи параллельно друг другу). Толковый словарь Ожегова
  3. лесенка — -и, род. мн. -нок, дат. -нкам, ж. 1. уменьш. к лестница; небольшая лестница. На сеновал ведет легкая железная лесенка, кончающаяся площадкою без перил. Гаршин, Происшествие. 2. в знач. нареч. лесенкой. Неровно, уступами. Подстричь волосы лесенкой. Малый академический словарь
  4. лесенка — Лесенка, лесенки, лесенки, лесенок, лесенке, лесенкам, лесенку, лесенки, лесенкой, лесенкою, лесенками, лесенке, лесенках Грамматический словарь Зализняка
  5. лесенка — лесенка I ж. разг. Последовательное расположение, продвижение по восходящей линии, от низшего к высшему. II ж. разг. 1. Уменьш. к сущ. лестница 1. 2. Ласк. к сущ. лестница 1. Толковый словарь Ефремовой
  6. лесенка — ЛЕСЕНКА Специальное альпинистское приспособление для преодоления сложных скальных и ледовых стен. Состоит из нескольких перекладин-ступенек, соединенных репшнурами, которые сходятся наверху в одну петлю. (Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов, 2001) Словарь спортивных терминов
  7. лесенка — орф. лесенка, -и, р. мн. -нок Орфографический словарь Лопатина
  8. лесенка — сущ., кол-во синонимов: 2 лестница 19 сходцы 2 Словарь синонимов русского языка
  9. лесенка — Ле́с/енк/а. Морфемно-орфографический словарь

Лестница — Википедия

Металлическая винтовая лестница Самая длинная в мире лестница в фуникулёре Niesenbahn в Швейцарии имеет 11,674 ступеней Винтовая лестница без центрального столба. Замок Тевтонского ордена. Бад Мергентхайм

Ле́стница — функциональный и конструктивный элемент, обеспечивающий вертикальные связи. Лестница состоит из ряда ступеней. Обычно этот термин применяется к элементам зданий или сооружений, являющимся несущей конструкцией. Термин используется также для помещения лестничной клетки, подъёмных элементов служебных машин (например, пожарной), трапов судов, самолётов и вертолётов, верёвочных лестниц, садовых стремянок, эскалаторов и пр.

Первые лестницы возникли во времена первых поселений человека. Первобытные люди переняли опыт у животных, поднимаясь в гору по так называемым козьим тропам, напоминающим корявую лестницу.

В 2004 году в городе Хальштадт, Австрия, в древней соляной шахте учёные обнаружили прекрасно сохранившуюся деревянную лестницу. Эта лестница самая старая из всех известных на сегодняшний день. Раскопано лишь 6 м ступеней. Соль позволила прекрасно сохраниться деревянным элементам лестницы. Учёные утверждают, что она построена за 5000 лет до н. э.

Первые письменные свидетельства о технологии строительства лестниц были в египетских папирусах 4—1 тысячелетий до н. э. Египетские пирамиды представляют собой гигантские лестницы, уходящие в небо.

Лестницы племени майя были покрыты иероглифами и представляли собой важнейшую деталь пирамид.

В ассирийской архитектуре было традицией строить на возвышении. Во дворце Дария, построенного в 521 году до н. э.? стенки лестницы, ведущие к большой ападане, были украшены рельефами с изображением воинов, львов, быков, шествия пленных, несущих дары.

Древние греки и римляне, возводившие колизеи, амфитеатры и храмы, не могли обойтись без массивных лестничных конструкций. Античные храмы строили на приподнятых платформах (стилобатах), состоящих из ряда ступеней. Иногда ступени достигали более 2-х м в высоту.

В Средние века замки имели оборонительные стены и башни, на которые поднимались по ступеням лестниц, и тёмные сырые подвалы и темницы, в которые по лестницам спускались. Создавались специальные лестничные гильдии, которые передавали секреты строительства лестниц из поколения в поколение; сооружение винтовых лестниц требовало специального математического расчёта. Винтовые лестницы в башнях средневековых за́мков строились таким образом, чтобы подъём по ним осуществлялся по часовой стрелке. Это делалось для того, чтобы, в случае обороны замка, нападающий поднимался по лестнице левой рукой вперёд, что создаёт сложности при использовании холодного оружия, давая защитнику башни преимущество, так как наиболее сильный удар правой рукой можно нанести только справа налево, что было недоступно атакующим. Кроме того, если атакующий будет использовать для защиты щит, то он не сможет использовать оружие[1].


Во Франции готического периода особое внимание уделялось лестничным клеткам, которые часто делались выступающими из фасада и формировали главный вход в здание.

Во времена Возрождения, классицизма, барокко, рококо, модерна лестницы приобретали отпечаток эпохи, изгибались, извивались, украшались скульптурой, колоннами, коваными перилами.

Сэр Генри Уоттон, английский поэт, архитектор и дипломат в 1624 году писал: «Сделать хорошую лестницу — сложная архитектурная задача». Он рекомендует хорошо освещать лестницу, чтобы никто не мог случайно упасть или споткнуться, оставлять достаточно места над головой, «чтобы поднимающемуся человеку хватало воздуха», подчёркивал значение широких ступеней и небольшого уклона, «так как ноги наши сильнее устают при подъёме, чем при спуске».

С развитием методов обработки материалов и освоением новых изменялись внешний вид и отделка лестниц.

Существуют разные классификации лестниц.

По назначению[править | править код]

  • Основные (предназначены для эвакуации людей), главные — лестницы общего пользования
  • Вспомогательные:
    • запасные лестницы (предусматриваются для аварийно-спасательных работ)
    • служебные лестницы (предназначены для входа в подвал или чердачное помещение)
    • кровельные лестницы (предназначены для безопасного обслуживания кровли и её элементов)
  • Внутриквартирные лестницы (служат для сообщения между этажами одной и той же квартиры или индивидуального малоэтажного дома)
  • Входные и парадные
  • Садово-парковые
  • Движущиеся лестницы (эскалаторы)

По расположению[править | править код]

  • внутренние лестницы, размещаемые на лестничных клетках;
  • внутренние открытые лестницы;
  • наружные открытые лестницы[2]
  • Внутриквартирные

По материалу изготовления[править | править код]

  • Деревянные (чаще всего — дуб, сосна, бук, кедр, лиственница, ясень) — внутриквартирные, малоэтажных жилых домов и т. д.
  • Бетонные — основные лестницы гражданских и промышленных зданий
  • Железобетонные
  • Кирпичные
  • Из естественных камней
  • Из минеральных материалов (керамогранит, кафель и др.)
  • Металлические (нержавеющая сталь, алюминиевые сплавы, чугун, медь и др.) — пожарные, аварийные, технические
  • Кованые
  • Верёвочные
  • Из стекла. Для изготовления таких лестниц используется триплекс (три слоя стекла проклеены специальной полимерной плёнкой, что обеспечивает абсолютную безопасность стекла при разбивании)
  • Из пластика
  • Комбинированные лестницы (лестницы, в конструкции которых использованы комбинации различных материалов: металл-стекло; дерево-металл; металл-камень и т. п.)

Применение того или иного материала зависит от функционального назначения лестницы, а также от условий её эксплуатации.

По основным несущим элементам[править | править код]
  • На косоурах
  • На тетивах
  • На больцах — ступени соединены между собой специальными проставками — больцами, которые вместе с ступенями и поручнем образуют несущую конструкцию
  • Подвесные тросовые
  • Без тетив — ступени и подступенки крепятся непосредственно к стене
  • Консольные — одна сторона ступеней закреплена к стене, а другая свободная
по наличию (отсутствию) подступенка[править | править код]
  • открытые (без подступенка)
  • закрытые (с подступенком)
  • полузакрытые (с полуподступенком частично закрывающим просвет)
По количеству и конфигурации маршей в пределах одного этажа[править | править код]
  • С прямыми маршами
    • Одно-, двух-, трёх-, четырёхмаршевые
    • С перекрещивающимися маршами
    • Пирамидальные
  • Поворотные
    • Г-образная
    • П-образная
    • S-образная
    • Спиральные-винтовые
    • Четвертьоборотные 90° (их обычно устанавливают вдоль двух смежных стен)
    • Полуоборотные 180°
    • Круговые 360°
  • Криволинейные
  • Комбинированные

Основные названия лестниц, согласно их геометрии в плане[править | править код]

  • a) одномаршевая прямолинейная лестница:
    • b) с взвитой на четверть верхней ступенью
    • c) с четвертьплощадкой у верхней ступени
    • d) с взвитой на четверть входной ступенью
    • e) с четвертьплощадкой на входной ступени
    • f) с взвитой на четверть входом и верхней ступенью
    • g) с двумя четвертьплощадками
  • h) одномаршевая полувинтовая лестница
  • i) одномаршевая взвитая на четверть лестница
  • j) двухмаршевая прямолинейная лестница с промежуточной площадкой
  • k) двухмаршевая взвитая дугообразная со ступеньками на клинообразной площадочной ступени
  • l) двухмаршевая дугообразная с полуплощадкой
  • m) двухмаршевая угловая лестница с четвертьплощадкой
  • n) трёхмаршевая дугообразная S-образная лестница с двумя четвертьплощадками
  • o и p) трёхмаршевая T-образная лестница с четвертьплощадкой
  • q) трёхмаршевая дугообразная с двумя четвертьплощадками
  • r и s) трёхмаршевая E-образная лестница с полуплощадкой
  • t) одномаршевая круговая
  • одномаршевая винтовая лестница
    • u) с массивной стойкой
    • v) с шахтой
  • w) двухмаршевая двойная винтовая лестница
  • x) многомаршевая лестница с промежуточными площадками
  • Y-образная лестница:
    • y) одномаршевая на входе и двухмаршевая на выходе
    • z) двухмаршевая на входе и одномаршевая на выходе
  • α) одномаршевая S-образная прямолинейная лестница с двумя витками на четверть
  • β) Берлинская лестница
  • пирамидальная лестница:
    • δ) позитивная
    • ε) негативная
  • пирамидальная лестница с восьмиугольным планом:
    • φ) позитивная
    • γ) негативная
  • коническая лестница:
    • η) позитивная
    • ι) негативная

лестница в форме Y и S, Берлинская лестница пирамидальная и коническая лестница

По форме ступеней[править | править код]
  • С прямыми ступенями
  • С забежными ступенями
    • винтовыми ступенями
    • угловыми поворотными ступенями
  • Со ступенями «Гусиный шаг», или «Самба». Получили своё название благодаря форме ступеней, симметрично расположенных относительно линии хода и вызывающих при ходьбе ассоциации с гусиным шагом. Другое название — «самба», так как движение по таким лестницам следует, как в танце, начинать с «нужной ноги», иначе можно сбиться с ритма. Эту лестницу нельзя назвать очень удобной, но она может оказаться незаменимой во вспомогательных помещениях, небольших коттеджах или домах дачного типа. Установить её можно даже на очень маленькой площади, иногда на 1—2 м². свободного пространства.
По способу строительства-возведения[править | править код]
  • Сборные
    • Крупно элементные (цельный марш с междуэтажной и промежуточной площадками)
    • Мелкоэлементные (наборной из отдельных ступеней, балок, плит)
  • Монолитные
  • Металлические сварные и сборные
    • Лестницы с видимым металлом
      • на одном центральном косоуре или тетиве (хребтовые)
      • сборные «Модульные» лестницы
      • на двух и более тетивах
    • Лестницы с скрытым металлическим каркасом
      • Обшитые деревом
      • Обшитые паркетом, ламинатом, мдф и т. д.
  • Деревянные лестницы — само-несущие (конструкция из столбов, тетив и ограждений, собранных по столярному шип—паз).
    • на тетивах
    • на косоурах
    • комбинированные

Различные виды складных и компактных лестниц[править | править код]

  • распашные
  • складные. Состоят из трёх, четырёх и более секций, которые в процессе раздвижения или складывания одна за другой накладываются друг на друга до компактной конструкции. При изготовлении применяются различные деревянные материалы: дуб, бук, клён, сосна. Недостаток: их нельзя регулировать по высоте, имеют большую массу.
  • лестницы, складывающиеся, как гармошка. Они рассчитаны на высоту до трёх метров. Лестницы-гармошки изготавливаются только из металла (сталь, алюминий).
  • выдвижные
  • раздвижные
  • приставные

Пожарные[править | править код]

  • Пожарные наружные лестницы,. Предназначенные для обеспечения тушения пожара и проведения аварийно-спасательных работ, подразделяются:
    • П1 — вертикальные лестницы;
      • П1-1 — без ограждения (высота до 6 м)
      • П1-2 — с ограждением (высота более 6 м)
    • П2 — маршевые лестницы с уклоном не более 6:1[2]
  • по ограждению:
    • МН — для лестничных маршей
    • ПН — для лестничных площадок
    • ВН — для вертикальных лестниц
      • КО — для кровли без парапета
    • КП — для кровли с парапетом
  • по настилу:
    • Ф — сплошные из рифлёной стали
    • решетчатые, исполнений:
      • Ш — из штампованных элементов
      • Р — из полос на ребро и круглой стали
      • С — из полос на ребро в одном направлении
      • В — из просечно-вытяжной стали[3].

Классификация лестничных клеток по незадымляемости[править | править код]

Открытые переходы с этажа через незадымляемую наружную воздушную зону на лестничные клетки незадымляемой лестницы типа Н1

Лестничные клетки в зависимости от степени их защиты от задымления при пожаре подразделяются на следующие типы:

  • обычные лестничные клетки
    • Л1 — лестничные клетки с естественным освещением через остеклённые или открытые проёмы в наружных стенах на каждом этаже
    • Л2 — лестничные клетки с естественным освещением через остеклённые или открытые проёмы в покрытии
  • незадымляемые лестничные клетки
    • Н1 — лестничные клетки со входом на лестничную клетку с этажа через незадымляемую наружную воздушную зону по открытым переходам
    • Н2 — лестничные клетки с подпором воздуха на лестничную клетку при пожаре
    • Н3 — лестничные клетки с входом на них на каждом этаже через тамбур-шлюз, в котором постоянно или во время пожара обеспечивается подпор воздуха[4].

Некоторые частные случаи конструкций лестниц[править | править код]

  • Приставная — используется для доступа в чердачное помещение, для уборки урожая в саду, при ремонтных работах и т. д. К простым относят переносные приставные, стремянки, приставные стационарные, складывающиеся и выдвижные лестницы. Изготавливаются из древесины, облегчённых алюминиевых профилей или труб (реже из стальных конструкций). Устанавливаются под большим углом (60—75°).
  • Стремянки. Служат для попадания с последнего этажа на чердак. Могут быть откидными и стационарными. Ширина такой лестницы около 60 см. Изготавливаются из профилированного металла и стержней диаметром примерно в 16 мм.
  • Монтажная лестница — упрощённая, не имеющая ограждений для рабочих, допущенных к высотным работам (верхолазов), или для сварки.
  • Посадочная лестница (Крановая) — лестница, предназначенная для доступа на кран. Угол наклона до 60°
пирамидальная и коническая лестница
  • Садово-парковая лестница. Служит для обеспечения подъёмов на разноуровневые террасы, спусков во внутренние дворики.
  • Трап — специальная лестница для посадки и высадки людей с судна, а также для их передвижения между палубами
    • внутренние, для сообщения между помещениями внутри судна;
    • наружные, для сообщения с палубами надстроек и рубок;
    • забортные;
    • постоянные;
    • съёмные;
    • вертикальные;
    • наклонные.
  • Скоб-трап — лестница из металлических П-образных скоб. Устанавливается на мачтах, сходах в шахты, башнях, дымовых трубах и др.
  • Верёвочные (рели) и тросовые лестницы — используются в хозяйстве, для эвакуации людей во время пожаров, а также в детских спортивных комплексах и цирке. До появления качественных статических верёвок тросовые лестницы повсеместно использовались спелеологами для спуска в пещеры. Верёвочная лестница может быть целиком изготовлена из верёвки, либо для её ступенек могут использоваться деревянные или металлические цилиндрические отрезки диаметром 25—30 мм. Ступеньки тросовой лестницы изготавливаются из металлических цилиндрических отрезков. Расстояние между ступенями обычно около 30 см.
  • Штормтрап — разновидность верёвочной лестницы, используемой для подъёма на корабль.
  • Ручные пожарные лестницы
    • Лестница штурмовая — пожарная ручная лестница, предназначенная для подъёма пожарных на этажи зданий по оконным проемам и перекрытиям. Входит в состав пожарно-технического вооружения пожарного автомобиля. Используется в пожарных и спасательных частях и подразделениях гражданской обороны для борьбы с очагами пожара и выполнения спасательных работ на высотах, для подъёма на этажи зданий через окна.
    • Лестница-палка — металлическая пожарная лестница, предназначенная для подъёма на уровень высоты лестницы, вышибания дверей и окон, обивки штукатурки со стен и потолков. Может применяться в качестве носилок для выноса пострадавших.
    • Лестница выдвижная трехколенная — выдвижная лестница для подъёма на выситу до 10 метров (до 3-го этажа). Входит в табель положенности пожарных автоцтистерн, насосно-рукавных автомобилей и автомобилей первой помощи.

Любая лестница состоит из наклонных маршей и горизонтальных поворотных площадок, лестничных площадок (этажных и промежуточных). Ступени одного марша могут опираться на наклонные плиты (плитный марш) или на наклонные балки — рёбра (ребристый марш). Рёбра располагаются под ступенями (косоур), либо ступени врезаются в боковую поверхность балок (тетива). Сравнительно новой можно назвать лестницу на больцах. Ступени с внешней стороны лестницы связываются с самонесущими поручнями, перилами, с ригелем на потолке, с основанием металлическими болтами, тяжами и опорами, а с внутренней крепятся к стене. Эти лестницы универсальны в применении и легки в сборке и установке.

Ступени[править | править код]

Тетива лестницы[править | править код]

Марш[править | править код]

Ширина лестничного марша для основных лестниц в зданиях обычно составляет 90—135 см в зависимости от классификации здания и назначения лестницы. Число ступенек в одном марше не должно превышать 18. После 18 ступенек должна быть предусмотрена площадка (за исключением винтовых лестниц).

В строительстве лестничные железобетонные марши подразделяются на:

  • плоские без фризовых ступеней. Условное обозначение — ЛМ;
  • ребристые с фризовыми ступенями. Условное обозначение — ЛМФ;
  • ребристые с полуплощадками. Условное обозначение — ЛМП. Бывают с двумя полуплощадками или без нижней.

Перила[править | править код]

Главной задачей перил является обеспечение безопасности передвижения по лестнице. Стандартное ограждение состоит из поручня и вертикальных опорных балясин. Пространство между ними заполняется согласно требованиям интерьера. Это могут быть: параллельные прокиды, вертикальные стойки, стеклянные экраны или экраны из перфорированной стали, резное дерево, а также ручная ковка, или ковка из типовых штампованных элементов. Существует два способа крепления ограждения к лестнице: непосредственно на ступень либо к торцу ступени с помощью специальных креплений.

Высота перил зависит от назначения лестницы и составляет от 86 до 110 см.

Поручень[править | править код]

Элемент, устанавливаемый на перилах, на стене. Настенный поручень применяется в случаях, когда лестничный марш с двух сторон ограничен стенами и устанавливать стойки не имеет смысла. Поручень, устанавливаемый в жилых домах, изготавливается, как правило, из пластифицированного ПВХ. Такой поручень сложно повредить, что позволяет ему сохранять презентабельный вид в течение долгого времени.

Балясина[править | править код]

Нижняя и верхняя опорные стойки перильного ограждения, имеющие в поперечнике круглую форму. Изготавливаются методом точения или бетонирования и литья в форму.

Минимальные параметры лестниц, их габариты, конфигурация, материал для разных типов зданий, сооружений, регламентированы в нормативных документах. (СНиПы и ГОСТы для России, ДБНы и ДСТУ для Украины).

В Книге Бытия описывается лестница Иакова, стоящая на земле и касающаяся верхом небес. Образ лестницы в небо получил интерпретацию в трудах Иоанна Лествичника (см. Лествица), с ней связан особый тип православных чёток — лестовка. В новейшей истории к образу лестницы в небо обращалась рок-группа Led Zeppelin (см. «Stairway to Heaven»).

Символизм[править | править код]

Лестницы используются и как символ и часть религиозного ритуала, они подчёркивают важность восхождения. Для создания нужного эффекта имеют значение ширина и крутизна лестниц. Эквивалентами лестницы являются золотая нить, ось мира, мировое дерево, мировая гора, радуга и др. Лестница пересекает три космические зоны, связывая мир богов, людей и подземный мир. Лестница связана с движением по вертикали. Зачастую ступени лестницы задают иерархию божеств.

Лестница символизирует:

  • переход от одного плана бытия к другому,
  • прорыв на другой онтологический уровень,
  • сообщение Земли с Небесами в обоих направлениях: восхождение человека и нисхождение божества.
  • имеет значение мировой оси, что связывает её с Космическим Древом и столбом,
  • олицетворяет доступ к реальности, абсолюту, к трансцендентному, переходя от нереального к реальному, от тьмы к свету, от смерти к бессмертию. Этот переход есть путь в другой мир через смерть,
  • делает Небо доступным, но может быть убрана. Первоначально лестница существовала в раю, и между богом и человеком была непрерывная связь, но с грехопадением она была утеряна,
  • мост, связана с ритуалами перехода. Подобно мосту, она может иметь острые края. (Лестницы восточных факиров имеют форму ножей),
  • иерархическая пирамида, знак удачной карьеры («продвигаться вверх по служебной лестнице»).
  • ведущая вверх — храбрость и смелость; ведущая вниз — трусость и подлость.

Ступени олицетворяют:

  • прибывающую силу человеческого сознания, проходящую через все ступени бытия
  • ступени инициации. Их число колеблется от семи до двенадцати. В ходе инициации человек в знании и реализации, нисходит в доблести.

У американских индейцев радуга — это лестница, дающая доступ к другому миру.

В буддизме лестница Шакьямуни изображается со следом Будды на нижней и верхней ступеньках. Шакьямуни сходит с неба Тушита на землю по лестнице, принесённой ему Индрой.

В Тибете связь человека с небом осуществляется посредством му — нити, верёвки или лестницы, которая могла принимать вид столба дыма, порыва ветра или луча света. Раньше тела тибетцев растворялись в свете и посредством му возносились на небо. Но однажды человек случайно перерезал му мечом, и с тех пор люди стали умирать, а их тела оставались на земле.

В христианстве лестница является символом страданий Христа. В раннем итальянском Возрождении Христос поднимается по лестнице либо находится уже возле креста, а палачи, поднявшиеся по лестницам, прибивают к поперечинам креста руки Спасителя. Иакову по пути в Харран приснилась лестница, доходившая до самого неба, по которой вниз и вверх сновали ангелы. Монаху-бенедиктинцу святому Ромуальду приснилась доходившая до неба лестница, вверх по которой взбирались одетые во все белое монахи его ордена. Эмблема святого Алексия. Лестница Иоанна Лествичника стала символом восхождения от одной добродетели к другой и борьбы со страстями. Символом страданий святого Бенедикта.

У египтян лестница — символ Гора и находится под покровительством бога Ра. Она возвышается над материальным миром и связывает его с Небесами. «Установил я лестницу к Небесам среди богов»; «Пусть я, Осирис, писец Ани, победоносно разделю место с тем, кто на вершине лестницы»; «Я совершил путешествие с земли на небо, Бог Шу помог мне встать, бог Солнца укрепил меня с двух сторон лестницы, и звёзды, которые никогда не заходят, направили меня на вершину пути и помогли избежать уничтожения» («Книга мёртвых»). Хатхор держит лестницу, чтобы добрые люди могли взобраться на Небо. В египетских захоронениях найдены амулеты в форме лестницы.

У евреев лестница — средство общения Господа с человеком посредством ангелов.

В исламе лестница, увиденная Мухаммедом, ведёт верных к Господу.

У японцев лестница — атрибут бога грозы, олицетворяющее средство сообщения между Небом и Землёй.

В митраизме инициируемый восходит по семиступенчатой планетарной лестнице, символизирующей проход души через семь небес. Шаман поднимается но лестнице или по жерди с семью зарубками, чтобы пообщаться с духами. Святилища культа Митры находились в подземельях, и в каждом святилище была лестница в семь ступеней, по которой восходили в обитель блаженства.

Сибирские народы представляли мировое (шаманское) дерево в виде лестницы, шеста или столба. Шаман эвенков попадал в Верхний мир, влезая по лестнице-дереву. В костюме шамана среди атрибутов, необходимых для путешествия по различным мирам, встречаются маленькие железные лестницы.

Две стороны лестницы — правая и левая колонны, или Райские Древа, соединённых перекладинами. Как и при всякой инициации, достижение верха сопряжено с опасностями, и взбирающийся по ней охвачен двойным чувством радости и страха.

Натуралисты XVIII века строили иерархичную картину мира, определяя «лестницу подчинённости, значимости и первенства в развитии способностей существ».

  1. ↑ Арсенал: Средневековые замки и крепости
  2. 1 2 Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. Статья 39. Классификация лестниц
  3. ↑ ГОСТ Р 53254—2009 ТЕХНИКА ПОЖАРНАЯ. ЛЕСТНИЦЫ ПОЖАРНЫЕ НАРУЖНЫЕ СТАЦИОНАРНЫЕ. ОГРАЖДЕНИЯ КРОВЛИ. Общие технические требования. Методы испытаний — М.: Стандартинформ, 2009, с. 2
  4. ↑ Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. Статья 40. Классификация лестничных клеток

.

Лесенка Маяковского — это… Что такое Лесенка Маяковского?

«Лесенкой» Маяковского называют использовавшийся поэтом способ записи стиха с разрывами строк на определённом слове и продолжением записи с новой строки, как, например, в стихотворении «Сергею Есенину»:

Вы ушли,
        как говорится,
                      в мир в иной.
Пустота...
        Летите,
               в звезды врезываясь.
Ни тебе аванса,
               ни пивной.
Трезвость.
. . .

Основные причины подобных разрывов строки Маяковский называет в своей книге «Как делать стихи» (1926). Это прежде всего более чёткое оформление ритма стиха, так как, по мнению Маяковского, традиционные знаки пунктуации недостаточно для этого приспособлены.

Однако, злые языки часто шутили в адрес Маяковского, будто он нарочно разбивает строки, чтобы получить больше денег за свои стихи. Слухи были основаны на том, что в некоторых изданиях гонорар за напечатанные стихотворения выплачивался поэтам в зависимости от количества строк в произведении, а не от фактического количества печатных знаков.

Интересным свидетельством представляется запись о выступлении Маяковского в Одессе из дневника литературоведа Льва Рудольфовича Когана (1885–1959). Запись сделана раньше появления книги Маяковского «Как делать стихи». Когану довелось зафиксировать диалог Маяковского со студентом, который вопросом «А правда, что вам за каждую строчку платят рубль?» публично намекнул на чисто корыстные мотивы «ломания» строки. Однако (по Когану) Маяковский уже тогда пояснил публике на конкретных примерах важность оформления ритма стиха в печатном виде.

Но, несмотря на все объяснения Маяковского, некоторые продолжали и продолжают считать, что он записывал строчки «лесенкой» исключительно ради повышения своего авторского гонорара.

«Лесенка» впоследствии получила широкое распространение среди поэтов. Такой схемой записи стихов пользовались Семён Кирсанов, Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко и другие.

О ВЫСТУПЛЕНИИ В. В. МАЯКОВСКОГО В ОДЕССЕ.
Из дневника Льва Рудольфовича Когана, предположительно 20–23 февраля 1924 года.



Вечер состоялся в малопосещаемом театре при бывшей Северной гостинице (в Театральном переулке), где раньше помещался кафешантан. Подходя к входу, я увидел множество студентов, старавшихся пробраться без билетов. В это время подошёл и Маяковский. Студенты окружили его с просьбой помочь им. Маяковский скомандовал:

— Становись в очередь, в затылок! Не толпиться у входа!

Театр был полон. Молодежь заполнила балкон. Интеллигенция и мещанская публика восседали в партере. Все ожидали, будет ли скандал. Ради этого, собственно, пришли и деньги платили.

Маяковский вышел на сцену в пальто и шляпе. Пальто снял и аккуратно положил на спинку кресла, шляпу — на стол, вынул из кармана книжку. Его встретили аплодисментами. Он коротко поклонился и деловито приступил к чтению.

Читал он воистину замечательно. И голос чудный, богатый интонациями, сильный, звучный и гибкий, и разнообразие оттенков, великолепное умение без всяких ухищрений передать деталь — цветовую или звуковую. Он явно был стихотворцем, оратором, трибуном, рождённым говорить с массой. Публика партера, явно пришедшая ради скандала, была заворожена. Те самые стихи, которые в печатном виде казались непонятными, насильственно разорванными по рубленым строчкам, оказались вполне понятными, ритмичными и, главное, не традиционными, и вполне сегодняшними, и поэтому очень близкими.

Меня особенно поразило в его чтении стихотворение «Необычайное происшествие на даче». Он кончил его патетически бодро и сильно:

Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить — и никаких гвоздей! Вот лозунг мой…

Он сделал сильное ударение на слове «мой» и прибавил, как бы бросив мимоходом, обыкновенным голосом:

… и солнца.

Он делал вид, что читал по книге. На самом деле — читал наизусть, поглядывая из-под опущенных век на публику и следя за впечатлением. Окончив чтение стихотворения, он делал паузу, перелистывая страницы книги, словно взвешивая, что бы ещё прочитать.

Во втором отделении Маяковский разговаривал с публикой и отвечал на присланные ему записки. Его ответы были кратки, почти афористичны, оригинальны и очень остроумны.

— Ну, кто ещё хочет поговорить? — спросил он, пряча в карман кучу записок, на которые уже ответил.

— Владимир Владимирович, — раздался звонкий голос с балкона, — почему вы ломаете строчку?

— А вы кто? — спросил в свою очередь Маяковский,

— Я студент.

— Ну а как вы сами думаете, почему я это делаю?

Звонкий голос ответил вопросом:

— А правда, что вам за каждую строчку платят рубль? В зале раздался гомерический хохот.

Маяковский серьёзно ответил:

— Правда. К сожалению, всего рубль.

— Ну, тогда понятно, почему вы делите строчку на части, иногда даже на три, — задорно выкрикивал с балкона студент при общем хохоте.

— Мне приятно это слышать, — иронически ответил Маяковский, — вижу, что вас кое-чему научили в институте, вы уже понимаете, что три больше одного.

Тут же поднялся такой хохот, что несколько минут публика не могла успокоиться.

— Поговорим серьёзно, — сказал Маяковский. — Не судите о работе поэта по-обывательски, мещански. Это пошлость. Говорят, мои стихи малопонятны, трудны. Одно из двух: либо я плохой поэт, либо вы плохие читатели. А так как я поэт хороший, то выходит, что вы плохие читатели…

— Что такое? — взвыли в публике.

— Вы читаете только глазами, а надо уметь читать и ушами.

— Мы не ослы! — закричал кто-то.

— В самом деле? — с улыбкой осведомился Маяковский. — Вот вы слышали сегодня мои стихи, были они непонятны?

— Нет, эти понятны, — раздалось со всех сторон.

— А вот эти-то стихи и считают обыкновенно непонятными.

— В вашем чтении они понятны.

— Ну так читайте как я. Вот и всё. Я дроблю строчку вот почему.

Он увлекательно изложил основы своей поэтики в том именно виде, как потом написал в статье «Как делать стихи». Он приводил простые, всем ясные примеры. И кончил так:

— Я вовсе не хочу сказать, что все должны писать так, как я. Да это и невозможно. Подражание никогда к добру не приводит. Каждому поэту нужно искать свой путь. Мой путь — наилучший для меня. Он даёт мне наилучшие средства для передачи моих мыслей о революции, о социализме, о советском человеке. Поэтому не тычьте мне классиков в лицо. Классики — классиками, а Маяковский — Маяковским.

Ему бурно аплодировали. Не только молодёжь, но и скептики из партера… На улице его провожала большая толпа.


Оригиналы рукописей и документов Льва Рудольфовича Когана сейчас хранятся в двух местах:

  1. Российская Национальная Библиотека (РНБ), ф. 1035 (Л. Р. Коган), 287 единиц хранения, 1890-е гг. — 1959.
  2. Государственный Литературный Музей (ГЛМ), ф. 53, 25 единиц хранения, 1928–1957. Адрес музея: Москва, ул. Петровка, 28.

Лесенка это | Путь к осознанности

Лесенка это ступенчатое размещение стихотворной строки на странице, один из способов деления поэтического текста на части. Лесенка закрепляет на письме нужное автору ритмическое, интонационное и синтаксическое членение стихотворной строки. Она не предназначена для создания визуальных композиций (см. Фигурные стихи). Изредка встречается у поэтов 19 и начала 20 века, главным образом в повествовательных и драматических произведениях, а также в стихоторениях «говорного» типа: в «Бахчисарайском фонтане» (1821-23), «Графе Нулине» (1825), «Медном всаднике» (1833), «Евгении Онегине» (1823-31) А.С.Пушкина, в поэмах «Мцыри» (1840), «Кавказский пленник» (1828) М.Ю.Лермонтова, «Балете» (1866) и «Современниках» (1875—76) Н.А.Некрасова, «Вольных мыслях» (1907) А.А.Блока. Первым, кто решительно отошел от традиции, в соответствии с которой стихотворные строки записывались отдельными неделимыми строчками, был Андрей Белый. В сборнике «Золото в лазури» (1903) он стал членить стихотворные строки на части и располагать их столбиком, а в цикле «Королевна и рыцари» (1911) наряду со столбиком начал пользоваться и лесенкой. В 1922 в предисловии к сборнику «После разлуки» Белый попытался теоретически обосновать свою творческую практику: «Мелодизм — вот нужная ныне и пока отсутствующая школа среди градаций школ… мелодических, интонационных знаков у нас нет дня выражения архитектоники мелодии… Одну и ту же страницу мы можем выразить в различных интонационных архитекгониках… Отсюда стремление… искать интонации в своеобразной манере начертания, передающей зрительно интонацию… Впереди русский стих ожидает богатство неисчерпанных мелодийных миров».

Другой русский поэт, одним из первых начавший делить стихотворные строки на самостоятельные графические отрезки, был В.В.Маяковский. В статье «Как делать стихи» (1926) он писал: «Надо всяческим образом приблизить читательское восприятие именно к той форме, которую хотел дать поэтической строке ее делатель. Наша обычная пунктуация с точками, запятыми, вопросительными и восклицательными знаками чересчур бедна и маловыразительна по сравнению с оттенками эмоций, которые сейчас усложненный человек вкладывает в поэтическое произведение». В дореволюционный период Маяковский пользовался столбиком, а с февраля-марта 1923 стал записывать свои стихотворные произведения лесенкой. Сохранились две беловые рукописи поэмы «Про это»: в первой текст расположен столбиком, во второй — вступление и первая глава записаны столбиком, а последующие главы — лесенкой. В конце второй беловой рукописи проставлена авторская дата 11/II.23. Если для Белого лесенка являлась лишь одним из графических приемов оформления текста, то у Маяковского она превратилась во всеохватывающий принцип творческой работы. С 1923 по 1930 практически все его стихотворения и поэмы разбиты на ступеньки. Причины, заставившие Маяковского отказаться от традиционного способа записи строк, исследованы в работах Л.И.Тимофеева. В дореволюционный период, полагал он, Маяковский стремился показать человека на пределе эмоциональной напряженности. Этот тип переживания породил особый тип речи, распадающийся на отдельные самостоятельные слова-выкрики. Отсюда и проистекает столбиковая форма стихов Маяковского, которая подчеркивала интонационную обособленность тех или иных отрезков фразы. Отказ от столбика, по-видимому, связан с намерением поэта яснее обозначить границы стихотворных строк, но при этом сохранить возможность обособления слов в строке. Лесенка в полной мере отвечала этому его желанию. Ступеньки делили стих на части, но в отличие от столбика не приводили к утрате визуального единства стихотворной строки. Сопоставление столбиковой и лесенковой редакций поэм «Про это» (1923) говорит в пользу такого предположения. Переход от одного способа подачи текста к другому в обоих случаях не сопровождался сколько-нибудь значительными изменениями в разбивке стихотворных строк. Эксперименты Белого и творческий опыт Маяковского по использованию столбика и лесенки были восприняты поэтами-современниками разных школ и направлений — Н.Асеевым, С.Кирсановым, И.Сельвинским, С.Есениным, Э.Чаренцом, Н.Хикметом, Ю.Тувимом. В дальнейшем этот творческий опыт помогал решать творческие задачи Л.Мартынову, В.Луговскому, А.Вознесенскому, Е.Евтушенко, Р.Рождественскому. В современной поэзии лесенка и столбик превратились в распространенный и общеупотребительный прием графического оформления поэтического текста.

ЛЕСТНИЦА — это… Что такое ЛЕСТНИЦА?

  • Лестница — – элемент, закрепляемый или не закрепляемый на опалубке для перемещения рабочих. [ГОСТ Р 52086 2003] Лестница – конструктивный элемент здания, соединяющий этажи. Лестницы располагаются в огражденных несгораемыми стенами помещениях… …   Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

  • лестница — См …   Словарь синонимов

  • ЛЕСТНИЦА — ЛЕСТНИЦА, ы, жен. Сооружение в виде ряда ступеней для подъёма и спуска. Мраморная л. Пожарная л. Выдвижная л. Винтовая л. (поднимающаяся спиралью). Верёвочная л. (из толстых верёвок, закрепляемая вверху). • Служебная лестница ряд должностей от… …   Толковый словарь Ожегова

  • ЛЕСТНИЦА — мифопоэтический образ связи верха и низа, разных космических зон. В завершённом виде Л. пересекает три космические зоны, связывая мир богов, людей и умерших или злых духов, демонических сил, хтонических животных, соответственно рай и преисподнюю …   Энциклопедия мифологии

  • ЛЕСТНИЦА — (стар.) трап. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 …   Морской словарь

  • лестница — лестница. Произносится [лесница] …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • лестница — Конструкция со ступенями для пешеходной связи между помещениями и устройствами, находящимися на разных уровнях [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики элементы зданий и сооружений EN… …   Справочник технического переводчика

  • Лестница — У этого термина существуют и другие значения, см. Лестница (значения). Потёмкинская лестница в Одессе …   Википедия

  • лестница — 3.8 лестница: Простейшее средство доступа с углом наклона к горизонтали 15° 60°, состоящее из горизонтальных ступеней. Источник: ГОСТ Р 52169 2003: Оборудование детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Лестница — Означает переход от одного плана бытия к другому, прорыв на другой онтологический уровень, сообщение Земли с Небесами в обоих направлениях: восхождение человека и нисхождение божества. Соответственно, лестница имеет значение мировой оси, что, в… …   Словарь символов

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *